Принципы уголовного процесса закрепленные в конституции рф. Конституционные принципы уголовного процесса
Выше названы и раскрыты принципы, которые нашли свое закрепление в главе 2 УПК РФ. В них закреплено содержание основных принципов уголовного процесса Российской Федерации. Но нельзя сказать, что приведенный выше перечень исчерпывающий. Можно указать еще и на такие конституционные принципы уголовного процесса:
Публичность. Этот принцип закреплен во многих нормах УПК РФ. Публичность как принцип уголовного процесса прежде всего означает, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их изобличению (ч. 2 ст. 21 УПК РФ). Исходную базу действия указанного принципа можно обнаружить в Конституции РФ (ст.ст. 2, 15, 17, 18, 46). Действуя во всех стадиях уголовного процесса, этот принцип находит воплощение в ст.ст. 20 - 28, 37 - 41, 73 и др. При этом в приведенных статьях УПК РФ выражено государственное начало как основа деятельности в сфере уголовного судопроизводства.
Принцип независимости судей. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Статья 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей.
Всеобщее равенство перед судом и законом. Этот принцип правосудия тоже закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Гласность. Разбирательство дел во всех судах, - говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, - открытое. Слушание дела в закрытом заседании «допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом». Специальная статья о гласности судебного разбирательства имеется в УПК РФ (ст. 241). Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве.
Статья 241 (ч. 2) УПК РФ предусматривает случаи изъятия из правила об открытом разбирательстве уголовных дел. Это случаи, когда такое разбирательство противоречит интересам охраны государственной или иной охраняемой федеральным законом тайн. Закрытое судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи: по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; по делам о половых преступлениях; по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц; с целью обеспечения безопасности участников процесса. Слушание дел в закрытом заседании суда осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговоры судов во всех случаях провозглашаются публично.
Непосредственность и устность судебного разбирательства. Исследуемые по делу факты - это всегда отражение событий прошлого. Они могут быть исследованы путем непосредственного восприятия. Принцип непосредственности заключается в том, что суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу. В силу принципа непосредственности выводы в приговоре суд обязан делать на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании (ст. 240 УПК РФ). Принцип устности судебного разбирательства означает, что разбирательство уголовных дел происходит устно. Это обусловливает необходимость ведения протокола судебного заседания, письменного оформления приговора, что способствует точной фиксации и позволяет вышестоящему суду проверить законность и обоснованность конечного вывода суда, а также ранее проведенных процессуальных действий.
В литературе называются и иные принципы См., напр.: Ахмадуллин А. Всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования как принцип уголовного процесса // Законность. - 2005. - №8. . Это, например, всестороннее, полное и объективное расследование, что означает соблюдение всех прав участников уголовного процесса дознавателем, следователем, прокурором и судом. Это же свидетельствует о соблюдении принципа охраны прав и свобод человека и гражданина (ст. 11 УПК РФ): дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны разъяснить участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, обеспечив возможность осуществления этих прав.
Одна из гарантий соблюдения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования - право и возможность обжалования заинтересованным лицом действий (бездействия) и решений следователя (дознавателя), прокурора. При этом реализуется принцип права на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК РФ).
Таким образом, расследование уголовного дела всесторонне, полно и объективно означает, что оно проведено законно и с соблюдением всех прав и свобод человека и гражданина.
В общем виде конституционные принципы уголовного процесса можно рассматривать как закрепленные в Конституции Российской Федерации основополагающие правовые идеи, определяющие построение всего уголовного процесса, его сущность, характер и демократизм. Они составляют базу, фундамент всего уголовного процесса.
Конституционные принципы, чтобы быть воплощенными в ткань реально функционирующего уголовного судопроизводства, должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве. Применительно к уголовно-процессуальному праву это означает их включение в УПК, притом не только путем воспроизведения в его нормах, но и посредством развития и конкретизации с учетом специфики их реализации в отдельных стадиях уголовного судопроизводства. И хотя Конституция РФ (ч. 1 ст. 15) предусмотрела прямое действие ее норм, все же в большей или меньшей степени нормы-принципы, содержащиеся в ней, нуждаются в установлении механизма их реализации применительно к отдельным стадиям и институтам уголовного процесса.
