Государственные органы РФ: определение, деятельность и полномочия. Судебные ветвь и относящиеся к ней ведомства. Система органов судебной власти

Все страны, существующие на сегодняшний день, представляют собой сложные политико-правовые организации, основой которых является население и юридическая система. Но, как мы понимаем, так было далеко не всегда. Изначально вместо государств существовали небольшие социальные формации, объединяющие малое количество людей.

Необходимость создания стран появился в момент разрастания племенных общин. При этом эволюция такого рода происходила не моментально. Ведь государство существенно отличается от племени и иных подобных структур. Во-первых, оно объединяет огромные массы людей, во-вторых, реализует универсальные методы регулирования.

Большую роль в деятельности страны играют государственные органы. Эти ведомства имеют собственную иерархию и систему, что в разы облегчает процесс координации обществом. Следует отметить, что именно органы власти являются основными субъектами реализации функций той или иной страны. В Российской Федерации также есть собственная система государственных ведомств. Она выстроена в соответствии со всеми международными и демократическими тенденциями современности.

Орган власти. Понятие

На протяжении большого количества времени ученые выдвигали различные трактовки, которые описывали те или иные ведомства страны. РФ на сегодняшний день представляют собой учреждения, которые реализуют определенные правовые институты.

В большинстве случаев подобные ведомства отвечают за фактический контроль населения той или иной страны. Но существуют государственные органы со специфическими функциями и задачами. Если мы говорим конкретно о Российской Федерации, то примером подобных структур является прокуратура, полиция, ФСБ и т. п. Главная задача таких органов - защита государства и его населения.

Система органов власти

Государственные органы РФ входят в единую систему, обусловленную во многом функциями страны. Подобного рода структура отвечает за существование ведомств той или иной направленности. Основную роль в процессе построения системы играют, прежде всего, конкретные функциональные задачи. К примеру, для обеспечения безопасности в государстве существует структура силовых ведомств. Иными словами, каждый сектор человеческой деятельности «перекрывается» определенными органами. Данная система играет ключевую роль в процессе изучения Она позволяет упорядочить рассмотрение тех или иных ведомств.

Принципы системы органов власти

Любого рода юридические явления имеют определенные основы деятельности. Государственные органы не выступают исключением. Они также имеют определенные принципы функционирования. При этом основополагающие идеи касаются всех без исключения ведомств, существующих на сегодняшний день. Ученые выделяют три основных принципа деятельности всей системы государственных органов:

  1. Единство системы говорит о том, что деятельность власти напрямую зависит от воли народа. Этот принцип закреплен в основном акте, Конституции Российской Федерации. Положение единства также содержит сведения о том, что многонациональный народ России непосредственно реализует свою волю через систему органов власти.
  2. Демократизм всех общественных отношений во многом обуславливает функционирование большинства ведомств. Согласно данному принципу, деятельность органов должна быть максимально прозрачной. Помимо этого, демократизм говорит о превалировании человека и его жизни как основных ценностей. Наглядным проявлением принципа, безусловно, является подотчетность и подконтрольность органов власти и конкретных должностных лиц.
  3. Поистине ключевым можно назвать принцип разделения властей. Он обуславливает существование трех ветвей государственного регулирования: судебной, исполнительной и законодательной. На основе этого принципа полномочия органов разделяются.

Виды органов в РФ

Учитывая тот факт, что государственный орган - это структура, реализующая определенные функции государства в конкретных секторах деятельности, можно произвести классификацию различных органов. На сегодняшний день выделяют множество видов различных ведомств. Классификация производится на основе различных факторов. Теоретики выделяют несколько основных видовых групп:

  1. Если мы говорим о месте в структуре иерархии всех ведомств, то существуют органы высшие, центральные и территориальные.
  2. Классификация производится по факту формирования личного состава тех или иных систем. В соответствии с этим выделяют избирательные органы власти и назначаемые.
  3. Согласно кадровому составу органы могут быть коллективными и единоличными, например, Президент Российской Федерации.
  4. Тот факт, что Россия является федерацией, обуславливает наличие общенациональных, федеральных органов и региональных. Последний вид относится исключительно к субъектам РФ.

Конечно, ключевая классификация производится на основе принципа разделения властей. Согласно ему все без исключения государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные. Стоит отметить, что принадлежность к конкретной ветви во многом обуславливает полномочия ведомства.

Законодательные органы власти

После череды реформационных волн в Европе, которые происходили в период с 16-го по 19-й век, основой построения любого государства стал принцип парламентаризма.

Согласно ему в любой стране должен существовать специальный коллективный орган, деятельность которого будет реализовываться людьми, выбранными непосредственно населением. Поэтому во всех современных странах существуют парламенты. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Парламент РФ - это высший федеральный орган законодательной власти. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и При этом законодательная власть представляет собой целую структуру. Помимо центрального органа своеобразные парламенты существуют на уровне субъектов федерации.

Исполнительные ведомства

Федеральные государственные органы исполнительной ветви представляют собой систему независимых и самостоятельных структур, осуществляющих публичную власть. По сути, данные ведомства фактически реализуют основные функции страны. Если законодательная власть выдает основополагающие нормативные акты, являющиеся фундаментом юридической системы, то исполнительная приводит подобные документы, точнее, их положения, в действие.

