Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права. Значение конституции как основного источника конституционного права

Понятие и юридические свойства конституции. Конституция (от лат. constitutif) - устанавливаю, обустраиваю) как источник конституционного права представляет собой юридический документ, «выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»". В рамках курса общего конституционного права уже были раскрыты основные положения учения о конституции. Однако, памятуя изречение древних «Repetitio est mater studiorum», позволю себе в самых общих чертах рассмотреть некоторые из положений данного учения, в частности юридические свойства, структуру и виды конституций. Именно эти аспекты важны для познания всего многообразия конституций, действующих в зарубежных странах.

Прежде всего различают конституции юридические и фактические. Фактическая конституция - это система общественных отношений, складывающихся по поводу устройства общества и государства и определения положения человека в обществе и государстве. Юридическая конституция - это система правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.

Между юридической и фактической конституциями практически всегда имеется расхождение. Это предопределено тем, что, с одной стороны, конституция содержит нормы, ориентированные на будущее, закладывающие некие цели дальнейшего развития общества и государства (например, определение в конституции государства как правового означает установление отдаленной цели социально-политического развития). С другой стороны, юридическая конституция может отставать от фактической вследствие динамично развивающихся общественных отношений. Наконец, третьим фактором, предопределяющим разрыв между юридической и фактической конституциями, является фиктивность конституции, характерная для стран с авторитарными режимами, когда нормы, носящие в той или иной степени демократический характер, на самом деле не реализуются.

В этом случае вполне уместно вспомнить военный афоризм Козьмы Пруткова:

«При виде исправной амуниции Как презренны все конституции!»

Конституция характеризуется также такими категориями, как ее сущность, функции, основные черты, которые подробно рассмотрены в юридической литературе .

Конституция является основным источником конституционного права и основным законом государства в силу ее особых юридических свойств . Следует отметить, что в литературе пока не выработано единого подхода к перечню юридических свойств конституции - в различных научных источниках выделяются разные свойства, но, как правило, следующие: учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, свойство быть юридической базой текущего законодательства, прямое действие и стабильность . Рассмотрим их в самых общих чертах, остановившись более подробно лишь на тех, которые нуждаются в дополнительной характеристике.

Важнейшим юридическим свойством конституции является ее учредительный характер. Конституция закрепляет определенную модель общественного и государственного строя в той или иной стране, учреждает систему органов власти, устанавливает форму правления, определяет основы правового положения человека в системе общественных отношений и т. д. Вот что гласит ст. 1 Конституции Испании (1978): «Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм» .

Верховенство также является одним из важных свойств конституции. Это свойство нередко смешивается с другим свойством - высшей юридической силой. Это близкие, но не тождественные понятия. Высшая юридическая сила конституции состоит в особой обязательности ее норм относительно других актов. Верховенство же означает, что конституция стоит во главе всей иерархической системы нормативных правовых актов. Нет и не может быть акта, стоящего выше конституции.

Верховенство конституции нередко закрепляется непосредственно в ее нормах. Так, ст. 98 Конституции Японии (1946) устанавливает: «Настоящая Конституция является Верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы». В этой статье закреплены и верховенство, и высшая юридическая сила Конституции Японии.

Может возникнуть вопрос о соотношении норм конституции с международно-правовыми нормами и их приоритете. Но, во-первых, приоритет международных актов закрепляется прежде всего в самой конституции. Во-вторых, приоритетом наделяются международноправовые акты относительно актов текущего законодательства, но не конституции. Если же в конституции нет нормы о приоритете международно-правовых актов по отношению к внутренним законам, то нет и приоритета.

Проблема соотношения национальных конституций и норм международного права имеет свою специфику в рамках Европейского Союза, где действует так называемое коммунитарное право, нормы которого имеют приоритет над национальным правом, включая конституционные нормы . Однако после вступления в силу Маастрихтского договора, оформившего данный Союз, в конституции стран - членов Европейского Союза были внесены изменения, устанавливающие приоритет только данного вида норм над национальным законодательством. Таким образом, и в этом случае приоритет норм международного права установлен непосредственно в конституции . Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что Европейский Союз представляет собой своеобразную государственно-правовую форму объединения, а вступление в силу Лиссабонского соглашения, как представляется, трансформировало его в принципиально новое конституционно-правовое образование. Отсюда нормы так называемого наднационального права в рамках Европейского Союза не тождественны исключительно международным правовым нормам .

Следующее важное юридическое свойство конституции состоит в том, что она является юридической базой текущего законодательства. Это свойство не нуждается в особой характеристике, но все же позволю себе обратить внимание читателя на то, что оно проявляется в следующем.

Во-первых, конституция закрепляет основные начала (принципы), на которых базируется все правовое регулирование обшествен-ных отношении, например запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, приоритет федерального права и др.

Во-вторых, в конституции определены формы правовых актов, принимаемых органами государственной власти. Так, ст. 85 Конституции Испании устанавливает: «Акты, издаваемые Правительством на основе делегирования законодательных полномочий, называются законодательными декретами».

В-третьих, конституция определяет предметы законодательного регулирования. Согласно Конституции Италии, например, только законом могут быть урегулированы минимальный возраст для работы по найму (ст. 37), право на забастовку (ст. 40), жалованье и иные ассигнования Президенту (ст. 84) и т. п.

