Что такое гипотеза и диспозиция. Структура нормы права. Виды гипотез, диспозиций, санкций. Классическая структура правовой нормы

Баланс государственного бюджета - явление идеальное и весьма теоретическое, поскольку в современной практике либо доходы страны превышают расходы, либо наоборот. Ну а мы попробуем разобраться, каковы последствия и причины сложившейся ситуации.

Что такое профицит бюджета: определение и сущность

Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве. Как правило, только в экономической теории зачастую это равновесие и встречается, но отнюдь не на практике.

Что такое профицит бюджета? Определение данного понятия в общем виде содержится в переводе термина с латинского языка. Дословно - рост и повышение. Повышаться может что угодно: уровень микроэлементов в организме, количество товаров на полках магазина. Но в нашем случае речь идет о правительственной казне, поэтому несложно догадаться, что профицит государственного бюджета - это явление, при котором уровень доходов государства в какой-либо мере превышает расходы в своем количественном соотношении.

Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. По этому поводу неустанно спорят политики и экономисты: кто-то говорит о том, что в тонусе население держать может только лишь обратное от профицита явление - дефицит, кто-то же утверждает обратное. Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко.

Причины профицита

Профицит государственного бюджета - это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета - это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Положительные стороны

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход - это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

  • при составлении бюджетного плана на следующий год всегда оставляется запас на непредвиденные расходы в виде возникающих чрезвычайных ситуаций и неконтролируемых природных явлений;
  • доходные излишки не оседают где-либо в резервах для дальнейшего обесценения, а «латают» прорехи и проблемные места государственного регулирования: это может быть вышеупомянутое погашение внешнего долга, оптимизация инвестиционного портфеля и многое другое;
  • у всех вокруг профицитная экономика вызывает доверие. А это значит, что стоимость ценных бумаг растет, и это касается не только акций государственной формы собственности, но и частных компаний-представителей страны;
  • растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает, местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие.

Отрицательные стороны

Вы удивитесь, но профицит государственного бюджета - это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

Так, данное явление имеет ряд отрицательных последствий:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности;
  • бывают такие случаи, когда по причине дисбаланса заемных средств и возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит, а это уже напрямую указывает на рост кредитной нагрузки на страну в целом, что тоже не является положительной динамикой;
  • иногда отрицательные стороны до безобразия банальны: несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
  • действительно слишком велика, и предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Отличие дефицита от профицита

Не стоит путать или отождествлять такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Они абсолютно противоположны друг другу и возникают по разным причинам.

Их связывает лишь то, что они оба говорят о несбалансированности внутренней экономической политики, причем дефицит может возникать в следующих случаях:

На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше, когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное. Более того, многие страны существуют при вопиющей несбалансированности доходов и расходов, с явным перевесом последних.

Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Мы не будем сейчас говорить о странах Южной Африки и даже не будем вспоминать Кубу с ее плановой экономикой, а рассмотрим в наиболее развитых государствах нашей планеты сбалансированность бюджетов.

Дефицит, профицит бюджета в разных странах, согласно международным статистическим данным, наблюдается в следующем процентном соотношении. Из трех десятков стран с развитой экономикой за последнее десятилетие у 51% представителей наблюдался дефицит, а у 49% - профицит, и ни одна внутренняя политика не смогла похвастаться сбалансированностью доходов и расходов в целом.

Так, лидером профицитных стран неизменно остается Норвегия с зашкаливающими показателями за 10%, далее за ней следуют Дания, Швеция, Эстония и Бельгия.

К дефицитным экономикам можно отнести как Японию с показателем в 5-7% от ВВП в последние годы, так и США с неустанно растущим внешним долгом.

Как балансируется бюджет

Вероятно, многие из вас задались вопросом о том, должны ли приниматься какие-либо меры по балансированию доходов и расходов.

Несомненно, в экономической теории перечень подобных процедур существует, но все мы должны понимать, что на практике все куда сложнее и ряд факторов просто невозможно предугадать.