Сформулированные в соответствии с господствующими в обществе представлениями о наиболее рациональных и справедливых формах осуществления правосудия по уголовным делам конституционные принципы в своей взаимосвязи образуют систему, ту единую цепь, каждое звено которой характеризует отдельную сторону или грань уголовного процесса. Рассматривая все звенья этой цепи в единстве, можно уяснить сущность российского уголовного процесса в целом.
Принципы права не только отражают господствующие в обществе правовые взгляды, идеи, но и формулируют определенные требования, адресованные участникам правовых отношений: судьям, прокурорам и защитникам, обвиняемым и потерпевшим, истцам и ответчикам.
Действующая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правде-
Раздел I. Общие положения
ния (ст. 1). Из этого положения вытекают другие конституционные установления: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» (ст. 2). Воплощение этих положений в жизнь означает, что государство и право существуют прежде всего и главным образом для человека, реально отражают потребности членов общества и защищают и оберегают их. Эта гуманистическая ориентация Конституции РФ нашла адекватное воплощение и в установленных ею принципах уголовного процесса.
К системе конституционных, как представляется, относятся следующие принципы уголовного процесса: законность; публичность; осуществление правосудия только судом; независимость судей; всеобщее равенство перед законом и судом; неприкосновенность личности; уважение чести и достоинства личности; тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; охрана прав человека и гражданина; неприкосновенность жилища; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательность сторон; гласность; непосредственность и устность судебного разбирательства; язык уголовного судопроизводства; право на обжалование процессуальных действий и решений.
Указанные принципы уголовного процесса в полной мере действуют в стадии судебного разбирательства. На стадии предварительного следствия и дознания некоторые из них не действуют или действуют в ограниченных пределах. Если основная часть (группа) принципов в полной мере действует во всех стадиях процесса, то некоторая их часть реализуется главным образом в суде. Это не означает, что следователи и дознаватели не должны учитывать последние в ходе ведения дела на дознании и предварительном следствии. Прогнозируя результаты рассмотрения дела в суде, они, конечно, должны учитывать принципы и условия (устность, непосредственность, состязательность, непрерывность) деятельности суда. Кроме того, многие принципы, условно отнесенные нами ко второй группе, реализуются при решении процессуальных и материально-правовых вопросов в стадии исполнения приговора.
Принцип законности
Законность - универсальный общеправовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции РФ. Общие предпосылки законности содержатся уже в ст. 1 Конституции, объявившей Россию демократическим федеративным правовым государством. Статья 4 категорически подтверждает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает и ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, со-
_______________________75
держащих требования законности или направленных на ее обеспечение. Они, естественно, относятся к уголовному судопроизводству.
Реализуя свои исключительные полномочия судебной власти, суд осуществляет правосудие на основе закона и в соответствии с законом. Он не только сам должен строго соблюдать закон, но и обязан обеспечить деятельность сторон в соответствии с предоставляемым им законом правами и обязанностями.
Применительно к стадии предварительного расследования выполнение требований законности означает точное исполнение законов властными субъектами (следователем, дознавателем, прокурором, судом); другими участниками предварительного расследования (подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их защитниками и представителями); субъектами, осуществляющими ведомственный контроль за соблюдением законов (начальник следственного отдела), прокурорский надзор (прокурор) и судебный контроль (суд). Не случайно в ст. 7 УПК указано, что нарушение УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем в ходе судопроизводства влечет признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.
Состояние законности при регулировании общественных отношений в суде, на дознании и предварительном следствии (как и в уголовном процессе вообще) обусловлено наличием надлежащей правовой базы в виде системы законов.
Наличие добротных законов - это фундамент законности, но еще не сама законность. Принцип законности в уголовном судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствовали бы требованиям норм права.
Для следователей и органов дознания соблюдение требований законности означает прежде всего обеспечение производства быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений; проведение всех необходимых действий по собиранию и исследованию доказательств в строгом соответствии с законом. В этих целях в УПК тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом они должны точно соблюдать требования не только уголовно-процессуального, но и уголовного закона.