Конституция обладает и еще одним свойством - это прямое действие. Данное свойство отмечается многими исследователями. Однако прямое действие конституции нельзя абсолютизировать. Речь идет о том, что свойством прямого действия обладают, как правило, нормы материального характера, закрепляющие в первую очередь основные права и свободы личности. В этом случае принцип прямого действия позволяет обеспечивать их исполнение безотносительно каких-либо других (опосредствующих) актов, а судебные органы этот принцип обязывает непосредственно защищать данные права, ссылаясь на соответствующую норму конституции. Что касается процедурных норм, т. е. тех, которые определяют порядок реализации материальных норм, то обеспечить их прямое действие не всегда представляется возможным. Во многих случаях требуется дополнительное регулирование. Например, чтобы обеспечить реализацию права на неприкосновенность жилища, закрепленного Основным законом ФРГ, необходимо принятие специального закона. «Жилище неприкосновенно, - устанавливает ст. 13 Основного закона ФРГ. - Обыски могут производиться только по распоряжению судьи, а в случаях, когда имеется опасность промедления, также по распоряжению других, предусмотренных законом, органов и только в установленном законом порядке». Следовательно, без принятия упомянутого закона реализовать конституционную норму об ограниченной допустимости обысков просто невозможно.

Наконец, еще одно свойство конституции - стабильность , проявляющаяся в особом (более сложном) порядке ее принятия и изменения. Следует более подробно остановиться на этом свойстве. Конституция, с одной стороны, призвана стабилизировать систему общественных отношений, закладывая ту или иную модель устройства государства, а с другой - она сама в силу этого не должна подвергаться частым изменениям. Поэтому в конституции предусматривается особый порядок ее принятия, внесения в нее изменений, который и придает ей свойство стабильности. Существуют следующие способы принятия конституций: октроирование, договорный, парламентский, принятие учредительным собранием, референдумом.

Октроированными (т. е. дарованными монархами) являются конституции Иордании (1952), Катара (1962), Основной закон о власти Саудовской Аравии (1992), Основной закон Султаната Оман (1996).

Примеры договорных способов принятия конституций привести трудно. Можно назвать лишь отдельные акты конституционного характера, например британский Билль о правах (1689) . Вместе с тем есть и иной аспект характеристики данного способа, который связан с вопросом о сущности конституции. Определение сущности конституции было дано в середине XIX в. Ф. Лассалем (1825-1864), немецким социалистом, философом и публицистом. Он отмечал, что сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение общественных сил, сложившееся на момент ее принятия . В. И. Ленин сформулировал это понятие с классовых позиций: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся выборов в представительные учреждения... выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» . Представляется, что Ф. Лассаль был ближе к истине, поскольку последующая практика показала, что не только изменение соотношения сил в классовой борьбе, т. е. смена господствующего класса, но и изменение расстановки политических сил в рамках одного класса приводит к изменению конституции. Вряд ли можно объяснить изменением соотношения классовых сил принятие Конституции СССР (1977), Конституции Вьетнама (1992) или принятие новой Конституции Швейцарии (2000).

Таким образом, если исходить из лассалевского понимания сущности конституции, то конституция представляет собой соглашение между различными социальными силами. Следовательно, в этом и проявляется договорный характер конституции и договорный способ ее принятия.

Конечно же имеются в виду те конституции, которые принимались демократическим путем.

Самостоятельными способами принятия конституции являются парламентский (большинство действующих конституций принято именно этим способом), принятие учредительным собранием (с помощью данного способа принимались конституции США (1787), Португалии (1976), Болгарии (1991) и др.).

В последнее время получает распространение другой способ принятия конституции - всенародное голосование (референдум ). Таким способом были приняты конституции Франции (1958), Монголии (1992), России (1993) и некоторые другие. Принятие конституции референдумом рассматривается в современной конституционно-правовой литературе как самый демократичный способ. Это, безусловно, верно, но надо все-таки иметь в виду, что выносить на референдум такой сложный и важный вопрос, как содержание конституционных норм, вряд ли целесообразно. При всем уважении к волеизъявлению народа следует все же отметить, что конституция - это акт особого рода, содержащий нормы, выраженные в самой абстрактной форме. Для уяснения их смысла и содержания требуется наличие специальных познаний в области права. Отсюда всенародное голосование по проекту конституции и принятое в результате его решение не может считаться компетентным.

Общественная практика выработала еще один способ принятия конституций, который можно назвать комбинированным. Состоит он в том, что конституция сначала принимается парламентом или учредительным собранием, а уже потом выносится на референдум. Представляется, что именно последний способ предпочтительнее, поскольку он соединяет представительную и непосредственную демократию, позволяет обеспечить тщательное обсуждение текста конституции на заседаниях парламента (или учредительного собрания) с привлечением квалифицированных специалистов, осознающих все тонкости конституционно-правовой материи. Кроме того, в этом случае и сам народ имеет возможность выразить свою волю относительно текста основного закона. Голосуя по проекту конституции, народ либо одобряет решение, принятое парламентом, придавая этому решению высшую юридическую силу, либо отвергает его. С помощью этого способа были приняты конституции Испании (1978), Турции (1982), Гаити (1987), Швейцарии (2000) и некоторые другие.

Такое свойство конституции, как стабильность, проявляется еще и в особом, усложненном порядке ее изменения. Следует напомнить основные способы изменения конституции: это гибкий, жесткий, особо жесткий и смешанный. Практически используются все названные способы.

Гибкий способ означает, что конституция изменяется в рамках обыкновенной парламентской процедуры. По гибкому способу изменяются те конституции, которые относятся к числу неписаных, или некодифицированных. Конституции большинства зарубежных стран изменяются по жесткому или особо жесткому способам. Эти способы будут подробно рассмотрены в Особенной части. Здесь же целесообразно дать характеристику форм внесения изменений в текст конституции. Наиболее часто в зарубежных странах используется инкорпорирование поправок в текст закона, т. е. замена прежних положений новыми. Другой формой является приложение поправок к тексту. В этом случае сам текст не меняется, а изменения прилагаются к основному (первичному) тексту. Впервые такой способ был применен в США. Первые 10 поправок - Билль о правах (1789) - были приложены к тексту. Таким способом вносились все остальные поправки.

