Избрание, изменение или отмена меры пресечения. В каких случаях обвиняемому может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу
Избрание меры пресечения является важным процессуальным решением в уголовном судопроизводстве.
Меры пресечения в уголовном процессе – это специальные средства воздействия на (подозреваемых), которые заключаются в лишении или ограничении его свободы, установления за ними присмотра или в угрозе имущественных потерь.
В соответствии со ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) избрание меры пресечения применяется с целью лишения и обвиняемых возможности:
- скрыться от предварительного либо , а также судебного разбирательства и приведения приговора в исполнение;
- продолжить преступную деятельность;
- воспрепятствовать установлению истины по делу путем угроз , либо уголовного судопроизводства, уничтожения или иным путем.
Кроме того, избрание меры пресечения и определение ее вида требует от дознавателя, следователя или суда учитывать тяжесть преступления, в совершении которого подозревается или обвиняется то или иное лицо, а также обстоятельства, как возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятия подозреваемого или обвиняемого и другие сведения о личности (ст.99 УПК РФ)
Мера пресечения не может быть применена на стадии уголовного дела, где исключается уголовно-процессуальное принуждение, а также на стадии исполнения приговора, поскольку осужденный уже отбывает назначенное наказание.
Избрание меры пресечения: порядок
Решение об избрании меры пресечения оформляется постановлением дознавателя, следователя или судьи. Если данную меру пресечения избирает суд, то выносится определение.
В постановлении или определении об избрании меры пресечения должны содержаться сведения о преступлении, в совершении которого подозревается или обвиняется гражданин, а также указанные выше основания для избрания меры пресечения.
При этом, как значится в особом мнении судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиева, обстоятельства, которые являются основаниями избрания меры пресечения, подлежат . При этом безусловной особенностью предмета доказывания является то, что доказывается предположительное, возможное поведение обвиняемого. Всегда есть риск наступления этого возможного поведения и помимо разумно применяемых мер пресечения отсутствуют какие-либо "страховочные" механизмы .
Меры пресечения в отношении подозреваемого по могут избираться лишь в исключительных случаях. Однако при этом закон (ч.1 ст.100 УПК РФ) требует, чтобы обвинение подозреваемому было предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения. В случаях, когда подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, обвинение должно быть предъявлено в тот же срок с момента задержания.
Если в указанный срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения должна быть немедленно отменена.
Из этого правила есть исключения. Согласно ч.2 ст.100 УПК РФ обвинение в совершении преступлений должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток (точка отсчета та же), если лицо обвиняется в совершении таких преступлений, как:
- террористический акт (ст.205 УК РФ);
- прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст.205.1 УК РФ);
- организация террористического сообщества и участие в нем (ст.205.3 УК РФ);
- организация террористического сообщества и участие в нем (ст.205.4 УК РФ);
- организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст.205.5 УК РФ);
- захват заложника (ст.206 УК РФ);
- организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст.208 УК РФ);
- бандитизм (ст.209 УК РФ);
- организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст.210 УК РФ);
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ);
- насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.278 УК РФ);
- вооруженный мятеж (ст.279 УК РФ);
- диверсия (ст.281 УК РФ);
- нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360 УК РФ).
Копия постановления или определения должна быть в обязательном порядке вручена лицу, в отношении которого оно вынесено, а его или законному представителю по их просьбе.
Избрание меры пресечения: обжалование постановления или определения
Лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования этого решения.
Порядок обжалования постановления или определения об избрании меры пресечения установлен статьями 123 – 127 УПК РФ. Порядок подачи на действия (бездействие) и решения властных участников уголовного судопроизводства будет рассмотрен в одной из следующих публикаций. Пока же лишь отметим, что жалобы на постановление или определение суда могут быть поданы следственного органа, прокурору или .
В моей практике был случай, когда следователь объявил гражданину о том, что он подозревается в совершении преступления, избрал ему меру пресечения в виде подписки о невыезде и забыл о нем. При этом следователь не разъяснил гражданину, что существует 10-суточный срок, после которого, если обвинение не предъявлено, мера пресечения отменяется. А «подозреваемый» под страхом заключения под стражу в течение нескольких лет боялся покинуть населенный пункт, где он проживал, поскольку уголовное дело было возбуждено в другом городе, и у него не было возможности обратиться к следователю за разъяснениями.
