Постановление 1259 от 06.12 12. С изменениями и дополнениями от. Положение об условиях государственного обеспечения государственного научного центра российской федерации - всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени н.и. вавил

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА НА СЛУЖБУ

В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - служба).

2. Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее - психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее - кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).

3. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.

4. Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования).

5. Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.

6. Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

7. Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

8. Методика проверки личных и деловых качеств кандидатов, методики выявления факторов риска (за исключением факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил), а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение и выявление личных и деловых качеств и факторов риска, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Методики выявления факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на их выявление, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на день этих обследований трудового стажа, стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, указанный в подпункте "к" пункта 7 настоящих Правил, не проверяется.

10. Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее - комиссии).

11. В состав комиссий включаются специалисты кадровых подразделений и медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика", а также имеющие иное высшее медицинское или педагогическое образование, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по соответствующей специальности (далее - специалисты). Изучение личных и деловых качеств, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также выявление факторов риска, указанных в подпунктах "в" - "к" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами кадровых подразделений с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде. Выявление факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации с применением медицинских изделий.

12. Порядок формирования комиссий и утверждения положений о комиссиях, а также типовое положение о комиссии утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

13. Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о поступлении на службу.

14. Кандидату в день оформления письменного согласия кадровым подразделением выдается направление на прохождение комплексного обследования (далее - направление), в котором указываются дата, время и место проведения этого обследования.

15. Форма направления и образец письменного согласия кандидата утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

16. Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования.

17. Члены комиссии в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направления. При осуществлении медицинского обследования необходимым предварительным условием такого обследования является информированное добровольное согласие кандидата на медицинское вмешательство на основании предоставленной специалистом в доступной форме полной информации о целях, методах медицинского обследования, риске, связанном с таким обследованием, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях и предполагаемых результатах. При отказе от медицинского вмешательства кандидату должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

18. На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии, придя к общему мнению, составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение) по форме, утверждаемой Министром внутренних дел Российской Федерации.

В случае возникновения разногласий между членами комиссии каждый из них (член комиссии, который не согласен с другими) составляет рапорт, который прилагается к заключению и служит его составной частью. Член комиссии, составивший рапорт, не подписывает заключение.

19. Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:

20. К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

21. Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

22. К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

23. К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил).

24. Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной).

25. Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

26. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 25 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

27. Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и приобщается кадровым подразделением к личному делу сотрудника (материалам изучения этого кандидата).

28. Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

29. Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся применения настоящих Правил, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).

30. В состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники центрального аппарата, территориальных органов, образовательных, научных и медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители других федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, учреждений и иных организаций (по согласованию), имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика" и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.

31. Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

32. Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию, а при несогласии с ее решением - в суд.

33. Руководитель в случае несогласия с заключением или получения кадровым подразделением заключения, содержащего рапорт, указанный в пункте 18 настоящих Правил, направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия с заключением или разногласий между членами комиссии.

34. Решения центральной комиссией принимаются в течение 30 суток со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил.

35. В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил, в деятельности комиссии выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится комиссией, определяемой центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено комиссии, в деятельности которой выявлены нарушения установленного порядка психологического отбора.

36. Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

психодиагностика и познание личности

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: НОВЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ГРАЖДАН, ПОСТУПАЮЩИХ НА СЛУЖБУ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МВД

М. Н. Дашко, М. В. Виноградов

В статье во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» рассматриваются вопросы реализации в органах внутренних дел нового подхода к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения системы МВД России, обсуждаются методы выявления у них факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения, делается вывод о том, что на службу в органы внутренних дел в связи с реализацией нового подхода не смогут поступить лица, не способные в дальнейшем успешно противостоять воздействию факторов экстремального характера службы, овладеть в установленные сроки необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, комплексное обследование кандидатов на службу в органы внутренних дел, психодиагностическое тестирование, специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа, профессиональная психологическая пригодность.

В течение последних лет в МВД России проделана значительная работа по совершенствованию кадровых технологий и процедур, повышению влияния кадровой работы на результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации ". В числе прочих руководством Министерства внутренних дел Российской Федерации была поставлена задача качественного изменения системы профессионального психологического отбора кандидатов на службу, приведения ее в соответствие с предъявляемыми требованиями и справедливыми ожиданиями граждан к профессиональному и нравственному облику современного сотрудника органов внутренних дел.

В связи с этим по инициативе Департамента государственной службы и кадров МВД России впервые были определены личные и деловые качества, кото-

рыми должен обладать гражданин, способный выполнять служебные обязанности сотрудника, а также факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения 2, наличие которых препятствует поступлению на службу. Эти качества и риски были определены в Правилах профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 3.

В этих же Правилах был сформулирован новый подход к отбору кандидатов, суть которого в комиссионном и комплексном рассмотрении психологами подразделений по работе с личным составом и специалистами центров психофизиологической диагностики вопросов о профессиональной психологической пригодности граждан к службе в органах внутренних дел.

Важнейшим шагом в качественном изменении системы профессионального психологического отбора стали издание и государственная регистрация в Минюсте России в 2014 г. приказа МВД России «О мерах по реализации в органах внутренних дел постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259» 4.

Данным приказом утверждены методика проверки личных и деловых качеств кандидатов на службу и выявления у них рисков отклоняющегося поведения 5, критерии оценки результатов комплексного обследования, типовое положение о комиссии по профессиональному психологическому отбору 6, а также образцы документов, подготавливаемых в ходе обследования кандидатов на службу.

Кардинальным образом была изменена роль психологов и специалистов-полиграфологов подразделений по работе с личным составом. Именно на них теперь возложены обязанности по изучению всего спектра личных и деловых качеств кандидатов и выявлению у них большинства (восьми из одиннадцати) существующих факторов риска (связанных с совершением кандидатами на службу уголовно наказуемых деяний или административных проступков).

Конкретизированы и уточнены задачи специалистов центров психофизиологической диагностики 7, которые в текущем году приступили к работе по выявлению у кандидатов так называемых «медицин-

ских» противопоказаний к поступлению на службу. Речь идет о рисках:

Злоупотребления алкоголем или токсическими веществами;

Потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

Склонности к суицидальному поведению.

При этом изучение личных и деловых качеств

кандидатов и выявление у них факторов риска носит комплексный характер. В ходе профессионального психологического отбора проводятся психологические и психофизиологические исследования, тестирования, медицинские обследования, в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий.

Результаты совместной работы психологов и медицинских работников будут самым внимательным образом рассматриваться комиссиями. На основании проведенного комплексного обследования члены комиссии, придя к общему мнению, в отношении кандидата на службу сделают один из четырех выводов:

К четвертой категории профессиональной пригодности комиссия отнесет тех кандидатов на службу, у которых установлен низкий уровень развития личных и деловых качеств или выявлен один из факторов риска. Решение комиссии в форме соответствующего заключения будет приобщено к личному делу сотрудника (материалам изучения кандидата).

Таким образом, на службу в органы внутренних дел не смогут поступить лица, не способные в дальнейшем успешно противостоять воздействию факторов экстремального характера службы, овладеть в установленные сроки необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника.

К настоящему времени соответствующие комиссии сформированы в центральном аппарате МВД России, оперативных бюро МВД России, а также во всех министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации, образовательных организациях высшего образования системы МВД России (общее количество - 109 комиссий). В их состав вошли специалисты, имеющие необходимое профессиональное образование, а в качестве председателей комиссий определены руководители подразделений психологической работы (старшие психологи).

При этом в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном (за исключением

оперативных бюро МВД России) и районном уровнях, в общеобразовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования системы МВД России, научно-исследовательских организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, формирование комиссий не предусмотрено из-за отсутствия в указанных органах, организациях и подразделениях МВД России необходимых специалистов. Прежде всего - специалистов медицинских организаций, поскольку данные организации находятся в ведении министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

Ответственность за организацию профессионального психологического отбора кандидатов на службу в указанные подразделения системы МВД России возложена на комиссии, сформированные в территориальных органах МВД России на региональном уровне.

Так, например, в отношении кандидатов, поступающих на службу в Управление на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу, заключение вынесет комиссия ГУ МВД России по Нижегородской области. При этом организовать обследование кандидатов можно по-разному. Например, поручить специалистам подразделений, в которых отсутствуют соответствующие комиссии, проведение отдельных видов обследования (тестирование, психодиагностическая беседа, специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа 8) с последующим представлением полученных результатов и заполненного акта комплексного обследования в комиссию территориального органа МВД России на региональном уровне.

В Правилах психологического отбора и приказе МВД России, изданных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259, определены права и обязанности не только специалистов, ответственных за проведение комплексного обследования, и членов комиссии, но и самих граждан, которые пройдут обследование.

В частности, кандидаты на службу имеют право ознакомиться с заключением, которое подготовит комиссия по завершении обследования, и в случае несогласия с данным заключением они могут обратиться в Центральную комиссию МВД России по профессиональному психологическому отбору 9 (а не сразу обращаться в суд). Данная комиссия создана в целях урегулирования возможных разногласий между гражданами и руководителями, уполномоченными принимать решение о приеме на службу. В ее состав вошли квалифицированные сотрудники ДГСК МВД России, Управления медицинского обеспечения ДТ МВД России, Московского университета МВД России

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Дашко М. Н., Виноградов М. В. Профессиональный психологический отбор на службу...

им. В. Я. Кикотя, Академии управления МВД России, представители Российского психологического общества. Правила обязывают Центральную комиссию МВД России рассмотреть жалобу кандидата на службу не позднее 30 дней с момента ее регистрации.

По мнению разработчиков нормативно-правовой базы профессионального психологического отбора, комиссионный и комплексный подход к оценке личных и деловых качеств кандидатов на службу будет способствовать эффективному комплектованию органов внутренних дел, а также станет основной для проведения непрерывного психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности сотрудников (от приема на службу вплоть до увольнения на пенсию).

В изданных нормативных правовых актах существенным образом изменен порядок обследования граждан, направляемых в образовательные организации высшего образования системы МВД России на обучение по очной форме.

Напомним, что ранее кандидату приходилось проходить процедуру психологического отбора дважды (в территориальном органе и затем в образовательной организации), в отдельных случаях - трижды. Следствием такой бюрократической и не лишенной коррупционных рисков схемы профессионального психологического отбора являлись разногласия между психологами территориальных органов, ЦПД и образовательных организаций. При этом у руководителей, уполномоченных принимать решения о направлении на обучение (зачислении на обучение), в этой ситуации возникал логичный вопрос: «Мнению какого специалиста доверять?».

Нередкими были и конфликтные ситуации, когда кандидаты или их родители (законные представители) оспаривали выводы психологов образовательных организаций, обоснованно полагая, что заключение ЦПД, имеющееся в личном деле, является единственным документом, указывающим на степень профессиональной психологической пригодности кандидата. Поскольку действовавшая до октября прошедшего года Инструкция о порядке отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел устанавливала обязанность руководителя учитывать при решении вопросов о приеме на службу (обучение) только заключение ЦПД.

При этом ссылки руководителей на распоряжения МВД России, письма ДГСК МВД России или приказы МВД России, не прошедшие государственную регистрацию, которыми предусматривалось повторное обследование в образовательной организации, были малообоснованными. Законность названных правовых актов не была подтверждена Минюстом России.

В настоящее время процедура профессионального психологического отбора изменена - кандидат на обучение пройдет психологический отбор один раз. Так, если гражданин проживает в субъекте Российской Федерации, в котором расположена образо-

вательная организация, он пройдет психологический отбор в указанной организации. В случае если гражданин направляется на обучение в иной субъект Российской Федерации, он пройдет психологический отбор в территориальном органе МВД России по месту своего жительства. Таким образом, сокращены административные барьеры при получении гражданами высшего образования в образовательных организациях системы МВД России.

Кроме того, в связи с применением во всех органах, организациях и подразделениях системы МВД России единого подхода к изучению личных и деловых качеств кандидатов на службу обеспечено проведение проверки граждан на соответствие требованиям, предъявляемым не только к потенциальным курсантам, но и к будущим сотрудникам территориальных органов и иных подразделений системы МВД России.

Несколько слов о методике проверки личных и деловых качеств кандидатов, которая будет применяться психологами подразделений по работе с личным составом. В ней содержится четко прописанная процедура психологического отбора. Каждый кандидат на службу (обучение) должен пройти несколько этапов отбора, в том числе психологическое тестирование и собеседование с психологом для определения профессиональной психологической пригодности, а также СПФИ.

Отметим, что будущий сотрудник должен обладать достаточным уровнем общего интеллектуального развития, способностями к логическим суждениям и умозаключениям, быть эмоционально устойчивым, уравновешенным, умеющим контролировать поведение и внешнее проявление эмоций. Немаловажными характеристиками, изучаемыми в ходе психологического отбора, являются степень выдержки кандидата, его смелости, решительности, настойчивости, а также работоспособности. В качестве обязательного требования к личности будущего сотрудника выступает высокий уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали.

Каждый потенциальный сотрудник органов внутренних дел или курсант ведомственного вуза пройдет проверку на полиграфе в целях выявления факторов риска. Это требование ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 10. При этом кандидат ответит на вопросы о достоверности анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, наличии контактов в криминальной среде, совершении уголовно наказуемых деяний. Также не останется без внимания полиграфолога участие кандидата в деятельности запрещенных общественных объединений.

Указанные этапы психологического отбора кандидаты будут проходить после медицинского обсле-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Дашко М. Н., Виноградов М. В. Профессиональный психологический отбор на службу...

Психологическое

тестирование

(допускаются годные по состоянию здоровья выполнять обязанности сотрудника)

Комиссия по профессиональному психологическому отбору территориального органа МВД России на региональном уровне

тестирование

(допускаются годные по сос тоянию здоровья выполнять обязанности сотрудника)

Психологическое обследование в форме беседы

(если в процессе тестирования и психологического обследования не выявлено обстоятельств, препятствующих прохождению кандидатами службы в органах внутренних дел)

Комиссия по профессиональному психологическому отбору образовательной организации высшего образования системы МВД России

Рис. 1. Профессиональный психологический отбор кандидата в орган, организацию, подразделение системы МВД России (за исключением подразделений центрального аппарата МВД России, а также подразделений, ответственность за деятельность которых несут министр и его заместители)

Рис. 2. Профессиональный психологический отбор кандидата на обучение, проживающего в субъекте Российской Федерации, в котором расположена образовательная организация высшего образования системы МВД России

дования (освидетельствования) в военно-врачебных комиссиях. К психологическому тестированию будут допускаться кандидаты, признанные по результатам медицинского обследования годными по состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Схемы прохождения профессионального психологического отбора кандидатов на службу (обучение) приводятся на рис. 1, 2.

