Радиус сопряжения дороги. Пересечения дорог в одном уровне

Неотъемлемыми элементами дорожной сети являются пересечения и примыкания дорог в одном уровне.

Пересечения и примыкания, автомобильных дорог в одном уровне проек­тируют на дорогах I-б категории с дорогами IV, V категорий при обязательном отгоне левоповоротных направлений движения. На дорогах II, III, IV категорий при суммарной перспективной интенсивности в узле от 2000 до 8000 прив. ед/сут применяют схемы пересечений в одном уровне с направляющими островками на главной и второстепенной дорогах и полосой для левоповоротного движения на главной дороге в общей сети автомобильных дорог.

Простые примыкания и пересечения в одном уровне следует проектировать на дорогах IV,V категорий при суммарной интенсивности движения менее 2000 прив. ед/сут.

1 Общие положения по проектированию пересечений и примыканий в

одном уровне.

Место пересечения автомобильных дорог представляет собой узел, в котором сходятся несколько автомобильных дорог. Основными требованиями для пересекающихся дорог являются, обеспечение безопасности движения с наи­меньшей потерей времени в пределах пересечения. Пересечения и примыкания, дорог в одном уровне рекомендуется выполнять под прямым или близким к нему углом.

Своевременная видимость пересечения со всех подъездов необходима для перестроения, поворота, для попуска транспортных средств, с преимущественным правом проезда, торможения. Она достигается расположением пересечения на участках вогнутых вертикальных кривых пересекающихся дорог, чёткой информацией с помощью знаков. Узлы с уширениями устраивают для повышения пропускной способности и скорости движения на основной дороге. Переходно-скоростные полосы позволяют увеличивать ширину проезжей части постепенно на поворотных съездах. Узлы с направляющими островками получили широкое распространение. Очертание расположения островков определяют схемой движения. Пересечения и примыкания дорог в одном уровне следует располагать на прямоугольных участках пересекающихся дорог на свободных площадках. Продольные уклоны дорог на подходах к пересечению на протяжении расчётных расстояний видимости, зависящих от расчётной скорости, не должны превышать 40 ‰. На пересечениях автомобильных дорог интенсивность движения равна сумме интенсивности по пересекающимся дорогам. При движении автомобилей на участке пересечений создаются помехи при поворотах отдельных автомобилей: 16 точек пересечений, 8 точек разветвлений и 8 слияний движения. В этих точках, называемых опасными, возможно столкновение автомобилей. Чем больше интенсивность на пересечении, тем выше опасность столкновения автомобилей.

Рисунок 1.1 - Траектории движения автомобилей на пересечениях в од­ном уровне

При выборе вида пересечений и примыканий в одном уровне применяют типовой проект 503-0-51.89 «Пересечения и примыкания, дорог в одном уровне».

2 Типы пересечений и примыканий, дорог в одном уровне

Пересечения и примыкания в одном уровне могут быть канализированные, простые и кольцевые.

Выбор типа пересечений и примыканий в одном уровне производится с учётом категорий дорог, подходящих к углу, суммарной перспективной интенсивности движения, наличия свободной территории, распределения движения между прямым направлением, левыми и правыми поворотами.

Безопасность движения обеспечивается видимостью участка пересечения, хорошей просматриваемостью. Расстояние видимости обеспечивается для со­ответствующей категории пересекаемой дороги. На пересекающихся дорогах не рекомендуются вертикальные выпуклые кривые, т.к. это ухудшает видимость пересечения.

Кольцевые пересечения примыкания применяются, когда интенсивность движения на пересекающихся дорогах отличается не более чем на 20 %, а лево-поворотных автомобилей менее 40 %.

10. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

10.1. Пересечения дорог в одном уровне

В местах слияния двух или более дорог образуется зона взаимодействия транспортных потоков, которую называют узлом . Такие узлы автомобильных дорог, особенно если они устраиваются в одном уровне между собой или с железными дорогами, отличаются тем, что они более загружены, чем остальное их протяжение, поскольку интенсивность движения в таких узлах равна сумме интенсивностей по соединяющимся дорогам. Узлы автомобильных дорог в одном уровне разделяют на пересечения и примыкания .

