Рекламный фильм передача авторских прав исполнителю

В современной России нередки случаи нарушения авторских прав в рекламе.

Наиболее частые случаи- это плагиат. Интересно то, что не малоизвестные кампании копируют гигантов, а чаще большие корпорации используют творческие труды малоизвестных людей, тем самым нарушая их авторские права.

Художница из Санкт-Петербурга Юлия Григорьева обвинила сеть магазинов "Рив Гош" в незаконном использовании ее рисунка (см прилож). С соответствующей жалобой девушка обратилась в Следственный комитет.

История с конфликтом между петербурженкой и парфюмерно-косметической сетью началась еще в мае 2011 года, когда Григорьева в блоге обвинила компанию в незаконном использовании своего рисунка в рекламной акции. По словам девушки, компания взяла рисунок из международного фотобанка Shutterstock, не покупая его, а затем использовала в упаковке своей продукции. Григорьева сообщила тогда, что собирается подать на "Рив Гош" в суд.

"Рив Гош" пыталась уладить скандал мирным путем и предложила Григорьевой контракт на подготовку рисунков для новой рекламной кампании за 500 тысяч рублей. Но дизайнер не согласилась. По оценке первого адвоката Григорьевой Виктора Пастернака, с учетом растиражированности принтов на продукции "Рив Гош" будет справедливо требовать компенсацию в 4-5 миллионов рублей.

Адвокат парфюмерной сети Вадим Усков озвучил позицию «Рив Гош». По его словам, картинку (паттерн) приобрела фрилансер, которая разрабатывала для сети новую линейку продукции. За 200 долларов она купила лицензию на Shutterstock, что позволяет неограниченно тиражировать рисунок автора в течение одного года. Юлия Григорьева свой гонорар от виртуального банка художественных работ получила, заявил Усков. Сеть предлагала Григорьевой компенсацию в полмиллиона рублей и рекламу картин в магазинах сети

Григорьеву эта сумма не устроила. Новый адвокат художницы Константин Романов намерен добиваться выплаты материального ущерба в 1,6 миллиона долларов или даже ликвидации юридического лица. Пока дело ограничилось подачей заявления в Следственный комитет.

Глава отдела следственного управления Приморского района Екатерина Гилина подтвердила, что обращение Григорьевой принято для проверки и было направлено в оперативно-розыскную часть экономической безопасности и противодействия коррупции Санкт-Петербурга. Если сведения, указанные в заявлении, будут подтверждены, Следственный комитет начнет изучать материалы на предмет возбуждения дела за нарушение авторских и смежных прав по ст. 146 УК РФ. http://news.pravda.ru/

Корпорация Inditex, образованная в 1975 году, объединяет бренды Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius и Uterque. Под управлением Inditex работает более пяти тысяч магазинов в 77 странах. Продажи группы в 2009 году составили 14 миллиардов долларов.

Один из крупнейших в мире поставщиков одежды, испанская компания Inditex, владеющая брендами Zara, Bershka, Stradivarius, была вынуждена отозвать часть своей продукции из продажи, поскольку блоггеры пожаловались на нарушение авторских прав. Они обнаружили, что принты на одежде, а также рисунки на рекламных буклетах, полностью соответствуют фотографиям, размещенным в блогах (см. Прилож).

Компании пришлось отозвать из сети магазинов Stradivarius футболки с принтами, где изображена девушка в блузке с сердечками, а так же всю рекламную продукцию. http://www.sostav.ru/

Компания ООО «Ай Кей Мьюзик» является уполномоченным исключительным представителем на территории РФ автора Сезара Росаса в том числе в части произведения «Cancion Del Mariachi» (в рамках субиздательского соглашения 2007г.).

Сравнительный ролик, подготовленный в компании -- cначала идет нарезка из кинофильма «Desperado» («Однажды в Месксике») с оригинальной музыкой, далее -- ролик DANONE.

Как рассказывают в компании, 20 февраля 2008 г. в ООО «Ай Кей Мьюзик» поступило обращение продюсера, действующего по поручению и в интересах ООО «Данон Индустрия» с просьбой рассмотреть возможность предоставить лицензию на мелодию песни из к/ф «Десперадо» (режиссёр Роберт Родригес, в фильме эту песню исполняет Антонио Бандерас и группа «Los Lobos»). Музыкальное произведение требовалось для озвучивания рекламного ролика «Actimel Spring» (телевизионная реклама DANONE). Условия лицензирования: 1 год,РФ+СНГ,ТВ реклама.

