Анализ реализации экологической доктрины рф. Экологическая доктрина российской федерации (проект). Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (проект)

Концепция

В соответствии с инициативой президента России В. Путина, высказанной им 30 января 2001 года на встрече с представителями Общенационального экологического форума, выносится на обсуждение проект концепции Экологической доктрины Российской Федерации (Поиск, 2001, №...........).

Концепция подготовлена группой экспертов Научного совета Российской академии наук по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям. Предложения и замечания по проектам предлагаемой концепции просим направлять в адрес Научного совета: 117333, Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 2, к. 95, 96. E-mail: [email protected].

1. Общие положения

Экологическая доктрина Российской Федерации (далее экологическая доктрина) включает основные принципы государственной политики в области взаимодействия общества и природы. Ее основная цель – обеспечение эффективного развития общества на основе рационального природопользования с учетом экологической емкости экосистем и их способности к саморегуляции. Достижение этой цели должно обеспечивать экологическую безопасность страны, улучшение качества жизни и здоровья людей, устойчивое развитие общества в интересах нынешних и будущих поколений.

Экологическая доктрина является документом периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, укрепления рыночных отношений, совершенствования государственной политики в области взаимодействия человека и природы, глобализации системы международных отношений.

Правовую основу экологической доктрины составляют:

– Конституция Российской Федерации;

– законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование;

– международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает:

– решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992);

– основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236);

– основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Положения Экологической доктрины исходят из:

– фундаментальных научных знаний в области экологии;

– глобальных и региональных тенденций взаимодействия человека и природы;

– комплексной оценки современного состояния природной среды и здоровья населения России;

– учета глобальной роли природных экосистем России в стабилизации биосферных процессов.

Реализация Экологической доктрины достигается за счет формирования единой системы государственного управления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе принципов устойчивого развития и рационального природопользования.

Экологическая доктрина предполагает участие в ее реализации государственных и негосударственных организаций, населения страны.

Положения Экологической доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений экологической и социально-экономической обстановки, характера угроз для природных экосистем и здоровья населения страны.

2. Основные факторы дестабилизации природной среды

Глобальные факторы:

– рост населения Земли;

– глобализация экономики и рост потребления природных ресурсов;

– изменения климата;

– глобальное загрязнение;

– сокращение биоразнообразия;

– рост природных и техногенных катастроф.

Национальные факторы:

– изменение характера собственности;

– ресурсная направленность развития экономики;

– низкий технологический уровень производства;

– системный экономический кризис, резкое снижение жизненного уровня населения;

– недостаточный уровень экологического воспитания и культуры.

3. Основные принципы взаимодействия человека и природы

Взаимодействие человека и природы основывается на следующих принципах:

– сохранения благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия здоровья людей;

– сохранения жизнеобеспечиваю-щих функций экосистем, их биоразнообразия и способности к саморегуляции;

– гармонизация взаимодействия человека и природы, развития экологически безопасных технологий;

– рационального природопользования; сохранения малонарушенных территорий и эталонных участков дикой природы;

– междисциплинарного подхода к решению комплексных экологических проблем;

– признания экологической безопасности важнейшим компонентом национальной безопасности страны.

4. Основные направления государственной экологической политики

Исходя из изложенных принципов, основные направления государственной политики в области взаимодействия человека и природы включают:

– разработку государственной стратегии и планов действий в области сохранения качества основных компонентов природной среды: воздуха, воды, почв, биоразнообразия;

– разработку экономических механизмов рационального природопользования и государственной стратегии в области использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов;

– развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий;

– совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения;

– формирование общественного сознания и развитие экологического образования;

Совершенствование правовой и законодательной базы;

– развитие научных исследований в области экологии и природопользования;

– привлечение общественных организаций и населения к решению экологических проблем;

– учет биосферной роли природных экосистем России в глобальной экологической политике и международном сотрудничестве.

Данные направления должны учитываться при разработке стратегий развития всех отраслей народного хозяйства.

5. Обеспечение экологической безопасности

Реализация государственной политики в области взаимодействия человека и природы должна обеспе-чить экологическую безопасность на основе:

– предотвращения загрязнения и деградации окружающей среды и восстановления экологически нарушенных территорий;

– уменьшения риска глобальных изменений климата и природной среды;

– снижения риска природных и техногенных катастроф;

– обеспечения неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов;

– оптимизации использования минеральных и энергетических ресурсов;

– обеспечения продовольственной безопасности и качества пищи;

– улучшения качества жизни и здоровья населения;

– оптимального размещения производительных сил с учетом экологической емкости природной среды;

– безопасной утилизации и захоронения отходов;

– устранения последствий гонки вооружений;

– создания государственной системы управления экологической безопасностью.

6. Основные этапы достижения целей

– Оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития взаимодействия человека и природы. Составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов экологической безопасности для отдельных регионов страны в целом.

