Оказание платных медицинских услуг в лпу различных организационно-правовых форм. Правовые аспекты оказания платных медицинских услуг населению российской федерации. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

При этом цены на такие услуги регулируются государством (за ЛПУ осуществляется более жесткий контроль государства в плане расходования средств и видов деятельности). Такие лечебные учреждения имеют, как правило, два основных источника финансирования (бюджетные средства и средства ОМС), а дополнительным источником для них является доход от платных медицинских услуг.

В бюджетном лечебном учреждении платными услугами постепенно становятся услуги диагностических служб, новые технологии лечения, стоматологические услуги, условия повышенной комфортности, услуги врачей, принадлежащих к школе так называемой традиционной медицины.

Рассмотрим более подробно те правовые основы, на базе которых развивается платная медицинская помощь.

Итак, выделим из названия ЛПУ существенные слова.

Учреждение. Это понятие регулируется ст. 120 ГК РФ, принятого Государственной Думой 21.10.94 (в последней редакции 16.04.2001), где написано: «Учреждением признается организация, созданная собственником... для функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Здесь отражены отношения собственности, т.е. собственником имущества является государство. Имущество отдано во владение, пользование и распоряжение. Значит, решения собственника являются обязательными для исполнения, он имеет право регулировать деятельность ЛПУ, вмешиваться в эту деятельность.

Это означает (в соответствии со ст.50 ГК РФ и ст.1 Закона от 08.12.95 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), что коммерческая деятельность не является целью, однако она допускается и разрешается. При этом если от такой деятельности получены доходы (ст.298 ГК РФ), то они и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Доходы и имущество учитываются на отдельном балансе. Пункт 3 ст.2 «О некоммерческих организациях» выделяет такую форму, как автономная некоммерческая организация (АНО). Только в этом случае по п.1 ст.10 Закона «О некоммерческих организациях» имущество, переданное АНО ее учредителем, является собственностью автономной некоммерческой организации (АНО), учредители не сохраняют прав на имущество, т.е. если в уставе отражен статус АНО, то приобретенное имущество (на доходы АНО) принадлежит этой автономной некоммерческой организации. Значит, только создав параллельную некоммерческую организацию со статусом АНО и в ее рамках занимаясь предпринимательской деятельностью, к которой относятся платные медицинские услуги, можно надеяться, что в случае реорганизации купленное на доходы имущество не отойдет государству как собственнику. Во всех остальных случаях ЛПУ работает на интересы государства. Учредители АНО пользуются услугами автономной некоммерческой организации наравне с другими лицами (п.4 ст.10 Закона).

Независимо от формы собственности учреждений здравоохранения для них действуют общие правила организации платных медицинских услуг. Рассмотрим их более подробно.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.96, обязывают вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

Обязательно наличие сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (на основании Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (гл.3, ст.17, 16)). Правила предоставления лицензии были разработаны еще и приложением 1 к приказу Минздравмедпрома России от 18.04.96 № 148 и утверждены постановлением Правительства РФ от 25.03.96 № 350. Закон РФ от 07.02.02 № 2300-1 «О защите прав потребителей» также стоит на страже интересов пользователей медицинских услуг.

Обычно медицинская организация представляет пациентам целый комплекс медицинских услуг. В этом случае в лицензии каждый вид медицинской деятельности должен быть указан отдельно. Лицензия выдается на срок не менее трех лет. Необходимо разрешение соответствующего органа управления здравоохранением на ведение платной медицинской деятельности.

Вышестоящий орган управления здравоохранением при выдаче медицинскому учреждению разрешения на оказание платных медицинских услуг с учетом местных условий (мощность учреждения, уровень его финансирования, необходимость социальной защиты малоимущих слоев населения, объемы госзаказа и др.) может принять обоснованное решение по ограничению как объема, так и конкретных видов медицинских услуг, оказываемых на платной основе.