Заявителем была запрошена раскадровка видеоклипа (краткий рисованный сюжет ролика) и условия использования для оценки стоимости лицензии на произведение. После предоставления раскадровки и условий, ООО «Ай Кей Мьюзик» была определена стоимость лицензии: 35-40 тыс.евро за 1й год, 41-46 тыс. евро за 2й год. После чего, представитель ООО «Данон Индустрия»пропал со связи.

В марте 2008 г. на всех федеральных телевизионных каналах выходит рекламная кампания под названием «Actimel. Как чувствуете себя после зимы?» с участием И. Урганта (хронометраж 30 сек). В рекламном ролике используется тема, образы героев, сюжеты, а также музыка из кинофильма «Desperado». Автором этого музыкального произведения является Сезар Росас, а обладателем исключительных авторских прав в отношении использования этого произведения на территории Российской Федерации -- ООО «Ай Кей Мьюзик». Рекламная кампания продолжалась 2 месяца: в течении марта и апреля 2008 г.

ООО «Ай Кей Мьюзик» были проведены несколько сравнительных экспертиз музыкального материала, использованного в рекламном ролике «Actimel. Как чувствуете себя после зимы?» и произведения «Cancion Del Mariachi», автором которого является Cesar Rosas. По заключению экспертов, музыкальный материал, использованный в рекламном ролике не является оригинальным произведением, поскольку в нем использованы та же мелодика, ритмика и гармония, что в произведении «Cancion Del Mariachi». Более того, оба материала совпадают по аранжировке, высотному положению лада (тональности) и темпу исполнения.

Компания оценивает причиненный ущерб в сумме 54000 (пятьдесят четыре тысячи) евро. http://www.adme.ru/

Для любого бизнеса реклама - необходимость. Однако, рекламируя компанию, ее товары или услуги, нужно быть осторожными: при попытке привлечь потенциальных клиентов своей исключительностью и оригинальностью можно стать нарушителем авторских прав и понести ответственность не только рублем, но и репутацией.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как правило, реклама выражена в объективной форме: в виде рекламного баннера, видео- или аудиоролика и т.д. При этом реклама может быть признана объектом авторского права при условии, что она не только имеет объективную форму (письменная (рукопись, нотная запись и т.д.); устная (публичное произнесение/исполнение и т.д.); звуко- или видеозапись (магнитная, цифровая и т.д.); изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, видео- или фотокадр и т.д.); объемно-пространственная (скульптура, модель, макет и т.д.)), но и является результатом творческого труда автора. Что касается творческого труда, то в п. 28 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 (далее - Постановление N 5/29) указано, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать, что он создан не творческим трудом.
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения.
Статья 1259 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) содержит широкий перечень объектов, защищенных авторским правом, и объектов, которые авторскими не признаются. Так, объектом авторского права признаются литературные, аудиовизуальные, музыкальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, другие произведения изобразительного искусства, фотографические произведения и др. К объектам авторских прав также относятся производные произведения (переработка другого произведения) и составные произведения.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, открытия, факты, языки программирования и др. Не являются объектами авторских прав официальные документы госорганов и органов местного самоуправления, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, информационные сообщения о событиях и фактах.
Авторские права распространяются также на часть произведения, поэтому использование в рекламе даже кусочка песни или фотографии может нарушать права их автора.
Важно знать, что авторские права делятся на:
1) личные неимущественные (право авторства, право на имя/псевдоним, право на неприкосновенность произведения и право на его обнародование) - принадлежат автору произведения и не могут отчуждаться и передаваться. Такие действия признаются ничтожными. Это означает, что только автор произведения может дать согласие на внесение каких-либо изменений, сокращений, дополнений в произведение, использование его анонимно или под псевдонимом и т.п., даже если автор передал исключительное право в полном объеме на произведение другому лицу. Любые действия, которые затрагивают личные неимущественные права автора, должны быть согласованы с ним либо его наследниками;
2) имущественные (право на воспроизведение, право на распространение, право на переработку и др.) - могут свободно отчуждаться полностью или частично третьим лицам по соответствующим договорам.

