Роль региональной налоговой системы в развитии экономики и социальной сферы. Региональная налоговая политика Налоговая политика региона как оценить

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам). Налоговая политика в регионе представляет собой совокупность экономических и правовых мер на уровне региона по совершенствованию налоговой системы в целях обеспечения финансовых потребностей региона и государства в целом, реализации запланированных социально-экономических программ путем перераспределения финансовых ресурсов и изменения направления финансовых потоков. Региональная налоговая политика вырабатывается на уровне регионального управления в соответствии с принятой стратегией (программой) социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды в зависимости от состояния экономики и других факторов, а также целей, которые на данном этапе развития приняты как приоритетные. Основными задачами региональной налоговой политики являются:

Наращивание налогового потенциала, в том числе на основе стимулирования инвестиций в реальную экономику региона;

Методическое и информационное обеспечение процесса налогообложения на всех его этапах;

Усиление мер по укреплению налоговой дисциплины в тесном взаимодействии с другими контролирующими органами, а также правоохранительными органами и, как следствие,

Повышение собираемости налогов;

Повышение квалификации работников налоговых органов, в том числе за счет получения ими второго образования в высших финансово-экономических учебных заведениях .

Налоговую политику подразделяют на налоговую тактику и налоговую стратегию. Налоговая стратегия определяет политику региона в отношении существующей налоговой системы в долгосрочном периоде. Понятие налоговая тактика предусматривает решение задач краткосрочного периода, как правило, меньшего масштаба, но не менее важных, поскольку они являются условием реализации налоговой стратегии. Стратегия развития налогового потенциала региона прямо и косвенно зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они или нет. И эти ресурсы, прежде всего, должны быть оценены. Стоимостная оценка ресурсов региона может колебаться во времени; точно также может изменяться и их способность приносить доходы (степень "ликвидности"). Налоговый механизм рассматривается в работе как совокупность отношений, средств, приемов, способов, методов, с помощью которых устанавливаются и исчисляются налоги, а налогоплательщик исполняет предусмотренную Конституцией РФ обязанность по уплате законно установленных налогов. В целом налоговый механизм состоит из двух основных элементов: отношений по исчислению налогов и отношений по их уплате. В качестве дополнительного элемента выделяют отношения, связанные с информационным обеспечением и документированием исполнения налоговых обязательств . Сегодня на региональном уровне все более актуализируется проблема совершенствования налогового механизма и налогового контроля не только относительно федеральных налогов (НДС, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, и др.), но, прежде всего, основных налогов субъектов РФ (налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.) и местных налогов и сборов, последовательного их распространения на такие виды экономической деятельности, которые по тем или иным причинам оказались в "тени". Одним из направлений совершенствования налоговой системы РФ является улучшение планирования и прогнозирования налогового потенциала региона. Целью налогового планирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях, по мнению автора, является оценка соотношения налоговых потенциалов территорий и фактических поступлений налогов, а налогового прогнозирования - определение возможных объемов налоговых платежей в плановом и прогнозном периодах. Налоговое администрирование - основная функция системы государственного регулирования финансовых потоков. Цель его заключается в получении, обработке и интеграции разнообразной информации о распорядительных и исполнительных действиях в процессе планирования и осуществления налоговых операций (и их результатов), инициировании изменений налогового законодательства. Налоговое администрирование является частью регулирования процессов наполнения налоговыми доходами бюджетов всех уровней. Главная его задача - обеспечение постепенного наращивания налогового потенциала Федерации и регионов . Система налогового администрирования включает четыре базовых элемента (планирование, регулирование, контроль и отчетность), развивающихся в условиях меняющихся причинно-следственных зависимостей налоговой среды от внешних факторов. Характерной чертой повышения значения налогового планирования в налоговой деятельности государственных органов является более тесная увязка плановой деятельности Федеральной налоговой службы России и территориальных налоговых инспекций на местах. Налоговое регулирование является вторым важным функциональным блоком системы налогового администрирования. Третьим элементом системы налогового администрирования является налоговый контроль. В работе подчеркивается, что налоговый контроль не только имеет функциональные связи с налоговым планированием и регулированием. Он сопровождает все стадии и налогового планирования, и налогового регулирования, являясь ядром системы налогового администрирования. Государственный налоговый контроль реализуется в различных сферах налоговых отношений от имени и в интересах государства. Контрольная деятельность как государственно-властных органов, так и субъектов корпоративной среды требует весьма существенных финансовых затрат, а результаты контроля характеризуются фискальными последствиями: для налоговых администраторов - это совокупность налоговых доходов, а для налогоплательщиков - это налоговые расходы. В работе подчеркивается, что контроль - это специализированная сфера информационной поддержки совокупности процедур по принятию и реализации решений в сфере налогообложения, обеспечивающая информацией налоговых администраторов о различного рода отклонениях от установочных индикаторов (заранее заданных параметров налоговых баз). При этом рамки государственного налогового контроля ограничиваются такими принципами как законность, экономическая обоснованность, целесообразность, соответствие формы содержанию, рациональность, результативность . Государственный налоговый контроль (во взаимосвязи с налоговым учетом и анализом налоговой отчетности) является основой формирования и функционирования государственной информационной системы о доходной базе консолидированного бюджета страны и регионов . Такая информационная система позволяет, в частности, установить степень достаточности налоговых ресурсов бюджетной системы для удовлетворения общественно значимых потребностей, для выполнения финансовых обязательств страны перед кредиторами. Налоговый контроль посредством обратной связи создает возможность регулирования налоговых потоков на всех уровнях хозяйствования, обеспечивая тем самым эффективность налогового администрирования . Таким образом, региональная налоговая политика обладает особым статусом, функционально дополняя право на регулирующую роль общегосударственной федеральной политики, мобилизацией налоговых поступлений, обеспечением собираемости налогов и пополнением бюджетного потенциала. Региональная налоговая система функционирует в условиях ограниченной самостоятельности, которая формирует особые принципы ведения налоговой политики. Наиболее важными из них являются: компетентное налогообложение; сбор всех налогов и контроль за ним; специальная, дополненная региональной компонентой, нормативно-законодательная база, обеспечивающая действенное функционирование региональной налоговой системы; инициативы по повышению стимулирующей функции налогообложения; инновации в сфере мотивации активности налоговых органов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Проблемы налоговой политики в регионе

2. Совершенствование налоговой политики в регионе

Заключение

Список литературы

Введение

При формировании налоговой политики органы власти субъектов Федерации сталкиваются с рядом проблем, среди которых автором особо выделены ограниченный инструментарий региональной налоговой политики, определение категорий налогоплательщиков или видов экономической деятельности, предоставление налоговых льгот для которых будет иметь экономический и социальный эффект.

Несмотря на совершенствование налоговой политики российского государства, выраженное в снижении налоговой нагрузки на экономику, осуществлении важных мероприятий по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращении числа и унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов, формирование региональной налоговой политики на долгосрочный период еще не закончено. В системе региональных налоговых отношений имеются значительные проблемы, многие из которых не решены.

1. Пробле мы налоговой политики в регионе

До настоящего времени не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в регионе, по налогообложению недвижимости. При осуществлении попыток стимулирования налогоплательщиков нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии экономики. Нет четкой позиции в решении важнейшего для региона вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса.

Практика применения налогового законодательства серьезно осложняется недостаточной нормативно-правовой базой, приводящей к решению проблем недоработки налогового законодательства на уровне прецедентного судебного права.

Приведенные проблемы налоговой политики региона серьезно влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие.

2. Совершенствование налоговой политики на уровне региона

налоговый политика регион доход

На сегодняшний день стоит задача организационно-законодательного формирования региональной налоговой политики, адекватной стратегическим целям развития страны, обеспечивающей надёжное финансовое существование территорий, их реальную заинтересованность в увеличении доходной базы, реализации инвестиционного развития.

В целях формирования в России современной региональной налоговой политики предлагается:

Расширить состав налогов, закреплённых за регионами и муниципальными образованиями, что автоматически приведёт к увеличению налоговой компетенции;

Увеличить объём налоговой компетенции по специальным налоговым режимам;

Укреплять финансовые основы деятельности регионов и муниципальных образований, чтобы появлялась реальная заинтересованность в наращивании и укреплении налогового потенциала, формирования современной региональной налоговой политики.

При этом следует учитывать специфику конкретных условий деятельности регионов, их географического положения, отраслевой специфики, налогового потенциала, использовать методы сценарного планирования и прогнозирования при выработке концепции налоговой политики, производить увязку государственных и региональных стратегических целей развития и использования адекватного налогового механизма для их достижения.

Первая группа требований включает необходимость учета проблем и особенностей регионального развития. Теоретические исследования проблем регионального развития показывают, что развитие региона происходит неравномерно. Всегда существуют так называемые «локомотивы экономики», наиболее стабильные и динамично развивающиеся отрасли, которые представляют собой «полюсы развития», то есть отрасли, характерные для данного региона. В связи с этим в работе показано, что основные инструменты налоговой политики региона должны быть использованы для поддержки и развития отраслей, которые являются точками роста (отраслями рыночной специализации региона).

Вторая группа требований обусловлена федеративным устройством России и объемом компетенции региональных властей в сфере налогообложения. Региональная налоговая политика реализуется на территории отдельно взятого региона, не нарушая при этом единства экономического пространства и единства бюджетной и налоговой системы Российской Федерации. Налоговая политика, реализуемая на субфедеральном уровне, должна соответствовать основным направлениям региональной политики, в числе которых: достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях. Основные инструменты налоговой политики региона должны находиться в двух пересекающихся плоскостях: регулирующая, направленная на укрепление отраслей рыночной специализации региона, и фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов. В зависимости от уровня социально-экономического развития региона, его типа необходимо различное сочетание инструментов регулирования и фиска.

Третья группа требований определена необходимостью обеспечения конституционного принципа единства экономического пространства, который обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя. Региональная налоговая политика, должна соответствовать основным направлениям общегосударственной налоговой политики. Это два стратегических направления: отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот. Задачи снижения налогового бремени решаются, в основном, на общегосударственном уровне, а региональные власти могут лишь незначительно влиять на ход этого процесса. Что касается унификации налоговых ставок, это направление на региональном уровне не может быть признано эффективным. В работе показано, что необходим иной подход к выбору инструментов региональной налоговой политики. Дифференциация налоговых ставок - один из немногих инструментов регулирования экономики региона, уровня доходов различных категорий налогоплательщиков, создания стимулов для экономического роста.

Выше перечисленные группы требований к содержанию региональной налоговой политики государства позволили уточнить и дополнить методическую основу формирования и реализации региональной налоговой политики, которая должна учитывать: приоритеты и организационный механизм налоговой политики региона; особенности социально-экономического положения региона и его рыночную специализацию, не нарушая при этом единое экономическое пространство.

Заключение

Налоговая политика - составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая стимулирует накопления и рациональное использование национального богатства страны, способствует гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивает социально - экономический прогресс общества.

Налоговая политика на уровне региона рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых региональными органами власти в области региональных налогов, а также в области налоговых льгот и налоговых ставок по федеральным налогам в тех пределах, которые установлены федеральным законодательством в рамках проведения единой государственной налоговой политики и направленных на создание благоприятного налогового климата и повышение налогового потенциала региона.

Проведение рациональной налоговой политики позволяет решать задачи:

Обеспечения государства финансовыми ресурсами;

Создания условий для регулирования экономики;

Сглаживания неравенства в уровнях доходов населения.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (с изм. и доп. От 23.12.2004г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Налоговый кодекс РФ, часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998г. №147-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000г. №117-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http:www.consultant.ru.

4. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8). [Электронный ресурс] Режим доступа: http:www.consultant.ru.

5. Афанасьев, С.Г. Перспективы развития в бюджетной и налоговой политике 2008.

6. Бушинская, Т.В. Инструменты реализации региональной налоговой политики Известия Тульского государственного университета. Серия: Экономические и юридические науки. - 2008.

7. Вахрин, П.И. Финансы П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М.: Маркетинг, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Налоговая политика как составная часть финансовой политики. Характеристика налоговой системы РФ. Основные цели и задачи налоговой политики. Анализ налоговой политики России и совершенствование деятельности органов, принимающих участие в ее разработке.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2012

    Развитие налогообложения в России. Сущность и функции налогов. Налоговая политика государства. Сущность и значение налоговой политики. Стратегия и тактика налоговой политики. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2007

    Анализ налоговой политики государства на региональном уровне. Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области. Проблемы налоговой политики в регионе. Рекомендации по ее совершенствованию и улучшению собираемости налогов.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2010

    Сущность налогообложения и налоговой системы. Основные инструменты и направления налоговой политики. Взаимосвязь налоговой политики и проблем эффективности и справедливости. Налоговая система Республики Беларусь, ее особенности и пути совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    Налоговые сборы и платежи как источник формирования бюджета государства. Стратегия и тактика налоговой политики, ее стимулирующая и дестимулирующая роль. Совершенствование налоговой политики государства. Совершенствование налога на прибыль организаций.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Роль налоговой политики в экономических моделях, задачи, типы и инструменты. Анализ налоговой политики государства. Критерии эффективности налоговой политики. Налоговая политика в РФ.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2008

    Общественные отношения, возникающие в ходе реализации основных направлений налоговой политики государства. Налоговая политика, её влияние на порядок формирования бюджета и дальнейшие перспективы совершенствования. Оценка уровня налоговой нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2015

    Налоговая политика и ее теоретические основы. Концептуальные подходы построения налоговой политики. Сущность, цели и принципы налоговой политики. Налоговая политика ПМР на современном этапе. Пути ее совершенствования. Налоговый кодекс.

    дипломная работа , добавлен 27.02.2003

    Сущность, значение и типы налоговой политики, ее стратегия и тактика. Налоговый механизм как инструмент реализации налоговой политики. Налоговые льготы и особые режимы налогообложения. Анализ направлений действующей налоговой системы Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2013

    Налог как инструмент налоговой политики, его сущность и функции. Общие принципы налогообложения. Становление и развитие налоговой политики Кыргызской Республики, анализ показателей налоговых поступлений. Принципы реформирования налоговой политики.

При формировании налоговой политики органы власти субъектов Федерации сталкиваются с рядом проблем, среди которых автором особо выделены ограниченный инструментарий региональной налоговой политики, определение категорий налогоплательщиков или видов экономической деятельности, предоставление налоговых льгот для которых будет иметь экономический и социальный эффект.

Несмотря на совершенствование налоговой политики российского государства, выраженное в снижении налоговой нагрузки на экономику, осуществлении важных мероприятий по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращении числа и унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов, формирование региональной налоговой политики на долгосрочный период еще не закончено. В системе региональных налоговых отношений имеются значительные проблемы, многие из которых не решены.

До настоящего времени не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в регионе, по налогообложению недвижимости. При осуществлении попыток стимулирования налогоплательщиков Оренбургской области нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии экономики. Нет четкой позиции в решении важнейшего для региона вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса.

Практика применения налогового законодательства серьезно осложняется недостаточной нормативно-правовой базой, приводящей к решению проблем недоработки налогового законодательства на уровне прецедентного судебного права, в том числе и в Оренбургской области.

Приведенные проблемы налоговой политики региона серьезно влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие.

Вторая группа проблем, исследованных в работе, состоит в том, что проводимая налоговая политика Оренбургской области не в полной мере учитывает условия, в которых находится экономика региона. Практически значимым представляется решение поставленной задачи - оценки параметров функционирования налоговой системы посредством исследования показателя налоговой нагрузки и выявления налогового потенциала экономики региона.

По определению автора, «налоговый потенциал» в широком смысле - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории, а в более узком смысле - представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов, как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д. Субъективными факторами считаются состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот и отсрочек и др.

Без точной оценки налогового потенциала нереальна разработка органами власти проектов бюджетов различных уровней на предстоящий период, поскольку она играет важную роль в совершенствовании процесса планирования бюджетных доходов.

Третья группа проблем, исследуемых в дипломной работе, состоит в том, что в проводимой государственной региональной налоговой политике фискальный подход к вопросам организации налогового контроля считается преобладающим. Ориентация системы налогового контроля в основном на мобилизацию дополнительных средств в бюджет не в полной мере отражает как внутреннюю суть налогового контроля, так и его место в экономической и финансовой системе. В современных реалиях контроль выступает не только в роли фискального инструмента, он, главное, должен выполнять регулятивную функцию, направленную на развитие экономики региона посредством приведения в равные условия участников экономической деятельности. Именно такое понимание налогового контроля делает его инструментом долгосрочной налоговой политики.

От уровня организации налогового контроля, его эффективности зависит возможность достижения стратегических и тактических целей налоговой политики.

Налоговый контроль следует рассматривать как систему управления налоговыми отношениями, функционирующую в рамках правового пространства и регламентирующую организацию поступления денежных средств в интересах как региона, так и государства, а также меры ответственности за налоговые правонарушения как функциональный элемент системы управления налоговыми отношениями.

Проведенные исследования и анализ текущего состояния контрольной работы, возможностей Управления ФНС по Оренбургской области по его осуществлению позволяют сделать вывод о том, что он должен выступать не только в роли фискального инструмента, но и быть встроенным в экономику регулятором. Данное утверждение базируется на следующих посылках:

1) налоговый контроль как один из важнейших инструментов налоговой политики неизбежно имеет высокую долю субъективизма и считается орудием в руках государства, причем орудием, за счет которого стараются достичь не только экономических (финансовых) результатов;

2) от того, насколько система организации налогового контроля не субъективна (т.е. насколько низка степень влияния целей конкретных лиц или групп), зависит уровень развития общества и экономики. Если государство выстраивает систему налогового контроля на принципах равенства всех перед законом, а также, если за счет налогового контроля не достигаются политические цели, налоговый контроль может быть рассмотрен с точки зрения встроенного рыночного механизма, основной задачей которого определено создание равных условий хозяйствования и недопущение неконкурентных преимуществ;

3) стратегическая задача налогового контроля, как и налоговой политики в целом, должна пониматься как максимальное привлечение налогоплательщиков к самостоятельной (добровольной) уплате всех налогов и сборов.

Такое понимание налогового контроля основано на следующих ограничениях и аргументах:

а) за счет поступлений от мероприятий налогового контроля можно обеспечить не более 5-7% средств бюджетов различных уровней (данная тенденция прослеживается как в целом по Российской Федерации, так и в Оренбургской области), причем тенденция явно такова, что этот показатель только снижается. Даже весьма значительные доначисления последних лет были сопряжены с существенными проблемами взыскания доначисленных платежей, а общий уровень взыскания хотя и имеет тенденцию к повышению (сейчас это порядка 45%), но даже его положительная динамика отстает от показателей роста поступлений налогов и сборов, т.е. добровольно уплачиваемых сумм;

б) основным эффектом контрольной работы следует признать не собственно доначисления по выездным и камеральным проверкам, а уровень текущей собираемости налогов. Данный принцип означает, что налогоплательщик тогда полностью и своевременно уплачивает все установленные налоги, когда осознает уровень риска неблагоприятных последствий налогового контроля. Таким образом, из полностью фискального инструмента налоговый контроль переходит в сферу регулятора, наличие которого побуждает (иногда понуждает) самостоятельно уплачивать налоги и сборы;

в) масштабными и полноценными мероприятиями налогового контроля, а под таковыми на сегодня понимают только выездные проверки, могут быть охвачены не более 4--5% налогоплательщиков (а за последние годы в Оренбургской области этот показатель, так называемый охват проверками, снизился до 3--4%). Отсюда вытекает, что полномасштабный контроль - это мера вынужденная и точечная, должна применяться только в случаях существенного нарушения налогового законодательства. Более того, для получения должного эффекта применение ВНП должно быть тщательно спланировано, проанализировано и рационально организовано.

При этом для достижения контролем как регулятором своих целей необходима высокая открытость налоговых администраций по пропаганде вопросов соблюдения законодательства, когда в качестве примеров неблагоприятных последствий выставляются случаи крупных доначислений, раскрытия схем минимизации и налоговых махинаций.

Чем больше общество знает об усилиях и успехах налоговых служб, тем большее число хозяйствующих субъектов будет стремиться избегать налогового контроля, причем избегать не путем усложнения схем и изобретением все новых путей ухода от уплаты налогов, а напротив, открытостью и полным погашением налоговых обязательств;

г) на сегодняшний день наиболее перспективным направлением контроля считается мониторинг налогоплательщика с выявлением зон налогового риска, и при превышении в этих зонах определенных пороговых критериев - проведение полномасштабных контрольных мероприятий.

Понимаемый таким образом налоговый контроль должен быть максимально мягок и не заметен по отношению к добросовестным налогоплательщикам, в отношении же недобросовестных меры реагирования должны быть жесткими и незамедлительными. Если налоговый контроль организован на таких принципах, то он может выступать как внесенный в экономку регулятор (встроенный регулятор). Естественно, что для того чтобы контроль стал именно встроенным регулятором, необходима независимость налоговой службы в принятии решений, как о назначении контрольных мероприятий, так и по их результатам. Именно такие принципы организации налогового контроля могут стать основой проведения эффективной налоговой политики.

Четвертая группа проблем состоит в отсутствии эффективной системы мер, способной за счет организации налогового администрирования стать серьезным фактором усиления действующей налоговой политики Оренбургской области. Особый упор необходимо делать на современные системы управления налоговыми отношениями. В обязательном порядке эта система должна иметь четкую обратную связь с налогоплательщиками, для скорейшего реагирования на постоянно меняющиеся условия функционирования.

Несмотря на серьезные результаты, уже достигнутые налоговыми органами Оренбургской области как по сбору средств в бюджет, так и совершенствованию механизмов контроля и взимания налогов, уровень этих достижений все еще остается недостаточным. Именно поэтому необходимо на первый план ставить организацию налогового процесса, которая включает в себя целый комплекс целей и задач - от автоматизации и компьютеризации работы налогового инспектора до апробации новых методов контроля и работы с налогоплательщиками.

На уровень организации налогового администрирования оказывает влияние ряд факторов объективного и субъективного характера. В Оренбургской области выявлены следующие причины, оказывающие негативное влияние на эффективность налогового администрирования и усложняющие работу его субъектов в современных условиях.

Основной задачей налоговых органов считается ведение эффективного налогового администрирования, направленного на повышение уровня собираемости налогов, оптимизацию структуры налогообложения и самосовершенствование. Само понятие «налоговое администрирование» можно определить как управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений.

При более глубоком рассмотрении процесса реформирования системы администрирования, становится очевидным, что воздействие на определенные участки внутренней работы налогового органа нельзя считать решением проблемы. Необходима целая система мер, представляющая собой взаимосвязь как внутренних, так и внешних факторов, направленных на построение такого сложного организма как государственная налоговая система. Такая система должна быть способна изыскивать внутренние резервы и критично и адекватно оценивать результаты собственной деятельности.

Начальным этапом планирования системных преобразований должен стать анализ состояния и тенденции развития ряда основополагающих внутренних факторов, способных повлиять на эффективный ход общего процесса реформирования. В ходе исследования автор пришел к выводу, что к таким факторам следует отнести следующие:

1) субъективный фактор, отражающий оценку возможности и готовности сотрудников принимать участие в процессе усовершенствования на основании уровня профессиональной подготовки, способности адаптироваться к работе в новых условиях; уровня компьютерной грамотности и желания его повышения; индивидуальные, психологические особенности человека, ориентация в определенном направлении деятельности, расположение в структурном подразделении и т.д.;

2) информационно-технический фактор основывается на проведении анализа обеспеченности техническими средствами, определении необходимого и достаточного уровня технической оснащенности каждого рабочего места. Фактор направлен на развитие локальной вычислительной сети, объединяющий налоговые органы всех уровней в единую информационно-техническую систему и определение оптимальности использования технических средств с точки зрении минимизации затрат на их содержание и максимизации повышения производительности труда инспектора при их использовании;

3) организационный фактор заключается в оптимизации организационных структур налоговых органов, способных удовлетворять и гибко реагировать на изменения как внешней среды, так и функционирования налогового органа. Группировка и оптимальное распределение процедур и функций между структурными подразделениями. Определение процесса взаимодействия между структурными подразделениями и четкое выполнение данного процесса. Постоянный контроль за свойственностью функций тому или иному подразделению. Проведение анализа выполнения каждой функции на предмет оптимальности. Организация процесса постоянного усовершенствования структуры в целом и каждой функции отдельно. Доведение до налогоплательщиков новых принципов функционирования учреждения;

4) институциональный фактор - определение кадровой политики учреждения по закреплению функций работников и подразделений с закреплением их статусов; установление определенных норм и правил как внутри учреждения, так и при взаимодействии с другими учреждениями налоговой администрации; определение порядков взаимодействия инспекции с другими лицами и организациями; упорядочивание подчиненности в соответствии с требованиями вышестоящих организаций и определение статусов каждой из организаций систем.

Охарактеризованные факторы признаны взаимодополняющими компонентами взаимосвязанных системных процессов администрирования и не должны рассматриваться как отдельные ступени оптимизации работы налоговых органов. Например, при определении количества сотрудников подразделения УФНС Оренбургской области оптимальный результат будет получен только после всестороннего анализа выполнения какой-либо функции, установления свойственности функции данному подразделению, определения необходимого уровня автоматизации, профессиональной подготовки и компьютерной грамотности сотрудников, затрат на обучение и переподготовку сотрудников.

Обобщая изложенное, отметим, что неотъемлемой частью проводимой налоговой политики должно стать совершенствование принципов налогового администрирования. Существенное внимание должно уделяться мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение практики уклонения от налогообложения путем исправления имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и с другой - на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков. Необходимо продолжить линию усиления защиты налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщиков более комфортных условий для уплаты налогов и сборов. В основном это касается правоприменительной практики и процедурных вопросов. Конечной целью проводимых преобразований в части реформирования системы администрирования должно стать снижение административной нагрузки в налоговой сфере, негативно влияющей на преимущества относительно низкой налоговой нагрузки в стране.

В системе государственного регулирования экономики налоговую политику следует рассматривать в качестве значимого фактора формирования экономических отношений. Составным элементом налоговой политики государства является региональная налоговая политика - система экономических, финансовых и правовых мер, осуществляемых представителями региональной и муниципальной власти, нацеленных на стимулирование накопления и рациональное использование ресурсов, гармонизацию интересов экономики и общества.

В условиях федеративного государства каждый субъект РФ заинтересован в полноценном развитии своего хозяйственного комплекса, обеспечении своей финансовой самодостаточности, укреплении доходной базы бюджета, наращивании экономического и финансового потенциала. Регионы могут различаться по структуре взимаемых налогов, отношению их жителей к государственным программам и т.д. Тем не менее каждый регион стремится найти свою позицию в налоговой политике, построить свой собственный комплекс стратегий и инструментов реализации данной политики, объективно оценить собственные налоговые ресурсы. Субъектами региональной налоговой политики являются субфедеральные и местные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах своих полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Чем больше полномочий возложено на федеральную власть, тем сложнее уравновесить диспропорции в уровне развития отдельных регионов. В то же время нельзя полностью отказаться от централизации налоговых поступлений, так как существует большое количество общественных благ, финансирование которых целесообразнее передать федеральной власти. Региональная налоговая политика обладает особым статусом, функционально дополняя право на регулирующую роль общегосударственной федеральной политики мобилизацией налоговых поступлений, обеспечением собираемости налогов и расширением налоговой базы территории. Для устойчивого развития экономики необходимо постоянное совершенствование налоговой политики и системное решение ее основных задач.

Налоговая база территории

Понятие и структура

Субъектами налоговых отношений выступают государство и экономические агенты (налогоплательщики). Объект этих отношений - налоговая база территории, под которой понимается совокупность налогоплательщиков и объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения. Налоговая база закрепляется за органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их налоговыми полномочиями. Она необходима им для выполнения своих функций и удовлетворения общественных потребностей и является источником пополнения бюджетов территорий.

Налоговые отношения предполагают наличие ответственности представителей власти перед своими налогоплательщиками за качество предоставляемых общественных благ на подведомственной им территории. Именно поэтому в рыночных условиях хозяйствования налоговые методы мобилизации государственных и муниципальных финансовых ресурсов имеют первостепенное значение по сравнению с неналоговыми.

Исторический экскурс

За последние годы наметилась тенденция к повышению ответственности нижестоящих уровней власти за осуществление эффективной и устойчивой налоговой политики в регионах. Об этом свидетельствуют, к примеру, такие факты :

  • - суммарный профицит бюджетов субъектов РФ в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 65 % (на 66,5 млрд руб.);
  • - количество субъектов РФ, не соблюдающих условия соглашений о мерах увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов, составляло в 2010-2012 гг. от трех до пяти субъектов (не более 6% их общего числа);
  • - количество субъектов РФ, имеющих нарушения требований бюджетного законодательства, составляет не более десятка, и это число непрерывно уменьшается: в 2012 г. по сравнению с 2011 г. их число сократилось с 12 до 10 субъектов.

Согласно законодательству в структуру налоговой базы субъекта РФ включаются : фонд начисленной заработной платы работникам организаций, розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации, остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года (за исключением имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов), стоимость добычи полезных ископаемых в виде общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых, объем отгруженной предприятиями алкогольной продукции, спирта этилового, вина, объемы производства пива.



Просмотров