Конституция рф как нормативный источник. Конституция как основной источник конституционного права

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации . Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;

2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;


4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

2. Законы . В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых федеральным Собранием - федеральным представительным органом государственной власти:

1) федеральный конституционный закон . Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135).

В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

Федеральные конституционные законы имеют приоритет перед федеральными законами и последние не должны им противоречить. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия;

2) федеральный закон . Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;

3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации . В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.

Другим уровнем законов являются законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ. При этом законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным конституционным законам, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия в этом случае действует федеральный закон. Если же противоречие происходит между федеральным законом и законом субъекта РФ по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Федерации по предметам совместного ведения, то действует закон субъекта Федерации.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации . Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.

Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.

В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации , принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.

4. Указы Президента РФ . К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановления Правительства РФ , имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

6. Акты органов местного самоуправления . Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения . Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации . Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области) , предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию . Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;

5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации . Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры . Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации , признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.

Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право , которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права. * Конституция РФ близка к естественно-правовой теории, так как закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ признает , а не устанавливает права человека. Эти права предшествуют Конституции РФ и имеют приоритет перед другими нормами, содержащимися в ней. Решение вопроса, является или не является естественное право (наряду с позитивным правом) источником конституционного права, зависит от теоретических концепций, которых придерживается человек, изучающий конституционное право.

Термин «конституция» с латинского переводится как «учреждение». В самом общем смысле – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

В 1787 году была принята первая конституция в мире – Конституция США, которая действует до настоящего времени. Первыми европейскими конституциями были Конституция Польши 1791 года и Конституция Франции того же года, принятая в период Великой французской революции.

Самым распространенным является понятие Конституции как закона, обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает, что, во-первых, нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам. Во-вторых, законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.

Сущность Конституции представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент ее принятия. Сущность Конституции определяется в ее функциях и признаках.

Функции конституции:

1) юридическая функция проявляется в том, что конституция – это основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений;

2) политическая функция : конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы;

3) идеологическая функция объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций.

Признаки Конституции:

1) преемственность - в англосаксонских государствах это понятие определяется через термин «континуитет» т.е. непрерывность, преемственность государственной власти, тем самым подчеркивается незыблемость государственности.

2) народный суверенитет – в конституциях всегда подчеркивает, что они принимаются народом или от имени народа. Народный суверенитет означает, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу.

3) прямое действие конституции позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

4) стабильность конституции.

5) реальность .

6) легитимность конституции означает, что новая Конституция должна быть принята таким способом который указан в предыдущей конституции.

Форма и структура Конституции. Форма конституции: это способ организации и выражения конституционных норм .

Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную.Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами (без судебных прецедентов и обычаев), то речь идет о некодифицированной конституции. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые.



Структура конституции имеет стандартизированный вид. Она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные положения и дополнительные положения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Положения преамбулы правовыми нормами не являются, носят идеологический характер.

В основную часть входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе органов, как правило, излагаются с учетом принципа разделения властей.

Заключительные положения содержат различные нормы: обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционным норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Классификация Конституций .

По времени действия различают постоянные и временные, последние могут приниматься на определенный срок или впредь до наступления определенного события.

По форме выражения – писаные и неписаные. В неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента, и некоторые правовые обычаи. Например, Великобритания.

По способу изменения – «жесткие» и «гибкие». Жесткие конституции требуют для своего изменения специальной процедуры. Есть несколько вариантов жесткости, которые могут применяться: 1) требование к изменению конституции, конституция должна изменятся квалифицированным числом голосов (2\3, иногда 3\4) членов парламента, в отличие от обычных законов, которые изменяются простым большинством. 2) двойной вотум - означает, что поправки к конституции могут быть приняты только после двух голосований. Гибкие изменяются как текущие законы.

По способу принятия – народные, принятые на референдуме; октроированные (дарованные); учредительные, принятые учредительным собранием.

По политическому режиму – демократические и авторитарные, а среди последних и тоталитарные.

По форме территориального устройства – унитарные и федеративные.

По форме правления – монархические и республиканские.

Конституция Республики Беларусь обладает классической структурой, по форме выражения является писанным актом, по способу изменения - жесткая.

Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе:

1) Президента;

2) не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Изменения и дополнения Конституции могут быть приняты, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламент.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, Парламент, Правительство, суд», «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения». Могут быть изменены только путем референдума.


Тема 5 Конституционное развитие Республики Беларусь

Конституционализм прошел в своем развитии те же этапы, что и страна в целом. В соответствии с этими этапами можно выделить:

1) конституционные акты и конституции Советского государства в период перехода от «капитализма к социализму»;

2) конституции Советского государства, закрепившие «победу социализма»;

3) современное развитие конституционализма.

2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов Декретом от 8 ноября 1917 года "Об учреждении Совета народных комиссаров" образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу. Решениями съезда были созданы практически все звенья государственного руководства страной, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года. На втором всероссийском съезде были приняты первые декреты: «О земле», «О мире» и другие

Декретом "О земле":

1. отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа;

2. признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние;

3. переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства.

В Декрете "О мире" были заложены основы внешнеполитической деятельности Советского государства, базирующиеся на миролюбии, неприменения насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождения "трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации".

Конституционное значение имели и последующие декреты Советского государства. Их можно разделить на четыре группы.

Первая группа – акты, направленные на устранение системы хозяйствования и создание экономической основы Советской власти. В частности, это «Положение о рабочем контроле» от 27 ноября 1917 года, декреты «О национализации банков» от 27 декабря 1917 года, «О социализации земли» от 9 февраля 1918 года и др.

Второй группой декретов была заложена основа национально-государственного строительства: «Декларация прав народов России» от 15 ноября 1917года, декрет «О Финляндской республике» от 31 декабря 1917 года.

Третья группа декретов посвящалась формированию права: «О порядке утверждения и опубликования законов» от 2 ноября 1917 года, «О праве отзыва делегатов» от 4 декабря 1917 года.