В контексте рекламы объектами авторских прав можно назвать логотипы, слоганы, фотографии, этикетки, баннеры, аудио-, видеоролики, персонажи и т.д.
"Важно отметить, что объекты авторского права, в отличие от объектов патентного права или средств индивидуализации, в плане того, чтобы обезопасить себя от их ненарушения, очень коварны, - комментирует управляющий партнер юридической компании "Гаврюшкин и Партнеры", представитель рекламного агентства "Радар" Сергей Гаврюшкин. - Это связано с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Проще говоря, объекты патентного права или товарные знаки зарегистрированы в реестрах Роспатента, а объект авторского права возникает в момент его создания и не требует никакой специальной регистрации, поэтому отследить и застраховать себя от возможных нарушений крайне сложно, потому что нарушитель просто не может нигде проверить эту информацию".
"Вместе с тем нередки случаи умышленного использования элементов рекламной продукции или фирменных наименований более успешных конкурентов, - объясняет директор агентства маркетинга и рекламы "Аргумент" Елена Воронцова. - Цель таких действий весьма неблагородна - ввести потребителя в заблуждение, т.е. фактически выдать свой продукт за чужой, более привлекательный для клиента. Разумеется, доказать такой умысел в суде сложно, а вот само наличие (или отсутствие) заимствований вполне доказуемо".
В качестве типичного примера нарушения авторских прав в рекламе можно привести ситуацию, когда для рекламирования компании используют произведения, найденные на просторах сети Интернет. Считается, что если фотография, песня или слоган выложены в открытый доступ, то это означает, что пользоваться этим можно по своему усмотрению и указывать имя автора, а тем более выплачивать ему вознаграждение не обязательно. Однако Президиум ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23.09.2015, указал, что сеть Интернет - это информационно-телекоммуникационная сеть, которая не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу ст. 1276 ГК РФ. То есть свободное использование любого произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения не допускается.
Так, риелторская компания для рекламы продажи земельных участков использовала фотографии данной местности из сети Интернет, на которых был указан их автор. Автор снимков обнаружил эти объявления и обратился в суд с иском о взыскании денежных сумм за нарушение исключительных прав, т.к. договор на передачу прав на использование фотографии с компанией не заключал, устных и письменных разрешений на использование снимка не давал.
Суд удовлетворил исковые требования полностью и указал что согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное. В силу ст. 1259 ГК РФ фотографии относятся к объектам авторского права.
В данном случае основным объектом воспроизведения на сайте ответчика стала именно фотография, послужившая иллюстрацией к объявлению, автором которых является истец, а использование произведения истца имело коммерческие цели, т.к. размещение фотографии на сайте ответчика было направлено на привлечение внимания покупателей.
Таким образом, со стороны ответчика имело место нарушение исключительного права истца на произведения в виде одной фотографии, что выразилось в использовании этого произведения без ведома истца, путем опубликования ее ответчиком на сайте в сети Интернет, к которому имело доступ неограниченное число лиц.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и взыскании компенсации в размере 90 000 руб. В апелляционной инстанции решение оставлено без изменения (см. решение Миасского городского суда Челябинской области по делу N 2-89/2016 от 04.02.2016, Апелляционное определение Челябинского областного суда по делу N 11-5690/2016 от 26.04.2016).

Договор на права

В качестве правового основания передачи имущественных авторских прав выступает договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор. Разница между ними в том, что по договору об отчуждении исключительного права права передаются полностью, по лицензионному - в предусмотренных сторонами пределах.
Оба договора обязательно должны иметь письменную форму и в предусмотренных законом случаях подлежат госрегистрации. Обязательным условием заключения данных договоров является указание на вознаграждение, иначе договоры считаются незаключенными. Выплата вознаграждения может быть выражена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.
В соответствии с п. 1 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).
В соответствии с п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
Лицензионный договор может быть 2-х видов:
1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).
Договоры могут быть заключены как с автором, так и с его наследниками.

Кто становится обладателем авторских прав, если реклама создается штатным сотрудником компании? В соответствии со ст. 1295 ГК РФ авторские права на произведение, созданные в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Важно, чтобы служебное произведение было создано в рамках трудовых обязанностей работника (основание: трудовой договор, должностная инструкция и др.), иначе, как указано в п. 39.1 Постановления N 5/29, исключительные права будут принадлежать ему.
Если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использование, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.
Если работодатель в указанный срок, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение, размер которого и порядок его выплаты определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.
Когда сотрудник увольняется, нарушить авторские права могут обе стороны: если работодатель без согласия уже бывшего работника будет использовать служебное произведение с нарушением личных неимущественных прав автора или если работник на новом месте службы будет использовать свои наработки, исключительные права на которые принадлежат бывшему работодателю (см., напр., решение АС ЧО по делу N А76-22823/2014 от 15.12.2014).

