Правовое регулирование товаров работ и услуг. Правовое регулирование реализации товаров, работ, услуг


20.1. Предприниматели получают прибыль от реализации товаров, работ, услуг. Понятие реализации дано в ст. 39 Налогового кодекса РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Законодательством РФ (ст. 39 НК РФ) установлены случаи, когда передача товаров, работ, услугне признается реализацией:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

иные операции в случаях, предусмотренных законом.

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на правовое и организационное. Правовое выражается в принятии нормативно-правовых актов, устанавливающих определенные требования к процессу реализации. Организационное регулирование реализации товаров, работ, услуг осуществляется через деятельность государственных органов.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным. К прямому относится установление случаев обязательного заключения договоров, в частности, для обеспечения государственных нужд и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности, установлении льгот.

20.2. Правовыми формами реализации товаров, работ и услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

Договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

Договоры, направленные на передачу результатов работ;

Договоры, направленные на оказание услуг.

Порядок заключения договора на торгах установлен ГК РФ и рядом законодательных и подзаконных актов.

Общие положения заключения договоров на товарных биржах установлены законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». К особенностям биржевых сделок относятся:

Заключение их участниками биржевой торговли;

Заключение сделок в ходе биржевых торгов;

Заключение сделок в отношении биржевого товара, под которым понимается неизъятый из оборота товар определенного рода и качества;

Регистрация заключенных сделок на бирже.

Имеет свои особенности заключениедоговоров на выставках и ярмарках. Организация деятельности ярмарок и выставок регламентируется специальными нормативными актами.

20.3. Особенности реализации товаров, работ и услуг в целях обеспечения государственных нужд

Правовое регулирование поставок товаров для государственных нужд осуществляется законом РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Государственные нужды – потребности РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Поставки товаров для государственных нужд осуществляются в целях:

Создания и поддержания государственных материальных резервов РФ;

Поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ;

Обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в т.ч. валютно-кредитных обязательств РФ.

Для решения задач по обеспечению особо важных государственных нужд принимаются федеральные и межгосударственные целевые программы . Государственным заказчикоммогут выступать федеральный орган исполнительной власти, иное государственное учреждение или федеральное казенное предприятие.

Государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов.

Конкурс – способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Победителем конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. С победителем конкурса заключается государственный контракт , т.е.договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РФ.

Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

2. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли- продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Статья 500. Цена и оплата товара

1. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

2. В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (статья 487), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

3. К договорам розничной купли- продажи товаров в кредит, в том числе с условием оплаты покупателем товаров в рассрочку, не подлежат применению правила, предусмотренные абзацем первым пункта 4 статьи 488 настоящего Кодекса.

Покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара.

Часть вторая

Раздел IV. Отдельные виды обязательств

Глава 30. Купля-продажа

§ 1. Общие положения о купле- продаже

§ 2. Розничная купля-продажа

Статья 492. Договор розничной купли- продажи

Статья 493. Форма договора розничной купли-продажи

Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

Статья 496. Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок

Статья 497. Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара

Статья 498. Продажа товаров с использованием автоматов

Статья 499. Продажа товара с условием о его доставке покупателю

Статья 500. Цена и оплата товара

Статья 501. Договор найма-продажи

Статья 502. Обмен товара

Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

Статья 504. Возмещение разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества

Статья 505. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре

§ 3. Поставка товаров

Статья 506. Договор поставки

Статья 507. Урегулирование разногласий при заключении договора поставки

Статья 508. Периоды поставки товаров

Статья 509. Порядок поставки товаров

Статья 510. Доставка товаров

Статья 511. Восполнение недопоставки товаров

Статья 512. Ассортимент товаров при восполнении недопоставки

Статья 513. Принятие товаров покупателем

Статья 514. Ответственное хранение товара, не принятого покупателем

Статья 515. Выборка товаров

Статья 516. Расчеты за поставляемые товары

Статья 517. Тара и упаковка

Статья 518. Последствия поставки товаров ненадлежащего качества

Статья 519. Последствия поставки некомплектных товаров

Статья 520. Права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров

Статья 521. Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров

Статья 522. Погашение однородных обязательств по нескольким договорам поставки

Статья 523. Односторонний отказ от исполнения договора поставки

Статья 524. Исчисление убытков при расторжении договора

Основополагающее значение для развития правового регулирования хозяйственной деятельности при переходе к рыночной экономике имеют появление частной собственности и частного предпринимательства, отказ от директивного планирования. С этим связано повышение роли частноправового регулирования хозяйственной деятельности. Однако это не означает отказа от ее публично-правового регулирования. Оно сохраняется, хотя и используется в новых формах, соответствующих условиям рыночной экономики. Сочетание публично-правовых и частноправовых начал имеет существенное значение в современном правовом регулировании хозяйственной деятельности.