Законодательно недостаточно четко прописано, в какое время должны осуществляться платные медицинские услуги. Например, в здравоохранении используется повременная форма оплаты труда, следовательно, нельзя дважды платить за одну и ту же работу. Государственные органы управления могут потребовать составления графика использования рабочего времени. Однако по факту сегодня платные и бесплатные услуги оказываются все в то же рабочее время, и существует одновременно две очереди платных и бесплатных потребителей. Вопрос легче решается при наличии в лечебном учреждении специального коммерческого подразделения, в этом случае можно требовать раздельного приема пациентов. Обычно структурные подразделения организуются в учреждениях, в которых платные услуги гражданам предоставляются в значительном объеме. В остальных случаях платные услуги в учреждении оказываются специалистами в их основное время работы. И здесь может быть организовано оказание медицинских услуг на платной основе специалистами, ведущими прием в свое нерабочее время.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О защите прав потребителей» режим работы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы прочих организаций устанавливается самостоятельно. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и медицинских услуг.

Цены на платные медицинские услуги регулируются государственными органами управления на основании прав собственника. Причем законами РФ не предусмотрено обязательное согласование цен (цены устанавливаются в соответствии с законодательством РФ), т.е. это не обязанность, а возможность для органов управления. Но если местные органы управления издают приказ о применении тарифов на медицинские услуги, то он обязателен для исполнения. Если приказа нет, то расчеты цен ведутся исходя из экономических интересов организаций. Проблема ценообразования связана с поддержанием оптимального баланса расходов и доходов для достижения самоокупаемости учреждения здравоохранения.

Оплата за медицинские услуги может производиться как в банках, так и в самих учреждениях. При этом нужно использовать или контрольно-кассовую машину (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в редакции постановления Правительства РФ от 21.11.98 № 1364), или банк, являющийся документом строгой отчетности. Потребитель должен иметь либо кассовый чек, либо копию бланка об уплате. На основании письма Минздравмедпрома России от 09.07.95 № 147-16-86 утверждена для использования форма квитанции для оформления расчетов с населением, в свою очередь, утвержденная Минздравмедпромом России 20.04.95 № 16-00-30-35.

Первый экземпляр является приходным кассовым ордером, второй - отчетным документом материально-ответственного лица, третий передается заказчику.

За нарушение перечисленных правил учреждение здравоохранения может быть лишено лицензии.

Организация обязана обеспечить бесплатной и достоверной информацией о ценах и вывесить перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Кроме того, информация об услугах (ст.732 ГК РФ, ст.10 ЗоЗПП) в обязательном порядке должна содержать:

Кроме того, медицинское учреждение обязано предоставить пациенту информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию (ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Потребитель имеет право потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги ненадлежащего качества, расторгнуть договор и требовать возмещения убытков (Закон РФ «О защите прав потребителей» и др.).

Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он имеет право получить для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба. Размер такого возмещения зависит от величины расходов, затраченных на лечение потерпевшего, результата лечения (выздоровление, хронизация полученного заболевания или травмы, инвалидность, смерть). При возмещении вреда работающему пациенту также учитывается сумма утраченного им заработка (дохода) в связи с болезнью

Также пациент имеет право на информацию об альтернативных вариантах лечения, отказ от лечения, на соблюдение конфиденциальности медицинских сведений и на оказание с историей болезни и др.

Однако врач и пациент только тогда найдут взаимопонимание, когда и пациент осознает экономическую необходимость поддержания здоровья, собственную ответственность перед обществом за результаты лечения.

На основе п.2 ст.126 ГК РФ цены на товар, работы, услуги устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда имеются льготы. Это означает, что нельзя устанавливать на одну и ту же услугу разные цены для потребителей с разным достатком. Все потребители равны перед законом.

Введение

1. Правовая природа отношений пациентов с медицинскими организациями

2. Основания и порядок предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями

3. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан, при оказании платных медицинских услуг

Заключение

Список источников и литературы

Приложение № 1

Одной из важнейших социальных задач, решаемых нашим государством на современном этапе, является обеспечение эффективного функционирования системы здравоохранения.