Ответственность

За нарушение авторских прав предусмотрена гражданско-правовая (ст. ст. 1250, 1251, 1252, 1253, 1290, 1301 ГК РФ), административная (ст. ст. 7.12, 14.3 КоАП РФ, (см., напр., Постановление 16 ААС от 24.11.2015 по делу N А63-8204/2015)) и уголовная ответственность (ст. 146 УК РФ).
Из гражданско-правовых способов защиты авторского права можно выделить возможность в случаях нарушения исключительного права на произведение автора или иного правообладателя наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ст. 1250, 1252 и 1253 ГК РФ, требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплату компенсации:
1) в размере от 10 000 руб. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Как же обезопасить компанию от рисков нарушить чьи-либо авторские права?
Елена Воронцова советует: "Во-первых, изучите информационную продукцию прямых конкурентов (фирменные наименования, товарные знаки, рекламные тексты). Если уже имеется готовый вариант рекламного материала (логотип, товарный знак и т.п.), проверьте его на совпадение с уже существующими продуктами. В Интернете такой поиск займет несколько минут. При выборе фирменного наименования не забывайте, что название фирмы (имя собственное) является доминирующим смысловым элементом, поскольку имена собственные выполняют индивидуализирующую (идентифицирующую) функцию. Если название вашей фирмы даже частично совпадает с названием фирмы-конкурента, лучше от него отказаться.
Во-вторых, если вы заказывали рекламный продукт "на стороне", проверьте работу создателя рекламы на предмет использования чужих материалов перед тем, как оплатить его труд. Необходимо заключить с создателем рекламы (рекламным агентством или автором) договор на передачу авторских прав. В этом договоре важно обязать агентство или автора не использовать при создании вашей рекламы чужие тексты, музыку, фотографии и т.п. Это означает, что агентство или автор должны передать заказчику рекламное произведение, которое не будет вступать в конфликт с правами третьих лиц. Такой договор узаконит ваши авторские права на конечный продукт и обезопасит вас от недобросовестных "рекламщиков".

Рекламная деятельность - это сфера, где очень часто используются результаты чужого творческого труда. В настоящее время нормы, связанные с производством и размещением рекламы, содержатся в специальном законе - Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Согласно ст. 3 названного ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Несмотря на то что это уже второй вариант закона, принятого для урегулирования разнообразных отношений в рекламной индустрии, он не снимает множество вопросов, которые возникают у правоприменителей в связи с его применением. Чаще всего определенные проблемы возникают у субъектов рекламного рынка по вопросам, связанным с применением норм авторского права при производстве и размещении рекламных материалов.

Здесь может сложиться двоякая ситуация. В первом случае при производстве рекламного материала очень часто используются литературные, музыкальные, художественные и другие произведения, охраняемые авторским правом. Но как строить взаимоотношения с авторами подобных произведений? Закон о рекламе ответа на этот вопрос не дает, отсылая правоприменителей к нормам гражданского законодательства.

Во втором случае у производителей часто возникают вопрос: а может ли реклама сама считаться произведением и охраняться авторским правом? Ни в ФЗ "О рекламе", ни в ГК РФ прямого ответа на этот вопрос нет.

Ответы на поставленные вопросы можно найти, только проанализировав нормы обоих нормативных актов.

Рассмотрим ответ на вопрос о том, как строить взаимоотношения с авторами произведений, которые используются в рекламе.

При производстве рекламного материала часто используется не все авторское произведение, а какая-то часть этого произведения. Например, один кадр из всеми любимого кинофильма, одна строчка из известного произведения и т.п. Рекламопроизводитель часто ошибочно полагает, что, используя такой материал в своей деятельности, он не нарушает чьих- либо прав. Однако это совсем не так. Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме. Отсюда можно сделать только один вывод: при использовании авторского произведения в любом объеме необходимо строить отношения с автором этого произведения на договорной основе. Если же при производстве рекламы необходимо использовать аудиовизуальное произведение (например, отрывок мультипликационного фильма, кинофильма и т.п.), то необходимо иметь в виду, что подобные произведения являются сложным объектом и пользуются особым правовым режимом, предусмотренным ст. 1263 ГК РФ.