Одной из основных задач регулирования хозяйственной деятельности является обеспечение субъектов данных правоотношений нормативно-правовой базой для осуществления предпринимательской деятельности с минимальными рисками, дополнительными гарантиями безопасности сделок, что в свою очередь влияет на уровень развития экономических отношений; легализации «теневого» бизнеса, улучшения благосостояния населения и как следствие повышения его уровня жизни, а также рост внутренних и внешних экономических показателей страны в целом.

1. Понятие и формы реализации товаров.

2.Договоры о реализации товаров.

3. Договоры о выполнении работ.

4. Договоры об оказании услуг.

Первый вопрос необходимо начать с понятия реализации. Прямые договорные связи. Особенности организации работы на заказ и на свободный рынок. Изучение потребительского спроса. Направления стимулирования сбыта. Законодательство о реализации предпринимательских договоров.

Во втором вопросе раскрыть понятие товара, как предмета продажи, требования, предъявляемые к его реализации. Понятие и система договоров продажи товара. Публично-правовые требования в сфере продажи товара. Особенности поставки товаров для государственных нужд.

В третьем вопросе раскрыть понятие и признаки работы как объекта хозяйственного оборота. Виды работ. Система договоров, обеспечивающих выполнение работ. Субъектный состав правоотношений в сфере выполнения работ. Лицензирование деятельности.

В четвертом вопросе дать понятие услуги, виды услуг в хозяйственном обороте. Сроки, субъекты, место оказания услуг. Правовые формы реализации услуг по хранению, транспортных, банковских и иных услуг.

Задание. Найдите для каждого вида предпринимательского

Договора присущий ему признак

1.Строительный подряд А. Среди всех договоров на передачу товаров в этом предусмотрен законом переход к сторонам права собственности на товары одновременно после исполнения основных обязательств.
2.Фрахтование Б. Договор, по которому передается товар только производимый или закупаемый одной из сторон.
3.Товарный кредит В. Правовая конструкция договора применима для реконструкции предприятия.
4.Возвратный лизинг Г. Одна сторона обязуется предоставить другой за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.
5.Мена Д. По этому договору можно получить право на будущее требование денежных средств.
6.Поставка товаров Е. В качестве вклада в общее дело стороны могут внести не только имущество, но и профессиональные знания, деловые связи.
7.Простое товарищество Ж. В условиях неизвестности фирмы на рынке она может прибегнуть к использованию прав на средства индивидуализации другой, авторитетной фирмы.
8.Дистрибьюторский договор З. У продавца оборудования падает спрос на его товар, и продавец готов его продавать с условием, что сам же выступит арендатором этого оборудования.
9.Факторинг И. По этому договору одна сторона, как правило, получает исключительные права организовать сбыт определенных товаров другой стороны на указанной территории, определенным способом и обязуется не торговать товарами других фирм.
10.Коммерческая концессия К. Правовая конструкция этого договора удобна в случае, когда предприниматель, занимающийся производством, нуждается в непрерывном потреблении определенных видов сырья и материалов, в то время когда другой предприниматель не всегда имеет покупателей на такие объекты.

Примечание. Ответы на тест должны выглядеть следующим образом, например, 1-Д; 2-К и т.д.

Нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1994 г. № 32. Ст. 3301.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 16.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998 г. № 31. Ст. 3824.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

4. ФЗ РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995. № 147-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

5. ФЗ РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №52. Ст.5140.

6. ФЗ РФ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // СЗ РФ. 2005. №1. Ст.36.

7. ФЗ РФ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст.3126.

8. ФЗ РФ от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». // СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 27.

9. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.140.

10. Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 «Вопросы федеральной службы безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.

Литература

1. Барков А.В. Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг. М., «Юрист». 2008.