Когда же он обратился за юридической помощью ко мне, и мы подали соответствующую жалобу в суд, оказалось, что этому гражданину статус подозреваемого уже давно поменяли на статус потерпевшего (уголовное дело было возбуждено по ч.3 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека»). Но и об этом ему следователь не сообщил.
Совершенно очевидно, что бездействие, связанное с не уведомлением гражданина о принятых в отношении него процессуальных решениях, было принято судом незаконным.
Позже гражданину по суду был компенсирован и , причиненный не законному привлечению в качестве подозреваемого.
Изменение и отмена меры пресечения
Порядок отмены или изменения меры пресечения регулируется ст. 110 УПК РФ.
Согласно данной статье мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, рассмотренные выше.
Мера пресечения в виде заключения также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования.
Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.
При этом если мера пресечения в ходе предварительного следствия или дознания избиралась с согласия руководителя следственного органа либо прокурора, она может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.
. Возможность ее применения предусмотрена ст. 108 УПК. Заключение под стражу – самая строгая мера пресечения, представляющая собой максимально жесткое вторжение в сферу прав гражданина на свободу и личную неприкосновенность, гарантированньгх Конституцией, Декларацией прав свобод человека и гражданина Российской Федерации. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1976 г. установлено, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. И все же заключение под стражу до сих пор остается одной их самых распространенных мер пресечения (в последние годы под стражу заключается примерно
1
3
обвиняемых).
Согласно ст. 22 Конституции мера пресечения в виде заключения под стражу допускается только по судебному решению.
Заключение под стражу применяется в отношении обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. «Невозможность» следует понимать как недостаточность других мер пресечения для достижения поставленных целей.
В исключительных случаях мера пресечения в виде заключения под стражу может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
его личность не установлена;
им нарушена ранее избранная мера пресечения;
он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
К несовершеннолетнему обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только в том случае, если он подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.
Мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о заключении обвиняемого под стражу выносит следователь, дознаватель с согласия прокурора. Согласие прокурора оформляется в виде соответствующей записи на постановлении. Таким образом, все случаи заключения под стражу подконтрольны прокурору. К постановлению прилагаются материалы, обосновывающие ходатайство. Закон не устанавливает, какие именно это должны быть материалы. На практике следователи обычно представляют протокол задержания, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, протокол допроса обвиняемого, другие процессуальные документы, подтверждающие невозможность применения иной, более мягкой меры пресечения. Указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания.
Ходатайство рассматривается судьей районного (городского) суда. Закон не допускает специализацию судей, которые рассматривали бы только ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу – их рассматривают все судьи соответствующего суда в порядке очередности (графика дежурств).
Рассмотрение ходатайства о заключении под стражу производится в состязательной форме: сначала ходатайство обосновывает прокурор, затем заслушиваются обвиняемый и его защитник (если он участвует в деле). Сторона защиты вправе представить в судебное заседание материалы как опровергающие доводы обвинения, так и служащие доказательствами возможности или необходимости применения к обвиняемому иной меры пресечения. К таким материалам, в частности, могут относиться справки о состоянии здоровья обвиняемого, выписки из истории болезни, удостоверения инвалида, характеристики с места жительства, работы или учебы, доказательства нахождения на иждивении у обвиняемого родственников, несовершеннолетних детей или иных лиц и т. п.
Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:
об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
об отказе в удовлетворении ходатайства;
об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.
Если по истечении 72 часов после отложения рассмотрения ходатайства дополнительные доказательства, обосновывающие необходимость под стражу, представлены не будут, подозреваемый или обвиняемый подлежит немедленному освобождению по постановлению судьи.
Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня их поступления.
УПК, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:
- скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
- может продолжать заниматься преступной деятельностью;
- может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК).
Применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).