В соответствии с названной выше статьей ГК РФ под аудиовизуальным произведением понимается такое произведение, которое состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначено для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Таким образом, прежде чем использовать хотя бы один короткий отрывок подобного произведения в рекламе, необходимо получить согласие на использование у следующих авторов: 1)

композитора, который создал музыку (с текстом или без текста) для аудиовизуального произведения. Если кто-то то из перечисленных авторов умер, то придется разыскивать их наследников.

Сложность для рекламистов заключается еще и в том, что достаточно сложно определить, кому же в конечном итоге принадлежит право на созданное аудиовизуальное произведение, и в результате - полная невозможность использовать в рекламе такое произведение на законных основаниях. В данной ситуации страдают не только рекламопроизводители, но и рекламодатели - организации и предприниматели, заказавшие данный материал. В некоторых же случаях страдают также средства массовой информации, осуществляющие размещение рекламной информации, ведь авторы могут предъявить претензии к каждому из них.

Головинский районный суд г. Москвы отказал художникам-мультипликаторам в праве претендовать на коммерческую выгоду от использования нарисованных ими персонажей, пришедших на экран из книг известных авторов. Литераторам, в отличие от художников, легче дается борьба с коммерсантами, использующими нехитрый маркетинговый прием - размещение на упаковках самых разнообразных товаров популярных и любимых россиянами мультгероев. Авторское право детских писателей суды в большинстве своем сомнению не подвергают. И потому производители косметики, сладостей, детских игрушек стараются в первую очередь договариваться с ними, хотя в создании мультфильмов, а именно в этот момент, как правило, герой книги и обретает узнаваемый и запоминающийся облик, принимает участие целый коллектив авторов.

Именно это и пытались доказать в Головинском суде художник Леонид Шварцман, нарисовавший придуманных Эдуардом Успенским Чебурашку с Крокодилом Геной, и Наталья Орлова, "оживившая" Алису Селезневу, ее отца и их многочисленных друзей из книги Кира Булычева. Проиграли оба.

Головинский суд отклонил иск г-на Шварцмана к косметической компании "БРК-Косметикс" (российского представительства болгарской "Томи шоу косметикс") и сети супермаркетов "Седьмой континент". По мнению художника-постановщика известного мультфильма "Крокодил Гена и его друзья", именно его герои красовались на упаковках зубной пасты, продававшейся в магазинах этой сети. Леонид Шварцман счел, что косметическая фирма пользовалась созданными им персонажами незаконно, не получив его разрешения, и потому потребовал 4,7 млн. руб. в качестве компенсации материального и морального ущерба.

Однако суд согласился с доводами ответчиков.

Представитель "БРК-Косметикс" Татьяна Перова в беседе с корреспондентом "Времени новостей" утверждала, что оснований для каких- либо материальных претензий у г-на Шварцмана нет, поскольку на упаковках был совсем не его Чебурашка.

"Изображения на упаковке зубной пасты были нарисованы по заказу нашей компании болгарскими художниками. Сделано это было на основе литературных описаний Эдуарда Успенского, который не только написал книжку о Чебурашке, но был и автором сценария мультфильма", - отметила г-жа Перова.

Представители истца приглашали в зал заседаний других известных художников- мультипликаторов, которые пытались доказать авторство г-на Шварцмана. Однако суд признал, что изображенные на упаковке зубной пасты Чебурашка и Крокодил Гена не имеет ничего общего с персонажами, которых рисовал Леонид Шварцман.

"Никаких доказательств того, что именно Л. Шварцман владеет правами на образы героев мультфильма, представлено не было", - говорит представитель "БРК-Косметикс".

"Мы не услышали практически ничего, кроме хвалебных эпитетов в адрес художника". В итоге иск был отклонен.

Мельников К. Вердикт для Чебурашки и Громозеки // Время новостей. 2007. N 45.

Иногда споры возникают по поводу использования произведения, автор которого умер.

Некоторые производители рекламы безосновательно полагают, что в этом случае произведение является общественным достоянием и может свободно использоваться без выплаты вознаграждения. Однако ГК РФ содержит норму, которая говорит о переходе имущественного авторского права по наследству.

В этом случае нужно заключать договор на использование произведения или его части уже с наследниками. Авторское право переходит к ним в бездолевом порядке.