Пересечение – это узел, в котором сходятся более трех автомобильных дорог, которые, как правило, не прерываются, и возможно сквозное движение по каждой из них или движение с помощью специальных устройств (кольцо ).

Примыкание – это узел автодорог, где к одной дороге примыкает другая (в одном или разных уровнях), не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле.

На пересечениях условия движения для автомобилей, следующих по прямым направлениям, осложняются маневрами поворачивающих автомобилей. Возможные траектории движения на пересечении в одном уровне (рис. 10.1) образуют 16 точек пересечений и по восемь точек разветвлений и слияний потоков. В этих точках, называемых конфликтными , высока вероятность столкновения автомобилей.

Рис. 10.1. Места пересечения и

слияния потоков движения

на пересечении в одном уровне:

1 точки разделения потоков движения;

2 точки слияния потоков движения;

3 точки пересечения потоков движения

Чем больше интенсивность движения по пересекающимся дорогам и чем выше доля автомобилей, совершающих маневры поворотов, особенно левого, тем значительнее взаимные помехи для движения. Поэтому при очень высокой суммарной интенсивности движения устраивают пересечения в разных уровнях, а при несколько меньшей  пересечения и примыкания в одном уровне, оборудованные дополнительными элементами, обеспечивающими четкую организацию движения в разных направлениях  дополнительными переходно-скоростными полосами и направляющими острoвками.

В соответствии с нормами России в одном уровне разрешается устраивать пересечения дорог II категории с дорогами IV и V категорий, а также дорог III, IV и V категорий между собой, если перспективная суммарная интенсивность движения в узле не превышает 4000 авт/сут.

Наиболее эффективным мероприятием по улучшению условий движения на пересечениях в одном уровне является канализирование движения  выделение для каждого направления самостоятельной полосы на проезжей части. Канализирование движения можно осуществлять рядом способов  устройством на проезжей части направляющих островков, выделение дополнительных полос для ожидания автомобилями возможности осуществления левых поворотов без помех для автомобилей, следующих в прямом направлении, устройством на проезжей части дополнительных переходно-скоростных полос для плавного притормаживания или набора скорости поворачивающими автомобилями. В зависимости от интенсивности движения и категории пересекающихся дорог островки устраивают или только на второстепенных дорогах, или на обеих дорогах (рис. 10.2).


Рис. 10.2. Пересечение и примыкание дорог с канализированным движением:

1 каплевидные островки;2 треугольные островки;3 линии разметки на проезжей части;4 дополнительная полоса проезжей части для автомобилей, ожидающих левого поворота;5 островок, преграждающий въезд на дополнительную полосу

Более совершенными с точки зрения организации и безопасности движения являются кольцевые пересечения . Движение автомобилей по кольцу в одном направлении обеспечивает четкую организацию и придает ему упорядоченность, поскольку все маневры автомобилей сводятся к включению в транспортный поток и выходу из него (рис. 10.3). Кольцевые пересечения имеют тот недостаток, что из-за непрерывных перегруппировок автомобилей скорость движения существенно снижается по сравнению с подходами к пересечению, а сами пересечения требуют отвода большой площади. Участок кольца между пересекающимися дорогами (рис. 10.3) должен иметь длину, достаточную для включения автомобилей в поток и выхода из него в нужном направлении.

Рис. 10.3. Элементы кольцевого пересечения:

1 и 4  подходы к пересечению;

2  ширина проезжей части на пересечении;

3  въезд;

5  выезд;

6  длина участка между направляющими островками;

7  пересечение;

8  направляющие островки;

9  центральный островок

Следует иметь ввиду, что на участке дорог, примыкающих к пересечению, проезжую часть уширяют, устраивая на ней дополнительные полосы проезжей части, отделяемые от основной проезжей части линиями разметки, а иногда и дополнительными разделительными полосами. Эти дополнительные полосы называют переходно-скоростными . Их длину (L в метрах) назначают из условия разгона и притормаживания автомобилей от скорости на основной дороге до скоростипри выполнении маневра (примерно 20 км/ч):


, (10.1)

где a  ускорение автомобиля. На основе наблюдений за режимами движения его принимают равным 0,8-1,2 м/с 2 при разгоне, 1,75-2,5 м/с 2 при замедлении.

