Отмена решения по вопросам гражданства рф осуществляется. Основания и порядок прекращения гражданства РФ. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Лишили гражданства РФ – что делать

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Комментарий к статье 22

Комментируемая статья устанавливает основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.
Такая позиция законодателя не случайна, поскольку представление заявителем подложных документов является преступлением, предусмотренным ч. 3 ст. 327 УК РФ, в которой используется понятие «подложный документ».
При этом под подложным подразумевается документ явно фальшивый, фальсифицированный.
Официальный документ — это предмет, имеющий официальный источник происхождения. Он должен исходить от юридического лица, иметь определенную форму, реквизиты и издаваться в соответствии с установленной процедурой. По общему правилу из содержания документа должно быть ясно, кто его оформил (штамп, наименование и необходимые данные организации, данные должностного лица), кому адресуется документ, чем удостоверяется (печать, штамп, оттиск, подпись и т.п.). Важное значение имеет и регистрация документа. Делается это обычно в соответствующих журналах, специальных книгах и т.п. В необходимых случаях в делах остаются копии.
Документ, составленный частным лицом либо от имени несуществующей организации, не может считаться официальным и не является предметом преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ. Однако в случае официального заверения, удостоверения какого-либо частного документа (доверенности, заявления, договора, завещания и др.) должностным лицом, нотариусом и иным компетентным органом данный документ должен признаваться официальным, поскольку уже исходит от официального органа и приобретает юридический характер.
К официальным документам, являющимся предметом подделки, согласно ст. 327 УК РФ следует относить те из них, которые выданы предприятиями и учреждениями (юридическими лицами) независимо от их организационно-правовой формы, зарегистрированными в установленном порядке.
Официальный характер документа связан с определенной его формой, пригодной для восприятия адресатом.
Кстати, в УК РСФСР 1960 г. регламентировалась подделка удостоверения или иного выдаваемого государственным или общественным предприятием, учреждением, организацией документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей (ч. 1 ст. 196). Под удостоверением в строгом (буквальном) смысле следует понимать именной документ, удостоверяющий личность, право, статус физического лица (удостоверение личности, пенсионное удостоверение, удостоверение водителя, удостоверение ветерана ВОВ и т.п.), выданный и оформленный соответствующим образом. Обычно документ содержит и сам этот термин «удостоверение».
Выделяя удостоверение из иных предметов подделки, законодатель подчеркивает важность защиты прежде всего документов, удостоверяющих личность, правовой статус лица. Основной же круг документов, являющихся предметом преступления, очерчивается понятием «официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей».
Использование поддельного документа, несомненно, не охватывается ни понятием сбыта, ни понятием подделки. Подделка документов и использование поддельного документа составляют самостоятельные составы. Ответственность за использование поддельного документа не может ставиться в зависимость от того, данным лицом изготовлен фальшивый документ либо иным субъектом, не участвующим в его использовании. Поэтому действия виновного должны квалифицироваться по совокупности ч. 1 и ч. 3 ст. 327 УК РФ (в этом случае мы имеем дело с реальной совокупностью, складывающейся как итог совершения двух деяний, предусмотренных различными частями уголовно-правовой нормы).
В соответствии с ч. 3 ст. 327 УК РФ использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность использования заведомо подложного документа, осознает, что использует заведомо подложный документ и это позволит ему приобрести какие-либо права или освободиться от каких-то обязанностей, и желает этого.
Субъектом преступления является лицо, которое не подделывает, а лишь использует заведомо подложный документ. Использование заведомо подложного документа самим подделывателем охватывается ч. 1 ст. 327 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 3 не требует.
В правоприменительной практике возникают сомнения при квалификации подделки документов, выдаваемых органами иностранных государств. В последнее время такие случаи получили широкое распространение.
В статье 327 УК РФ не конкретизируется принадлежность официальных документов российским государственным органам, организациям или предприятиям. Однако в отношении другого предмета подделки — государственных наград — происхождение их указывается.
Правоприменительная практика реализации ст. 195 УК РСФСР «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей, бланков» признает заграничные паспорта и т.п. документы предметом данного преступления. Полагаем, что такой же подход уместен и в отношении подделки иных официальных документов. В соответствии с нормами международного права на территории Российской Федерации принимаются к обращению, используются, легализуются различные документы иностранных государств. Отсюда очевидно: нарушение действующего порядка посредством подделки указанных документов образует состав преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ.
В Уголовном кодексе не раскрывается значение термина «подделка». Между тем имеется законодательное определение служебного подлога (ст. 292 УК РФ) и описание отдельных действий по фальсификации различных видов документов (ст. ст. 170, 185, 187, 287 УК РФ).
Полагаем, что подделкой следует считать: изготовление полностью фиктивного документа с помощью средств копировальной, множительной техники, незаконно изъятых бланков, поддельных печатей, штампов, подписей; внесение исправлений или полное изменение подлинного документа путем уничтожения части текста (подчистки, травления, смывания, вырезки), внесения новых записей (дописки, вставки, подклейки).