В ряде стран в самих конституциях предусмотрены ограничения на изменение тех или иных положений. Например, в Конституции Франции (1958) установлено: не подлежит изменению республиканская форма правления (ст. 89).

Аналогичная норма содержится в Конституции Италии (ст. 139). А в Конституции Греции сказано, что не подлежит изменению не только республиканская форма правления, но также и парламентская форма республиканского правления (ст. 110), т. е. переход к президентской или смешанной республике недопустим. Статья 290 Конституции Португалии устанавливает пределы пересмотра конституции, где содержится 15 пунктов, по которым Конституция не может быть изменена.

Надо сказать, что в ряде случаев конституции содержат временной интервал, в течение которого они не подлежат изменению. Начало этому было положено Конституцией Франции (1791), которая устанавливала запрет ее пересмотра в течение первых двух легислатур, т. е. в течение четырех лет. Но уже в сентябре 1792 г. избранный на волне народного восстания Национальный учредительный конвент, большинство в котором принадлежало жирондистам, отменил действие Конституции 1791 г. и упразднил монархию. В 1793 г., с установлением якобинской диктатуры, была разработана новая (якобинская) Конституция, принятая Конвентом и одобренная всенародным голосованием, которая, правда, так и не вступила в силу.

Следует отметить еще одно обстоятельство, связанное со стабильностью конституции. Это свойство признается практически всеми учеными. В то же время вопрос о сроках действия конституции является проблемным. Проведенное исследование показало, что средний

срок «жизни» конституций составляет 26,5 лет . Даже конституции, действующие свыше 100 лет (например, США, Норвегии, Бельгии), периодически претерпевали крупные изменения.

Таким образом, стабильность может рассматриваться, скорее, как идеал, тенденция или принцип конституционного законодательства, но не свойство, поскольку стремление к такой стабильности вполне оправдано потребностью обеспечить устойчивость социальной системы. В силу этого может быть оправдано и усложнение процедуры изменения конституции. Вместе с тем политическая практика требует периодического пересмотра конституций. Здесь уместно напомнить сформулированную Т. Джефферсоном идею о том, что каждое поколение людей имеет право на перезаключение общественного договора и принятие новой конституции, «мертвые не вправе распоряжаться живыми» .

Следовательно, процедура пересмотра конституции должна быть достаточно сложной, чтобы исключить негативные последствия политической конъюнктуры, но вполне реализуемой, чтобы не провоцировать неконституционные действия инициаторов такого изменения.

Таковы юридические свойства конституции, которые придают данному акту особое качество - качество основного закона государства.

Форма и содержание конституции в зарубежных странах. По форме конституции бывают писаными и неписаными. Под писаным понимается единый нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), содержащий в системном порядке комплекс конституционноправовых норм и отличающийся от актов текущего законодательства более сложной процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеет писаную конституцию, т. е. единый правовой акт - основной закон страны. В свою очередь, писаные конституции разделяются на кодифицированные и некодифициро-ванные. Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов), которые в совокупности и образуют конституцию данной страны. Например, Конституция Швеции состоит по меньшей мере из пяти конституционных законов, Конституция Австрии включает более 10 конституционных и обыкновенных законов. Конституция Израиля состоит из 12 основных законов и Соглашения о секторе Газа.

Британская конституция традиционно приводится как пример неписаной конституции. Хотя конституция данной страны состоит из нескольких частей и писаное право есть, но нет единого акта под названием «Конституция Великобритании». Не имеет писаной и кодифицированной конституции также и Новая Зеландия.

Структура конституций в зарубежных странах имеет много общего. Это преамбула, в которой дается характеристика исторических условий принятия того или иного акта; основной текст конституции, который делится на разделы, главы, параграфы, статьи и заключительные (переходные) положения, в которых, как правило, определяется порядок вступления в силу данной конституции и порядок приведения действовавшего прежде законодательства в соответствие с новой конституцией.

Содержание конституций, принятых в разных странах или в одной стране, но в разное время, весьма различно. Каждая конституция характеризуется своими объемом и содержанием. Считается, что Конституция США - одна из самых лаконичных (содержит всего 9 тыс. слов) . Есть, правда, и более краткие конституции, например Конституция Ливии (1969) насчитывает всего около 2 тыс. слов . В противовес ей можно назвать Конституцию Индии - объемный документ, включающий почти 400 статей и несколько приложений. В ней подробно изложена компетенция каждого штата, каждой административно-территориальной единицы; она содержит много положений, которые вообще не имеют конституционного значения. Конституции Индии и Ливии представляют собой две крайности. Между ними и расположены все остальные конституции.

Возможно, есть некий оптимальный объем конституции, с одной стороны, позволяющий охватить все сферы, подлежащие конституционному регулированию, с другой - не оставляющий места для лишних «неконституционных» норм. Представляется, что это может стать интересной темой для исследования.

Содержание конституции непрерывно меняется. Это предопределено прежде всего изменением предмета конституционного регулирования. Можно выделить несколько тенденций такого рода изменений. Первая - это увеличение доли норм, регламентирующих статус личности. Следует отметить, что собственно конституционное регулирование начинается с того момента, когда законодательно закрепляется ограничение государственной власти в пользу сферы индивидуальных интересов. Поэтому британская Великая хартия вольностей (1215) с полным правом относится к актам конституционного характера. Этим актом даровались привилегии высшему сословию и тем самым ограничивалась власть короля.