Замечание
Наличие оснований для избрания мер пресечения должны подтверждаться собранными по уголовному делу доказательствами (ч. 1 ст. 74 УПК). Конституционный Суд РФ указал, что нормы об избрании мер пресечения не предполагают возможность принятия судом решения по указанному вопросу без исследования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для применения данной меры пресечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений УПК, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан (ВКС РФ. 2005. № 3). Аналогичной позиции придерживается и Пленум Верховного Суда РФ, указывая, что к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть приложены «доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1).
Поэтому участники уголовного судопроизводства не вправе делать вывод о наличии либо об отсутствии оснований для избрания мер пресечения на основании иных данных (оперативно-розыскной информации или сведений, полученных непроцессуальным путем и т. п.), не являющихся доказательствами в смысле ч. 1 ст. 74 УПК.
Также следует учитывать, что в качестве оснований для избрания меры пресечения в законе установлены категории вероятностного характера: «достаточно полагать», что обвиняемый «может» продолжать заниматься преступной деятельностью (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК), «может» угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).
Условия применения мер пресечения:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- определение в процессуальном порядке лица, в отношении которого применяется мера пресечения, статусом обвиняемого или подозреваемого.
Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь выносят постановление, которое должно отвечать требованиям
- законности,
- обоснованности,
- мотивированности (ч. 4 ст. 7 УПК).
В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК; обстоятельства, обосновывающие необходимость избрания конкретной меры пресечения.
В резолютивной части указывается: мера пресечения, которая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность.
Факт объявления постановления об избрании меры пресечения обвиняемому (подозреваемому), а также разъяснения порядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуальном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его обжалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не приостанавливает исполнение принятого решения.
В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК.
Только суд в досудебном и судебном производстве правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), домашнего ареста и залога. Суд правомочен решать вопрос и о продлении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном производстве суд принимает эти решения по ходатайству дознавателя, следователя, заявленному соответственно с согласия прокурора, руководителя следственного органа. Судебное решение принимается судьей в форме постановления, а судом - определения.
В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсудимому любую из мер пресечения при наличии к тому оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.
Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.
Виды мер пресечения
Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК и является исчерпывающим. Систематизация мер пресечения идет от менее строгой к более строгой.
Мерами пресечения являются:
- общими:
- подписка о невыезде (не может быть применена к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении; практически неприменима к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.);
- личное поручительство ;
- залог ;
- домашний арест ;
- заключение под стражу .
- специальными
(применяемые только по отношению к определенным обвиняемым или подозреваемым):
- наблюдение командования воинской части (применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских подразделениях и находящимся на казарменном положении);
- присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
- запрет определенных действий.
Дознаватель, следователь, а также суд вправе (но не обязаны) избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого только одну из предусмотренных ст. 98 УПК мер пресечения.
При производстве предварительного расследования дознаватель и следователь вправе самостоятельно избрать любую меру пресечения кроме
- залога,
- домашнего ареста и
- заключения под стражу.
Избрать эти меры пресечения вправе только суд в пределах предоставленных ему полномочий (п. 1 ч. 2 ст. 29, ст. 106-108 УПК). Мера пресечения может быть избрана и применена как в процессе досудебного, так и судебного производства по уголовному делу.
Мера пресечения должна отвечать тем целям, которые дознаватель, следователь, прокурор и суд определили при ее избрании. Закон предоставил им возможность выбрать из перечисленных в УПК мер пресечения только ту, которая способна обеспечить предусмотренное ст. 6 УПК назначение уголовного судопроизводства.
Подробнее о мерах пресечения
Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК) - мера пресечения, заключающаяся в отобрании у обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда и обеспечить надлежащее поведение. Под надлежащим поведением понимается обязанность являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении ограничивает право гражданина на свободу передвижения, выбор места жительства (пребывания). Указанная мера пресечения применяется к лицу, которое не вызывает особых опасений в том, что оно уклонится от предварительного расследования и суда, а также ненадлежащим поведением воспрепятствует расследованию и разбирательству дела в суде. Избирая данную меру пресечения, полномочные должностные лица должны быть максимально уверены в эффективности ее применения. Правильное решение вопроса об избрании подписки о невыезде основывается на характере совершенного преступления (тяжести предъявленного обвинения), личности обвиняемого, роде его занятий, возрасте, состоянии здоровья, семейном положении и других обстоятельствах. С учетом перечисленных обстоятельств она может быть применена и к лицам, обвиняемым в совершении тяжкого преступления.
