Судебная система российской империи в конце xviii – начале xix века. Правосудие в российской империи

Преобразование центральных органов управления

План

Формирование и развитие органов власти и управления

Лекция 9.2

абсолютизма в Российской империи (XVIII в.)

Цель лекции: раскрыть особенности развития и функционирования государственного механизма российского абсолютизма в XVIII в. Проанализировать становление центральных органов государственного управления. Выявить особенности проведения реформ местного государственного управления и самоуправления в Российской империи в XVIII в.

1.Преобразование центральных органов управления в Российской империи в XVIII в.

2. Реформы местного государственного управления и самоуправления в России в XVIII в.

Утверждение абсолютной монархии неразрывно связано с реформированием центральных органов государственного управления. В первую очередь, были упразднены сословно-представительные учреждения и созданы органы власти, составившие основу государственного механизма абсолютной монархии. Наиболее активно эти реформы осуществлялись в первой четверти XVIII в. в период правления Петра I.

Еще в конце XVII в. прекратил свое существование Земский собор. Происходила эволюция Боярской думы, которая из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления, затем был создан Совет, получивший название Конзилии министров (8-14 чел.). Так прекратил свое существование и второй орган, ограничивающий власть царя, Боярская дума.

В связи с возобновлением войны с Турцией, перед прутским походом в 1711 г. был учрежден Правительствующий Сенат, призванный заменить государя в его отсутствие. После образование Сената Ближняя канцелярия и Конзилия министров прекратили свое существование. С 1715 года контроль за деятельностью Сената осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь. С 1722 года – генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник.

К функциям Сената относились судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. С 1722 г. в компетенции Сената была включена и законодательная деятельность, в ряде случаев издавал указы общегосударственного значения, сенаторы принимали участие в разработке законопроектов и их обсуждении.

Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию. В 1722 г. канцелярия Сената была переподчинена генерал-прокурору.

В состав Сената входили сенаторы, назначаемые царем, а начиная с 1718 г. и президенты вновь созданных учреждений – коллегий. В 1722 г. был изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах – действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, осуществляющий контроль над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В первой четверти ХУШ в. Сенат выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного органа, порой заменяющего собой императора.


Однако в дальнейшем, при приемниках Петра I, а затем и в условиях «просвещенного абсолютизма» роль Сената на протяжении XVIII в. как центрального органа управления, то снижалась, то вновь возрастала. Это объясняется тем, что при абсолютизме особое значение играли не официальные а «теневые» органы власти, которые образовывались по желанию монарха, как правило, из его друзей, единомышленников, фаворитов («дворянство случая»).

Так, в 1726 г. был создан Верховный тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.

Верховный тайный совет приобрел законодательные полномочия, законы подписывались либо императрицей Екатериной I (1725-1727 гг.), либо Верховным тайным советом. Вначале в него входило шесть членов. Пятеро из них принадлежали к восходящей социальной группе «дворянству случая»: А.Д. Меньшиков, П.А. Толстой, П.М. Апраксин, Б.К. Миних. Только один М.М. Голицин был аристократического происхождения.

Верховный тайный Совет просуществовал недолго. Он был упразднен в 1730 г. императрицей Анной Ивановной (1630-1740), но над Сенатом был в 1731 г. поставлен Кабинет министров во главе с А.И. Остерманом. С 1735 г. Кабинет наделялся законодательными полномочиями. В 1741 г. Кабинет министров был ликвидирован императрицей Елизаветой Петровной (1741-1761/62 гг.) и Сенат вновь на некоторое время превратился в высшее государственное учреждение. Но в это же время в 1741 г. был создан другой центральный орган государственного управления – Кабинет Ее Величества, возглавляемый секретарем императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761/1762). И все же, при Елизавете Петровне роль Сената возросла, хотя в 1756 г. рядом с Сенатом возникла Конференция при высочайшем дворе.

Однако, в 1762 г. императором Петром III (1761-1762) учредил Императорский совет, состоявший из восьми человек, который в 1769 г был заменен императрицей Екатериной П. Советом при высочайшем дворе, просуществовавшим до 1801 г.

С 1763 г. Сенат превратился в высшее административно-судебное учреждение. Император Павел I (1796-1801 гг.) продолжал рассматривать Сенат как сугубо судебное учреждение, предлагая разделить его всего на два департамента: уголовных и гражданских дел. С 1801 г. Сенат фактически и окончательно стал высшей судебной инстанцией.

Еще одним важным государственным органом управления, реформированным в начале XVIII в., были приказы, несовершенство работы которых в новых условиях, становления абсолютной монархии было очевидно. В 1718 – 1720 гг. большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые органы отраслевого управления - коллегии.

Специальным указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым порядком». В 1720 году был опубликован Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им – местные учреждения.

Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. К коллегиям примыкало несколько учреждений с аналогичными функциями. В 1721 году был учрежден Священный Синод для управления церковными делами и имениями. Его присутствие состояло из нескольких высших духовных лиц. Они назначались царем.

Особой коллегией стал и Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами. Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ.

На смену громоздкой системе приказов пришла новая более четкая система управления, которая по существу стала первой отраслевой управленческой системой. Введением коллегий упразднялся территориальный принцип управления, компетенция коллегий распространялась на всю территорию государства.

Старые приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им, Например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов.

По реестру коллегий 1718 г. таковых учреждалось девять. Среди них коллегии Иностранных дел, Казенных сборов, Юстиции, Ревизионная (бюджетная), Военная, Адмиралтейская, Коммерц-коллегия (торговая), Штатс-контора (ведение государственных расходов), Берг-Мануфактур-коллегия (промышленная и горнодобывающая).

В последствии количество коллегий увеличилось, их функции уточнялись. В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 из единой Берг-манафактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией осталось управление горнодобывающей промышленностью и монетным делом.