– Корректировка государственной стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

– Разработка планов действий в области рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

Составители:

академики Российской академии наук

Н.П. Лаверов, А.С. Исаев, Д.С. Павлов, В.И. Осипов, Ю.А. Израэль

поиск по серверу

Судебная практика и законодательство - Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р <Об Экологической доктрине Российской Федерации>

закона доктрины


разработка рекомендаций по охране конкретных видов животных, находящихся под угрозой исчезновения, подготовка новых редакций Федерального закона "О животном мире", Экологической доктрины Российской Федерации, Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России, проектов стратегии сохранения редких видов России, концепции биосферных заповедников, новых редакций Красной книги Российской Федерации (животные), Красной книги города Москвы и Красной книги Московской области, красных книг других субъектов Российской Федерации, подготовка ряда серийных многотомных изданий и монографических справочников, определителей, атласов и каталогов;


Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, обеспечение экологической безопасности, сохранение и поддержание целостности природных систем, обеспечивающих устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий являются задачами государственной политики в области экологии.


Экологическая Доктрина Российской Федерации, разработанная Министерством природных ресурсов (МПР) с участием органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов и утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 31 августа 2002 года, является в высшей степени важным документом в деле организации природоохранной деятельности, ее активизации.
Отметим, что в 1993 году была начата работа по составлению проекта Программы экологической безопасности России. Данная работа требовала огромных финансовых и других затрат. По-видимому, этот проект не был завершен по данной причине.
С принятием экологической Доктрины было бы целесообразным вернуться к этой Программе, т.к. она была бы лучшим вариантом конкретизации Доктрины.
Роль и значение Экологической Доктрины заключается в том, что она побуждает пересмотреть содержание всех способов охраны окружающей природной среды и обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов: естественно-научного, организационного, экономического, идеологического и, конечно же, правового.
В Преамбуле Доктрины указано на современное состояние экологического кризиса, а также на его возможные пагубные последствия.
Весьма важной в Доктрине является новая трактовка составляющих экологического кризиса. Если раньше к ним относились просто загрязнение, засорение, истощение природных ресурсов и демографический взрыв, то в Доктрине истощение природных ресурсов выглядит как сокращение их запасов в связи с неуклонным ростом их потребления. Далее в Доктрине указано на возможное изменение климата, истощение озонового слоя Земли, на продолжающиеся военные конфликты, которые зачастую являются причиной усиления деградации природной среды.
К числу основных факторов Доктрина относит низкую эффективность механизма охраны окружающей природной среды, отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами (между прочим, пусть не в идеальном виде, но существовали когда-то рентные платежи за пользование земельными ресурсами). К этому следует добавить и то, что у нас еще низок уровень экологического мировоззрения.
В разделе I “Общие положения” обращено внимание на принципы, цели и задачи, составляющие содержание государственной экологической политики, определяющей лицо социально-экономических и экологических отношений.
Экологическая Доктрина в своей основе имеет Конституцию Российской Федерации, кодексы, федеральные законы и иное экологическое законодательство. Доктрина учитывает роль и значение другого законодательства, тесно соприкасающегося с экологическим.
Глобальные и региональные биосферные процессы, особенности взаимодействия человека и природы в настоящее время также явились предметом пристального внимания данного документа.
В разделе II “Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии” нельзя сказать, чтобы такие категории не существовали ранее и на них не было указано в современном законодательстве. Здесь достаточно сослаться на Закон об охране окружающей среды от 20 декабря 2001 года. В данном случае важно признать, что Закон об охране окружающей среды в известной мере предвосхитил содержание экологической доктрины.
В разделе III “Основные направления государственной политики в области экологии” указано на 3 направления: 1) обеспечение устойчивого природопользования; 2) снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение и 3) сохранение и восстановление природной среды. Обратим внимание на некоторые задачи, обозначенные в части первой настоящего раздела.
Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение давно уже находятся в центре внимания нашего государства. Неплохо выглядит этот вопрос в нормотворческой деятельности. Однако что касается, применения норм права и его эффективности, то здесь все выглядит далеко не лучшим образом. Дело в том, что действие даже очень хороших законов о водах, землях, лесах и др. выглядит “бледным” из-за недостаточной экономической, организационной, идеологической и прочей обеспеченности.
В этом разделе Доктрины специально указывается на необходимость предотвращения и пресечения всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота. Здесь следовало бы прямо сказать о самовольном водоиспользовании, о самовольной порубке деревьев в лесах, т.к. эти виды правонарушений с каждым годом увеличиваются.
Следующая часть данного раздела посвящена необходимости снижения загрязнения окружающей среды (следовало бы сказать природной среды) и ресурсосбережения. В этой части раздела содержится очень большой перечень проблем. Мы остановимся лишь на некоторых, т.к. рамки отчета не позволяют охватить комментированием данные проблемы в полном объеме. Впрочем, комментируя проблемы других разделов, мы также вынуждены будем давать материал в ограниченном виде. Обращаем ваше внимание на хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов.
В Доктрине утверждается необходимость внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности.
Представляется, что это, пожалуй, самый трудоемкий процесс. Это, во-первых, недостаток финансовых средств и, во-вторых, отсутствие на этот счет толковых, понятийных рекомендаций.
Технологическое перевооружение и постепенный вывод эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием - также основная составляющая Доктрины. К этому следует добавить, что по возможности вредные производства необходимо выносить за пределы населенных пунктов. Эта мера крайне необходима для охраны интересов граждан, которые во всей природоохранной деятельности обладают приоритетом.
Далее обращено внимание на развитие систем использования вторичных ресурсов, в т.ч. на переработку отходов. Использование вторичных ресурсов, переработка производственных и бытовых отходов находятся лишь в стадии становления. Между тем, в Российской Федерации и, например, в Республике Татарстан, уже приняты законы об отходах производства и потребления. Эти законы выполнены на высоком уровне. Однако применение их оставляет желать лучшего.