Мотивированное постановление об избрании этой меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), защитнику, законному представителю с разъяснением ст. 102 и УПК и порядка его обжалования. В самой подписке, кроме данных о подозреваемом или обвиняемом, адресах их постоянного или временного проживания, средствах связи, указываются обязательства:
- не покидать их без разрешения до окончания предварительного расследования, судебного разбирательства уголовного дела;
- являться по вызову в указанный срок, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
- здесь же указано, что при нарушении этих обязательств может последовать применение более строгой меры пресечения.
Подписка о невыезде не может быть применена к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении. Они не имеют возможности оставить воинскую часть без разрешения командования, а стало быть, и самостоятельно явиться по вызову. Практически неприменима подписка о невыезде к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.
В ряде случаев нецелесообразно применение этой меры пресечения к лицам, чья трудовая деятельность связана с длительными разъездами (пилот воздушного корабля, шофер на междугородных рейсах, проводник поезда дальнего следования, дипкурьер и т. п.).
Личное поручительство (ст. 103 УПК) заключается в принятии на себя заслуживающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за выполнение обвиняемым (подозреваемым) обязательств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. В отличие от подписки о невыезде, при избрании данной меры пресечения право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства (пребывания) не ограничивается. Данная мера пресечения избирается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Число поручителей определяет полномочное должностное лицо, в производстве которого находится дело.
Закон не содержит критерии определения «заслуживающего доверия лица». Представляется, что таковыми могут быть совершеннолетние граждане, пользующиеся уважением за свой труд и поведение по месту работы или жительства, которые реально могут обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову и его надлежащее поведение. В основе доверия поручителя могут быть личные отношения родства, товарищества, сотрудничества, взаимных материальных интересов и т. д.
При избрании меры пресечения должностное лицо должно убедиться в добропорядочности поручителя, доверять ему, а он в свою очередь - тому, за кого ручается. Поручители должны быть уверены, что смогут обеспечить его надлежащее поведение и явку по вызовам. Поручителю сообщается о сущности дела, по которому избирается мера пресечения, разъясняются существо подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность, связанные с выполнением личного поручительства. Каждый из поручителей предупреждается, что в случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание до 10 тыс. руб.
Решение об избрании меры пресечения в виде личного поручительства оформляется постановлением дознавателя, следователя, определением суда.
Применение этой меры пресечения возможно при наличии письменного обязательства - личном поручительстве определенных лиц - поручителей. В нем приводятся данные о личности поручителя, фиксируются: факт разъяснения ему сущности подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность за их невыполнение. Копия постановления (определения) и письменного обязательства вручается подозреваемому, обвиняемому, защитнику и поручителю. Тут же разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.
Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) - мера пресечения, которая применяется только в отношении обвиняемого (подозреваемого) военнослужащего или лица, призванного на военные сборы. Избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия обвиняемого (подозреваемого). Она состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил, чтобы обеспечить его надлежащее поведение, явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и суда, а также исключить возможность иным путем препятствовать производству по уголовному делу. Наблюдение командования воинской части применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских подразделениях и находящимся на казарменном положении. В отношении других категорий военнослужащих эта мера пресечения не применяется, так как они не находятся на казарменном положении и связанные с ней ограничения не могут быть реализованы.
На время действия меры пресечения они лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, лишаются увольнения в городской отпуск.
Постановление об избрании меры пресечения направляется для исполнения командованию воинской части, которое обязано письменно уведомить орган, избравший эту меру пресечения, об установлении наблюдения за обвиняемым (подозреваемым).
Для избрания данной меры пресечения согласия командования воинской части не требуется, но в упомянутом постановлении разъясняются существо подозрений или обвинения и обязанности командования по исполнению меры пресечения.
Постановление об избрании меры пресечения и рапорт об установлении наблюдения объявляются подозреваемому или обвиняемому. В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) избранной меры пресечения командование воинской части немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю или в суд, которые избрали данную меру пресечения.