Заметим, что отраслевой принцип управления не был выдержан до конца. Так, судебные и финансовые функции, помимо специальных коллегий, возлагались и на иные коллегии. Вне поля контроля коллегий остались такие отрасли, как полиция, просвещение, медицина, почта. Коллегии не охватывали и в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел.

В целом, введение коллегий способствовало повышению профессионализма в деле государственного управления, его дальнейшей централизации, что явилось важным фактором в формировании и укреплении абсолютной монархии в России. Коллегии просуществовали до 1802 г. и, выполнив свою историческую миссию, уступили место еще более жесткой централизованной системе государственного управления в виде министерств.

Важную роль в укреплении централизованной абсолютной власти монарха играла налоговая политика государства, которое постоянно нуждалось в пополнении своих доходов. Больших денежных средств требовало содержание государственного бюрократического аппарата. Уже в начале XVIII в. сформировался целый штат «доносителей», «прибыльщиков», в задачу которых входило придумывание, изобретение новых косвенных налогов . Появились: гербовый сбор (налог на использование частными лицами бумаги с двуглавым орлом для составления документов), налоги на рыбную ловлю, на мельницы, хомутной, шапочный, сапожный, с извозчиков, пчелиный, банный, с найма домов, с печей, с дров, с арбузов, огурцов, с бород и т.д.

Важным источником государственных доходов стали казенные монополии на соль, табак, мел, деготь, дубовые гробы и т.д. Этими товарами могло торговать только государство. Возобновилась чеканка медных денег, серебряные, при прежнем номинале, уменьшались в весе.

Главное изменение налогово-финансовой политики произошло в сфере прямого обложения . В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». Все мужское население было обязано платить ежегодно – подушную подать. Владельческие и монастырские крестьяне платили в казну 74 копейки в год. Государственные крестьяне платили этот налог в размере 1 рубля 14 копеек. Ревизские души крепостных в переписи на 1724 г. составляли 78%, государственных крестьян –19%, посадских людей –3%.

Идея подушного обложения появилась еще в конце XVII в., но новая перепись для организации была реализована лишь в 1718 г. Так от подворного обложения государство перешло к подушному.

Централизация государственного управления при абсолютизме требовала создания специальных контрольных органов. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы – прокурорская (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискальная, которая сформировалась при Сенате. Ее возглавлял обер-фискал Сената, должность, утвержденная в 1711 г.

Правовая регламентация института фискалов была осуществлена в 1714 г. Фискалы обязаны были доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. Кроме того, они выступали на суде в качестве обвинителей (эта функция позднее была передана прокурорским органам).

Верховная власть установила контроль и за самим Сенатом. Для этого в 1715 г. была введена должность генерального ревизора. В 1722 г. надзор за работой в Сенате был возложен на генерал-прокурора.

Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал-прокурору и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата – не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи. Не случайно генерал-прокурора называли «оком государевым».

Развитие абсолютизма в России непосредственно связано с отправлением правосудия. Усилилась роль царя, который представлял высшую судебную инстанцию. Следующим органом, осуществляющим суд, был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, решение его были окончательными, и нельзя было подавать жалобы на них под страхом смертной казни.

Судебными правами по должностным преступлениям своих чиновников обладали приказы и коллегии. Коммерц-коллегии, например, были подсудны торговые и вексельные дела; Вотчинная коллегия рассматривала дела о земельных спорах; Камер-коллегия разбирала преступления против финансовых интересов казны; правонарушения; Мануфактур-коллегия судила членов цехов, мастеров, учеников, фабричных рабочих, подчиненных ей. Для этих судов апелляционной инстанцией являлась Юстиц-коллегия.

Судебные органы были весьма разнообразны. В 1713 г. в губерниях учреждены ландрихтеры (местные судьи). С 1719 г., когда территория страны была разделены на судебные округа, в каждом создавались надворные суды. Это были коллегиальные органы, состоявшие из президента, вице-президента и 2-6 членов суда. Надворному суду подчинялись нижние суды, которые были двух видов: коллективные и единоличные. В их компетенцию входило рассмотрения основной массы уголовных и гражданских дел, участниками которых были дворяне. Кроме того, нижние суды рели дела по важнейшим уголовным преступлениям, совершенными крестьянами.

По гражданским и мелким уголовным делам крепостных крестьян судили помещики. Для городского населения судебными органами являлись магистраты и Главный магистрат. Духовенство подвергалось суду в консистории при епархиальных архиереях, духовных дел управлениях и Синода. Политические преступления рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.

В 1722 г. была проведена судебная реформа, в ходе которой нижние суды были упразднены. Созданы были провинциальные суды, в состав которых входили провинциальный воевода и 1-2 асессора. Для них высшей судебной инстанцией оставались надворные суды.

Особое место в судебной системе занимали военные суды. Нижней инстанцией был полковой, кригсрехт, высшей – генеральный кригсрехт, рассматривавший наиболее важные дела, связанные с государственными и военными преступлениями. Военные суды также были коллегиальными, при каждом имелся аудитор, наблюдавший за законность правосудия. В судоустройстве первой четверти ХУШ в. появились новые черты, несвойственные предыдущему периоду. Была предпринята попытка (правда неудачная) отделения суда от администрации, новым явилось коллегиальное устройство судов, утверждение контроля над деятельностью судов со стороны прокуроров, фискалов, аудиторов.

Эти тенденции развития судебной системы нашли продолжение и дополнение в ходе губернской реформы 1775 г. Был учрежден сословный суд отдельно для дворян, для городских жителей и для государственных крестьян. Каждое сословие получило свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и Нижний земский суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии.

Члены Нижнего земского суда (судья и два заседателя) избирались местным дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал Верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным делам и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля над деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были Губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, которых избирали из состава горожан губернского города. Суды нижней расправы состояли из государственных чиновников, назначаемых губернатором. Главной апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты по гражданским и уголовным делам. Они пересматривали дела, рассмотренные в Верхнем земском суде, Губернском магистрате или Верхней расправе. Однако губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров. Высшим судебным органом в стране оставался Сенат.