Требование точного соблюдения и исполнения законов при производстве предварительного расследования, как и в других стадиях уголовного процесса, адресуется не только субъектам, осуществляющим производство по делу, но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др. При этом, чтобы граждане имели возможность своевременно вступить в уго-
Раздел I. Общие положения
ловно-процессуальные отношения, следователь и другие субъекты, ведущие производство по делу, обязаны:
а) своевременно принять решения о вступлении (допуске) их к участию в деле (например, вынести постановления о привлечении в качестве обвиняемого, о признании лица потерпевшим и т. п.);
б) разъяснить им принадлежащие права и обязанности;
в) обеспечить возможность реализации этих прав.
Законность - это принцип, сфера действия которого предельно широка. Он относится ко всем стадиям и институтам уголовного процесса, ко всем его субъектам, распространяется на все действия и процессуальные решения, характеризует все грани процессуальной деятельности и процессуальных отношений, пронизывает все другие принципы и в значительной мере способствует их фактической реализации.
Принцип публичности
Публичность как принцип уголовного процесса прежде всего означает, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их изобличению (ч. 2 ст. 21 УПК).
Хотя сущность указанного принципа сформулирована в УПК, исходную правовую базу его действия можно обнаружить в Конституции Российской Федерации (ст. 2, 15, 17, 18, 46).
Действуя во всех стадиях уголовного процесса, этот принцип получил нормативное выражение не только в ст. 21 УПК. В частности, он находит воплощение в ст. 20-28, 37-41, 73 и др. При этом в приведенных и других статьях УПК выражено государственное начало как основа деятельности в сфере уголовного судопроизводства.
В зависимости от характера, форм и задач различных стадий уголовного процесса этот принцип по-разному проявляет свое действие. В стадии возбуждения уголовного дела он проявляется в том, что компетентные государственные органы (прежде всего органы дознания и следователи) в силу своих обязанностей при наличии признаков преступления обязаны возбудить уголовное дело, не связывая свои действия с усмотрением пострадавшего и других заинтересованных лиц (кроме дел частного и частно-публичного обвинения, возбуждаемых, как правило, по жалобе потерпевшего). Не случайно среди законных поводов к возбуждению уголовного дела законодатель указывает непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором признаков преступления (ст. 143 УПК).
Обязывая государственные органы возбуждать уголовные дела, не ожидая просьбы об этом лиц, пострадавших от преступлений, иных граждан и
Глава V. Конституционные принципы уголовного процесса _______________________77
организаций, закон тем самым предписывает правоохранительным органам действовать в интересах граждан и всею общества, объективно заинтересованных в обеспечении эффективной борьбы с преступностью.
Закон обязывает также следователей, органы дознания и других должностных лиц принимать заявления и сообщения о преступлениях, рассматривать их и сообщать заявителям о принятых решениях (ст. 144,145 УПК).
В ходе расследования следователь и дознаватель должны инициативно осуществлять ход расследования; проводить необходимые следственные действия, не ожидая ходатайств об этом обвиняемого, потерпевшего, защитника, других участников уголовного процесса; стремиться к установлению истины по делу. Сказанное, однако, не означает, что следователь или дознаватель не обязаны реагировать на ходатайства и заявления участников процесса. Напротив, они обязаны их немедленно рассмотреть. Более того, они не вправе отказать указанным участникам процесса в удовлетворении ходатайств о производстве следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они просят, могут иметь значение для дела.
Независимо от воли участников процесса, следователь решает вопросы: привлечения лица в качестве обвиняемого (ст. 171-172), признания лица потерпевшим (ст. 42), проведения различных следственных действий и принятия решений.
Нельзя, однако, утверждать, что в уголовном процессе вообще отсутствует диспозитивное начало. Ограничение действия публичности находит проявление и в ряде норм УПК. Например, согласно закону с согласием обвиняемого связана возможность прекращения дела на основании акта амнистии или истечения срока давности (ч. 2 ст. 27). Наконец, традиционное ограничение действия принципа публичности проявляется в установлении особого порядка решения вопроса о возбуждении и дальнейшего производства по делу частного обвинения, как правило, в зависимости от воли потерпевшего (ч. 2 ст. 20 УПК). Расширение сферы действия диспози-тивного начала предопределила ст. 76 нового УК РФ, допустившая возможность прекращения дела судом ввиду примирения лица, совершившего преступление небольшой тяжести, с потерпевшим (ст. 25 УПК).
