Сходства дознания и предварительного следствия. Отличие дознания от предварительного следствия. Период и порядок проведения

Предварительное следствие

Дознание

Субъекту

следователь

дознаватель

2 месяца со дня возбуждения УД

Объем процессуальной деятельности

Следователь возбудив УД, добыв достаточное кол-во доказательств – выносит постановление о придании статуса обвиняемого.

При производстве дознания отсутствует самостоятельная процедура привлечения лица в качестве обвиняемого, его заменяет обвинительный акт, который одновременно является итоговым документом, завершающим дознание

При производстве дознания обвиняемый, его защитник, законный представитель, протерпевший, его представитель, гражданский истец/ответчик их представители знакомятся с материалами УД одновременно с ознакомлением (вручения) обвинительного акта в то время как при производстве предварительного следствия существует самостоятельная отдельная процедура ознакомления с материалами УД, где участники процесса имеют возможность заявлять ходатайства, направленные на проведение предварительного расследования и проведение судебного разбирательства.

По объему процессуальных гарантий участников процесса предварительное следствие выгодно отличается от дознания Дознание ведется в отношении подозреваемого т.к. обвиняемый появляется с момента составления обвинительного акта, т. Е. после завершения расследования, следовательно обвиняемый лишен возможности осуществить своё право на защиту в стадии предварительного расследования ввиду отсутствия самостоятельной процедуры ознакомления с материалами УД в процессе предварительного расследования обвиняемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, его представитель, гражданский истец/ответчик, их представители лишены возможности реализовать свои права на этом этапе расследования.

Указанные гарантии в полном объему действуют на предварительном следствии.

По форме окончания производства по делу

Предварительное расследование заканчивается:

Вынесением постановления о направлении УД в суд для применения мер принудительного медицинского характера

Дознание заканчивается:

Составление обвинительного акта

Составлением постановления???

По уровню самостоятельности

Дознаватель обладает меньшими гарантиями независимости, если он не согласен с указаниями прокурора, либо начальника органа дознания, он вправе их обжаловать но не приостанавливая исполнение.

Следователь вправе обжаловать указание руководителя следственного органа по важнейшим вопросам следствия, а также постановление прокурора о возвращении дела на дополнительное расследования не исполняя их требования

Сходства дознания и предварительного следствия

    Основывают свою деятельность в соответствии с одними и теми же принципами уголовного производства.

    Применяют одни и те же общие условия производства предварительного расследования, а также следственные действия

    Результаты полученные в процессе дознания имеют такое же юридическое значение, что и результаты предварительного следствия

Общие условия производства предварительного следствия. Подследственность.

Общие условия – это закрепленные в УПК правила, определяющие наиболее важные требования, предъявляемые к порядку производства процессуальных действий и принятий решения (гл. 21 УПК).

Их значение:

    Устанавливают единый порядок производства по УД, т.е. направлены на обеспечения единообразия и законности

    Способствуют исполнению задач уголовного судопроизводства

Подследственность – это совокупность юридических признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.

Выделяют 5 признаков подследственность:

    Предметный (родовой) – подследственность УД определяется в зависимости от состава преступления т.е. квалификации по статье УК, по этому признаку разграничивается подследственность между следователями и дознавателями различных ведомств. Например в п.1 ч.1 ст. 151 отнесены составы преступлений, отнесенные к компетенции следователей РФ, п. 2 - следователям органов ФСБ, и т.д.

    Альтернативный – выражается в том, что согласно УПК ПС по одной и той же категории дел в зависимости от определенных обстоятельств осуществляется следователями различных ведомств. Перечень таких составов закреплен в ч. 5 ст. 151 УПК.

    Персональный (личный) – выражается в указании закона на специфику субъекта преступления в зависимости от чего определяется компетенция расследования, эти составы закреплены например в пп. В п.1 ч. 2 ст. 151 УПК

    Территориальный (местный) - позволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предварительного следствия в зависимости от территории, на которую распространяется их юрисдикция

    По связи дел – установлено для ограниченного круга уголовных дел, например ст. 150 УК вовлечение несовершеннолетнего в преступление будет расследоваться следователем того органа к чьей подследственность будет относится то преступление, в которое вовлечен несовершеннолетний

Вопросы уголовного права и процесса занимают многих специалистов, а также людей, которые хотят лучше разобраться в тонкостях этой темы. Отличия дознания от предварительного следствия очень существенны. Они напрямую влияют как на статус подозреваемого (обвиняемого) лица, так и на сроки проведения проверочных мероприятий.