Каждый новый год правительством расписывается финансовый план, который основывается на двух концепциях (но все мы понимаем, что это всего лишь теоретические основы):

  1. В бюджете должен быть баланс. Казалось бы, об этом мы всю статью и твердим! Но не все так просто. На практике можно допустить, что в стране длительное время наблюдалась безработица, соответственно, упал объем поступлений в казну. Конечно, правительство может увеличивать налоговые ставки для достижения баланса, но если ситуация на рынке труда усугубится, то государство ведь не сможет поднимать уровень обязательств до бесконечности.
  2. Баланс бюджета должен соблюдаться в рамках не календарного года, а экономического цикла. Так, к примеру, в стране инфляция, и правительство повышает уровень обязательств. В период экономического роста государство может погашать внешние долги, но это не говорит о том, что данное явление продлится год, скорее всего, продолжительность данного периода составит несколько лет. Но проблема в том, что спады и повышения разнятся по своей продолжительности и глубине, и это вовсе не значит, что налоговая ставка будет меняться с каждым колебанием.

Профицит российского бюджета

При федеральном финансовом планировании ежегодно учитывается такой нестабильный и значительный фактор, как цена на нефть, что позволяет заложить в казну резервные средства и избежать их перерасхода. Поэтому профицит бюджета РФ - явление стабильное и многолетнее.

Аккумулируемый излишний доход в большей степени идет на погашение внешнего долга, ну а остальная его часть используется в программах социального развития страны.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит.

Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:

    сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить перечисление меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно.

Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное.

Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Профицит федерального бюджета на 2009 год составит 1 трлн 913 млрд рублей. [

По данным Минфина : доходы федерального бюджета в 2009 году, в соответствии с уточненным планом, достигнут 10 трлн 908 млрд руб или 21,2% ВВП, а расходы - 8 трлн 995 млрд руб или 17,5% ВВП.

В 2010 году доходы в соответствии с уточненным планом составят 11 трлн 733 млрд руб или 19,8% ВВП, расходы - 10 трлн 320 млрд рублей или 17,4% ВВП.

Профицит составит 1 трлн 413 млрд рублей или 2,4% ВВП.

Доходы в 2011 году оцениваются на уровне 12 трлн 839 млрд рублей или 19% ВВП, расходы - 11 трлн 318 млрд рублей или 16,7% ВВП. Профицит федерального бюджета в 2011 году - 1 трлн 521 млрд рублей или 2,2% ВВП.

На общегосударственные вопросы в 2009 году предполагается выделить 1 трлн 281,4 млрд рублей или на 14,4% выше уровня 2008 года, на национальную оборону - 1 трлн 266,8 млрд рублей, что на 23,1% выше чем в 2008 году, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1 трлн 085,3 млрд рублей (рост на 30,6%), на национальную экономику - 1 трлн 026,7 млрд рублей (+28%), на ЖКХ - 107,2 млрд рублей (рост на 65,3%), на охрану окружающей среды - 13,8 млрд рублей (+38,3%), на образование - 432,2 млрд рублей (+24,9%), на культуру и кинематографию и СМИ - 113,9 млрд рублей (рост на 20,9%), на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 357 млрд рублей (+19,2%), на социальную политику - 324,9 млрд рублей (снижение на 6,8%), на межбюджетные трансферты будет выделено 2 трлн 986,3 млрд рублей (+15,3%).

Федеральный бюджет на 2009-2011 годы рассчитан в соответствии с инфляцией 7,5-8,5% в 2009 году, 5,5-7% в 2010 году и 5-6,8% - в 2011 году.

В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития РФ, в 2009 году ВВП достигнет 51 трлн 475,3 млрд рублей, увеличившись на 6,7%, в 2010 году - 59 трлн 146 млрд рублей (рост на 6,6%) и в 2011 году - 67 трлн 610 млрд рублей (+6,2%).

Цены на нефть марки Urals в среднем по году ожидается в 2009 году на уровне $95 за баррель, в 2010 году - $90 за баррель и в 2011 году - $88 за баррель Курс доллара, заложенный в расчеты федерального бюджета, в среднем в 2009 году оценивается 25,4 рубля за доллар, в 2010 году - 26,6 рубля за доллар, в 2011 году - 28 рублей за доллар.

Объем резервного фонда к 2011 году достигнет 6 трлн 761 млрд рублей, а фонда национального благосостояния - 6 трлн 457,8 млрд рублей.

В 2009 году Резервный фонд составит 5 трлн 147,5 млрд рублей, а Фонд национального благосостояния - 3 трлн 717,2 млрд рублей или 7,2% ВВП. В 2010 году размеры этих фондов достигнут 5 трлн 569 млрд руб и 2 трлн 700,8 млрд рублей соответственно.

С понятием «бюджет» все более или менее знакомы, хотя очень часто встречается примитивное представление о нем, как о сумме денег, казне, которую можно расходовать в этом году. На самом деле это планирование доходов и расходов на какой-то период времени, чаще всего на год. Он может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.


В разрабатывает Министерство финансов, утверждает в трех чтениях Государственная Дума. Ежегодно мы наблюдаем баталии, разворачивающиеся между депутатами различных фракций в процессе его обсуждения. Чаще всего становится уже заранее запланированный профицит федерального бюджета на следующий год. Давайте разберемся.

Что такое Говоря упрощенным языком, это превышение доходов над расходами. С первого взгляда такое положение не может не радовать. Если мы зарабатываем больше, чем тратим, то это прекрасно! С другой стороны, давайте разберемся, что стоит за такими сухими словами, как доходы и расходы. Первые формируются в основном за счет двух статей: продажи природных энергоносителей (нефти и газа) и собираемых налогов. Куда же тратятся средства? У всех на слуху такое словосочетание, как «бюджетная сфера» - это жизни общества, как то здравоохранение, образование, армия, наука, социальная защита, охрана правопорядка, сфера управления и подобные. Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое профицит бюджета, становится более отчетливым. В условиях нашего государства это означает высокие налоги, большое количество проданных природных ресурсов и неразвитые, недофинансированные бюджетные сферы, ежегодно урезаемые, несмотря на существующие законы о минимальных процентах, которые должны выделяться для них. В этой связи становятся понятны и депутатские баталии по данному вопросу.

Еще один закономерный вопрос, возникающий у населения страны, о том, куда идут профицитные деньги. Существует так называемый «Стабилизационный фонд», где аккумулируются излишки доходов от продажи нефти. По-простонародному, это деньги «на черный день». На 1 июля 2013 года фонд составляет более 84 млрд. долларов, примерно 4,2% годовых ВВП государства. При этом средства из этого фонда размещаются в иностранных активах, в то время как собственная экономика испытывает недостаток инвестиций. С одной стороны, думать о будущем, конечно, нужно, тем более, дефицит - мы хорошо знаем, что такое. Профицит бюджета формируется благодаря высоким ценам на нефть, но стоит ли продавать ее в таком количестве, чтобы держать доходы в заначке?

В качестве иллюстрации такого поведения позволю себе привести простую притчу. Хозяин вырастил хороший урожай картошки. Часть его он продал, чтобы купить другие необходимые товары, оплатить счета. Потом решил продать еще, чтобы сохранить деньги на будущее, мало ли что. В конце концов, посреди зимы у него закончилась собственная картошка, ему пришлось доставать заначку и покупать свою же картошку у соседа, но уже дороже. Таким образом, что такое профицит бюджета для этого хозяина понятно, это неработающие средства. Хотя в сравнении с государством приведенный пример слишком упрощен, он показывает основной принцип распределения средств. Было бы понятно, если бы в России не было проблем со здравоохранением, образованием и так далее, но при их наличии нужда в профицировании очень сомнительна.

По статистике, страны с профицитным бюджетом - это экспортеры нефти. Развитые же страны имеют стабильный в несколько процентов от ВВП, который подстегивает правительства к новым поискам лучших форм организации экономики и ведения хозяйства.