Отмена решения о приеме в гражданство - действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее действовавший закон о гражданстве предусматривал отмену решения только о приеме в гражданство. Сейчас законом предусмотрена также отмена решения о прекращении гражданства, которая производится при установлении в судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отмену решений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений на супруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложные сведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас же законом предусмотрена отмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Согласно Конституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Таким образом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к его компетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Если в порядке прохождения процедуры изменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинности документов либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться с заявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского) производства.



Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации составляется по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации или Министерством иностранных дел Российской Федерации. В заключении указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации. Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение. Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения. Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов. Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных. В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением. При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации

29. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Российского закона, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока нет. В бывшем Союзе ССР 24 июня 1981 г. был принят Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР».* В нем закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность. До принятия соответствующего закона в Российской Федерации он действует на ее территории в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству.

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры. Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

К числу особенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации относится отсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления и местном референдуме.

Иностранные граждане не несут обязанности военной службы врядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускаются передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

При соблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Статьи 26–28 определяют основания, по которым въезд и выезд могут быть не разрешены.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц.

Принятие федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации является актуальной задачей в связи со все возрастающим притоком в страну иностранных граждан как легальным, так и нелегальным путем.

В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежносги или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При наличии ряда оснований политическое убежище не предоставляется: если действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, или лицо виновно в совершении действий, которые признаются в России преступлением, или противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»); если лицо представило заведомо ложные сведения; если лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Ходатайство на имя Президента о предоставлении политического убежища направляется в территориальный орган Федеральной миграционной службы России. Этот орган рассматривает вопрос, запрашивает заключение Министерства Внутренних Дел, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением. Комиссия вносит свои предложения Президенту для принятия им решения. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется вид на жительство.

Получившее политическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на политическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территотии России; приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).

30. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

· работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,

· приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),

· ходатайствовать о получении российско­го гражданства.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставленииложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за­коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

31. Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляют собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.

Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Правам человека присущи следующие признаки:

они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;-

складываются объективно и не зависят от государственного признания;-

принадлежат индивиду от рождения;-

являются непосредственно действующими;-

имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);-

признаются высшей социальной ценностью;-

выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;-

представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;-

их признание, соблюдение и защита являются обяза-нностью государства.

Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству имеются следующие права:

– права российских граждан;

– права иностранных граждан;

– права лиц с двойным гражданством;

– права лиц без гражданства.

Основные права и свободы гражданина – прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст. 17, п. 2 Конституции РФ).

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции РФ выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождественен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле.

Именем Российской Федерации

Сосновский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гладких Е.В. при секретаре Лобовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению А.а И.К. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании действий незаконными, отмене решения об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

А. П.К. обратился в суд с административным иском (с учетом замены административного ответчика) к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД РФ по Челябинской области), в котором просит признать незаконными действия, отменить решение об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязать повторно рассмотреть заявление А.а ГГК. о принятии в гражданство Российской Федерации.