Определение

Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.

Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

Сравнение

Таким образом, важнейшее отличие – это составы уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи – любые, помимо тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.

Дознание проводится в течение 20 дней, при необходимости продлевается на срок до 10 суток. Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие.

Выводы сайт

  1. Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.
  2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.
  3. Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.
  4. Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.
  5. Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.
  6. Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

Курсовой работы по дисциплине « Уголовный процесс »

Введение…………………………………………………………………..3
1. Глава 1 сущность и значение предварительного расследования как стадии уголовного процесса……………………….5
2. Глава 2 Цели предварительного следствия ……………………………..7
3. Глава 3 дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования………………………….10
4. Глава 4 Полномочия следователя………………………………………..12
5. Глава 5 Обязанности органов дознания…………………………………17
6. Глава 3 Общие условия производства предварительного

Следствия……………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….26
Литература………………………….………………………………………27

Введение

Для начала ведения предварительного расследования или производства дознания существует стадия уголовного процесса, как нам известно, возбуждение уголовного дела. Отмечая значение этой стадии, нужно отметить, что она является правовым основанием для возникновения и производства любой из последующих стадий.

По прошествии данной стадии уголовного процесса наступает следующая стадия уголовного процесса является производство предварительного следствия или дознания.

Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно - процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

Изучение стадии – предварительное расследование – и будет посвящена данная работа. Нами будут изучены нормы уголовного процессуального права, которые конкретно регулируют деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания в стадии предварительного расследования.

Изучение основных правовых положение предварительного следствия и производства дознания могут послужить ключом к усвоению конкретных положений данной стадии, правильному и быстрому производству предварительного следствия.

Кроме этого следует отметить огромное практическое значение вопросов темы для работников милиции. Каждый работник милиции в своей практической деятельности решает вопросы связанные с расследованием уголовных дел, а следовательно обязан знать и соблюдать требования норм уголовно – процессуального права, регулирующих эту стадию.

Исходя из этого, перейдем к изучению вопросов связанных с производством дознания и предварительного расследования.

сущность и значение предварительного расследования как стадии уголовного процесса

Как только возбуждено уголовное дело, многое может быть еще неизвестным: кто совершил преступление, каким способом оно совершено, какой ущерб нанесен и другие.

Все это необходимо установить, с достоверной точностью, по тому, что без этого не возможно решить вопрос о виновности лиц, совершивших преступление и применить к ним заслуженное наказание.

Выяснение картины совершенного преступления в том виде, в каком оно было в действительности, именуется расследованием.

Исходя из принципа осуществления правосудия только судом, суд обязан, выяснить, картину совершенного преступления, исследовать все его обстоятельства, решить вопрос о виновности лиц, его совершивших и применить к ним наказание. Однако суд не может самостоятельно выполнить все эти задачи. У суда нет средств, не сил для производства розыска, обыска и ряда других следственных и оперативных действий. Кроме этого, целый ряд следственных действий требует продолжительного времени, не разглашаемости поученных данных и т.д.

По этому между возбуждением уголовного дела и его направления в суд для окончательного разрешения закон устанавливает промежуточную стадию – предварительное расследование.

Наличие данной стадии не противоречит принципу осуществления правосудия только судом. Это объясняется следующим:
1. по каждому уголовному делу суд обязательно проводит судебное расследование;
2. окончательное решение во вопросу о виновности лиц, совершивших преступление, выносит только суд;
3. меры наказания к лицам, виновным в совершении преступления, применяет только суд.
4. Предварительное расследование проводится теми же органами, которые наделены правом возбуждения уголовного дела, за исключением суда и судьи.

Таким образом, предварительное расследование проводят органы дознания, следователь и прокурор.

Однако положение прокурора в этой стадии особое. Прокурор не только в праве участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях проводить его в полном объеме или отдельные следственные действия. Он обязан, следит за неуклонным соблюдением установленного уголовно-процессуальным законом порядка производства предварительного расследования.