Важнейшим звеном в цепи государственных преобразований начала ХУШ в. была военная реформа. Необходимо было создавать регулярную армию, т.к. абсолютная монархия нуждалась в единой организации вооруженных сил.

С 1705 года в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Рекрутские наборы проводились не регулярно, а по необходимости, причем, в военное время чаще, в мирное реже. В годы Северной войны, например, такие наборы, проводились в среднем дважды в год. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным вооружением и обмундированием.

В ходе военной реформы в 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, отдельные городовые патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.

Указ 1714 г. установил порядок обязательной солдатской службы для дворян, ожидавших производства в офицеры. С 15 лет дворянин записывался рядовым в гвардейский полк, прослужив рядовым в гвардии, переходил офицером в армейский пехотный или драгунский полк. В отставку уходил только по старости или увечью.

В 1719 г. был введен изданный в 1716 новый Устав воинский, вводивший в армии строгую дисциплину и серьезные наказания за нарушение правил службы. Организация службы на флоте регламентировалось Морским уставом 1720 г. Военная реформа предусматривала организацию военных училищ, создание флота, увеличение и модернизацию вооружения армии и флота.

После создания Сената часть военного управления перешла к нему, часть к Военной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Централизация военного управления завершилась созданием Военной коллегии (1719) и Адмиралтейства (1718).

В рамках абсолютной монархии кардинально менялись взаимоотношения государства и церкви. Церковьстала частью государственного аппарата. В 1721 г. был образован Святейший Синод, явившийся высшим органом церковного управления. Синод учреждался вместо Патриарха и соборов и возглавлялся светский чиновник – обер-прокурор. Управление церковными землями было функцией Монастырского приказа (образованного в 1701 г.), вошедшего в Синод в качестве составной структуры. С 1724 г. этот приказ стал называться Камер-конторой, с 1726 – Коллегией экономии.

Монарх превратился в юридического главу церкви. Он решал вопросы организации церковной жизни, назначал иерархов. Важнейшим документом, содержавшим нормы церковного права был Духовный регламент. В 1722 г. в дополнение к регламенту были приняты Правила, в которых содержались уставы о монашестве и приходском духовенстве.

В 1762 г. была создана специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом. Была проведена отмена торговых привилегий духовенства. Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви переводились в положение государственных.

Наступление на права церкви закономерно в период утверждения в России абсолютной монархии. Это не противоречит и развитию Отечества в рамках современной цивилизации, в условиях которой традиционные религиозные ценности, определявшие духовную жизнь общества в средневековье, уступают место прагматизму и технократизму, и роль церкви уменьшается.

Важнейшей составной частью государственного аппарата абсолютизма являлась политическая полиция. При Петре I возникли специальные политические репрессивные органы. В 1718 г. образован центральный орган – Тайная канцелярия. После ее ликвидации в 1726 г. контрольно-розыскные и надзорные функции перешли к Верховному тайному совету, а в 1731 г. – к специально созданной Канцелярии тайных розыскных дел, контролируемой Сенатом. Этот орган был прототипом тайной полиции.

В 1762 г. Канцелярия была упразднена и вместо нее учреждена Тайная экспедиция Сената. Она руководила специальными секретными комиссиями, создаваемыми для расследования конкретных дел. В ведении комиссий находились воинские команды, применявшие к арестованным и телесные наказания, и расстрел (с санкции следственной комиссии). Эти органы носили чрезвычайный характер и образовывались в соответствии с политической ситуацией.

Постоянно действующим специализированным органам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью стала полиция. В 1715 г. была образована Главная полицмейстерская канцелярия как орган управления полицией. Формирование полицейских органов началось в Санкт-Петербурге с учреждения в 1718 г. должности Санкт-Петербургского Генерал-полицмейстера, которому была подчинена Главная полицмейстерская канцелярия. На эту должность был назначен Антон Девиер один из любимцев Петра, его личный адъютант, в прошлом денщик царя. В Москве городская полицейская команда была образована в 1722 г. Уже в 1733 г. в 23 городах существовали полицмейстерские конторы. Полиция имела вооруженные формирования.

Функции полиции были весьма широки. Полиция должна была заниматься охраной общественного порядка, следить за соблюдением санитарных норм, и правил противопожарной безопасности, и правил торговли, бороться с бродяжничеством и т.п. На полицию был возложен контроль за соблюдением паспортного режима, после того как в 1724 г. был издан Указ, положивший начало паспортной системе в России. Кроме того, в ведении полицейских органов находились городские тюрьмы (если это были не специальные тюрьмы и крепости для содержания политических и особо опасных преступников).

В 1719 г. была введена специальная полицейская форма: кафтан (верхняя одежда, двубортная с глубоким запахом), короткие штаны василькового цвета и зеленый камзол (обтягивающий корпус одежда длинной до колен, камзол без рукавов надевался под кафтан).

Создание регулярной полиции сочеталось с привлечением жителей к охране общественного порядка. Полиция назначала на каждой улице старосту, «ночных караульщиков», «десятских».

Формирование регулярной полиции продолжалось в процессе губернской реформы 1775 г., в ходе которой полицейские функции в уездах перешли к исправникам и нижним земским судам. В городах полицейское управление сосредоточилось у городничих. В Санкт-Петербурге и Москве управление полицией было в руках обер-полицмейстеров.

С 1775 г. стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, подвергнутые заключению в административном (несудебном) порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии». Для содержания неимущих (бродяг, мелких воров, беспризорников) создавались работные дома, включенные в систему мануфактурных и иных государственных производств.

С 1779 г. началась работа над проектом Устава благочиния , которая завершилась в 1781 г. Устав был опубликован в 1782 г. Он включал 14 глав, 274 статьи.