Основными направлениями реформы здравоохранения являются не только вопросы оптимизации управления, рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов, реструктуризации системы лечебно-профилактической помощи населению, но и вопросы правовой защиты пациентов. В этих условиях исследование по вопросам предоставления пациентам услуг на платной основе, очень актуально, поскольку незнание своих прав пациентами в этой области, как показывает практика приводит к злоупотреблениям со стороны медицинских учреждений. Именно на устранение этого пробела и направлена настоящая работа, в которой будет охарактеризована правовая природа отношений пациентов с медицинскими организациями, проанализированы основания и рассмотрен порядок предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, а также подробно проанализированы вопросы ответственности за причинение вреда здоровью граждан, при оказании платных медицинских услуг.

В соответствии с действующими законодательством, являясь участником гражданских правоотношений, возникающих в системе обязательного медицинского образования, медицинские учреждения вправе совершать действия, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Такие действия называются сделками.

Оказание медицинской помощи является по своей сути особым родом услуги. Услуга - совершение определенной деятельности или совокупности определенных действий, направленных на удовлетворение потребностей других лиц.

Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных профессиональных действий медицинского работника (производителя услуги), направленных на удовлетворение потребностей пациента (потребителя услуги).

Медицинская услуга обладает рядом особенностей, которые дают основание не отождествлять ее с обычной бытовой услугой.

Во-первых, медицинская услуга неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе ее производства. Она не осязаема до момента ее оказания, не способна к хранению, накоплению. Медицинскую помощь нельзя рассматривать обособлено от ее производителя, а в момент ее производства, за редким исключением, необходимо присутствие потребителя услуги.

Во-вторых, рынок медицинских услуг относится к рынку с так называемым "нарушенным суверенитетом покупателя (пациента)". При обращении за медицинской помощью или в момент ее оказания пациент, как правило, не знает истинных своих потребностей: какая собственно услуга, в каком объеме и какого качества ему в данный момент необходима. Важнейшая задача производителя состоит в выявлении этой потребности, диагностике патологического состояния, имеющегося у больного, в оказании услуги, соответствующей требованию минимальной достаточности.

В-третьих, медицинская услуга уникальна тем, что потребитель не только пассивно присутствует при оказании ему медицинской помощи, но и сам активно участвует, влияет на этот процесс. Отношение человека к своему здоровью, адекватность исполнения им врачебных назначений и рекомендаций в огромной степени определяют качество медицинской помощи, получаемой им.

Правоотношения, возникающие по договору возмездного оказания услуг, регулируются нормами гл. 39 ГК РФ. В ст. 779 ГК РФ прямо указано на то, что правила этой главы применяются к договорам оказания медицинских услуг.

В ст. 779 ГК РФ сформулированы также основные признаки, по которым заключаемая сделка может быть отнесена к числу договоров возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Следует указать на универсально возмездный характер медицинских услуг. Выделяют платные медицинские услуги, которые предполагают порядок их непосредственной оплаты пациентом. В остальных случаях медицинские услуги, являясь бесплатными для пациента, тем не менее остаются возмездными для ее исполнителя. Плательщиком могут выступать бюджет, внебюджетные фонды.

Все эти особенности оказания платных медицинских услуг и являются предметом исследования настоящей работы.

Конституция РФ провозглашает - "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь"". Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч. 1 ст. 41). Более подробно данное положение раскрывается в ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее - Основы) . В числе прочих факторов, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья, абз. 1 указанной статьи Основ называет "Предоставление населению доступной медико-социальной помощи", возможность требования которой описывается в ст. 20 Основ - "Право граждан на медико-социальную помощь". Таким образом, в число элементов гражданской правоспособности всякого гражданина России входит возможность обратиться в специализированную организацию с требованием об оказании медико-социальной помощи в целях восстановления утраченного или поврежденного здоровья.