Цели предварительного следствия

Целью предварительного расследования является установление истины при строжайшем соблюдении законности.

Перед органами, осуществляющими предварительное расследование, стоят следующие задачи:

1. быстрое и полное раскрытие преступлений, и изобличение виновных.

2. Обеспечение условия для привлечения каждого виновного в совершении преступления к ответственности в соответствии с законом

3. Возмещение причиненного преступлением материального ущерба,

4. Ограждение граждан от неосновательного обвинения

5. Устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений

6. Воспитание граждан в духе неуклонного исполнения закона

Важно не то, что бы за преступление было назначено наказание, а то, что бы не один случай преступления не проходил не раскрытым.

Отсюда вытекает, что успех борьбы с преступлениями во многом зависит от того, на, сколько быстро и полно будет раскрыто каждое совершенное преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении.

При установлении причин и условий, способствующих совершению преступления, органы предварительного расследования выносят в соответствующие организации представления по принятию мер и устранению этих причин и условий.

В стадии предварительного расследования имеет большое значение, которое заключается в следующем:

1. предварительное расследование позволяет суду быстро, глубоко, всесторонне и объективно разобраться во всех обстоятельствах, совершенного преступления и вынести законный и обоснованный приговор.

2. Предварительное расследование является решающим средством раскрытия преступления, имеет необходимые возможности по установлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

3. Воспитательное значение.

Усиленное раскрытие преступление, участи общественности в его раскрытии, повышает эффективность предварительного расследования и, в частности, воспитательное воздействие.

Сам факт участия в борьбе с преступностью трудящихся масс оказывает на преступника большое воспитательное воздействие. Когда преступник виде, что в его изобличении принимает самое активное участие широкие слои населения, он начинает понимать, что совершением преступления он противопоставляет себя огромному большинству народа.

Выводы: 1. Предварительное расследование – вторая стадия уголовного процесса, которая находится между возбуждением уголовного дела и направлением его в суд.

2. сущность предварительного следствия заключается в раскрытии преступлений, изобличение лиц их совершивших, а так же в установлении причин и условий, способствовавших совершению преступлению, в целях их устранения

Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования

В уголовном процессе предварительное расследование производится в двух формах:
1. дознание
2. предварительное расследование.

Под дознанием понимается процессуальная деятельность и деятельность специально на то управомоченных административных органов государства, направленная на обнаружение и раскрытие преступлений. Розыск и изобличение лиц их совершивших.

Предварительное следствие – это процессуальная деятельность специальных должностных лиц государства следователей, направленные на раскрытие и расследование преступления.

Как видно из этих определений эти две формы предварительного расследования имеют много общего, а именно:
1. одни и те же задачи (по раскрытию преступлений, изобличению лиц их совершивших и т.д.)
2. единая для обеих форм уголовно – процессуальное законодательство (и следователи, и, лица, производящие дознание, руководствуется в своей деятельности единым уголовно-процессуальным законом).
3. Одинаковая юридическая сила следственных действий и процессуальных документов.

Однако эти формы имеют и существенные различия, которые состоят в том, что:
1. Дознание и предварительное следствие осуществляется органами;

А. Органы, которые вправе и обязаны производить дознание

Б. Органы предварительного следствия. Это следователи, прокуроры, органы внутренних дел, министры безопасности.
2. лица, производящие дознания и следователи имеют разные обязанности и права

Различие это вытекает прежде всего из того, что для органов дознания первой обязанностью является исполнение возложенных на них функций по охране, например, общественного порядка – для милиции, охраны границы – органы пограничной охраны, и т.д.

Производство дознания для них не основная обязанность.

Для следователей – проведение расследований является основной и единственной обязанностью.

Полномочия следователя

Закон, предоставляет следователю широкий круг процессуальных прав, обеспечивающих его процессуальную самостоятельность.

Все решения по делу, следователь принимает самостоятельно, за исключением некоторых случаев, когда необходимо получить согласие суда, либо санкцию прокурора.

Лицо, производящее дознание, все основные решения по делу принимает только с согласия начальника органа дознания.

Кроме этого, уголовно-процессуальный закон разделяет компетенцию всех органов расследования и производстве расследования по определенным уголовным делам, то есть определяет подследственности.