2. Бесфамильная Л. Гражданская ответственность за качество продукции. // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 4.

3. Воронов Д.М. Договорная и налоговая цены сделки. Сделки, совершаемые между взаимозависимыми лицами. // Налоговый вестник. 2008. № 12.

4. Кисурина Л.Г. Кредиты и займы. // Экономико-правовой бюллетень. 2008. № 4.

5. Кисурина Л.Г. Сложные сделки: учет, налоги, право. // Экономика и жизнь. 2007. №12.

6. Смагина И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. М., Омега-Л. 2009.

В первом вопросе необходимо дать понятие рекламы, охарактеризовать нормативно-правовые акты в сфере рекламной деятельности. Реклама как инструмент конкуренции. Коммерческая, социальная и политическая реклама.

Во втором вопросе раскрыть основные принципы организации рекламной деятельности. Правдивость, этичность, благопристойность рекламы. Недопустимость злоупотребления доверием потребителя. Требования к распространению рекламы. Договор на проведении рекламных услуг.

Отвечая на третий вопрос , дать понятие и правовое положение рекламодателя, ркламопроизводителя, рекламораспространителя, потребителя рекламы.

В четвертом вопросе перечислить средства рекламы. Правовая регламентация рекламы в прессе, на радио и телевидении, наружная реклама. Реклама в зависимости от предоставляемых услуг.

В пятом вопросе раскрыть особенности рекламы в зависимости от видов товаров. Реклама алкогольных напитков, медикаментов, оружия.

Раскрыть в шестом вопросе виды юридической ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Понятие контррекламы, порядок ее осуществления, органы, принимающие решение о контррекламе. Виды гражданско-правовой ответственности. Административная ответственность. Уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу.

Тест.

1. Отношения, связанные с выполнением условий договора подряда между рекламодателем и рекламопроизводителем, регулируются:

Б.Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О рекламе».

В. Законом РФ «О защите прав потребителей».

А. Договор подряда.

Б. Договор оказания услуг.

В. Агентский договор.

А. Поручения или трудовом.

Б. Комиссии или агентирования.

В. Доверительного управления.

А. Договоров на передачу исключительных прав.

Б. Договоров коммерческой концессии.

В. Агентских договоров.

А. Агентский договор.

Б. Договор подряда.

В. Договор поручения.

А. Выполнить определенную работу и сдать ее рекламопроизводителю.

Б. Оказать определенные услуги.

7. По договору комиссии обязанности комитента, как правило, выполняют:

8.Предложение о заключении договора, достоверно свидетельствующее о намерении лица заключить договор, адресованное нескольким конкретным лицам и содержащее все существенные условия договора, - это:

А. Только в письменной форме, т.е. путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от одной из сторон по договору.

Б. Только путем составления одного документа, подписанного сторонами.

В. Как в устной, так и в письменной форме.

А. За вознаграждение; по поручению принципала; от своего имени, но за счет принципала; либо от имени и за счет принципала.

Б. За вознаграждение либо безвозмездно; по поручению принципала; от своего имени, но за счет принципала.

Нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. №12. Ст. 1232.

3. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 №508 «Об утвер­ждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Рос­сийской Федерации о рекламе». // СЗ РФ. 2006. №35. Ст. 3758

Литература

1. Аполлонов А.О. Проблемы ответственности за нарушение зако­нодательства о рекламе // Закон. 2007. № 1.

2. Баранова М.В. Новеллы базового Закона « О рекламе» // Рекла­ма и право. 2007. № 1.

3. Дорский А.Ю.Практика применения Закона "О рекламе" в 2008 г. // Реклама и право. 2009. №1.

4. Лебедева Н.Н., Дацюк О.П. Правовые аспекты Интернет-рек­ламы // Право и экономика. 2007. № 1.

5. Макарьян Д.В., Комаров А.А. О некоторых новеллах Закона о рекламе // Реклама и право. 2007. № . Минбалеев А.В. Понятие и виды рекламы как объекта информационных правоотношений // Информационное право. 2009. №2.

6. Нечуй-Ветер В.Л. Компетенция органов местного самоуправ­ления в сфере наружной рекламы // Закон. 2007. № 1.

7. Ремез И. Особенность административной ответственности за правонарушения в сфере рекламы // Реклама и право. 2007. №1.

