Органы судейского сообщества. Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контр

Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля на общефедеральном уровне. Он осуществляет свою деятельность в форме конституционного судопроизводства самостоятельно и независимо.
Конституционный Суд РФ (КС РФ) является судебным органом конституционного контроля.

Функции (основные направления деятельности) КС РФ (ст. 125 Конституции РФ):

1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам исключительного ведения РФ и вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешение споров о компетенции между органами государственной власти (РФ между собой, РФ и субъектов РФ, субъектов РФ между собой).

3. Проверка конституционности закона, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

4. Официальное толкование Конституции РФ (только по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ).

5. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене либо совершении иного тяжкого преступления (только по запросу Совета Федерации).

6. Реализация права законодательной инициативы (по вопросам ведения КС РФ) – ст. 104 Конституции РФ.

КС РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ). Судьи КС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, приводятся к присяге Председателем Совета Федерации. Судьи делятся на 2 палаты (10 и 9 судей, председатель и заместитель председателя – в разных палатах), персональный состав палат определяется жеребьевкой (ст. 20 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Из своего состава на пленарном заседании КС РФ судьи КС РФ выбирают Председателя КС РФ, его заместителя, а также судью-секретаря. Ряд вопросов (в частности, разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ, официальное толкование Конституции РФ, решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой) решаются только на пленарном заседании КС РФ. Остальные вопросы могут быть рассмотрены на заседании палаты КС РФ.

КС РФ финансируется на основании отдельной статьи федерального бюджета, сам занимается своим организационно-техническим и иным обеспечением.

42. Судебная власть в РФ: понятие, принципы деятельности.

Одна из разновидностей государственной власти - судебная, призванная осуществлять правосудие.

Конституционные основы судебной власти - совокупность взаимосвязанных принципов и норм Основного Закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы. Единство судебной власти обеспечивается соблюдением всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства, поскольку уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство отнесено к ведению федеральной власти.

Конституционный принцип организаций судебной власти - сочетание профессиональных и непрофессиональных начал в осуществлении судебной власти.

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Суды в России подразделяются на два вида: суды федеральные и субъектов РФ.

Суд власть явл третьей ветвью власти в РФ. Суд власть можно определить как реализуемые занимающими особое положение в гос аппарате органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и соц процессы. Субъектом, осуществляющим её, явл только суд, обладающий для осуществления суд власти только ему присущими полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе. Суд власть есть предоставленные специальным органам гос-ва - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права. Суд власть призвана охранять право, правовые устои гос и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Суд власть как определенная ф-ция суда обладает рядом основных признаков: 1. Суд власть - вид гос власти. Она осуществляется гос органами, выражает гос волю, ее составляют гос-властные полномочия. В отличие от др видов власти, реально влияющих на жизнь людей, суд власть - одна из трех ветвей гос власти, установленная К и др законами. 2. Суд власть принадлежит только судам - гос органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать суд власть в иных формах. 3. Исключительность суд власти - след ее признак. Суд власть вправе осуществлять только суды. 4.Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики суд власти. 5. Процессуальный порядок деят-ти - важнейший признак суд власти. 6.Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак суд власти. Судопроизводство представляет собой деят-ть, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. 7. Подзаконность суд власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются К РФ и др фед законами. Систему фед судов составляют:1) Конституц Суд РФ; 2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; 3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

43. Прокуратура РФ: система органов, назначение.

Статья 129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре РФ, помещена в гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть». Однако это не означает, что органы прокуратуры можно относить к судебным органам.

Прокуратура РФ представляет собой централизованную правоохранительную структуру, замыкающуюся наверху на Генеральном прокуроре РФ, между прокурорами устанавливаются субординационные связи (ч. 1 ст. 129 Конституции РФ). Прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ (ч. 3 и 4 ст. 129 Конституции РФ), причем прокурор субъекта РФ назначается на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с соответствующим субъектом РФ (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ). Напр., прокурор города Москва назначается на должность Генеральным прокурором РФ после соответствующего согласия Московской городской думы.

Сам Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч. 2 ст. 129 Конституции РФ). Генеральный прокурор РФ по должности является действительным государственным советником юстиции.

Конституционный Суд РФ в постановлении № 17П от 1 декабря 1999 г. «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» установил, что соответствующее полномочие, исходя из Конституции РФ, не принадлежит Совету Федерации. Следовательно, в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела не просто может, а обязан издать Президент РФ как глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

44. Закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. (с изм. и доп.).

В соответствии с К РФ деят-ть органов гос власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со след принципами: а) гос и территориальная целостность РФ; б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; в) верховенство К РФ и фед законов на всей территории РФ;г) единство системы гос власти; д) разделение гос власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа гос власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ; ж) самостоятельное осуществление органами гос власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления. 2. Органы гос власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы гос власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов. 3. Органы гос власти субъекта РФ содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта РФ. 4. Полномочия органов гос власти субъекта РФ устанавливаются К РФ, фед законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в К РФ и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых фед законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) доп в указанные действующие акты. 5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ осуществляется К РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с К РФ и фед законами. 6. В соответствии с К РФ фед органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит К РФ и фед законам.

Конституционный Суд РФ . Конституционный Суд РФ был создан в 1991 г. Предшественником его в период 1989-1991 гг. был Комитет конституционного надзора СССР. До этого такого органа в нашей стра­не не существовало. Считалось, что в условиях отрицания принципа разделения властей и формального признания полновластия Советов в таком органе нет необходимости, поскольку Верховный Совет и его президиум могут сами осуществлять такой парламентский контроль за соблюдением конституции, а учреждение указанного органа нарушило бы верховенство парламента. Реальная потребность в органе конститу­ционного надзора или контроля в условиях тоталитарного режима не возникала и потому, что всепроникающий политический контроль за всем, в том числе и за соблюдением конституции, призвана была реаль­но осуществлять единственная партия и ее высшие органы. Антидемо­кратическая сущность тоталитаризма на деле была не совместима с интересами соблюдения законности вообще, законности конституци­онной в частности и в особенности. Поэтому переход к независимому конституционному правосудию стал возможен лишь с переходом к реальной демократизации страны.