В качестве основания административного иска указано, что 20 сентября 2016 года А. П.К. узнал о том, что принято решение об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № ФЗ-62 «О гражданстве Российской Федерации» в связи с тем, что административный истец использовал при подаче заявления подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения. Данное решение является незаконным и необоснованным, нарушает право административного истца на законное получение гражданства Российской Федерации, поскольку сведения об использовании истцом при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений - не соответствует действительности. Кроме того, решение вынесено в отсутствие А.а П.К., ему не была предоставлена возможность дать пояснения и возражения по решению, не была выдана копия решения. А. П.К. является гражданином сданные изъяты>, ранее состоял в гражданстве СССР, утратил связи в связи с распадом СССР в 1991 году, ранее с заявлением о приеме в гражданство РФ не обращался, отказ от имеющегося гражданства не оформлял. Основания для отказа в предоставлении гражданства РФ А.у П.К. - использование истцом при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений - не соответствует действительности, неточности в написании заявления объясняются не умыслом истца ввести в заблуждение госорганы. а техническими опискам при составлении заявления, что нельзя расценивать как нарушение требований федерального законодательства. Для составления анкеты и заявления о принятии гражданства РФ истец обратился к постороннему человеку, оказывающему данные услуги за деньги, потому что истец плохо владеет русским языком. Поскольку А.ым П.К. были приложены к заявлению (анкете), он был уверен в том, что при заполнении документов не будет допущено никаких ошибок. Однако при указании сведений о трудовой деятельности на территории Российской Федерации за последние пять лет лицом, заполнявшим анкету, ошибочно было указано, что истец не работал в период с 2011 по 2013 год, не работал с 2014 года. В данные период истец работал по трудовому договору, имел постоянный доход, содержал находящихся у него на иждивении несовершеннолетних детей, в период с 2014 года он работает на личном подсобном хозяйстве. Ранее сведения о трудовой деятельности истцом направлялись в органы УФМС. Разночтения в написании имени отца в графе «отец» в его свидетельстве о рождении и написании отчества в паспорте вызвано изменением правил написания имен в <данные изъяты> после распада СССР.

Административный истец А. П.К. и его представитель Д.Д.Ю. в судебном заседании поддержали административный иск к ГУ МВД РФ по Челябинской области, просили отменить решение ГУ МВД РФ по Челябинской области от 09 сентября 2016 года.

Представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по Челябинской области Б.Е.О. в судебном заседании административный иск не признал, считает, что решение соответствует закону, административный истец не лишен права вновь обратиться с заявлением о принятии в гражданство РФ через год, поэтому права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.

Суд, выслушав административного истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела суд установил, что 15 марта 2016 года А. П.К. обратился с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации на основании ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» с целью восстановления семьи (жена, дети - граждане России, желание жить и работать в России).

К заявлению приложил паспорт с переводом, вид на жительство, свидетельство о заключении брака, паспорт жены, документы о доходах, сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку, уведомление о подтверждении проживания.

Заявление подписано лично А.ым П.К., что не отрицалось им в судебном заседании, в заявлении А. П.К. предупрежден, что в соответствии со ст. 22 и ст. 41.8 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» решение о приеме в гражданство Российской Федерации, принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене, подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных подтверждает.

Решением ГУ МВД РФ но Челябинской области от 09 сентября 2016 года отклонено заявление А.а П.К. о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ЗФ «О гражданстве Российской Федерации».

В обоснование решения указано, что А. П.К. в заявлении о приобретении гражданства Российской Федерации сообщил заведомо ложные сведения о трудовой деятельности за последние пять лет.

В заявлении в разделе 15 «трудовая деятельность за последние пять лет, предшествовавших дате обращения с заявлением указаны следующие сведения: с 11.2010 по 10.2011 - автослесарь у физического лица, с 10.2011 по 01.2013 - не работал, с 01.2013 по 01.2014 - грузчик, индивидуальный предприниматель А.А.И., с 01.2014 по настоящее время не работает.

Вместе с тем, в ходе проверки трудовой деятельности А.а П.К. из сведений, представленных отделом по вопросам трудовой миграции от 27 апреля 2016 года, установлено, что работодатель ООО С* ИНН № представил 05 августа 2015 года уведомление о заключении трудового договора с 05 августа 2015 года, 11 сентября 2015 года - уведомление о расторжении трудового договора с 11 сентября 2015 года; работодатель ООО «Т*» ИНН № представил 25 ноября 2015 года уведомление о заключении трудового договора с 18 ноября 2015 года. А. П.К. оформлял патент № 26 августа 2011 года, разрешение на работу со сроком действия с 10 декабря 2012 по 29 ноября 2013 года, патент 08 февраля 2013 года.

Факт работы в указанные период А. А.И. в судебном заседании не отрицал, ссылаясь на то, что данные сведения о работе ошибочно не указаны в заявлении о приеме в гражданство, А. А.И. плохо читает на русском языке, для составления заявления воспользовался платными услугами, заявление подписал, но правильность и полноту сведений в заявлении не проверял.

Данные обстоятельства также подтвердила в судебном заседании свидетель А.И.В. (супруга административного истца).

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.

Поскольку А.ым П.К. при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации были указаны заведомо ложные сведения, о последствиях принятия решения на основании подложных документов или заведомо ложных сведений А. П.К. был уведомлен под личную подпись, само по себе сообщение заявителем ложных сведений в заявлении в силу вышеуказанной нормы права является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, то оспариваемое решение соответствует закону.

Доводы административного истца о том, что недостоверное указание сведений о трудовой деятельности является технической ошибкой, основанием для отмены решения ГУ МВД России по Челябинской области не является.

В соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 введено в действие Положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (далее - Положение), которым утверждена форма заявления, а также перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ.

В соответствии с п. 3 Положения ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.

Таким образом, форма заявления о приобретении гражданства содержит в себе сведения, на основании которых принимается решение по вопросу о принятии заявителя в гражданство РФ. Объем этих сведений должен быть полным, исчерпывающим. Ответственность за их полноту и достоверность несет заявитель.

По состоянию на момент подачи заявления о приобретении гражданства в 2016 году А.у П.К. было достоверно известно о своей трудовой деятельности за последние пять лет, однако в разделе 15 заявления такую информацию А. П.К. отразил не в полном объеме, то есть фактически скрыл ее от органа миграционного учет, допустил предоставление заведомо ложных сведений.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов

заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В связи с тем, что совокупность вышеуказанных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

В удовлетворении заявленных требований административного иска А.а П.К. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании действий незаконными, отмене решения от 09 сентября 2016 года об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязании повторно рассмотреть заявление о принятии в гражданство отказать полностью.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Отмена решения о приеме в гражданство - действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее действовавший закон о гражданстве предусматривал отмену решения только о приеме в гражданство. Сейчас законом предусмотрена также отмена решения о прекращении гражданства, которая производится при установлении в судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отмену решений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений на супруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложные сведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас же законом предусмотрена отмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Согласно Конституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Таким образом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к его компетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Если в порядке прохождения процедуры изменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинности документов, либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться с заявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского) производства.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации

Оптация также является одним из оснований прекращения российского гражданства.

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Комментируемая статья устанавливает основания отмены решений по вопросам гражданства РФ.

Пункт 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорит, что человек "не может быть произвольно лишен своего гражданства".

Статья 8 Конвенции о сокращении "безгражданства" (заключена в г. Нью-Йорке 30 августа 1961 г.) также устанавливает, что государство не лишает лицо его гражданства, если такое лишение гражданства делает его апатридом. Но несмотря на это, лицо все же может быть лишено гражданства в определенных ст. 8 указанной Конвенции случаях, в том числе в тех случаях, когда гражданство было получено вследствие неправильного толкования или обмана.

Возможность прекращения гражданства также предусматривает и Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. (принята 6 ноября 1997 г.). Статья 7 данной Европейской конвенции устанавливаются случаи утраты гражданства, в числе которых приобретение гражданства государства-участника путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя.

2. В РФ единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица, является ст. 22 комментируемого закона.

Комментируемая статья предусматривает возможность отмены решения о приеме или прекращении гражданства РФ, если в полномочные органы были представлены заведомо ложные сведения или подложные документы. Поэтому в заявлении о приеме в гражданство есть запись: "Я предупрежден(а), что в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решение о приеме в гражданство Российской Федерации, принятое на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене. Подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных подтверждаю". Также и в обратном заявлении о выходе из гражданства, существует подобная запись: "Я предупрежден(а), что в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решение о выходе из гражданства Российской Федерации, принятое на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене. Подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных подтверждаю."

3. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Решение по вопросам гражданства РФ в случае его отмены считается недействительным со дня принятия такого решения (п. 2 ст. 23).

При этом под подложным подразумевается официальный документ (письменный или иной формы акт государственного органа, удостоверяющий конкретные факты и события, которые влекут для использующих их лиц определенные юридические последствия), содержащий ложную информацию.

Официальные документы должны быть составлены надлежащим образом и содержать все необходимые реквизиты (номер, дату, штамп, печать, подпись должностного лица).

Применительно к вопросам гражданства такими документами могут быть:

Свидетельство о рождении заявителя;

Паспорт гражданина РФ родителя, проживающего на территории РФ, с отметкой о регистрации по месту жительства;

Вид на жительство;

Справка о доходах физического лица;

Декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа;

Справка с места работы;

Трудовая книжка;

Пенсионное удостоверение;

Справка органа социальной защиты о получении пособия;

Подтверждение получения алиментов;

Справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета;

Свидетельство о праве на наследство;

Справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

Документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РФ либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя;

Документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды:

Документ государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением (организацией);

Сертификат о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории РФ или за рубежом, которому (которой) Министерством образования РФ разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;

Документ об образовании, выданный на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании;

Мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;

Свидетельство о предоставлении политического убежища;

Документ, подтверждающий статус беженца;

Документ, подтверждающий наличие гражданства СССР в прошлом (свидетельство о рождении, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР либо дипломатическим представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного государства. В случае если свидетельство о рождении выдано органом иностранного государства, документами, подтверждающими, что заявитель состоял в гражданстве СССР в прошлом, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа, либо справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт гражданина СССР);

Документ о законченном среднем профессиональном образовании (базового уровня или повышенного уровня), либо диплом бакалавра, либо диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, либо диплом магистра и приложение к каждому из указанных документов, а также справку из учебного заведения, выдавшего диплом, подтверждающую освоение полной образовательной программы на территории РФ;

Свидетельство о браке;

Паспорт супруга, имеющего гражданство РФ;

Свидетельство о рождении и паспорт гражданина РФ сына или дочери;

Документ, подтверждающий нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы);

Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, либо удостоверение инвалида Отечественной войны, либо удостоверение участника войны, либо удостоверение о праве на льготы;

И прочие документы, представляемые для приобретения или прекращения гражданства РФ.

4. В случае заверения (удостоверения) какого-либо неофициального документа (доверенности, заявления, завещания и пр.) должностным лицом, нотариусом, иным компетентным органом данный документ должен признаваться официальным, поскольку уже исходит от компетентного лица и приобретает юридическую силу.

Документ, составленный частным лицом либо от имени несуществующей организации, не может считаться официальным и не является предметом преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ.

Подделка документов и использование поддельного документа составляют самостоятельные составы. Ответственность за использование поддельного документа не может ставиться в зависимость от того, данным лицом изготовлен фальшивый документ либо иным субъектом, не участвующим в его использовании. Поэтому за использование заведомо подложных документов несут ответственность лица, которые не участвовали в подделке документа.

В соответствии с ч. 3 ст. 327 УК РФ использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

В правоприменительной практике возникают сомнения при квалификации подделки документов, выдаваемых органами иностранных государств. В последнее время такие случаи получили широкое распространение.

Уголовный Кодекс РФ не раскрывает понятие "подделка". Имеется только определение служебного подлога (ст. 292 УК РФ) и описание отдельных действий по фальсификации различных видов документов (ст. 170, 185, 187, 287 УК РФ).

Подделкой считается изготовление фиктивного документа с помощью средств копировальной, множительной техники, незаконно изъятых бланков, поддельных печатей, штампов, подписей; внесение исправлений или полное изменение подлинного документа путем уничтожения части текста, внесения новых записей.

5. Положения ст. 22 охватывают случаи не только использования лицом подложных документов, но и указания им не соответствующих действительности сведений, предусмотренных заявлениями о приобретении или прекращении гражданства РФ.

Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными.

Сведения, указываемые заявителем, относятся к его анкетным (биографическим) данным, семейному положению, образованию, трудовой деятельности, прохождении военной или альтернативной гражданской службы, привлечению к уголовной ответственности и пр.

В формах заявлений по вопросам гражданства предусмотрена подписка заявителя о том, что в соответствии со ст. 22 комментируемого закона, принятое на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене. Кроме того, заявитель своей подписью подтверждает подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены

1. Статья 23 комментируемого закона устанавливает общие условия отмены решений по вопросам гражданства РФ. Порядок производства по вопросам гражданства регламентирован гл. VII комментируемого закона.

Отмена решений по вопросам гражданства в соответствии с ч. 1 ст. 23 может осуществляться:

Президентом РФ;

Иным полномочным органом, в компетенцию которого отнесены вопросы гражданства РФ и которым было принято такое решение.

2. Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства РФ составляется по форме, утверждаемой ФМС или МИД РФ. В частности, МИД РФ издан приказ от 16 июня 2008 г. N 7491 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по вопросам гражданства", в котором утверждена форма заключения об отмене решения по вопросам гражданства РФ. Приказом ФМС от 19 марта 2008 г. N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" утверждена форма аналогичного заключения, принимаемого территориальными органами Федеральной миграционной службы в пределах их компетенции.

В заключении полномочного органа указываются основания принятия решения о приеме в гражданство РФ или выходе из гражданства РФ, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства РФ, с изложением установленных судом обстоятельств. Также необходимо указывать статью Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства РФ.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства РФ, в течение месяца со дня подписания заключения должно быть проинформировано об этом, полномочным органом.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства РФ вносятся в электронные базы данных.

3. При этом в случае выявления оснований для отмены решения по вопросам гражданства:

Относящегося к компетенции Президента РФ - территориальный орган ФМС готовит необходимые материалы для их согласования в ФМС России и последующего представления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Относящегося к компетенции территориального органа ФМС - орган организует обобщение материалов по делу и выносит соответствующее заключение, составленное и утвержденное в трех экземплярах. Судебное решение и заключение приобщаются к материалам дела об изменении гражданства. Копии решений суда и заключения территориального органа направляются в ФМС России, которая соответственно информирует о результатах отмены решения по вопросам гражданства Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

При отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается соответствующий вид на жительство и изымается паспорт гражданина РФ, а при отмене решения о выходе из гражданства РФ - выдается паспорт гражданина РФ и изымается справка о выходе из гражданства РФ.

В п. 54 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ указано, что Президентом издается указ об отмене решения по вопросам гражданства. Также, Президент РФ вправе отменить решение по вопросам гражданства, принятое другим полномочным органом.

4. Часть 2 ст. 23 комментируемого закона устанавливает, что решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. В соответствии со ст. 390 УПК РФ, приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Сроком обжалования, в соответствии со ст. 356 УПК РФ являются 10 дней со дня провозглашения приговора. Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечению срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.

В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения.

Приговор вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения, если кассационная инстанция оставляет его без изменения или вносит в него изменения в порядке п. 1 или 4 ч. 1 ст. 378 УПК РФ.

Вступивший в законную силу приговор (с внесенными в него изменениями или без изменений) обращается к исполнению. Срок обращения к исполнению зависит от того, рассматривалось ли дело в апелляционной или кассационной инстанции. Если приговор не был обжалован, он обращается к исполнению в течение 3 дней с момента его вступления в законную силу. Если жалоба или представление рассматривались апелляционной или кассационной инстанцией и приговор не был отменен, дело возвращается в суд первой инстанции. В этом случае приговор может быть обращен к исполнению только по возвращении дела в суд первой инстанции. Тогда 3-дневный срок, установленный законом для обращения приговора к исполнению, исчисляется с момента возвращения дела.

Решение по вопросам гражданства РФ в случае его отмены считается недействительным со дня принятия.

5. Закон о гражданстве в гл. VIII предусматривает возможность обжалования как решений по вопросам гражданства РФ, так и действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ, об отклонении заявления по вопросам гражданства РФ может быть обжаловано в суде (ст. 39), а поскольку полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ, являются, согласно комментируемому закону (ст. 28), Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, а также федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, решения всех этих органов об отклонении заявлений по вопросам гражданства РФ без каких-либо исключений могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Этот порядок установлен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Согласно комментируемому закону (ст. 4), гражданин вправе обращаться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностное лицо, обязаны рассматривать жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.



Просмотров