Следует отметить, что полномочия государственного органа исполнительной направленности в каждом отдельном случае достаточно широкие. Ведь подобные ведомства наделены правом применять властное веление, принуждение в процессе реализации положений тех или иных нормативных актов для их более эффективного влияния на общество.

В Российской Федерации исполнительная власть является обширным и функциональным явлением. Поэтому все органы, относящиеся к этой ветви, характеризуются целым рядом определенных особенностей.

Признаки исполнительных органов

Реализация положений нормативных актов изначально является специфической деятельностью. Поэтому органы, непосредственно её осуществляющие, характеризуются некоторыми признаками, например:

  • они являются практическими проводниками государственной политики;
  • в своей работе исполнительные ведомства полностью независимы и самостоятельны;
  • они обладают целым пакетом прав и материальных ресурсов;
  • основами функционирования являются законность и демократизм.

При этом деятельность государственных ветви высокоорганизованна. Она производится в соответствии с уставами, положениями и иными ведомственными нормативными актами. Такой подход обеспечивает, во-первых, эффективность деятельности, во-вторых, её оперативность.

Виды исполнительных органов

Как уже указывалось ранее, парламент является высшим законодательным органом. От него происходит разветвление всей системы одноименной ветви власти. Центральным исполнительным государственным органом является Правительство Российской Федерации. В своей деятельности это главное ведомство контролирует и координирует функционирование более мелких структур. Например, в правительство входят министры, которые являются главами министерств. Помимо них на федеральном уровне исполнительной власти существуют федеральные службы и министерства.

Имеется и локальный уровень деятельности ведомств представленной ветви. Государственные органы Российской Федерации, относящиеся к территориальному уровню исполнительной власти, представлены комитетами, департаментами и главными управлениями.

Судебные ветвь и относящиеся к ней ведомства

Это ведомство, уполномоченное на реализацию правосудия в Российской Федерации. Это одно из основных полномочий подобных структур. При этом стоит отметить специфику их системы. Ключевая особенность в том, что не существует деления судебных органов на общефедеральные и локальные. Вся система является строго централизованной. Это во многом облегчает осуществление правосудия и, конечно же, обеспечивает право каждого гражданина на защиту собственных прав.

В систему входят инстанции общей юрисдикции, арбитражи и органы конституционной юрисдикции.

Заключение

Итак, мы рассмотрели федеральные государственные органы Российской Федерации, которые принадлежат к той или иной ветви власти. В заключение нужно отметить, что все представленные ведомства эффективно реализуют свои функции с момента обретения Российской Федерацией независимости. При этом с каждым этапом развития государственные органы все больше модернизируют свою деятельность и принципы её осуществления. Будем надеяться, что данная тенденция не исчезнет в скором времени.

Принципы деятельности государственных органов

Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти:

  • 1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти - судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • 3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.

Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.

4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны при осуществлении своих конституционных полномочий. Система разделения властей не нарушает единства государственной власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и судебной власти в форме осуществления своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых действуют органы исполнительной и судебной власти, осуществляют бюджетный контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т.д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии Конституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы.

5. Принцип законности - основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.

Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы».

При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.

  • 6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:
    • - все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
    • - между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) - вопросы исключительного ведения Феде рации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
    • - во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
    • - субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
    • - субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).
  • 7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе.

При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих.

В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы - необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.

Общая классификация государственных органов

Классификация государственных органов производится следующим образом:

  • 1. По способу возникновения:
    • - Первичные (в результате волеизъявления народа);
    • - Производные (формируемые первичными).
  • 2. По принципу разделения властей:
    • - Законодательные (представительные);
    • - Исполнительные;
    • - Судебные;
    • - Органы надзора и контроля.
  • 3. По объему властных полномочий:
    • - Высшие (на всей территории);
    • - Местные (на определенной административной территории).
  • 4. По характеру компетенции:
    • - Общая (на реализацию конкретных функций государства);
    • - Специальная (например, министерства).
  • 5. По количественному составу членов, необходимому для принятия решений:
    • - Коллегиальные;
    • - Единоличные.
  • 6. По форме осуществления властных полномочий:
    • - Правотворческие;
    • - Правоисполнительные;
    • - Правоохранительные.

Вопрос №60. Понятие и система органов государственной власти в РФ. Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ.

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Признаки:

1) порядок создания и деятельности гос. органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) гос. орган обладает властными полномочиями. Они характеризуются тем, что 1) орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юр. лицами, на которых распространяется компетенция данного гос. органа; 2) орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений; 3) орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, гос. принуждения;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) гос. орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов гос. власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления гос. власти, образует систему органов гос. власти РФ. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы гос. власти РФ и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов гос. власти РФ включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему гос. органов субъектов Федерации входят законодательные органы гос. власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов гос. власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос. власти, установленными ФЗ. Гос. органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Принципы системы органов гос. власти РФ:

1) разделение властей;

2) единство органов государственной власти.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Разделение властей - это разграничение органов власти в их компетенции, но существует в условиях единой системы органов власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, «сдержек и противовесов».