Данную меру пресечения вправе избрать сам командир воинской части, если он выступает в качестве органа дознания.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК) - мера пресечения, заключающаяся в обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого в соответствии с требованиями ст. 102 УПК. Анализ ч. 2 ст. 423 УПК свидетельствует о том, что законодатель отдает приоритет избранию именно этой меры пресечения в отношении несовершеннолетнего. Иные меры пресечения могут быть применены к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому только при невозможности избрания данной меры пресечения.
Письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего берут на себя родители, опекуны, попечители или иные лица, заслуживающие доверия, а также должностные лица специализированного детского учреждения, где находится несовершеннолетний. Они могут обратиться с ходатайством об избрании присмотра за подростком в качестве меры пресечения или дать согласие на присмотр, если инициатива исходит от дознавателя, следователя или судьи (суда). Лица, полномочные избрать меру пресечения, должны располагать достоверными сведениями, что тот, кто берет на себя обязательство по присмотру, действует на добровольных началах и способен обеспечить условия, при которых цель меры пресечения будет достигнута.
При избрании меры пресечения каждому, кто дал обязательство по присмотру, полномочные должностные лица разъясняют существо подозрения или обвинения и ответственность за невыполнение ими принятого обязательства, которая определяется в судебном порядке в виде денежного взыскания - до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 103, ст. 118 УПК).
Письменное обязательство о присмотре удостоверяется подпиской лица, взявшего на себя это обязательство. С этого момента мера пресечения считается избранной, о чем объявляется несовершеннолетнему, принятому под присмотр. При этом ему разъясняются требования надлежащего поведения.
Залог (ст. 106 УПК) составляют деньги или иные ценности (ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и пр.), вносимые обвиняемым (подозреваемым), его родственниками, друзьями, другими лицами, в том числе и юридическими, на депозитный счет органа, избравшего эту меру пресечения. При избрании меры пресечения в виде залога обвиняемый (подозреваемый) может предложить внести в качестве залога произведения искусства, коллекционные монеты и иные ценности. В этом случае целесообразно проверить их подлинность, определить действительную стоимость. Это можно сделать при помощи специалиста или даже путем проведения экспертизы, что обеспечит должную эффективность меры пресечения и предотвратит возможные конфликтные ситуации в будущем.
Цель залога - обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) к дознавателю, следователю либо в суд и предупредить совершение им новых преступлений. В связи с этим недопустимо за счет средств, являющихся предметом залога, осуществлять выплаты в счет возмещения причиненного преступлением вреда.
Как вид самого залога, так и его размер определяются судом (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК). Учитываются характер совершенного преступления, данные о личности обвиняемого (подозреваемого), имущественное положение залогодателя.
Учитывая, что залог как мера пресечения существенно ограничивает конституционное право собственности, законодатель предусмотрел судебную процедуру для его избрания. Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном для принятия решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражей (ст. 108 УПК). Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый или обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен судом, избравшим эту меру пресечения.
О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. При этом обвиняемому (подозреваемому) разъясняются последствия неисполнения или нарушения залоговых обязательств. Лицам, которые вносят залог за обвиняемого (подозреваемого), разъясняется существо обвинения, подозрения, в связи с чем избирается эта мера пресечения и связанные с ней обязательства, а также последствия их неисполнения или нарушения: залог обращается в доход государства по судебному решению, выносимому в соответствии со ст. 118 УПК.
Суд при вынесении приговора, определения, постановления о прекращении дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. Если дело прекращается в стадии предварительного расследования, залог возвращается залогодателю следователем, дознавателем, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела и протоколе, который подписывают должностное лицо, вынесшее постановление, и залогодатель.
Домашний арест (ст. 107 УПК) в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении обвиняемого (подозреваемого) с учетом тяжести совершенного преступления, состояния здоровья обвиняемого (подозреваемого) и других обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК.
Обвиняемый (подозреваемый) не вправе покидать свое жилище, ставшее местом домашнего ареста, а также общаться с определенными судом лицами, например соучастниками по уголовному делу, свидетелями, потерпевшими, друзьями и т. п. Обвиняемому может быть запрещено отправлять и получать посылки, бандероли, делать обращения через средства массовой информации; пользоваться телефоном, факсом, иными видами связи (ст. 107 УПК).
Решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста правомочен принять только суд (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК). В постановлении судьи или определении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении обвиняемого (подозреваемого) указываются основания и мотивы применения именно этой меры пресечения. В этом постановлении указываются также конкретные ограничения, которым подвергается обвиняемый (подозреваемый), и орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений.
Постановление направляется лицу, возбудившему перед судом соответствующее ходатайство, обвиняемому (подозреваемому), его защитнику.
В соответствии с законом время домашнего ареста засчитывается в срок содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей.
Источник: РИА "ФедералПресс"
Антону Бахаеву избрана мера пресечения в виде ареста сроком на два месяца, передает корреспондент «ФедералПресс» из зала суда.
В Челябинске завершилось судебное заседание по определению меры пресечения первому заместителю министра экономического развития региона Антону Бахаеву.
20 июля он по подозрению в хищении бюджетных средств. По предварительным данным, речь может идти о средствах, выделенных на подготовку к Российско-Казахстанскому форуму. В зале присутствовали десятки журналистов областных и федеральных СМИ.
Замминистра поместили в камеру, однако тот вел себя довольно раскованно. Перед началом заседания он улыбался и общался с адвокатом. Сопровождение процесса обеспечивали сотрудники УФСБ региона. Следователь выступил с ходатайством об аресте. Он пояснил, что задержанный имеет заграничный паспорт и может выехать из страны, а также имеет возможность оказать давление на своих подчиненных, которые проходят свидетелями по уголовному делу. Кроме того, он обвиняется в совершении тяжкого преступления, добавил прокурор, наказание за которое может составлять до десяти лет лишения свободы.
Источник: РИА "ФедералПресс"
Бахаев пояснил суду, что женат и имеет троих детей. Сторона защиты не стала заявлять ходатайств. При этом адвокат обвиняемого отметил: обвинение не предоставило доказательств того, что арест является единственной подходящей мерой, и предложила выпустить Бахаева под личное поручение вице-губернатора Руслана Гаттарова. Письменное согласие Гаттарова суду было предоставлено. Сумма залога, под который могут выпустить Бахаева, составляет от 1,5 млн рублей. К началу процесса на депозите было лишь 100 тысяч, но защита заявила, что родственники готовы в короткий срок собрать нужную сумму. Адвокат предложил суду поместить подзащитного под домашний арест. Он отметил, что Антон Александрович неоднократно награждался грамотами, имеет детей. Кроме того, защита считает незаконным сам факт возбуждения уголовного дела, поскольку оно основано на предположениях - в нем нет конкретных сумм и конкретных фактов хищения денежных средств.
Адвокаты попросили приложить к материалам дела свидетельства о рождении детей, а также характеристики из нескольких ведомств: от первого заместителя председателя общественной палаты области, от политической партии «Единая Россия» , от министерства образования, от Южно-Уральского госуниверситета, где ранее он преподавал, а также из аппарата правительства региона, из министерства сельского хозяйства области, от Российской гильдии риэлторов и прочие.
Нажмите,
чтобы включить звук
Избрание, изменение или отмена меры пресечения
Лица, уполномоченные на избрание, отмену или изменение меры
пресечения.
1) дознаватель,
2) следователь,
3) руководитель (член) следственной группы,
4) начальник следственного отдела,
5) прокурор,
Органом предварительного расследования меры пресечения избираются только по подследственным им делам. Дознаватель не вправе избрать меру пресечения, осуществляя неотложные следственные действия
по делам о преступлениях, по которым производство предварительного
следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ), а также в рамках реализации института исполнения поручения (указания) следователя.
Мера пресечения избирается в отношении обвиняемого и в исключительных случаях в отношении подозреваемого. В этом случае обвинение подозреваемому должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан,
а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента фактического его
задержания, а не после вынесения постановления о заключении под стражу. В ином случае мера пресечения немедленно отменяется, а заключенный под стражу освобождается. Это правило не касается лишь случаев
обвинения в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278, 279, 281 и 360 УК РФ. Такое
обвинения должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения
меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен
под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если же в этот срок
обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.
Если в отношении лица избрана любая иная, помимо заключения
под стражу, мера пресечения, десятидневный (30 суточный) срок исчисляется с момента объявления ему постановления об избрании меры пресечения.