Подследственность – это юридическое свойство уголовного дела, в зависимости от которого оно подлежит, расследованию соответствующим органом дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный закон различает три вида подследственности:
1. предметную (родовую)
2. территориальную
3. персональную

Предметная последовательность – уголовного дела зависит от юридической квалификации преступления и указывает то звено в системе органов предварительного расследования, которое будет вести расследование данного дела.
Предметная последовательность указанна в Уголовном процессуальном кодексе
РФ.

Территориальная последовательность зависит от мета совершения преступления и указывает конкретный орган дознания или следствия, который будет расследовать уголовное дело.

Территориальная последственность определяется по правилам, указанным в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

При наличии спора, о подследственности – подследственность устанавливается соответствующим прокурором.

Необходимо отметить, что предметное территориальное подследственность всегда определяется вместе.

Определения подследственности иногда бывает очень сложной.

Многие граждане совсем не знают этих вопросов и о преступлениях сообщают чаще всего в органы дознания.

Органы предварительного расследования в соответствии с уголовно процессуальным законодательством обязанным принять эти заявления, даже не своей подследственности, и принимать по ним решения, в том числе о возбуждении уголовного дела.

Среди этих дел имеются дела о преступлениях, по которым расследование проводится в форме дознания и дело о преступлениях, по которым расследование обязательно проводится только в форме предварительного расследования, то есть подследственны следователю.

Исходя из задачи – быстрого и полного раскрытия преступления, в целях раскрытия преступления « по горячим следам » и по этим делам органы дознания вправе проводить следственные действия.

В связи с этим Уголовный процессуальный кодекс Российской
Федерации предусматривает два порядка дознания:

1. дознание по делам по которым производство предварительного расследования обязательно
2. дознание по делам по которым производство предварительного расследования не обязательно.

Порядок деятельности органов дознания по первому порядку дознания установлен Уголовно - процессуальным кодексом Российской
Федерации. Этот порядок следующий:

1. при обнаружении поводов и основания орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает его к производству;
2. об обнаруженном преступлении и начатом дознании сообщает прокурору;
3. производит неотложные следственные действия.

Неотложными являются такие, промедление с производством которых может затруднить обнаружение и закрепления следов преступления.
Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации относит к таким действиям осмотр (все виды), обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос.

Следует имеет в виду, что этот перечень не является исчерпывающим. Органы дознания, так же могут произвести и другие следственные действия, промедление которых связанно с утерей доказательства.

Органы дознания не вправе данному порядку выносить постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого.

4. сначала производства по делу орган дознания проводит необходимые розыскные мероприятия в целях раскрытия преступлений и изобличение преступника.

5. В необходимых случаях орган дознания может решить вопрос об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения.

6. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания должен передать дело следователю. Эта передача должна быть осуществлена не позднее чем через 10 суток считая с момента возбуждения уголовного дела.

7. Направление дела после выполнения неотложных следственных действий оформляется постановление о передаче дела по подследственности.

После передачи дела следователю, орган дознания по поручению следователя проводит оперативно- розыскные мероприятия, а так же выполняет отдельные следственные действия.

Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то органы дознания не прекращают проводить по переданному уголовном делу оперативно-розыскные мероприятия, до его установления. После его установления такие мероприятия органы дознания проводят по поручению следователя.

Второй порядок дознания – по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно предусмотрен уголовным процессуальным законодательством России.

По таким делам орган дознания производит дознание в полном объеме. А именно:

1. возбуждает уголовное дело
2. принимает его к производству
3. сообщает прокурору о начатом дознании
4. принимает все предусмотренные Уголовного процессуального кодекса

Российской Федерации меры, для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, то есть полностью расследует дело;
5. все мероприятия по делу осуществляет в месячный срок
6. после окончания расследования направляет дело с обвинительным заключением к прокурору для передачи в суд.

Обязанности органов дознания

Важнейшей обязанность органов дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступления.

Для этого они используют оперативные меры связь с общественностью, а так же свои правомочия для производства расследования.

Дела, по которым проводится предварительное расследование в форме дознания по второму порядку составляет небольшой процент всех уголовных дел.

Большинство уголовных дел, предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия.

Предварительное следствие проводится следователями, которые наделены для этого полномочиями.