Черты разделения властей : 1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей.

Взаимодействие властей :

1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей;

2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть;

3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независимость других органов власти.

Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, т.к. только он является единственным носителем государственной власти в РФ.

Единство органов государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок формирования, формы взаимного контроля и взаимодействия установлены Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ. Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерального и субъектов РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение службы связей с общественностью в госструктурах. Задачи и функции PR-службы в государственных органах. Организационная структура и направления деятельности PR подразделений в высших органах государственной власти на примере некоторых служб.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    Пресс-служба - структурная единица государственных органов власти. Характеристика ее целей, функций и методов работы. Организационные основы деятельности служб по связям с общественностью на примере деятельности пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Правовой статус государственных органов исполнительной власти. Полномочия, функции Президента и Правительства России. Совершенствование структуры Федерального Министерства. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Структура и признаки правоохранительных органов - государственных органов, осуществляющих специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.

    реферат , добавлен 02.07.2012

    Образование государственных органов в установленном государством порядке. Государственные органы как часть единой системы органов государственной власти, полномочия каждого из них. Функции законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Понятие и принципы государственной службы, правовая регламентация и нормативное обеспечение деятельности ее органов. Классификация и функции государственных служащих, их место в системе управления. Организация государственной службы в РФ и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Функции и характерные черты государственных органов, образующих единую систему. Структура и задачи деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2013

Основные принципы организации.и деятельности государственных органов это те главные начала, которые лежат в основе построения и функционирования государственных органов. К ним относятся:

Разделение властей;

Признание человека, его прав и свобод высшей целостью;

Демократизм;

Иерархичность;

Сочетание централизма и федерализма; сочетание выборности и назначаемости;

Сочетание коллегиальности и единоначалия;

Открытость;

Равный доступ к государственной службе;

Профессионализм;

Законность.

2. Принцип законодательную; исполнительную; судебную.

Цели разделения властей:

Принцип демократизма означает, что:

Смысл иерархичности

косвенное воздействие);

закрытый характер

Принцип профессионализма подразумевает:

\ нов;

Принцип законности

Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную; исполнительную; судебную.

Соответственно на указанные три вида делятся органы государственной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют: самостоятельно, в рамках своей компетенции; при этом имеют сходные цели реализация функций государства, взаимосвязаны образуют единую систему государственных органов; взаимозависимы дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

Цели разделения властей:

Упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);

Не допустить концентрации власти (а следовательно, бесконтрольности, произвола) в одних руках (в одних и тех же органах).

Разделение властей является базовым принципом организаций и деятельности государственных органов наряду с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г. Исходя из него, государственные органы:

Существуют во имя человека, обеспечения его интересов и потребностей;

Обязаны уважать, соблюдать и защищать права и свободы человека;

Не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека. Принцип демократизма означает, что:

Государственные органы формируются народом (прямо либо косвенно, например: избрание народом Президента РФ, глав субъектов РФ, законодательных (представительных) органов разных уровней, кото. рые, в свою очередь, формируют другие органы - Правительство РФ, администрации, суды и т. д.);

Государственные органы находятся под контролем народа (через выборы).

Смысл иерархичности в том, что государственные органы представля-ют собой систему, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и имеют возможность оказывать воздействие на их деятельность. Пример:

Система органов законодательной власти (Федеральное Собрание РФ -законодательные (представительные) органы субъектов РФ косвенное воздействие);

Система органов исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ администрации субъектов РФ, главы субъектов сочетание прямого и косвенного влияния);

Судебная система и Прокуратура РФ (единая иерархия судов различных видов, органов Прокуратуры РФ подчинение нижестоящих органов вышестоящим).

Решения высших органов государственной власти РФ обязательны для исполнения на территории всей страны всеми государственными органами и должностными лицами. (Например: исполнение федерального закона, не противоречащих Конституции и закону актов Президента и Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ.)

Принцип сочетания централизма и федерализма означает, что:

Все государственные органы образуют единую систему госорганов (госаппарат), во главе которой находятся высшие органы государственной власти;

Между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения) вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;

Субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;

Субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.).

Государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Пример: избрание Президента РФ, который назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

Органы государственной власти могут быть:

Единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др. осуществляют свою работу на основе единоначалия);

Коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др. совместно принимают решения).

В основе деятельности государственных органов лежит принцип открытости:

Заседания парламента, судов и других органов, как правило, носят открытый характер;

Их деятельность широко освещается СМИ;

Органы государственной власти самостоятельно предоставляют информацию о своей работе;

Информация о должностных лицах (особенности биографии, доходы) открыта для общественности.

В отдельных случаях деятельность государственных органов может иметь закрытый характер (правоохранительные вопросы, государственная безопасность и др.).

Равный доступ к государственной службе означает, что все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения отношения к религии и др.

Как правило, вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы). Принцип профессионализма подразумевает:

Наличие специальной.подготовки у работников государственных орга- \ нов;

Учет данной подготовки при приеме на работу и продвижении по службе;

Регулярный контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).

Принцип законности обязывает государственные органы, госслужащих, должностных лиц соблюдать нормы Конституции, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности.



Просмотров