Понятие и виды субъектов МП. Международная правосубъектность. Субъекты права: понятие и виды

Участниками правоотношений являются субъекты , под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от государства.

Иначе, субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъект права и субъект правоотношения

Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки:

    1. конкретный как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений;
    2. новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений;
    3. правоотношения - не единственная форма реализации права.

Из истории мы знаем, что далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы могли быть лишь объектом права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как "говорящее орудие", предмет, вещь. Впрочем, там не было равноправия и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.д.

В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) записано: "Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его " (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

Виды субъектов права

Субъекты права подразделяются на:

1) индивидуальные (физические лица):

2) коллективные (юридические лица):

    • само государство;
    • государственные органы и учреждения;
    • общественные объединения;
    • административно-территориальные единицы;
    • субъекты Российской Федерации;
    • избирательные округа;
    • религиозные организации;
    • промышленные предприятия;
    • иностранные фирмы;
    • специальные субъекты (юридические лица).

По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям.

Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ:

    1. имущественная обособленность;
    2. способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности;
    3. быть истцом и ответчиком в суде.

Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

В правоотношениях всегда конкретно определяются его субъекты, под которыми понимаются граждане, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, кооперативные и другие организации. Чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.

В теории права в основном используется классификация субъектов с учетом их правоспособности и дееспособности в сфере частноправовых отношений. С учетом данного подхода субъекта частноправовых отношений можно определить как носителя субъективных прав и юридических обязанностей в лице физических и юридических лиц. Соответственно субъектов таких правоотношений можно разграничить на:

а) индивидуальных носителей субъективных прав и юридических обязанностей:

· граждане данного государства;

· иностранные граждане;

· лица с двойным гражданством;

· лица без гражданства;

· должностные лица, которые выступают от имени юридического лица;

б) коллективных носителей субъективных прав и юридических обязанностей:

· государство в целом;

· органы государственной власти и местного самоуправления;

· учреждения, предприятия и организации;

· общественные объединения;

· хозяйствующие субъекты;

· иностранные государства;

· международные организации.

Как правило, говоря о коллективных носителях субъективных прав и юридических обязанностей, используют понятие «юридическое лицо», ибо законодательством (гражданским) предусмотрена возможность их легальной деятельности в качестве таковых. Под юридическими лицами понимают субъектов гражданского права (организации, предприятия, учреждения), которые обладают такими признаками, как: обособленное имущество, организационная самостоятельность, возможность отвечать по своим обязательствам, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Кроме использованных классификаций, для характеристики субъектов правоотношений могут использоваться и иные подходы. В частности, важное значение может иметь выделение лиц с частично ограниченной дееспособностью. К таковым относят иностранных граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан, иностранные организации, иностранные государства, международные организации.

Однако, если говорить о субъектах публично-правовых отношений, классификация таких субъектов приобретает иные очертания. В частности, в сфере:

· конституционного права – это человек (гражданин), народ, государство в целом, а также отдельные субъекты Федерации (в федеративном государстве), местное сообщество (муниципальное образование);

· административного права – это индивидуальные и коллективные носители субъективных прав и юридических обязанностей; в качестве которых особое место занимают такие, как: иностранные граждане и лица без гражданства, государственные служащие и выборные должностные лица, государственные и негосударственные организации и др. Названные субъекты обладают специальным административно-правовым статусом.

Правоспособность и дееспособность субъектов права.

Правосубъектность

Под правоспособностью лица принято понимать способность субъекта иметь права и обязанности. Правоспособность гражданина (иностранного гражданина, апатрида, бипатрида, физического лица и др.), как правило, определяется его правовым статусом. Правоспособность юридического лица (организации, учреждения, предприятия и др.) определяется в основном уставом такого лица (положением, другими учредительными документами).

Под дееспособностью лица (гражданина, организации и др.) понимается его способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность в соответствии законодательством. Взятые в совокупности правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность лица и таким образом характеризуют его как участника правовых отношений.

Данные два понятия – праввоспособность и дееспособность различаются для гражданина (физического лица). Как правило, правоспособность наступает с момента рождения и прекращается моментом смерти гражданина. Наступление дееспособности определяется тем, о каких правоотношениях в каждом конкретном случае идет речь. Так, например, дееспособность в сфере гражданских правоотношений (в соответствии с российским законодательством) в общем порядке в полном объеме наступает с 18 лет, когда каждый приобретает право совершать любые гражданско-правовые сделки, если они предусмотрены законодательством, и нести соответствующую ответственность за их последствия. Но частично такая дееспособность (право совершать ограниченный круг сделок) может наступить и в более раннем возрасте. В то же время, административное право предусматривает наступление ответственности в полном объеме с 16 лет, уголовное право – в общем порядке с 16 лет, но по наиболее тяжким преступлениям – с 14 лет.

Кроме возрастного критерия наступление дееспособности определяется также психическим характеристиками человека. Как устанавливает Гражданский кодекс РФ, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Может быть также ограничен судом в дееспособности гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. В отношении последней категории лиц законодательство вводит ограничение только применительно к их праву совершения сделок, самостоятельного распоряжения собственными доходами, в то же время сохраняя за ними в полном объеме имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный ими вред.

Определенные ограничения правосубъектности могут быть предусмотрены также, например, конституционным правом. Право избирать и быть избранным в общем порядке наступает с 18 лет. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но такое ограничение может быть связано с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом специфики административно-правовых отношений трактуются понятия правоспособности и дееспособности в административном праве. Наряду с возрастом важное значение приобретают такие характеристики, как должностное положение субъекта права, административно-правовой режим, в условиях которого осуществляют деятельность субъекты (таковыми могут быть военное или чрезвычайное положение и др.).

Применительно же к юридическому лицу понятия правоспособности и дееспособности совпадают. Она обычно наступает с момента государственной регистрации такого лица и прекращается после его ликвидации.

6. Субъективные права и юридические обязанности:

Понятие и структура

Для анализа правовых отношений особое значение имеют понятия «субъективные права» и «юридические обязанности». Ибо только рассмотрение данных понятий в единстве позволяет в полном объеме раскрыть сущность правоотношений.

Субъективное право – это юридическая возможность, которая принадлежит управомоченному лицу и позволяет ему удовлетворить свой интерес. Такая мера возможного поведения лица обеспечена законом и, как правило, предполагает наступление юридических обязанностей у другой стороны.

Таким образом, юридическая обязанность выступает как необходимость определенного поведения такой (обязанной) стороны, направленного на удовлетворение интересов управомоченного лица.

Данные определения позволяют не только убедиться в тесной взаимосвязанности субъективного права и юридической обязанности, но и выявить отличительные характеристики:

· если субъективное право – это всегда мера возможного, установленная нормативных правовым актом, то юридическая обязанность – это мера необходимого поведения лица;

· если субъективное право реализуется в собственных интересах лица, то юридическая обязанность – в интересах другой управомоченной стороны;

· если субъективное право обеспечивается обязанностями другой стороны, юридическая обязанность – собственными полномочиями этой стороны, в отдельных случаях его имуществом, а также мерами государственного принуждения.

Можно говорить и о других отличиях, однако следует подчеркнуть, что наряду с различиями, можно выявить и определенное сходство: и субъективное право, и юридическая обязанность устанавливаются национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права. Хотя и в этом случае, следует помнить о том, что не все субъективные права могут быть урегулированы нормами права. Если в государстве, например, действует принцип «все, что не запрещено, разрешено», юридические обязанности могут возникнуть в том случае, если управомоченное лицо будет заинтересовано в реализации таких (обычно естественных, естественно-антропологических) прав.

7. Объекты правоотношений: понятие и виды

Под объектами права понимают те блага (вещи, ценности, права, интересы, социальные потребности и др.), для достижения которых лица вступают в правовые отношения. Учитывая разнообразие таких благ (и соответственно многообразие видов правоотношений), в теории права принято использовать метод классификации для их изучения.

Среди наиболее распространенных следует назвать разграничение всех благ на.

Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права . Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права , закрепляющих правовой статус этих субъектов.

В литературе зачастую предпринимаются попытки детализировать перечень субъектов административного права, за счет анализа различных административно-правовых статусов. Так, например, что в качестве специального субъекта выделяют гражданина или орган исполнительной власти . Однако нужно иметь в виду, что понятие "гражданин" - это лишь набор прав и обязанностей, отражающий взаимоотношения физического лица с государством в том случае, если он отвечает требованиям, необходимым для соответствия этому статусу. Одно и то же физическое лицо может быть в разные периоды своей жизни и иностранным гражданином, и лицом без гражданства, и, наконец, российским гражданином. При этом он не на минуту не перестает быть субъектом административного права.

Точно так же дело обстоит и с таким субъектом административного права, как юридическое лицо . Термин "юридическое лицо" введен и описан нормами гражданского права , в силу чего его отвергают многие административисты. Однако и "физическое лицо" - это тоже термин, нашедший свое определение именно в рамках отрасли гражданского права. Тем не менее, по нашему мнению, и тот и другой термины имеют универсальное значение и предназначены для правовой идентификации индивидуальных и коллективных субъектов права. Как изначальные базовые характеристики они чрезвычайно удачно отражают сущность явлений.

Таким образом, юридическое лицо - это группа индивидов, приобретшая определенный гражданско-правовой статус. Как субъект административного права юридическое лицо также является носителем разнообразных административно-правовых статусов, многие из которых, кстати, совпадают с гражданско-правовыми. Так, в административном праве в качестве субъектов фигурируют некоммерческие организации (учреждения, фонды, партии, общественные объединения и т.п.). В этой связи представляется, что статус некоммерческой организации (учреждения) имеет двойственную природу: и как статус гражданско-правовой, и как статус административно-правовой.

В то же время существуют и специфические субъекты административного права, среди которых особо выделяются различного рода органы государственной власти , которые участвуют в государственном управлении и наделены специфическими правомочиями управленческого характера. "Орган исполнительной власти " - это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица.

Из вышесказанного следует, что ключевым вопросом в вопросе о субъектах административного права, является проблема их правового статуса. Для методологических целей в несложной системе субъектов необходимо выделить несколько наиболее ключевых групп субъектов, описав которые мы сможем представить себе наиболее характерные административно-правовые статусы, которые свойственны субъектам административного права.

Однако для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права . Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности .

Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

По нашему глубокому убеждению, у субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса. Например, правоспособность юридического лица как лицензиата возникает с момента получения лицензии и прекращается, как правило, с истечением срока ее действия. Правоспособность этого же юридического лица в качестве налогоплательщика возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и прекращается с ликвидацией.

Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения ;
  • обеспечение защиты правоотношений , участниками которых являются граждане;
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке.

Однако, думается, что даже невооруженным взглядом видно, что указанные признаки, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права , но отнюдь не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.

То же самое можно сказать и в отношении дееспособности (включая деликтоспособность) субъекта административного права. Его способность, в частности, нести административную ответственность - это, пожалуй, единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения .

б) в отношении негосударственных коллективных субъектов:

Особое место в системе административно-правовых статусов занимает статус Президента РФ , который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации. О нем речь пойдет в одном ряду со статусами органов исполнительной власти.

Следует четко отдавать себе отчет в том, что перечень указанных статусов ни в коем случае не является исчерпывающим. Существует множество совмещаемых и пересекающихся административно-правовых статусов, которые невозможно привести к единому классификационному знаменателю. Лишь последовательное изучение сформированных в рамках административного права административно-правовых режимов позволит оценить многообразие статусных сочетаний. Именно поэтому указанные статусы не нужно воспринимать как виды или группы субъектов административного права, хотя в конкретный момент времени определенная группа субъектов, безусловно, является бюджетными учреждениями, благотворительными организациями и прочее.

Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности.

Огромное многообразие субъектов правоотношений можно объединить в две основные группы: индивидуальные и коллективные.

Всеиндивидуальные субъекты - граждане определенного государства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), объединяются понятием«физическое лицо».

Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями. Организации как субъекты правоотношений могут быть как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство.

Государственные организации подразделяются натри группы:

§ органы государства, которые являются субъектами разнообразных публично-правовых отношений; их правовые возможности определяются компетенций, т. е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных законодательством;

§ учреждения, выполняющие разнообразные социальные функции, не связанные с властными полномочиями (библиотеки, больницы, школы, музеи и др.);

§ предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качествеюридических лиц. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Негосударственные организации могут иметь статус юридического лица, но могут его и не иметь. Они выступают субъектами как частноправовых, так и публично-правовых отношений.

Признаки субъектов правоотношений:

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, индивид или коллектив должны обладать правосубъектностью.

Правосубъектность - это способность быть субъектом права. Правосубъектность включает в себя следующие компоненты: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.



Подправоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Речь здесь идет о самой возможности обладать правами, а не о фактическом обладании ими.

Все физические лица имеют равную правоспособность в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

Дееспособность - это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц дееспособность наступает лишь с определенного возраста. Полная дееспособность в Российской Федерации наступает с достижения физическим лицом 18-летнего возраста. Возможна частичная дееспособность физических лиц в гражданско-правовых отношениях с 14 лет. Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до шести лет. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно, они также обладают частичной дееспособностью.

Гражданское законодательство предусматривает возможность признания несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, а также при вступлении в брак.

Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если вследствие расстройства психического здоровья оно не может понимать своих действий или руководить ими, либо ограниченно дееспособным, если оно вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Фактически разновидностью дееспособности являетсяделиктоспособность. Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права. В целом за уголовные преступления ответственность наступает с возраста 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления - с 14 лет.

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их создания и прекращаются в момент завершения мероприятий по их ликвидации.

По отношению к органам государства и местного самоуправления, к государству и муниципальным образованиям в целом понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности обычно не используются.

Для обозначения правосубъектности коллективных субъектов (обычно государственных органов) используется термин «компетенция», т. е. предметы ведения, в пределах которых государственный орган наделяется властными полномочиями для осуществления своих функций.

Субъекты МП – это участники международных отношений, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Признаки :

  1. Известная внешняя обособленность
  2. Персонализация
  3. Способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю, а также участвовать в принятии норм международного права
  4. Являются таковыми в силу норм МП
  5. Только субъекты МП могут создавать международно-правовые нормы (официально осуществлять нормотворческий процесс).

Международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права. Правосубъектность бывает юридическая и фактическая.

Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для вторичных (несуверенных) субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые первичными субъектами международного права (государства) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью,которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов.

Виды м-п правосубъектности:

Общая правосубъектность – государство в целом, обладает ею с момента образования, всеобъемлющий характер, самостоятельность;

Отраслеваяправосубъектность – участники отношений в определнной области (междунар организации МОТ)

Специальнаяправосубъектность – участники определенного узкого круга отношений в определенной отрасли МП (оказание гуманитарной помощи).

Международная правоспособность – способность субъекта МП иметь права и юридические обязанности.

Международная дееспособность - осуществление субъектами МП самост-но своими действиями своих прав и обязанностей.

Международная деликтоспособность – способность субъектов МП нести междунар-правовую ответственность за совершенное междунар правонарушение.

Виды субъектов:

  1. Основные – (первичные) - это прежде всего государства и, в некоторых случаях, народы и нации. Возникнув как социальные организмы, они неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения.
  2. Производные – (вторичные) - создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государство-подобные образования типа вольных городов. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Как правило, правоспособность производных субъектов международного права определяется международными договорами.

Реально производной международной правосубъектностью наделяется лишь тот, кто действительно может после своего создания участвовать в межгосударственных отношениях.

Физические лица(нетрадиционный субъект МП) - возможность защищать гражданами свои права и свободы в ЕСПЧ, а также возможность привлечения к международной уголовной ответственности за совершенные международные преступления.



Просмотров