Одного лишь вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого в течение десяти (30) суток недостаточно для того, что-
бы не нарушать рассматриваемое уголовно-процессуальное положение.
Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения
отменяется.
Решение об избрании меры пресечения оформляется мотивированным постановлением (определением).
На практике постановления дознавателя утверждаются руководителем учреждения, наделенного правами органа дознания. Это ведомственное, а не уголовно-процессуальное требование.
В постановлении (определении) об избрании меры пресечения указываются анкетные данные лица, к которому применяется мера пресечения (фамилия, имя, отчество, дата рождения), преступление, в совершении которого это лицо обвиняется или подозревается, и основания для избрания применяемой меры пресечения. Кроме того, в постановлении (определении) необходимо указать дату (число, месяц, год) и место его составления; должностное положение, звание (классный чин), фамилию и
инициалы лица, принимающего решение о мере пресечения; статьи УПК
РФ, в соответствии с которыми избирается мера пресечения.
Важнейшей частью постановления является его мотивировка. В
этой части кратко, но конкретно излагаются фактические основания избрания меры пресечения и указываются цели, для достижения которых
она применяется.
Помимо вынесения постановления, при избрании некоторых видов
мер пресечения оформляется также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.) либо делается сообщение командованию воинской части. Когда избирается мера
пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указание участковому инспектору об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, в производстве
которого находится производство по уголовному делу, если обвиняемый
подаст заявление об увольнении.
Следователь (дознаватель и др.) и прокурор не вправе самостоятельно избрать такую меру пресечения как заключение под стражу. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора уполномочены лишь на вынесение постановления о возбуждение перед судом
ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,
вводная и описательно-мотивировочная часть которого составляется по
тем же требования, что и постановление об избрании меры пресечения.
Единственное отличие описательно-мотивировочной части рассматриваемого постановления заключается в том, что в нем должно быть отражено обоснование невозможности избрания в отношении подозреваемого или обвиняемого иной, более мягкой, чем заключение под стражу меры пресечения.
В резолютивной части данного постановления содержится существо
заявленного ходатайства. Особенностью данного постановления является
также то обстоятельство, что анкетные данные лица, в отношении которого оно выносится, излагаются более подробно. Помимо фамилии, ими, отчества, даты рождения подозреваемого или обвиняемого здесь должно
быть указано его место рождения, гражданство, место жительства и судимость.
Аналогична форма постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения по стражу.
Предоставление суду исключительных возможностей заключать
подозреваемого или обвиняемого под стражу служит важной гарантией
законности и обоснованности применения указанных мер пресечения,
существенно затрагивающих интересы личности.
Копия постановления или определения о применении меры пресечения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, немедленно.
Это правило действует во всех без исключения случаях, какая бы мера
пресечения не избиралась. Копия постановления (определения) о приме-
нении меры пресечения передается обвиняемому (подозреваемому) сразу
после его оглашения. Одновременно ему разъясняется установленный ст.
123-127 УПК РФ порядок обжалования решения об избрании меры пресечения. По просьбе защитника или законного представителя обвиняемого (подозреваемого) копия постановления или определения об избрании меры пресечения вручается и ему.
Сразу же после избрания меры пресечения в виде заключения под
стражу соответствующее постановление (определение) направляется для
исполнения вместе с арестованным администрации места предварительного заключения.
Уголовно-процессуальный закон не обязывает избирать меру пресечения в отношении каждого обвиняемого. При отсутствии оснований,
делающих необходимым применение меры пресечения, мера пресечения
не избирается.
Если мера пресечения не избрана, обвиняемый может сохранять
обычный уклад жизни, выезжать за пределы района проживания, вправе
по своему усмотрению менять место своего жительства, однако ему рекомендуется ставить об этом в известность орган расследования, прокурора или суд и немедленно являться по их вызовам. Только в этом случае мера пресечения ему может быть не избрана и в дальнейшем. Если обвиняемый или подозреваемый не будет являться по вызову следователя (дознавателя и др.), он может быть подвергнут приводу. После чего обычно в отношении него избирается мера пресечения.