На основании этого все вопросы по расследуемому делу следователь решает самостоятельно.

Следователь самостоятельно возбуждает уголовное, определяет какие действия и в каком порядке ему нужно вести. Оценивает по своему внутреннему убеждению доказательства привлеченного в качестве обвиняемого.

Однако, в целях строго соблюдения законности, некоторые вопросы следователь должен решать с санкции или согласия прокурора.

Требование санкции прокурора для решения таких случаях не умоляет самостоятельности следователя, а является дополнительной гарантией законности при разрешении вопросов, которые существенно затрагивают права и интересы граждан.

Следовать по расследуемому делу имеет право давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действиях.

Поручение это предложение органу дознания совершить то или иного следственное или розыскное действие.

Поручение это разъяснение как провести выполнение поручений следователя.

При этом следователь не имеет права вмешиваться в оперативно розыскные мероприятия органов дознания.

Дела, по которым обязательно производство дополнительного следствия, следователь вправе истребовать от органов дознания и, не ожидая истечения десяти дневного срока на выполнение неотложных следственных действий. Следователь, так же как и лицо, производящее дознание, обязан немедленно приступить к производству следствия по возбужденному уголовному делу или переданному ему.

Об этом следователь сообщает прокурору, направляя ему копию такого постановления в течение 24 часов.

Затем следователь принимает все предусмотренные Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по расследуемому уголовному делу.

После окончания расследования следователь направляет дело с обвинительным заключением прокурору для передачи в суд. Как видно, между вторым порядком дознания и предварительным следствием много общего.

Однако, предварительное следствие – деятельность более многообразная.

Кроме того, имеются и существенные черты, отличающие эти две формы предварительного расследования, а именно:

1. при производстве дознания защитник может не участвовать

2. потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик с материалами уголовного дела, по окончанию предварительного расследования, не ознакамливается.

Срок предварительного расследования уголовным процессуальным законодательством России равен 2 месяцам, в этот срок предварительное следствие должно быть законченно. Он исчисляется с момента возбуждения уголовного дела.

В случае особой сложности дела этот срок может быть продлен прокурором города, района, области военным прокурором до трех месяцев.

При возвращении судом дела для дополнительного расследования. Возобновление приостановленного или прекращенного дела срок предварительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следователем, в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству.

Дальнейшее продление срока следствия осуществляется на общих основаниях.

1. предварительное расследование осуществляется в двух формах которые имеют между собой определенные сходства и различия.

2. В зависимости от подследственности уголовных дел дознание подразделяется на два порядка.

3. Являясь основным звеном в обнаружении и раскрытии преступления, органы дознания наделены большими правами проведения не только оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных действий.

4. Широкие полномочия следователя и большие возможности органов дознания позволяют объективно и быстро устанавливать обстоятельства совершенного преступления.

Общие условия производства предварительного следствия

В начале данной работы нами были отмечены основные задачи предварительного следствия, которые заключаются в том, чтобы полно и быстро раскрыть преступление и изобличить лицо, его совершившее.

Эти задачи могут быть осуществлены при предоставлении широких полномочий следователя позволяющих им быстро и полно раскрыть преступление, одновременно, при наличии доказательств, при достаточных гарантий прав граждан при расследовании уголовных дел.

Для осуществления этих требований Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает целый ряд общих условий предварительного следствия.

Общие условия предварительного следствия изложены в
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, а так же некоторые положения изложенные в различных главах кодекса.
Рассмотрим эти условия:
1. первым общим условием является подчинение всего хода предварительного следствия прокурорскому надзору – эти условия, закреплены в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании положения указанного в этой главе прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью органов предварительного следствия обязан:

А. Принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не оставалось не раскрытым и, не один преступник не уклонился от ответственности.

Б. Строго следить, ни один гражданин не подвергался не законному и не обоснованному привлечению к уголовной ответственности и иному ограничению в правах.

Для выполнения указанных задач прокуроры наделены широкими правами и на них возложены существенные обязанности.

Эти права и обязанности получили свое правовое закрепление в
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации и законе о прокуратуре, где четко и ясно изложены для работников прокуратуры.

2. вторым общим условием является обязанность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела.

