Приватизация служебных жилых помещений. Можно ли приватизировать служебное жилье? Как приватизировать ведомственную квартиру через суд? В сельской местности

Цены на недвижимость в нашей стране очень высокие, и далеко не каждый может позволить себе приобрести жилплощадь в собственность. Многие стараются выйти из ситуации и берут кредиты, кто-то вступает в ипотечную программу, но у большей части населения не хватает средств даже на вступительный взнос. Бюджетные организации идут навстречу населению и предоставляют своим сотрудникам служебные квартиры.

Служебное жилье — это квартиры, которые принадлежат конкретной организации или государственному учреждению и предоставляются сотрудникам для временного проживания. С работником заключается договор найма служебного жилого помещения, который не может превышать срок службы сотрудника, указанный в контракте или трудовом договоре. Таким образом, ведомственное жилье — временное решение проблемы и не дает уверенности, что завтра работника не уволят и не попросят освободить помещение. Более того, служебные квартиры привязывают работника к рабочему месту в конкретной организации в конкретном регионе и ставят человека в полную зависимость от работодателя. Таким образом, приватизация служебной недвижимости является одной из самых актуальных и острых проблем, так как получить ее в собственность практически невозможно.

В Жилищном кодексе РФ не предусмотрено процедуры приватизации служебного жилья, а в части 1 статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что служебные квартиры входят в перечень объектов, не подлежащих приватизации. Однако, несмотря на общее правило о запрете приватизации служебного жилья, законодательство РФ все же допускает определенную свободу действий в этой сфере.

1. В законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» есть лазейка, а именно: в соответствии с пунктом 2 статьи 4 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников могут принять решение о приватизации по собственной инициативе. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П вышеуказанная норма признана не противоречащей Конституции РФ, и соответственно, дает право собственнику муниципального жилищного фонда при реализации своего права по основаниям, на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Но при условии, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Таким образом, одним из вариантов решения проблемы приватизации служебного жилья является издание собственником муниципального жилищного фонда нормативного правового акта, касающегося принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Основанием для издания такого правового акта является заявление нанимателя служебного жилого помещения либо инициатива собственника муниципального жилищного фонда.

Однако положительное решение о приватизации — право, а не обязанность собственников помещений, и является скорее исключением, чем правилом.

2. Можно приватизировать служебное жилое помещение, которое было добровольно передано органам местного управления государственным или муниципальным предприятием, учреждением, например, в связи с ликвидацией или реорганизацией МУП, ГУП либо в связи с отсутствием возможности нести расходы на содержание помещений. В таком случае жилое помещение утрачивает статус «служебное» и подлежит приватизации как жилье, предоставленное по договору социального найма. Аналогичной позиции придерживается Верховный суд РФ: в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.

Но даже при такой четкой регламентации органы местного самоуправления не всегда идут навстречу гражданам, и дело приходится решать в суде. Судебная практика в данном случае выступает на стороне граждан.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.05.2013 № 5-КГ13-18.

Из материалов дела: Н.В.И., Н.Е.В., Н.А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что Н.В.И. в связи с его работой в ЖКО КЭУ города Москвы, находящейся в ведении Минобороны РФ, на основании служебного ордера на состав семьи из четырех человек была предоставлена трехкомнатная квартира. В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 № 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Минобороны РФ в собственность города Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решение об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 № 536-ПП «О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Минобороны РФ в собственность города Москвы в 2005-2006 годах» жилой многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, передан в собственность города Москвы.

Статьей 2 закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), приобрести эти помещения в собственность на условиях социального найма.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», Верховный суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный статьей 2 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность города Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Истцы же, проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность города Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Следует отметить: если ГУП или МУП было акционировано или другим способом реорганизовано в коммерческое общество, но свой жилищный фонд по каким-либо причинам не передало муниципалитету, либо органы местного самоуправления не приняли его на баланс, проживающие в таком помещении имеют право требовать заключить с ними договор социального найма и в дальнейшем участвовать в приватизации.

Кстати, перевод служебного жилья в муниципальную собственность можно осуществить по согласованию с предприятием — собственником служебного помещения, в результате чего собственник подает в органы муниципалитета ходатайство с просьбой взять жилье на баланс в местную администрацию. Такая практика применяется в основном с жилищным фондом, принадлежащим МВД, Минобороны, МЧС и другим силовым структурам.

