Референдум в российской федерации как форма непосредственной демократии. История референдумов в россии

  • 8. Историко-правовые аспекты российского конституционализма
  • 9. Основные черты, особенности структуры, функции Конституции Российской Федерации
  • 10. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 11. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации
  • 12. Правовое государство как конституционное понятие
  • 13. Россия – социальное государство
  • 14. Россия – светское государство. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
  • 15. Экономические основы конституционного строя
  • 16. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации
  • 17. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации
  • 18. Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации
  • 19. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 21. Конституционно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище
  • 22. Понятие и классификация конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 23. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • 24. Конституционные личные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации
  • 25. Политические права и свободы гражданина Российской Федерации
  • 26. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
  • 27. Конституционные гарантии свободы слова, печати и право граждан на информацию
  • 28. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 29. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • 30. Федеративное устройство России: понятие, принципы
  • 31. Россия – суверенное федеративное государство. Виды субъектов Российской Федерации, их конституционно-правовой статус
  • 32. Предметы исключительного ведения Российской Федерации
  • 33. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации
  • 34. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
  • 35. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов Российской Федерации
  • 36. Государственная символика Российской Федерации
  • 37. Правовое положение коренных малочисленных народов в Российской Федерации
  • 38. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, принципы, порядок изменения
  • 39. Российская Федерация – член Содружества Независимых Государств
  • 40. Особенности государственно-территориального устройства Чувашской Республики
  • 41. Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения
  • 43. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации
  • 44. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 45. Прямое избирательное право: понятие, гарантии
  • 46. Избирательные округа: их виды, порядок образования
  • 47. Система избирательных комиссий: их виды, порядок образования, полномочия
  • 48. Порядок выдвижения кандидатов, их права и обязанности
  • 49. Гарантии кандидата по российскому избирательному праву
  • 50. Порядок составления общефедерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 51. Порядок регистрации списка кандидатов по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания рф
  • 52. Финансирование выборов. Избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений, порядок их создания и расходования
  • 53. Определение результатов голосования по выборам Президента рф и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 54. Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 55. Контроль за соблюдением законодательства о выборах, формы ответственности за его нарушение. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
  • 56. Понятие, признаки и конституционные принципы организации органов государственной власти Российской Федерации
  • 57. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации
  • 58. Президент Российской Федерации: порядок избрания и вступления в должность, компетенция, основания и порядок досрочного прекращения полномочий
  • 59. Юридическая природа актов Президента Российской Федерации
  • 60. Государственный Совет Российской Федерации: порядок формирования, полномочия
  • 61. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования. Место в системе высших органов государства
  • 62. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура
  • 63. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска
  • 64. Полномочия Совета Федерации
  • 65. Полномочия Государственной Думы
  • 66. Внутренняя структура палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 67. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68. Регламентация порядка деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии
  • 70. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, порядок реализации
  • 71. Виды законов в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон
  • 72. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации: состав, порядок формирования и отставки, компетенция, ответственность
  • 73. Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 74. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации
  • 75. Конституционные основы системы судебной власти в Российской Федерации
  • 76. Конституционное правосудие в России. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция
  • 77. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: их виды, юридическая сила
  • 78. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, система, принципы осуществления
  • 79. Органы местного самоуправления: понятие, виды, полномочия
  • 80. Предметы ведения органов местного самоуправления
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения

    Рефере́ндум (от лат. referendum) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

    Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

    Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

    Плебисци́т - (лат. plebiscitum, от лат. plebs - плебс (простой народ) и лат. scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

    В конституционном праве термин плебисцит сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

    В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

    Виды референдумов

    В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

    При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

    Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

    Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

    От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

    Референдумы в России

    Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

    Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

    В тот же день - 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан СССР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

    25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» - 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов - 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

    12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

    Конституция Российской Федерации

    Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

    Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

    Закон России о референдуме

    В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

    Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

    На данный момент на референдумы не могут выноситься вопросы:

    Об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

    О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

    Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

    О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

    Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

    Отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

    Практика проведения референдумов в современной России

    На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы - коммунисты, правые, экологи - выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

    Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003-2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

    РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

    В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

    В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).

    По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

    Виды референдума в зависимости от территории : 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

    Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

    Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

    Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти : 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления , приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования ; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

    Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

    Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

    Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»)

    Идея референдума как высшего непосредственного выражения власти народа зародилась и окрепла в эпоху перестройки. В 1990 году появились законы «О референдуме РСФСР», «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». В качестве предмета референдума могли быть изменение или отмена закона, его отдельных положений, принятие нового закона, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам.

    В марте 1991г. состоялся единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум о сохранении союзного государства. В девяти республиках, принявших участие в голосовании, явка граждан составила 80%, при этом 76,4% из них ответили на вопрос «Считате ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» утвердительно.

    В соответствии с законом решение, принятое путем референдума, являлось окончательным, имело обязательную силу и могло быть отменено только на другом референдуме. Однако все мы помним, что круги дорвавшихся до власти антисоветчиков и националистов, лелеявшие мечту о захвате государственной собственности и обогащении, презрели мнение 113 миллионов соотечественников.

    Сейчас модно критиковать период правления Б.Ельцина, называя 90-е "десятилетием смуты", "лихолетьем", "временем упадка и деградации" (что, конечно, во многом соответствует истине), возлагая ответственность на "проклятых либералов", возглавлявших тогда страну. Только многие забыли, что сами давали карт-бланш руководству, активно поддерживая его и мечтая о чём-то вроде "свечного заводика".

    Так в апреле 1993 года прошёл всероссийский референдум, на который были вынесены четыре вопроса:
    1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину?
    2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?
    3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
    4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

    Конечно, шулеры при власти при зарождающемся капитализме быстро наловчились приёмам манипулирования общественным мнением, призыв голосовать «Да - Да - Нет - Да» без конца повторялся по радио, на телевидении и в печатных СМИ, но это обстоятельство вряд ли извиняет те 53% граждан, что одобрили ответом на второй вопрос грабительскую приватизацию и конфискацию вкладов населения, и ту треть жителей, которые референдум проигнорировали. Пусть с небольшим перевесом, но Ельцин и его сторонники одержали тогда политическую победу (о доверии к президенту заявили 58%), и нет сомнений, что среди его почитателей было немало тех, кто в наши дни вдруг закричал голосистым петухом о "подъёме России с колен". Ситуация, кстати, повторилась затем на выборах главы государства в 1996 году. Особо надо подчеркнуть, что за "дикие 90-е" ответственен каждый из тех десятков миллионов россиян, кто многие годы выдавал кредит доверия Ельцину и окружавшей его камарилье.

    "Всенародное голосование", обеспечившее принятие новой конституции 12 декабря 1993г., референдумом можно считать с натяжкой. Действо и назвали "всенародным голосованием", чтобы обойти требование Закона "О референдуме РСФСР" о принятии решений об изменении Конституции большинством от общего числа избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58% явившихся на избирательные участки, но всего лишь 31% от зарегистрированных избирателей. Основному Закону, рождённому в результате обмана, была уготована печальная судьба. К настоящему времени многие статьи документа так и остаются декларативными, совершенно не соблюдаются государством, и оппоненты власти именуют конституцию "бумажной".

    Несмотря на все уловки, хитрости, мошенничество правящие круги в первой половине 90-х всё-таки старались опираться на мнение большинства граждан по острым и важнейшим вопросам социально-экономического и политического развития страны. Но это становилось опасно. "Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех". С позднего Ельцина и особенно при его преемниках в новом столетии началась усиленная борьба за то, чтобы исключить референдум из политической повестки даже как случайность. Власть понимала, что хотя она прекрасно научилась надувать собственные рейтинги "патриотическим" угаром, но на простые и ясные вопросы человек всё равно мог бы ответить, опираясь на здравый смысл.

    В 2000-е годы различные инициаторы предлагали вынести на референдум вопросы о ликвидации преференций депутатам ГосДумы, ограничении прав Президента, изменении пенсионного законодательства, прогрессивном налогообложении, доведении МРОТ до уровня прожиточного минимума, ограничении коммунальных платежей, восстановлении дореформенных сбережений граждан, национализации недр, лесов, водных и других природных ресурсов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, железных дорог, высоковольтных ЛЭП и магистральных трубопроводов и др. По понятным причинам все предложения отметались и тут же в законодательство вносились нормы, ограничивавшие право на проведение референдума.

    В сентябре 2002г. было запрещено проведение референдума РФ в период федеральной избирательной кампании и в последний год полномочий Президента РФ и Государственной Думы.

    В 2004 принят федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ «О референдуме РФ», в котором была кардинально усложнена процедура инициирования референдума гражданами. Теперь инициативная группа должна была состоять из региональных подгрупп, созданных не менее чем в половине субъектов РФ, а каждая региональная подгруппа должна была включать не менее 100 участников референдума. Подписи всех участников собрания региональной подгруппы отныне требуется нотариально заверять. Права сбора подписей предоставлено исключительно членам инициативной группы и собирать их можно только в тех субъектах РФ, где зарегистрированы региональные подгруппы. Срок сбора подписей был сокращен с трех месяцев до 45 дней.

    В 2008 фактически до бесконечности был расширен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, лаконичной формулировкой: " вопросы, отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти".

    Таким образом, многонациональный народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - был лишён практической возможности проведения референдумов по вопросам, определяющим качество и уровень его жизни. С 1994 года уже более 20 лет правители России (в последние годы, кстати, с удовольствием проводящие "прямые линии" с населением) или не знают, о чём спросить свой собственный народ, или не хотят этого делать. Суверенная демократия довольствуется местными кампаниями вроде объединения сельских поселений или введения самообложения. Как говорится, и на том спасибо.

    Порядок организации и проведения референдумов включает следующие обобщенные стадии: 1) инициативу проведения референдума; 2) назначение референдума; 3) подготовку и проведение голосования; 4) подведение итогов референдума.

    Инициатива проведения референдума РФ принадлежит: не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них); Конституционному Собранию РФ в случае вынесения па референдум новой Конституции РФ; федеральным органам власти - в случаях, предусмотренных международным договором РФ и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.

    Инициатива проведения референдума гражданами включает три этапа: легализацию инициативной группы референдума; сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума; решение ЦИК по инициативе гражданКонституционное право России / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Норма, 2010. С. 520.

    Первый этап - легализация инициативной группы, которая распадается на четыре подэтапа, поскольку требует предварительного образования региональных подгрупп инициативной группы более чем в половине субъектов РФ. В каждую такую подгруппу должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где образуется региональная подгруппа. В состав инициативной группы может входить подгруппа участников референдума, проживающих за пределами Российской Федерации.

    Создание региональной подгруппы является первым подэтапом. Гражданин (граждане) РФ, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании инициативной группы, не позднее, чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы письменно уведомляет (уведомляют) избирательную комиссию своего субъекта РФ о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума. Собрание подгруппы проводится на территории того субъекта РФ, где находится место жительства участников референдума, принимающих участие в собрании. Граждане, создающие региональную подгруппу за пределами Российской Федерации, уведомляют об этом ЦИК.

    В случае поддержки предложения об образовании инициативной группы и вопроса (вопросов) референдума собрание региональной подгруппы принимает решение о создании региональной подгруппы, а также решения: об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума; об образовании инициативной группы; о назначении из числа членов региональной подгруппы ее уполномоченных представителей. Решения эти считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участников собрания. Они отражаются в протоколе собрания.

    Второй подэтап - регистрация региональной подгруппы. Уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию своего субъекта РФ с ходатайством о регистрации подгруппы, в котором указывается утвержденная на собрании формулировка вопроса (вопросов) референдума. Региональная подгруппа, создаваемая за пределами Российской Федерации, направляет документы в ЦИК.

    Избирательная комиссия субъекта РФ, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет ЦИК о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве с тем, чтобы ЦИК имел возможность в течение 10 дней проверить соответствие его (их) законодательным требованиям. Отказ в регистрации может иметь место только по соображениям законности. Решение о регистрации региональной подгруппы, созданной за рубежом, принимает ЦИК.

    Решение избирательной комиссии субъекта РФ об отказе в регистрации может быть обжаловано в региональный суд общей юрисдикции. Решение ЦИК, которым утверждено ее заключение о несоответствии вопроса (вопросов) референдума законодательным требованиям, может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

    Создание инициативной группы - это третий подэтап. После регистрации избирательной комиссией субъекта РФ региональной подгруппы начинается создание аналогичных подгрупп в других субъектах РФ. С момента регистрации таких подгрупп более чем в половине субъектов РФ их уполномоченные представители вправе на своем собрании принять решение об обращении в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы. Такое ходатайство должно быть направлено в ЦИК не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы. Регистрация инициативной группы является четвертым подэтапом. Если ЦИК установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов законодательным требованиям, в течение 10 дней со дня поступления ходатайства она принимает решение о регистрации инициативной группы, ее уполномоченных представителей и дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума, а также выдает инициативной группе регистрационное свидетельство. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

    Если в течение двух месяцев со дня регистрации первой региональной подгруппы в ЦИК не поступит ходатайство инициативной группы, ЦИК принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.

    Второй этап - это сбор подписей в поддержку референдума. Инициативная группа обязана собрать в поддержку инициативы проведения референдума не менее двух миллионов подписей участников референдума. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта.

    Право сбора подписей принадлежит исключительно членам инициативной группы, входящим в региональную подгруппу, зарегистрированную избирательной комиссией субъекта РФ, на территории которого осуществляется сбор подписей. Подписи могут собираться только на территориях тех субъектов РФ, избирательными комиссиями которых были зарегистрированы региональные подгруппы. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

    После завершения сбора подписей, но не позднее даты окончания срока сбора подписей, указанной в регистрационном свидетельстве, инициативная группа подсчитывает количество подписей, собранных по каждому субъекту РФ, количество подписей, собранных за рубежом, а также общее количество собранных подписей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок по субъектам РФ, иностранным государствам, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет инициативной группы об использовании средств фонда референдума передаются уполномоченным представителем инициативной группы в ЦИК не позднее 18 ч по московскому времени дня, в который истекает срок сбора подписей. Количество подписей участников референдума, содержащихся в подписных листах, представляемых в ЦИК, может превышать необходимое количество подписей не более чем на 5%.

    Третий этап - решение ЦИК по инициативе граждан. ЦИК в течение 30 дней со дня приема документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума. По итогам проверки ЦИК принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Если количества достоверных подписей участников референдума достаточно для назначения референдума и при этом количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило менее 5% общего количества подписей, отобранных для проверки, ЦИК указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Данное решение ЦИК не позднее чем через пять дней со дня его принятия направляет Президенту РФ и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания РФ. Если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5% и более общего количества подписей, отобранных для проверки, ЦИК указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. После принятия данного решения процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются. Инициативная группа в течение 10 дней после получения копии отрицательного решения вправе обжаловать его в Верховный Суд РФ.

    Если ЦИК приняла отрицательное решение, не обжалованное в Верховный Суд РФ или признанное им законным, соответствующая инициативная группа, входящие в нее граждане в течение года со дня принятия решения ЦИК не могут повторно инициировать проведение референдума с такой же по смыслу или содержанию формулировкой вопроса (вопросов).

    Изложенная процедура гражданского инициирования референдума крайне сложна в использовании. Мотив подобного законодательного решения - ограничение инициатив, не имеющих широкой поддержки населения.

    Конституционное Собрание РФ, разработав проект новой Конституции РФ, вправе вынести его на всенародное голосование. Порядок такой инициативы должен определяться особым федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят.

    Если в соответствии с международным договором РФ проект нормативного акта или вопрос государственного значения подлежит вынесению на референдум РФ, такой референдум назначается по инициативе федерального органа (федеральных органов) государственной власти, к компетенции которого (которых) международным договором РФ отнесено рассмотрение проекта нормативного акта или вопроса государственного значения. Указанная инициатива оформляется решением соответствующего федерального органа (соответствующих федеральных органов) государственной власти.

    Референдум РФ во всех случаях назначает Президент РФ своим указом.

    Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

    При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти.

    Таким образом, Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума РФ, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению. Президент также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура инициирования референдума и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям.

    Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют ЦИК, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и другие), участковые комиссии референдума.

    Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы организации и проведения референдума. Так, участковые комиссии составляют списки голосующих, знакомят граждан с этими списками в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому, устанавливают результаты голосования по своим участкам.

    ЦИК осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума, обеспечивает единообразное применение законодательства, руководит нижестоящими комиссиями, издает инструкции и иные акты по вопросам применения законодательства о референдуме, устанавливает форму и утверждает текст бюллетеня для голосования, определяет результаты референдума, публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

    Граждане вправе вести агитацию по вопросам референдума, в том числе в составе инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп.

    В бюллетене референдума воспроизводится текст вопроса (вопросов) референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами "за" или "против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум выносятся альтернативные вопросы, в бюллетене справа от каждого варианта вопроса помещается пустой квадрат. При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями либо для каждого вопроса референдума бюллетень изготавливается отдельно. В бюллетене должно содержаться разъяснение порядка его заполнения.

    ЦИК признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.

    ЦИК признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают не менее 25% общего числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на момент окончания голосования. Решение ЦИК о признании результатов референдума недействительными может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. ЦИК признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума. Одновременно ЦИК публикует данные, содержащиеся в протоколе о результатах референдума. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования ЦИК результатов референдума.

    Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления Ст. 3 Конституция РФ 1993 г. М.: 2013. С. 4..

    В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

    Представительная демократия - это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

    Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

    Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации - являются референдум и свободные выборы» Там же..

    Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710., референдум -- это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

    Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

    Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» - «то, что должно быть сообщено». Означает он голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. Монография. М.: 2007. С. 6..

    Как элемент конституционной системы страны референдум закреплен в Конституции РФ (ч. 2 ст. 3), где он вместе с выборами характеризуется в качестве, высшего непосредственного выражения власти народа. Принципиальные основы организации и проведения всероссийских, региональных и местных (муниципальных) референдумов определены ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Положения данного закона развиваются в законодательных актах об отдельных видах референдумов. Порядок организации и проведения всероссийских референдумов установлен ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710..

    Субъекты РФ принимают собственные законы о региональных и местных референдумах. Регулирование местных референдумов осуществляется также в уставах муниципальных образований.

    В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные конституцией и/или законом условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом. Решение на референдуме может приниматься посредством утвердительного или отрицательного ответа избирателей на поставленный вопрос либо посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (так называемый народный выбор, встречающийся довольно редко).

    Референдум, будучи институтом непосредственной демократии, может быть использован как противовес представительной демократии или как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему. Это может иметь место, когда право назначения референдума входит в дискреционные (осуществляемые по собственному усмотрению) полномочия главы государства либо правительства.

    Референдум, как и свободные выборы, является формой непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения, а значит, формой непосредственной демократии, или «высшим непосредственным выражением власти народа», -- указывается в ст. 3 Конституции РФ. Референдумы проводятся в соответствии с теми же принципами, которые относятся к проведению выборов, т. е. по процедуре проведения референдумы являются прямыми, всеобщими, равными и проводятся при тайном голосовании, так же как и выборы. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день проведения референдума 18 лет, кроме лиц, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

    На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.

    На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы: 1) изменения статуса субъектов Российской Федерации; 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования.

    Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, не нуждаются в каком-либо утверждении и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

    Помимо всероссийских (федеральных) референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т. д. Согласно Федеральному закону РФ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, а также вопросы о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов.; 2) формирования состава органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, вопросы о персональном составе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; 3) избрания, утверждения, назначения либо вопросы о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; 4) принятия или изменения соответствующего бюджета, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

    Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

    Референдум как непосредственное народное волеизъявление имеет, конечно, преимущество перед представительной демократией, в частности, парламентским способом решения общественных и государственных проблем. Однако преимущество это - не абсолютное, о нем можно говорить лишь при соблюдении определенных условий. Во-первых, выносимый на референдум вопрос должен быть вполне доступным для понимания рядового избирателя. Как правило, решение, принимаемое путем референдума, - это прежде всего политическое решение, хотя и облачаемое в определенную юридическую форму. Во-вторых, до референдума оно должно быть обстоятельно разъяснено через средства массовой информации избирателям с указанием желаемых и возможных нежелательных последствий. При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен и довольно сложный законопроект вплоть до проекта конституции Нудненко Л.А. Законодательство о выборах и референдумах: детализация и совершенствование // Российский юридический журнал. 2012. № 1. С. 55..



    Просмотров