Распределение осужденных и порядок приема их в исправительные учреждения. Распределение осужденных к лишению свободы по иу

Вид исправительного учреждения в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требова­ниями ст. 58 УК РФ определяется судом. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК осужденные к лишению ϲʙᴏбоды отбывают наказание в ИУ, расположенных в пределах территории субъекта Россий­ской Федерации, в кᴏᴛᴏᴩом они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, так как согласно ранее действовавшего законодательства (ст. 6 ИТК РСФСР) под действие ϶ᴛᴏго правила подпадало не­значительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания незави­симо от того, в каком регионе (области) они проживали или бы­ли осуждены. Такой подход отрицательно действовал на вы­полнение задач и целей, поставленных законодательством перед наказанием.

Закон, определяя общее правило относительно места отбы­вания лишения ϲʙᴏбоды, делает из него некᴏᴛᴏᴩые исключения. Так, в качестве исключительных случаев направления осужден­ных в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие ИУ, находящиеся на территории друго­го субъекта Российской Федерации, признаются: а) состояние здоровья осужденных; б) обеспечение их личной безопасности; в) согласие самих осужденных. Такое направление или перевод осуществляется прежде всего в интересах самого осужденного. Вопросы данные решаются сугубо индивидуально с учетом всех факторов и обстоятельств, обусловливающих необходимость такого направления или перевода.

Исключая выше сказанное, законодатель устанавливает правило, согласно кᴏᴛᴏᴩому осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступ­лений; 2) к пожизненному лишению ϲʙᴏбоды; 3) кᴏᴛᴏᴩым смерт­ная казнь в порядке помилования заменена лишением ϲʙᴏбоды; 4) к отбыванию наказания в тюрьме; 5) женщины; 6) несовер­шеннолетние; 7) иностранные граждане и лица без гражданства могут направляться для отбывания наказания в ИУ, кᴏᴛᴏᴩые находятся на территории других субъектов Российской Федера­ции.

Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 73) регламентиру­ет также ситуации, когда на территории того или иного субъек­та РФ отсутствует тот вид ИУ, кᴏᴛᴏᴩый назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам в него невозможно поместить осужденного. В таких случаях за­кон позволяет по согласованию с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими компе­тентными органами управления уголовно-исполнительной сис­темы направлять осужденных в ИУ, расположенные на терри­тории другого субъекта РФ.

Законодательные положения о распределении осужденных по видам ИУ конкретизированы в Инструкции о порядке направ­ления осужденных к лишению ϲʙᴏбоды для отбывания наказа­ния и перевода их из одного исправительного учреждения в дру­гое.

Необходимо отметить, что компетентные органы, сознавая серьезное социальное и профилактическое значение факта от­бывания наказания по месту жительства и реализуя рекоменда­ции международно-правовых нормативных актов по исполне­нию наказаний, разработали Концепцию реорганизации уго­ловно-исполнительной системы на период до 2005 г. В ней пре­дусматривается создание в каждом регионе такой системы уч­реждений, исполняющих наказания, кᴏᴛᴏᴩая бы позволила обеспечить исполнение лишения ϲʙᴏбоды в отношении основ­ной части осужденных по месту жительства или совершения преступления.

Особое значение ϶ᴛᴏ имеет в отношении несовершеннолетних осужденных. По϶ᴛᴏму Концепция предусматривает создание воспитательных колоний для содержания несовершеннолетних осужденных в тех регионах страны, где они в настоящее время отсутствуют, при одновременном разукрупнении существую­щих.

В организации исполнения наказания в виде лишения ϲʙᴏбоды очень важным будет период, связанный с направлением осужденных для отбывания наказания в ИУ, так как согласно ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения ϲʙᴏбоды заключается в изоля­ции осужденного от общества путем направления его в ИУ.

Порядок ϶ᴛᴏго направления определяется ст. 76 УИК РФ. а также действующей в настоящее время специальной инструкцией МВД РФ.

Закон устанавливает правило, согласно кᴏᴛᴏᴩому осужден­ные к лишению ϲʙᴏбоды направляются для отбывания наказа­ния не позднее 10 дней со дня получения администрацией след­ственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока крайне важно для того, ɥᴛᴏбы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определе­нию ИУ и региона, куда следует направлять осужденного, обес­печения специальным транспортом, конвоем и т.д.

Определив место отбывания наказания осужденного и вид ИУ, администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников осужденного (по его вы­бору) о том, куда он направляется для отбывания наказания. В извещении указывается, когда осужденный выбыл из следствен­ного изолятора, наименование и адрес ИУ, куда он направлен.

Осужденные к лишению ϲʙᴏбоды направляются к месту от­бывания наказания под конвоем. Перемещение осужденных осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Также раз­дельно перемещаются больные и здоровые.

Необходимо отметить, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению ϲʙᴏбоды на срок не свыше 5 лет, кᴏᴛᴏᴩым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, с их письменного согласия могут быть оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполне­ния работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ) Закон также специально указывает, что эта категория осужден­ных содержится отдельно от иных лиц, содержащихся в следст­венном изоляторе.

Наконец, заключительным этапом определения осужденному вида ИУ будет прием его в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем месте отбыва­ния наказания. Согласно ст. 79 УИК порядок приема осужден­ных устанавливается Правилами внутреннего распорядка ис­правительных учреждений.

Прием осужденных в ИУ имеет исключительно важное зна­чение в деле успешной организации исполнения наказания в ви­де лишения ϲʙᴏбоды, их адаптации к условиям отбывания нака­зания.

На основании ст. 2 Правил внутреннего распорядка при­ем осужденных в ИУ осуществляется дежурным помощником начальника ИУ и работником специального отдела учреждения. В воспитательных колониях прием осужденных осуществляется кроме того работником медицинской части. При приеме прове­ряются личные дела осужденных, наличие необходимых доку­ментов, идентифицируется личность прибывшего.
Стоит отметить, что основанием приема будет приговор суда либо изменяющие его определе­ние или постановление суда, вступившие в законную силу, а также решение компетентных органов МВД о направлении осу­жденного из следственного изолятора в данное ИУ.

Прибывшие осужденные в обязательном порядке подверга­ются медицинскому осмотру, личному обыску. Важно заметить, что одежда граж­данского образца, запрещенная к ношению в ИУ, сдается на склад. Предметы, изделия и вещества, хранение и использование кᴏᴛᴏᴩых запрещено, сдаются на хранение или в необходимых случаях уничтожаются. Обнаруженные у осужденных деньги и ценные вещи изымаются и, как правило, обращаются в доход государства.
Стоит отметить, что осужденным выдаются комплекты специально ус­тановленной одежды и постельные принадлежности.

Для адаптации к условиям отбывания наказания при­бывшие осужденные помещаются в карантинное помещение на срок 15 дней. В ϶ᴛᴏт период с ними проводится работа по специ­ально разработанной программе, предусматривающей ознаком­ление с правовым положением осужденных, правилами и требо­ваниями, кᴏᴛᴏᴩые установлены в ИУ.

Во время пребывания осужденных в карантине администра­ция ИУ обязана на базе изучения документов и личности осужденных решить вопросы о привлечении их к труду, профес­сиональной подготовке и получении основного общего образо­вания. Ст. 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными требует: «В кратчайший срок после приема каж­дого заключенного и на базе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при ϶ᴛᴏм из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей».

После прохождения карантина осужденные распределяются по отрядам (отделениям, камерам) Решение об ϶ᴛᴏм принимает­ся специальной комиссией ИУ, возглавляемой начальником уч­реждения. В состав комиссии включаются представители служ­бы безопасности, специального учета, медицинской, воспита­тельной, производственной и других служб. Решение комиссии оформляется приказом начальника учреждения.

Администрация ИУ не позднее 10 дней после прибытия осу­жденного направляет одному из его родственников извещение с указанием почтового адреса учреждения, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, кᴏᴛᴏᴩые можно получать осужденным в посылках, передачах или бандеролях; порядок получения и отправления денежных переводов, предос­тавления выездов, свиданий; о праве осужденных на телефонные переговоры. Уведомление установленного образца о начале и месте отбывания осужденным наказания в виде лишения ϲʙᴏбо­ды администрация учреждения направляет также и в суд, вы­несший в отношении его приговор. Стоит заметить, что оно направляется в день прибытия осужденного в ИУ.

Вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ определяется судом. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, ибо согласно ранее действовавшего законодательства (ст. 6 ИТК РСФСР) под действие этого правила подпадало незначительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Такой подход отрицательно действовал на выполнение задач и целей, поставленных законодательством перед наказанием.

Закон, определяя общее правило относительно места отбывания лишения свободы, делает из него некоторые исключения. Так, в качестве исключительных случаев направления осужденных в соответствующие ИУ, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, признаются: а) состояние здоровья осужденных; б) обеспечение их личной безопасности; в) согласие самих осужденных. Такое направление или перевод осуществляется прежде всего в интересах самого осужденного. Вопросы эти решаются сугубо индивидуально с учетом всех факторов и обстоятельств, обусловливающих необходимость такого направления или перевода.

Кроме того, законодатель устанавливает правило, согласно которому осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступлений; 2) к пожизненному лишению свободы; 3) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; 4) к отбыванию наказания в тюрьме; 5) женщины; 6) несовершеннолетние; 7) иностранные граждане и лица без гражданства могут направляться для отбывания наказания в ИУ, которые находятся на территории других субъектов Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 73) регламентирует также ситуации, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам в него невозможно поместить осужденного. В таких случаях закон позволяет по согласованию с соответствующими компетентными органами управления уголовно-исполнительной системы направлять осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ.

Законодательные положения о распределении осужденных по видам ИУ конкретизированы в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и перевода их из одного исправительного учреждения в другое.

Необходимо отметить, что компетентные органы, сознавая серьезное социальное и профилактическое значение факта отбывания наказания по месту жительства и реализуя рекомендации международно-правовых нормативных актов по исполнению наказаний, разработали Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы на период до 2005 г. В ней предусматривается создание в каждом регионе такой системы учреждений, исполняющих наказания, которая бы позволила обеспечить исполнение лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или совершения преступления.


Особое значение это имеет в отношении несовершеннолетних осужденных. Поэтому Концепция предусматривает создание воспитательных колоний для содержания несовершеннолетних осужденных в тех регионах страны, где они в настоящее время отсутствуют, при одновременном разукрупнении существующих.

В организации исполнения наказания в виде лишения свободы очень важным является период, связанный с направлением осужденных для отбывания наказания в ИУ, ибо согласно ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в ИУ.

Порядок этого направления определяется ст. 76 УИК РФ. а также действующей в настоящее время специальной инструкцией МВД РФ.

Закон устанавливает правило, согласно которому осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока необходимо для того, чтобы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определению ИУ и региона, куда следует направлять осужденного, обеспечения специальным транспортом, конвоем и т.д.

Определив место отбывания наказания осужденного и вид ИУ, администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников осужденного (по его выбору) о том, куда он направляется для отбывания наказания. В извещении указывается, когда осужденный выбыл из следственного изолятора, наименование и адрес ИУ, куда он направлен.

Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания под конвоем. Перемещение осужденных осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Также раздельно перемещаются больные и здоровые.

Необходимо отметить, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, с их письменного согласия могут быть оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ). Закон также специально указывает, что эта категория осужденных содержится отдельно от иных лиц, содержащихся в следственном изоляторе.

Наконец, заключительным этапом определения осужденному вида ИУ является прием его в соответствующем месте отбывания наказания. Согласно ст. 79 УИК порядок приема осужденных устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Прием осужденных в ИУ имеет исключительно важное значение в деле успешной организации исполнения наказания в виде лишения свободы, их адаптации к условиям отбывания наказания.

В соответствии со ст. 2 Правил внутреннего распорядка прием осужденных в ИУ осуществляется дежурным помощником начальника ИУ и работником специального отдела учреждения. В воспитательных колониях прием осужденных осуществляется кроме того работником медицинской части. При приеме проверяются личные дела осужденных, наличие необходимых документов, идентифицируется личность прибывшего. Основанием приема является приговор суда либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также решение компетентных органов МВД о направлении осужденного из следственного изолятора в данное ИУ.

Прибывшие осужденные в обязательном порядке подвергаются медицинскому осмотру, личному обыску. Одежда гражданского образца, запрещенная к ношению в ИУ, сдается на склад. Предметы, изделия и вещества, хранение и использование которых запрещено, сдаются на хранение или в необходимых случаях уничтожаются. Обнаруженные у осужденных деньги и ценные вещи изымаются и, как правило, обращаются в доход государства. Осужденным выдаются комплекты специально установленной одежды и постельные принадлежности.

В целях адаптации к условиям отбывания наказания прибывшие осужденные помещаются в карантинное помещение на срок 15 дней. В этот период с ними проводится работа по специально разработанной программе, предусматривающей ознакомление с правовым положением осужденных, правилами и требованиями, которые установлены в ИУ.

Во время пребывания осужденных в карантине администрация ИУ обязана на основе изучения документов и личности осужденных решить вопросы о привлечении их к труду, профессиональной подготовке и получении основного общего образования. Ст. 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными требует: «В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей».

После прохождения карантина осужденные распределяются по отрядам (отделениям, камерам). Решение об этом принимается специальной комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения. В состав комиссии включаются представители службы безопасности, специального учета, медицинской, воспитательной, производственной и других служб. Решение комиссии оформляется приказом начальника учреждения.

Администрация ИУ не позднее 10 дней после прибытия осужденного направляет одному из его родственников извещение с указанием почтового адреса учреждения, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, которые можно получать осужденным в посылках, передачах или бандеролях; порядок получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов, свиданий; о праве осужденных на телефонные переговоры. Уведомление установленного образца о начале и месте отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы администрация учреждения направляет также и в суд, вынесший в отношении его приговор. Оно направляется в день прибытия осужденного в ИУ.

К лишению свободы по исправительным учреждениям. Правовое

Регулирование режима в исправительных учреждениях

Лекция - 2 ч.

1. Определить со слушателями, какую роль при назначении наказания играет принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, а также освоить порядок распределения осужденных по исправительным учреждениям.

2. Определить понятие режима отбывания наказания.

3. Изучить порядок применения и значение Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения.

План:

1. Понятие классификации осужденных к лишению свободы, ее содержание и значение.

2. Определение судом вида ИУ.

3. Прием, распределение и учет осужденных в ИУ.

4. Понятие, функции и основные требования режима.

6. Средства обеспечения режима в ИУ.

Под классификацией осужденных к лишению свободы понимается разделение их на относительно однородные категории. Необходимо учитывать наличие нескольких критериев классификации осужденных: социально-демографические, уголовно-правовые и уголовно-исполнительные.

Классификация осужденных создает необходимые предпосылки для дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, т.е. оказывает влияние на формирование системы ИУ. Деление осужденных на различные группы производится не только в процессе вынесения приговора суда, когда определяется вид ИУ, в котором осужденному предстоит отбывать наказание, но и в процессе исполнения наказания.

При изучении данной темы, необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с судебным порядком распределения осужденных по видам ИУ. Соблюдение правовых рамок при распределении осужденных повышает обоснованность судебных приговоров и создает предпосылки для осуществления судебного контроля за их исполнением, т.к. в основу этих действий положены принципы уголовно-исполнительного законодательства, предусмотренные ст. 8 УИК. В частности, уголовно-исполнительное законодательство закрепило следующие правила: лица, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в ИК и тюрьмах в пределах субъекта Российской Федерации, где они проживали до ареста или были осуждены. В исключительных случаях, по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения безопасности осужденных, либо с их согласия они могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующие ИУ другого субъекта РФ. При отсутствии по месту проживания осужденного до ареста или по месту его осуждения ИУ соответствующего вида или невозможности его размещения в ИУ, он направляется в ближайшее учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ.



Особое внимание при рассмотрении заслуживают проблемные вопросы, связанные с порядком направления осужденных к месту отбывания наказания, особенности определения осужденным места отбывания наказания с учетом категорий, а также правовые основания и порядок приема осужденных в ИУ. При освещении этих вопросов необходимо учитывать основные положения Правил внутреннего распорядка ИУ.

Необходимо отметить, что основанием приема осужденных в ИУ является только приговор суда, вступивший в законную силу.

Заслуживают особого внимания вопросы, касающиеся правовых оснований и порядка перевода осужденных из одного ИУ в другое.

Режим исполнения лишения свободы в ИУ - одно из основных средств уголовно-исполнительного воздействия на осужденного. Он определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, различные условия содержания разных категорий осужденных (ст. 82 УИК). Режим регламентирует как общие для всех осужденных к лишению свободы условия, так и условия отбывания наказания в конкретных видах ИУ.

Следует выделить следующие функции режима: карательную, обеспечивающую, воспитательную и принудительную.

Особое внимание надо обратить на основные требования режима в местах лишения свободы: обязательную изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, точное и неуклонное условие содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.

Надо знать основные элементы режима, правила внутреннего распорядка ИУ. Необходимо четко представлять содержание режима отбывания лишения свободы: прием осужденных в ИУ, приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости, литературы и письменных принадлежностей, предоставление свиданий, телефонных переговоров, получение посылок, бандеролей, денежных переводов, возможность краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы, введение режима особых условий в ИУ, оказание юридической помощи осужденным.

Кроме того, в случаях несоблюдения условий режима, необходимо ориентироваться в многообразие возможных средств обеспечения режима в ИУ и грамотно, с точки зрения действующего законодательства, их конкретизировать к определенной ситуации.

1. Укажите критерии классификации осужденных к лишению свободы и ее значение.

2. Назовите правовой порядок определения судом вида ИУ.

3. Действия должностных лиц при приеме, распределении и учете осужденных в ИУ. Какими нормами регулируется порядок их осуществления.

4. Дайте правовое определение режима в ИУ и раскройте его содержание. Основные требования режима.

5. Какие средства обеспечения режима в ИУ нашли закрепление в действующем законодательстве.

Тема 7. Особенности исполнения лишения свободы в исправительных колониях, тюрьмах и воспитательных колониях

Семинар - 2 ч.

1. Рассмотреть вопросы о порядке исполнения наказаний, связанных с лишение свободы в различных видах исправительных учреждений.

2. Обратить внимание на особенности правового положения осужденных в зависимости от вида режима ИК.

3. Выделить особенности отбывания наказания в ВК.

4. Рассмотреть особенности исполнения наказаний, связанных с лишением свободы в исправительных учреждениях, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.

План:

1. Порядок и условия исполнения наказания в ИК. Порядок и условия исполнения наказания - пожизненное лишение свободы.

2. Порядок и условия исполнения наказания в тюрьмах.

3. Особенности исполнения наказания в ВК.

Рассмотрение вопросов данной темы необходимо построить в сравнении указанных видов ИУ, что позволит выделить отличительные признаки разграничения и особенности функционирования данных ИУ.

Так, при рассмотрении вопросов исполнения наказания в колониях-поселениях необходимо обозначить виды колоний-поселений, категории осужденных отбывающих наказание в колониях-поселениях. Кроме этого, необходимо обратить внимание на условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях, а также особенности правового статуса осужденных. Главная отличительная особенность исполнения наказания в колониях-поселениях - отсутствие изоляции личности не только от общества, но и от ближайшего социального окружения, что позволяет значительно расширить диапазон средств и методов воспитательного воздействия на них.

Необходимо выделить отличие в правовом регулировании отбывания наказания (порядок и условия) в ИК различных режимов: общего, строго, особого. Кроме того, особое внимание следует обратить на особенности правового положения осужденных в зависимости от вида режима ИК, а также порядок и условия исполнения пожизненного лишения свободы.

При рассмотрении вопросов исполнения наказания в тюрьмах необходимо выделить категории осужденных отбывающих наказание в тюрьмах, порядок распределения осужденных на общий и строгий режимы, особенности правового статуса, отличия условий отбывания наказания от условий отбывания лишения свободы в других ИУ. Главная отличительная особенность режима в тюрьмах заключается в том, что передвижение осужденных на ее территории допускается только под конвоем. Одной из особенностей режима является обеспечение строгой изоляции различных категорий содержащихся здесь лиц. Для этого администрация разрабатывает план покамерного размещения осужденных в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

Заслуживают особого внимания вопросы, связанные с переводом осужденных из тюрьмы в другие ИУ с указанием оснований и порядка, а также возможности изменения условий содержания.

ВК обладают отличительными признаками, которые прослеживаются при выделении условий отбывания наказания, возможностей их изменения.

Необходимо отметить, что работа администрации ВК начинается с момента прибытия воспитанников в колонию. Все вновь прибывшие должны обязательно проходить двухнедельный карантин с целью изучения их личности, состояния здоровья, ознакомления осужденных с основными положениями законодательства, распорядком дня колонии и др.

Правовое положение осужденных несовершеннолетних, находящихся на тех или иных условиях отбывания наказания, имеет существенные различия как по объему предоставляемых льгот, так и по условиям жизни.

Кроме этого, необходимо обратить внимание на порядок оставления осужденных, достигших совершеннолетия, в ВК и установленный порядок перевода в другие ИУ.

Необходимо рассмотреть основные положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года в которой предусмотрены следующие виды исправительных учреждений колонии - поселения тюрьмы, воспитательные центры для несовершеннолетних.

Помимо определения границ разграничения рассматриваемых ИУ, не менее важное значение для изучения вопросов данной темы имеет обозначение схожих признаков в организационных основах деятельности, а также в порядке и условиях исполнения наказания в указанных ИУ.

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Укажите виды колонии-поселения и особенности отбывания наказания в ней.

2. Назовите особенности исполнения наказания в ИК общего, строго, особого режимов. Проведите правовую параллель с порядком и условиями исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.

3. Какие виды режимов существуют в тюрьмах и в чем выражаются особенности исполнения наказаниях в них?

4. Укажите особенности исполнения наказания в ВК. Каково отличие правового положения несовершеннолетнего осужденного от остальных категорий осужденных?

Темы докладов и рефератов:

1. Колонии-поселения: условия отбывания наказания.

2. Смертная казнь, как исключительная мера наказания.

3. Особенности исполнения наказания в ВК для девушек.

4. Штрафной изолятор: условия применения к осужденным.

Осужденные по уголовным делам подлежат распределению по исправительным учреждениям, согласно применяемой к ним меры ответственности.

До тех пор, пока приговор суда не вступает в законную силу или идет апелляционное обжалование документы, осужденные находятся в СИЗО.

Постоянно находиться в изоляторе они не могут, он всегда переполнен. Поэтому время от времени осужденных развозят по тюрьмам.

В уголовном праве данный процесс имеет название – этапирование осужденных. Как происходит этапирование из СИЗО в колонию, и какие требования обязаны соблюдать сотрудники исполнительных учреждений, поговорим далее.

Этапирование – это принудительная транспортировка осужденных по уголовным делам по колониям, тюрьмам, лагерям . Этап предполагает весь путь осужденного от выезда из СИЗО до приезда в колонию.

На этом пути заключенного ждут много новых впечатлений: от долгих путешествий в душных купе без окон до тщетных попыток за одни раз транспортировать все свои имущество.

Решение об этапировании осужденного в конкретную колонию принимает руководство СИЗО.

Но перед этим в СИЗО поступает разнарядка из центрального управления ФСИН в Москве, в которой указано, в каких колониях и в каком количестве есть места для осужденных.

В связи с тем, что во многих колониях отбывают срок только за определенные виды преступлений, распределение осужденных сотрудниками СИЗО является непростым делом.

В широком смысле этап – это путь осужденного из пункта А к пункту В. И далеко не всегда такой путь связан с отбытием в колонию.

Существуют и другие ситуации, при которых осужденный подлежит транспортировке:

Так или иначе, система исполнения наказаний всегда связана с различными перемещениями осужденных по стране . Страна у нас огромная, отчего и путешествия осужденных иногда происходят неделями или месяцами.

Сколько длится этап, однозначно ответить сложно. Все зависит от удаленности колонии от СИЗО.

Точное время этапирования осужденному не сообщается. Перед отбытием камеру посещает сотрудник изолятора, который называет имя и фамилию того осужденного, который должен отбыть.

Начинать готовиться к этапу лучше сразу после вступления приговора в законную силу.

Иногда осужденным приходится долго ждать своей очереди на этап. Это обусловлено тем, что сотрудники ФСИН пытаются максимально укомплектовать поезда для отправки осужденных. Ради одного преступника никто не станет организовывать этап.

Перед отправкой в отношении осужденного и его имущества будет проведен детальный обыск.

Обыск, в принципе, будет проводиться часто, перед и после каждого перемещения на этапе. Путешествие осуществляется в специальных «вагон-заках». До железной дороги осужденных доставляют на специальных автомобилях.

Обычно осужденных доставляют в пересыльную тюрьму, из которой распределяют их по колониям. Иногда транспортировку осуществляют без использования пересыльной тюрьмы.

В конечном пункте назначения осужденные уходят на карантин, равный двум неделям.

После прибытия осужденного в колонию администрация обязана в течении 10 дней уведомить об этом его родственников.

Как узнать, где находится осужденный после этапирования, если администрация не направила уведомление?

На самом деле по общим правилам после вступления приговора и до отправки осужденного по этапу, ему предоставляется одно краткосрочное свидание с родственником.

И до отправки преступника в исправительное учреждение, администрация СИЗО должна также уведомить одного родственника о том, куда направляется осужденный.

Но даже если сведений о маршруте этапа никто из родственников так и не получил, они могут уточнить эту информацию у адвоката.

Правила конвоирования подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемых, как правило, конвоируют до суда, а обвиняемых – по этапу. Конвоирование в обоих случаях – это правила сопровождения осужденных, направленные на сохранение общественной безопасности.

Порядок конвоирования строго регламентированы. Нарушение правил конвоирования осужденных иногда может привести к серьезным последствиям.

Стоит хотя бы вспомнить эпизод со стрельбой в суде Москвы, когда конвой опасных преступников осуществляла девушка, и количество конвоиров не соответствовало числу осужденных.

Конвоирование заключенных в 2019 году осуществляют специальные отделы органов внутренних дел. Для этого создаются подразделения охраны и конвоирования.

В их задачи входит:

  • Содействие исполнению наказания при помощи доставки осужденных до колоний, тюрем, изоляторов;
  • Содействие осуществлению правосудия при помощи доставки осужденных до зала судебного заседания;
  • Защита общественной безопасности от преступника;
  • Защита преступника от возмущенной общественности.

Состав группы конвоя выглядит следующим образом:

  • Начальник конвоя;
  • Помощник начальника;
  • Кинолог с собаками;
  • Конвоиры.

Конвой может быть обычным и усиленным. Последний применяется в тех случаях, когда необходима охрана опасных преступников.

При обычном конвоировании действуют 2 конвоира на 1-2 преступников. При усиленном конвоировании действуют 3 конвоира на 1 преступника.

У конвоиров всегда есть основные и запасные маршруты. Последние нужны в тех случаях, когда существует угроза побега или нападения на автомобиль.

Прием осужденных к конвоированию осуществляется по одному в комнате, где присутствуют только осужденный и конвоиры.

Преступника подвергают обязательному обыску, изымая у него запрещенные вещи . Всю информацию об осужденном конвоиры обязаны заносить в специальный журнал.

Обыск при конвоировании осуществляет один человек на 5 осужденных. С конвойной машиной всегда имеется связь по радио каналам.

Доставка осужденных или подозреваемых в суды должна быть заранее согласована с сотрудниками изолятора . Для этого в СИЗО передается требование о доставке того или иного лица, содержащегося в данном учреждении.

В требовании указывается время и дата, когда будет происходить судебное заседание, имя судьи, рассматривающего его дело, и заверяется печатью.

Без должным образом оформленного требования о доставке осужденного или подозреваемого конвоирование не будет осуществлено.

Утром конвой собирает группу осужденных, которых нужно доставить в суды, и развозит их. В судах, как правило, есть специальные закрытые залы, вход в которые установлен отдельно от основного. Именно туда осужденных привозит конвойная машина.

Основаниями установления усиленного конвоя являются:

Конвой обязательно должен быть вооружен в целях безопасности . Осужденного доставляют в зал судебного заседания в наручниках, заводят в камеру. Уж в камере через специальное окошко наручники снимаются, но не в отношении всех осужденных.

Конвоир, как минимум один, всегда должен присутствовать в судебном заседании во время слушания.

Как правило, конвоиры меняются и по очереди сидят на судебном слушании. Такие осужденные всегда находятся за решеткой в зале суда или в специальных стеклянных боксах.

Никогда нельзя знать наверняка, что осужденные или подозреваемый безопасен . Риск потенциальной опасности, исходящей от этапируемого или конвоируемого лица, есть всегда.

Этап – это одна из стадий исполнения наказания, которая заключается в доставке осужденного до места отбывания назначенного срока. Условия этапирования далеко не самые лучшие.

Осужденные едут неделями по стране в душных или холодных вагонах, не имеют возможности нормально поесть или помыться. Это одно из главных испытаний, которое необходимо преодолеть осужденному на этапе своего исправления.



Просмотров