Таким образом, государственного бюджета - это неоднозначные понятия. В некоторых условиях это положительные факторы, в других - негативные. Они не могут в целом отражать экономическую ситуацию в стране и уровень жизни населения. На вопрос о том, что такое профицит бюджета для страны, мы можем ответить - это дополнительные возможности, а вот использованные или нет, это решается индивидуально каждым правительством.

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды.

Вопрос 1. Дефицит (профицит) бюджета

Понятие дефицита (профицита) бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета в принципе могут быть сбалансирова­ны. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и име­ет место дефицит или профицит.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Такой концепту­альный подход к понятию дефицита не случаен. Он позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления по­крывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государ­ственной политики кредиты за счет доходов, официальных транс­фертов и сумм, получаемых от погашения ранее выданных им займов, без увеличения своих долговых обязательств и без умень­шения объема ликвидных средств.

Дефицит бюджетов органов государственного управления пред­ставляет собой ту часть расходов и валового кредитования, которая превышает поступления доходов, сумм, полученных в погашение ранее выданных кредитов и полученных официальных трансфер­тов. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина ко­торого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Профицит. В случае превышения доходов органов государствен­ного управления над их расходами профицит составляет ту часть доходов и полученных официальных трансфертов, которая превы­шает расходы.

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и воз­можности использования государственных финансов для регули­рования экономического развития путем изменения государ­ственных доходов и расходов. Наряду с этим, существуют кассо­вые разрывы между временем поступления доходов и временем осуществления расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми показателя­ми, характеризующими поступление и расходование денежных средств сектором государственного управления. Наличие дефи­цита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Причины дефицита бюджета. Дефицит бюджета возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами де­фицита бюджета являются войны, расходы на военные нужды в мирное время, а также спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП сокращается, автоматически сокра­щаются также налоговые поступления. В то же время расходы со­храняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возни­кает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы и неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью, в частности с расходами на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др. Негативное влияние на доходы бюджета и, соответ­ственно, на размеры дефицита оказывает неустойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота при­водят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов де­нег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет. Нерациональная налоговая поли­тика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Финансирование дефицита бюджета. Дефицит бюджета должен быть профинансирован. Финансирование дефицита государствен­ного бюджета равно величине дефицита и представляет собой по­крытие недостатка доходов за счет займов или эмиссии новых де­нег. В случае если расходы и чистое кредитование растут быстрее, чем доходы и получаемые трансферты, потребность в заемных средствах возрастает. Международная практика финансирования бюджетного дефицита свидетельствует о том, что для обеспечения экономического развития достаточно лишь рефинансирования государственных обязательств. При рефинансировании государ­ственного долга погашение ранее выпущенных займов произво­дится за счет выручки от выпуска новых, т.е. продажи новых облигаций и использования части полученных средств для выплаты держателям погашаемых облигаций или же получения новых кре­дитов и погашения за их счет ранее полученных. Таким образом, обязательства перед кредиторами выполняются за счет новых зай­мов, а кредиторы получают проценты за предоставляемые средства. В случае если приток новых займов ослабевает и становится мень­ше затрат по погашению долга, то в целях увеличения заинтересо­ванности инвесторов в предоставлении новых займов могут быть увеличены проценты по прямым кредитам и государственным цен­ным бумагам. В случае уменьшения потребности в займах процент­ные платежи могут быть уменьшены.

Сальдо производимых расходов и поступающих доходов имеет важное значение для государственного регулирования экономики. Специфика его воздействия на экономическое развитие определя­ется источниками финансирования отрицательного сальдо (дефи­цита) и направлениями использования превышения доходов над расходами (профицита). Оно осуществляется двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии но­вых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управле­ния остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, ка­тегория финансирования включает государственное заимствова­ние, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с по­мощью займов государство привлекает свободные денежные сред­ства других секторов экономики и внешнего мира, используя раз­личные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от банков, международ­ных организаций развития, правительств других стран. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлека­тельность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность. Вместе с тем эта надежность не является абсолютной. В частности, государственные ценные бумаги очень чувствительны к изменениям процентных ставок. В этом смысле государственные облигации являются все же рисковыми, даже если не грозит опас­ность дефолта, поскольку их курс может упасть в условиях роста процентных ставок. Рассматривать государственные ценные бума­ги как полностью безрисковые было бы заблуждением.

Государственное заимствование и изменение остатков ликвид­ных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способ­ствует развитию инфляционных процессов. В условиях неразвито­го рынка государственных ценных бумаг займы у Центрального банка являются основным внутренним источником финансирова­ния дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рын­ка государственных долговых обязательств органы государствен­ного управления могут и практически используют займы у центральных банков.

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобре­тенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Изменение остатков денежных средств между на­чалом и концом бюджетного периода отражает разницу между все­ми поступлениями и платежами за данный период. Отрицательная величина свидетельствует о том, что поступления средств превы­шают платежи. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая ре­зервов ликвидных средств. Включение изменения остатков средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие ана­логично операциям заимствования. Использование ранее накоп­ленных ресурсов приводит к увеличению общего спроса в эконо­мике, как и получение кредитов у Центрального банка, поскольку и в том и в другом случае финансовые ресурсы для других секторов экономики в текущем периоде не уменьшаются. Увеличение ос­татков средств органов государственного управления на банков­ских счетах ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в дан­ном периоде.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счёт внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платеж­ный баланс и рост экономической активности различно.

Вокруг сбалансированности государственного бюджета часто возникают крупные споры политиков и экономистов. Кто-то защищает профицит бюджета, кто-то азартно отстаивает дефицит. Как правило, обоснованных и веских доводов много в каждом лагере. Но, к сожалению, спорщики часто забывают, что сбалансированность бюджета — лишь один из экономических инструментов. И его применение зависит от целей, но никак не привязано к каким-то абсолютным законом. Сегодня постараемся лучше понять все стороны профицита. Интересно разобраться?

Почему профицит государственного бюджета хорошо?

  1. Бюджет верстается с запасом. У правительства страны есть резерв на непредвиденные расходы в случае финансовых проблем или крупных техногенных или природных катастроф
  2. Как правило, излишки дохода направляются на определенные цели, как-то: создание финансовой подушки, накопление средств на крупные инвестиционные цели и т.д.
  3. Профицитная экономика создаёт дополнительный фактор доверия к себе. Это означает, что ценные бумаги как государства, так и частных компаний растут в цене. А кредиты выдаются по меньшей процентной ставке, так как в неё закладывается меньше рисков (не всегда разумеется, но это один из важных факторов)
  4. Профицитный бюджет позволяет проводить либеральную налоговую политику, ослабляя давление на бизнес. А значит, экономика развивается быстрее

Почему профицит государственного бюджета плохо?

  1. Превышение доходов над расходами означает, что часть денег изымается из экономики. Это сам по себе фактор, замедляющий темпы роста, так как, раз денег меньше, то и конкуренция за них падает
  2. Иногда профицит означает скрытую несбалансированность, вызванную нерационально большим привлечением заёмных средств. В стремлении защитить идею профицитности порой политики забывают, что рост кредитной нагрузки на бюджетную систему намного хуже возможного дефицита. Так же это может означать неразумное обращение с долгом, когда вместо ускоренного погашения задолженностей правительство продолжает платить более высокий процент за пользование денежными средствами
  3. Профицит государственного бюджета нередко означает неумение властей распоряжаться им. Вместо разумной стимуляции отдельных секторов экономики или улучшения инфраструктуры в государстве власти бездумно накапливают запас наличности
  4. Профицит может указывать на непродуманную налоговую политику, когда компании вынуждены платить повышенные налоги ради концепции сбалансированности бюджета. Вместо развития бизнеса деньги идут на бюджетные счета государства, где лежат мертвым грузом

Как видите, профицит сам по себе лишь способ решения проблем или показатель их наличия. Защищать идею превышения доходов над расходами можно только, если существуют чёткие цели применения данного финансового инструмента. В противном случае можно ослабить экономику и добиться только негативного эффекта.



Просмотров