Основой методик обследования кандидатов, применяемых специалистами медицинских организаций системы МВД России, является широкое применение таких медицинских услуг, как прием (осмотр) врача функциональной диагностики, врача-психиатра или врача - психиатра-нарколога, учет результатов исследования биологических жидкостей организма на основные группы наркотических средств, а также объективных данных о количестве потребляемого алкоголя, фактах наркопотребления, соответствующих заболеваниях, сведений о подтвержденных суицидальных намерениях или самоповреждениях.

Отметим, что методики выявления факторов риска, применяемые специалистами медицинских организаций системы МВД России, также прошли государственную регистрацию в Минюсте России п.

По результатам работы, проведенной по апробации методики проверки личных и деловых качеств кандидатов на службу, для тестирования в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 рекомендованы следующие психодиагностические тесты:

1. Прогрессивные матрицы Равена (36-пунктовый вариант с 15-минутным ограничением).

2. «Аналогии» (30-пунктовый вариант с 4-минутным ограничением).

3. «Словарь» (28-пунктовый вариант с 5-минутным ограничением).

4. Краткий отборочный тест (40-пунктовый вариант с 15-минутным ограничением).

5. Модифицированный вариант методики «Мотивационный профиль» Ш. Ричи, П. Мартина (М-профиль).

6. Многомерный метод исследования личности (в адаптации Ф. Б. Березина, М. П. Мирошникова, 384-пунктовый вариант).

7. «Оценка уровня развития волевой саморегуляции» А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана (опросник ВСК).

8. Методика изучения правосознания Л. А. Ясю-ковой.

9. «Оценка субъективной локализации контроля над значимыми событиями» Е. Г. Ксенофонтовой.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Дашко М. Н., Виноградов М. В. Профессиональный психологический отбор на службу...

Для проведения СПФИ рекомендовано применять многотемный скрининговый тест, а в случае выявления в ходе данного теста психофизиологических реакций, указывающих на наличие факторов риска, - однотемный скрининговый тест, заключающийся в предъявлении одного или нескольких тестов с так называемыми вопросами «управляющей лжи».

Если в результате анализа результатов многотемного скринингового теста ни один из факторов риска не выявлен, считается, что тестирование завершено и можно готовить соответствующее положительное заключение. Если хотя бы один из факторов риска выявлен или находится в зоне неопределенности, необходимо, после соответствующей беседы по выявленной проблемной теме, дополнительно предъявить однотемный скрининговый тест и уже по его результатам подготовить окончательное заключение специалиста.

Такой подход к проведению СПФИ, основанный на комплексном использовании нескольких методик тестирования, достаточно прост в использовании, хорошо формализован и не требует больших временных затрат. Имеются данные, указывающие на высокую достоверность получаемых результатов. При соблюдении всех требований предлагаемой комплексной методики тестирования можно достичь достоверности результатов кадрового скрининга до 90% и более.

Кроме новой методической основы психологического отбора создается необходимая материальнотехническая база для проведения психодиагностических тестирований и психофизиологических обследований кандидатов.

В настоящее время все территориальные органы МВД России на региональном и окружном уровне, а также образовательные организации высшего образования системы МВД России оснащены современными аппаратно-программными психодиагностическими комплексами и полиграфами.

Так, в период с 2012 г. по 2014 г. в территориальные органы и образовательные организации системы МВД России в централизованном порядке было поставлено 310 аппаратно-программных психодиагностических комплексов 12 и 214 профессиональных компьютерных полиграфов 13.

В 2015 г. в указанные органы, организации и подразделения МВД России распределено 57 АПК и 125 полиграфов, включая 30 современных полиграфов с видеокомплексами, обеспечивающими компьютерный анализ невербальных реакций обследуемых.

Осуществляется работа по учебно-научному обеспечению деятельности специалистов, осуществляющих тестирование, психофизиологическое обследование и СПФИ. Подготовка указанных специалистов проводится в Московском университете МВД России им. В. Я. Кикотя и Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России с привлечением ведущих ученых и практиков. В течение

2013-2015 гг. обучено 75 специалистов по применению АПК и 213 специалистов-полиграфологов. В 2016 г. в целях обеспечения потребностей территориальных органов и образовательных организаций системы МВД России в обучении указанных специалистов будет увеличено количество учебных групп за счет ликвидации малоэффективных курсов повышения квалификации, а также сокращения количества слушателей, обучающихся по иным программам подготовки.

Кроме того, в качестве первоочередных мероприятий по реализации нового подхода к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения системы МВД России, в самое ближайшее время планируется:

Организовать обучение курсантов (слушателей) факультетов подготовки психологов образовательных организаций системы МВД России по тематике, связанной с проведением профессионального психологического отбора;

Проработать вопрос о введении в образовательных организациях системы МВД России специализации «Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы» в рамках обучения специалистов по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности;

Разработать автоматизированную информационную систему «Профессиональный психологический отбор», обеспечивающую ведение единой базы данных кандидатов на службу и автоматизацию всех этапов отбора;

Организовать проведение диссертационных исследований, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ по проблемам профессионального психологического отбора, а также научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и конкурсов профессионального мастерства (смотров-конкурсов);

Осуществить информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на формирование у граждан и сотрудников органов внутренних дел положительного отношения к реализуемой в МВД России системе профессионального психологического отбора.

Таким образом, сегодня фактически созданы условия для качественного и результативного профессионального психологического отбора, в полной мере отвечающего запросам Министерства внутренних дел Российской Федерации и общества. 1 2 3

1 Кубышко В. Л. Новая кадровая политика - требование времени // Полиция России. 2013. Спецвыпуск; Его же. Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1(48). C. 2-6.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 50, ч. 6, ст. 7075. С. 16705-16709 ; 2015, № 11, ст. 1607. С. 4353. Далее - «Правила психологического отбора», если не указано иное.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Дашко М. Н., Виноградов М. В. Профессиональный психологический отбор на службу...

5 Данная методика прошла апробацию в 23 территориальных органах МВД России на региональном уровне, 4 территориальных органах МВД России на окружном и межрегиональном уровне, 10 образовательных организациях высшего образования системы МВД России.

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОФОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ СОТРУДНИКА

А. Ф. Караваев, В. М. Крук, И. Н. Носс, М. В. Виноградов

Статья посвящена актуальным вопросам личностнопрофессиональной диагностики кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника, а также мерам преодоления имеющихся проблем. В рамках изучения уровня личностно-профессиональной пригодности сотрудника органов внутренних дел в настоящее время проведена профессиографическая экспертиза, собраны и обобщены первичные эмпирические данные.

Ключевые слова: личностно-профессиональная диагностика, профессиональная пригодность, личностно-профессиональный профиль, профессиональный психологический отбор, обеспечение надежности сотрудника, непрерывная оценка.

Обеспечить надежность сотрудника как спе-циалиста-профессионала невозможно, не приняв и уяснив простую аксиому о том, что качественное решение служебных задач, адекватное служебное поведение, успешное управление людьми, обучение и воспитание подчиненных возможно только в том случае, когда изначально наличествует адекватный этим задачам персонал. Это положение подтверждается результатами проведенного в 2014 г. профессиональнопсихологического исследования в органах внутренних дел (ОВД) в связи с подготовкой приказа МВД России по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 ".

Именно поэтому разработка и построение оптимальной системы профессионального отбора кадров является стратегической задачей. Профотборная тематика имеет множество направлений и форм реализации, в основе которых лежат как теоретикометодологические, так и методические проблемы 2. Назовем три из них.

Во-первых, низкая психодиагностическая (особенно психометрическая) культура психологов ОВД.

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49, ст. 7020 ; 2012. № 50, ст. 6954. С. 16142 ; 2013. № 19, ст. 2329. С. 4509 ; № 27, ст. 3477. С. 7116 ; № 48, ст. 6165. С. 14401.

Следует подчеркнуть, что и уровень подготовки будущих психологов оставляет желать лучшего. Требуется возродить систему подготовки специалистов по организационной психологии, психологии труда, про-фессиологии. Профессиональная психодиагностика, по мнению авторитетных отечественных психологов, переживает серьезный кризис. Многие проблемы психодиагностики носят системный характер, их надо решать в психологии в целом, чтобы не утратить звания практикоориентированной науки.

Во-вторых, почти полное отсутствие в современной России профессиональной разработки психодиагностических методик или качественной адаптации зарубежных диагностических технологий. С этой проблемой связано такое явление, как безапелляционное доверие западным методикам и тестам отбора персонала, которые попали в нашу страну в 1950-1960-е гг. и в большинстве случаев не были оптимально адаптированы, проверены на надежность и валидность, стандартизированы. Анализ показал, что кроме нескольких зарубежных тестов мы не знаем о многих других, а тем более - о новейших разработках. Например, из 24 наиболее популярных тестов, приведенных в Journal of Personality Assessment еще в 1994 г. (!), в современной России известны только шесть - Векслер, Роршах, ТАТ, MMPI, WRAT и Stanford-Binet.

В-третьих, отсутствие отечественных учебников по современной профессиональной психодиагностике, в которых был бы изложен четкий, оптимальный для качественного ассессмента персонала диагностический алгоритм, основанный не на идеальных образах и желаемых эталонных перечнях личностных качеств сотрудника, а на реальных моделях личности, включенной в результативную профессиональную деятельность. На основе этих моделей необходимо строить и развивать систему оптимизации параметрического управления в МВД России.

Личностно-профессиональная диагностика

(ЛПД), являясь основной составляющей параметрического управления персоналом 3, представляет собой систему организационных и методических мероприятий по совершенствованию привлечения, отбора и расстановки кадров, а также психодиагностический

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 6 декабря 2012 г. N 1259 МОСКВА Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации от 06.03.2015 г. N 201) В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: Утвердить прилагаемые Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 1259 П Р А В И Л А профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 г. N 201) 1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - служба). 2. Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее - психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее - кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска). 3. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов. 4. Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования). 5. Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска. 6. Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются: а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах; б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость; в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности; г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело; д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали; е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности; ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности. 7. Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются: а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами; б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ; в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ; г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость; д) участие в незаконном обороте оружия; е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений; ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта); з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций; к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями; л) склонность к совершению суицидальных действий. 8. Методика проверки личных и деловых качеств кандидатов, методики выявления факторов риска (за исключением факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил), а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение и выявление личных и деловых качеств и факторов риска, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Методики выявления факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на их выявление, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. 9. При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на день этих обследований трудового стажа, стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, указанный в подпункте "к" пункта 7 настоящих Правил, не проверяется. 10. Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее - комиссии). 11. В состав комиссий включаются специалисты кадровых подразделений и медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика", а также имеющие иное высшее медицинское или педагогическое образование, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по соответствующей специальности (далее - специалисты). Изучение личных и деловых качеств, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также выявление факторов риска, указанных в подпунктах "в" - "к" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами кадровых подразделений с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде. Выявление факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации с применением медицинских изделий. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 г. N 201) 12. Порядок формирования комиссий и утверждения положений о комиссиях, а также типовое положение о комиссии утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. 13. Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о поступлении на службу. 14. Кандидату в день оформления письменного согласия кадровым подразделением выдается направление на прохождение комплексного обследования (далее - направление), в котором указываются дата, время и место проведения этого обследования. 15. Форма направления и образец письменного согласия кандидата утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. 16. Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования. 17. Члены комиссии в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направления. При осуществлении медицинского обследования необходимым предварительным условием такого обследования является информированное добровольное согласие кандидата на медицинское вмешательство на основании предоставленной специалистом в доступной форме полной информации о целях, методах медицинского обследования, риске, связанном с таким обследованием, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях и предполагаемых результатах. При отказе от медицинского вмешательства кандидату должны быть разъяснены возможные последствия отказа. 18. На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии, придя к общему мнению, составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение) по форме, утверждаемой Министром внутренних дел Российской Федерации. В случае возникновения разногласий между членами комиссии каждый из них (член комиссии, который не согласен с другими) составляет рапорт, который прилагается к заключению и служит его составной частью. Член комиссии, составивший рапорт, не подписывает заключение. 19. Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов: а) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности); б) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности); в) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности); г) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности). 20. К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности. 21. Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. 22. К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности. К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных. 23. К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил). 24. Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной). 25. Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения. 26. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 25 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании. 27. Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , и приобщается кадровым подразделением к личному делу сотрудника (материалам изучения этого кандидата). 28. Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны. 29. Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся применения настоящих Правил, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия). 30. В состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники центрального аппарата, территориальных органов, образовательных, научных и медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители других федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, учреждений и иных организаций (по согласованию), имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика" и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 г. N 201) 31. Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. 32. Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию, а при несогласии с ее решением - в суд. 33. Руководитель в случае несогласия с заключением или получения кадровым подразделением заключения, содержащего рапорт, указанный в пункте 18 настоящих Правил, направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия с заключением или разногласий между членами комиссии. 34. Решения центральной комиссией принимаются в течение 30 суток со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил. 35. В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил, в деятельности комиссии выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится комиссией, определяемой центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено комиссии, в деятельности которой выявлены нарушения установленного порядка психологического отбора. 36. Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. ____________

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 ноября 1994 г. N 1259
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 880)

В соответствии с Порядком присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 2420), Правительство Российской Федерации постановляет:

Данный документ признан утратившим силу в части, относящейся к Институту биоорганической химии имени М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова, Специальной астрофизической обсерватории, Институту ядерной физики имени Г.И. Будкера, Институту катализа имени Г.К. Борескова, Институту ядерных исследований, Петербургскому институту ядерной физики имени Б.П. Константинова, Институту физики прочности и материаловедения (Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 880).

1. Принять предложение Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике о присвоении статуса государственного научного центра Российской Федерации Институту биоорганической химии имени М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова, Всероссийскому научно-исследовательскому институту растениеводства имени Н.И. Вавилова, Специальной астрофизической обсерватории, Институту ядерной физики имени Г.И. Будкера, Институту катализа имени Г.К. Борескова, Институту ядерных исследований, Петербургскому институту ядерной физики имени Б.П. Константинова, Институту физики прочности и материаловедения.

2. Утвердить прилагаемые:

Положение об условиях государственного обеспечения государственного научного центра Российской Федерации - Института биоорганической химии имени М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова;

Положение об условиях государственного обеспечения государственного научного центра Российской Федерации - Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н.И. Вавилова;

Положение об условиях государственного обеспечения государственного научного центра Российской Федерации - Специальной астрофизической обсерватории;

Положение об условиях государственного обеспечения государственного научного центра Российской Федерации - Института ядерной физики имени Г.И. Будкера;

Положение об условиях государственного обеспечения государственного научного центра Российской Федерации - Института катализа имени Г.К. Борескова;

Положение об условиях государственного обеспечения государственного научного центра Российской Федерации - Института ядерных исследований;

Положение об условиях государственного обеспечения государственного научного центра Российской Федерации Петербургского института ядерной физики имени Б.П. Константинова;

Положение об условиях государственного обеспечения государственного научного центра Российской Федерации - Института физики прочности и материаловедения.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ИНСТИТУТА БИООРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ИМЕНИ М.М. ШЕМЯКИНА И Ю.А. ОВЧИННИКОВА

от 14.07.1997 N 880

Утверждено

Постановлением Правительства РФ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА РАСТЕНИЕВОДСТВА ИМЕНИ Н.И. ВАВИЛОВА

1. В настоящем Положении определяются основные обязательства Правительства Российской Федерации по государственному обеспечению государственного научного центра Российской Федерации - Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н.И. Вавилова и функции государственного научного центра по выполнению программ фундаментальных и прикладных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Настоящее Положение:

действует на период сохранения за Всероссийским научно - исследовательским институтом растениеводства имени Н.И. Вавилова статуса государственного научного центра Российской Федерации;

может быть изменено или дополнено в связи с изменением законодательства Российской Федерации, регламентирующего меры государственной поддержки государственных научных центров Российской Федерации.

2. На государственный научный центр Российской Федерации - Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова (далее именуется - Центр) возложены следующие функции:

а) проведение в соответствии с утвержденными программами фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в следующих областях:

интродукция мировых генетических ресурсов культурных растений и их диких сородичей в связи с проблемами селекции и растениеводства;

технологии и методы длительного хранения и поддержания коллекций генетических ресурсов растений в живом виде;

теория и методология изучения мировых генетических ресурсов для эффективной оценки генетического разнообразия;

выделение и создание новых источников и доноров ценных свойств для селекции растений;

создание компьютерной системы для анализа информации по мировому генофонду растений;

б) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, включая программы "Перспективные процессы производства сельскохозяйственной продукции", "Приоритетные направления генетики";

в) участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными и межведомственными соглашениями, договорами и другими документами (меморандумы, резолюции, протоколы) о научно-техническом сотрудничестве по тематике Центра;

г) подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров в области ботаники, генетики, физиологии, биохимии, растениеводства, селекции и семеноводства.

3. В целях осуществления Центром возложенных на него функций Правительство Российской Федерации обеспечивает:

а) в приоритетном порядке через Министерство науки и технической политики Российской Федерации в согласованных объемах из средств федерального бюджета целевое финансирование:

проведения фундаментальных и поисковых научно - исследовательских работ по планам, утвержденным Межведомственной координационной комиссией по научно-технической политике;

выполнения важнейших прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и других работ по программам, утвержденным в установленном порядке Министерством науки и технической политики Российской Федерации, предусматривая при этом выделение до 15 процентов средств от общего объема финансирования этих программ на проведение исследований для создания научно-технического задела в соответствии с планом, утверждаемым Центром;

мероприятий по сохранению и использованию уникального оборудования, входящего в состав научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы Центра, по перечню, определяемому ежегодно Министерством науки и технической политики Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации;

информационного обеспечения, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе зарубежной, по тематике Центра;

подготовки и переподготовки научных кадров высшей квалификации, включая содержание аспирантуры;

участия в международном научно-техническом сотрудничестве;

б) приоритетное выделение через Министерство экономики Российской Федерации по предложениям Министерства науки и технической политики Российской Федерации лимитов централизованных капитальных вложений для Центра отдельной строкой в составе финансирования государственных программ и инвестиций;

в) финансирование работ по специальной тематике через государственных заказчиков.

4. Центр в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными актами, регламентирующими деятельность государственных научных центров Российской Федерации, заключает с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом договоры о закреплении за Центром имущества, относящегося к федеральной собственности.

5. Центр имеет право в соответствии с действующими нормативными актами требовать возмещения ущерба, нанесенного в результате несвоевременного или некачественного выполнения федеральными органами исполнительной власти обязательств, предусмотренных соответствующими договорами.

6. Правительство Российской Федерации через государственных заказчиков работ осуществляет:

использование результатов исследований и разработок, выполненных Центром за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

контроль за правильностью и эффективностью использования Центром средств, выделяемых из федерального бюджета.

В случае нецеленаправленного или нерационального расходования государственных ассигнований, выделенных Центру на исследования, разработки, развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, Министерство науки и технической политики Российской Федерации имеет право немедленно прекратить финансирование Центра.

7. Обязательства по государственной поддержке Центра конкретизируются в договорах, заключаемых Центром с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Утверждено

Постановлением Правительства РФ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - СПЕЦИАЛЬНОЙ АСТРОФИЗИЧЕСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ

Утратило силу. - Постановление Правительства РФ

от 14.07.1997 N 880

Утверждено

Постановлением Правительства РФ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ИНСТИТУТА ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ ИМЕНИ Г.И. БУДКЕРА

Утратило силу. - Постановление Правительства РФ

от 14.07.1997 N 880

Утверждено

Постановлением Правительства РФ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ИНСТИТУТА КАТАЛИЗА ИМЕНИ Г.К. БОРЕСКОВА

Утратило силу. - Постановление Правительства РФ

от 14.07.1997 N 880

Утверждено

Постановлением Правительства РФ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ИНСТИТУТА ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Утратило силу. - Постановление Правительства РФ

от 14.07.1997 N 880

Утверждено

Постановлением Правительства РФ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПЕТЕРБУРГСКОГО ИНСТИТУТА ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ ИМЕНИ Б.П. КОНСТАНТИНОВА

Утратило силу. - Постановление Правительства РФ

от 14.07.1997 N 880

Утверждено

Постановлением Правительства РФ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ИНСТИТУТА ФИЗИКИ ПРОЧНОСТИ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Утратило силу. - Постановление Правительства РФ

от 14.07.1997 N 880

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259
"Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации"

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Правила
профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - служба).

2. Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее - психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее - кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).

3. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.

4. Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования).

5. Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.

6. Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

7. Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

8. Методика проверки личных и деловых качеств кандидатов, методики выявления факторов риска (за исключением факторов риска, указанных в подпунктах "а" , "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил), а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение и выявление личных и деловых качеств и факторов риска, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Методики выявления факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на их выявление, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на день этих обследований трудового стажа, стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, указанный в подпункте "к" пункта 7 настоящих Правил, не проверяется.

10. Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее - комиссии).

11. В состав комиссий включаются специалисты кадровых подразделений и медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика", а также имеющие иное высшее медицинское или педагогическое образование, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по соответствующей специальности (далее - специалисты). Изучение личных и деловых качеств, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также выявление факторов риска, указанных в подпунктах "в"-"к" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами кадровых подразделений с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде. Выявление факторов риска, указанных в подпунктах "а" , "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации с применением медицинских изделий.

13. Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о поступлении на службу.

14. Кандидату в день оформления письменного согласия кадровым подразделением выдается направление на прохождение комплексного обследования (далее - направление), в котором указываются дата, время и место проведения этого обследования.

15. Форма направления и образец письменного согласия кандидата утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

16. Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования.

17. Члены комиссии в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направления. При осуществлении медицинского обследования необходимым предварительным условием такого обследования является информированное добровольное согласие кандидата на медицинское вмешательство на основании предоставленной специалистом в доступной форме полной информации о целях, методах медицинского обследования, риске, связанном с таким обследованием, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях и предполагаемых результатах. При отказе от медицинского вмешательства кандидату должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

18. На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии, придя к общему мнению, составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение) по форме, утверждаемой Министром внутренних дел Российской Федерации.

В случае возникновения разногласий между членами комиссии каждый из них (член комиссии, который не согласен с другими) составляет рапорт, который прилагается к заключению и служит его составной частью. Член комиссии, составивший рапорт, не подписывает заключение.

19. Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:

20. К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

21. Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

22. К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

23. К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил).

24. Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной).

25. Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

26. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 25 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

27. Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и приобщается кадровым подразделением к личному делу сотрудника (материалам изучения этого кандидата).

28. Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

29. Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся применения настоящих Правил, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).

30. В состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники центрального аппарата, территориальных органов, образовательных, научных и медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители других федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, учреждений и иных организаций (по согласованию), имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика" и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.

31. Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

32. Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию, а при несогласии с ее решением - в суд.

33. Руководитель в случае несогласия с заключением или получения кадровым подразделением заключения, содержащего рапорт, указанный в пункте 18 настоящих Правил, направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия с заключением или разногласий между членами комиссии.

34. Решения центральной комиссией принимаются в течение 30 суток со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил.

35. В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил, в деятельности комиссии выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится комиссией, определяемой центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено комиссии, в деятельности которой выявлены нарушения установленного порядка психологического отбора.

36. Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Чтобы попасть на службу в органы внутренних дел, нужно пройти профессиональный психологический отбор. Регламентированы правила его проведения.

Цели такого отбора - определить способность гражданина по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД; выявить факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения.

Кандидаты проходят психологические и психофизиологические исследования, тестирования, медицинские обследования (в том числе с использованием специализированных техустройств). В ходе отбора изучают такие качества, как общее интеллектуальное развитие, эмоциональная устойчивость, выдержка, смелость, настойчивость, целеустремленность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Оценивают уровень правосознания кандидата, его честность, принципиальность, зрелость личности, самокритичность, а также иные личные и деловые качества.

Профессиональный психологический отбор помогает выявить факторы риска: злоупотребление алкоголем, потребление наркотических средств, противоправные контакты с судимыми гражданами, склонность к злоупотреблению должностными полномочиями, возможность суицидальных действий и др.

Для проведения отбора в ОВД создаются специальные комиссии. В них включают специалистов-медиков и психологов.

Все исследования допустимы только с письменного согласия кандидата. По их результатам присваивается 1 из 4 категорий профпригодности. К 1-й категории относят кандидатов, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств. Их рекомендуют к принятию на службу в первую очередь.

Заключение комиссии является служебной тайной. Оно действительно в течение 6 месяцев. Кандидат вправе ознакомиться с ним и обжаловать его в центральную комиссию МВД России, а при несогласии с ее решением - в суд.

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 201

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления




Просмотров