Расширение действия диспозитивного начала в уголовном судопроизводстве означает усиление внимания законодателя к правам, свободам и интересам гражданина, стремлениями сочетать в уголовно-процессуальной деятельности интересы личности, общества и государства при определяющей роли публично-правового начала уголовного судопроизводства.
В общем виде конституционные принципы уголовного процесса можно рассматривать как закрепленные в Конституции Российской Федерации основополагающие правовые идеи, определяющие построение всего уголовного процесса, его сущность, характер и демократизм.
Они составляют базу, фундамент всего уголовного процесса.
Конституционные принципы, чтобы быть воплощенными в ткань реально функционирующего уголовного судопроизводства, должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве. Применительно к уголовно-процессуальному праву это означает их включение в УПК, притом не только путем воспроизведения в его нормах, но и посредством развития и конкретизации с учетом специфики их реализации в отдельных стадиях уголовного судопроизводства. И хотя Конституция РФ (ч. 1 ст. 15) предусмотрела прямое действие ее норм, все же в большей или меньшей степени нормы-принципы, содержащиеся в ней, нуждаются в установлении механизма их реализации применительно к отдельным стадиям и институтам уголовного процесса.
Сформулированные в соответствии с господствующими в обществе представлениями о наиболее рациональных и справедливых формах осуществления правосудия по уголовным делам конституционные принципы в своей взаимосвязи образуют систему, ту единую цепь, каждое звено которой характеризует отдельную сторону или грань уголовного процесса. Рассматривая все звенья этой цепи в единстве, можно уяснить сущность российского уголовного процесса в целом.
Принципы права не только отражают господствующие в обществе правовые взгляды, идеи, но и формулируют определенные требования, адресованные участникам правовых отношений: судьям, прокурорам и защитникам, обвиняемым и потерпевшим, истцам и ответчикам.
Действующая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правде-
Раздел I. Общие положения
ния (ст. 1). Из этого положения вытекают другие конституционные установления: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» (ст. 2). Воплощение этих положений в жизнь означает, что государство и право существуют прежде всего и главным образом для человека, реально отражают потребности членов общества и защищают и оберегают их. Эта гуманистическая ориентация Конституции РФ нашла адекватное воплощение и в установленных ею принципах уголовного процесса.
К системе конституционных, как представляется, относятся следующие принципы уголовного процесса: законность; публичность; осуществление правосудия только судом; независимость судей; всеобщее равенство перед законом и судом; неприкосновенность личности; уважение чести и достоинства личности; тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; охрана прав человека и гражданина; неприкосновенность жилища; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательность сторон; гласность; непосредственность и устность судебного разбирательства; язык уголовного судопроизводства; право на обжалование процессуальных действий и решений.
Указанные принципы уголовного процесса в полной мере действуют в стадии судебного разбирательства. На стадии предварительного следствия и дознания некоторые из них не действуют или действуют в ограниченных пределах. Если основная часть (группа) принципов в полной мере действует во всех стадиях процесса, то некоторая их часть реализуется главным образом в суде. Это не означает, что следователи и дознаватели не должны учитывать последние в ходе ведения дела на дознании и предварительном следствии. Прогнозируя результаты рассмотрения дела в суде, они, конечно, должны учитывать принципы и условия (устность, непосредственность, состязательность, непрерывность) деятельности суда. Кроме того, многие принципы, условно отнесенные нами ко второй группе, реализуются при решении процессуальных и материально-правовых вопросов в стадии исполнения приговора.
Еще по теме § 1. Понятие и система конституционных принципов уголовного процесса:
- § 3 Конституционно-правовые основы контроля в сфере нотариальной деятельности
К конституционным относятся принципы законности; публичности; равенства граждан перед законом и равенства защиты прав и законных интересов; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту; неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан; охраны личной жизни, в том числе тайны корреспонденции, телефонных и иных сообщений, чести и достоинства; использования языка, на котором ведется производство; осуществления правосудия только судом; независимости судей и подчинения их только закону; гласности судебного разбирательства; состязательности и равенства сторон в процессе; обеспечения прав граждан на судебную защиту и др.
12.Специальные принципы уголовного процесса К специальным принципам относятся всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела; оценка доказательств по внутреннему убеждению; непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства.
Такая классификация принципов имеет важное значение, поскольку с ее помощью раскрываются место, соотношение и роль каждой группы принципов в общей системе.
13.Понятие и классификация участников уголовного процесса
Участники уголовного процесса - это государственные органы, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие в уголовном процессе и наделенные определенными правами и обязанностями.
В зависимости от стоящих перед ними задач, интересов и осуществляемых функций участники уголовного процесса могут быть классифицированы следующим образом:
1) государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу (суд, прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания);
2) лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе (заинтересованные в исходе дела): обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик;
3) лица, представляющие или защищающие в уголовном процессе интересы других его участников (защитник, законные представители потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика);
4) иные лица, участвующие в уголовном процессе (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, секретарь судебного заседания).
В судебном разбирательстве могут участвовать представители трудовых коллективов и общественных организаций: общественные обвинители и общественные защитники, которые выступают от имени этих коллективов.
14.Суд его состав и полномочия Согласно ст. 108 Конституции судебная власть в РБ принадлежит судам. В соответствии со ст. 1 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей» судебная власть осуществляется общими судами, к которым относятся Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.
Суд осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение. Уголовное дело должно быть рассмотрено судом по существу только в соответствии с правовой процедурой, установленной УПК и на основе: соблюдения подсудности конкретных уголовных дел; формирования законного, независимого, компетентного и беспристрастного состава суда; отвода судей; отделения функции осуществления правосудия от функций обвинения и защиты.
Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально.
Судья единолично: 1) разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства; 2) рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает 10 лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних; 3) разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.
Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о: 1) преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь; 2) преступлениях несовершеннолетних.
Рассмотрение уголовных дел в кассационной инстанции осуществляется в составе трех судей, а в надзорной инстанции – в составе не менее трех судей.
Полномочиями суда в уголовном процессе являются:
1) подготовка и назначение судебного разбирательства;
2) рассмотрение уголовных дел по первой инстанции;
3) рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке и в порядке надзора, а также при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам;
4) обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора, а также снятие судимости;
5) рассмотрение уголовных дел с применением к лицу принудительных мер безопасности и лечения.
15.Прокурор в уголовном процессе Полномочия прокурора в уголовном процессе регламентированы Законом «О прокуратуре» и УПК. Так, согласно ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. При осуществлении своих полномочий прокурор независим и подчиняется только закону.
Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он вправе возбуждать уголовные дела, поручать их производство следователю, органу дознания, дознавателю, принимать дело к своему производству и расследовать его в полном объеме, отказывать в возбуждении уголовных дел, осуществлять надзор за расследованием уголовных дел.
Прокурор уполномочен истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело, дать указание о расследовании, отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и следователя.
По окончании предварительного расследования, прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела. Получив от органа дознания или следователя уголовное дело с постановлением о направлении дела в суд, прокурор проверяет качество расследованного дела: обоснованно или предъявлено обвинение, правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого, правильно ли избрана мера пресечения, произведено ли исследование обстоятельств дела всесторонне, полно и объективно.
В судебном разбирательстве прокурор поддерживает государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства.
Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом. Участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно, за исключением дел частного обвинения.
Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от обвинения (ст. 293 УПК).
От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой о его устранении. Это не возводит его в орган надзора за судебной деятельностью, он действует как государственный обвинитель.
Если прокурор не согласен с решением суда, он вправе принести в вышестоящий суд кассационный протест.
В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенных им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений.
В общем виде конституционные принципы уголовного процесса можно рассматривать как закрепленные в Конституции Российской Федерации основополагающие правовые идеи, определяющие построение всего уголовного процесса, его сущность, характер и демократизм. Они составляют базу, фундамент всего уголовного процесса.