Тема 12. Правовые основы ценообразования и цен

1. Понятие и правовое значение цены и ценообразования.

2. Виды цен и тарифов.

3. Виды государственного ценового регулирования.

4.Ответственность за нарушения в сфере ценообразования.

В первом вопросе дать понятие цены, сущность и роль ценообразования. Методы ценообразования. Факторы, влияющие на выбор метода ценообразования. Функции цены. Правовое значение цены.

Во втором вопросе раскрыть виды цен по способу установления. Ценовая стратегия компании, исходя из жизненного цикла товара. Понятие и виды тарифов.

В третьем вопросе раскрыть понятие государственного ценового регулирования. Прямое и косвенное государственное ценовое регулирование. Органы и принципы осуществления регулирования цен на продукцию субъектов естественных монополий. Государственный контроль за монопольно высокими (низкими) ценами и ценовыми соглашениями на товарных рынках.

В четвертом вопросе перечислить виды нарушений порядка применения регулируемых цен (тарифов). Юридическая ответственность за правонарушения в сфере ценообразования: виды и основания возникновения.

Нормативные акты

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146 – ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3824.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст.1.

3. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №13. Ст.1177.

4. Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // 1995. №16. Ст. 1316.

5. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. №34. Ст. 3426.

6. Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» // СЗ РФ. 1998. №26. Ст. 3006.

8. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорож­ном транспорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №2. Ст.169.

Литература

1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. Учеб. пособие. М., 2006.

2. Бойчук Ю.В. К вопросу о государственном секторе в рыночной экономике // Право и государство: теория и практика. 2006. № 3.

3. Вереникин А. Общность принципов ценообразования на кон­курентном и монополизированном рынках // Вопросы экономи­ки. 2005. № 10.

4. Гаврилина Е.А., Лахно П.Г. «Правовое обеспечение становления и развития энергетических рынков в России (нефти, нефтепродуктов и природного газа)» // Предпринимательское право. 2009. №3.

5. Ершова И.В. Ценовое регулирование предпринимательской де­ятельности // Закон. Журнал для деловых людей. 2005. № 12.

6. Салимжанов И.К. Ценовая политика организации // Финансы. 2006. № 8.

Как следует из понятия предпринимательской деятельности, ос­новной ее целью является получение прибыли. Прибыль предприни­матели получают в результате реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ, услуг организацией и индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возме­здной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним ли­цом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

(Ст. 39НКРФ)

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача то­варов, работ, услуг не признается реализацией. В частности, не рас­сматриваются как реализация:

Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

Передача товаров, работ, услуг, если такая передача носит ин­вестиционный характер;

Передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределе­нии имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта 1 .

Государственное регулирование реализации товаров, работ, ус­луг можно подразделить на правовое и организационное.

Правовое регулирование выражается в принятии нормативных правовых актов, устанавливающих определенные требования к про­цессу реализации. В законодательстве установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг и порядку их реализа­ции, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены и др. Нормативные правовые акты, содержащие такие прави­ла, были рассмотрены в соответствующих главах данного учебника. В этой главе остановимся на порядке формирования финансовых результатов деятельности.

Организационное регулирование реализации товаров, работ, ус­луг осуществляется через деятельность государственных органов.

Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности, как уже отмечалось, может быть прямым и косвенным. К прямому государственному регулированию в данной области относятся установление случаев обязательного заключения дого­воров, в частности, для обеспечения государственных нужд, уста­новление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др. Косвенное ре­гулирование выражается, в частности, в стимулировании предпри­нимательской деятельности путем предоставления льгот, например, для предпринимателей, которым присвоено звание «Поставщик про­дукции для государственных нужд России». Субъектам малого предпринимательства гарантируется участие в производстве това­ров для государственных нужд в размере не менее 15 процентов общего объема поставок каждого вида продукции 2 .

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являют­ся различные договоры. В зависимости от предмета реализации вы­деляют:

Договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

Договоры, направленные на передачу результатов работ;

Договоры, направленные на оказание услуг.

Нормы, определяющие содержание, условия заключения, растор­жения и исполнения договоров, основания ответственности сторон за

Положение о звании «Поставщик продукции для государственных нужд России» утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1997 г. № 1062 // СЗ РФ. 1997. №35. Ст. 4084.

неисполнение или ненадлежащее исполнение условий содержатся в Гражданском кодексе РФ, а также в иных законодательных актах. Так, Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» уста­навливаются требования к содержанию договора лизинга и его форме, предусматриваются права и обязанности сторон. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» определяет обязательные требо­вания к форме и содержанию договора, заключаемого между оценщи­ком и заказчиком 1 .

Договоры, опосредующие предпринимательскую деятельность по реализации товаров, работ, услуг, могут заключаться традицион­ным способом, т. е. путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами.

Помимо этого законодательством предусмотрена возможность заключения таких договоров на торгах, биржах, яр­марках и выставках.

Порядок заключения договоров на торгах установлен Граждан­ским кодексом РФ и целым рядом законодательных и подзаконных актов. Гражданским кодексом закрепляются общие правила прове­дения торгов в форме аукционов и конкурсов. Специальные нормы регулируют отношения по проведению торгов, предметом которых является заключение договоров в отдельных сферах предпринима­тельской деятельности.

Общие положения заключения договоров на товарных биржах уста­новлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных бир­жах и биржевой торговле». Специальные положения закрепляются правилами биржевой торговли, которые принимаются каждой товар­ной биржей. В этих правилах должны быть определены."

Порядок проведения биржевых торгов;

Виды биржевых сделок;

Порядок регистрации и учета биржевых сделок;

Порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих бир­жевых торгах (в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен), о товарных рынках и рыночной конъюнктуре бир­жевых товаров;

Порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок и пр.

К особенностям биржевых сделок относятся:

1) заключение их участниками биржевой торговли;

2) заключение сделок в ходе биржевых торгов;

3) заключение сделок в отношении биржевого товара, под кото­рым понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на ука­занный товар, допущенный в установленном порядке биржей к бир-

жевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности;

4) регистрация заключенных сделок на бирже.

Заключение договоров на ярмарках и выставках также имеет свои особенности. Организация деятельности ярмарок и выставок регламентируется специальными нормативными актами.

Например, в целях развития выставочной деятельности в агропро-

сия по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в агропромыш­ленном и рыбохозяйственном комплексе России. Положение о Комиссии утверждено приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20 де­кабря 2004 г. № 543 1 . Основными задачами Комиссии являются:

Выработка и реализация современной концепции развития вы- ставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и рыбо- хозяйственном комплексе России;

Определение приоритетности выставок-ярмарок и связанных с ними мероприятий в агропромышленном и рыбохозяйственном ком­плексе России;

Содействие продвижению на международный рынок отечест­венных передовых научно-технических разработок и товарной про­дукции, представленных на выставках и ярмарках;

Рассмотрение проектов нормативных правовых актов, касаю­щихся выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе России.

Для реализации указанных задач Комиссия вправе принимать решения рекомендательного характера по выставочно-ярмарочной деятельности для участников и организаторов этих мероприятий.

В некоторых случаях нормативными правовыми актами устанав­ливаются Правила оказания услуг и проведения работ. В качестве примера можно привести утвержденные Постановлением Правитель­ства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 Правила оказания услуг почто­вой связи 2 или утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 Правила оказания услуг телефонной связи 3 .

Существенные особенности имеет порядок реализации товаров, работ, услуг для государственных нужд. Их наличие предопределило необходимость рассмотрения данного вопроса в отдельном параграфе.

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 20 декабря 2004 г. № 543 «О Комис­сии по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и ры­бохозяйственном комплексе России»

Еще по теме 1. Понятие реализации товаров, работ, услуг:

  1. 5.8. Момент определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг
  2. Непризнание рекламных расходов в целях налога на прибыль при отсутствии роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг
  3. 17. РАСХОДЫ НА ТЕКУЩЕЕ ИЗУЧЕНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ) КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА, СБОР ИНФОРМАЦИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННОЙ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) (ПП. 27 П. 1 СТ. 264 НК РФ)
  4. Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг)
  5. Проверка операций по реализации продукции (работ, услуг)
  6. 3. Страхование гражданской ответственности производителей товара, исполнителей работ (услуг)
  7. Финансирование затрат на производство и РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
  8. 1.1.4. Учет векселей, полученных в оплату поставленного товара (работы, услуги)
  9. 11.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции (работ и услуг)
  10. 6.4.9. Уплата НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным организацией до перехода на упрощенную систему налогообложения
  11. 6.1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), ее состав, структура и факторы роста
  12. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
  13. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
  14. § 7. Особенности налогообложения НДСпри перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ
  15. 4.Финансирование затрат на производство и РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

13. Правовое регулирование реализаии товаров, работ и услуг.