Условие это вытекает из принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Данное условие установлено в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ходатайство о производстве каких-либо следственных действий по собиранию доказательств могут быть заявлены обвиняемым, его защитником, подозреваемым и, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителем.

Следователь не вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства, если в нем содержится просьба установить обстоятельства которые могут иметь значение для дела.

При полном или частичном отказе в ходатайстве следователь должен внести постановление с указанием мотивов отказа.

3. третьим общим условием предварительного расследования является быстрота.

Данное условии заключено в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

4. четвертым общим условием предварительного следствия является привлечение общественности к участию в раскрытии преступления.

Данные условия содержаться в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

В практике работы органов дознания и следвия применяются различные формы привлечения общественности при расследовании дела.

Вот некоторые из них:

Обращение к населению через печать или радио с просьбой сообщить об обстоятельствах совершенного преступления

Обращение к населению с целью установления потерпевших, свидетелей.

Непосредственное обращение к лицам, работающим или проживающим в определенной местности с просьбой сообщить некоторые сведения ставившие им известными.

Информация населения с целью задержания преступника в случае совершения им повторного преступления (мошенничества, кражи).

Привлечение общественности к поиску тех или иных следов преступления.

Привлечение общественности к участию в производстве отдельных следственных действий.

Информация дружинников ДНД о приметах скрывшегося преступника с целью его задержания.

Могут быть использованы и другие формы привлечения общественности.

5. Пятым общим условием является недопустимость разглашения данных предварительного следствия.

Это условие как требование содержится в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации РФ.

В этих статьях указанно, что данные предварительного следствия могут быть переданы гласности только с разрешения следователя или прокурора.

Необходимость этого требования заключается в том, что:
Во-первых, преступник или связанные с ним лица могут скрыть доказательства, либо иные способы, чтобы затруднить расследование
Во- вторых разглашение этих данных может повредить репутации лиц, участвующих в процессе.

В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевших, понятых, защитника и других лиц об обязанности не разглашения данных следствия.

В случае разглашения данных предварительного следствия виновные могут нести ответственность по статьям УК РФ.

6. Шестым общим условием является обязательное документирование каждого следственного действия.

Процессуальные документы, составленные на стадии предварительного следствия, бывают четырех видов:
(протоколы.

Общие требования, предъявляемые к протоколам содержаться в
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Протокол – это процессуальный документ, который составляется следователем или инспектором ходе процессуального действия. В протоколе указывается место, время, участники, содержание следственного или процессуального действия, а так же обнаруженные при их производстве существенные для дела обстоятельства.

(постановление.

Требование, предъявленные к постановлению содержаться в различных статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление - это процессуальное действие, который составляется следователем, инспектором или прокурором.

В постановлении излагается решение по важнейшим вопросам расследуемого уголовного дела, с указанием места, времени и основания принятого решения.

Все основные постановления лиц, производящих дознания утверждаются начальником органа дознания

(обвинительное заключение.

Требования, предъявляемые к обвинительному заключению содержаться в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской
Федерации.

Обвинительное заключение – это процессуальный документ завершающий предварительное расследование.

Составляется он следователем, инспектором или прокурором.

В обвинительном заключении излагаются существенные обстоятельства уголовного дела со ссылкой на доказательства, устанавливающие наличие преступление и степень виновности обвиняемого, формируется предварительное обвинение, указываются статьи уголовного закона, предусматривающие данное преступление.

Другие процессуальные документы.

К ним можно отнести подписку о не выезде, подписку о не разглашении предварительного следствия, описи изъятых документов и др.

7. седьмым общим условием является возможность проведения расследования несколькими следователями.

Это положение предусмотрено в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

8. восьмым общим условием является участие в нем потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника.

9. Девятое условие – это индивидуализация следствия.

Всесторонность полнота и быстрота требуют, чтобы по одному делу рассматривалось одно преступление против одного лица.

Соединение в одном производстве дел о преступлениях нескольких лиц, не связанных между собой преступным умыслом, мешают качественному расследованию.

С другой стороны искусственное разделение дел ведет к нарушению прав участников процесса.

Однако, в практике расследования, возникают вопросы об объединении и выделении уголовных дел. Разрешаются эти вопросы в соответствии с требовании уголовного процессуального законодательства
России.

10. Десятым общим условием является помощь следователю со стороны органов дознания.

11. Одиннадцатым общим условием является обязательное участие понятых при производстве отдельных следственных действий.

Понятые обязаны участвовать при осмотрах, освидетельствовании, выемки, предъявлении при опознании, обыске, наложении ареста на имущество, экспериментах.

Производство этих следственных действий без понятых не допустимо.

В случае необходимости в соответствии с Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, понятые могут быть приглашены при производстве других следственных действий. Понятых должно было быть не менее двух.

Выводы:
(общие условия предварительного следствия, предоставляя широкие полномочия органам расследования обеспечивают и гарантируют права гражданам при расследовании дел
(общие условия предварительного следствия – это преломление принципов уголовного процесса в стадии предварительного расследования.

Заключение

В заключении данной работы можно сказать о том, что дознание и предварительное следствие взаимодействуют между собой в повседневной практике. Так при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, проведение ряда следственных действий, а так же общее расследование по различным категориям уголовных дел.

На ряду их сходств и различий, они представляют собой две руки, которые друг дружку моют, таким образом, обойтись друг без друга органы предварительного расследования и органы, производящие дознания не могут.

Заключая вышеизложенную работу необходимо добавить:

1. предварительное расследование – это вторая стадия уголовного процесса, основания, сущность, которой состоит в раскрытии и расследовании преступления.
2. предварительное расследование осуществляется в двух формах – дознание и предварительное следствие.
3. Общие условия предварительного следствия, является преломлением принципов уголовного процесса в данной стадии, обеспечивает выполнение задач по борьбе с преступностью при строжайшем соблюдении законности.

Список использованной литературы

Курсовой работы по дисциплине «Уголовный процесс »

На тему: «дознание и предварительное следствие. Общие условия предварительного расследования».

Нормативные акты:

1. Конституция РФ по состоянию на 2003 год
2. Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР по состоянию на 1993 год
3. Уголовно – процессуальный кодекс РФ по состоянию на 2003 год.
4. Уголовно- процессуальный кодекс ПМР от 22 июля 2002 года
5. Уголовный кодекс РФ по состоянию на 2003 год
6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ по состоянию на 2003 год.
7. Уголовный кодекс РСФСР по состоянию на 1993 год.
8. Уголовный кодекс ПМР от 22 июля 2002 года.
9. Сборник кодексов РФ

Дополнительная:

1. Советское право учебник под ред. Дозорцева А.В. М.: 1969 год.
2. Уголовно-процессуальное право РФ отв. редактор Лупинская П.А. изд.3 перераб и доп. Учеб. М.,2000.
3. Уголовное право часть Общая и Особенная вопросы и ответы под ред.
4. Михлина А.С. М. 2000 год.
5. В. С. Орлов Субъект преступления М. 1958 г
6. Уголовное право России учеб. Под ред. Ревина В.П. М.: 1998 год.
7. Руководство для следователя под ред. проф. Н. А. Селиванова и проф. В.

А. Снегова М. 1998г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одним из отличий дознания от предварительного следствия состоит в том, что дознаватель не выносит отдельного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а составляет обвинительный акт, который по сути своей представляет процессуальный документ, в котором фактически соединяются постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. В обвинительном акте указываются (ст. 225 УПК РФ):

1) время и место его составления;

2) фамилия, инициалы и должность лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения деяния, содержащего признаки преступления, его способы, мотивы, последствия и другие обстоятельства, имеющие существенное …
значение по данному уголовному делу;

5) формулировку обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, которые должны быть исследованы судом;

7) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

8) список лиц, подлежащих вызову в суд. По окончанию дознания, как и предварительного следствия, обвиняемому и его защитнику предоставляется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ (т.е. особого порядка ознакомления с материалами дела не предусмотрено), о чем делается отметка в протоколе. Потерпевшему, его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника.

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Одним из органов обеспечения общественного порядка является дознание. Деятельность органов дознания носит публично-правовой характер. Преступление, являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А это, в свою очередь, обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Республики Беларусь от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие . Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.

Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Орган дознания.

Органом дознания называют государственный орган, уполномоченный законом осуществлять дознание.