Принятие Конституции РФ в конце 1993 г. и на ее основе Феде­рального конституционного закона «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации» (21 июля 1994 г.)* открыли новый, современный этап в развитии конституционного правосудия в нашей стране. Указан­ные основополагающие документы внесли серьезные изменения в структуру и компетенцию Конституционного Суда РФ как одного из важнейших институтов судебной власти. Конституционный Суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятель­но осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его высшая и главная задача - обеспечение защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, вер­ховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Указанный закон не только определил цели, задачи, структуру и компетенцию суда, но и основы конституционного судопроизводства.

* СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Число судей увеличилось до 19. Они назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ. Кандидатом на должность конституционного судьи может быть гражданин РФ не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образова­ние, стаж работы не менее 15 лет и обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Срок назначения на эту должность - 12 лет (назначение на второй срок не допускается). По достижении 70 лет конституционный судья уходит в отставку. Предложения по кандидатурам могут вноситься Президенту РФ членами Совета Феде­рации, депутатами Государственной Думы, законодательными (пред­ставительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами н федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием, если его кандидатура получила большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Со­вета Федерации приводит назначенное на должность судьи лицо к при­сяге, текст которой установлен законом.

В соответствии со ст. 11 Закона о Конституционном Суде РФ его судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, вести политическую пропаганду и агита­цию, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью, входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей. Конституционный судья не может быть членом Совета Федерации и депутатом Государ­ственной Думы, иных представительных органов, занимать или сохра­нять за собой другие государственные и общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оп­лачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой, занятие которой не должно препятствовать выполнению его обязанностей и не может служить уважительной причиной отсут­ствия на заседаниях). Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного пред­ставительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обя­занностей. Он не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рас­смотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

Конституционный Суд РФ имеет теперь две палаты по 9 и 10 судей, которые равноправны и решения которых имеют такую же юридичес­кую силу, как и решения Суда в целом. Для рассмотрения особо важ­ных дел проходят пленарные заседания, в которых участвуют все судьи и которые вправе рассматривать любой вопрос, входящий в компетен­цию Конституционного Суда. Председатель Суда, его заместитель и судья-секретарь избираются на пленарном заседании Суда большинст­вом голосов от общего числа судей сроком на три года и могут переизбираться еще на один срок. В основе деятельности Конституционного Суда РФ лежат такие принципы, как независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непре­рывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. В стране нет такого органа или лица, который бы имел право давать какие-либо указания или замечания Конституционному Суду, дейст­вующему в рамках своих полномочий. В основе его деятельности лежит Конституция РФ и Федеральный конституционный закон о Конститу­ционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ независим в организа­ционном, финансовом и материально-техническом отношении, его фи­нансирование осуществляется из федерального бюджета. Гарантиями независимости конституционных судей являются их несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей и др. На судей Конституци­онного Суда распространяется общее законодательство о статусе судей. В отличие от других судов (Верховного, Арбитражного), Конституци­онный Суд РФ не имеет системы нижестоящих судов. Тот факт, что некоторые субъекты РФ также создали свои конституционные суды, не означает, что они входят в такую систему, ибо не являются нижестоя­щими и не составляют с Конституционным Судом РФ единую систему.

Еще более существенные изменения произошли в функциях и ком­петенции Конституционного Суда РФ. С одной стороны, его компетен­ция в определенном отношении сужена: он теперь не может действо­вать по собственной инициативе и из его полномочий исключена оцен­ка правоприменительной практики. С другой стороны, он расширил свои полномочия за счет получения права давать абстрактное офици­альное толкование Конституции РФ, права разрешать споры о компе­тенции между органами государственной власти, по жалобам на нару­шение прав и свобод граждан и права по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего примене­нию по конкретному делу.

Главная, основная функция Конституционного Суда РФ - провер­ка соответствия Конституции РФ: а) федеральных законов, норматив­ных актов высших федеральных органов государственной власти (Пре­зидента, палат Федерального Собрания, Правительства); б) конститу­ций и уставов, а также иных нормативных актов субъектов РФ, кроме тех, которые относятся к сфере исключительного ведения субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов; г) международных договоров РФ, не вступивших в силу (ст. 125 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ не рассматри­вает, во-первых, ненормативные (индивидуальные) акты указанных органов, а во-вторых, правовые акты, включая нормативные, всех других государственных органов, поскольку это входит в компетенцию общих судов; и в-третьих, как уже отмечалось, он не занимается про­веркой правоприменительной практики, во многом совпадающей с су­дебной.

Право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности указанных нормативных актов и договоров имеют, согласно ст. 125 Конституции РФ, Президент РФ, Совет Фе­дерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федера­ции и депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верхов­ный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодатель­ной и исполнительной власти субъектов РФ. Такие запросы могут касаться как всего нормативного акта или договора, так и той или иной его части или отдельных положений. Конституционный Суд РФ определяет конституционность или неконституционность указанных актов и договоров в следующих пределах: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, за­ключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государствен­ной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетен­ции между федеральными органами государственной власти; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установенного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами.

Граждане обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод, если эти права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким же правом обладают и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде РФ. Важно, чтобы во всех этих случаях закон, на который подается жалоба (а не какой-либо иной нормативный акт, вопрос о котором в таком случае рассматривается в общих судах), за­трагивал конституционные права и свободы человека и гражданина и был применен или подлежал применению в конкретном деле, рассмот­рение которого уже завершено или начато судом или иным правоприменительным органом. При этом также следует иметь в виду, что суды любой инстанции, рассматривающие такие конкретные дела, сами могут обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности применяемого в данном деле закона, в результате чего производство по делу приостанавливается до решения Конститу­ционного Суда РФ.