Пр. формами я-ся договор поставки, оптовые купли-продажи, мены, контрактации, энергоснабжения. Целью таких договоров я-ся получение прибыли, предмета им-ва от предпринимательской д-ти. Поставки для гос нужд производятся для удовлетворения потребностей РФ в продукции, необходимой для решения общенац проблем, реализации соц-эконом, оборонных, научно-тех, природно-эконом и др фед целевых программ для обороноспособности, безопасности и др задач. Правительство подбирает заказчиков. В контракте могут быть обговорены конкретные льготы, условия. По договору поставки потавщик-продавец осуществляя предпринимательскую д-ть, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской д-ти. Основные особенности договора поставки: 1.пр статус поставщика – юр лицо или индивидуальный предприниматель; 2.цель приобретения товара; 3.срок исполнения об-ва поставки как существенное условие; 4.возможна оптовая продажа либо в срок, либо отдельными партиями в течении периода; 5.момент заключения не совпадает с момента исполнения. Договор мены – гр-пр договор, по кот каждая сторона обязуется передать в собственность др стороне один товар в обмен на др. Это консенсуальный возмездный договор. Применяются правила по договору о купли-продажи. Договор контрактации – разновидность договора купли-продажи и договора поставки в силу чего к нему применимы правила, относящиеся как к договору поставки, так и к договору поставки для гос нужд. По договору производитель обязуется передать, выращенную, произведенную им сельскохоз продукцию заготовителю, т.е. лицу, закупающему такую продукцию для переработки или продажи. Договор энергоснабжения – при заключении договора применяются общие положения о д-ре. Это публичный договор, заключается со всеми потребителями энергии. Заключение договора возможно, если потребитель выполнил тех условия по присоединению энергопринимающего устройства к действующим энергетическим сетям, что должно быть удостоверено гос энерго надзором.

13. Правовое регулирование реализации товаров, работ, услуг

Под реализацией понимается передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; передача результатов выполненных работ; оказание услуг другому лицу.

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ не рассматривается как реализация:осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты; и т.д

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование выражается в установлении в нормативно-правовых актах требований к реализации товаров, работ, услуг. В частности, установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены, налогообложению полученной прибыли.

Организационное регулирование осуществляется различными государственными органами: Министерством экономического развития и торговли РФ, Государственным комитетом РФ по государственным резервам, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством финансов РФ и др.

Государственное регулирование в данной области может быть прямым и косвенным.

К прямому государственному регулированию относится установление случаев обязательного заключения договоров, например, для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др.

Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот. Например, предусмотрено предоставление льгот предпринимателям, которым присвоено звание "Поставщик продукции для государственных нужд России".

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках. Конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта - это та прибыль (убыток), которую получает предприниматель в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в результате осуществления внереализационных операций.

14. Правое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости or источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое.

В рыночных условиях хозяйствования 1теударство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам; предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации; предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств;


Деятельность с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Субъекты хозяйствования – это участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеющие отдельное жилье и несущие ответственность по своим обязательствам в рамках этого имущества, кроме...

Предусмотрены в положениях ст. 2 Закона о нормативных правовых актах и имеют силу того нормативного правового акта, которым они утверждены. Иные источники хозяйственного права Республики Беларусь 1. Международный договор В соответствии с правилом ч. 2 ст. 27 Закона РБ от 23 октября 1991 г. «О международных договорах Республики Беларусь» нормы международных договоров Республики Беларусь...

Присущее праву как социальному институту; д) дает возможность объяснять нормотворческие и правореализационные решения и предвидеть последствия нарушения закономерностей правового регулирования. Наука хозяйственного права и ее развитие крайне необходимы для разработки целей правового регулирования предпринимательской деятельности, учета внешних аргументов, то есть факторов, находящихся за...

Деловой репутации и принцип единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений. Сущность принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений состоит в том, что любая норма хозяйственного права должна соответствовать экономической ситуации, сложившейся в регулируемой сфере деятельности на момент...



Просмотров