Согласно ст. 37 УПК органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности — по делам, отнесенных законом к их владению; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения или сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных гражданским персоналом вооруженных сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в распоряжении чисти, соединения, учреждения, гарнизона; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы пограничной охраны — по делам о незаконном пересечении Государственной границы, а также нарушении правил несения пограничной службы; таможенные органы — по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей; органы финансовых расследований — по делам, отнесенным законом к их ведению; органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; капитаны морских или речных судов, находящиеся вне пределов Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных на судне; главы дипломатических и консульских представительств Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств.

Из этого перечня видно, что почти все правоохранительные органы РБ осуществляют дознание по уголовным делам. Однако для них это не основная функция, а производная.

Следует отметить, что основную массу уголовных дел расследуемых в форме дознания осуществляет милиция в двух видах: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно и дознание по делам, которым производство предварительного следствия обязательно. Кроме того, милиция осуществляет ускоренную подготовку материалов.

Начальник органа дознания. Дознание по уголовным делам и производство по ускоренной подготовке материалов осуществляется под руководством начальника органа дознания. Согласно ст. 38 УПК он обязан организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявление лиц, их совершавших, предупреждения и пресечения преступлений. При производстве дознания по уголовным делам он обязан обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела и своевременное выполнение поручений следователя, прокурора.

Для осуществления руководства предварительного расследования уголовных дел в форме дознания начальник органа дознания наделен правом поручать производство дознания дознавателям, которые под его руководством расследуют уголовные дела. Он дает указания дознавателям о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения. Направлении дела и материалов, производства отдельных следственных и процессуальных действий, передает дела и материалы от одного дознавателя другому, поручает расследование нескольким дознавателям. Он вправе лично проводить расследование, приняв при этом дело к своему производству или выполнять отдельные следственные либо процессуальные действия по делу, находящемуся в производстве дознавателя.

Все важные решения по уголовному делу принимаются с согласия начальника органа дознания. Он утверждает почти все постановления, выносимые дознавателем. Это такие постановления как о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска, выемки и наложении ареста на имущество, о приводе, об освидетельствовании, об отстранении обвиняемого от должности, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого, подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, о направлении обвиняемого, подозреваемого, не находящегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской экспертизы, продлении срока содержания под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого, о передаче дела прокурору для направления в суд, а также протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Указания начальника органа дознания по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению.

Обжалование их прокурору не приостанавливает исполнения.

4. Структура ОД УМВД России по г.Чебоксары

Отдел дознания ОП№1,2,3,4 входит 8 сотрудников: Начальник отдела дознания, заместитель начальника дознания, 2 старших дознавателя, 4 дознавателей.

ОД ОП №5 входит 5 сотрудников: Начальник отдела дознания, заместитель начальника дознания, 3 дознавателя.

В отделения полиции входит 3 сотрудника.

Заключение

Таким образом, я бы хотел отметить тот факт, что делопроизводство в УМВД г. Чебоксары является одной из важнейших частей работы полиции. На первый взгляд кажущееся незначительным: учет и оформление процессуальных документов, регистрация, подшивание дел – на самом деле является важнейшим звеном в осуществлении деятельности суда.

Ввиду разнообразия выполняемых задач, должностные лица органов дознания выполняют различные функции, обусловленные задачами органа государственной власти, в котором они проходят службу.

Среди должностных лиц органов дознания можно выделить оперуполномоченных — должностных лиц, наделенных полномочиями по раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших, а также лиц, пропавших без вести.

Иные должностные лица органов дознания обладают контрольными и надзорными полномочиями в различных сферах общественных отношений, и, несмотря на свой процессуальный статус, не всегда принимают участие в уголовном процессе.

За время прохождении практики я смог частично ознакомится с делопроизводством, сам оформлял повестки, упорядочивал листы в уголовных делах, нумеровал их, составлял опись, а затем проводил их регистрацию. Присутствовал на допросах подозреваемых,выезжал на места совершения преступлений.

Список использованной литературы

2. Конституция Чувашской Республики (принята Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 г.) (с изменениями и дополнениями)

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности.

Задачами органов дознания являются :

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий :

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

отличия: 1. Предварительное следствие проводится следователями, т.е. специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания - только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства.


4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.

6. Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д. Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.



Просмотров