В компетенцию Конституционного Суда РФ входит и разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государствен­ной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими органами го­сударственной власти субъектов РФ. Правом на обращение в Консти­туционный Суд РФ в этом плане обладает каждая из сторон данных споров, а Президент РФ также в случае недостижения согласованного решения при использовании согласительных процедур для разреше­ния разногласий между органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Такое обращение допустимо, если: а) оспариваемая компетенция опре­деляется Конституцией РФ; б) спор не касается вопроса о подведомст­венности дела судам или о подсудности; в) спор не был или не может быть разрешен иным способом; г) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами госу­дарственной власти; д) заявитель ранее обращался к указанным в Кон­ституции РФ органам государственной власти с письменным заявле­нием о нарушении ими определенной Конституцией и договорами ком­петенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности; е) в течение месяца со дня получения письменного заявления не были устранены указанные в нем нарушения; ж) в случае обращения соответствующего органа государ­ственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согла­сительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции РФ, а Пре­зидент РФ в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разре­шению спора.

Еще одно направление деятельности Конституционного Суда РФ - толкование Конституции РФ. Это имеет место тогда, когда в Конституционный Суд обращаются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. В данном случае речь идет о прямом толковании Конституции РФ, которое может и не быть связано с проверкой кон­ституционности закона или спора о компетенции. Оно призвано отве­тить на вопрос: как следует понимать то или иное положение Консти­туции РФ, что особенно важно и необходимо в условиях принципиальной новизны содержания этой Конституции и ее «жесткости». Толко­вание Конституционного Суда РФ является официальным и обяза­тельным для всех.

Наконец, в функции Конституционного Суда РФ входит также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В данном случае такой запрос в Консти­туционный Суд направляется Советом Федерации, если соответствующее обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключе­ние Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ при­знаков соответствующего преступления. Запрос направляется в Кон­ституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государст­венной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным Судом не позднее десяти дней после ре­гистрации запроса. Если Суд установит несоблюдение указанного по­рядка, то процедура импичмента прекращается.

Помимо отмеченных основных полномочий Конституционного Суда РФ, зафиксированных в ст. 125 Конституции РФ, ряд других ее статей определяет еще и такие полномочия, как направление посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию (ст. 100), право за­конодательной инициативы (ст. 104), право присутствия судей Кон­ституционного Суда при принятии присяги Президентом РФ (ст. 82). Ряд полномочий Конституционного Суда РФ связан с договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти РФ и ее субъектов. Федеральный конституцион­ный закон о референдуме (1995) предусмотрел еще одно новое полно­мочие Конституционного Суда - проверка по запросу Президента РФ до референдума соблюдения требований, предусмотренных Конститу­цией РФ.

Решения Конституционного Суда РФ принимаются открытым го­лосованием на основе поименного опроса судей. Судья не вправе воз­держаться при голосовании или уклониться от него. Эти решения при­нимаются только по предмету, указанному в обращении в Конституци­онный Суд и лишь в отношении той части акта или компетенции орга­на, конституционность которых была подвергнута сомнению в таком обращении. Судья, несогласный с решением Конституционного Суда РФ, имеет право письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда. Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедлен­но после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Прави­тельству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокуро­ру РФ и министру юстиции РФ. Постановления и заключения Консти­туционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях. Решение Конституционного Суда РФ оконча­тельно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не нуждается в иных подтверждениях. Акты или их отдельные положения, признан­ные неконституционными, утрачивают силу, а признанные не соответ­ствующими Конституции РФ международные договоры, не вступив­шие в силу, не подлежат введению в действие и применению. Неиспол­нение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполне­нию решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, ус­тановленную федеральным законом.

В заключение необходимо вновь особо подчеркнуть, что Конститу­ционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля призван решать исключительно вопросы права (ст. 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ). Это исходное положение закона направлено не на то, чтобы отрицать всякую связь права и политики, а на то, чтобы не подменять право политикой. Кон­ституционному Суду РФ, несомненно, приходится рассматривать в той или иной мере и политические вопросы и выносить решения, имею­щие и политическое значение. Другое дело, что Конституционный Суд РФ рассматривает только правовую, конституционную сторону этих вопросов (например, конституционность актов различных ветвей по­литической власти или споры о компетенции между различными орга­нами государственной власти как субъектами политики) и выносит свои решения, опираясь исключительно на конституционное законода­тельство, на право, а не на политическую целесообразность и другие политические факторы.

Конституционный Суд РФ (КС РФ) является судебным органом конституционного контроля.

Функции (основные направления деятельности) Конституционного суда РФ (ст. 125 Конституции РФ):

1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам исключительного ведения РФ и вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешение споров о компетенции между органами государственной власти (РФ между собой, РФ и субъектов РФ, субъектов РФ между собой).

3. Проверка конституционности закона, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

4. Официальное толкование Конституции РФ (только по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ).

5. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене либо совершении иного тяжкого преступления (только по запросу Совета Федерации).

6. Реализация права законодательной инициативы (по вопросам ведения Конституционного суда РФ) – ст. 104 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ). Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, приводятся к присяге Председателем Совета Федерации. Судьи делятся на 2 палаты (10 и 9 судей, председатель и заместитель председателя – в разных палатах), персональный состав палат определяется жеребьевкой (ст. 20 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Из своего состава на пленарном заседании Конституционного суда РФ судьи Конституционного суда РФ выбирают Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя, а также судью-секретаря. Ряд вопросов (в частности, разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ, официальное толкование Конституции РФ, решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой) решаются только на пленарном заседании Конституционного суда РФ. Остальные вопросы могут быть рассмотрены на заседании палаты Конституционного суда РФ.