Пересечения с железными дорогами являются особым случаем.

Нормы предусматривают, чтобы при новом строительстве на дорогах I-III категорий обязательно устраивались пересечения в разных уровнях. На дорогах IV и V категорий пересечения в разных уровнях необходимы в случаях:

    при движении по железной дороге поездов со скоростью более 120 км/ч;

    в случаях, когда железная дорога расположена в выемке;

    когда пересекаются три ж/д пути и более;

    на пригородных участках, когда по автомобильной дороге предусматривается движение троллейбусов, или на обочине располагаются трамвайные пути.

На пересечениях с железными дорогами в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель, находящийся от переезда на расстоянии, равном расчетному расстоянию видимости, может увидеть приближающийся поезд не менее чем за 400 метров, а машинист локомотива должен видеть середину переезда за 1 км (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Требования к видимости на пересечениях автомобильных и

железных дорог:

1  линия, ограничивающая зону видимости переезда машинистом локомотива;

2  то же, водителем автомобиля;

3  срезки для обеспечения видимости переезда

10.2. Пересечения дорог в разных уровнях

При высокой интенсивности движения обеспечение бесперебойного и безопасного движения в транспортных узлах может быть достигнуто путем устройства транспортных развязок в разных уровнях. Такие развязки устраивают на пересечениях дорог I категории с дорогами всех категорий, I, II и III категории между собой, если суммарная перспективная интенсивность движения превышает 8000 приведенных автомобилей в сутки.

На пересечениях в разных уровнях одна из основных пересекающихся дорог проходит над другой по путепроводу. Обычно это бывает дорога с меньшей интенсивностью движения. Такое решение дает возможность пропустить потоки движения по обеим дорогам в прямом направлении без снижения скорости из-за помех от поворачивающих автомобилей.

Причем правые повороты на пересечениях в разных уровнях осуществляются беспрепятственно, с малым снижением скорости по так называемым правоповоротным съездам , на которых помехи при движении могут возникать при включении поворачивающих автомобилей в транспортный поток по пересекаемой дороге. Основные трудности, порождающие разнообразие схем пересечений в разных уровнях, вызываются сложностью левых поворотов, которые можно осуществлять одним из трех способов (рис. 10.5).


Рис. 10.5. Схемы осуществления левых поворотов на пересечениях в разных уровнях:

а  при помощи правого поворота на 270 0 после проезда моста; б в  по специальным левоповоротным съездам

На автомобильных магистралях с высокой интенсивностью движения, достигающей несколько сотен тысяч автомобилей в сутки, помехи от снижения скорости поворачивающими автомобилями и опасность заторов на право- и левоповоротных съездах настолько велики, что схемы их планировки проектируют индивидуально с учетом интенсивности потоков в разных направлениях, обеспечивая возможность осуществления левых поворотов с высокой интенсивностью движения по кратчайшему направлению без снижения скорости. В результате получают пересечения в трех или четырех уровнях с постройкой дорогостоящих многоярусных путепроводов.

На автомагистралях с интенсивностью движения в несколько десятков тысяч автомобилей в сутки проектируют более простые пересечения. Наиболее распространенные из них представлены на рис. 10.6.

Рис. 10.6. Схемы пересечений в разных уровнях по типу:

а  «клеверный лист»; б  линейному; в  по распределительному кольцу; г  ромба

Для того чтобы уменьшить размеры пересечений, занимающих достаточно большие площади и имеющих большую протяженность переходно-скоростных полос и съездов, допускаются меньшие значения расчетных скоростей и других параметров, используемых при проектировании пересечений, которые, в соответствии с Российским нормами, представлены в табл. 10.1.

Т а б л и ц а 10.1

Характеристики пересечения

Значения параметров для категорий дорог

Расчетная скорость на съездах, км/ч:

    левоповоротных;

    правоповоротных;

Продольный уклон на съездах, ‰

Наименьшие радиусы кривых в плане на съездах, м:

    левоповоротных типа «клеверный лист»;

    правоповоротных;

Наименьшие радиусы вертикальных кривых на пересечениях, м:

    выпуклых;

    вогнутых;

Вы искали: примыкание второстепенной дороги

То есть толстая линия — это главная дорога, а тонкая линия — это примыкающая справа или слева второстепенная дорога. Знак 2.3.2 - 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» так же обозначает главную дорогу.

  • примыкающая дорога
  • примыкание второстепенной дороги
  • второстепенная дорога это
  • знак примыкание второстепенной дороги

Например, преимуществом пользуются пешеходы, переходящие проезжую часть по пешеходному переходу.

Преимуществом пользуется спецавтомобиль с включенными проблесковыми маячками синего (или синего и красного) цвета и включенным специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемые им транспортные средства (например, в составе организованной транспортной колонны).

ГЛАВНАЯ ДОРОГА

Весьма распространенным случаем преимущества (приоритета) является движение по главной дороге.

«Главная дорога» - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Попробуем упростить данное – весьма емкое – определение.

Итак, главная дорога, движение по которой предоставляет преимущество водителю транспортного средства, бывает трех видов.

1. Главной дорогой будет участок дороги, обозначенный знаками « » (2.1), « » (2.3.1), « » (2.3.2 – 2.3.7), « » (5.1).

Двигаясь по данным дорожным знакам, водитель будет пользоваться преимуществом перед теми транспортными средствами, которые находятся на второстепенной дороге.

2. Главной дорогой (при отсутствии указанных ранее знаков) будет дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, бутовый камень, брусчатка и пр.) по отношению к грунтовой дороге. Соответственно, грунтовая дорога будет второстепенной дорогой, по отношению к главной, которая обладает твердым покрытием.

Кстати, даже если на второстепенной дороге перед перекрестком есть небольшой участок с твердым покрытием (как видно на рисунке выше), — все равно, — это второстепенная дорога. А участок с твердым покрытием сделан специально для того, чтобы не нарушать Правил и обеспечить максимальную безопасность движения.

Помните, есть общее требование ПДД – не загрязнять покрытие дорог. Так вот, заасфальтированное «ушко» перед перекрестком – это способ избежать загрязнения проезжей части кусками грязи и глины, которая обязательно налипнет в непогоду на колеса выезжающей на перекресток машины.

На этих «ушках» водители должны останавливаться и очищать поверхности своих колес от грязи и глины, которым не место на дороге.

3. Главной дорогой признается любая дорога по отношению к выезду с прилегающей территории (дворов, жилых массивов, АЗС и пр.).

Все просто. Выезжая с прилегающей территории, водитель попадает на главную дорогу. Однако здесь есть одно большое «НО»…

В данное положение ПДД закралась неточность. Дело в том, что, как мы выяснили ранее, прилегающая территория не является дорогой, а выезды с нее не считаются перекрестками. Да и 8 раздел Правил обязывает водителя выезжающего с прилегающей территории уступать дорогу всем транспортным средствам и пешеходам, которые по ней двигаются.

Однако эта неточность играет в пользу безопасности дорожного движения. Поэтому простим ее, позиционировав следующий принцип: выезжая с прилегающей территории, водитель выезжает на главную дорогу. А посему — должен уступить дорогу.

И последнее. Важно помнить, что принцип «главности» дороги распространяется только на транспортные средства и не касается пешеходов. Взаимоотношения пешеходов и водителей регулируются специальными нормами ПДД.

УСТУПИТЬ ДОРОГУ (НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ)

Говоря о преимуществе, не следует забывать о том, что есть и оборотная сторона медали – отсутствие преимущества (приоритета).

«Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Согласитесь, достаточно сложное определение. Попробуем его упростить.

Главный смысл требования уступить дорогу – это не создать помех для движения тем участникам, которые в настоящий момент пользуются преимуществом (приоритетом).

Помехи могут выражаться в необходимости изменить: а) скорость движения; б) направления движения.

И чтобы выполнить требование «несоздания помех», необходимо сделать все возможное (отказаться от начала, возобновления или продолжения движения).

Очень часто понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» связано с действием одноименного дорожного знака « » (2.4).

Давайте обратимся к конкретному примеру.

Анализ дорожной ситуации позволяем сделать нам следующий вывод: мы находимся перед перекрестком на второстепенной дороге. И наша обязанность – уступить дорогу легковому автомобилю, двигающемуся по главной дороге.

Следовательно, мы должны воздержаться от любых действий, которые заставят водителя «легковушки» испытать помехи (изменять направление или скорость своего движения).

В то же самое время понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» – весьма коварное. Некоторые водители полагают, что по требованию уступить дорогу следует обязательно остановиться. Это неправильно. Если нам некому уступать дорогу, то и останавливаться не следует.

И еще один существенный момент. Бывают случаи, когда мы должны уступить дорогу, но своими действиями не создадим помех приоритетному участнику движения. В этом случае мы можем продолжить движение, ибо выполним требования о «несоздании помех».

Вот с последним положением попробуем разобраться более детально.

Судя по дорожному знаку, мы обязаны уступить дорогу грузовому автомобилю, находящемуся на главной дороге. Однако траектории движения наших транспортных средств на перекрестке не пересекаются.

Поэтому мы, поворачивая направо, не создадим помех грузовику, осуществляющему левый поворот. Следовательно, в данной ситуации мы имеем право начать движение, но, только убедившись, что не создаем помех грузовому автомобилю.

ПРАВИЛО «ПРАВОЙ РУКИ»

Скажем честно, в ПДД нет такого понятия. Оно – продукт обыденного языка инструкторов, водителей и инспекторов ГИБДД. Однако правило «правой руки» — это универсальный принцип ПДД, который так же касается проблемы приоритетности в движении. Именно поэтому мы своим волевым решением вводим такое понятие в наше изложение (не ждать же комментирования раздела 8 ПДД).

Суть правила «правой руки» раскрыта в пункте 8.9 ПДД.

«8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Итак, представим себе такую ситуацию: мы подъехали к перекрестку и не можем определить, кому принадлежит преимущественное право на движение, а кто, соответственно, обязан уступить дорогу.

В этом случае вступает в действие универсальное правило «правой руки»: водитель, у которого есть помеха справа, должен этой помехе уступить дорогу. Иными словами, на представленном выше рисунке мы должны уступить дорогу помехе справа – грузовому автомобилю.

А вот на следующем рисунке – обратная ситуация.

Поворачивая налево, мы не имеем помехи справа в лице грузового автомобиля. А вот грузовой автомобиль, напротив, испытывает помеху справа от нас. Следовательно, он и уступит нам дорогу.

Или вот еще один пример.

Мы выезжаем с места парковки (стоянки) одновременно с другим автомобилем. И первым в этом случае проедем отнюдь не мы. А причина – в правиле «правой руки»: мы имеем помеху справа в лице отъезжающего вместе с нами автомобиля. Мы должны уступить ему дорогу.

И последние. Правило «правой руки» действует только тогда, когда очередность проезда не оговорена Правилами.

В этом случае правило «правой руки» не действует, потому что Правила оговаривают очередность проезда в ситуации, представленной на рисунке.

Подведем общий итог по шестому блоку понятий ПДД, связанных с преимуществом в движении. Вопросы приоритета или отсутствия преимущества играют принципиальное значение в обеспечении безопасности движения. Уважение чужого права на первоочередное движение – это залог безаварийной езды.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

  • грунтовая дорога пдд
  • преимущество на дороге
  • Кто имеет преимущество в движении
  • пдд грунтовая дорога

2.2 «Конец главной дороги».

2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой».

2.3.2 — 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги». Примыкание справа — 2.3.2, 2.3.4, 2.3.6.



Просмотров