Медико-социальная помощь оказывается соответствующими специалистами в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в организациях системы социальной защиты населения при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях. Условия и объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи определяются в соответствии с программами государственных гарантий. Дополнительные медицинские и иные услуги оказываются гражданам на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

При обращении за медицинской помощью в рамках программы обязательного медицинского страхования гражданин имеет статус выгодоприобретателя по договору обязательного медицинского страхования, заключенному между страховой организацией (страховщиком) и работодателем гражданина (страхователем). Данный вывод следует из содержания норм ст. 4 и 6 Закона о медицинском страховании: здесь гражданин назван застрахованным лицом, что, конечно, тоже правильно, но не отражает главное в его статусе. Главное же состоит в том, что застрахованный гражданин, обратившийся в медицинскую организацию, вправе требовать от нее предоставления медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям страхового договора, причем независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса, т.е., как было сказано, имеет статус выгодоприобретателя.

При обращении за медицинской помощью в рамках программы добровольного медицинского страхования гражданин имеет статус страхователя по данному договору и, следовательно, вправе потребовать оказания медицинских услуг в соответствии с условиями этого договора.

Основные положения, регламентирующие права и обязанности по договору оказания медицинских услуг, содержатся в ст. 779 - 783 ГК РФ о возмездном оказании услуг. Итак, заключен договор возмездного оказания услуг. Имея в виду то, что заказчиком медицинских услуг является гражданин и что назначение таких услуг состоит в удовлетворении его личной потребности (в восстановлении здоровья), следует заключить, что к договору оказания возмездных медицинских услуг применяются следующие установления ГК РФ: а) правила о бытовом подряде (ст. 730 - 739); б) общие положения о подряде (ст. 702 - 729); в) нормы о правах покупателя по договору розничной купли-продажи на случай передачи ему товара ненадлежащего качества (ст. 503 - 505) - в силу ст. 739 ГК РФ о правах заказчика в ситуации ненадлежащего оказания или неоказания услуг.

Последнее обстоятельство позволяет заключить, что в части, не урегулированной ГК РФ, права заказчика в случае ненадлежащего оказания или неоказания ему услуг определяются также нормами ст. 1 - 17 и 27 - 39 Закона о защите прав потребителей.

Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" предоставляют гражданам широкий спектр охраняемых законом прав и свобод, связанных с реализацией услуг по возмездному договору. Одной из важнейших норм здесь является возможность взыскания вреда, причиненного вследствие недостатков услуги независимо от вины исполнителя (ст. 1095 ГК). Из этой нормы вытекает также очень важное процессуальное правило: для возмещения ущерба в таких случаях не требуется доказывания вины причинителя вреда. Более того, даже если исполнитель услуги докажет свою невиновность, то и в этом случае он будет нести обязанность возместить потребителю убытки. В сфере обычных бытовых услуг, где сам гражданин вносит деньги в кассу исполнителя (например, в прачечной или в телеателье), возмездный характер этих отношений ни у кого не вызывает сомнений. В таких случаях суды без колебаний применяют Закон "О защите прав потребителей", что обеспечивает максимальную правовую защиту пострадавшему. Но в сфере государственного и муниципального здравоохранения, где оплата за пациента обычно проводится через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), возмездность оказания таких медицинских услуг не столь очевидна. Ввиду этого при рассмотрении "врачебных" дел суды по-разному толкуют указанные нормы ГК и Закона "О защите прав потребителей", не всегда применяют их в целях защиты пострадавшего пациента, что неоправданно снижает степень правовой защищенности граждан в отношениях с монопольной системой здравоохранения.

Правовые основы осуществления приносящей доход деятельности

Гражданский кодекс РФ определяет учреждение как некоммерческую организацию (далее – НКО), созданную для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В учредительных документах НКО должны быть определены предмет и цели ее деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись только в соответствии с целями, ради которых НКО создана, и лишь постольку, поскольку это служит достижению этих целей.

Государственные и муниципальные учреждения (автономные, бюджетные или казенные) в любом случае являются НКО, поэтому для осуществления ими деятельности, приносящей доход, конкретные виды такой деятельности должны быть указаны в их учредительных документах.Важно Доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, поступают в самостоятельное распоряжение автономных и бюджетных учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности казенными учреждениями, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ

Указанные положения конкретизируются в других законодательных актах. Так, согласно Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” автономными признаются НКО, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ (услуг) в целях осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах, предусмотренных федеральными законами (в том числе в сфере здравоохранения, социальной защиты, науки и образования).

Работы (услуги) выполняются автономным учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Помимо того, автономное учреждение вправе по своему усмотрению выполнять работы и оказывать услуги гражданам и юридическим лицам, относящиеся к его основной деятельности, за плату и на условиях, одинаковых при оказании однородных услуг. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” бюджетным учреждением признается НКО, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (в т. ч. в сферах здравоохранения, социальной защиты, науки и образования).

Бюджетное учреждение, как и автономное, выполняет работы (услуги), относящиеся к основным видам его деятельности, в соответствии с государственным(муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

Сверх государственного (муниципального) задания (а в случаях, определенных федеральными законами, – и в пределах государственного или муниципального задания) бюджетное учреждение вправе выполнять работы и оказывать услуги гражданам и юридическим лицам за плату и на условиях, одинаковых при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения платы за работы и услуги бюджетной организации устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги (работы) и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Важно Решение об оказании услуг (работ) казенным учреждением на платной основе принимает учредитель путем определения исчерпывающего перечня видов деятельности (в т. ч. платной), которые казенное учреждение вправе осуществлять (в соответствии с целями, для достижения которых оно создано)

Таким образом, действующая нормативно-правовая база позволяет государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения осуществлять деятельность, приносящую доход, – в т. ч. оказывать платные медицинские услуги.Правовое регулирование ценообразования

В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса РФ оплата услуг производится по цене, определенной соглашением сторон. В ряде случаев, предусмотренных законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Так, постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” (в ред. от 29.10.2010) утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют:
Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
органы исполнительной власти субъектов РФ.

В частности, в первый перечень вошли протезно-ортопедические изделия и лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), во второй – предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП.

Для всех остальных видов продукции, товаров народного потребления и услуг (кроме предусмотренных Перечнями) не допускается государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (путем установления фиксированных или предельных цен, надбавок, коэффициентов изменения цен, уровня рентабельности, декларирования повышения цен). Это касается всех хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.Важно Если учреждение не реализует товары, работы, услуги, включенные в Перечни, утвержденные постановлением № 239, то главный распорядитель средств бюджета не вправе устанавливать предельный уровень рентабельности или утверждать цены на продукцию, товары, услуги, которые производятся в процессе деятельности, приносящей доход

В то же время возможны разночтения в отношении муниципальных учреждений. С одной стороны, постановление № 239 распространяется и на них. С другой стороны, в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. При этом исключений для деятельности, приносящей доход, в законе не сделано.

Цена работ (услуг) зависит и от налогов, которые должно уплачивать медицинское учреждение.

Разберем ситуацию с налогами на добавленную стоимость. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ услуги по диагностике, профилактике и лечению, входящие в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ, независимо от формы и источника их оплаты не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Существует еще одно ограничение при формировании цен на платные услуги бюджетных учреждений. Как уже упоминалось, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” порядок определения платы за работы и услуги сверх установленного государственного (муниципального) задания устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Для федеральных бюджетных учреждений такой порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 56н:
1. Учреждения имеют право самостоятельно определять возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу (работу), а также формировать и утверждать перечень платных услуг по согласованию с органом, исполняющим функции и полномочия учредителя (ОИФУ).
2. Руководитель учреждения утверждает цены на платные услуги по согласованию с ОИФУ.
3. Цены должны полностью покрывать издержки учреждения на оказание данных услуг (1).
4. Основаниями для определения цены являются:
установленные нормативными правовыми актами РФ цены (тарифы) на платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения (при их наличии);
размер расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также размер расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения.

При определении расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание платных услуг необходима следующая информация:
анализ фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ)по основным видам деятельности в предшествующие периоды;
прогнозная информация о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;
анализ существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;
анализ существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).

Следует особо подчеркнуть, что этот порядок не распространяется на виды деятельности, не являющиеся основными в соответствии с уставом учреждения.

Расчет цен на платные медицинские услуги

Рассмотрим несколько вариантов расчета цены на платные медицинские услуги.

Расчет с использованием удельных единиц трудоемкости (УЕТ). При использовании этого варианта рассчитывают стоимость определенного интервала времени работы (10 мин, 1 ч и т. п.) либо “эталонного” объема работы.

Традиционно метод УЕТ применяется при расчете стоимости стоматологических услуг. При этом за одну условную единицу трудоемкости принимается:
на терапевтическом и хирургическом приеме: объем работы врача, необходимый для лечения среднего кариеса, завершенного наложением пломбы из цемента;
на ортодонтическом приеме: объем работы врача, на выполнение которого требуется 15,7 мин;
на ортопедическом приеме: объем работы врача, необходимый для изготовления одной штампованной металлической коронки;
для зуботехнических работ: объем работы зубного техника, необходимый для изготовления одной штампованной металлической коронки.

Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в УЕТ, приведен, например, в Методических рекомендациях по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденных Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28.01.2001.

Традиционный расчет цен (учитывающий прямые и накладные расходы, а также прибыль). При установлении цены необходимо учитывать конъюнктуру рынка (сложившийся спрос и предложение на услуги в регионе), качество и потребительские свойства услуг.

Влияние конъюнктуры рынка может быть показано на примере разницы ценна одну и ту же услугу в регионах с большей или меньшей платежеспособностью населения (так, первичный прием врача-специалиста может стоить от 200 до1500 руб. в зависимости от региона, медицинского учреждения, специальности врача).

Потребительские свойства услуги также существенно влияют на цену: например, экспресс-диагностика стоит дороже“обычных” лабораторных анализов, что никак не связано с реальной себестоимостью услуги. Другой пример – надбавка за срочность оказания услуги, которая может увеличивать базовую цену втрое.

Заметим: если медикаменты или изделия медицинского назначения оплачиваются отдельно от самой услуги, то при изменении их цены перерасчет может производиться только в том случае, если при оформлении заказа расчет с пациентом был произведен не полностью.

Использование метода “директ-костинг”производится, когда цена на услугу складывается из суммы постоянных и переменных расходов.

Постоянные расходы не зависят оттого, оказывается услуга или нет. К ним, например, относятся оплата отопления, водоснабжения, электроэнергии, затрачиваемой на освещение, уборки территории; плата за аренду помещений и оборудования; расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и т. п.

Переменные расходы возникают только при оказании услуги. Это, например, заработная плата непосредственных исполнителей, расходы на приобретение медикаментов, оплата питания, электроэнергии, необходимой для работы медицинского оборудования, и т. п.

Важно При ценообразовании методом “директ-костинг” в цену услуги не включается рентабельность

Использование этого метода предусматривает появление средств на развитие учреждения. Как они образуются? Например, лабораторное оборудование используется на 40%, что покрывает прямые затраты. Тогда при увеличении количества анализов (и загрузки оборудования) формируется прибыль – доля прямых затрат в себестоимости каждой оказанной услуги падает. Такая прибыль называется маржинальной.

Заметим, что различие в классическом ценообразовании и методе “директ-костинг”заключается не только в наличии или отсутствии рентабельности, но и в различном подходе к расчету общехозяйственных расходов. Так, при классической системе накладные расходы рассчитываются как процент от заработной платы основного персонала, непосредственно оказывающего платные услуги. При методе “директ-костинг” постоянные расходы рассчитываются в процентах к прямым расходам на услугу. В любом случае, какую бы методику мы ни использовали, основой для установления цены медицинской услуги должны являться стандарты оказания медицинской помощи.

(Продолжение следует) Источник информации
1 В случаях когда федеральным законом предусматривается оказание платной услуги в пределах государственного задания (в т. ч. для льготных категорий потребителей), такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.



Просмотров