Конституционный Суд РФ финансируется на основании отдельной статьи федерального бюджета, сам занимается своим организационно-техническим и иным обеспечением.

45. Конституционно-правовой статус прокуратуры

Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачно сть такого подхода при разработке проекта Основного Закона общепризнанна специалистами): статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное – в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.).

Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются:

    Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);

    прокуратуры федеральных округов (данное звено появилось в системе прокуратуры после образования Президентом РФ федеральных округов; окружной прокурор обладает достаточно высоким статусом, являясь, в частности, заместителем Генерального прокурора РФ);

    прокуратуры субъектов РФ;

    районные, городские прокуратуры;

    специальные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. «Освобождение от должности» следует отличать от «временного отстранения от исполнения обязанностей»: в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей (в частности, в связи с осуществлением в отношении него разбирательства) вправе Президент РФ без обращения в Совет Федерации. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором, однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.

Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

    постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);

    протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);

    представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

    предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).

Статус прокуратуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует общепринятому статусу этих органов в практике мирового конституционализма (прокуратура, как правило, входит в систему исполнительной власти), что предопределяет обсуждение возможных направлений реформы системы прокуратуры в России.

Учитывая изложенное ранее, отметим, что как юридический институт Конституционный Суд Российской Федерации не имел прецедентов в российской (и советской) истории. Предпринятая в 20-е годы попытка наделить Верховный Суд СССР контрольной функцией относительно конституционности актов различных органов была пресечена реформами И.В. Сталина. Комитет конституционного надзора СССР, созданный в 1989 году, был лишь консультативным, совещательным органом. Обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории России становилось неотъемлемой чертой демократического правового государства. В соответствии с принципом разделения властей конституционный контроль передавался от Верховного Совета и его комитета в ведение судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой.

Пятый Съезд народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 г. принимает закон “О Конституционном Суде РСФСР” и избирает его пожизненный состав. Список кандидатов на должности судей неоднократно обсуждался и согласовывался и, в итоге, в августе 1991 года были избраны Съездом 13 и 15 судей. Однако закон позволял суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 года 13 судей приняли присягу и избрали В. Зорькина Председателем Конституционного Суда РСФСР. Деятельность Суда в восприятии ее общественностью во многом проходила через призму “дела КПСС”, которое поступило спустя лишь несколько месяцев после начала его работы. К тому времени Суд уже успел принять решения по ряду значительных вопросов.

В связи с изменившейся политической ситуацией в декабре 1993 года Конституционный Суд РСФСР прекратил свою деятельность.

В это время была принята Конституция России, которая сохранила Конституционный Суд РФ как специализированный орган конституционного контроля. Тем самым были отклонены предложения об установлении в стране иных форм контроля, в частности, конституционной коллегии в составе Верховного Суда. Конституция 1993 года по сравнению с ранее действующей Конституцией и законом о Конституционном Суде 1991 года внесла существенные изменения в правовой статус Конституционного Суда России. Прежде всего это касается численного состава, порядка образования, основных его полномочий, юридической силы и последствий решений Суда.

Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации, принятый 21 июля 1994 года , стал первым конституционным законом после вступления в силу Основного закона России.

“Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства”, – гласит статья 1 закона о Конституционном Суде. Здесь четко определен характер, сущность Конституционного Суда в системе органов государственной власти. Еще раз достаточно ясно говорится о нем как об органе конституционного контроля. Заметим, что в Законе 1994 года нет предусмотренного в Законе 1991 года положения о том, что Конституционный Суд – высший орган конституционного контроля, он – составная часть судебной власти. В Законе 1994 года определены в концентрированной форме основные характеристики Конституционного Суда: его функциональное предназначение (осуществляет конституционный контроль), статус (судебный орган), основополагающие принципы деятельности (самостоятельный, независимо осуществляющий судебную власть), процессуальная форма деятельности (конституционное судопроизводство).

В этом определении просматривается двойной характер правовой природы Конституционного Суда. С одной стороны, он является органом правосудия, составной частью судебной власти, причем порядок перечисления федеральных судов в главе 7 Конституции РФ “Судебная власть” свидетельствует о том, что это высший орган правосудия в России. Его положение в структуре судебной власти определяется не иерархией в рамках системы, отношения в которой строятся на началах взаимодействия, а характером и содержанием деятельности Конституционного Суда, его полномочиями, влиянием на правотворчество и правоприменение.

С другой стороны, Конституционный Суд является федеральным органом государственной власти и в этом качестве стоит в одном ряду с другими органами государства – Президентом, Федеральным Собранием, Правительством России. В силу занимаемого им места в системе органов государственной власти и соответствующей ему компетенции Конституционный Суд может оказать существенное, в том числе превентивное, воздействие на деятельность главы государства, органов законодательной и исполнительной властей, на определение объема их полномочий.

Общему определению функции Конституционного Суда РФ вполне соответствует понятие “разбор спора”, так же, как и у других судов, но спорящие стороны здесь другие. В гражданском и арбитражном судопроизводстве есть истцы и ответчики, в уголовном процессе – обвиняемый и обвинитель, а в конституционном – заявитель – орган или лица, направившие в Суд обращение, и второй участник – орган или лицо, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого оспаривается. По спорам о компетенции стороны – это государственные органы, участвующие в споре.

На сегодняшний день у Конституционного Суда достаточно широкий круг полномочий. Их можно разбить на несколько видов. Первый связан с проверкой конституционности нормативных актов – федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти России и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (согласно подпунктов “а-г” пункта 1 части 1 статьи 3 Закона 1994 г.). Второй вид связан с разрешением споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации (подпункты “а-в” пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 1994 г.). Третий вид – проверка конституционности правоприменительной практики, которая проводится по индивидуальным жалобам граждан (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона 1994 года). У Конституционного Суда есть еще один важный круг полномочий – это право толкования Конституции России (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона 1994 года). Также Конституционный Суд Российской Федерации выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (пункт 6 части 1 статьи 3 Закона 1994 года), дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона 1994 года) и другие полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом 1994 г.

Думается, что целесообразно рассмотреть данные Конституционному Суду полномочия в сравнении с ранее действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 125 Конституции РФ впервые Конституционному Суду предоставлено право рассматривать дела о конституционности законов по запросам судов. В нынешних условиях, когда возрастает преступность, увеличивается количество правонарушений, на суды легла огромная нагрузка по рассмотрению различного рода дел. Именно они сталкиваются каждый день с несовершенством, недостатком юридических норм. Выявление их обычными судами, возможность влиять на изменение законодательства через Конституционный Суд – это важные факторы укрепления законности.

Впервые в отечественной практике новое законодательство закрепило за судебным органом конституционного контроля право толкования Конституции Российской Федерации. Это весьма положительное явление. Такая функция обусловлена самой юридической природой Конституционного Суда, и без нее фактически не возможен эффективный контроль.

Внесены также существенные изменения и в ранее существующие полномочия Конституционного Суда. Это касается прежде всего контроля за соответствием Основному закону иных актов органов государственной власти. Четко определены объекты этой деятельности. В качестве отправной точки названа Конституция России, ее приоритет, поэтому все вопросы в области конституционного контроля рассматриваются в соответствии с Основным законом РФ. Уточнен перечень актов, подлежащих рассмотрению Конституционным Судом. В прежнем законодательстве в качестве объектов конституционного контроля назывались все акты тех или иных органов государства. Теперь же Закон 1994 года называет лишь нормативные акты.

Всесторонне урегулирован вопрос, связанный с деятельностью Конституционного Суда в области разрешения споров, имеющих конституционное значение. В прежнем законодательстве указанный вопрос рассматривался лишь в общем виде. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции с точки зрения установленного Конституцией принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти.

Закон 1994 года более ясно и детально регулирует вопрос, касающийся рассмотрения дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Положения предыдущего нормативного акта, касающиеся конституционности правоприменительной практики, связанной с деятельностью Конституционного Суда РФ по охране конституционных прав и свобод граждан, были весьма сложны, сейчас значительно упрощена процедура возбуждения такого рода дел.

Изменились полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения Президента от должности. Теперь Суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это было раньше.

Внесены также изменения в полномочия Конституционного Суда в сфере правотворчества. Это касается его права законодательной инициативы. В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Конституции, пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона 1994 года Конституционный Суд реализует это право только по вопросам своего ведения. Ранее такого ограничения не было, и правом законодательной инициативы данный орган пользовался по всем вопросам.

В Законе 1994 года нет и содержащегося ранее положения, обязывающего Конституционный Суд ежегодно направлять парламенту послания о состоянии конституционной законности в стране. Парламент, рассмотрев его, принимал по данному вопросу соответствующее решение и направлял представление, в котором обращалось внимание органов, должностных лиц на выявленные нарушения. Видимо и сегодня такие полномочия имели бы важное значение в деле охраны правопорядка.

Конституционный Суд РФ согласно новому законодательству утратил ряд полномочий, имевшихся у него ранее. Из компетенции данного органа исключено рассмотрение дел о конституционности партий, общественных объединений, действий и решений всех должностных лиц РФ и ее субъектов, дача заключений о наличии оснований для их отрешения от должности. Теперь нет у Конституционного Суда и права давать заключение о наличии у соответствующих должностных лиц стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с их деятельностью полномочия.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что новое законодательство расширило полномочия Конституционного Суда путем предоставления ему новых прав. Речь идет о проверке конституционности законов по запросам судов и праве толкования Основного закона, что способствует усилению роли Конституционного Суда. Вместе с тем, ряд норм в определенной степени ограничил полномочия органа конституционного контроля, что “служит целям деполитизации Суда.” В соответствии со статьей 3 Закона 1994 года этот орган решает исключительно вопросы права, он воздерживается от исследования и установления фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Такие меры являются продуктом реальной действительности и направлены на обеспечение стабильности и политической нейтральности Конституционного Суда, роли конституционного судопроизводства в сохранении и защите общественного порядка в России.

После создания Конституционного Суда РФ возникло множество вопросов, связанных с разграничением компетенции между ним и судами общей юрисдикции по рассмотрению различных категорий дел.

“Суть сильной судебной власти, – считает Л. Лазарев, – не сосредоточение ее в руках одного вида судебных органов.” Действительно, она заключается в обеспечении реальной независимости всех органов правосудия, подчинении их только закону, наличии высококомпетентных судей с безупречной репутацией, неуклонном исполнении судебных решений. Существенное значение имеет также обеспечение взаимодействия различных ветвей судебной власти, и прежде всего, Конституционного Суда с другими органами судебной системы.

Конституция России и Закон 1994 года помогли существенно развить и укрепить такого рода взаимодействие, они не ограничивают распространение на Конституционный Суд РФ общих для всех судов конституционных принципов правосудия. Законодательством четко разграничена юрисдикция Конституционного Суда и иных судебных органов, закреплено полномочие Конституционного Суда давать толкование федеральной Конституции, которому подчинены все судьи страны. Основной закон и закон “О Конституционном Суде РФ” сохранили важную форму непосредственного взаимодействия Конституционного Суда РФ с другими высшими структурами судебной системы – это право Верховного и Высшего Арбитражного Судов обращаться в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности различных категорий нормативных актов (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

Верховный или Высший Арбитражный Суды могут быть стороной в разрешении Конституционным Судом спора о компетенции с другими федеральными органами государственной власти или государственной власти субъекта федерации (часть 3 статьи 125 Конституции). При этом, однако, согласно пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о Конституционном Суде такой спор не может касаться подведомственности, т.е. быть спором между судебными органами.

Закрепленный в Конституции РФ перечень актов, конституционность которого правомочен проверять Конституционный Суд РФ по запросам высших судебных органов, других органов и лиц, является одновременно средством разграничения юрисдикции Конституционного и иных судов.

Еще одним средством разграничения компетенции и в то же время каналом взаимодействия Конституционного и других судов является полномочие первого по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

Развитию взаимодействия Конституционного и других судов помогает норма части 4 статьи 125 Конституции о проверке Конституционным Судом России по запросам судов конституционности закона, связанного с рассмотрением дела на любой стадии судопроизводства. Под судом, обладающим правом обращения в Суд с запросом, понимается тот состав суда, который рассматривает дело в первой, кассационной или надзорной инстанции.

Исходя из процессуального понятия “состава суда”, в конкретной ситуации это может быть и судья единолично, и судья с народными заседателями, и не менее 3-х членов суда, и судебная коллегия, и президиум суда. При этом для обращения с запросом не требуется ни санкция председателя данного суда, ни направление запроса через вышестоящую инстанцию, т.к. иное будет противоречить принципу независимости суда.

Любой суд, рассматривающий дело, призван оценивать принимаемые им правовые нормы с точки зрения их соответствия федеральной Конституции, опираясь на нее как на непосредственно действующее право. В этой связи особое значение для судебной деятельности, для всех субъектов права приобретает реализация Конституционным Судом полномочия давать толкование Основного закона, являющееся общеобязательным. Разъяснения норм Конституции необходимы для ее правильного понимания и применения. Потребность в толковании положений Конституции РФ объясняется неодинаковым восприятием конституционной нормы из-за ее “недостаточной определенности, внутреннего противоречия, неточного использования в ней терминологии” и т.д., что может привести к неодинаковой реализации этой нормы в процессе правоприменения судебными органами. Хотя суды не наделены правом обращаться в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ, но они вправе выступать перед правомочными субъектами такого обращения с инициативой постановки данного вопроса в Конституционном Суде. Таким образом, толкование Конституции Российской Федерации выступает одним из каналов взаимодействия Конституционного и иных судов.

Следует отметить, что порядок образования Конституционного Суда в основном такой же, как и Верховного Суда России и Высшего Арбитражного Суда. Он состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей (статья 4 Закона 1994 года). Интересной является история назначения нынешнего состава судей. Официальный список кандидатов в судьи Президент представил только после неприятного для России инцидента. Согласно статьи 2 раздела 5 Закона 1994 года полный состав должен быть сформирован не позднее, чем через тридцать дней после вступления в силу Закона о Конституционном Суде 1994 года. Этого не сделали, т.к. через несколько часов после принятия вышеназванного закона депутаты разъехались на каникулы. Кому предлагать Президенту свой список? А неприятность в связи с этим была международного масштаба. В 1994 году в Будапеште проводилась ежегодная конференция Европейского Сообщества Конституционных Судов. Она обсудила возможность членства в этой влиятельной организации таких стран, как Хорватия, Андорра, Белоруссия, Кипр, Румыния, Словения, Болгария, Чехия и Россия. Приняли всех, кроме России. Основания: разделение властей либо есть, либо его нет; Конституционный Суд либо есть, и тогда он рассматривает дела, выносит решения, либо его нет, т.е., как только суд начнет работать, “милости просим в Сообщество” .

Итак, численный состав Конституционного Суда РФ теперь равен 19 судьям, по Закону 1991 года суд состоял из 15 членов, о чем уже говорилось выше.

Кандидатов на должности судей выдвигают депутаты Государственной Думы, законные представители субъектов федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения. Главная роль в формировании персонального состава Конституционного Суда РФ принадлежит Президенту и Совету Федерации РФ (статьи 4 и 9 Закона 1994 года).

Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” установлено, что судьей данного органа может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет (статья 8).

О профессиональном уровне судей нынешнего состава Конституционного Суда могут свидетельствовать следующие данные: в его составе 12 докторов наук и 4 кандидата юридических наук, представляющих весь спектр отечественной юриспруденции, которые многие годы работали в научных учреждениях, учебных заведениях и получили широкое признание научной общественности. 5 судей в недавнем прошлом были депутатами Федерального парламента. Высоким профессиональным авторитетом пользовались судьи, многие годы отдавшие работе в судах общей юрисдикции и органах прокуратуры. Такое сочетание правовой теории и практического опыта, сотрудников Суда с работниками научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений позволило совмещать в деятельности Конституционного Суда РФ по отправлению конституционного правосудия качества исследовательского центра и практического органа.

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее большинство от общего числа членов Совета Федерации (часть 3 статьи 9 Закона 1994 года). После избрания согласно статьи 10 Закона о Конституционном Суде РФ Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда. С этого момента данное лицо считается вступившим в должность судьи судебного органа конституционного контроля России (часть 3 статьи 12 Закона 1994 года).

Судья Конституционного Суда назначается на срок полномочий 12 лет (часть 1 статьи 12 Закона 1994 года), в отличие от ранее действующего закона, по которому судьи избирались пожизненно. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается (часть 2 статьи 12 Закона 1994 года). Предельный возраст для пребывания в должности судьи – 70 лет (часть 1 статьи 12 Закона 1994 года).

Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе, как в порядке и по основаниям, установленным в законе, а именно, полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья не способен выполнять свои обязанности (статья 17 Закона 1994 года).

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность, истечения срока полномочий или достижения предельного возраста пребывания в должности, личного письменного заявления судьи, утраты гражданства, вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу, совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, неучастия в заседании Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше 2-х раз подряд без уважительной причины, признания судьи недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим решением Суда, вступившим в законную силу, смерти судьи и по другим основаниям, указанным в статье 18 Закона 1994 года.