Серьезное внимание в Доктрине уделено транспорту, на котором, к сожалению, нередки всевозможные аварии . Если говорить о водном и морском транспорте, то следует иметь в виду факты, связанные, например, с гибелью нефтетанкеров. Порой гибель таких судов приводит к разливу нефти на сотни квадратных километров. Нефтяная пленка губит фитопланктон, нарушает фотосинтез. Это зло не случайно моряки называют “нефтяной чумой”.
Четвертый раздел Доктрины посвящен приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
Интересна во всех отношениях и такая часть данного раздела, как “Экологические приоритеты в здравоохранении”.
В данном случае речь идет о создании и поддержании всеми мерами благоприятной, здоровой для человека окружающей природной среды. Иными словами, здесь можно и нужно говорить о праве граждан на здоровую, благоприятную окружающую природную среду.
Указанное право было впервые в четком виде сформулировано в “Законе об охране окружающей природной среды РСФСР” от 19 декабря 1991 года (раздел II), а затем и в Законе РФ “Об охране окружающей среды” от 20 декабря 2001 года (гл. III).
Но данное право еще в полное мере не реализуется потому, что правоохранительные органы, как, впрочем, и природоохранные, не придают этому вопросу должного значения. Что же касается граждан, то они в большинстве своем не знают о наличии такого права. Между тем, в цивилизованных странах данное право весьма активно защищается и посредством предупредительно- профилактических мер, и путем применения административно-правовых, уголовно-правовых и гражданско-правовых санкций. Так, например, в Японии такая практика стала складываться еще с начала 70-х годов прошлого века.
Хорошо известно, каким весьма опасным стал терроризм , который в настоящее время приобрел глобальный характер. Совершенно очевидно, что воздействие на природную среду, на человека террористическими средствами может вызвать ни с чем не сравнимые бедствия.
Управление. Доктрина, на наш взгляд, учла данное обстоятельство и сосредоточила внимание на содержании управления. Во всяком случае, в разделе V обращено внимание на: экологический, государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль; на систему лицензирования, сертификации и паспортизации; нормирование (лимитирование) природопользования; необходимость проведения государственной и общественной экологической экспертизы; стратегическую оценку воздействия на окружающую природную среду; осуществление мониторинга; кадастровую деятельность; разрешение экологических споров. Отметим, что все эти функции отражены в законодательстве и они реализуются.
Однако здесь есть и серьезные проблемы, которые касаются мониторинга, прогнозирования и планирования. Все эти три составляющих функции далеки от совершенства. Во всяком случае, нет Положений о мониторинге земли, лесов, животного мира, воздушной среды. Исключение составляет Положение о мониторинге вод.
Экологическая Доктрина, конечно же, не могла обойти молчанием вопрос реализации. В разделе V одна из его частей названа “Экономические и финансовые механизмы” как средство реализации государственной политики в области экологии. Можно отнести установление экономических показателей стоимости природных объектов с учетом их средствообразующей функции, а также стоимости природоохранных работ или услуг, четких критериев платы за загрязнение окружающей природной среды; создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников и др.
Чрезвычайно важными в реализации государственной политики в области экологии являются усилия, связанные с координацией природоохранной деятельности. Иными словами, все функции государственного управления должны реализовываться в тесной взаимосвязи и согласованности. На данное обстоятельство Доктрина, к сожалению, не обратила внимание.
В Экологической Доктрине уделено внимание и таким вопросам, как развитие гражданского общества как одного из гарантов реализации государственной политики в области экологии. Важным является акцент на региональную политику в области экологии. Особенно импонирует апелляция Доктрины к бассейновому принципу управления всеми природными комплексами. Ранее, как известно, данный принцип использовался лишь в водных отношениях.
В Доктрине в краткой форме сказано и о международном сотрудничестве. Если учесть, что принцип международного сотрудничества стал приоритетным, то указание на международное сотрудничество в Доктрине вполне оправдано, ибо силами одного государства, общества нельзя решить настоящую глобальную проблему. Здесь нельзя забывать о том, что природа не знает ни государственных, ни административных и других границ.
И последняя часть Доктрины относится к ее реализации. Если подходить в данном случае с правовых позиций, то этот важнейший документ даст сильнейший толчок в деле дальнейшего развития и совершенствования всей Российской системы законодательства, а возможно явится предтечей и его реформы.
Решения в 2011 году.
Очевидно, для улучшения экологической ситуации в России необходимо реформировать экологическое законодательство.
Существует несколько основных проблем в сфере охраны окружающей среды: отсутствуют экономические стимулы для перехода предприятий на наилучшие существующие доступные технологии (НДТ), не создана бизнес-среда в сфере переработки и утилизации отходов. Нет механизма ликвидации накопленного экологического ущерба.
Минприроды России подготовило пакет из восьми законопроектов, охватывающих все основные направления реформирования экологического законодательства.
1.Сохранение морской среды от нефтяных загрязнений. Возможные последствия аварии при работе на шельфе отчетливо продемонстрировала экологическая катастрофа в Мексиканском заливе. Подготовленным законопроектом предлагается в полной мере возложить финансовую ответственность за ликвидацию последствий загрязнения на недропользователя, закрепить за компанией-оператором обязанности по утверждению и реализации плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Законопроект предусматривает три возможных механизма финансового обеспечения: банковскую гарантию, договор страхования, создание недропользователем необходимого резервного фонда.
2.Теперь об экологическом мониторинге. Сегодня существует 14 видов мониторинга: загрязнения окружающей среды, объектов животного мира, водных объектов, радиационной обстановки и другие. Подготовленный министерством законопроект предполагает их объединение в единую государственную систему мониторинга. Будут установлены единые методологические, метрологические и информационные принципы системы и создан единый фонд данных об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
3.Об экологическом контроле. Проект федерального закона о повышении эффективности государственного экологического контроля, подготовленный минприроды, учтен в виде поправок к законопроекту о совершенствовании госконтроля в целом, который был принят в первом чтении Государственной Думой в декабре 2010 года.
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПензГТУ)