Четвертая группа посвящалась организации общественной жизни и правовому положению граждан: «О восьмичасовом рабочем дне» от 1 ноября 1917 года, «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 года, «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля 1918 года.

Особое значение имела «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 года, принятая 3 Всероссийским съездом. В документе закреплялись основы общественного и государственного устройства России. Россия объявлялась республикой Советов, по форме государственного устройства – федерация советских национальных республик на основе свободного союза наций. Декларация подтвердила решение СНК о представлении независимости Финляндии и самоопределении Армении. Объявлялась: 1) отмена частной собственности на землю, 2) земельный фонд – общенародное достояние, 3)полный переход фабрик, заводов, ж/д дорог и транспорта, всех банков в собственность государства.

Конституция 1918. 1 апреля 1918 года на заседании ВЦИК была создана конституционная комиссия. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, эсеров) и ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М.Свердлов. 10 июля 1918 года на 5 съезде Советов была принята первая Советская Конституция. Основные принципы Конституции были сформулированы в 6 разделах:

2. Общие положения Конституции РСФСР;

3. Организация советской власти в центре и на местах;

4. Активное и пассивное избирательное право;

5. Бюджетное право;

6. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялись: 1) социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата; 2) политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, экономические основы – национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности.

Срок действия определялся как «переход от капитализма к социализму». Государственное устройство носило федеративный характер. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство – СНК - Совет народных комиссаров. ВЦИК – это высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Он давал «общее направление деятельности» правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Всего образовывалось 18 народных комиссаров. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

2 февраля 1919 года Временный революционный рабоче-крестьянский съезд принял первую Конституцию ССРБ. Она включала 32 статьи и состояла из Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа Беларуси и трех разделов:

1. общие положения Конституции,

2. конструкция Советской власти,

3. о гербе и флаге.

Верховная власть принадлежала Всебелорусскому съезду, а в период между съездами - Центральному Исполнительному комитету. СНК не образовывался.

11 апреля 1927 года 8 Всебелорусский съезд Советов принял Конституцию БССР. Она состояла из 13 разделов и 76 статей. БССР объявлялась социалистическим государством диктатуры пролетариата. Конституция предусматривала двойное гражданство (СССР, БССР), равноправие белорусской, еврейской, русской и польских языков. При перевесе белорусской. Главы 2-10 регулировали деятельность Всебелорусского съезда Советов, ЦИК, СНК, окружных и районных съездов Советов, исполкомов. Гл.11 определяла избирательное право трудящихся граждан с 18 лет. Статья 7 запрещала принимать участие в выборах предпринимателям, частным торговцам, посредникам и служащим полиции, царским чиновникам, осужденным и духовенству. Гл.13 посвящалась гербу, флагу и столице.

В соответствии с Конституцией СССР от 5 декабря 1936 года в БССР была принята Конституция от 19 декабря 1937 года. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Впервые введены категории политическая основа БССР и экономическая основа БССР. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую – социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма.

Разделы 2-5 посвящались государственному строю, высшим и местным органам власти и управления, регулированию отношений БССР с СССР. Высшим органом власти стал Верховный Совет БССР. Равноправие белорусского и русского языков. Особенность Основного Закона 1937 года состояла в том, что работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа.

Конституция 14 апреля 1978 года. Конституция состояла из 19 глав и 10 разделов. В первом разделе «Основы общественного строя и политики БССР» подчеркивалось, что экономической основой государства является социалистическая общенародная собственность, политической – Советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль коммунистической партии. Второй раздел «Государство и личность» был посвящен правам и обязанностям граждан. Подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. Провозглашались право граждан на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, на объединение в общественные организации. Третий раздел был посвящен положению БССР в составе СССР. Закреплялось право выхода из состава Союза, а также право законодательно инициативы в высших органах власти Союза. Четвертый раздел закреплял систему и принципы деятельности Советов народных депутатов, правовой статус народного депутата. Возраст пассивного избирательного права был снижен до 18 лет, за исключением депутатов в Верховный Совет - 21 год. Пятый раздел – Верховный Совет, Президиум Верховного Совета и Совет Министров. Шестой раздел – деятельность местных органов: советов и исполкомов. Седьмой рассматривал вопросы государственного плана, экономики и социального развития, государственного бюджета. Восьмой – правоохранительным органам: суду, арбитражу и прокуратуре. Девятый – герб, флаг, гимн и столица. Десятый – действие Конституции и порядок ее изменения.

В целом Конституция БССР соответствовала Конституции СССР от 7.11.1977 года. Однако положения Конституции СССР о внешней политике, сущности и основных принципах не воспроизводятся в республиканской конституции (у республик нет какой-либо обособленной внешней политики, они участвуют в осуществлении внешне политики Союза ССР). Конституция БССР включает раздел седьмой, а союзная конституция не имеет такого раздела. Установлен твердый численный состав Верховного Совета.

Развитие конституционализма в период с 1990-2004гг.

Развитие конституционализма в данный период можно разбить на следующие этапы:

Принятие Декларации о государственном суверенитете и Закона о принципах народовластия;

Конституция 1994 года;

Изменения и дополнения в Конституцию принятые на республиканском референдуме от 24 ноября 1996 года.

Первый этап. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь была принята 27 июля 1990 года и состояла из преамбулы и 12 статей. Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Впервые закрепляется положение о том, что неотъемлемые права республики реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В ст.7 говорилось, что на территории республики устанавливается верховенство Конституции и законов. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования республики как правового государства.

Республика Беларусь ставила своей целью сделать территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством. Особое значение имела статья 11, где закреплялось право Республики Беларусь самостоятельно осуществлять права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Единственным представительным органом имеющим право выступать от имени народа республики признавался Верховный Совет Республики Беларусь.