Существенные новеллы внесены в организационные формы конституционного судопроизводства. Они направлены на повышение эффективности деятельности Конституционного Суда РФ. Ранее данный орган функционировал в едином составе и в перерыве между его заседаниями иные вопросы не могли рассматриваться. В результате, как показала практика, “задерживалось рассмотрение дел, не соблюдались установленные процедурные сроки”. Новое законодательство определило следующую форму организации и деятельности данного органа: рассмотрение и разрешение дел осуществляется на пленарных заседаниях Суда и заседаниях его палат. Таких палат две: их состав 10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется жеребьевкой (статья 20 Закона 1994 года). В пленарных заседаниях согласно той же статьи Закона о Конституционном Суде РФ участвуют все судьи Суда, а в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем три года подряд. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты.

Установлено, что на пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ. Вместе с тем Закон 1994 года выделяет наиболее важные дела, решать которые может исключительно пленарное заседание. Выделены две их группы. К первой относится само осуществление конституционного контроля. Лишь на пленарных заседаниях Суда разрешаются дела о соответствии Конституции РФ Основных законов республик, уставов субъектов федерации. На них же дается толкование Конституции РФ, принимается заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иных тяжких преступлений, а также принимаются послания Конституционного Суда, решается вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам его ведения (часть 2 статьи 21 Закона 1994 года). Вторая группа вопросов связана с кадровой, организационной деятельностью Конституционного Суда. На пленарном заседании избирается Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, формируется персональный состав его палат. На пленарном заседании судьи принимают Регламент Суда, вносят в него изменения, дополнения, устанавливают очередность рассмотрения дел, осуществляют распределение дел по палатам, выносят решения о приостановлении, прекращении полномочий судей Конституционного Суда, о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря (часть 2 статьи 21 Закона 1994 года).

Дела, разрешаемые на заседаниях палат, можно разделить на три группы:

1) о проверке конституционности правовых актов – федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; законов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов федерации; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров (согласно подпунктов “а-г” пункта 1 части 2 статьи 22 Закона 1994 года);

2) о разрешении споров, имеющих конституционное значение, т.е. разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов федерации (подпункты “а-в” пункта 2 части 2 статьи 22 Закона 1994 года);

3) о проверке по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (пункт 3 части 2 статьи 22 Закона 1994 года).

Следует сказать, что пленарные заседания не являются высшей инстанцией по отношению к заседаниям палат. И решения, принятые на пленарных заседаниях Конституционного Суда, и решения его палат равнозначны. Поэтому принятая конструкция распределения компетенции Суда между пленарными заседаниями и заседаниями палат носит достаточно рациональный характер, в ней учитывается разнообразие вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда и потребность эффективной организации работы в зависимости от числа и характера дел.

Существенные новшества внесены в статус руководящих органов Конституционного Суда: установлен демократический порядок избрания Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда, что можно квалифицировать как гарантию обеспечения таких важных принципов судебного контроля, как независимость Конституционного Суда и равенство прав его судей. Избрание Председателя, его заместителя и судьи-секретаря согласно статьи 23 Закона 1994 года происходит на пленарном заседании Конституционного Суда путем тайного голосования большинством голосов судей от общего их числа. Только судья Конституционного Суда может быть Председателем, заместителем Председателя, судьей-секретарем. Срок их полномочий – 3 года, но они могут быть переизбраны на новый срок. По письменному заявлению Председатель, его заместитель и судья-секретарь также вправе досрочно сложить с себя полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда РФ.

Закон о Конституционном Суде 1991 года фактически закрепил несменяемость Председателя, его заместителя, что ставило указанных лиц в особое положение. Закон 1994 года вводит новое положение, которое предусматривает возможность досрочной процедуры освобождения от должности Председателя, его заместителя. С такой инициативой могут выступить не менее 5 судей Конституционного Суда. Основаниями для освобождения являются недобросовестное исполнение своих обязанностей либо злоупотребление своими правами Председателя, его заместителя или судьи-секретаря. Этот вопрос решается большинством голосов судей Конституционного Суда не менее 2/3 от общего их числа тайным голосованием. Значительно сужена компетенция Председателя Конституционного Суда. Ограничение сроков его полномочий, возможность их досрочного прекращения значительно уравновешивают позиции Председателя и других судей.

Рассмотрим более подробно полномочия Председателя, его заместителя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ.

Согласно статьи 24 Закона 1994 года Председатель Конституционного Суда России, кроме общих для всех судей полномочий, имеет ряд специфических – административных. Председатель руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и на них председательствует, выносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд, по уполномочию выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда и осуществляет ряд других полномочий в соответствии с законодательством. Издает приказы и распоряжения.

Председателем Конституционного Суда Российской Федерации является заслуженный деятель науки, доктор юридических наук Владимир Туманов. На пост судьи Конституционного Суда он был рекомендован Институтом государства и права Российской Академии наук и Министерством юстиции РФ.

Что касается заместителя Председателя Конституционного Суда, то согласно статьи 26 Закона 1994 года он осуществляет по уполномочию Председателя Суда отдельные его функции и согласно статьи 25 Закона 1994 года временно исполняет обязанности Председателя, если он не в состоянии исполнять свои обязанности.

На сегодняшний день заместителем Председателя избрана Татьяна Морщакова.

Подробно регламентированы полномочия судьи-секретаря Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 27 Закона 1994 года он осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного Суда, в котором можно выделить две составные части:

1) аппарат судей. При каждом судье Конституционного Суда состоит три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (аппарат Председателя, его заместителя и судьи-секретаря по численности несколько больше);

2) секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного права, конституционного устройства и самоуправления территорий, международного права и т.д.). В задачу этих Управлений входит первичное ознакомление с поступающими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитического материала по соответствующей проблематике. В секретариате есть также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного Суда, обеспечением Суда необходимой правовой информацией (Общая численность секретариата – около 150 человек).

Также судья-секретарь Конституционного Суда организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ и информирует Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда, а также осуществляет ряд других полномочий, предусмотренных законодательством.

Итак, мы рассмотрели организационные вопросы, касающиеся работы Конституционного Суда России, но главное – не организация, а деятельность, поэтому в следующей главе рассмотрим общие правила и особенности производства в Конституционном Суде России по некоторым категориям дел.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Суд ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм.

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определённым сроком, поэтому состав судей никогда не должен смениться одновременно, а суд - прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Суда, обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Федеральный конституционный закон закрепляет не только цели и структуру Конституционного Суда, но и принципы конституционного судопроизводства, поскольку не существует соответствующего процессуального кодекса или закона для регламентации этого вопроса. Закон предусматривает гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний. Установлено, что Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. Необходимыми для обеспечения своей деятельности средствами Суд распоряжается самостоятельно. Он ни от кого не зависит в отношении информационного и кадрового обеспечения и распоряжения имуществом.

Президент РФ и Государственная Дума РФ назначают своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую правовую позицию по конкретному делу. Они не вправе оказывать давление на Суд или предпринимать действия, способные нару - шить независимость Конституционного Суда в принятии решений.

Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1) проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

2) разрешение споров о компетенции;

3) толкование Конституции РФ;

4) дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб. Рассмотрим каждое из указанных полномочий и особенности производства по рассмотрению соответствующих категорий дел.

1. В порядке абстрактного нормоконтроля Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

1) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности упомянутых нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают только те органы, которые указаны в Конституции: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Запрос в Конституционный Суд возможен как в отношении всего нормативного акта или договора, так и в отношении отдельных их положений, он допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности, либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению соответствующих органов государственной власти или их должностных лиц об отказе при - менять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ. В отношении актов, изданных субъектами РФ, запрос возможен только в случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах, а именно:

2) по форме нормативного акта или договора;

3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает решение о признании нормативного акта или договора, либо отдельных их положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. Признание нормативного акта или договора, либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лица - ми.

Контроль распространяется также на международные договоры РФ, не вступившие в законную силу. Запрос допустим, если договор подлежит ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти или если заявитель считает не вступивший в силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Феде - рации из-за несоответствия Конституции РФ. Суд признает договор или отдельные его положения соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. С момента провозглашения постановления Суда о признании не соответствующими Конституции РФ не вступившего в силу международного договора, либо отдельных его положений, международный договор не подлежит введению в действие и приме - нению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.

Другая разновидность нормоконтроля - конкретный нормоконтроль - связана с жалобами граждан и их объединений. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Жалоба допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применён или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применён или подле - жит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом.

По итогам рассмотрения жалобы Конституционный Суд принимает решение о признании закона либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. В случае если Суд признал закон, применённый в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Аналогичный характер носит рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов.

2. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

3) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешений спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:

1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ;

2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;

3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;

4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти;

5) заявитель ранее обращался к указанным в Конституции РФ органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определённой Конституцией и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;

6) в течение месяца со дня получения письменного заявления не были устранены указанные в нём нарушения;

7) в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

Ходатайство Президента РФ, внесённое в порядке применения ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, допустимо, если:

1) Президент использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти;

2) разногласия между органами государственной власти являются подведомственным Конституционному Суду РФ спором о компетенции.

Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный Суд принимает решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции. В случае если Конституционный Суд признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.

3. Толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

4. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обращение с запросом о даче заключения по дан - ному вопросу направляется в Конституционный Суд Советом Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее десяти дней после регистрации запроса. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления, предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.

Итак, мы рассмотрели основные полномочия Конституционного Суда РФ, закреплённые в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе.

В правоприменительной практике возникали случаи признания неконституционными законов и других нормативных актов иными, помимо Конституционного Суда РФ, судами. В связи с этим Конституционный Суд РФ дал толкование ст. 125-127 Конституции РФ в постановлении от 16 июня 1998 г.

Конституция РФ не предполагает проверку другими судебными органами конституционности нормативных актов, которые перечислены в ее ст. 125 в качестве предмета нормоконтроля со стороны Конституционного Суда РФ. Предусмотренное Конституцией РФ обращение иных судов в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности применённого или подлежащего применению в конкретном деле закона, если суд приходит к выводу о несоответствии закона Конституции, не может рассматриваться только как его право. Суд обязан обратиться с таким запросом, чтобы не соответствующий Конституции акт был лишен юридической силы в конституционно установленном порядке. Это исключило бы его дальнейшее применение.

Считаю целесообразным не рассматривать в контрольной работе вопросы статуса и полномочий судей и Председателя Конституционного Суда, Регламента, процедурные правила, особое мнение судей. Эти вопросы подробно освещены в учебной литературе, в научных статьях и на официальном сайте Конституционного Суда РФ. Остановлюсь лишь на некоторых положениях.

К числу принципов конституционного судопроизводства Закон относит независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом.

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нём не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Нельзя не отметить, что процесс интерпретации может привести к появлению новых норм равных по юридической силе нормам Конституции РФ. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции было предусмотрено, что поправки к ее главам 3-8 принимаются не по процедуре принятия федерального конституционного закона (как это было закреплено в ст. 136 Конституции РФ), а в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ. Фактически своим постановлением Конституционный Суд легализовал новый вид законов, который непосредственно не предусматривался конституционными нормами.

В то же время, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин комментируют правовую природу актов Конституционного Суда следующим образом: «Что касается постановлений, в которых устанавливается соответствие Конституции РФ конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, то они не относятся к числу нормативных актов. Таким актом является Конституция РФ, а постановления Конституционного Суда - лишь акты её применения». Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - стр. 546



Просмотров