3. Даже если служебное жилье не передано в муниципальную собственность, не следует терять надежду. Необходимо проверить законность присвоения статуса служебного жилья, так как наличие штампа в ордере еще не говорит, что квартира является служебной, и есть ряд условий, при которых присвоение статуса служебного жилья будет считаться законным.

Решение Октябрьского районного суда города Омска от 03.12.2007.

Из материалов дела: Н.Д., А.В., действующие также в интересах своих дочерей А.А., П.А. обратились с иском, просят признать за ними право долевой собственности и право приватизации на квартиру.

Изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Спорная квартира была предоставлена А.В. на состав семьи из четырех человек, включая жену Н.Д., дочерей А.А., П.А. в связи с трудовыми отношениями с ПО «СПС» как служебное жилье по ордеру. В ордере стоит соответствующий штамп.

Нанимателем значится А.В., который состоял в трудовых отношениях с ПО «СПС», 01.09.1997 уволен по собственному желанию. После его увольнения предприятием требований о выселении истцов из указанного жилого помещения не предъявлялось.

На основании договора о безвозмездном отчуждении объектов государственной собственности Омской области в муниципальную собственность от 01.11.2001 спорная квартира передана в муниципальную собственность.

Истцы желают приватизировать занимаемое ими жилое помещение в общую долевую собственность по ¼ за каждым из них. Администрация полагает, что указанное жилое помещение является служебным, истцам отказано в его приватизации. Администрацией города не предоставлен документ, которым указанное жилое помещение в установленном порядке и уполномоченным органом отнесено к специализированному жилищному фонду. Если исходить из того, что такого решения не имеется, то независимо от наличия ордера со штампом «служебная», следует считать, что истцы занимают указанное жилое помещение на условиях социального жилищного найма, и не имеется препятствий к приобретению его в собственность в порядке приватизации по желанию истцов.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» в результате передачи жилого дома, в котором находится спорная квартира в муниципальную собственность, указанная квартира, как составная часть данного дома, также поступила в муниципальную собственность. Таким образом, с момента передачи дома в муниципальную собственность квартира истцов, которая находится в этом доме, утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Решений муниципальных органов о снятии статуса служебного жилья с указанной квартиры (исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда) для ее приватизации не требуется.

Таким образом, истцы обладают всеми правами и обязанностями, вытекающими из правоотношений социального жилищного найма квартиры, в том числе правом на приватизацию указанного жилого помещения.

На основании вышеизложенного определим условия, которые необходимы для присвоения помещению статуса «служебное».

Решение о включении квартиры в число служебных должно приниматься уполномоченными органами, осуществляющими управление государственным и муниципальным жилищным фондом, с соблюдением установленных требований и в порядке, который установлен Правительством РФ (пункт 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ). Решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только до предоставления квартиры жильцам.

Решение Алейского городского суда Алтайского края.

Из материалов дела: А.Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения квартирно-эксплуатационного управления Сибирского военного округа (КЭУ), указывая на то, что в июне 2006 года ее мужу (А.С.А.) как военнослужащему была предоставлена квартира.

В 2009 году она узнала о том, что квартира, в которой проживает, относится к числу служебных. Оказалось, что существует выписка из решения КЭУ «О включении в специализированный жилой фонд», в соответствии с которой ее квартира включена в этот жилой фонд.

Считает, что решение КЭУ подлежит отмене, так как данная квартира была заселена ею и членами ее семьи до момента включения жилого помещения в состав служебного жилья.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.

Из содержания пункта 3 Постановления Правительства РФ № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» следует, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение семье А.С.А. было предоставлено для проживания до присвоения статуса «служебное».

Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности решения КЭУ «О включении в специализированный жилой фонд» в части включения в состав служебного жилья спорной квартиры.

То обстоятельство, что с А.С.А. был заключен договор найма служебного жилого помещения, не может выступать основанием для признания предмета договора — квартиры — служебной, так как на момент заключения договора спорная квартира служебной не являлась.

На основании изложенного суд принимает решение удовлетворить требования, заявленные А.Н.В.

После принятия решения о присвоении жилому помещению статуса «служебное» данное жилье должно быть зарегистрировано как служебное в установленном порядке в органах государственной регистрации недвижимости.

Необходимые сведения о присвоении статуса служебного жилья можно получить в архивах. В случае если такой информации в архиве не обнаружено, стоит исходить из того, что жилое помещение предоставлено по договору социального найма, следовательно, его можно приватизировать.

В случае если нет возможности приватизировать служебное жилье, можно обратиться к положениям 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, закрепляющим перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления других жилых помещений. При условии, что данные лица не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Указанным гражданам предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Апелляционное определение Ростовского областного суда по делу № 33-6459/2013 от 27.05.2013.

Из материалов дела: ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова» обратилось в суд с иском к Д.Н.И., Д.Б.А. о выселении из общежития.

В обосновании иска указано, что ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» на праве оперативного управления принадлежит здание общежития. В помещении № 115 указанного общежития проживают ответчики. Д.Н.И. в период времени с апреля 1983 по август 1992 являлась сотрудником института, однако 29.08.1992 прекратила трудовые отношения, уволившись по собственному желанию.

Договор найма жилого помещения между истцом и ответчиками не заключался. Истец полагает, что поскольку ответчики в настоящее время не являются учащимися института, в трудовых отношениях с институтом не состоят, основания для их проживания в спорном жилом помещении отсутствуют.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены пенсионеры по старости.

Суд установил, что ответчик с 01.09.1995 является пенсионером по старости.

Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Д.Н.И. относится к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и имеет право состоять на таком учете (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ).

В статье 13 Федерального закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ (пункт 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР).

Таким образом, статья 13 вышеуказанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены без предоставления им других жилых помещений.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответчики не могут быть выселены из общежития без предоставления другого жилого помещения.

Важно отметить , что существуют безусловные запреты на приватизацию служебного жилья. Так, например, приватизации не подлежат аварийные дома, или если кто-то из жильцов служебной квартиры возражает против приватизации. Также в приватизации будет отказано лицам, которые ранее уже участвовали в приватизации. Согласно статье 11 закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» повторная приватизация квартиры невозможна.

Вывод: Приватизация служебной квартиры, несмотря на запреты, установленные законодательством, все же реальна. И в судебном порядке, как правило, удается добиться права приватизировать жилье, если не доказано, что жилое помещение предоставлено нанимателю именно как служебное, а не по договору социального найма.

Приватизация как процесс передачи в собственность гражданам жилья несложен. За много лет с начала приватизации граждане уяснили порядок действий при желании приватизировать жилье. В результате более половины жилого фонда различных городов к 2019 году приватизировано. Но некоторые граждане испытывают затруднения при приватизации определенной категории жилья. Это ведомственное или служебное жилье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Общие положения

В частности, положения закона устанавливают, что сроки исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности сделки (ничтожной) и о признании судом недействительным договора составляет 3 года.

Также немаловажным является Российской Федерации.

Самым эффективным способом решения проблемы является обращение с иском в суд через юриста. Конечно, этот способ является затратным. Гражданин не может знать всю нюансы действующего законодательства наравне с профессионалом.

Но если возможность нанять специалиста отсутствует, то можно составить иск самостоятельно. Прежде всего, в заявлении к суду необходимо отразить существенные моменты, присущие конкретному делу.

В частности, это может касаться самого процесса предоставления служебного помещения, основных этапов проживания в квартире, пояснений к возникшему спору.

Кроме того, гражданин должен в обязательном порядке указать, по какой причине он обращается в суд.

Вопрос о приватизации служебного жилья по прежнему является актуальным для многих людей, проживающих в ведомственных квартирах. О том, что такое служебное жилье, какой порядок приватизации служебной квартиры предусматривает закон, какие существуют для этого основания - читайте в нашей статье.

Срок бесплатной приватизации жилья на территории РФ был официально продлен до 2018 г., однако вопросы о возможности приватизации служебных квартир продолжают волновать большинство россиян, которые проживают в квартирах, являющихся собственностью муниципалитетов, предприятий или государственных ведомств.

Начнем нашу статью с понятия - что такое служебное жилье?

В соответствии с жилищным законодательством РФ служебным является жилье, в частности, квартиры и комнаты, предоставляемые гражданам в связи с работой, речь здесь не идет о договоре соц.найма и передаче в частную собственность. Служебное жилье предоставляется работникам в пользование по договору найма, срок действия которого прекращается вместе с окончанием срока действия . Соответственно, когда трудовая деятельность работника будет окончена, он и члены его семьи должны освободить служебное жилье и альтернативный объект для проживания искать уже самостоятельно. Однако, российское жилищное законодательство предусматривает и ряд исключений, предусматривающих предоставление гражданам иного жилья после окончания срока действия трудового договора:

  • в случае, если в служебной квартире проживают члены семьи военнообязанного лица, пожарного или сотрудников силовых ведомств, погибших или без вести пропавших при исполнении своих служебных обязанностей;
  • в случае, если в служебной квартире проживают члены семьи умершего работника, заключившего договор на пользование ведомственного жилья;
  • в случае выхода на пенсию по старости работника, получившего такое жилье;
  • в случае получения работником инвалидности I или II группы по вине работодателя ( на производстве, профзаболевание и другое);
  • в случае проживания в служебной квартире детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Можно ли приватизировать служебное жилье?

Особый правовой статус данного вопроса указывает на то, что приватизировать служебную квартиру достаточно сложно, при этом закон напрямую запрещает перевод такого жилья в частную собственность на общих основаниях, поскольку оно не принадлежит государству (ч. 1 ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»). Однако из любой ситуации можно найти правильное решение, в том числе и в вопросах приватизации служебного жилья. Перевод в частную собственность ведомственной квартиры или комнаты может быть возможен при наличии письменного согласия работодателя, которому этот жилищный фонд принадлежит. Статьей 7 Жилищного кодекса РФ установлена норма, согласно которой жилье, имеющее статус государственного или муниципального, регулируется положениями ЖК о договоре социального найма. Вместе с тем, Постановления и разъяснения Верховного Суда раскрывают возможности вопроса о приватизации служебного жилищного фонда. Так, в 2006 г. было вынесено решение об обязательной регистрации служебных жилых помещений в Россреестре (опр. № 35-В 06-12). В случае отсутствия перевода таких помещений в специализированный жилой фонд (ст. 92 ЖК РФ), они не могут считаться служебными, соответственно ст. 4 Закона о приватизации на них не распространяется, а проживающие в них граждане приобретают возможность перевода служебного жилья в частную собственность.

Как приватизировать служебную квартиру?

Приватизация служебного жилья производится только в разрешительном порядке. Нельзя сказать, что вероятность получения такого разрешения от работодателя равна нулю, поскольку некоторые организации предлагают различные программы, привлекающие молодых специалистов и опытных ценных работников, например, передача жилья в собственность работнику после 10 лет работы на предприятии, кроме того, некоторые работодатели снимают со своего баланса жилые помещения, передавая их нуждающимся сотрудникам. В любом случае, заявление о снятии с жилья статуса служебного, подается в адрес администрации или ведомства. Срок рассмотрения заявления составляет 2 месяца, по окончании которых администрация может вынести положительное решение или же выдать отказ в передаче имущества, находящегося на балансе предприятия, в собственность работнику.

Порядок приватизации служебного жилья

Приватизация служебной квартиры включает в себя несколько основных этапов:

  • Перевод жилого помещения из статуса служебного жилого фонда. Для этого ведомство или предприятие, на балансе которого находится данное жилье, должно передать его в собственность местному муниципалитету на основании взаимного соглашения.
  • Подача заявления в муниципальное учреждение заинтересованным лицом о своем намерении приватизировать жилье. Вместе с заявлением подаются копия паспорта, выписка из технического паспорта объекта жилой недвижимости.
  • Рассмотрение заявления в порядке и сроках, установленных федеральным законодательством и правыми актами местной власти.
  • Принятие решение администрацией о выдаче разрешения на приватизацию или отказе (чаще всего, это происходит по причине недостоверности сведений в документах).
Заинтересованное лицо вправе устранить все недочеты в документах, поданных для приватизации служебного жилья, в срок - до окончания общероссийской приватизации жилого фонда и снова подать заявление в органы муниципальной власти.
  • В случае положительного решения между заинтересованным лицом и жилищным отделом местной администрации заключается соглашение с регистрацией его в Россреестре.

Особенности приватизации служебного жилья

В вопросах приватизации служебного жилья в правовом институте существуют некоторые особенности. Так, в случае получения отказа в приватизации со стороны ведомства или предприятия, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с исковым заявлением в отношении:

  • администрации предприятия - с требованием обратиться в муниципальное учреждение с заявлением о передаче такого жилья;
  • муниципальной организации - с требованием передать жилье в собственность заинтересованного лица.

Кроме того, стоит отметить тот факт, что перевести жилье из служебного в частную собственность можно посредством договора дарения в отношении объекта недвижимости или по с указанием минимальной оценки ее стоимости.

Гражданин, уже использовавший ранее свое право на перевод служебной квартиры в частную собственность, не имеет права на повторную приватизацию.

Приватизация служебного жилья военнослужащими также является одной из особенностей перевода ведомственной квартиры в частную собственность. Решение данного вопроса напрямую зависит от статуса военной части. Так, если она является закрытой, то приватизация жилья будет невозможна и квартиру военнообязанному лицу и членам его семьи придется освободить по окончании срока его службы или перевода его в другую военную часть. В иных случаях Министерство обороны РФ и его созданные структуры, выступающие собственником квартир, вправе принять положительное решение в вопросе о передаче объекта жилого фонда в собственность военнослужащему лицу. Статья 4 Федерального закона о приватизации служебного жилья предусматривает запрет на передачу объектов жилого фонда в частную собственность, однако данная норма не распространяется на объекты жилого фонда совхозов и приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий. Соответственно, сельские жители имеют право требовать предоставления муниципального или ведомственного жилья в частную собственность.

Помещение, которое выделяется работнику на период выполнения ним трудовых обязательств, называется служебным. Владеет таким жилищем не муниципалитет, а конкретная организация. Согласно нормам закона, служебное жилье не может быть приватизировано. Сделать это удастся только в том случае, если его статус будет изменен, и оно будет поставлено на баланс местных органов государственной власти.

Можно ли в 2019 году

Жилищное законодательство разделяет помещения на определенные категории. Одна из них – специализированное жилье: дома маневренного фонда, служебные квартиры. Последние предоставляются гражданам в связи с работой на основании договора, срок действия которого не превышает термин действия трудового контракта. После окончания трудовой деятельности особа вместе с членами своего семейства должна покинуть помещение.

Из этого правила есть исключения, и из квартиры не выселяют без предоставления другого места жительства такие категории:

  • работника, который вышел на пенсию;
  • членов семьи военного, сотрудника пожарной службы или силовой структуры, который погиб или пропал без вести, исполнения свои служебные обязанности;
  • работника, который получил 1 или 2 группу инвалидности по вине работодателя;
  • членов семейства работников, которые ушли из жизни;
  • если в жилище проживают дети-сироты.

Что касается возможности приватизации служебного помещения, то законом запрещена такая процедура по общим основаниям. Обращение в местный муниципалитет является в этом случае бесполезным, поскольку жилье не принадлежит местным органам власти, а находится в собственности определенного ведомства или предприятия.

Но выход из этой ситуации есть: нужно получить согласие организации-собственника на приватизацию служебной квартиры. В этом и состоит основное отличие получения в собственность служебного жилья от муниципального. Во втором случае человеку местная власть не может отказать в приватизации, если его документы в порядке.

Если руководство ведомства дает согласие на проведение приватизации служебной квартиры, она должна быть переведена на баланс муниципалитета и только после этого можно будет выполнить приватизационную процедуру

Основания

Приватизация служебного жилья имеет всего несколько оснований правового характера, которые закреплены законодательными актами. Так в основном законе про приватизацию закреплены положения, запрещающие приватизацию таких помещений. Этот закон оставляет право выносить решения про предоставление права на приватизацию служебного жилища за владельцем.

Важно определиться в понятиях и разобраться в том, какие же жилища относятся к служебным, и в результате не могут быть приватизированы. Верховный Суд дал разъяснения по данному поводу. В правительственном постановлении №1301 от 1997 года зафиксировано, что на госучете должны состоять общежития, приюты, отели, служебные и другие помещения, которые пригодны для того, чтобы в них жили люди.

Учитывая вышесказанное, после принятия решения про включение определенного помещения в категорию служебных, его нужно зарегистрировать в таком качестве в органах государственной регистрации.

Запрет, который установлен на приватизацию такого жилья, имеет некоторые условия для его применения. Выработаны они на базе правоприменительной практики.

Решения Высшей судебной инстанции России предусматривают, что ограничение прав лиц на приватизацию служебного жилья должно быть обосновано законодательными нормами. Суды имеют возможность решать, насколько обосновано было ограничение прав человека на приватизацию.

Судебная практика

Конституционный суд в своем решении от 18 апреля 2006 года №119-0 определил, что право на участие в приватизации должно обеспечиваться возможностью соблюдения определенных гарантий человека в ходе передачи в собственность открытых акционерных обществ имущества. Среди таких гарантий право на жилье, которое закреплено Конституцией, позволяющее особам приватизировать его.

Исходя из этого, можно прийти к заключению, что передача помещений служебного характера в собственность коммерческих структур не может ограничивать право особ, которые в них проживают, проводить приватизацию подобного помещения. В случае же перехода собственнических прав от государства или муниципалитета к коммерческой организации, это не может привести к корректировке или расторжению контрактов найма жилья.

В таком случае указание в документах статуса помещения «служебное» является формальным фактором, который не может ограничивать права граждан на приватизацию. Подобное утверждение подтверждает решение суда от 26 августа 2010 года под № 33-9579. Спор по делу состоял в том, что гражданин Пархоменко получил отказ от ОАО про передачу ему квартиры в собственность по процедуре приватизации.

Ответчик обосновал свой отказ тем, что истец был заселен в служебное помещение, которое согласно нормам законодательства не может быть приватизировано. Заявитель же утверждал, что квартиру ему предоставили по контракту соцнайма и ему не было ничего известно о том, что она имеет статус служебной.

В материалах дела есть информация о том, что данная квартира была зарегистрирована на Открытое Акционерное Общество, о чем внесена запись в Единый госреестр прав на недвижимость.

Суд вынес решение в пользу истца, обосновывая это тем, что свидетельство про госрегистрацию квартиры подтверждает, что она не принадлежит ни к государственной, ни к муниципальной собственности. Собственнические права на нее принадлежат ОАО, в связи с чем заявитель не может приватизировать ее согласно нормам закона про приватизацию.

Однако в тот момент, когда жилище было предоставлено заявителю, оно находилось в государственной собственности. После перехода в собственность ОАО не был подписан никакой документ, который бы закрепил за ней статус служебной. Учитывая позицию по этому вопросу Верховного и Конституционного Суда, факт перехода собственнических прав не может привести к изменению или расторжению контракта найма. В связи с этим на нового наймодателя распространяются условия старого договора.

Существует еще одна возможность для приватизации служебного жилья, которая описана в решении судебной коллегии по цивильным вопросам Верховного суда России от 26 марта 2013 года №5-КГ13-14. В нем сказано, что служебное жилье, которое ранее находилось в государственной собственности, и то, которое закреплено за ведомством на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, а позже передавалось в собственность муниципалитета, может быть приобретено человеком в собственность по процедуре приватизации.

Процедура

Приватизация служебной квартиры может быть произведена исключительно в разрешительном порядке. Это означает, что данная возможность не закреплена за человеком, как его право, это шаг навстречу, который делает работодатель. Не нужно относится к этой процедуре, как к нереальной: на многих предприятиях действует социальная программа, по которой для привлечения квалифицированных работников после 10 лет работы предоставляется жилье.

Первый шаг, который следует сделать сотруднику для осуществления приватизации – подать заявление на имя руководителя организации, которой принадлежит служебная квартира. Обычно такое заявление рассматривается не больше двух месяцев. Решение может быть вынесено как в пользу сотрудника, так и противоречащее его интересам.

Для приватизации служебного жилищного фонда нужно сделать так, чтобы жилье потеряло свой статус служебного.

Какие же шаги нужно пройти, чтобы стать собственником такой квартиры:

  1. Организация должна передать помещение на баланс местного муниципалитета. Вопросы передачи должны решаться на основании договора между двумя структурами, который составляется с учетом всех законодательных и нормативных требований.
  2. После окончания процедуры передачи квартиры и оформления всех документов человек, который хочет приватизировать квартиру, обращается в муниципалитет с соответствующим заявлением.
  3. Заявление и поданные с ним документы рассматриваются в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. По результатам рассмотрения органом власти принимается решение про возможность приватизации.
  4. Если гражданин получил отказ в приватизации по той причине, что подал неполный пакет документов или в них была обнаружена какая-то неточность, он имеет право до 1 марта 2019 года устранить все проблемные моменты и вновь обратиться с заявлением.
  5. Если же человек получил добро на проведение приватизации, он заключает договор с местной администрацией, который после этого регистрируется в Росреестре.

Особенности приватизации служебного жилья

При приватизации служебного жилья следует учитывать некоторые особенности процесса. Например, в случае отказа администрации организации на приватизацию жилья, можно подать в суд на руководство, выдвигая требование обратиться в органы муниципалитета для передачи жилья, или на муниципалитет, требуя, чтобы жилье было передано гражданину на правах приватизации. Такой путь будет непростым, более того добиться решения в свою пользу удается далеко не всем гражданам, которые хотят защитить свои права.

Кроме этого, перевести служебную квартиру в частную собственность можно не только через приватизационную процедуру. Законом не запрещено заключение договоров дарения или купли-продажи.

Не удастся приватизировать служебное помещение, если человек уже использовал свое право и приватизировал жилье ранее. Например, проживал в муниципальной квартире по контракту социального найма и приватизировал ее, потом устроился на другую работу, где и получил служебное жилье.

Для военнослужащих

Получить бесплатное жилье могут такие категории военнослужащих:

  • уволенные в результате реорганизации штата;
  • те, кто был уволен по выслуге лет;
  • уволенные в запас по состоянию здоровья;
  • члены семьи.

Жилище, которое получено таким образом, можно приватизировать на общих основаниях, которые предусмотрены процедурой приватизации. Со служебным жильем ситуация обстоит иначе. Такое право не закрепляется прямыми законодательными нормами, однако, из каждого правила есть исключение.

Служебное жилье, которое предоставляют военным, принадлежит к жилищному фонду Министерства обороны России и предназначается оно для тех особ, которые защищают безопасность российского государства, а приватизировать такую квартиру можно при наличии согласия ее собственника, в качестве которого выступает Министерство обороны

Военнослужащий не может приватизировать жилище, которое:

  • признано аварийным;
  • находится в общежитии;
  • располагается в военном городке закрытого типа.

Можно приватизировать квартиру, с которой снят статус служебной.

С этой целью нужно:

  1. Подать рапорт командиру части про передачу квартиры на баланс муниципалитета. У данного документа нет конкретной формы, главное, чтобы были четко изложены требования и присутствовали ссылки на действующее законодательство.
  2. В случае получения отказа, принятое решение можно обжаловать в судебном порядке. В иске нужно изложить основания, требования и перечислить документы, которые к нему прилагаются. Не стоит пренебрегать необходимостью оплаты государственной пошлины.
  3. В случае принятия положительного решения и переведения квартиры на баланс муниципалитета, следует подписать контракт социального найма.
  4. После этого можно производить приватизацию на общих основаниях.

Военнослужащий должен предоставить такие документы для приватизации:

  • заявление про передачу жилья в собственность;
  • документ про право нанимателя на проживание в объекте недвижимости;
  • информация о другом недвижимом имуществе, которое есть у человека в собственности;
  • справка про неучастие в приватизации ранее для нанимателя и членов его семьи;
  • паспорт;
  • выдержка из домовой книжки;
  • паспорт кадастровый;
  • контракт социального найма;
  • выписка из приказа про увольнение со службы.

Чтобы жилье было лишено статуса служебного, должно быть признано, что военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.

Для бюджетников

В Государственную Думу России был внесен проект закона, который предусматривает возможность бессрочной приватизации служебных квартир бюджетниками. Многие сотрудники, которые работают в данной сфере, имеют единственный вариант постоянного проживания – служебное жилье.

Особы, которые трудятся в интересах общества, наделены правом на получение в собственность служебных помещений жилого фонда, однако, подобное право будет предоставлено не всем. Проект закона вводит ограничение на категории претендентов, которые смогут произвести приватизацию служебного жилья.



Просмотров