В Уставе благочиния перечислялся ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полиции. Это действия были связаны с непослушанием законам или решениям полицейских властей, направленные против православной веры и богослужения. Кроме того, это были неправомерные деяния, нарушающие общественный порядок, а так же нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволительные представления). В ведение полиции входило так же пресечение действий, нарушающих порядок управления или суда (взяточничества) и преступления против личности, имущества и др. Санкции применявшиеся полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. Устав благочиния фактически положил начало формированию новой отрасли права – полицейское право.

По Уставу благочиния с 1782 г. в городах создавались специальные органы полицейского управления – Управы благочиния. В их состав входили городничие (в столицах обер-полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам, два выборных от горожан ратмана-советника. Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регулировал наем.

В компетенцию Управы благочиния входило наблюдение за порядком, наблюдение за исполнением законов, проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов, пресечение нарушений, дознание, розыск, задержание преступников, решение мелких уголовных дел.

Для успешного выполнения возложенных на Управу задач город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале – квартальный надзиратель.

Создание полиции свидетельствует не только о потребности в действенных силовых структурах утверждающейся абсолютной монархической власти, но и об уверенном продвижении России по пути цивилизации нового времени, в рамках которой община уже не может в полной мере выполнять функции социального контроля и государство вынуждено создавать специальные органы по охране общественного порядка.

Таким образом, на протяжении XVIII в. в условиях переплетения двух цивилизационных потоков (средневекового и индустриального) происходит дальнейшая централизация государственной власти и управления, осуществляются реформы, способствующие укреплению абсолютной монархической власти.

Судебная система - судебные органы государства, связанные между собой установленными законом отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Во времена Киевской Руси суд творился князем, его представителями - посадниками и тиунами. В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляли вече (высшая судебная инстанция), князь, посадники, архиепископ, староста, братчина. В Московской Руси в 15-17 веке суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах помещиками, волостелями, вотчинниками. С упразднением системы кормлений судебные полномочия были переданы губным избам. Как видим, в указанный период суд тесно связан с административными органами государства.

Первые попытки отделить суд от администрации были предприняты Петром I. Суд был изъят из рук губернаторов и воевод и вручен выборным должностным лицам - ландрихтерам (1713 г.), позже - оберландрихтерам (1718 г.) и надворным судам (гофгерихтам, 1719 г.). Однако компетенция этих судей не была четко определена и для решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в Юстиц-коллегию. Были также созданы Военный суд, Духовный суд. Высшей судебной инстанцией был Сенат.

Благодаря реформам Екатерины II, впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости (крепостных судил в основном сам помещик). Главная роль в этой новой судебной системе принадлежала помещикам. Каждые три года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город уезда, чтобы выбирать из своей среды местную администрацию - предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда.

Что представлял собой суд в России до 1864 г.?

Система судоустройства России до 60-х годов 19 века определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Уездные суды были первой инстанцией по гражданским и уголовным делам. Но для горожан, не дворян, существовал специальный суд - городской магистрат, а торговые иски рассматривались в коммерческих судах. Для духовенства был создан также особый суд. Кроме того, имелись различные ведомственные суды такие как военные, морские и др. Второй инстанцией, куда могли быть обжалованы решения уездных и городских судов, являлись губернские судебные палаты по гражданским и уголовным делам. Высшей апелляционной инстанцией по большинству дел служил Правительствующий сенат. В тех случаях, когда в Сенате возникали разногласия, дело подлежало рассмотрению в Государственном совете. Сенат, кроме того, выступал первой судебной инстанцией по делам крупных сановников.

Для государственных преступников (по политическим делам) учреждались временные специальные судебные органы. Функции высшего судебного органа по делам духовенства выполнял Синод. По большинству дел, которые относились к категории незначительных, судебные функции осуществлялись полицией, которая имела право наказывать розгами до 30 ударов и арестом до 3 месяцев. Крепостное крестьянство вообще не могло обращаться в государственные суды. Следовательно, огромная масса населения была неподсудна государственному разбирательству.

Для суда этого времени характерна множественность судебных органов (было 20 ведомственных и сословных судов), сложность и запутанность процессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, которых должен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа. Дела бесконечно перекочевывали из одного суда в другой, зачастую возвращаясь в первую инстанцию, откуда вновь начинали долгий путь вверх, на что нередко уходили десятилетия.

Суды находились в сильной зависимости от административной власти. Нередко судебные решения отменялись распоряжениями начальства. Губернаторы указывали прокурорам и судьям, как надо разрешить дело. Как сказал однажды министр внутренних дел Ланской С.С. «административная власть погоняет юстицией».

Судопроизводство носило инквизиционное начало. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого-подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, то есть такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Но и среди них особо выделялось «лучшее свидетельство всего света» - собственное признание подсудимого (согласно «Краткому изображению процессов или судебных тяжеб» 1715 г.). Для получения признания широко применялась пытка, формально запрещенная в 1801 г., но на практике просуществовавшая на протяжении всей первой половины 19 века.

В общих судах господствовал аппарат канцелярии. Так, крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей.

Взяточничество было обычным явлением. Это, наряду с произволом и невежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппарата явление здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены были признать даже самые ярые защитники самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и самым бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали никаких результатов, так как этот порок охватил весь государственный аппарат.

Кроме того, население России отличалось очень низким правосознанием. Так, русский писатель и общественный деятель Одоевский В. Ф. говорил: «В большей части из нас утвердилась мысль, что закона собственно не существует, а есть только сила, присвоенная разным степеням государственной иерархии. Следствие такой мысли: убеждение, что силе можно противодействовать хитростью, до случая, когда можно противодействовать силою же». Пренебрежение к законности было заурядным явлением, воспринимаемым общественным сознанием как само собою разумеющееся.