Кафедра Биотехнология и техносферная безопасность

Индивидуальная работа

на тему: Экологическая доктрина Российской Федерации

Дисциплина «Экологическое право»

  • Введение
  • 1. Причины необходимости разработки новой экологической доктрины в РФ
  • 2. Общие положения экологической доктрины РФ
  • 3. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии
  • 4. Основные направления государственной политики
  • 5. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности российской федерации
  • 6. Пути и средства реализации государственной области экологии
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

На конференции ООН 19992 г. в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы.

Учитывая зысокую энерго- и ресурсоемкость промышленного производства в России, низкий уровень культуры производства и пренебрежение экологическим законодательством, необходимо трансформировать всю социальную и политическую организацию управления и разработать новую экологическую доктрину, концепцию, в интересах выживания будущих поколений россиян.

Данная работа имеет своей целью довести до читателя причины необходимости разработки новой экологической доктрины РФ, а так же раскрыть суть ее основных положений.

экологический доктрина безопасность

1. Причины необходимости разработки новой экологической доктрины в РФ

Необходимость разработки новой экологической концепции Российской Федерации - ноосферного пути развития - диктуется следующими причинами:

До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.

Условия выживания человека диктуют переход его на ноосферный путь развития. Впервые термин "ноосфера" ввел в обращение академик В.И.Вернадский, понимая под этим разумно управляемое развитие человека, общества и природы, переход всего человечества в новую эпоху - ноосферу. Фундаментом ноосферного развития является понимание того, что человек является частью природы и обязан подчиняться ее законам. Переход к ноосферному развитию - единственный путь спасения современной цивилизации от гибели.

Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

Основные положения новой экологического концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

2. Общие положения экологической доктрины РФ

Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Указано, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.

Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на комплексном научном подходе в области экологии и смежных наук.

3. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Указано, что для этого необходимо сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества.

Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах :

· устойчивое развитие;

· приоритетность жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

· справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

· предотвращение негативных экологических последствий, учет отдаленных экологических последствий;

· отказ от проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

· природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба;

· открытость экологической информации;

· участие гражданского общества в реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

4. Основные направления государственной политики

1. Обеспечение устойчивого природопользования.

Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

2. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.

Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.

3. Сохранение и восстановление природной среды.

Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.

5. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации

К приоритетным направления относятся:

1. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

Основной задачей в этой области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

2. Экологические приоритеты в здравоохранении.

Основными задачами в указанных областях являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.

3. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.

Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды.

Основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды.

5. Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Основной задачей в этой области является организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.

6. Пути и средства реализации государственной области экологии

1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

2. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение.

Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.

3. Экономические и финансовые механизмы.

Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение.

Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

5. Научное обеспечение.

Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.

6. Экологическое образование и просвещение.

Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

7. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии.

Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.

8. Региональная политика в области экологии.

Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

9. Международное сотрудничество.

Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

10. Реализация экологической доктрины Российской Федерации.

Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.

Заключение

Экологическая доктрина совершенствуется с изменением законодательства, при этом важно, чтобы адекватно происходила и экологизация хозяйственной и иной деятельности России. Предприятия всех форм собственности обязаны принимать меры, гарантирующие безопасность окружающей среды. Намечено создание постоянно обновляемых экологических карт в стране.