27 февраля 1991 года был принят Закон о принципах народовластия. Основными принципами признавались:

1) единственным источником государственной власти является народ,;

2) обеспечение прав и свобод граждан;

3) верховенство законов;

4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5) равный доступ к государственной службе;

6) невмешательство государства в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство общественных организаций в деятельность государства не допускается;

7) признание политического плюрализма.

Два данных акта легли в основу Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Второй этап . Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования). Состояла из 8 разделов и 149 статей.

Республика Беларусь признавалась унитарным демократически социальным правовым государством. Закреплялись принципы правового государства. Государственным языком являлся только белорусский язык. Во втором разделе закреплялись права, свободы, гарантии и обязанности граждан Республики Беларусь. Выборы являлись всеобщими, равными, свободными, прямыми при тайном голосовании. Закреплялся принцип разделения властей на законодательную в лице Верховного Совета Республики Беларусь, исполнительную в лице Президента и Правительства и впервые на конституционном уровне закреплялось понятие «судебная власть». Впервые на законодательном уровне закреплялся институт президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду Республики Беларусь. По Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года Конституционный Суд Республики Беларусь относился к органам конституционного контроля и надзора. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривался Верховным Советом Республики Беларусь по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента и Конституционного Суда.

Раздел 4 именовался как «законодательная, исполнительная и судебная власть». В иерархии высших государственных органов первое место занимал Верховный Совет Республики Беларусь. Он признавался высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Состоял из 260 депутатов. Срок полномочий – 5 лет. Для организации его работы создавался Президиум Верховного Совета Республики Беларусь. Правом законодательной инициативы обладали: депутаты Верховного Совета Республики Беларусь, постоянные комиссии Верховного Совета, Президент, Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор, Контрольная палата, Национальный банк и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч.

Президент Республики Беларусь являлся главой государства и главой исполнительной власти. Им мог быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет и проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет. Срок полномочий – 5 лет. Кандидаты выдвигались не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, а также гражданами – при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Президент мог издавать указы и распоряжения. Для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Судебная система строилась на основе следующих принципов:

1. независимости и подчинения только закону;

2. коллегиальности и единоначалии;

3. открытости судебных разбирательств;

4. состязательности и равенства сторон в процессе

5. несменяемости.

Конституционный Суд Республики Беларусь избирался Верховным Советом Республики Беларусь в составе 11 судей, срок полномочий 11 лет, а предельный возраст членов– 60 лет. Конституционный Суд по предложению Президента, Председателя Верховного Совета, постоянных комиссий, не менее 70 депутатов, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Генерального прокурора давал заключения о соответствии законов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированными Республикой Беларусь; о соответствии правовых актов международных образований, в которые входит Республика Беларусь указов Президента, постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, а также актов Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Конституционный Суд мог поставить вопрос о конституционности того или иного нормативного акта по собственной инициативе. Еще одним контрольным органом являлась Контрольная палата, образуемая Верховным Советом. Она действовала под его руководством и была подотчетна ему.

Анализ Конституции позволяет сделать вывод, что по форме правления Республика Беларусь была парламентским государством.

Третий этап. 24 ноября 1996 года по результатам республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. По форме правления Республику Беларусь можно признать как смешанная республика. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей.

Первые разделы не претерпели существенных изменений. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский.

Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту Республики Беларусь. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету Республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска.

В иерархии высших государственных органов первое место принадлежит Президенту, который является теперь главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин Республики Беларусь по рождению и проживающий не менее 10 лет в Республике Беларусь перед выборами. Возрастной ценз и срок полномочий не изменился. Полномочия расширились. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Впервые введено понятие делегированного законодательства.

Парламент называется – Национальным Собранием и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Парламент работает сессионно. Постоянно действующими органами палат являются соответственно Совет и Президиум. Уменьшился количественный состав парламента. Палата представителей включает 110 депутатов, избираемых путем всеобщих, равных, прямых выборов путем тайного голосования, пассивное избирательное право – 21 год. Совет Республики избирается путем косвенных выборов и состоит из 64 членов, из которых восемь назначаются Президентом. Устанавливается возрастной ценз – 30 лет и ценз оседлости – 5 лет. С введением двухпалатной структуры полномочия распределяются между палатами. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правительство – Совет Министров является центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в республике. Подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Срок полномочий не изменился, а предельный возраст увеличился до 70 лет. Конституционный Суд утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Совет Министров. Контроль только последующий. Раздел 5 «Местное управление и самоуправление» был дополнен статьей в которой предусматривается, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Контрольная палата была переименована в Комитет государственного контроля, образуемый Президентом.

Вопрос об изменении и дополнении может рассматриваться только по инициативе Президента и граждан в количестве 150 тысяч. Конституция была дополнена 9 разделом. Ранее данный вопрос решался путем принятия Закона о порядке вступления в силу конституции.

Четвертый этап. В Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума от 17 октября 2004 года были внесены изменения, а именно, статья 81 изложена в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Понятие и юридические свойства конституции. Конституция (от лат. constitutif) - устанавливаю, обустраиваю) как источник конституционного права представляет собой юридический документ, «выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»". В рамках курса общего конституционного права уже были раскрыты основные положения учения о конституции. Однако, памятуя изречение древних «Repetitio est mater studiorum», позволю себе в самых общих чертах рассмотреть некоторые из положений данного учения, в частности юридические свойства, структуру и виды конституций. Именно эти аспекты важны для познания всего многообразия конституций, действующих в зарубежных странах.

Прежде всего различают конституции юридические и фактические. Фактическая конституция - это система общественных отношений, складывающихся по поводу устройства общества и государства и определения положения человека в обществе и государстве. Юридическая конституция - это система правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.

Между юридической и фактической конституциями практически всегда имеется расхождение. Это предопределено тем, что, с одной стороны, конституция содержит нормы, ориентированные на будущее, закладывающие некие цели дальнейшего развития общества и государства (например, определение в конституции государства как правового означает установление отдаленной цели социально-политического развития). С другой стороны, юридическая конституция может отставать от фактической вследствие динамично развивающихся общественных отношений. Наконец, третьим фактором, предопределяющим разрыв между юридической и фактической конституциями, является фиктивность конституции, характерная для стран с авторитарными режимами, когда нормы, носящие в той или иной степени демократический характер, на самом деле не реализуются.

В этом случае вполне уместно вспомнить военный афоризм Козьмы Пруткова:

«При виде исправной амуниции Как презренны все конституции!»

Конституция характеризуется также такими категориями, как ее сущность, функции, основные черты, которые подробно рассмотрены в юридической литературе .

Конституция является основным источником конституционного права и основным законом государства в силу ее особых юридических свойств . Следует отметить, что в литературе пока не выработано единого подхода к перечню юридических свойств конституции - в различных научных источниках выделяются разные свойства, но, как правило, следующие: учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, свойство быть юридической базой текущего законодательства, прямое действие и стабильность . Рассмотрим их в самых общих чертах, остановившись более подробно лишь на тех, которые нуждаются в дополнительной характеристике.

Важнейшим юридическим свойством конституции является ее учредительный характер. Конституция закрепляет определенную модель общественного и государственного строя в той или иной стране, учреждает систему органов власти, устанавливает форму правления, определяет основы правового положения человека в системе общественных отношений и т. д. Вот что гласит ст. 1 Конституции Испании (1978): «Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм» .

Верховенство также является одним из важных свойств конституции. Это свойство нередко смешивается с другим свойством - высшей юридической силой. Это близкие, но не тождественные понятия. Высшая юридическая сила конституции состоит в особой обязательности ее норм относительно других актов. Верховенство же означает, что конституция стоит во главе всей иерархической системы нормативных правовых актов. Нет и не может быть акта, стоящего выше конституции.

Верховенство конституции нередко закрепляется непосредственно в ее нормах. Так, ст. 98 Конституции Японии (1946) устанавливает: «Настоящая Конституция является Верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы». В этой статье закреплены и верховенство, и высшая юридическая сила Конституции Японии.

Может возникнуть вопрос о соотношении норм конституции с международно-правовыми нормами и их приоритете. Но, во-первых, приоритет международных актов закрепляется прежде всего в самой конституции. Во-вторых, приоритетом наделяются международноправовые акты относительно актов текущего законодательства, но не конституции. Если же в конституции нет нормы о приоритете международно-правовых актов по отношению к внутренним законам, то нет и приоритета.

Проблема соотношения национальных конституций и норм международного права имеет свою специфику в рамках Европейского Союза, где действует так называемое коммунитарное право, нормы которого имеют приоритет над национальным правом, включая конституционные нормы . Однако после вступления в силу Маастрихтского договора, оформившего данный Союз, в конституции стран - членов Европейского Союза были внесены изменения, устанавливающие приоритет только данного вида норм над национальным законодательством. Таким образом, и в этом случае приоритет норм международного права установлен непосредственно в конституции . Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что Европейский Союз представляет собой своеобразную государственно-правовую форму объединения, а вступление в силу Лиссабонского соглашения, как представляется, трансформировало его в принципиально новое конституционно-правовое образование. Отсюда нормы так называемого наднационального права в рамках Европейского Союза не тождественны исключительно международным правовым нормам .

Следующее важное юридическое свойство конституции состоит в том, что она является юридической базой текущего законодательства. Это свойство не нуждается в особой характеристике, но все же позволю себе обратить внимание читателя на то, что оно проявляется в следующем.

Во-первых, конституция закрепляет основные начала (принципы), на которых базируется все правовое регулирование обшествен-ных отношении, например запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, приоритет федерального права и др.

Во-вторых, в конституции определены формы правовых актов, принимаемых органами государственной власти. Так, ст. 85 Конституции Испании устанавливает: «Акты, издаваемые Правительством на основе делегирования законодательных полномочий, называются законодательными декретами».

В-третьих, конституция определяет предметы законодательного регулирования. Согласно Конституции Италии, например, только законом могут быть урегулированы минимальный возраст для работы по найму (ст. 37), право на забастовку (ст. 40), жалованье и иные ассигнования Президенту (ст. 84) и т. п.

Конституция обладает и еще одним свойством - это прямое действие. Данное свойство отмечается многими исследователями. Однако прямое действие конституции нельзя абсолютизировать. Речь идет о том, что свойством прямого действия обладают, как правило, нормы материального характера, закрепляющие в первую очередь основные права и свободы личности. В этом случае принцип прямого действия позволяет обеспечивать их исполнение безотносительно каких-либо других (опосредствующих) актов, а судебные органы этот принцип обязывает непосредственно защищать данные права, ссылаясь на соответствующую норму конституции. Что касается процедурных норм, т. е. тех, которые определяют порядок реализации материальных норм, то обеспечить их прямое действие не всегда представляется возможным. Во многих случаях требуется дополнительное регулирование. Например, чтобы обеспечить реализацию права на неприкосновенность жилища, закрепленного Основным законом ФРГ, необходимо принятие специального закона. «Жилище неприкосновенно, - устанавливает ст. 13 Основного закона ФРГ. - Обыски могут производиться только по распоряжению судьи, а в случаях, когда имеется опасность промедления, также по распоряжению других, предусмотренных законом, органов и только в установленном законом порядке». Следовательно, без принятия упомянутого закона реализовать конституционную норму об ограниченной допустимости обысков просто невозможно.

Наконец, еще одно свойство конституции - стабильность , проявляющаяся в особом (более сложном) порядке ее принятия и изменения. Следует более подробно остановиться на этом свойстве. Конституция, с одной стороны, призвана стабилизировать систему общественных отношений, закладывая ту или иную модель устройства государства, а с другой - она сама в силу этого не должна подвергаться частым изменениям. Поэтому в конституции предусматривается особый порядок ее принятия, внесения в нее изменений, который и придает ей свойство стабильности. Существуют следующие способы принятия конституций: октроирование, договорный, парламентский, принятие учредительным собранием, референдумом.

Октроированными (т. е. дарованными монархами) являются конституции Иордании (1952), Катара (1962), Основной закон о власти Саудовской Аравии (1992), Основной закон Султаната Оман (1996).

Примеры договорных способов принятия конституций привести трудно. Можно назвать лишь отдельные акты конституционного характера, например британский Билль о правах (1689) . Вместе с тем есть и иной аспект характеристики данного способа, который связан с вопросом о сущности конституции. Определение сущности конституции было дано в середине XIX в. Ф. Лассалем (1825-1864), немецким социалистом, философом и публицистом. Он отмечал, что сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение общественных сил, сложившееся на момент ее принятия . В. И. Ленин сформулировал это понятие с классовых позиций: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся выборов в представительные учреждения... выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» . Представляется, что Ф. Лассаль был ближе к истине, поскольку последующая практика показала, что не только изменение соотношения сил в классовой борьбе, т. е. смена господствующего класса, но и изменение расстановки политических сил в рамках одного класса приводит к изменению конституции. Вряд ли можно объяснить изменением соотношения классовых сил принятие Конституции СССР (1977), Конституции Вьетнама (1992) или принятие новой Конституции Швейцарии (2000).

Таким образом, если исходить из лассалевского понимания сущности конституции, то конституция представляет собой соглашение между различными социальными силами. Следовательно, в этом и проявляется договорный характер конституции и договорный способ ее принятия.

Конечно же имеются в виду те конституции, которые принимались демократическим путем.

Самостоятельными способами принятия конституции являются парламентский (большинство действующих конституций принято именно этим способом), принятие учредительным собранием (с помощью данного способа принимались конституции США (1787), Португалии (1976), Болгарии (1991) и др.).

В последнее время получает распространение другой способ принятия конституции - всенародное голосование (референдум ). Таким способом были приняты конституции Франции (1958), Монголии (1992), России (1993) и некоторые другие. Принятие конституции референдумом рассматривается в современной конституционно-правовой литературе как самый демократичный способ. Это, безусловно, верно, но надо все-таки иметь в виду, что выносить на референдум такой сложный и важный вопрос, как содержание конституционных норм, вряд ли целесообразно. При всем уважении к волеизъявлению народа следует все же отметить, что конституция - это акт особого рода, содержащий нормы, выраженные в самой абстрактной форме. Для уяснения их смысла и содержания требуется наличие специальных познаний в области права. Отсюда всенародное голосование по проекту конституции и принятое в результате его решение не может считаться компетентным.

Общественная практика выработала еще один способ принятия конституций, который можно назвать комбинированным. Состоит он в том, что конституция сначала принимается парламентом или учредительным собранием, а уже потом выносится на референдум. Представляется, что именно последний способ предпочтительнее, поскольку он соединяет представительную и непосредственную демократию, позволяет обеспечить тщательное обсуждение текста конституции на заседаниях парламента (или учредительного собрания) с привлечением квалифицированных специалистов, осознающих все тонкости конституционно-правовой материи. Кроме того, в этом случае и сам народ имеет возможность выразить свою волю относительно текста основного закона. Голосуя по проекту конституции, народ либо одобряет решение, принятое парламентом, придавая этому решению высшую юридическую силу, либо отвергает его. С помощью этого способа были приняты конституции Испании (1978), Турции (1982), Гаити (1987), Швейцарии (2000) и некоторые другие.

Такое свойство конституции, как стабильность, проявляется еще и в особом, усложненном порядке ее изменения. Следует напомнить основные способы изменения конституции: это гибкий, жесткий, особо жесткий и смешанный. Практически используются все названные способы.

Гибкий способ означает, что конституция изменяется в рамках обыкновенной парламентской процедуры. По гибкому способу изменяются те конституции, которые относятся к числу неписаных, или некодифицированных. Конституции большинства зарубежных стран изменяются по жесткому или особо жесткому способам. Эти способы будут подробно рассмотрены в Особенной части. Здесь же целесообразно дать характеристику форм внесения изменений в текст конституции. Наиболее часто в зарубежных странах используется инкорпорирование поправок в текст закона, т. е. замена прежних положений новыми. Другой формой является приложение поправок к тексту. В этом случае сам текст не меняется, а изменения прилагаются к основному (первичному) тексту. Впервые такой способ был применен в США. Первые 10 поправок - Билль о правах (1789) - были приложены к тексту. Таким способом вносились все остальные поправки.

В ряде стран в самих конституциях предусмотрены ограничения на изменение тех или иных положений. Например, в Конституции Франции (1958) установлено: не подлежит изменению республиканская форма правления (ст. 89).

Аналогичная норма содержится в Конституции Италии (ст. 139). А в Конституции Греции сказано, что не подлежит изменению не только республиканская форма правления, но также и парламентская форма республиканского правления (ст. 110), т. е. переход к президентской или смешанной республике недопустим. Статья 290 Конституции Португалии устанавливает пределы пересмотра конституции, где содержится 15 пунктов, по которым Конституция не может быть изменена.

Надо сказать, что в ряде случаев конституции содержат временной интервал, в течение которого они не подлежат изменению. Начало этому было положено Конституцией Франции (1791), которая устанавливала запрет ее пересмотра в течение первых двух легислатур, т. е. в течение четырех лет. Но уже в сентябре 1792 г. избранный на волне народного восстания Национальный учредительный конвент, большинство в котором принадлежало жирондистам, отменил действие Конституции 1791 г. и упразднил монархию. В 1793 г., с установлением якобинской диктатуры, была разработана новая (якобинская) Конституция, принятая Конвентом и одобренная всенародным голосованием, которая, правда, так и не вступила в силу.

Следует отметить еще одно обстоятельство, связанное со стабильностью конституции. Это свойство признается практически всеми учеными. В то же время вопрос о сроках действия конституции является проблемным. Проведенное исследование показало, что средний

срок «жизни» конституций составляет 26,5 лет . Даже конституции, действующие свыше 100 лет (например, США, Норвегии, Бельгии), периодически претерпевали крупные изменения.

Таким образом, стабильность может рассматриваться, скорее, как идеал, тенденция или принцип конституционного законодательства, но не свойство, поскольку стремление к такой стабильности вполне оправдано потребностью обеспечить устойчивость социальной системы. В силу этого может быть оправдано и усложнение процедуры изменения конституции. Вместе с тем политическая практика требует периодического пересмотра конституций. Здесь уместно напомнить сформулированную Т. Джефферсоном идею о том, что каждое поколение людей имеет право на перезаключение общественного договора и принятие новой конституции, «мертвые не вправе распоряжаться живыми» .

Следовательно, процедура пересмотра конституции должна быть достаточно сложной, чтобы исключить негативные последствия политической конъюнктуры, но вполне реализуемой, чтобы не провоцировать неконституционные действия инициаторов такого изменения.

Таковы юридические свойства конституции, которые придают данному акту особое качество - качество основного закона государства.

Форма и содержание конституции в зарубежных странах. По форме конституции бывают писаными и неписаными. Под писаным понимается единый нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), содержащий в системном порядке комплекс конституционноправовых норм и отличающийся от актов текущего законодательства более сложной процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеет писаную конституцию, т. е. единый правовой акт - основной закон страны. В свою очередь, писаные конституции разделяются на кодифицированные и некодифициро-ванные. Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов), которые в совокупности и образуют конституцию данной страны. Например, Конституция Швеции состоит по меньшей мере из пяти конституционных законов, Конституция Австрии включает более 10 конституционных и обыкновенных законов. Конституция Израиля состоит из 12 основных законов и Соглашения о секторе Газа.

Британская конституция традиционно приводится как пример неписаной конституции. Хотя конституция данной страны состоит из нескольких частей и писаное право есть, но нет единого акта под названием «Конституция Великобритании». Не имеет писаной и кодифицированной конституции также и Новая Зеландия.

Структура конституций в зарубежных странах имеет много общего. Это преамбула, в которой дается характеристика исторических условий принятия того или иного акта; основной текст конституции, который делится на разделы, главы, параграфы, статьи и заключительные (переходные) положения, в которых, как правило, определяется порядок вступления в силу данной конституции и порядок приведения действовавшего прежде законодательства в соответствие с новой конституцией.

Содержание конституций, принятых в разных странах или в одной стране, но в разное время, весьма различно. Каждая конституция характеризуется своими объемом и содержанием. Считается, что Конституция США - одна из самых лаконичных (содержит всего 9 тыс. слов) . Есть, правда, и более краткие конституции, например Конституция Ливии (1969) насчитывает всего около 2 тыс. слов . В противовес ей можно назвать Конституцию Индии - объемный документ, включающий почти 400 статей и несколько приложений. В ней подробно изложена компетенция каждого штата, каждой административно-территориальной единицы; она содержит много положений, которые вообще не имеют конституционного значения. Конституции Индии и Ливии представляют собой две крайности. Между ними и расположены все остальные конституции.

Возможно, есть некий оптимальный объем конституции, с одной стороны, позволяющий охватить все сферы, подлежащие конституционному регулированию, с другой - не оставляющий места для лишних «неконституционных» норм. Представляется, что это может стать интересной темой для исследования.

Содержание конституции непрерывно меняется. Это предопределено прежде всего изменением предмета конституционного регулирования. Можно выделить несколько тенденций такого рода изменений. Первая - это увеличение доли норм, регламентирующих статус личности. Следует отметить, что собственно конституционное регулирование начинается с того момента, когда законодательно закрепляется ограничение государственной власти в пользу сферы индивидуальных интересов. Поэтому британская Великая хартия вольностей (1215) с полным правом относится к актам конституционного характера. Этим актом даровались привилегии высшему сословию и тем самым ограничивалась власть короля.

В Конституции США (1787) было закреплено всего лишь несколько прав: избирательные права граждан и некоторые иные. Этот пробел был восполнен первыми 10 поправками в 1789 г., но и они содержали далеко не полный перечень основных прав и свобод. Конституции первого поколения, к которым относится Конституция США, регулировали статус личности лишь в самых общих чертах, закрепляя в основном политические права. Постепенно каталог конституционных прав личности расширялся. В современный период в число закрепляемых конституцией прав входят права в экономической, социальной и духовной сферах жизни. Закрепляются непосредственно в основных законах и иные элементы конституционного статуса личности.

Вторая тенденция, проявляющаяся в развитии конституционного законодательства, - передача полномочий от законодательной власти к власти исполнительной. Парламентаризм, утвердившийся в XVIII-XIX вв., изначально характеризовался рядом исключительных полномочий представительного органа власти. Прежде всего это принятие законов, решение таких важнейших вопросов, как налогообложение, права личности, вопросы войны и мира. В настоящее время наблюдается процесс перехода этих полномочий от власти законодательной к власти исполнительной через институт делегированного законодательства, через прямое ограничение сферы деятельности парламента, как, например, во Франции. В конституционном законодательстве зарубежных стран закреплен приоритет законопроектов, вносимых правительством, перед законопроектами, вносимыми депутатами. Кроме того, в некоторых странах глава государства наделяется полномочием принятия актов, имеющих силу закона.

Третья тенденция - это расширение воздействия государственной власти на экономические отношения. Если конституции первого этапа закрепляли в сфере экономики лишь право собственности, то в настоящее время они содержат достаточно широкий круг норм, регулирующих экономические отношения. Так, Конституция Испании (1978) содержит специальную главу, которая называется «Об основополагающих принципах социально-экономической политики» (гл. 3 разд. 1) и разд. 7 «Экономика и финансы», где закрепляются многочисленные нормы, регламентирующие данную сферу .

Еще одной тенденцией в развитии конституционного законодательства является закрепление института конституционного контроля. Непосредственно конституцией учреждается специфический орган, осуществляющий контроль за соответствием основному закону всех других правовых актов. Таким органом является, как правило, конституционный суд или иная структура, наделенная соответствующими полномочиями (Конституционный совет во Франции, Бюро конституционных расследований в Эфиопии и т. д.).

Наряду с рассмотренными общими тенденциями конституция той или иной страны имеет свою специфику. Любая конституция отражает конкретно-исторические условия ее принятия, и поэтому в ней закрепляются своеобразные положения, характерные только для данного государства. Например, в гл. 12 Конституции ЮАР (1996) закрепляются правомочия лидеров родовых общин использовать обычное право. Конституция Малави (1994) содержит главу, определяющую статус тюрем и заключенных (гл. 17). В конституциях многих латиноамериканских и африканских стран содержится подробное регулирование режима чрезвычайного положения.

Виды конституций в зарубежных странах. В научной литературе существует несколько критериев классификации конституции.

Так, по времени действия конституции делятся на постоянные и временные. Большинство конституций принимается с неограниченным сроком действия. В этом случае конституция считается постоянно действующей. Но есть конституции, которые содержат нормы, определяющие период их действия. Такие конституции называются временными. Примерами такого рода конституций являлись в свое время Конституция Чехословакии (1918), Малая конституция Польши (1919), Конституция Ирака (действовала с 1959 до 1970 г.). Конституция ЮАР (1994) разрабатывалась и принималась для того, чтобы урегулировать отношения до принятия в 1996 г. постоянной конституции. Примеров временных конституций достаточно много.

При рассмотрении периода действия конституции следует затронуть еще один аспект, связанный с общественной практикой и историческим потенциалом самой конституции. Иными словами, рассчитана ли конституция на длительную историческую перспективу или ориентирована на строго определенные конкретно-исторические условия. В связи с этим можно выделить конституции, служащие одновременно и юридической базой всего законодательства, и политикоправовой формой функционирования всей социальной системы. Закрепляя основополагающие начала регулирования общественных отношений, конституция в то же время оформляет некую идеальную социальную модель, к которой может двигаться все общество в течение неопределенного времени. Такие конституции характеризуются длительностью действия. Принятые еще в XIX в., даже в XVIII в., они оказались стойкими и вполне приспособленными к глубоким социальным трансформациям, лишь периодически претерпевая изменения, но сохраняя изначальный смысл и логику (конституции США (1787), Норвегии (1814), Бельгии (1831) и некоторые другие).

Вторую, наиболее многочисленную, группу образуют конституции, носящие фактически временный характер. Они изначально предназначаются для регулирования общественных отношений в исторически определенный период. Это прежде всего формально временные конституции, имеющие четко определенный срок действия, а также конституции, формально не ограниченные каким-либо сроком действия, но составляющие нормы которых в своей совокупности регулируют некий исторически определенный комплекс общественных отношений. Изменение конкретно-исторических условий неизбежно влечет не просто изменение, а отмену прежней конституции и принятие новой. Примером этому могут служить конституции Франции, Испании, Австрии и многих других стран, конституционная история которых насчитывает по нескольку конституций.

Существует также хронологический подход, согласно которому конституции группируются в зависимости от времени и конкретноисторической обстановки их принятия. Выделяются, в частности, четыре этапа развития конституционного законодательства. Первый этап охватывает период с конца XVIII в. (появление первых конституций в их современном виде) до окончания Первой мировой войны; второй этап включает период между двумя мировыми войнами; третий - от окончания Второй мировой войны до конца 1980-х гг.; четвертый начинается с последнего десятилетия XX в. 1 Особенности каждого из этих этапов подробно рассмотрены в научной литературе. Следует отметить, что данный подход учитывает не только временной фактор, но и конкретно-исторические условия принятия конституций.

Можно предложить и еще один подход к типологии действующих конституций, положив в основу их группировки такой критерий, как социально-политические факторы, предопределившие необходимость проведения конституционной реформы, т. е. принятия новой

или полного пересмотра прежней конституции. Такими факторами могут быть:

национальное самоутверждение и обретение суверенитета вследствие выделения из другого государства или освобождения от колониальной зависимости и т. п. и связанное с этим становление собственной государственности, иными словами, конституционное оформление возникновения государства;

смена формы правления (например, образование республики или реставрация монархии либо переход от парламентской республики к президентской или смешанной и т. п.);

смена формы политико-территориальной организации государства (переход от унитарного государства к федерации или наоборот);

изменение политического режима (либерализация или установление тоталитаризма, военного правления и т. п.);

проведение социально-экономических реформ (например, переход к рыночной экономике).

Анализ показывает, что наиболее частым основанием проведения конституционной реформы служит изменение политического режима. Действительно, именно этот фактор тесно связан с изменением соотношения общественных сил в стране, что и ведет чаше всего к очередной конституционной реформе. Второе по значимости основание принятия новой конституции - обретение национальной государственности. Третьим по распространенности основанием, особенно в последние 10 лет, является проведение радикальных социально-экономических реформ, которые не могут быть осуществлены в рамках прежней конституции и чаще всего требуют изменения режима.

Таким образом, можно говорить о конкретных социально-политических целях , заложенных в каждой конституции в зависимости от социально-политических условий их принятия. В соответствии с этими целями все действующие конституции можно разделить на акты, во-первых, конституирующие обретение национальной государственности (конституции США (1787), Нидерландов (1814), Норвегии (1814), Бельгии (1831), Аргентины (1853), Люксембурга (1868), Австралии (1900), Монако (1911), Лихтенштейна (1921) и др.); во-вторых, оформляющие смену форм государства: политического режима (конституции Мексики (1917), Греции (1975), Испании (1978), Турции (1982), Бразилии (1988), Туниса (1988), Чада (1991) и др.); формы правления (Основной закон ФРГ (1949), конституции Италии (1947), Франции (1958), Мальты (1974), Фиджи (1990)); формы политикотерриториальной организации государства (конституции Камеруна (1972), Эфиопии (1994) и др.). В отдельных государствах происходило одновременное изменение нескольких форм и политического режима, и формы правления (ФРГ, Италия, Испания); в-третьих, закладывающие основы глубоких социально-экономических преобразований (конституции Вьетнама (1992), КНДР (1992)).

Нередко конституционные реформы проводятся под воздействием целой совокупности социальных факторов и, следовательно, имеют несколько социально-политических целей. Например, конституции Болгарии (1991), Румынии (1991), Монголии (1992) принимались и в связи с переходом к демократическому правлению, и в целях закрепления основ проведения глубоких социально-экономических реформ. Это относится и к конституциям Хорватии (1990), Словении (1991), Чехии (1992), Словакии (1992) и ряда других стран Центральной и Юго-Восточной Европы, а также бывших союзных республик в составе СССР, в которых кроме указанных факторов закреплено еще и обретение национального суверенитета. Сюда же относятся и более ранние конституции ряда латиноамериканских стран - Мексики (1917), Бразилии (1988) и др.

Представляется, что действие указанных факторов непременно отражается на содержании вновь принимаемых конституций. Сохраняя преемственность, новая конституция включает положения, соответствующие социально-политическим целям ее принятия.

Обособленную группу составляют такие конституции, которые не представляют собой единого юридического документа, и, следовательно, не образуют в системном виде юридической базы нормативно-правового регулирования общественных отношений. Составляющие их акты принимались в различных исторических условиях, предопределяя тем самым специфику соответствующей конституции. К их числу относятся так называемые неписаные конституции (Великобритании, Новой Зеландии), а также некодифицированные конституции (Австрии, Швеции, Израиля, Канады и др.).

  • Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М„ 2000. С. 313.
  • Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. Конституции государств Европы. Т. 2. С. 50.Janda К., Berry J. М., Goldman J. The Challenge of Dcmocracy. Government in America. Boston, 1990. P. 37).
  • Как тут не вспомнить слова Наполеона I, который говорил: «Конституции должны быть короткими и неясными» (Французские короли и императоры. Ростов н/Д., 1997. С. 409).
  • См.: Конституции государств Европы. Т. 2. С. 58, 78.

Конституция (от лат. constitutio – устанавливаю, обустраиваю) как источник конституционного права представляет собой юридический документ, “выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны .

Прежде всего, различают конституции юридические и фактические. Фактическая конституция (иногда ее называют еще и материальной) – это система общественных отношений, складывающихся по поводу устройства общества и государства и определения положения человека в обществе и государстве.

Юридическая конституция (или формальная) – это система правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.

Свойства:

Конституция является основным источником конституционного права и основным законом государства в силу ее особых юридических свойств. Следует отметить, что в литературе пока не выработано единого подхода к перечню юридических свойств конституции – в различных научных источниках выделяются разные свойства, но, как правило, следующие: учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, свойство быть юридической базой текущего законодательства, прямое действие и стабильность .

Ф. Лассаль (1825-1864), немецким социалистом, философом и публицистом. Он отмечал, что сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение общественных сил, сложившееся на момент ее принятия . В.И. Ленин сформулировал это понятие с классовых позиций: “Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся выборов в представительные учреждения... выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе”

Таким образом, если исходить из лассалевского понимания сущности конституции, то конституция представляет собой соглашение между различными социальными силами. Следовательно, в этом и проявляется договорный характер конституции и договорный способ ее принятия.

Форма и содержание конституции в зарубежных странах. По форме конституции бывают писаными и неписаными. Под писаным понимается единый нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), содержащий в системном порядке комплекс конституционно-правовых норм и отличающийся от актов текущего законодательства более сложной процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеет писаную конституцию, т.е. единый правовой акт – основной закон страны. В свою очередь, писаные конституции разделяются на кодифицированные и некодифицированные . Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов), которые в совокупности и образуют конституцию данной страны.


Структура конституций в зарубежных странах имеет много общего. Это преамбула, в которой дается характеристика исторических условий принятия того или иного акта; основной текст конституции, который делится на разделы, главы, параграфы, статьи и заключительные (переходные) положения, в которых, как правило, определяется порядок вступления в силу данной конституции и порядок приведения действовавшего прежде законодательства в соответствие с новой конституцией.

Содержание конституций, принятых в разных странах или в одной стране, но в разное время, весьма различно. Каждая конституция характеризуется своими объемом и содержанием. Содержание конституции непрерывно меняется. Это предопределено прежде всего изменением предмета конституционного регулирования. Можно выделить несколько тенденций такого рода изменений. Первая – это увеличение доли норм, регламентирующих статус личности. Вторая тенденция, проявляющаяся в развитии конституционного законодательства, – передача полномочий от законодательной власти к власти исполнительной. Третья тенденция – это расширение воздействия государственной власти на экономические отношения. Если конституции первого этапа закрепляли в сфере экономики лишь право собственности, то в настоящее время они содержат достаточно широкий круг норм, регулирующих экономические отношения. Еще одной тенденцией в развитии конституционного законодательства является закрепление института конституционного контроля. Непосредственно конституцией учреждается специфический орган, осуществляющий контроль за соответствием основному закону всех других правовых актов. Таким органом является, как правило, конституционный суд или иная структура, наделенная соответствующими полномочиями.

Виды конституций в зарубежных странах. В научной литературе существует несколько критериев классификации конституции.

Так, по времени действия конституции делятся на постоянные и временные.

В научной литературе можно найти еще и такое подразделение конституций, как демократические и недемократические, а также федеративные и унитарные. Думается, что такое деление не совсем корректно. Конституция закрепляет форму политико-территориального устройства государства, определенный государственный режим – демократический или недемократический, но сама она не может быть ни унитарной, ни федеративной, ни демократической или недемократической.

По форме конституции делятся на 2 группы: Писаные и Неписаные.

Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:

Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом.

Изменение жёстких конституций невозможно либо сильно осложнено.

Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:

нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности. Аримов В.Д. Конституционное право / В.Д. Аримов. - М.: Новое знание, 2015. - С. 113-114

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.



Просмотров