И так, выделим основные недостатки (пороки) судебной системы этого времени:

  • - суд не был отделен от администрации (исполнительной власти) и носил ярко выраженный сословный характер;
  • - система судебных органов была крайне сложной;
  • - существовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства, судопроизводство носило канцелярский характер, в нём продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту;
  • - низкая общая и юридическая грамотность судей;
  • - взяточничество;
  • - правовой нигилизм.

Таким образом, состояние юстиции с пороками, по сути, являлось выражением внеэкономического принуждения и эксплуатации человека, диктуемых природой феодализма, исключавших независимое положение личности. Поэтому с развитием капитализма в России, предполагавшего неприкосновенность личности и собственности, судебная система, не способная это обеспечить, оказалась в глубочайшем кризисе.

Суд в Российской империи

Фактически суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, выделяясь в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма. Рассмотрим поэтапно развитие и становление судебного права в России, потому что судебная власть Российской империи базировалась на опыте прошлых столетий.

А временным промежутком является период с 1721 г. (образование Российской империи) до 1917 г. (конца Российской империи). За столь долгий срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но всю историю развития судебной системы Российской империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.

Допетровская эпоха

Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.

Основными судебными доказательствами в Киевской Руси были: собственное признание, показания свидетелей «послухов и видоков», суд Божий, присяга, жребий, внешние приметы.

Княжеский суд. Гравюра

В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляло вече (высшая судебная инстанция). Вече - собрание части мужского населения города, оно обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах », «указывало ему путь » из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

К. Лебедев "Новгородское вече"

В Московской Руси в XV- XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала, создавшиеся в удельное время, только теперь они действуют на более обширной территории. Но когда защита и охрана всего великорусского государства легли на московского государя, то стало ясно: суд во всех частях страны должен быть устроен одинаково и как можно меньше зависеть от самовольства судей.

Конечно, это был процесс непростой и не быстрый. Но самым важным было то, что устанавливалась обязательная зависимость между «всякими судьями» и центральной властью. Поэтому при Иване III, в 1497 году , было издано письменное собрание законов и установлен порядок суда. Это собрание законов получило название Судебник.

Судебник Ивана III. Заглавный лист

При внуке Ивана III, царе Иване Грозном, Судебник был пересмотрен (1550 г. ), дополнен новыми статьями, следовало руководствоваться при суде только им. Оба Судебника имели много общего: судьями являлись управители городов и волостей, как было и в удельные времена. По Судебнику Ивана III судили наместники и волостели, по Судебнику Ивана IV стали судить те, кто заменил прежних наместников и волостелей, т. е. воеводы в пограничных городах, земские и губные старосты там, где жители получили право выбирать их себе. Оба Судебника предполагают суд возможно справедливый и нелицеприятный. Судебник Ивана III предписывает присутствовать на суде волостей и наместников избранным к тому населением «лучшим людям». Судебник царя Ивана Грозного указывает, чтобы «лучшие люди» не только присутствовали при суде, но и чтобы скрепляли своими подписями судный список, т. е. подробную запись всего дела. Точную копию судного списка – «противень» — судья должен был вручить старосте, и она хранилась у него.

Судебник Ивана Грозного (схема)

Судебник Ивана Грозного назначает наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие. Если узнается, что судья или дьяк взяли взятку и обвинили несправедливо, то с них приказывалось взыскать весь иск, сколько он стоил, все пошлины втрое и, сверх того, взять штраф, какой государь укажет. Если дьяк, т. е. главный писарь суда, без ведома судьи, взявши взятку, составит судный список или запишет дело не так, как было на суде, то с него приказывалось взыскать половину того, что следовало бы с виновного судьи, и сверх того посадить в тюрьму; если подьячие, т. е. младшие писари, без ведома судьи или дьяка запишут что-либо не так, взявши взятку, то их били за это кнутом. Но через некоторое время многие положения Судебников устарели и оказались не в соответствии с новыми житейскими отношениями, менявшимися и осложнявшимися в трудном и сложном процессе превращения удельных порядков в государственные, который переживал русский народ во второй половине и конце XVI века и в первой половине XVII века. При царе Алексее Михайловиче было составлено в 1649 г . новое собрание законов, названное «Книга Уложенная» или просто – «Уложение» .

"Уложение" царя Алексея Михайловича

Этот документ был обширнее и значительнее Судебников, так как охватывал все стороны тогдашнего действующего права и излагал законодательный материал в более систематизированном виде. В царствование Грозного был выработан особый устав для суда губных старост – «Устав о разбойных и татебных делах», который определил порядок судопроизводства, следствия, удовлетворения пострадавших от разбоя и грабежа. «Уложение» царя Алексея Михайловича, усилив наказания за татьбу, разбой и грабеж, оставило в силе все узаконения Разбойного устава с его дополнениями. Свою основную черту – нераздельное соединение судебной власти с властью по управлению – суд сохранил до времен Петра Великого, когда была сделана попытка разделить дело суда и управления, но это была только попытка.

Суд при Петре I

Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией, а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации.

Функции верховного суда выполняли Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях – гофгерихты , или надворные апелляционные суды в крупных городах и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Но в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

Суд при Екатерине II

Схема судебной реформы Екатерины II

Только со времен императрицы Екатерины II суд отделяется от управления, т.е. судебные органы от административных. Далее: введен в действие сослов­ный принцип судоустройства (для каждого сословия – свой суд). Судебные органы стали формироваться на новых выборных нача­лах, которые сочетались с назначением.

Судебные органы делились на две инстанции: первую – на уровне уез­дов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую - на уров­не губернии, которая действовала как апелляционная и ревизионная ин­станция. Так, по Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы сле­дующие судебные органы: для дворян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избранных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губер­нию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на 2 департамента – уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императ­рицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством.

У городских жителей был свой сословный суд. Для них низшей ин­станцией, состоявшей из двух бургомистров и четырех ратманов, изби­равшихся купцами и мещанами уездного города сроком на три года, стал городовой магистрат. Губернский магистрат (один на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголов­ного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначав­шиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседате­лями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.

Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами. Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ. В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.

Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отде­лила уголовный суд от гражданского. Это же правило преследовалось в создании двух высших апелляционных и ревизионных инстанций – палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными мес­тами губернии. Императрица назначала в каждую палату председателя, а Сенат двух советников и двух асессоров.

В 1775 г. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости» по инициативе Екатерины II был создан Совестный суд . От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. Екатерина II учредила Совестный суд, находясь под влиянием «Духа законов» Монтескьё и руководствуясь собственной перепиской с энциклопедистами. По велению Екатерины, решения этого суда должны были быть основаны на «естественном праве», а судья должен был руководствоваться «голосом сердца», а также «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения». Решения Совестного суда не обладало в имущественных спорах законной силой, а судьи не имели полномочий приводить решение в действие; в случае отсутствия добровольного согласия фигурантов иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.

Итак, мы видим, что при Екатерине II произошли серьезные изменения в организации су­дебной системы, но они почти не затронули судебного процесса. Правда, применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелля­ций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заяв­ления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апел­ляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уго­ловных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда выс­шей инстанции.

Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до реформ 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.: многописьменность, тайну судебного производства, медленность его русский суд сохранил до преобразования суда при императоре Александре II, давшем России суд гласный, скорый, правый и милостивый.

Судебная реформа 1864 года, проведенная Александром II

Александр II

Суд при Александре III

Реформы Александра III называют контрреформами. Его контрреформы заключались в пере­смотре многих достижений предыду­щего курса в таких важнейших сфе­рах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. Основной причиной резкой сме­ны правительственного курса в нача­ле 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Важную роль сыграла напряжён­ная внутриполитическая обстановка, вызванная террористической дея­тельностью народовольцев, и преж­де всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-муче­ником. Эту трагедию общественное созна­ние связало с «либеральной» деятельностью госу­даря, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. Воспоминания о цареубийстве предопределили отно­шение к революционным и либе­ральным силам страны не только со стороны власти, но и боль­шей части просвещённого общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».

Александр III

Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать и при Александре III. Но в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах: мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками , должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Суд при Николае II

При Николае II существовали две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Судопроизводство в Российской империи

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. После периода контрреформ общество вновь обратилось на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь , в 1886 году расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов . С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника . В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения: с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно — хозяйственных отношений и связей. Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.

В. Серов "Портрет императора Николая II"

В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Рассматриваемый период охватывает деятельность суда и розыска и основывается на законодательстве от конца XVIII в. до 30-х гг. XIX в. (от Петра I до Николая I).

Петр I свои реформы по преобразованию административной и судебной власти начал с введения губернского и уездного деления территории.

В губерниях административную и судебную власть возглавляли губернаторы, а в уездах - обер-коменданты, которых назначали губернаторы «по своему разумению из годных и умных людей».

В 1718 г. Петром была предпринята попытка по примеру Швеции отделить судебную власть от административной. В виде опыта первоначально это было сделано в Санкт-Петербургской губернии, а затем еще в нескольких губерниях.

Первой инстанцией являлся городовой суд в уезде. Городового судью назначала юстиц-коллегия. Он вершил дела единолично.

Следующей инстанцией был провинциальный суд. Там, где проводилась судебная реформа, губернии были разделены еще на провинции, объединявшие несколько уездов. Провинциальный суд состоял из нескольких судей (от 8 до 12) в зависимости от объема работы суда.

Надворный суд был высшим судом губернии. Он заседал под председательством губернатора и состоял из дворян, назначенных в состав суда губернатором.

Однако даже в тех губерниях, где была введена эта система судов, разрешалось в целях «пресечения волокиты» в судах нижней инстанции вести разбирательство «дворянам у судных дел», а в вышестоящих провинциаль-

ных судах - воеводам, которые выполняли и административные функции. На практике же большинство уголовных дел решалось губернаторами с канцелярией без каких-либо ограничений подсудности. Исключение составляли только дела о тех преступлениях, за которые предусматривалась смертная казнь или ссылка на каторгу. Они рассматривались коллегиальным судом и приговор подлежал утверждению губернатором.

В городах судебными учреждениями были магистраты. Для магистратов малых городов второй инстанцией был провинциальный магистрат. Для магистратов городов второй инстанцией являлась юстиц-коллегия, высшим же судом был Сенат, решения которого были окончательными.

Кроме того, действовал военный суд, состоявший из двух инстанций. Первой и главной инстанцией был Генеральный военный суд для рассмотрения дел о государственных преступлениях. Он же был судом второй инстанции для преступлений, совершенных военнослужащими, приговоры в отношении которых вынесены полковыми судами".

В 1697г. Петром I был издан Указ «Об отмене в судных делах очных ставок, об бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах», который вводил следственный процесс не только по уголовным, но и по некоторым гражданским делам. Розыском ведали сыщики. Его проводили по делам о душегубстве, обидах, бесчестии, увечьях, а также по делам о земельных тяжбах. Присяга свидетелей по Указу переносилась из суда в церковь и давалась перед священником, а не перед судьей. Лжесвидетельство наказывалось смертной казнью. Продолжала действовать Тайная канцелярия. Суд фактически заменялся розыском.

Воинские артикулы смягчили инквизиционные аспекты этого Указа. Но и в них Петр допускал совмещение в одном лице следователя и судьи. Краткое изложение процессов и судебных тяжб в Воинском артикуле подчеркивало негласность разбирательства в суде, усиливало роль письменности судопроизводства, устанавливало правила оценки силы доказательств, делило их на совершенные и несовершенные. К совершенным доказательствам относились: собственное признание, показания двух свидетелей, письменные акты; к несовершенным - попытка обвиняемого скрыться, нахождение в обществе злодея, угрозы и т. п. Отказ очиститься присягой перед судом при наличии несовершенных доказательств приравнивался к доказательству совершенному. Восполнять несовершенные доказательства могли признания, данные под пыткой. Факт мог быть признан установленным при наличии одного совершенного доказательства. Доказательства несовершенные создавали только подозрение в виновности. Правила сложения совершенных и

1 См. подробнее: Стоглав. 3-е изд. Казань, 1912.

" См.: Дмитриев Ф. История судебных инстанций. М, 1859. С. 420-440; Латкин В. Н. Учебник истории русского права. СПб., 1909. С. 596-597.

Раздел I. Общие положения

Глава IV. Исторический очерк развития уголовного процесса в России

несовершенных доказательств связывали судью, и его деятельность сводились чуть ли не к простому арифметическому сложению при их оценке. Все это закрепляло следственные (инквизиционные) черты уголовного процесса.

Однако Указом «О форме суда» 1723 г. в процесс по уголовным делам были внесены существенные поправки: большинство уголовных дел, кроме дел о государственных преступлениях и дел «о злодействе», предписывалось в основном рассматривать по правилам состязательного процесса. В жалобе потерпевшего должны были содержаться пункты обвинения, на которые обвиняемый должен был дать ответ на суде. В то же время возводилось в систему сокрытие от обвиняемого существа обвинения до суда. Этим Указом принимались также меры к устранению волокиты и ускорению рассмотрения дел.

В результате реформаторской деятельности Петра I древнерусский государственный и общественный опыт в значительной степени был отвергнут, и Россия фактически превратилась в полицейское государство, которое многое восприняло из опыта Западной Европы. Но это не относится к судебной реформе; ее следы наследницы Петра I- Екатерина I и Анна Иоанновна-полностью уничтожили.

Особое место в истории суда и розыска в России занимает царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.). Годы ее правления круто замешаны на мракобесии, невежестве и боязни потерять трон. Суд и розыск Анна Иоан-новна использовала в качестве орудия для бесчисленных, часто бессмысленных пыток и казней.

Придя к власти, Анна Иоанновна использовала ранее применявшуюся при Петре I формулу политического сыска «Слово и дело», под диктовку своего фаворита Бирона 10 апреля 1730 г. опубликовала Указ о поощрении доносов. Существо ее (формулы) состояло в том, что один человек мог обвинить другого в государственной измене, произнося упомянутые «магические слова».

За этим следовал арест и пытки. Если подозреваемый под пыткой признавал себя виновным, он осуждался к смертной казни или заключался в колоды и отправлялся на каторгу. В тех случаях, когда подозреваемый выдерживал пытки и отрицал вину, доносчик подвергался смертной казни. Анна Иоанновна считала поход «или - или» лучшим способом выявить смуту. Для этих целей действовали две тайные канцелярии в Санкт-Петербурге и одна - в Москве, куда со всей России свозили оклеветанных и оговоренных людей для суда и розыска. Показания под пыткой считались основным и бесспорным доказательством. Пытали не только взрослых простолюдинов, но и малолетних, священников, дворян, часто в связи с самыми вздорными обвинениями. Историки отмечали, что суд и розыск при Бироне превосходили всякие описания жестокостей, представляли собой «бред горячки и помешательства умов»1.

1 См подробнее Парамонов А С О законодательстве Анны Иоанновны опыт систематического исследования СПб, 1904 С 136-145

Одновременно были созданы Судебный и Розыскной приказы, в подсудность которых переданы «поджигательские, воровские, разбойные и убийственные дела». Методы суда и розыска фактически были теми же, что и при выявлении государственной измены, но по этим делам в качестве доказательств, кроме «пыточных речей», допускались еще повальный обыск и свидетельские показания. Апелляцию по этим делам разрешалось подавать в юстиц-коллегию в Санкт-Петербурге.

В связи с переполнением тюрем Анна Иоанновна своим Указом предписала суд и розыск заканчивать в недельный срок, а судьям работать с семи утра до девяти вечера с перерывом на обед в полдень, чтобы «арестанты от духоты и тесноты в тюрьмах безгодною смертью не умирали». В этих же целях судьям было приказано подметные письма больше не читать, а сжигать. Но это не изменило существа режима. Пытки и казни продолжались, и за это Анну Иоанновну в народе прозвали «кровавой».

После смерти Анны Иоанновны гвардия в 1741 г. возвела на престол Елизавету - дочь Петра I, которая каких-либо изменений в процедуру суда и розыска не внесла, однако отменила доносы по формуле «Слово и дело», а также наложила запрет на приведение в исполнение приговоров к смертной казни. Последнее решение имело историческое значение и привело к резкому сокращению смертных казней в России в XVIII и XIX вв. Правда, суды продолжали выносить такие приговоры, но они не исполнялись. К концу царствования Елизаветы неисполненных приговоров к смертной казни скопилось более десяти тысяч. Этим осужденным в конце концов смертная казнь была заменена каторгой.

При Екатерине II в России была проведена реформа суда и розыскных учреждений. Попытки Петра I провести судебную реформу создали благоприятную почву для Екатерининских реформ. В 1775 г. была обнародована первая часть «Учреждения о губерниях». Согласно этому документу были реформированы не только суды и полиция, но и административное устройство. Россия делилась на губернии (наместничества), а в крупных губерниях образовывались провинции. В свою очередь, губернии и провинции делились на уезды. Учреждались две ветви власти: административная и судебная, построенные на двух разных началах: административная - на единоначалии, судебная - на коллегиальности. В судебном ведомстве уголовные дела были отделены от гражданских.

В уезде действовал нижний земский суд как суд низшей инстанции. В нем в качестве судей заседали: капитан-исправник, два заседателя от дворян и два заседателя от сельского населения. К подсудности нижнего уездного суда относились уголовные дела о малозначительных преступлениях и мелкие споры гражданского характера.