Конституционные принципы, чтобы быть воплощенными в ткань реально функционирующего уголовного судопроизводства, должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве. Применительно к уголовно-процессуальному праву это означает их включение в УПК, притом не только путем воспроизведения в его нормах, но и посредством развития и конкретизации с учетом специфики их реализации в отдельных стадиях уголовного судопроизводства. И хотя Конституция РФ (ч. 1 ст. 15) предусмотрела прямое действие ее норм, все же в большей или меньшей степени нормы-принципы, содержащиеся в ней, нуждаются в установлении механизма их реализации применительно к отдельным стадиям и институтам уголовного процесса.
Сформулированные в соответствии с господствующими в обществе представлениями о наиболее рациональных и справедливых формах осуществления правосудия по уголовным делам конституционные принципы в своей взаимосвязи образуют систему, ту единую цепь, каждое звено которой характеризует отдельную сторону или грань уголовного процесса. Рассматривая все звенья этой цепи в единстве, можно уяснить сущность российского уголовного процесса в целом.
Принципы права не только отражают господствующие в обществе правовые взгляды, идеи, но и формулируют определенные требования, адресованные участникам правовых отношений: судьям, прокурорам и защитникам, обвиняемым и потерпевшим, истцам и ответчикам.
Действующая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правде-
ния (ст. 1). Из этого положения вытекают другие конституционные установления: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» (ст.
2). Воплощение этих положений в жизнь означает, что государство и право существуют прежде всего и главным образом для человека, реально отражают потребности членов общества и защищают и оберегают их. Эта гуманистическая ориентация Конституции РФ нашла адекватное воплощение и в установленных ею принципах уголовного процесса.
К системе конституционных, как представляется, относятся следующие принципы уголовного процесса: законность; публичность; осуществление правосудия только судом; независимость судей; всеобщее равенство перед законом и судом; неприкосновенность личности; уважение чести и достоинства личности; тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; охрана прав человека и гражданина; неприкосновенность жилища; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательность сторон; гласность; непосредственность и устность судебного разбирательства; язык уголовного судопроизводства; право на обжалование процессуальных действий и решений.
Указанные принципы уголовного процесса в полной мере действуют в стадии судебного разбирательства. На стадии предварительного следствия и дознания некоторые из них не действуют или действуют в ограниченных пределах. Если основная часть (группа) принципов в полной мере действует во всех стадиях процесса, то некоторая их часть реализуется главным образом в суде. Это не означает, что следователи и дознаватели не должны учитывать последние в ходе ведения дела на дознании и предварительном следствии. Прогнозируя результаты рассмотрения дела в суде, они, конечно, должны учитывать принципы и условия (устность, непосредственность, состязательность, непрерывность) деятельности суда. Кроме того, многие принципы, условно отнесенные нами ко второй группе, реализуются при решении процессуальных и материально-правовых вопросов в стадии исполнения приговора.
Еще по теме § 1. Понятие и система конституционных принципов уголовного процесса:
- Понятие, предмет, система, задачи и принципы уголовного права. Наука уголовного права
- Конституционный судебный процесс в системе российского права
- § 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
- 3.3. Характеристика отдельных принципов уголовного процесса
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ В РОССИИ
- ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ СОСТЯЗАТЕЛЬНОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
- 8.1. Понятие и система конституционного права Российской Федерации
- О ПРИНЦИПАХ ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОМУ, ОБВИНЯЕМОМУ ПРАВА НА ЗАЩИТУ В СОСТЯЗАТЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
- 5.2. Понятие «участники уголовного процесса» и их классификация
- ПРЕЗУМПЦИЯ ПРАВОСУБЪЕКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА КАК ГАРАНТИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ СТОРОН В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ
- Копылова О. П.. Уголовный процесс. Общая часть уголовного процесса и досудебные стадии: учеб.- метод. пособие / О.П. Копылова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, - 128 с., 2007
- Понятие и классификация «национальных» типов уголовного процесса
- 6.4. Понятие и свойства доказательств в уголовном процессе
- ПРИВОД В СИСТЕМЕ МЕР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИНЦИПА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -