Конституция рф основные права и обязанности граждан. Личные права и свободы граждан рф. Забота о памятниках истории и культуры

В 1994 г. появился еще один финансовый инструмент - казначейские обязательства (КО). Цель их выпуска безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Эмитентом КО является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в уполномоченных депозитариях. Ими являются по согласованию с первыми держателями КО банки агенты Министерства финансов, имеющие депозитарии в качестве своих подразделений. Уполномоченные банки осуществляют денежные расчеты с конечными держателями КО на момент их погашения на основе выписок со счетов "депо", подтверждающих права собственности на КО.

Министерство финансов осуществляет выпуск КО сериями. Каждая из этих серий представляет собой самостоятельный выпуск, который оформляется глобальным сертификатом на всю его сумму. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер, который состоит из семи разрядов. Первый разряд номера – буква русского алфавита, указывающая на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывают на дату выпуска (день и месяц) и последние порядковый номер выпущенной серии. Глобальный сертификат оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном депозитарии, а второй – в Министерстве финансов России. В нем фиксируются все параметры выпуска: объем выпуска, номинальная стоимость КО, дата выпуска, дата начала погашения, процентная ставка, ограничения на владельцев КО, максимальное число операций, в которых КО используется как средство погашения краткосрочной задолженности, срок обмена КО на налоговые освобождения и другие дополнительные данные о выпуске. По окончании срока обращения каждой серии КО глобальный сертификат погашается.

Казначейские обязательства могут без ограничения выполнять роль платежных средств за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога. КО можно обменивать на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов.

Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Обращение казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. Ограничения касаются расчетов казначейскими обязательствами с целью погашения кредиторской задолженности, права передачи КО только юридическим лицам, минимального числа индоссаментов (передаточных надписей) перед предъявлением к погашению, сроков учета и обмена на налоговые освобождения.

Депозитарий контролирует по каждому КО осуществление утвержденного количества операций по погашению кредиторской задолженности. Только после этого КО могут свободно обращаться на вторичном рынке.

Держатель счета "депо" в уполномоченном депозитарии может осуществлять с КО в безналичной форме следующие операции: погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета "депо" кредиторов, продавать юридическим или физическим лицам-резидентам, закладывать с целью получения кредитов, обменивать КО на налоговые освобождения, погашать с получением процентов.

Особенность КО состоит в том, что это - гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

Погашение КО осуществляется Министерством финансов (Главным управлением федерального казначейства) либо платежным агентом путем перевода на счета их последних держателей номинальной стоимости КО и оговоренных процентов.

Срок погашения КО - 1 год, однако они начинают погашаться с даты, указанной в глобальном сертификате при условии, что данная ценная бумага участвовала в определенном количестве расчетов между предприятиями (получила от одного до пяти индоссаментов). Таким образом, на первом этапе своего обращения КО выступает в качестве платежного средства, которое призвано решать проблему неплатежей. Если обязательство не прошло установленное количество индоссаментов, КО будут погашены Министерством финансов только через год.

Казначейские обязательства могут быть проданы на вторичном рынке после проставления необходимого количества индоссаментов (передаточных надписей) в ходе своего обращения. Вследствие этого некоторые фирмы специализировались на "очистке" казначейских обязательств, т.е. за небольшой процент (1-2%) осуществляли индоссаменты на бланках КО.

После получения КО определенного количества передаточных надписей (индоссаментов) "очищенные" обязательства можно либо продать на открытом рынке как государственную ценную бумагу (с доходностью 40%), либо обменять на налоговое освобождение в части платежей в федеральный бюджет. При заявках держателей КО об обмене их на налоговое освобождение заявители получают отсрочки по оплате налогов (не взимаются штрафы и пени). Следует отметить, что не менее 60% от выпущенных КО в течение первого же месяца своего обращения возвращаются в бюджет в виде налоговых освобождений. Использование налоговых освобождений сокращает поступления наличных денег в бюджеты всех уровней. За первое полугодие 1996 г. в федеральный бюджет поступило 19,8 трлн руб. налогов и других обязательных платежей. При этом масса "живых денег" составила всего 10,15 трлн руб., остальное - зачтенные суммы по казначейским налоговым освобождениям. Поскольку расходы бюджета осуществляются преимущественно в денежной форме, различного рода неденежные зачеты и налоговые освобождения подрывают бюджетную стабильность. При такой структуре, естественно, остро не хватает наличных денег для выплаты заработной платы бюджетным организациям и компенсаций малоимущим. Выступая "вторыми деньгами", КО стимулирует инфляцию. Как показывает практика, главными потребителями КО для оформления налоговых освобождений становятся устойчиво работающие предприятия, приобретающие за счет собственных средств КО для обмена их на налоговые отсрочки. Определенную выгоду извлекают и банки-депозитарии, которые за расчетное и депозитарное обслуживание КО получают от Министерства финансов соответственно 1 и 2 процента годовых от номинала серии.

Энциклопедия юриста

Государственные казначейские обязательства (ГКО)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ГКО) (полное название - государственные краткосрочные бескупонные облигации) - бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций". Эмитентом ГКО был Минфин. Решение о выпуске ГКО принималось Минфином по согласованию с ЦБ.

Реализация ГКО их первым владельцам происходила со скидкой с номинальной стоимости (дисконтом). Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. руб. Погашение ГКО производилось в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения. Доходом по ГКО считалась разница между ценой реализации ГКО ее владельцем третьему лицу (равно как и ценой погашения) и ценой покупки ГКО первым владельцем.

ЦБ - генеральный агент по обслуживанию выпуска ГКО. Он регламентировал по согласованию с Минфином вопросы размещения и обращения ГКО. Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев ГКО, осуществлялись через учреждения ЦБ или уполномоченные организации (далее - дилеры), определяемые ЦБ. Каждый выпуск ГКО оформлялся глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица.

На основании указания ЦБ от 17 августа 1998 г. № 31 б/1-у операции с ГКО были приостановлены. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 августа 1998 г. № 988 "О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. № 1007 "О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года" Минфин и ЦБ разработали программу рефинансирования ГКО и облигаций федеральных займов.

Инструкции о проведении погашения были направлены уполномоченным дилерам ЦБ.

Белов В.А.

Статьи Конституции РФ представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

Как отмечалось ранее, в действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Личные права и свободы человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека.

Личным правам посвящены статьи 20-29 Конституции РФ.

Конституция РФ закрепляет такие основополагающие личные права, как:

1. право на жизнь;

2. право на достоинства;

3. право на свободу и личную неприкосновенность;

4. неприкосновенность жилищ;

5. неприкосновенность частной жизни;

6. свобода телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений;

7. свобода информации;

8. свобода определения национальности и выбора языка;

9. право на свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства;

10. право на выезд из России и возвращение обратно;

11. свобода совести и вероисповедания;

12. свобода мысли и слова.

Закрепление данных прав в Конституции означает следующее:

Жизнь человека является главной ценностью; все формы лишения человека жизни незаконны и подлежат юридической ответственности, (убийство является тягчайшим преступлением, эвтаназия (умерщвление врачами больного по его просьбе) запрещена и т.д.); единственным способом законного лишения человека жизни является смертная казнь по приговору суда; в настоящее время смертная казнь в исполнение не приводится;

Достоинство человека неприкосновенно, запрещены жестокие, бесчеловечные, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказание, в том числе пытки и принудительные медицинские опыты на людях;

Ограничение свободы человека недопустимо, кроме случаев, строго регламентированных в законе (например, при правоохранительной деятельности);

Запрещается вмешательство в частную жизнь человека, сбор сведений о ней без его согласия, аудиовизуальное наблюдение за его домом либо средствами связи (кроме случаев, предусмотренных законом);


Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства является свобода передвижения и поселения. Она представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона;

Каждый имеет право определять свою национальность или не определять никакой, выбирать язык общения;

Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать религию вообще, свободно мыслить и высказываться.

Конституция РФ наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении правосудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиций).

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права принадлежат только гражданам конкретного государства и связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические – «гражданам». В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.

В РФ активное Избирательное право принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным Избирательным правом требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти, и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Социально-экономические права и свободы по-прежнему занимают весьма важное место в системе конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

В Конституции РФ социально-экономическим правам посвящены статьи 34-41, которые включают в себя:

1. право на свободу предпринимательства и права частной собственности;

2. право частной собственности на землю;

3. свобода труда;

По конституции РФ 1993 года в группу трудовых прав входят право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на охрану труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых.

4. право на социальное обеспечение;

5. право на жилище;

Согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 40), право на жилище является правом каждого и означает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно той же статье 40, органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство.

6. право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основное содержание права на охрану здоровья составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Сюда также входит обязанность государства принимать общие меры по охране и укреплению здоровья населения, по развитию системы здравоохранения всех видов и медицинского страхования, содействовать развитию физической культуры и спорта. В таком виде это право закреплено в статье 41 Конституции РФ 1993 г.

В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне все новые виды прав и свобод, что отражает тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.

В особую группу выделяют часто культурные права и свободы - особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества и др. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г. Многие ученые, однако больше склонны относить культурные права к группе социально-экономических прав.

Наконец, следует упомянуть еще об одном достаточно специфическом праве - праве политического убежища. Это право заключается в возможности иностранца неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. Предоставление политического убежища не влечет, однако, автоматического предоставления гражданства. Согласно ст. 63 Конституции РФ 1993 г., РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Обязанность – это мера должного поведения человека в обществе.

Основными обязанностями человека и гражданина в РФ называются те, которые установлены Конституцией РФ и наряду с правами составляют основу конституционно-правового статуса человека в РФ.

К основным обязанностям человека и гражданина в РФ относятся обязанности:

1. соблюдать Конституцию и законы РФ, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц;

2. платить установленные налоги и сборы;

3. воинская обязанность (защита Отечества);

4. обязанность бережного отношения к природе;

5. воспитание и забота о детях;

6. забота о нетрудоспособных родителях;

7. получение основного общего образования;

8. недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в экономике;

9. непроведение пропаганды и агитации, которые возбуждают социальную, национальную, религиозную вражду или ненависть;

10. забота о сохранении и сбережении памятников истории и культуры.

В современной демократической стране сложные взаимодействия, которые возникают между индивидом и государством, между людьми, закрепляются в юридической форме. В ней выражены права, свободы и обязанности граждан. С обеспечением их реализации и охраны связывается обычно представление о законности и справедливости. Далее рассмотрим, какие существуют права и обязанности граждан.

Общие сведения

Основным законом страны является Конституция. Обязанности граждан закреплены в ней вместе с прочими элементами, составляющими юридический статус индивида. В статье 2, в частности, раскрыта важнейшая характеристика современной России. В положениях высшей ценностью провозглашен человек, а также его свободы и права. Однако юридический статус субъектов был бы неполным, если бы в нем отсутствовал еще один значимый элемент. Кроме юридических возможностей, существуют и конституционные обязанности граждан. Они определяют ответственность людей за свое поведение.

Конституционные обязанности граждан

Они представляют собой требования, которые государство предъявляет к индивидам, находящимся на территории страны. Права и обязанности граждан неотделимы друг от друга. Возможность реализации первых предполагает ответственность. Обязанности гражданина РФ действуют не только непосредственно на территории России. Требования к поведению могут предъявляться в том случае, если индивид представляет интересы государства, других людей или общества.

Классификация

Все обязанности человека и гражданина Росси условно разделяют на две категории: конкретные и общие. Последние распространяются на всех людей без исключения, находящихся на территории страны. Конкретные обязанности граждан закрепляются за определенными группами лиц. К ним, например, относят ответственность родителей за воспитание и заботу о детях, получение ими образования. Трудоспособные лица, достигшие 18 лет, обязаны, в свою очередь, ухаживать за престарелыми отцом и матерью.

Основные обязанности граждан

Для обеспечения стабильности в государстве проживающие на его территории индивиды должны:

  • Защищать Родину. Данная обязанность имеет особое значение. В Конституции защита Отечества определена как "долг". Это определение выделяет его среди всех остальных, выражая единство нравственных и правовых начал в обязанности граждан обеспечивать сохранность страны. Этот долг выражается в форме службы в армии. Эта обязанность сочетается с возможностью добровольного поступления в войска по контракту. В Основном законе также установлено, что, если по каким-то причинам (из-за вероисповедания или убеждений) служба по призыву не может быть осуществлена, ее допускается заменить альтернативной гражданской деятельностью.
  • Соблюдение положений Основного закона. Эта обязанность считается важнейшей для гражданина. Вместе с этим в статье 17, ч. 3 закреплено особое предписание. В нем сказано, что, реализуя свои права и обязанности гражданина РФ, индивид не должен ущемлять в чем-либо других лиц. Ему предписано уважение к интересам окружающих. Это, в свою очередь, требует наличия сдерживающих сил и развитого правосознания.
  • Взаимная забота детей и родителей. Для реализации этой обязанности граждан законодательством предусмотрено материальное обеспечение.
  • Получение образования. Это положение зафиксировано в ст. 43, ч. 4. В ней сказано, что в обязанности гражданина входит получение полного среднего образования. При этом родители либо лица, их заменяющие, должны обеспечить условия для реализации этого предписания.

Соотношение категорий

Некоторые обязанности граждан излагаются в Основном законе косвенно, они исходят из тех или иных возможностей. Например, государство гарантирует уважение достоинства личности. Это, в свою очередь, предполагает обязанность граждан проявлять уважение к чести и достоинству других людей.

Государственные гарантии

В качестве одной из важных характеристик демократического строя выступает то, что права и обязанности гражданина РФ обеспечиваются определенными средствами. Они исходят со стороны власти, ее органов и должностных лиц. Обязанности человека и гражданина обладают всеобщим характером. Они не зависят от юридического статуса и закреплены на высшем уровне в Основном законе. Гарантии государства разделены на 2 категории: специальные и общие. Последние касаются социальной, политической, экономической или материальной, идеологической или нравственно-духовной сферы. К специальным относятся юридические гарантии.

Основные виды

Система обеспечения реализации прав и соблюдения обязанностей достаточно обширна. Она включает в себя следующие категории:


Ограничение свобод и прав может иметь место только в случаях, предусмотренных законодательством.

Государственная защита

Каждый человек и гражданин имеет на нее право. Это установлено в ст. 46 Основного закона. Защита прав и свобод предполагает недопущение их нарушения никакими методами и средствами либо восстановление их в случае ущемления. В некоторых положениях Основного закона предусмотрена возможность обратиться в судебный орган для отстаивания своих интересов. Защита прав и свобод обеспечивается также следующими инструментами:

  • Презумпцией невиновности. Она означает, что лицо не может признаваться виновным в нарушении до тех пор, пока это не будет доказано и установлено соответствующим приговором суда.
  • Правом граждан получить помощь квалифицированного юриста.
  • Невозможностью обратного действия закона, устанавливающего или отягчающего ответственность.
  • Правом на рассмотрение дела с участием присяжных в установленных в законе случаях.
  • Положением о невозможности повторного осуждения за одно и то же деяние.
  • Правом на получение компенсации или возмещения ущерба.

Каждый гражданин также имеет право на получение международной защиты. Он может обратиться в соответствующие органы в том случае, если все внутригосударственные средства будут исчерпаны. К таким инстанциям, в частности, относят Комитет ООН по правам человека, Европейскую комиссию, Европейский суд, а также специализированные учреждения ООН (ЮНЕСКО, ВОЗ и так далее).

Главный гарант безопасности

В качестве него выступает Президент России. Этот статус закреплен в Конституции. При Президенте действует специализированная Комиссия. Этот совещательный и консультативный орган содействует реализации полномочий Главы государства в области обеспечения сохранности прав и свобод населения, а также соблюдения обязанностей гражданами, юрлицами, госорганами и прочими структурами. Для закрепления всего этого комплекса предусматриваются соответствующие государственные гарантии, методы защиты, а также формы ответственности за те или иные нарушения или злоупотребления.

Основные юридические возможности

В Конституции закреплены политические права граждан. Через них реализуется положение о том, что в качестве единственного источника и основного носителя суверенитета страны выступает ее народ. Конкретизирована данная норма в ст. 32. В частности, в ней говорится, что граждане вправе сами либо через представителей участвовать в управлении государственными делами. Эта возможность может реализоваться разными способами. В частности, граждане имеют право:

  • Быть избранными и избирать органы госвласти и территориального управления.
  • Участвовать в референдуме.
  • Объединяться, создавать профсоюзы.
  • Собираться без оружия, мирно, проводить демонстрации, митинги, собрания, пикетирования, шествия и прочие манифестации.
  • Участвовать в осуществлении правосудия.
  • Обращаться коллективно или индивидуально в органы государственного или местного управления.

В заключение

Из вышеизложенного становится ясно, насколько тесно связаны права и обязанности граждан. Это подтверждается и положениями Основного закона. Они указывают на то, что предоставление свобод и прав осуществляется одновременно с возложением определенных обязанностей. Должное их выполнение, надлежащее поведение людей без отступления от законных требований гарантирует нормальную жизнедеятельность в обществе, стабильное развитие демократического государства.

Права и свободы традиционно делятся в науке на 3 группы: 1) личные; 2; политические; 3) экономические, социальные и культурные. (однако деление условно, и права и свободы одной группы могут являться содержанием другой). Личные права и свободы граждан называются личными потому, что принадлежат человеку и гражданину, так как он является индивидом, представителем человеческой общности. Большинство личных прав и обязанностей носят абсолютный характер, т. е. являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению (хотя всё же могут ограничиваться в экстраординарных ситуациях, например, в режимах чрезвычайного или военного положения). К личным правам относятся:

1. Право на жизнь.

Гарантии права на жизнь: в ст. 20 Конституции РФ говорится о "исключительности смертной казни", тем самым гарантируется право на жизнь. Смертная казнь назначается лишь в исключительных случаях, за особо тяжкие преступления против жизни, и лишь при рассмотрении дела судом присяжных.

2. Право на личное достоинство.

В Конституции РФ закреплено: ничто не может быть основанием умаления. Принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и т.д.

3. П раво на свободу и личную неприко сновенность.

Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).

4. П раво на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.

Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его ≪среды обитания≫. Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна. Сбор хранение использование информации о частной жизни запрещено. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров, не иначе как по решению суда. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

5. Право на жилище.

Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища. Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением.

6. П раво на нац ионально-языковую идентификацию.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов РФ.

7. С вобод а совести и свобод а вероисповедания.

Свобода верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной религии, либо быть атеистом. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В то же время законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Свобода совести – более широкое понятие, чем свобода вероисповедания: это свобода исповедовать любые убеждения.

8. Право на свободное передвижение.

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства. Более подробно эти вопросы регулируются Законом РФ ≪О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации≫. Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

9. П раво на свободу мысли .

Право иметь любые мысленные убеждения. Родственно свободе совести. Не следует путать со свободой слова – она относится уже к политическим правам. Политические права от личных отличаются тем, что личные права касаются только самой личности, а политические затрагивают интересы других людей.



Просмотров