Таким образом, для использования произведения в рекламе необходимо найти наследников умершего автора и заключить с каждым из них договор об использовании произведения.

Нарушение подобного правила может грозить рекламопроизводителю большими неприятностями в виде незапланированной выплаты авторского вознаграждения или участия в качестве ответчика в суде по иску о незаконном использовании результата интеллектуальной деятельности. Примером может служить достаточно обширная практика.

Многие помнят рекламу пива "Старый мельник", где использована музыка И. Дунаевского. Бюджет ролика был серьезный, и цена ошибки соответственно высока. Тем не менее ошибка была допущена. С одним из наследников композитора был подписан договор об использовании мелодии, был выплачен гонорар, и вопрос считался решенным. Однако создатели ролика не учли, что у И. Дунаевского четыре наследника. Один из сыновей композитора выказал свое недовольство в связи с отсутствием заключенного с ним отдельного соглашения, возник конфликт, который грозил судом. Дело в том, что наследники имели совместные права на произведения И. Дунаевского, и наследник, с которым было подписано соглашение, обладал лишь 25% прав. Дело до суда не дошло, но закончилось достаточно серьезной компенсацией, которая не была заложена в бюджет.

Иногда проблемы рекламопроизводителя таятся в содержании заключенного им и автором произведения договора. Ведя с последним переговоры о передаче или использовании имущественного права автора, рекламопроизводитель часто забывает, что, помимо них, у автора имеются еще и личные неимущественные права, которые также охраняются законом. Чаще всего среди личных прав автора нарушается право на имя.

В соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ право на имя - это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно.

Названная статья ГК РФ также содержит императивную норму о том, что: 1)

данное право непередаваемо и неотчуждаемо. Его нельзя продать, подарить или каким-то другим способом им распорядиться; 2)

при передаче или переходе к другому лицу исключительного права на произведение (на использование произведения) личные права всегда сохраняются за автором; 3)

В соответствии с законодательством рекламопроизводитель, получивший от автора разрешение на использование произведения, обязан указывать в рекламных материалах имена всех авторов, чьи произведения включены в рекламу. Ни один производитель рекламы не заинтересован в этом. Решить указанную проблему можно путем включения в текст договора условия о том, что авторское произведение в рекламе будет использоваться анонимно.

Часто при производстве рекламы того или иного товара используют образы известных личностей - певцов, музыкантов, политических деятелей и т.п. Считается, что это способствует продвижению товара, росту популярности рекламируемой фирмы, а реклама пользуется доверием у потребителя. Однако необходимо помнить, что использование образа в рекламной кампании возможно только с согласия самой личности. В противном случае использование образа будет незаконным. В России часто это правило закона нарушается. Чаще всего в отечественной рекламе предпочитают использовать образы западных звезд, но могут встречаться и нарушения авторских прав отечественных знаменитостей.

Еще недавно Москву украшали щиты, рекламирующие новый сорт водки "Иван Грозный". "Грозного" изображал Юрий Яковлев, точнее, его персонаж из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Похоже, актер прочно вошел в роль монарха, потому как, увидев щиты, возмутился и подал в суд на компанию. Вообще-то в России вопросы авторского права в рекламе фактически не урегулированы. Однако в тех немногих случаях, когда знаменитости судятся с нарушителями, Фемида принимает сторону звезд. Не стал исключением и Юрий Яковлев, который процесс выиграл. Щиты с Иваном Грозным-Яковлевым сняли, а бутылки с изображением героя изъяли из продажи.

Казанская О.В. Звездный вой // Профиль. 2000. N 23(195).

Еще по теме § 6. Авторское право в рекламе:

  1. § 3. Авторское право составителей, переводчиков, авторское право на служебные произведения
  2. 4. АВТОРСКОЕ ПРАВО И ПРАВО ОБЩЕГО РЫНКА О СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (ст. 85 и 86 Римского договора)
  3. Глава первая. Право литературной и художественной собственности или авторское право (аналогия собственности)
  4. Лекция 9. Право интеллектуальной собственности 9.1. Формирование понятия интеллектуальной собственности и понятий, связанных с ним. 9.2. Авторское право. 9.3. Смежные права. 9.4. Патентное право. 9.5. Средства индивидуализации предпринимателей и их продукции.
  5. § 2.6. Авторское право и смежные права в Республике Беларусь
  6. АВТОРСКОЕ ПРАВО В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МУЛЬТИМЕДИА
  7. И. В. Свечникова. Авторское право. Издательство: Дашков и Ко. 208 стр. , 2009
  8. § 2.5. Авторское право и смежные права в России и странах СНГ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -

Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" (последняя редакция с изменениями, внесенными согласно законам № 75/95-ВР от 28.02.95 № 13, ст. 85 № 998-XIV № 998-14 от 16.07.99 №41, ст. 373) охраняет личные (неимущественные) и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), и права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещание (смежные права).

Статья 5 определяет, что Законом охраняются произведения в отрасли науки, литературы и искусства (в том числе и авторские рекламные работы. -- Авт.), а именно:

* литературные письменные произведения беллетристического, научного, технического или практического характера (книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и тому подобное);

* выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;

* музыкальные произведения с текстом и без текста;

* драматичные, музыкально драматичные произведения, пантомимы;

* хореографические произведения для сценического показа;

* аудиовизуальные произведения;

* скульптуры, картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

* произведения архитектуры;

* фотографии;

* произведения прикладного искусства, если они не охраняются специальным законом о промышленной собственности;

* иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластичные произведения, которые касаются географии, геологии, топографии, архитектуры и других отраслей науки;

* сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, включая базы данные, другие составляющие произведений при условии, что они являются результатом творческого труда по отбору, координации или упорядочиванию содержания без причинения вреда охране произведений, которые входят к ним;

* тексты переводов для дублирования, озвучения, субтитрования украинской и другими языками иностранных аудиовизуальных произведений кинематографии.

Законом охраняются как обнародованные, так и необнародованные произведения в отрасли науки, литературы и искусства независимо от их назначения, жанра, ценности, объема, цели (образование, информация, реклама, пропаганда, развлечения и тому подобное), а также способа воссоздания, выраженные в устной, письменной или любой другой форме.

Лицо, которое имеет авторский правый, для извещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который вмещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в кругу, -- ©, имени (наименование) лица, которое имеет авторский правый, и года первой публикации произведения.

Лицо, которое имеет авторский правый или любую исключительную право-можність на произведение, для свидетельства об авторстве на обнародованный или необнародовано произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, которые задевают права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах.

Статья 11 Закона определяет, что первичным субъектом, которому принадлежит авторское право, является автор. Автором считается лицо, отмеченное как автор на экземпляре обнародованного произведения, на рукописи или на оригинале произведения искусства, если в судебном порядке не будет доказано другое.

Соавторами являются лица, общим творческим трудом которых создано произведение. Отношения между соавторами определяются соглашением, заключенным между ними. Право опубликования и другого использования произведения принадлежит в одинаковой степени всем соавторам. Один соавтор не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, другое использование или изменение произведения. В случае нарушения общего авторского права каждый соавтор может доводить свое право в судебном порядке (ст. 12).

Статья 24 определяет, что срок охраны прав авторов, что предоставляется данным Законом, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, срок охраны заканчивается через 50 лет после того, как произведение было обнародовано.

Особенно важно значение в телерадиорекламе имеет ст. 31 Закона, которая определяет порядок охраны смежных прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещание. Охрана смежных прав осуществляется без вреда охране произведений авторским правом.

Производители фонограмм и организации вещание должны соблюдать права авторов и исполнителей. Организации вещание должны соблюдать права производителей фонограмм, авторов и исполнителей.

Критерии для предоставления охраны смежных прав (ст. 32):

1. Права исполнителей охраняются по закону этим, если:

* выполнение впервые мало место на территории Украины;

* выполнение зафиксировано на фонограмме, которая охраняется согласно этой статье;

* выполнение, не зафиксированное на фонограмме, включено в передачу организации вещание, которое охраняется согласно этой статье. Согласно ст. 33:

1. Исполнителям принадлежит исключительное право позволять или запрещать публичное сообщение их выполнений, фиксацию на материальном носителе ранее незафиксированного выполнения и передачу в эфир и по проводам их выполнений, а также воспроизводить, распространять способом первой продажи или другой передачи в собственность или владение или способом аренды или проката фонограмм, на которых зафиксировано их выполнение, независимо от первой продажи или другой передачи в собственность или владение.

2. Исключительные права исполнителей могут передаваться другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования выполнений, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора и использования выполнений и тому подобное.

4. В том случае, когда выполнение используется в аудиовизуальном произведении, считается, что исполнитель передает организации, которая осуществляет производство аудиовизуального произведения, или продюсеру все имущественные права на выполнение, если другое не установлено договором.

Статья 35 определяет права организаций телерадиовещания -- распространителей рекламы.

1. Организации вещание должны исключительный правый позволять или запрещать публичное извещение своих программ путем их ретрансляции, фиксации на материальном носителе, воссоздание своих передач, извещения в эфир и по проводам, публичного извещения передач в местах с платным входом, а также запрещать распространение на территории Украины или из территории Украины сигнала, который несет программы, распространяющим органом, для которого этот сигнал из спутника не назначался.

2. Организациям вещание принадлежит право на получение вознаграждения за любое использование их передач.

Согласно ст. 37 допускается без согласия производителей фонограмм (в том числе и рекламных аудиовидеороликов. -- Авт.), опубликованных с коммерческой целью, и исполнителей, записанных на таких фонограммах, но с выплатой вознаграждения:

* публичное выполнение фонограммы;

* извещение фонограммы в эфир;

* извещение фонограммы по проводам.

Размер вознаграждения и условия ее выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединением таких пользователей, с одной стороны, и организациями, которые управляют правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны. Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы.

Раздел V Закона определяет порядок защиты авторского права и смежных прав.

В ст. 41 отмечается:

1. Воссоздание, распространение и другое использование, а также ввоз в Украину без разрешения лиц, которые имеют авторский правый и смежные права, экземпляров произведений, фонограмм, программ вещание является нарушением авторского права и смежных прав, что дает основания для судебной защиты.

2. Экземпляры произведений, фонограмм, изготовленных и распространенных с нарушением авторского права и смежных прав, есть контра-фактними.

3. Ввоз на территорию Украины экземпляров произведений и фонограмм, которые охраняются на территории Украины по закону этим, из государства, в котором эти произведения и фонограммы не охранялись или перестали охраняться, признается нарушением авторского права и смежных прав.

Статья 44 Закона определяет порядок возмещения убытков за нарушение авторского права и смежных прав.

1. Лица, которые имеют авторский правый и смежные права, могут требовать возмещения убытков, нанесенных им в результате нарушения авторского права и смежных прав, включая упущену выгоду; исключение и направление на их пользу прибылей нарушителя, полученных им в результате нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации, которая определяется судом.

2. Кроме возмещения убытков, взыскания прибылей суд, арбитражный суд за нарушение авторского права или смежных прав стягивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в интересах истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке к соответствующим бюджетам.

Предлагаемый труд является конспективным изложением теоретических основ и практического опыта рекламной деятельности за рубежом -- фундаментальных отечественных научных исследований в этой области пока еще нет. Современная реклама является обязательным атрибутом рынка, она обеспечивает связь между производством и потреблением невозможный, ее становление и развитие как системы независимого бизнеса для экономики Украины -- одна из актуальных проблем, потому решать ее нужно на современном уровне.

"Учитеся, читайте, И чужому научайтесь, И своего не чуждайтесь".

Однако мы имеем почти все объективные условия и субъективные факторы для того, чтобы подняться к мировому уровню в сфере рекламы: соответствующий интеллект, современное образование, мощную науку, стойкий менталитет и национальную элиту, которая формируется и призванная сыграть роль катализатора общественного прогресса.

Рекламисты -- часть элиты, которая активно участвует в формировании новой экономики и рыночных отношений. Рынок не может существовать без рекламы. Уровень развития рекламы определяет, насколько успешно мы продвигаемся по пути экономических превращений. На украинском рынке разворачивается острая конкурентная борьба, а потому рекламное дело нуждается в более глубоких знаниях и профессионализме. В настоящее время нужны не рекламисты-ремесленники, а рекламисты соответствующего профессионального уровня, которые умеют творчески мыслить, создавать новые и адаптировать имеющиеся методы рекламы к украинской реальности, рекламисты, которые победят рекламу памперсов и создадут современную эффективную украинскую рекламу. Таких специалистов нужно готовить.

Не за горами создания в Украине специализированных учебных заведений -- институтов рекламы (кстати, у наших северных соседей, в

Москве, их два), научно-исследовательских заведений и мощных рекламных агентств.

Предлагаемый конспект лекций является лишь небольшим кирпичиком к фундаменту, на котором строится современная украинская реклам



Просмотров