В Конституции США (1787) было закреплено всего лишь несколько прав: избирательные права граждан и некоторые иные. Этот пробел был восполнен первыми 10 поправками в 1789 г., но и они содержали далеко не полный перечень основных прав и свобод. Конституции первого поколения, к которым относится Конституция США, регулировали статус личности лишь в самых общих чертах, закрепляя в основном политические права. Постепенно каталог конституционных прав личности расширялся. В современный период в число закрепляемых конституцией прав входят права в экономической, социальной и духовной сферах жизни. Закрепляются непосредственно в основных законах и иные элементы конституционного статуса личности.

Вторая тенденция, проявляющаяся в развитии конституционного законодательства, - передача полномочий от законодательной власти к власти исполнительной. Парламентаризм, утвердившийся в XVIII-XIX вв., изначально характеризовался рядом исключительных полномочий представительного органа власти. Прежде всего это принятие законов, решение таких важнейших вопросов, как налогообложение, права личности, вопросы войны и мира. В настоящее время наблюдается процесс перехода этих полномочий от власти законодательной к власти исполнительной через институт делегированного законодательства, через прямое ограничение сферы деятельности парламента, как, например, во Франции. В конституционном законодательстве зарубежных стран закреплен приоритет законопроектов, вносимых правительством, перед законопроектами, вносимыми депутатами. Кроме того, в некоторых странах глава государства наделяется полномочием принятия актов, имеющих силу закона.

Третья тенденция - это расширение воздействия государственной власти на экономические отношения. Если конституции первого этапа закрепляли в сфере экономики лишь право собственности, то в настоящее время они содержат достаточно широкий круг норм, регулирующих экономические отношения. Так, Конституция Испании (1978) содержит специальную главу, которая называется «Об основополагающих принципах социально-экономической политики» (гл. 3 разд. 1) и разд. 7 «Экономика и финансы», где закрепляются многочисленные нормы, регламентирующие данную сферу .

Еще одной тенденцией в развитии конституционного законодательства является закрепление института конституционного контроля. Непосредственно конституцией учреждается специфический орган, осуществляющий контроль за соответствием основному закону всех других правовых актов. Таким органом является, как правило, конституционный суд или иная структура, наделенная соответствующими полномочиями (Конституционный совет во Франции, Бюро конституционных расследований в Эфиопии и т. д.).

Наряду с рассмотренными общими тенденциями конституция той или иной страны имеет свою специфику. Любая конституция отражает конкретно-исторические условия ее принятия, и поэтому в ней закрепляются своеобразные положения, характерные только для данного государства. Например, в гл. 12 Конституции ЮАР (1996) закрепляются правомочия лидеров родовых общин использовать обычное право. Конституция Малави (1994) содержит главу, определяющую статус тюрем и заключенных (гл. 17). В конституциях многих латиноамериканских и африканских стран содержится подробное регулирование режима чрезвычайного положения.

Виды конституций в зарубежных странах. В научной литературе существует несколько критериев классификации конституции.

Так, по времени действия конституции делятся на постоянные и временные. Большинство конституций принимается с неограниченным сроком действия. В этом случае конституция считается постоянно действующей. Но есть конституции, которые содержат нормы, определяющие период их действия. Такие конституции называются временными. Примерами такого рода конституций являлись в свое время Конституция Чехословакии (1918), Малая конституция Польши (1919), Конституция Ирака (действовала с 1959 до 1970 г.). Конституция ЮАР (1994) разрабатывалась и принималась для того, чтобы урегулировать отношения до принятия в 1996 г. постоянной конституции. Примеров временных конституций достаточно много.

При рассмотрении периода действия конституции следует затронуть еще один аспект, связанный с общественной практикой и историческим потенциалом самой конституции. Иными словами, рассчитана ли конституция на длительную историческую перспективу или ориентирована на строго определенные конкретно-исторические условия. В связи с этим можно выделить конституции, служащие одновременно и юридической базой всего законодательства, и политикоправовой формой функционирования всей социальной системы. Закрепляя основополагающие начала регулирования общественных отношений, конституция в то же время оформляет некую идеальную социальную модель, к которой может двигаться все общество в течение неопределенного времени. Такие конституции характеризуются длительностью действия. Принятые еще в XIX в., даже в XVIII в., они оказались стойкими и вполне приспособленными к глубоким социальным трансформациям, лишь периодически претерпевая изменения, но сохраняя изначальный смысл и логику (конституции США (1787), Норвегии (1814), Бельгии (1831) и некоторые другие).

Вторую, наиболее многочисленную, группу образуют конституции, носящие фактически временный характер. Они изначально предназначаются для регулирования общественных отношений в исторически определенный период. Это прежде всего формально временные конституции, имеющие четко определенный срок действия, а также конституции, формально не ограниченные каким-либо сроком действия, но составляющие нормы которых в своей совокупности регулируют некий исторически определенный комплекс общественных отношений. Изменение конкретно-исторических условий неизбежно влечет не просто изменение, а отмену прежней конституции и принятие новой. Примером этому могут служить конституции Франции, Испании, Австрии и многих других стран, конституционная история которых насчитывает по нескольку конституций.

Существует также хронологический подход, согласно которому конституции группируются в зависимости от времени и конкретноисторической обстановки их принятия. Выделяются, в частности, четыре этапа развития конституционного законодательства. Первый этап охватывает период с конца XVIII в. (появление первых конституций в их современном виде) до окончания Первой мировой войны; второй этап включает период между двумя мировыми войнами; третий - от окончания Второй мировой войны до конца 1980-х гг.; четвертый начинается с последнего десятилетия XX в. 1 Особенности каждого из этих этапов подробно рассмотрены в научной литературе. Следует отметить, что данный подход учитывает не только временной фактор, но и конкретно-исторические условия принятия конституций.

Можно предложить и еще один подход к типологии действующих конституций, положив в основу их группировки такой критерий, как социально-политические факторы, предопределившие необходимость проведения конституционной реформы, т. е. принятия новой

или полного пересмотра прежней конституции. Такими факторами могут быть:

национальное самоутверждение и обретение суверенитета вследствие выделения из другого государства или освобождения от колониальной зависимости и т. п. и связанное с этим становление собственной государственности, иными словами, конституционное оформление возникновения государства;

смена формы правления (например, образование республики или реставрация монархии либо переход от парламентской республики к президентской или смешанной и т. п.);

смена формы политико-территориальной организации государства (переход от унитарного государства к федерации или наоборот);

изменение политического режима (либерализация или установление тоталитаризма, военного правления и т. п.);

проведение социально-экономических реформ (например, переход к рыночной экономике).

Анализ показывает, что наиболее частым основанием проведения конституционной реформы служит изменение политического режима. Действительно, именно этот фактор тесно связан с изменением соотношения общественных сил в стране, что и ведет чаше всего к очередной конституционной реформе. Второе по значимости основание принятия новой конституции - обретение национальной государственности. Третьим по распространенности основанием, особенно в последние 10 лет, является проведение радикальных социально-экономических реформ, которые не могут быть осуществлены в рамках прежней конституции и чаще всего требуют изменения режима.

Таким образом, можно говорить о конкретных социально-политических целях , заложенных в каждой конституции в зависимости от социально-политических условий их принятия. В соответствии с этими целями все действующие конституции можно разделить на акты, во-первых, конституирующие обретение национальной государственности (конституции США (1787), Нидерландов (1814), Норвегии (1814), Бельгии (1831), Аргентины (1853), Люксембурга (1868), Австралии (1900), Монако (1911), Лихтенштейна (1921) и др.); во-вторых, оформляющие смену форм государства: политического режима (конституции Мексики (1917), Греции (1975), Испании (1978), Турции (1982), Бразилии (1988), Туниса (1988), Чада (1991) и др.); формы правления (Основной закон ФРГ (1949), конституции Италии (1947), Франции (1958), Мальты (1974), Фиджи (1990)); формы политикотерриториальной организации государства (конституции Камеруна (1972), Эфиопии (1994) и др.). В отдельных государствах происходило одновременное изменение нескольких форм и политического режима, и формы правления (ФРГ, Италия, Испания); в-третьих, закладывающие основы глубоких социально-экономических преобразований (конституции Вьетнама (1992), КНДР (1992)).

Нередко конституционные реформы проводятся под воздействием целой совокупности социальных факторов и, следовательно, имеют несколько социально-политических целей. Например, конституции Болгарии (1991), Румынии (1991), Монголии (1992) принимались и в связи с переходом к демократическому правлению, и в целях закрепления основ проведения глубоких социально-экономических реформ. Это относится и к конституциям Хорватии (1990), Словении (1991), Чехии (1992), Словакии (1992) и ряда других стран Центральной и Юго-Восточной Европы, а также бывших союзных республик в составе СССР, в которых кроме указанных факторов закреплено еще и обретение национального суверенитета. Сюда же относятся и более ранние конституции ряда латиноамериканских стран - Мексики (1917), Бразилии (1988) и др.

Представляется, что действие указанных факторов непременно отражается на содержании вновь принимаемых конституций. Сохраняя преемственность, новая конституция включает положения, соответствующие социально-политическим целям ее принятия.

Обособленную группу составляют такие конституции, которые не представляют собой единого юридического документа, и, следовательно, не образуют в системном виде юридической базы нормативно-правового регулирования общественных отношений. Составляющие их акты принимались в различных исторических условиях, предопределяя тем самым специфику соответствующей конституции. К их числу относятся так называемые неписаные конституции (Великобритании, Новой Зеландии), а также некодифицированные конституции (Австрии, Швеции, Израиля, Канады и др.).

  • Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М„ 2000. С. 313.
  • Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. Конституции государств Европы. Т. 2. С. 50.Janda К., Berry J. М., Goldman J. The Challenge of Dcmocracy. Government in America. Boston, 1990. P. 37).
  • Как тут не вспомнить слова Наполеона I, который говорил: «Конституции должны быть короткими и неясными» (Французские короли и императоры. Ростов н/Д., 1997. С. 409).
  • См.: Конституции государств Европы. Т. 2. С. 58, 78.

Понятие и сущность Конституции.

Конституция лат происхождения в переводе «установление, учреждение».

Под Конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы, либо всего народа в целом, либо отдельных социальных групп и слоёв в государстве и закрепляющий в их интересах важные начала общественного строя и государственной организации в соответствующей стране.

Первой писаной конституцией является Конституция США 1787 года. В этот же период в Европе была разработана 1791 года Конституции Франции и Польши. Норвегии – 1814 года, Китая – 1911 года/1982 года, Австрии – 1920 года, Мексики – 1917 года, Италии – 1947 года, Японии – 1947 года, ФРГ – 1949 год, Киргизия – 2010 года.

По форме К это всегда документ государства. Т.е. правовой акт, который принимается в особом порядке. По своему содержанию К всегда является политическим документом, поскольку главными вопросами её содержания являются вопросы власти, собственности, вопросы правового положения личности, а также вопросы устройства самого государства (форма правления, форма гос устройства, политический режима).

Виды конституции.

1. В зависимости от формы: писаные (это особый законодательный акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и неписаные; особый законодательный акт, либо несколько нормативных актов, которые официально провозглашаются основными законами страны) и неписаные (это совокупность различных законов, судебных прецедентов и устных обычаев).

2. По порядку принятия: принятие на референдуме; парламентом; учредительным собранием (выборный орган, образуемый специально для разработки и принятии новой конституции), может быть дарована (октроированная), иметь договорный характер (в рамках ЕС действует Лиссабонский договор, вступивший в силу с 1 декабря 2009 года).

3. По порядку внесения изменений и дополнений: гибкие (изменяются в том же порядке, что и обычные законы) и жесткие (для внесения изменений и дополнений требуются особые условия – квалифицированное большинство голосов в палатах Парламента; голосование в Парламенте и голосование на референдуме), имеющие смешанный характер (предполагает, что отдельные статьи конституции не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи изменяются в упрощенном порядке – Конституция Франции 1958 года).

4. От периода времени: постоянные и временные (принимаются либо на определенный срок, либо до наступления определенного события – ФРГ основной закон Германии, рассматривался как временный документ, действующий до момента объединения Германии; Временная К Ирака 1980 года).

5. По форме правления: монархические (1978 года Испании, 1947 года Японии) и республиканские (1787 года США, Франции 1968 года).



6. По форме гос устройства: унитарного государства (Италии 47 года), федеративного (Индии 50 года, Швейцарской Конфедерации 99 года), в некоторых федеративных государствах субъекты федерации могут сами принимать конституцию (США).

7. По политическому режиму: демократические и антидемократические (82 года Китай).

8. Формальная (совокупность правовых норм) и фактическая (реальные общественные отношения, которые существуют в обществе и государстве).

Преамбула - Вводная часть договора, важного акта и т.д., содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели.

НПА, закон и подзаконный акт.

Основные черты конституции.

Они характеризуют К, как специфическую реальность, оказывающую воздействие на общественные отношения.

1) Конституция имеет основополагающий характер, поскольку она регулирует наиболее важные общественные отношения и при этом конституционное регулирование имеет обобщающий характер и главными задачами такого регулирования является

§ раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;

§ в конституционных нормах четко и ясно отобразить суть общественных отношений, чтобы К нормы давали направление и определяли принципиальное содержание актов текущего законодательства.

2) К имеет прямое действие. Соответственно, данная хар-ка получает закрепление в ст.15 К, в соответствии с которой К нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении.

3) Незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ст.2, определяет, что признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина, является обязанностью гос-ва.

4) Реальный характер конституции, т.е. соответствии Конституции фактически существующим общественным отношениям, и реальность Конституции во многом зависит от политической и социальной стабильности и от соблюдения режима законности и правопорядка.

5) Стабильный характер К, т.е. обеспечение длительного действия норм К без внесения в них существенных изменений и дополнений. Стабильность К достигается во-первых, путем предельной абстрактности К норм, во-вторых, путем особого порядка внесения в К изменений и дополнений.

К предусматривает главы 1,2,9 могут быть пересмотрены, с 3-8 возможно внесение поправок.

6) Народность К. Эту черту связывают с тем, что К выражает и характеризует волю народа. Народность К обуславливается следующими факторами:

· именно сам народ создает объективные предпосылки появления новой К, поскольку, закрепляемы в К общественные отношения являются результатом деятельности народа;

· народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии К; данное положение характерно для отечественных К, поскольку при принятии К 1936 года и 1977 года проводилось всенародное обсуждение проектов К, и К 1993 года была принята путем всенародного голосования;

Юридические свойства Конституции

Это её признаки, как основного государства.

1. Конституция – это НПА, и как всякий НПА К обладает следующими признаками (характеристиками):

К состоит из норма права

Нормы К носят общеобязательный характер

Нормы К действуют независимо от их исполнения

Нормы К рассчитаны на многократное применения

Действие К норм обеспечивается принудительной силой гос-ва.

Особенности К норм

ü Для многих положений К характерно политическое звучание.

ü Нормы К имеют более высокую юр силу.

ü Внутри К имеются нормы, которые предопределяют содержание других ном самой К.

ü Некоторые нормы К изменяются в более усложненном порядке, чем иные её нормы.

2. К обладает верховенством, в частности, впервые в истории России данный принцип получил закреплении в самом тексте К (ст.4 ч.2). Верховенство означает, что в Российском гос-ве утверждается К строй и имеется стремление к созданию правового гос-ва. Во-вторых , верховенство означает, что в К заложена идея подчинения гос-ва К и праву. В третьих , означает, что в соответствии с её принципами, нормами и концепциями, должны строить свою деятельность все государственные органы, должностные лица, граждане и общественные организации. В четвертых, означает, что К РФ действует на всей территории РФ, в том числе и в республиках в составе РФ, которые также имеют свою К.

3. Высшая юридическая сила. Ст.15, ч.1 определяет, что К РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Законы и иные НА не должны противоречить К

Органы гос власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать К.

Таким образом, высшая юр сила в отличие от верховенства характеризует место К иерархии НПА, действующих в РФ.

4. К является ядром правовой системы и базой текущего законодательства. Соответственно, К 1993 года предусматривает принятие НПА, которые развивают её положения и К делает это следующими методами:

Ø К прямо указывает виды ФКЗ и ФЗ, которые принимаются для более подробного регулирования определенных вопросов;

Ø К использует указания на то, что определенные общественные отношения регулируются ФЗ, но при этом не называется наименование или содержание акта (ст.36 ч.3);

Ø К предусматривает необходимость дополнительного регулирования общественных отношений, либо закрепление гарантий для их участников в акте текущего законодательства, но при этом не решается вопрос о виде акта и органе, который его принимает;

Ø К содержит нормы, из текста которых вытекает обязательность последующего текущего нормативного регулирования, которое обеспечивает применение данной К нормы (ст.46).

Функции К

Различные проявления её назначения, которые отражают роль основного закона, политики, жизни общества и государства и осуществление задач государства. Любой К независимо от соц системы свойственны следующие ф-ии:

1) учредительная

2) организаторская

3) внешнеполитическая

4) идеологическая

5) юридическая

1 Учредительная . Суть этой ф-ии состоит в том, что К, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой развития общества на следующем историческом этапе. Само слово учредительное понимается в том смысле, что К закрепляет то, что уже существует как результат влияния людей, либо создает предпосылки для новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут возникнуть без необходимой правовой базы, которая учреждается с принятием новой К.

2 Организаторская . Заключается в том, что К не только оформляет достигнутое, но и ставит новые задачи перед обществом и государством, а также стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы, общественные объединения, граждан действовать в духе основного закона.

3 Внешнеполитическая . Данная ф-ия К состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни общества, в то же время является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. К может рассматривается как важнейший информационный источник за пределами государства.

4 Воспитательная или идеологическая . Каждая К закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на её основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества. Институт собственности, семьи. Это преамбула К, а также раздел, посвященный правам и свободам.

5 Юридическая . К становится основой новых правовых систем и правопорядка. К сама регулирует общественные отношения и, как документ прямого действия, может быть основой для их возникновения. К дает импульс развитию зак-ва и принятию большого кол-ва НПА (ФКЗ, ВЗ, указы, постановления).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Было бы, однако, не совсем точно конституционные основы деятельности в сфере правосудия и судопроизводства сводить лишь к принципам, хотя бы и сформулированным Конституцией Российской Федерации. В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов. Необходимо иметь в виду, что Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти и правоохранительных органов. Следовательно, Конституция содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах.

Основываясь на приведенных конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан. Однако надо иметь в виду, что эта задача не может быть противопоставлена другим задачам, например, установлению в процессе судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а также масштабов уголовной ответственности.

Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее предназначение (в смысле влияния на отраслевое законодательство), непосредственно является источником права. Такой вывод базируется на том, что в ней: а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия и судопроизводства; б) сформирована система конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие начала и предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15).

Безусловно, положительную роль для становления системы нового законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции вопросов: а) разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства (ст. 71-73); б) установления приоритета федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории Российской Федерации; в) признания недопустимым противоречия федеральных законов конституционным законам; г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов Российской Федерации законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Федерации (ст. 76).

В Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности, предусмотрено, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49); в) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

Иное положение сложилось с действием ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, согласно которой «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Вне зависимости от того, что в УПК вопросы свидетельского иммунитета не решены ни на момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после этого, приведенное нормативное установление (имеются в виду показания против самого себя и своего супруга) действуют напрямую. Что касается освобождения лица от обязанности свидетельствовать против близких родственников, то Конституция (ч. 1 ст. 51), решив этот вопрос положительно, не дала конкретного перечня круга лиц, относящихся к числу близких родственников. Но он (этот перечень) имеется в действующем законодательстве об уголовном судопроизводстве.

Приведенные конституционные положения означают, что в российскую правовую систему включено три группы международно-правовых норм: а) общепризнанные принципы международного права; б) общепринятые нормы международного права; в) нормы международных договоров. Нет никаких препятствий к тому, чтобы указанные нормы и положения международного права включить в число источников законодательства о судопроизводстве и правосудии. Применение последнего из перечисленных источников, видимо, не встретит трудностей принципиального характера, хотя затруднения технического порядка весьма реальны.


Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Сам термин «конституция» произошел от латинского constitution, что означает установление, учреждение. Это название как нельзя лучше раскрывает суть этого документа. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, установлением формы правления и государственного устройства.
Регулирующая роль конституции касается всего общества. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную. Важность и значимость отношений, которые регулирует конституция, и обусловили формирование такой отрасли права как конституционное право.
  1. Предмет, источники и система конституционного права РФ
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих права человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Предметом конституционного права РФ являются общественные отношения в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, а также устройства государства и государственной власти. Однако, приведенные сферы социально-экономической и общественнополитической жизни общества весьма разнообразны и многогранны, что в свою очередь, обуславливает необходимость более подробного и тщательного рассмотрения аспектов жизни общества и государства, которые являются предметом конституционного права РФ.
Таким образом, предметом конституционного права РФ являются:
  1. Принципы государственного устройства. В них выражаются основные характеристики государства - суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы и ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы;
  2. Основы правового статуса личности. Представляет собой совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых конституцией обязанностей человека.
  3. Основы федерализма. Это основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ за счет, которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации;
  4. Основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные принципы построения системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;
  5. Основы политического режима. Это система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Характер политического режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма
распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Источники конституционного права РФ
Традиционно под источником права понимается внешняя форма выражения норм права. В соответствии с этим, источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм. Они, как и источники других отраслей права, являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов - парламента, главы государства,
правительства, региональных органов власти и др.
Кроме результатов нормотворческой деятельности
государственных органов источниками конституционного права являются судебные решения (прецеденты), международно-правовые акты. Характерной особенностью источников конституционного права является их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическая соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, а она обычно устанавливается конституцией страны. Однако вопрос о месте того или иного источника конституционного права в системе источников не является простым для всех стран, что обусловлено рядом причин: наличием конституционно-
правовых обычаев, норм прецедентного права, действием
международно-правовых актов и др.
Система источников существенно зависит от государственнотерриториального устройства страны. В федеративных государствах, где имеется конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом регионе, в систему источников входят нормативные акты и федерации, и ее субъектов.
Таким образом, система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой государственно-территориального
устройства, иными факторами. Вместе с тем источникам конституционного права присущи общие черты, позволяющие их классифицировать.
Рассматривая классификацию источников конституционного права Российской Федерации, следует отметить, что они подразделяются на две основные группы источников: естественное и позитивное право. Думается, однако, такой подход характерен для конституционного права, как науки или учебной дисциплины, но не как для отрасли российского права.
Естественным правом являются общечеловеческие представления о свободе, справедливости, а также неотъемлемости прав человека.
Несмотря на это, в современной России источником права признается лишь позитивное право, о котором будет сказано далее.
К позитивному праву, относятся следующие источники конституционного права РФ:
  1. Конституция Российской Федерации.
Конституция является основным источником конституционного права Российской Федерации. Ее роль обусловлена различными факторами, определяющими положение конституции среди других источников конституционного права.
Во-первых, конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Она принимаются на референдуме народом Российской Федерации. Конституция устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Они касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти,
функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, конституция обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить конституции.
В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких- либо обязательных предписаний позитивного права.
В-четвертых, нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права: они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений в Российской Федерации.
  1. Законы.
Конституция Российской Федерации предусматривает издание Федеральным собранием РФ федеральных конституционных законов и федеральных законов. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционноправовые нормы. В первую очередь, таковыми являются федеральные конституционные законы. Что же касается федеральных законов, то они являются источником конституционного права, если содержат нормы регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления.
  1. Нормы международного права, международные и
внутригосударственные договоры и соглашения.
Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их прямое применение в данной стране. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15). И это не удивительно, в конституциях многих стран есть положение о приоритете международного права перед внутригосударственным.
Внутригосударственные договоры заключаются обычно между центральными органами государственной власти и органами государственной власти регионов в целях разграничения между ними полномочий. Широкую практику получили внутригосударственные договоры в Российской Федерации, где источником конституционного права остается Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (Татарстаном, Башкортостаном, Краснодарским краем, Свердловской областью и др.). Некоторые субъекты Федерации заключили между собой договоры по конкретным вопросам. В таких актах также содержатся конституционно-правовые нормы. Возможность заключения договоров между субъектами Российской Федерации, в частности между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области, в состав которого входит округ, предусмотрена Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 66).
  1. Нормативные правовые акты исполнительной власти.
К ним относятся многочисленные акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется ролью в государственном механизме главы государства и правительства.
Акты главы государства и акты правительства являются подзаконными, что же касается юридической силы, то акты главы государства, как правило, имеют преимущество перед актами правительства. Такие акты называются по-разному: декреты, указы, ордонансы и др. В некоторых странах парламент может делегировать главе государства право на издание актов, имеющих силу закона. В Российской Федерации Президент издает Указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может издавать указы и по тем вопросам, которые законодательно не урегулированы. Однако с принятием Федеральным Собранием соответствующего закона акт Президента теряет силу.
Акты исполнительной власти являются источником конституционного права лишь тогда, когда содержат его нормы.
  1. Судебные решения.
Помимо нормативно-правовых актов исполнительной власти, к источникам права относятся постановления Конституционного суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.
  1. Акты органов местного самоуправления.
Поскольку Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12), то акты органов местного самоуправления могут содержать нормы конституционного права. Такие нормы имеются, например, в уставах, статутах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением публичной власти.
Система конституционного права РФ
Традиционно, под системой права понимают его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные группы. Однако, это определение системы права в широком смысле, которое предлагает нам теория государства и права. Что же касается системы конституционного права РФ, то критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм,
регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционноправовых отношений. Следовательно, понятие системы
конституционного права можно сформулировать следующим образом.
Система конституционного права - это единство взаимосвязанных норм конституционного права РФ, образующих совокупность конституционно-правовых институтов.
Система конституционного права РФ включает в себя следующие институты:
  1. основы конституционного строя РФ;
  2. основные права и свободы человека и гражданина в РФ;
  3. федеративное устройство;
  4. избирательная система (избирательное право);
  5. президентская власть;
  6. законодательная власть;
  7. исполнительная власть;
  8. государственная власть субъектов РФ;
  9. судебная власть и прокуратура в РФ;
  10. местное самоуправление;
  11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.
Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные институты представлены отдельными разделами в Конституции РФ. Исключение составляет лишь избирательная система (избирательное право), что характерно для многих конституций зарубежных стран. Однако, избирательная система является одним из основных институтов конституционного права РФ. Таким образом, нельзя говорить о полном совпадении системы Конституции РФ и системы конституционного права РФ.
Поскольку все институты конституционного права состоят из конституционных норм права, следует сказать несколько слов об особой специфике этих норм.
Одна из особенностей конституционно-правовых норм состоит в том, что в них отсутствует трёхзвенная структура (гипотеза, диспозиция, санкция). Они, как правило, содержат в своей структуре только диспозицию, то есть само правило поведения.
Нормы конституционного права подразделяются на нормы общего регулирования и нормы детального, подробного и, как правило, исчерпывающего регулирования. Первые - выступают как нормы- принципы, нормы-цели. К ним можно отнести, например, нормы Конституции Российской Федерации, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство, нормы, закрепляющие принцип разделения властей. Вторые - это, например, нормы Конституции Российской Федерации о предметах ведения Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, о предметах ведения Совета Федерации, Государственной Думы.1
Классифицировать конституционно-правовые нормы можно по следующим основным признакам:
  • по характеру содержащихся в них предписаний - на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные;
  • по степени определенности содержащихся в них предписаний - на императивные и диспозитивные;
  • по действию во времени и пространстве - на нормы, действующие постоянно, и нормы, действующие определенное время, на нормы, реализуемые на всей территории Российской Федерации или на территории ее субъектов, а также в муниципальных образованиях;
  • по юридической силе - на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.


Просмотров