Наряду с совершенствованием законодательства создается система природоохраниельных прокуратур.

Список литературы

1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.- 556 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.

2. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 2006. - 256 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для бакалавров, магистров и студентов вузов.

3. Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов. М.: Агар, 2006. - 424 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.

4. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И перераб.- Ростон н/Д: Феникс, 2007.- 575с. Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. Рекомендовано Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.

5. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экорлогия. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2008. - 624 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов технич. вузов.

6. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева, Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. - СПб.: Химия, 2007. -238с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.

7. Экологическая доктрина Российской федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №1225-р)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экологическая политика, доктрина Российской Федерации. Товар, как объект исследований таможенной экспертизы. Таможенное дело как объект, способствующий реализации экологической политики Российской Федерации. Экспертиза, сертификация ввозимой продукции.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2008

    Понятие информационной безопасности. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Основные виды и источники угроз. Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики по обеспечению информационной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2016

    Экологическая политика как составная часть правовой политики российского государства. Формирование экологической политики Российской Федерации под влиянием международных актов. Осуществление правовой политики в области экологии на современном этапе.

    диссертация , добавлен 27.05.2015

    Задачи и природоохранные функции государства в Российской Федерации. Правовые проблемы разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти в сфере обеспечения экологической безопасности. Работа отдела экологии районной администрации.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2012

    Стратегическая роль государственной политики в области экологического развития. Регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты "зеленой" экономики. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности России.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2015

    Разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления экологической безопасностью. Анализ контрольно-инспекционной деятельности Министерства по радиационной безопасности Челябинской области; рекомендации по ее совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2012

    Понятие и структура экологической безопасности. Деятельность государства и гражданского общества для предотвращения глобальной экологической угрозы и минимизации ее последствий. Правовые основы обеспечения экологической (национальной) безопасности в РФ.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2017

    Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня. Требования к представлению и составу документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы. Экологическая экспертиза в России: опыт, путь совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2012

    Основные понятия, проблемы и направления государственной региональной политики Российской Федерации, приоритеты и принципы, на которых она основывается. Особенности региональной политики Новосибирской области, дальнейшие перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2010

    Анализ действующего законодательства Российской Федерации по вопросам оборота экологической информации. Требования, предъявляемые к экологической информации, и ограничения в ее предоставлении. Принцип полноты и достоверности предоставляемой информации.

Правительство РФ на своем заседании 27 августа обсудит подготовленный МПР проект экологической доктрины России. Задачи, определенные в доктрине позволят разрабатывать планы действий в области охраны окружающей среды и обеспечить рациональное природопользование в Российской Федерации.

Экологический кризис все в большей степени препятствует переходу человечества к устойчивому развитию, несмотря на ряд важных политических решений, принятых в последние десятилетия на международном и национальном уровнях. По-прежнему наблюдается стремительное сокращение природного капитала планеты, сопровождающееся ростом социального неравенства, загрязнения окружающей среды и возрастанием экологически обусловленных нарушений здоровья населения. На рубеже тысячелетий значительную часть беженцев в мире стали составлять люди, спасающиеся от экологических катастроф. Это ясно указывает на то, что общество и правительства пока не справились с решением задач, провозглашенных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
В равной степени это относится и к Российской Федерации, хотя экологическая обстановка в нашей стране остается напряженной. Без Российской Федерации невозможно решение глобальных и региональных экологических проблем в силу ее размеров, значительной доли территорий с ненарушенными природными системами, природоохранного опыта и природно-ресурсного, интеллектуального и промышленного потенциала. В то же время, реализация этого потенциала возможна лишь при кардинальном изменении подхода к собственному развитию и более активной интеграции в решение глобальных проблем.
Устойчивое развитие человеческого общества, таким образом, требует скорейшего приведения его деятельности в соответствие с адаптационными возможностями природных систем.
К числу основных глобальных факторов дестабилизации природной среды, которые либо проявляются в Российской Федерации, либо оказывают на нее негативное воздействие, относятся:
рост потребления природных ресурсов при их сокращении;
увеличение численности населения планеты при сокращении пригодных для обитания территорий;
деградация основных компонентов биосферы и обусловленное этим снижение способности природы к саморегуляции и обеспечению существования человеческой цивилизации;
возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
сокращение биологического разнообразия;
возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
недостаточный уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем, процессов глобализации.
К числу основных факторов дестабилизации природной среды Российской Федерации относятся:
чрезмерная зависимость экономики от природных ресурсов, что уже приводит к сокращению природного капитала страны;
высокая доля "теневой" экономики в использовании природных ресурсов и неэффективные механизмы природопользования и охраны окружающей среды;
отсутствие рентных платежей за пользование ресурсами;
резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды и использования биологических ресурсов;
низкий организационный и технологический уровень производства и жилищно-коммунального хозяйства и высокая степень изношенности основных фондов;
последствия экономического кризиса и снижение уровня жизни населения;
низкий уровень экологического сознания и культуры.
Эти факторы определяют необходимость разработки государственной экологической политики и Экологической доктрины Российской Федерации как ее основы.