Когда в применении меры пресечения отпадает необходимость, она
отменяется. Если же изменяются предусмотренные ст. ст. 97 и 99 УПК РФ
основания для избрания данной конкретной меры пресечения, мера пресечения может быть изменена на более строгую или более мягкую.
Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию, на стадии предварительного расследования может быть отменена или
изменена только с согласия прокурора.
Заключение под стражу, порядок продления срока содержания под стражей.
Заключение под стражу
Заключение под стражу - это наиболее строгая мера пресечения и поэтому ее применение имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия ее применения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной.
Если при избрании мер пресечения, не связанных с лишением свободы, большое значение имеет психологический фактор их воздействия на поведение обвиняемого (подозреваемого), то при заключении под стражу на первый план выступает физическое ограничение свободы, в результате которого резко сужается возможность скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать осуществлению задач уголовного судопроизводства и продолжать преступную деятельность.
Изоляция от общества обвиняемого или подозреваемого путем заключения его под стражу позволяет наиболее продуктивно обеспечить те цели, которые достигаются применением мер пресечения. Однако данная мера связана с существенным ограничением личной свободы граждан и поэтому должна применяться только в тех случаях, когда задачи, стоящие перед мерами пресечения без ее избрания решены быть не могут.
Заключение под стражу может быть применено, только если лицо, в отношении которого избирается данная мера пресечения, подозревается или обвиняется в совершении преступления, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, и при этом нет возможности применить к нему иную, более мягкую, меру пресечения. Лишь в исключительных случаях и к тому же при соблюдении специальных условий эта мера пресечения может быть избрана в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Данными специальными условиями признаются следующие обстоятельства:
1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Заключение под стражу может быть применено и к несовершеннолетнему. Между тем законом предусмотрены дополнительные гарантии соблюдения прав и законных интересов данной категории граждан. Рассматриваемая мера пресечения в отношении них может быть избрана данной категории, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.
Заключение под стражу должно применяться по судебному решению. Механизм принятия решения о заключении лица под стражу следующий.
1. Сначала прокурор либо следователь (дознаватель) с согласия прокурора выносят постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства.
В нем излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения.
К постановлению должны будут прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Эти материалы, должны содержать надлежаще заверенные копии постановления о возбуждении уголовного дела, протокола задержания подозреваемого, постановления о при- влечении в качестве обвиняемого, протоколов допроса подозреваемого и обвиняемого, а также сведения о их личности и другие данные, которые дознаватель, следователь и прокурор представляют в суд для подтверждения необходимости в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.
Кроме того, должны представляться: решения правомочного органа о согласии на привлечение к уголовной ответственности и арест лица, пользующегося статусом неприкосновенности; а также справки и другие документы, свидетельствующие о возрасте, состоянии здоровья (наличии и степени тяжести заболевания), семейном положении, наличии или отсутствии постоянного места жительства, имеющихся судимостей, характеристики личности арестованного245.
2. Постановление и приложения направляются в районный или военный суд соответствующего уровня.
Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и прилагаемые к нему материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.
3. Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу рассматривается судьей в судебном заседании.
Рассмотрение ходатайства осуществляется судьей единолично по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.
В судебном заседании участвуют подозреваемый или обвиняемый,
прокурор, защитник, если последний участвует в уголовном деле или подозреваемый или обвиняемый ходатайствует о таком участии. Здесь так- же вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель. Между тем неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого. Без обвиняемого решение о заключении его под стражу может быть принято только в случае объявления обвиняемого в международный розыск. Подозреваемый же, задержанный в порядке ст. 92 УПК РФ, в обязательном случае должен быть доставлен в судебное заседание.
Судебное заседание начинается с объявления судьей, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем судья разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права, обязанности и ответственность. После чего прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. Далее заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.
4. По итогам рассмотрения ходатайства, судья выносит одно из следующих постановлений:
1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства;
3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.
5. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство. Копии постановления - прокурору, подозреваемому или обвиняемому.
6. Данное судебное решение подлежит немедленному исполнению.
После обращения судебного решения к исполнению лицо, в производстве которого находится уголовное дело, должно незамедлительно уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.
Когда вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление. Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления.