В т батычко финансовое право. Финансовое право. Конспекты лекций и схемы. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Виды и органы финансового контроля

Раздел 1. Общетеоретические вопросы Финансового права

Тема №1 Законодательство в области финансов. характеристика финансовых правоотношений; основные институты финансового права. Понятие финансового права

1. Понятие финансового права. Предмет и метод финансового права. Место финансового права в единой системе российского права.

2. Финансовое законодательство.

3. Финансово-правовые нормы. и содержание, виды, структура.

4. Финансовые правоотношения. Понятие, содержание, субъекты. Классификация финансовых правоотношений. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений.

5. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписании одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод присущ и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержания, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.



Место финансового права в единой системе российского права. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право- ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансово-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды финансово-правовых норм. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения".

Субъект финансовой) права- это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

а) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

· бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения: неналоговые правоотношения:

· финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования;

· правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

· финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

· финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов:

· валютные правоотношения:

б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

· органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

· вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

· предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

· финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

· финансовыми органами и гражданами;

· самими финансово-кредитными органами.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт- извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам:

3) использование выданных бюджетных ассигнований:

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок зашиты.

Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций- запретительных мер и др.).

Понятие "финансовое право" может употребляться в двух аспектах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.


Тема №2 Правовые основы финансового контроля

1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль. Финансовый контроль представительных органов. Полномочия Счетной палаты Российской Федерации. Правительство как субъект осуществления финансового контроля. Полномочия Министерства финансов РФ и министерств финансов РФ субъектов в области финансового контроля. Федеральное казначейство, его задачи и полномочия в осуществлении финансового контроля.

2. Валютный и экспортный контроль и органы, его осуществляющие. Ведомственный финансовый контроль, его задачи в современных условиях формирования рыночных, отношений. Права и обязанности главных, старших бухгалтеров предприятий и учреждений в осуществлении финансового контроля.

3. Правовые основы аудита в РФ, его виды. Инициативные и обязательные проверки. Правовое значение акта аудиторской проверки. Предварительный, текущий и последующий виды финансового контроля.

4. Методы финансового контроля. Ревизия- основной метод финансового контроля, се виды. Значение акта ревизии. Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов с аудиторскими фирмами и другими контрольными органами по предупреждению преступлений в сфере хозяйственно- финансовой деятельности.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль - что контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

а) в силу требований законодательства;

б) по решению компетентных государственных органов.

Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов. Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих, его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный

ж) аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", которым установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу). Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федеральною бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль производят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию. Основные задачи данного контроля:

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т.д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию па осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки;

Штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовой контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля. Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральном; Собранию. Основным нормативным документом является Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ".

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение Счетной палаты - г. Москва.

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных, органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые зa счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председатели Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации. Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Председатель Счетной палаты:

осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

представляет Счетную палату б органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.

Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком па шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы. Председателем Правительства Российской Федерации. Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации. Председателем Конституционного Суда Российской Федерации. Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации. Президиума Правительства Российской Федерации.

Название: Финансовое право - конспект лекций.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Финансовое право».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам ВУЗ.

Финансы как экономическая категория существуют наряду с такими «неправовыми» понятиями, как «прибыль», «стоимость», «деньги». В праве же эти категории не имеют самостоятельного значения и используются только для обозначения предмета правового регулирования. Поэтому все определения «финансов», предлагаемые юридической наукой, одинаково правомерны, и споры об их истинности носят в основном теоретический характер.
Государственные финансы имеют богатую историю. Одним из главных признаков государства теория права называет наличие единой денежной системы и сбор налогов, т.е. формирование государственных денежных фондов, которые являются не чем иным, как государственными финансами.

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие финансов 5
Тема 2. Финансовая система Российской Федерации 11
Тема 3. Предмет и система финансового права 19
Тема 4. Источники финансового права 26
Тема 5. Финансовый контроль 31
Тема 6. Органы финансового управления и контроля 38
Тема 7. Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации 49
Тема 8. Доходы и расходы бюджета 56
Тема 9. Бюджетный процесс в Российской Федерации 71
Тема 10. Правовой режим финансов предприятий 88
Тема 11. Понятие и роль налогов в Российской Федерации 100
Тема 12. Налог на добавленную стоимость 109
Тема 13. Акцизы 118
Тема 14. Налог на доходы физических лиц 126
Тема 15. Налоги на имущество физических лиц 139
Тема 16. Налог на прибыль организаций 145
Тема 17. Налог на имущество организаций 150
Тема 18. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации 154
Тема 19. Валютное регулирование в Российской Федерации 163
Тема 20. Валютный контроль в Российской Федерации 175

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Финансовое право - конспект лекций - Шуплецова Ю.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Введение

Правовое регулирование финансовых отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности (образования, распределения и использования фондов денежных средств) государства, представляет собой предмет финансового права. Оно находится на стыке двух наук – финансов и права. Такое сочетание активно используется на практике, с ним часто сталкиваются не только юристы и финансисты, но и работники экономических, бухгалтерских, аналитических служб различных организаций, банковских учреждений и страховых компаний. Финансовое право затрагивает деятельность государственных органов в части формирования доходов и расходов бюджетов различных уровней, составления проектов бюджетов.

Успешное решение финансовых проблем хозяйствующих субъектов может быть осуществлено путем применения соответствующих законодательных норм. Отсюда вытекает необходимость в знании многочисленных российских законов и других нормативных актов. Правильное понимание законодательства и умение быстро ориентироваться в нем должны прививаться будущим специалистам со студенческой скамьи. Именно поэтому учебный курс по основам финансового права важен для вузов, ведущих подготовку студентов не только по юридическим, но и экономическим, а также финансовым специальностям в рамках магистерских программ.

В кратком курсе «Финансовое право» авторы постарались осветить такие темы, как предмет и источники финансового права; характеристика финансовых правоотношений; особенности построения российской финансовой системы; правовое регулирование финансовой деятельности организаций; понятие и виды финансового контроля. Большое внимание в пособии уделено бюджетному праву, сущности и принципам построения бюджетной системы и бюджетного процесса. Раскрыты вопросы правового регулирования налогообложения, налогового права и налогового производства, а также ответственность за нарушение налогового законодательства. Отдельные главы посвящены правовому регулированию банковской деятельности, эмиссии и обращению ценных бумаг, денежному обращению и расчетам, валютным отношениям, страхованию и лизингу.

Обратите внимание на важный момент. Поскольку законодательство нестабильно, авторы сочли целесообразным не указывать все источники, в которых опубликованы изменения и дополнения, внесенные в действующие нормативные акты. В учебном пособии даются название документа, дата и номер его принятия, а также дата последних изменений и дополнений. Для этого использована интернет-версия системы «КонсультантПлюс» по состоянию на 15 апреля 2010 г.

Авторы надеются, что предоставленный материал позволит читателям детально изучить важнейшие вопросы финансового права. Любая конструктивная критика будет воспринята с благодарностью и учтена в дальнейшей работе.

Финансовое право как отрасль российского права

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Другими словами, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности.

Метод финансового права – это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:

♦ одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;

♦ любое юридическое и (или) физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонне властным;

♦ властные предписания не основываются на отношениях субординации и должностного подчинения.

Финансово-правовая норма – это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права закрепляются требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объем прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Классификация финансово-правовых норм осуществляется по различным основаниям (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Классификация финансово-правовых норм


В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида:

обязывающие (требуют совершения конкретных действий от участников финансовых отношений, имеющих определенные права и обязанности);

запрещающие (налагают запрет на определенное действие в финансовой сфере);

уполномочивающие (предоставляют права участникам финансовых отношений при совершении ими определенных действий).

В законодательстве приоритет отдается обязывающим нормам финансового права.

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы подразделяются:

♦ на материальные (закрепляют виды и размеры денежных обязательств налогоплательщиков перед государством, определяют направления расходования бюджетных средств и их объемы и т. д.);

процессуальные (определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений, например, по прохождению бюджета).

По времени охвата финансово-правовые нормы бывают:

общие - устанавливаются на неопределенный срок (они прекращают действовать в силу отмены или изменения);

временные - имеют конкретный срок действия.

Нормы финансового права структурно делятся на три компонента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - несколько четко сформулированных условий, при наличии которых законодательство предоставляет право на совершение определенных действий в области финансов. Диспозиция предопределяет правила поведения участников финансовых правоотношений (например, закон определяет конкретные ставки налога, распределяемого в бюджеты разных уровней). Санкция - это мера ответственности, применяемая к нарушителям финансово-правовых норм.

Система финансового права состоит из общей и особенной частей. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В ней определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах компетенции финансовую деятельность.

Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, то есть регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней финансовой деятельности государства. Финансовый институт объединяет в группу однородные экономические отношения, взаимосвязанные по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны, они содержатся в разнообразных нормативных правовых актах или источниках финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных уровней. Источниками финансового права являются: Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК)), законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции и др.

Большинство норм финансового права, как и иных отраслей права, реализуются в правоотношениях. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

О.Ш. Рашидов

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Краткий курс лекций

Нижний Новгород

О.Ш. Рашидов

Финансовое право: краткий курс лекций. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия. – 2009. – С.

В предлагаемом кратком курсе лекций изложен материал по дисциплине «Финансовое право» в соответствии с законодательством РФ и общими принципами теории государства и права. Краткий курс лекций по финансовому праву предназначен для студентов и может быть использован как основа при подготовке к сдаче экзамена, студенты в сжатые сроки могут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения курс а «Финансовое право».

©НОУ ВПО Нижегородская правовая академия (институт), 2009

© Рашидов О.Ш., 2009

Общая часть

1. Финансовое право как отрасль российского права

2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

3. Финансовый контроль

Особенная часть

4. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ

5. Бюджетный процесс в РФ

6. Правовое регулирование целевых государственных и муниципальных фондов

7. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.

8. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

9. Правовое регулирование финансов государственных и муниципальных предприятий.

10. Страхование в Российской Федерации

11. Правовое регулирование денежного обращения в РФ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления процессами новыми методами хозяйствования, Финансовое право Российской Федерации выдвигается в число ведущих отраслей отечественного законодательства и играет всё более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства и муниципальных образований.

Финансовое право является одной из основных самостоятельных отраслей российского права. Экономические и политические реалии обуславливают потребность в использовании финансово-правовых норм как регулятора относительно новых общественных отношений и необходимость их глубокого освоения. Финансовые отношения выступают частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Развитие финансовых отношений сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований: формируются новые специализированные государственные органы, обновляются методы финансовой деятельности, растёт массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

Финансовое право - это отрасль российского права, которая регу­лирует общественные отношения, связанные с мобилизацией денеж­ных средств в государственные и муниципальные фонды и их ис­пользованием в интересах общества и государства.

Финансовое право регулирует разнообразные отношения - бюд­жетные, налоговые, отношения, связанные с функционированием вне­бюджетных фондов, отношения, существующие в сфере государствен­ного (муниципального) долга. Возникновение, изменение и пре­кращение этих отношений обусловлено необходимостью формирования государственных (муниципальных) денежных фондов для обеспече­ния финансовой основы существования государства, реализации его функций, в том числе - для решения социальных задач. Кроме того, финансово-правовым регулированием охвачено движение денежных потоков (в том числе - валютных) как в наличной, так и в безналич­ной форме, что требуется для упорядочения денежной массы на тер­ритории России.

Еще одной задачей финансового права является уре­гулирование отношений, связанных с про ведением мероприятий фи­нансового контроля, что необходимо в целях обеспечения имущественных интересов государства, общества в целом, а также от­дельных его субъектов. Также финансово-правовые нормы содержат правила о надзоре за некоторыми видами деятельности, которые тесно сопряжены с финансовой деятельностью государства и муниципаль­ных образований - страховая, банковская деятельность, аудит, бухгал­терский учет.

Таким образом, изучение финансового права важно для понима­ния основ финансовой деятельности государства - деятельности, на­правленной на обеспечение государства денежными средствами, которые расходуются на удовлетворение нужд общества. Программа курса по общей части финансового права рассчитан: на изучение норм права, а также судебной и арбитражной практики по вопросам применения Финансового законодательства РФ студентами, обучающимися по специальности «Юриспруденция».

Финансовое право. Конспекты лекций и схемы. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю.

2- е изд. - М.: Дело, 2002 . - 224 с.

В пособии в краткой, конспективной форме изложены ответы на вопросы, выносимые на экзамен по курсу "Финансовое право Российской Федерации". Используя данное пособие, студенты смогут формализировать и конкретизировать свои знания по предмету, получить целостное представление об обшей конструкции и о структурных элементах финансового права, повторить основные финансово-правовые понятия, сформулировать примерный план ответа.

Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, научным работникам и всем, кто интересуется вопросами финансового права России.


Формат: pdf / zip

Размер: 1,18 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 8
Конспект лекции 1. Финансы, система финансов и система финансовых органов РФ 10
Схема№ 1. Понятие финансов. 14
Схема№2. Функции финансов. 14
Схема № 3. Функции государства, осуществляемые посредством управления финансами 14
Схема№ 4. Система финансов России 15
Схема№ 5. Система финансовых органов России 16
Конспект лекции 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований 17
Схема № 6. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований... 20
Схема № 7. Задачи финансовой деятельности государства и муниципальных образований... 20
Схема № 8. Функции финансовой деятельности государства и муниципальных образований.... 21
Схема № 9. Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований.... 22
Схема № 10. Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.... 23
Конспект лекции 3. Финансовое право как отрасль права 24
Схема МП. Финансовое право как отрасль права 28
Конспект лекции 4. Предмет финансового права 29
Схема № 12. Предмет финансового права 30
Схема№ 13. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от функций финансовой деятельности 31
Схема № 14. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от субъектного состава. 32
Схема № 15. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от деления на финансово-правовые институты 33
Схема № 16. Классификация финансово-правовых отношений по различным основаниям 34
Конспект лекции 5. Метод финансового права 35
Схема № 17. Структура метода правового регулирования... 37
Схема №18. Особенности публично-правового метода 38
Схема № 19. Особенности финансового права 38
Конспект лекции 6. Наука финансового права 39
Схема № 20. Понятие «финансовое право» 44
Схема № 21. Состав науки финансового права 44
Схема № 22. Состав предмета науки финансового права... 45
Схема № 23. Классификация понятий финансового права в соответствии с критерием определенности смыслового значения 46
Схема № 24. Элементы системы понятийного аппарата финансового права. 4 6
Схема № 25. Методология науки финансового права 47
Конспект лекции 7. Система финансового права 48
Схема № 26. Критерии обособления совокупности норм права в правовой институт. 51
Схема№27. Система финансового права 51
Конспект лекции 8. Источники финансового права 52
Схема № 28. Признаки закона как источника права 55
Схема № 29. Характерные черты локальных актов государственных организаций, содержащих финансово-правовые нормы 55
Схема № 30. Основные свойства, присущие нормативному договору. 56
Схема №31. Классификация международно-правовых норм 56
Конспект лекции 9. Финансово-правовые нормы 57
Схема № 32. Признаки финансово-правовых норм 61
Схема № 33. Классификация финансово-правовых норм по выполняемым функциям 61
Схема № 34. Классификация финансово-правовых норм по характеру воздействия на участников отношений 62
Схема № 35. Классификация финансово-правовых норм по содержанию 62
Схема № 36. Классификация финансово-правовых норм по территориальному признаку 62
Схема№37. Классификация финансово-правовых норм по времени действия 62
Схема № 38. Классификация финансово-правовых норм по выполняемым в процессе правового регулирования операциям 63
Схема № 39. Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям 64
Конспект лекции 10. Субъекты финансового права 65
Схема № 40. Классификация субъектов финансового права 70
Схема № 41. Общественно-территориальные образования.. 71
Схема № 42. Коллективные субъекты финансового права... 72
Схема №43. Индивидуальные субъекты финансового права 73
Конспект лекции 11. Финансовые правоотношения 74
Схема № 44. Элементы финансовых правоотношений 79
Схема № 45. Объекты финансового правоотношения 80
Схема № 46. Классификация финансовых правоотношений 81
Конспект лекции 12. Юридические факты в финансовом праве 82
Схема №47. Систематизация юридических фактов по волевому признаку. 86
Схема № 48. Классификация фактических составов 87
Конспект лекции 13. Финансовый контроль. 88
Схема № 49. Виды финансового контроля в зависимости от природы осуществляющих его субъектов... 92
Схема № 50. Органы финансового контроля 93
Схема №51. Виды финансового контроля в зависимости от объекта контроля 94
Схема № 52. Роль финансового контроля в охране собственности 95
Конспект лекции 14. Счетная палата РФ 96
Схема № 53. Состав Счетной палаты РФ. 1 0 0
Конспект лекции 15. Министерство финансов РФ, налоговые органы, органы налоговой полиции 101
Схема № 54. Структура Министерства финансов РФ 108
Схема № 55. Система Федеральной службы налоговой полиции РФ 109
Конспект лекции 16. Банковский контроль 110
Схема № 56. Субъекты банковского финансового контроля 113
Конспект лекции 17. Аудиторский контроль (аудит) 114
Схема№ 57. Виды аудита 118
Конспект лекции 18. Формы и методы финансового контроля 119
Схема № 58. Методы финансового контроля 122
Схема№ 59. Классификация (виды) ревизий 123
Конспект лекции 19. Бюджет и бюджетное устройство РФ. 124
Схема № 60. Бюджетная система государства 130
Схема №61. Принципы бюджетной системы РФ 131
Конспект лекции 20. Бюджетное право и бюджетное законодательство 132
Схема № 62. Система бюджетного законодательства 137
Схема № 63. Система нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения..138
Схема № 64. Система источников бюджетного права 138
Схема № 65. Методы бюджетного регулирования 139
Конспект лекции 21. Бюджетные права РФ, субъектов РФ, муниципальных образований 140
Конспект лекции 22. Государственные и муниципальные доходы 147
Схема № 66. Классификация доходов федерального бюджета 152
Конспект лекции 23. Расходы бюджетов 153
Схема №67. Классификация расходов бюджетов 156
Схема № 68. Виды государственных расходов по функциональному признаку 157
Схема № 69. Формы расходов бюджетов...; 158
Конспект лекции 24. Государственный долг. 159
Схема № 70. Формы долговых обязательств РФ 165
Схема № 71. Виды государственного долга 166
Схема № 72. Методы управления государственным долгом 167
Схема № 73. Виды государственных займов 168
Схема № 74. Классификация источников финансирования дефицита государственного бюджета 169
Конспект лекции 25. Бюджетный процесс 170
Схема № 75. Участники бюджетного процесса 178
Схема № 76. Система органов, обладающих бюджетными полномочиями 1 7 9
Схема № 77. Бюджетный процесс. 180
Схема № 78. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства 181
Схема № 79. Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства 1 8 2
Схема № 80. Виды нарушений бюджетного законодательства 1 8 3
Конспект лекции 26. Государственные внебюджетные фонды 184
Схема № 81. Понятие и виды государственных внебюджетных фондов 1 8 9
Конспект лекции 27. Финансирование. 190
Схема № 82. Принципы финансирования 1 9 7
Схема№ 83. Виды смет. 197
Схема № 84. Классификация норм расходов 1 9 8
Схема № 85. Источники финансирования государственных капитальных вложений 1 9 9
Схема № 86. Классификация внебюджетных средств 200
Конспект лекции 28. Денежная система и денежное обращение 201
Схема № 87. Структура денежной системы 206
Схема № 88. Виды денежных знаков 207
Схема № 89. Принципы эмиссии наличных денег в РФ 208
Схема № 90. Формы безналичных расчетов 209
Схема № 91. Способы регулирования денежного обращения 210
Конспект лекции 29. Валютное регулирование и валютный контроль 211
Схема № 92. Структура валютных правоотношений 217
Схема № 93. Понятие валютных операций 218
Схема № 94. Виды валютных операций 218
Схема № 95. Виды валютных операций, связанных с движением капитала 219
Схема № 96. Резиденты 219
Схема №97. Нерезиденты 220
Схема № 98. Органы, осуществляющие валютный контроль. 220
Схема № 99. Объекты валютных правоотношений 221
Схема № 100. Понятие и виды валютных ценностей 222
Использованная и рекомендуемая литература 223



Просмотров