Более сложные уголовные дела рассматривал уездный суд (в городах магистрат), состоявший из судьи и двух заседателей, которые чаще всего избирались из помещиков. За работой уездного суда наблюдал прокурор,

Раздел I. Общие положения

обязанный сообщать начальству о нарушении законов в суде, в том числе и о нарушениях законов самим судом.

Сохранялись, а там, где их не было, создавались особенные суды: надворные суды для дворян и совестные суды. Последние обязаны были судить «не только по закону, но и по совести»; они рассматривали дела о деяниях безумных, малолетних, а также дела о колдовстве и о преступлениях, совершенных по невежеству. Продолжали действовать церковные суды, но они не входили в общую систему светских судов.

В целом система общих судов состояла из четырех инстанций. Судами первой инстанции были: нижний земский суд, уездный суд (для городов -магистрат), нижний надворный суд. Судами второй инстанции являлись: верхний земский суд, губернский магистрат, верхний надворный суд; по первой инстанции эти суды рассматривали более сложные уголовные и гражданские дела, чем упомянутые нижестоящие суды. Третью инстанцию составляли: губернское правление и его палаты. Четвертая инстанция -Сенат. Суды второй и третьей инстанции могли рассматривать апелляцию. Допускалось обжалование приговоров, вынесенных губернским судом, в Сенат, который был не только судебным учреждением, но и законодательным и правительственным учреждением. Все председатели вышестоящих судов избирались Сенатом по представлению губернатора из двух кандидатов и утверждались верховной властью. Их заместители избирались Сенатом по представлению губернатора.

Расследование преступлений при Екатерине II полностью было передано в руки полиции. Дела о насильственных преступлениях расследовали на местах капитан-исправники, которые передавали собранные материалы суду. Полиции при расследовании преступлений рекомендовалось иметь «проворство и способность», чтобы раскрывать преступления лиц, замышляющих заговоры. В то же время допускалось отдавать на поруки граждан, которые совершили преступление, кроме тех, кто заслуживает смертной казни. На словах Екатерина II запрещала пытки, но тайные ее инструкции были другими, а в конце царствования она фактически восстановила Тайную канцелярию, в которой, как и по всей России, пытали подследственных1. В законодательстве России пытки были отменены только при Александре I.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Мировые судьи во многих государствах являются судьями первой инстанции. Как правило, назначаются Законодательным Собранием субъекта, а также избираются населением и функционируют в составе одного мирового судьи . Мировые судьи подвергают рассмотрению уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.

    Мировой суд появился в Англии в XIV веке , был введен в Северной Америке в XVII веке , во Франции в конце XVIII века (в 1959 г. ликвидирован).

    История

    В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задумано ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов . [ ] Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемственность и т. д.).

    Впервые институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В тот период предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории - участковых и специализированных:

    Специфика института мировых судей состоит в том, что они будут подразделяться на участковых (территориальных) и специализированных (следственных, пенитенциарных и других). Если первые в основном станут разрешать уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях, то вторые возьмут на себя контрольные функции там, где под угрозу ставятся свободы и права человека.

    Однако в дальнейшем предлагаемое Концепцией «деление» мировых судей не было закреплено законотворческой практикой.

    1. имеющий высшее юридическое образование ;
    2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
    3. не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
    4. не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным ;
    5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма , наркомании , токсикомании , хронических и затяжных психических расстройств ;
    6. не имеющий иных заболеваний , препятствующих осуществлению полномочий судьи
    7. достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет (в такой стаж засчитываются не все виды юридической деятельности), а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ . От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

    Компетенция

    Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны:

    II. Гражданские дела (только относящиеся к подведомственности судов общей юрисдикции, не подведомственные арбитражным судам):

    III. Дела об административных правонарушениях , отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Приговор или иное решение М. С. по уголовному делу (кроме решений, не подлежащих такому обжалованию) и итоговое решение по гражданскому делу могут быть обжалованы сторонами, заинтересованными лицами и прокурором в районный суд в апелляционном порядке - путём принесения ходатайств , именуемых апелляционными жалобами (для прокурора - апелляционными представлениями).

    В литературе

    Все слыхали, как ты это самое при всем простом народе: «Мировому судье такие дела не подсудны». Все слыхали, как ты это самое... Меня, ваше высокородие, в жар бросило, я даже сробел весь. Повтори, говорю, повтори, такой-сякой, что ты сказал! Он опять эти самые слова... Я к нему. Как же, говорю, ты можешь так объяснять про господина мирового судью? Ты, полицейский урядник, да против власти? А? Да ты, говорю, знаешь, что господин мировой судья, ежели пожелают, могут тебя за такие слова в губернское жандармское управление по причине твоего неблагонадежного поведения? Да ты знаешь, говорю, куда за такие политические слова тебя угнать может господин мировой судья? А старшина говорит: «Мировой, говорит, дальше своих пределов ничего обозначить не может. Только малые дела ему подсудны». Так и сказал, все слышали... Как же, говорю, ты смеешь власть уничижать? Ну, говорю, со мной не шути шуток, а то дело, брат, плохо. Бывало, в Варшаве или когда в швейцарах был в мужской классической прогимназии, то как заслышу какие неподходящие слова, то гляжу на улицу, не видать ли жандарма: «Поди, говорю, сюда, кавалер», - и всё ему докладываю. А тут, в деревне кому скажешь?.. Взяло меня зло. Обидно стало, что нынешний народ забылся в своеволии и неповиновении, я размахнулся и... конечно, не то чтобы сильно, а так, правильно, полегоньку, чтоб не смел про ваше высокородие такие слова говорить...

    Примечания

    Ссылки

    • Исмаилов Б. И. Правоприменительная практика зарубежных государств в формировании системы местного (мирового) правосудия. 2010 г.-12с.
    • Л. Н. Ланге. Настольная книга для мировых судей. 1866


Просмотров