Экологическая доктрина Российской Федерации (далее - Экологическая доктрина) является основополагающим документом, определяющим государственную экологическую политику Российской Федерации, ее цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный период.
Сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния, необходимое условие национальной и общечеловеческой безопасности. Здоровье, экологическое и социальное благополучие населения находятся в неразрывном единстве.
Правовую основу Экологической доктрины составляет Конституция Российской Федерации.
Положения Экологической доктрины основаны на фундаментальных научных знаниях в области экологии, смежных наук и исходят из:
оценки современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;
роли природных систем Российской Федерации в стабилизации глобальных биосферных процессов;
глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
Экологическая доктрина учитывает рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), последующих международных форумов, указы Президента Российской Федерации "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (от 1 апреля 1996 г. N 440) и "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (от 10 декабря 1997 г. N 1300 и от 10 января 2000 г. N 24).
Стратегия социально-экономического развития страны должна быть увязана с основными положениями Экологической доктрины.

Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.
Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:
устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;
приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;
предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;
платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;
приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;
открытость экологической информации;
участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основной задачей является сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. Для этого необходимо:
сохранение и восстановление оптимального для устойчивого развития комплекса наземных, пресноводных и морских природных систем;
развитие сетей охраняемых природных территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов, природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов;
сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических банках;
обеспечение целостности природных систем, в том числе предотвращение фрагментации природных комплексов при хозяйственной деятельности (гидротехнические сооружения, автомобильные и железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередачи и т. п.);
сохранение и восстановление природного биологического разнообразия на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.

Основными задачами являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов. Для этого необходимы:
внедрение комплексного природопользования в целях устойчивого развития, включая экологически обоснованные методы использования земельных и водных ресурсов;
обеспечение сохранности разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;
максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;
снижение риска возникновения техногенных аварий и катастроф;
восстановление и обеспечение качества воды водных объектов, в первую очередь - источников питьевого водоснабжения;
минимизация ущерба природной среде при разведке и разработке полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;
внедрение адаптивно-ландшафтных систем ведения сельского хозяйства, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;
поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;
предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства и незаконного оборота.

Основными задачами являются снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также опережающее снижение энергоемкости и материалоемкости продукции и услуг по сравнению с ростом их производства. Для этого необходимы:
введение ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего цикла существования продукта - от получения сырья и производства до утилизации;
стимулирование и внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий в промышленности, использования вторичных ресурсов, в том числе переработки накопившихся отходов;
поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование;
рациональное использование водных ресурсов, сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
технологическое перевооружение или постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;
поддержка экологически безопасного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
снижение потерь энергии при транспортировке, в том числе за счет децентрализации производства энергии и энергоснабжения мелких потребителей;
модернизация и развитие технологий, обеспечивающих снижение негативного влияния транспортно-коммуникационных комплексов на состояние среды проживания населения;
преимущественное развитие внутригородского экологически безопасного общественного транспорта как базового вида передвижения в крупных городах;
поддержка производства и использования экологически эффективных видов транспорта и топлива, в том числе неуглеродного;
развитие экологически ориентированных и энергоэффективных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения и ликвидации захоронений.

Основной задачей является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на природную среду. Для этого необходимы:
приоритетный учет интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах, деятельности и повышение их экологической безопасности;
реабилитация территорий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;
реабилитация территорий, загрязненных в процессе функционирования оборонного, ракетно-космического и ядерно-оружейного комплексов, в том числе в процессе производства, испытания, хранения и уничтожения оружия массового поражения, а также в результате деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в особенности при пусках ракет любого рода;
обеспечение экологической безопасности при разоружении, в том числе уничтожении ракет и ракетных топлив, запасов и производств химического оружия, а также решение проблемы старого химического оружия;
обеспечение ядерно-радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействий на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных объектов, в том числе АЭС и других ядерных установок, включая их физическую защиту;
обеспечение экологической безопасности обращения с радиоактивными отходами, отработавшими ядерными материалами и реакторными установками, в том числе при эксплуатации и утилизации атомных судов и подводных лодок;
обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, реализация мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных производств;
планомерная ликвидация накопителей токсичных сточных вод и жидких отходов;
разработка систем чрезвычайного реагирования и систем оповещения на экологически опасных объектах;
разработка мер предупреждения и реагирования на экологические последствия вооруженных конфликтов;
предотвращение применения химических веществ, вызывающих деградацию природной среды.

Основной задачей является улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов. Для этого необходимы:
оценка и снижение хронических экологических рисков здоровью населения;
обеспечение качества питьевой воды и атмосферного воздуха в соответствии с принятыми российским законодательством нормами;
обеспечение населения безопасными и полноценными продуктами питания, в том числе осуществление контроля за поступлением на территорию России генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства;
обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
проведение экологической реконструкции городских земель, окраинных и рекреационных зон промышленных узлов и сельских поселений в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины и кормящие матери);
обеспечение доступных лекарств для широких слоев населения;
приоритетное оказание лечебной помощи и/или компенсация за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от химического и радиационного и других видов воздействия, связанного с экологически опасной деятельностью, и их потомкам;
поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся реабилитации;
постепенный переход в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями на преимущественно ротационную систему привлечения необходимых квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей производства и, в том числе, на основе более широкого применения вахтового метода ведения работ.

Основной задачей является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого необходимы:
своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
обеспечение приоритетного учета интересов населения и качества природной среды при создании новых производств;
обучение всех групп населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;
разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.

Основной задачей является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды. Для этого необходимо:
предотвращение организации диверсий и техногенных аварий с экологическими последствиями на потенциально опасных объектах;
предотвращение преднамеренных пожаров и палов, вызывающих уничтожение природных систем и агросистем;
создание системы оповещения и ликвидация последствий экологического терроризма.

Основной задачей является организация системы мероприятий по контролю за ввозом и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов. Для этого необходимы:
обеспечение эффективной работы карантинных служб, предотвращение ввоза на территорию страны чужеродных видов, способных нанести ущерб естественным сообществам и сельскохозяйственным культурам, вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний;
контроль за проведением акклиматизационных работ и саморасселением видов живых организмов внутри страны;
контроль за использованием генетически измененных организмов в хозяйстве.

Основной задачей является обеспечение экономически и институционально эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике. Для этого необходимы:
развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учетом частных форм их освоения;
развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;
обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством окружающей природной среды;
создание в рамках министерств и ведомств, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, специализированных экологических подразделений, предназначенных для организации и осуществления мероприятий по предотвращению (снижению) ущерба здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, экологическому контролю и очистке территорий, загрязненных в ходе предыдущей деятельности;
обеспечение эффективного разграничения собственности на природные ресурсы с учетом экологического фактора между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами;
обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, в том числе потенциально опасных производств и видов деятельности вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе за производством и оборотом особо опасных веществ, включая яды, синтетические химические вещества и пр.;
обеспечение необходимых полномочий, государственной защиты и социальных гарантий должностным лицам, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
дифференцированный подход к интенсивности и направленности управления охраной окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями;
развитие системы лицензирования экологически опасной деятельности;
совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;
развитие и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;
внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду в масштабах крупных регионов;
последовательное обеспечение структурного разделения государственных органов по охране окружающей среды и управлению природными ресурсами.

Основной задачей является создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости. Для этого необходимы:
устранение внутренних противоречий в системе экологического законодательства, противоречий между природно-ресурсными и природоохранительными нормами и противоречий между экологическим законодательством и нормами иных отраслей права;
введение экологических норм в нормативные правовые акты различных отраслей права (экологизация), в частности хозяйственного, финансового, бюджетного, налогового, гражданского и т. д.;
обеспечение механизмов реализации норм законодательных актов путем принятия полного пакета подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;
правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;
развитие системы государственных стандартов Российской Федерации, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду;
закрепление в правовой системе Российской Федерации действующих международных стандартов в области охраны окружающей среды (экологические стандарты), в том числе Международной организации стандартизации;
гармонизация российского экологического законодательства и норм международного экологического права в рамках обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных договорах и соглашениях;
развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности в области охраны окружающей природной среды;
укрепление системы прокурорского надзора и реализации мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей природной среды;
совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или экологически опасных видов деятельности;
совершенствование применения механизма остановки незаконной деятельности, включая запрет финансирования экологически опасных проектов, программ и объектов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Основной задачей является экономическое регулирование государственных и рыночных отношений для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого необходимы:
обеспечение приоритета изъятия природно-ресурсной ренты перед налогообложением вложенного труда и капитала;
включение в экономические показатели полной и все возрастающей ценности природных объектов и экологических услуг и их учет при принятии решений;
формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг вне зависимости от страны производства;
развитие системы перераспределения средств между субъектами Российской Федерации с учетом их вклада в обеспечение целостности природных систем, в том числе используемых коренными малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
совершенствование методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, и обеспечение их неукоснительных выплат, в том числе в натуральной форме;
создание государственного механизма стимулирования снижения негативной нагрузки на окружающую природную среду, в том числе ее загрязнения и вредных воздействий;
обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности;
содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, экологическому предпринимательству разных форм и добровольной сертификации;
установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду;
создание условий для внедрения рыночных механизмов охраны природы, в том числе залогово-возвратных механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров, оборот нереализованных прав на загрязнение и т. п.;
реинвестиция экологических платежей бюджетных организаций, не имеющих прибыли и не предоставляющих оплачиваемые услуги, в строительство и реконструкцию природоохранных сооружений, нормирование показателей негативного воздействия на окружающую среду источников загрязнений и ликвидацию долговременных загрязнений территорий;
создание экономических и финансовых условий для осуществления природоохранной деятельности в министерствах и ведомствах, не имеющих прибыли и не предоставляющих оплачиваемые услуги;
создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;
совершенствование механизмов изменения форм собственности с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.);
продвижение схем международных финансово-экономических расчетов и взаимозачетов с учетом средообразующей роли стран для биосферы Земли в целом (включая схему "долги за природу" и механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями);
обеспечение прямой зависимости финансирования природоохранных мероприятий от уровня воздействия на природные системы, в том числе через специализированные фонды;
совершенствование практики государственных заказов федерального правительства, министерств и ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации на природоохранную деятельность на конкурсной основе;
создание государственного механизма безусловной компенсации ущерба здоровью населения и окружающей среде в результате экологически опасной деятельности, в том числе военной, а также при авариях и катастрофах;
формирование условий для стимулирования благотворительности в России, включая предоставление гражданам Российской Федерации права на целевое направление части налогов на финансирование благотворительной деятельности, в том числе экологической.

Основной задачей является обеспечение государства, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и его возможных неблагоприятных изменениях, необходимой для их предотвращения, устойчивого природопользования, а также свободы осознанного выбора гражданами условий их жизнедеятельности. Для этого необходимы:
развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биологического разнообразия, почв и абиотических компонентов;
совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между министерствами, ведомствами и организациями, осуществляющими государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов по окружающей среде;
обеспечение достоверности и сопоставимости измерений и оценок показателей состояния экологической обстановки как по отдельным отраслям, так и по административно-территориальным образованиям страны;
совершенствование системы показателей, создание методологии и аппаратного обеспечения системного мониторинга экологического состояния территории Российской Федерации, включая комплексную оценку состояния окружающей среды;
организация на потенциально опасных объектах специальных систем мониторинга воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;
совершенствование учета и контроля за обращением ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
обеспечение практического выявления и обозначения на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и загрязнению особо опасными и другими веществами в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и жизнедеятельности, в том числе в ходе предшествующей и осуществляемой хозяйственной, военной и иной деятельности;
проведение инвентаризации экологически опасных промышленных и сельскохозяйственных производств, инженерных сооружений, захоронений отходов с оценкой риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, путей их предотвращения и их ранжирования по степени опасности, формирование и ведение кадастров объектов негативного воздействия на состояние окружающей среды федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации, муниципального уровня;
завершение работ по выявлению зон экологического бедствия и принятие мер по их реабилитации;
инвентаризация территории для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции; водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды; лесных массивов, имеющих особую важность для обеспечения чистым воздухом промышленных регионов; земель, обладающих особой рекреационно-оздоровительной значимостью;
обеспечение бесплатного доступа граждан Российской Федерации к экологической информации, жизненно важной для их безопасности, и открытости иной информации о состоянии окружающей среды, в том числе о всех проектах, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе;
формирование системы государственных кадастров природных ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных территорий, включая территории традиционного природопользования;
ведение единого государственного реестра Российской Федерации для учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.

Основной задачей является опережающее развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями. Для этого необходимы:
формирование теоретических и методологических основ национального и регионального устойчивого развития и экологических закономерностей развития общества;
разработка экологической составляющей стратегического прогноза развития России с учетом альтернативных сценариев будущих изменений;
научно-исследовательские работы в области теоретического, нормативно-правового, информационного, организационного и иного обеспечения деятельности государственных органов по охране окружающей среды;
исследования биологических и климатических систем и их средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической емкости природных систем;
разработка научных принципов и технологий устойчивого использования и воспроизводства возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.);
разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем;
разработка экологичных технологий в сельском хозяйстве, конструирование агросистем на принципах естественной саморегуляции;
анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции, оборудования;
формирование перспективных технологических подходов для обеспечения устойчивого развития, ориентированных на существенное снижение потребления природных ресурсов при одновременном росте возможностей для человека и общества;
разработка методологии и методов эколого-экономического учета, в том числе определения экономической ценности природной среды и природных ресурсов для использования в экономических механизмах управления;
изучение международного оборота биологических ресурсов, в особенности российского происхождения;
создание теории и методики определения экологических рисков с ориентацией на создание системы управления качеством природной среды;
разработка средств предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей природной среды и утилизации опасных отходов;
научно-исследовательские работы в области эколого-зависимых заболеваний, в особенности связанных с загрязнением окружающей среды нехарактерными для биосферы загрязнителями, такими как синтетические органические вещества, токсичные металлы, различные виды излучений и др.;
разработка и развитие современных методов экологического мониторинга и информационных технологий для целей государственного управления в области охраны окружающей среды.

Основной задачей является создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения с целью развития экологической культуры и базовых научных знаний населения, научного экологического мировоззрения и профессиональных навыков рационального природопользования, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности у специалистов производственной и иных сфер деятельности. Для этого необходимы:
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях;
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности, особенно экономики природопользования наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии;
экологическая подготовка и переподготовка педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;
включение вопросов формирования экологической культуры, экологич



Просмотров