Субъекты реализации контроля и надзора. I. Понятие государственно контроля и надзора

Государственный контроль – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

    деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

    наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

    получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

    соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения, как законности, так и целесообразности;

    принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

    выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

    применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

    организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

1.2 Государственный надзор

Государственный надзор – это функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

    органы государственного контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

    объектом контроля выступает, как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

    контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться, как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

    контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

    контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления – это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов Российской Федерации, а также соответствием законам, издаваемых ими правовых актов.

II государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения в россии

2.1 Министерство Здравоохранения в рф

Министерство Здравоохранения Российской Федерации – это орган исполнительной власти, который осуществляет работу, реализуя государственную политику в сфере здравоохранения.

Говоря более подробно о компетенции министерства здравоохранения необходимо отметить следующие его функции:

    Организация мед. помощи и профилактических работ, реабилитация и организация медицинских экспертиз;

    Контроль над внедрением инновационных методов лечения, профилактики и реабилитации;

    Организация и контроль над обязательным медицинским страхованием;

    Отслеживание деятельности фармацевтической промышленности.

    Контроль над обращением медицинских препаратов;

    Осуществление контроля над качеством медицинских препаратов;

    Организация и контроль санаторно-курортного лечения;

    Контроль над санитарно эпидемиологической обстановкой

    Проведение различных медицинских экспертиз;

    Организация обучения медицинской направленности;

законности применительно к конкретной ситуации).

Контроль и надзор - два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении. Контроль и надзор обладают признаками пресекательных и принудительных мер административного воздействия.

Об их различиях и сходных чертах в науке административного права существует серьезная дискуссия.

Итак, контроль представляет собой систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности. Надзор же заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства.

Контроль является средством обеспечения законности, применяемым в отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного управления. Осуществление контроля предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но также и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществляемых действий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно, а также и выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий.

Надзор же осуществляется, как правило, в отношении неподконтрольных субъектов, не связан с вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта, и имеет своей целью исключительно выявление правонарушений в деятельности поднадзорных субъектов. Надзор осуществляется выборочно, он не может и не должен быть текущим, чтобы не вызывать длительных сбоев в деятельности поднадзорных субъектов.

Сущность контроля заключается:

1) в наблюдении за функционированием соотв.

Под. контр. объекта

2) в получении объективной и достоверной информации о состоя-нии законности и дисциплины

3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины

4) в выявлении причин и условий, способствующих правонаруше-нию

5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, винов-ных в нарушении законности и дисциплины.

Признаки контроля:

1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.

2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.

Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.

3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную дея-тельность подконтрольного не допускается.

Различают 2 вида надзора:

Прокурорский

Административный

Термины контроль и надзор приняты для обозначения идентичный понятий. Различается их применение: надзор в отличие от контроля осуществляется над объектами, которые не подчинены органам его осуществляющим. Другими словами функции надзора могут выполняться только органами государства и направлены на соблюдение законодательства в той или иной области деятельности (административный надзор).

Еще по теме 73. Отличия надзора от контроля.:

  1. Надзор и контроль за охраной труда и ответственность за ее нарушение
  2. 78.Основы организации и специфика контроля и надзора Банка России за коммерческими банками.
  3. Эффективность государственного контроля и надзора за конкурентной средой в Российской Федерации

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг - Медицинское право - Международное право -

Надзор - особый вид гос.деятельности спец.уполномоченных органов и должностных лиц направленных на соблюдение правовых норм закрепленных в законах и подзаконных актах.

Цель надзора: собюдение законности и правопорядка в гос.управлении.

Гос надзор осуществляется в отношении организационно-неподчиненных объектов. Органы осуществляющие надзор: прокуратура осуществлят надзор за исполнение законов фед. органами исполнительной власти , оргнами гос власти субъектов органами местного самоуправления, предприятиями, объядинениями и должностными лицами.

Цель прокурорского надзора - своевременное реагирование на нарушение законности в управлении,принятие мер по устранению причин и условий нарушения,восстановление нарушенных прав,привлечение к ответственности виновных. Полномочия прокуратуры при осуществлении надзора: вносить протест на противоречащий закону правовой акт, вынести постановление о возбуждении дела, направить представление в орган для принятия мер по устранению нарушений, имеет право объявить предостережение о недопустимости нарушений закона. Административный надзор осуществляется органамиисполнительной власти (фед служба, рос.потр.надзор, фнс, минимтерство внут.дел, гос инспекция, безопасности дорожного движения)

Контрольно-надзорная деятельность - это особый вид гос. деятельности спец.уполномоченных органов и их должностных лиц, направленных на исполнение законности подконтрольными органами и осуществление админ. принуждения по отношению к правонарушителям.

Контрольно-надзорная деятельность: понятие субъекта.

Контрольно-надзорная деятельность-это особый вид гос. деятельности спец.уполномоченных органов и их должностных лиц, направленных на исполнение законности подконтрольными органами и осуществление админ. принуждения по отношению к правонарушителям.

Виды контроля:

В зависимости от положения контролирующих органов контроль может быть:

1. Внешним - внешне государственный контроль осуществляется органом не входящим в систему проверяемого ведомства

2. Внутренний - осуществляется силами подконтрольного органа.

В зависимости от характера полномочий субъекта осуществляющего государственный контроль: контроль президента - осуществляется в двух основных формах: непосредственный контроль; президентский контроль через соответствующие президентские структуры (администрация президента)

Контроль органов законодательной власти - одобрение Гос Думы кандидатуры заместителя правительства.

Контроль органов исполнительной власти - осуществляется правительством РФ, полномочия правительства заключается в систематическом контроле за исполнением федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов и полномочия по принятию мер по устранению нарушениям законодательства


Судебный контроль - судя общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционный суд , задача судебного контроля заключается в реализации правосудия для обеспечения законный интересов граждан, а так предприятий учреждений, государственный и общественных организаций.

Виды надзора:

В аднимистративно-правовой сфере выделяют следующие виды надзора:

Общий - надзор осуществляется органами прокуратуры, прокурорский надзор, надзор за исполнением законодательства, федеральными министерствами, службами, агенствами и иными органами исполнительной сласти, а так же в соответствии с законом издаваемых ими правовыми актами.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти и иными органами, а так же их должностными лицами.

Контроль за исполнением закона - орган. А так же дознание и предварительное следствие.

Надзор за исполнением закона судебными приставами.

Надзор за исполнением закона администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и применяющих назначаемых судом дел принудительного характера (уголовная система).

Полномочия прокурора в рамках надзора:

1. Вынесение протеста - это противоречащий закону правовой акт - приносится в орган или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в 10 дневный срок и дается обязательный ответ в письменной форме

2. Направлять представления в органы, общественные объединения, политические организации либо должностным лицам, которые полномочны применять меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и в течении месяца дается ответ на устранение причин.

3. Вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

4. Прокурор может направить предостережение о недопустимости нарушения закона.

Административный надзор - осуществляется органами внутренних дел, например, за лицами, освобожденными с мест лишения свободы с целью предупреждения повтора.

Надзор за исполнением паспортной системы

Третий способ контрольно надзорной деятельности - органы осуществляющие контрольно надзорную деятельность - органы характеризуются возможность, во-первых контролировать соблюдение различных норм и правил гражданами и организациями, а во вторых возможностью применять к виновным в случае нарушения законодательства меры административного принуждения, во вторых в соответствии с основным указом президента 724 который закрепляет структуру, а полномочия указ 314 закрепляет осуществление контрольно-надзорной деятельности за федеральными органами в установленной сфере деятельности. ФЗ №294 от 26. 12. 2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпренимателей при проведении гос контроля и надзора, а так же муниципального контроля и надзора, этот закон регламентирует порядок проведения различного рода контроля»

КоАП в котором глава 23 перечень органов и должностных лиц полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Статус субъекта административного надзора складывается из специфического сочетания элементов, отражающих целевое назначение, компетенцию, организационно-структурное построение, объем и распределение ответственности персонала конкретного надзорного органа. Одной из ведущих составляющих общего статуса субъекта административного надзора является объем его полномочий в сфере применения административного принуждения

Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения норм и специальных правил, т. е. обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к административной ответственности виновных лиц. Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими над ведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.

Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

  • - полномочия по предупреждению правонарушений;
  • - полномочия по пресечению правонарушений;
  • - полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц;
  • - полномочия по нормотворчеству.

Полномочия по предупреждению правонарушений позволяет органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совершения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений. Осуществляя деятельность по предупреждению правонарушений, органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по всем необходимым вопроса, входящим в их компетенцию, получать при этом необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов; давать разрешение на производство отдельных работ, а также заключения по объектам строительства производственных и не производственных объектов (зданий, сооружений) на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медикаментов, продуктов питания; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять карантин и закрывать при необходимости границы; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др.

В целях профилактики правонарушений органы административного надзора осуществляют методическое руководство деятельностью объектов по вопросам своей компетенции, координирует ее, разрабатывают мероприятия по ее совершенствованию. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Она выражаются в применении мер административного воздействия к правонарушителям в принудительном прекращении противоправных действий. Обладая данными полномочиями, органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимости, связанной с угрозой жизни людей, они сами останавливают такие работы. На основании вынесенного постановления она приостанавливают полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений; приостанавливают действие ранее выданного разрешения на право ведения определенного вида деятельности, отстраняют либо ставят вопрос об отстранении от работы лиц, систематически нарушающих соответствующие нормы, правила и т. д.

Реализуя полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений, органы административного надзора наделены правом привлекать виновных лиц к ответственности. В пределах своей компетенции они самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания полномочия по нормотворчеству. Те органы административного надзора, которые не наделены правом налагать административные наказания, направляют материалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела. Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Федеральные службы вправе осуществлять нормативно - правовое регулирование, которое возможно в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Говоря о субъектах административного надзора, следует сказать, что это не только организационно-оформленные образования или организации, но и должностные лица, которые также выполняют функции в данной сфере деятельности. Говоря о Президенте Российской Федерации, он осуществляет свои надзорные полномочия через утверждаемое им Контрольное управление Президента Российской Федерации и руководит его работой. Также Глава государства является основной надзорной инстанцией в реализации внешней и внутренней политики в целом. Систему субъектов административного надзора в общем виде можно разделить на 3 группы:

  • 1. Федеральные органы исполнительной власти, главной задачей которых является систематический, вневедомственный контроль и надзор за соблюдением специальных правил;
  • 2. Территориальные органы исполнительной власти, которым также поручена задача осуществления надзора в установленной сфере (на уровне субъектов Российской Федерации);
  • 3. Разнообразные организационные структуры (аппараты, коллегии, структурные подразделения органов - местное самоуправление), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности.

Сферы деятельности всех органов власти, должностных лиц и граждан очень многообразны и различны. Каждая из них требует своего регулирования, наблюдения, проверки, контроля и надзора. Субъекты административного надзора, как уже выяснилось, выполняют в большинстве своем, функции по контролю и надзору в том круге действий, в котором действует их компетенция. Основными надзорными органами являются службы, которые работают как непосредственно, так и через территориальные органы, которые помогают федеральным органам на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне местного самоуправления (например, государственная жилищная инспекция города Москвы, Региональная инспекция по надзору на железнодорожном транспорте России и др.)

Понятие контроль и надзор тесно связаны друг с другом, однако это не одно и тоже. Контроль и надзор не принято разделять по функциональному назначению, однако это разные понятия, и поэтому они имеют ряд отличительных особенностей. Для начала необходимо определить понятия контроля и надзора в системе государственного управления.

Контроль - это определённая система наблюдения и проверки соответствий процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результата управленческого воздействия на управляемый объект и отклонений, которые были допущены в результате выполнения этих решений.

В РФ в настоящее время действуют более 260 федеральных законов, постановлений, указов, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность.

Контроль представляет собой сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности и подготовку рекомендаций для принятия необходимых решений. Контроль выявляет сильные и слабые стороны деятельности любых органов, позволяет рационально и оптимально использовать необходимые ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций.

Контроль является главным, практически основным признаком содержания государственного управления, представляет явление многогранное, и в зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль характеризуется как форма или вид деятельности, как принцип и как функция.

Сущность контроля состоит в сфере управления - наблюдения за соответствием деятельности руководимого объекта предписаниям, полученным от руководящего субъекта, и исполнением принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Функция контроля в государственном управлении представляет анализ и сопоставление фактического состояния той или иной отрасли с требованиями, стоящими перед ней, отклонений в исполнении поставленных заданий и причин таких отклонений, а также в оценке деятельности и целесообразности этого пути. Такая особенность предназначения контроля дает возможность выделить его среди других функций управления, поэтому существует необходимость в создании специальных органов, которые почти не исполняют иных, кроме контроля, государственных функций. При помощи контроля субъект управления получает информацию о результатах деятельности, а также об ошибках и некоторых изменениях ситуации, которые могут привести к невыполнению поставленных задач или получению совершенно не тех результатов, которые планировались. Контроль дает возможность не только корректировать и направлять управленческую деятельность, но и помогает также предвидеть перспективы дальнейшего развития и достижения конкретного результата.

Понятие системы контроля в сфере государственного управления не исчерпывается и не сводится к системе органов. Оно намного шире, поскольку содержит и органы, и лица, для которых контроль не является основной деятельностью. Система государственного контроля состоит из государственных органов и должностных лиц, которые наделены какими-либо контрольными полномочиями относительно органов государственного управления. Вместе они рассматриваются как единая система, исполняющая функцию контроля. В отличие от системы государственного контроля, система органов государственного контроля является более узким понятием. Его составляют только государственные органы, для которых контроль -- основная деятельность относительно конкретных вопросов, которая осуществляется более глубоко и профессионально.

Однако независимо от того, какие органы осуществляют контрольную функцию и в каком объеме, вся контрольная деятельность держится на единых принципах. В ее основу положены задачи для повышения эффективности управления и его дальнейшее совершенствование. Рассматривая контроль как важную функцию государственного управления, при построении системы контроля и его осуществлении следует исходить из общих принципов государственного управления.

С учетом разнообразия содержания государственного управления происходит формирование отдельных видов контроля. В зависимости от определяющего критерия при классификации на виды выделяют внутренний и внешний контроль, ведомственный (отраслевой) и надведомственный, общий и специальный.

Система внутреннего контроля состоит из ведомственного (отраслевого) и надведомственного контроля, которые находятся в непосредственной зависимости от соотношения централизации и децентрализации в сфере государственного управления. Эти виды контроля тесно переплетаются и при взаимодействии дают возможность получить объективную информацию, всесторонне проанализировать положение дел и предупредить негативные последствия. Производятся они относительно конкретной функции управления или отрасли.

В то же время, тесная связь этих видов контроля не дает оснований для их отождествления. Между ними можно выделить ряд отличий, касающихся сторон контрольной деятельности и самого характера контроля. Так, для отраслевого контроля характерной является организационная подчиненность контролируемого и контролирующего, а при надведомственном контроле такая зависимость отсутствует. Отличие этих видов контроля состоит и в разных правовых формах реализации контрольных полномочий и правовых методов воздействия, и в объеме их осуществления. Если ведомственный контроль является чисто внутренним контролем и может касаться разных сторон деятельности подчиненного субъекта, то надведомственный контроль, как правило, касается конкретной функции или определенной стороны управленческой деятельности. Юридические услуги Online. Виды юридического контроля. URL: http://www.yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/admin_pravo/087.php. Дата просмотра: 26.04.2012

Надзор -- одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению законности. Генеральный прокурор и система прокуратуры осуществляют свои надзорные функции путём надзора за точным исполнением законов учреждениями, организациями, должностными лицами и т.д.

Надзор - это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и даже может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.

Надзор - государственная функция проверки соблюдения закона поднадзорным объектом, которая проводится с последующим проведением процедуры привлечения его к юридической ответственности за нарушение законодательства и осуществляется уполномоченным органом государственной власти в отношении органов государственной власти, местного самоуправления, неопределенного круга юридических и физических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в подчинении уполномоченного органа.

Государственный надзор - это функция специальных государственных органов и их должностных лиц для наблюдения за точным и неуклонным соблюдением законов и нормативных правовых актов; осуществления по подведомственным, данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор - это вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

· является особой разновидностью государственного контроля;

· осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

· деятельность по надзору осуществляется систематически;

· цель - обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

· между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

· осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

· осуществляется при помощи определенных методов;

· оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

1. постоянное наблюдение;

2. периодические проверки;

3. обследование поднадзорного объекта;

4. истребование и анализ документов;

5. изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

· специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и т.д.);

· государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

· получение информации;

· применение мер административного предупреждения;

· применение мер административного пресечения;

· привлечение к административной ответственности;

· регистрация и учет;

· выдача разрешений (лицензий);

· нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1. органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2. объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора- только законность деятельности;

3. контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4. контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5. контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1. за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1. протест прокурора;

2. представление прокурора;

3. постановление прокурора;

4. предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Молодой учёный. Правовые, теоретические и практические основы государственного контроля и надзора. URL: http://www.moluch.ru . Дата просмотра: 27.05.2012

Таким образом, контроль и надзор - это не одно и тоже, у каждого из них есть множество видов, и выполняют они различные функции.



Просмотров