Какие мероприятия по защите населения проводятся заблаговременно. Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Проведение полной и частичной санитарной обработки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории

на тему: Основные виды мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Работу выполнила

студентка группы 1120

Герасимова Юлия Александровна

Москва - 2015

Введение

4. Эвакуационные мероприятия

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Защита населения - основная задача единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны, так как сохранение людских ресурсов является важнейшим условием поддержания необходимого уровня экономической и военной мощи государства.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций -- это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

· оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

· эвакуационные мероприятия;

· меры по инженерной защите населения;

· меры радиационной и химической защиты;

· медицинские мероприятия;

· подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Целью моей работы является изучение и анализ различных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Природная чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Наиболее опасными природными явлениями являются:

· землетрясения;

· тропические тайфуны и ураганы;

· наводнения, оползни, обвалы, селевые потоки, лавины.

Приведем немного фактов:

§ За 90 лет ХХ столетия (1900-1990 гг.) на Земле произошло 69 землетрясений (где погибло более 100 тыс. человек), 18 землетрясений принесло гибель от 10 до 100 тыс. человек и в 47 землетрясениях количество жертв достигало 1-10 тыс. человек. Общее количество жертв - более 1457 тыс. человек.

§ На территории России действиям тропических тайфунов чаще всего подвержены побережья Дальнего Востока, где они происходят от двух до пяти раз в год. Наиболее сильный из них в последние годы имел место в ноябре 1995 г., охватил Южный Сахалин, Камчатку, часть Приморского края и Амурской области и нанес ущерб более чем в 350 млрд. рублей.

§ По данным ЮНЕСКО за последнее столетие от наводнений погибло 9 млн. человек. Одним из наиболее разрушительных было наводнение на Среднем Западе США (долина Миссисипи) в 1993 г. Оно оставило огромное количество разрушений, погибло 50 человек, суммарный ущерб составил 15-20 млрд. долларов.

2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Техногенные чрезвычайные ситуации - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды.

Человечество ощутило и осознало техногенные опасности и угрозы позже, чем природные. Лишь с развитием техносферы в его жизнь вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы

Наиболее опасными техногенными явлениями являются:

· пожары;

· взрывы;

· затопления;

· выбросы опасных веществ: радиоактивных, химических, биологических;

· нарушения системы жизнеобеспечения;

· крушения транспортных средств;

· обрушения сооружений.

Приведем немного фактов:

§ В 1984 году произошла катастрофа в г. Бхопал (Индия). На заводе американской компании "Юнион Карбайд" по производству инсектицидов произошел выброс метилизоцианата. Погибло свыше 2500 человек, в последующие 5 лет от отравления умерло еще 850, а в целом пострадало более 200 тыс. человек.

§ В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 20-40 тыс.человек.

§ В последние годы ряд тяжелых авиационных происшествий имел место в России. Авиакатастрофа в июле 2002 г. в небе над Германией при столкновении авиалайнера ТУ-154 компании "Башкирские авиалинии" и грузового "Боинг-757" унесла жизни всех пассажиров и членов экипажей самолетов.

Данные катаклизмы случаются довольно часто. Именно поэтому каждое государство разрабатывает ряд определённых действий по предотвращению ЧС и стремится обезопасить население своей страны. Благодаря современному оборудованию, развитию НТП, своевременному информированию большинства населения этот процесс становится эффективнее.

3. Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности -- “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации -- радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней -- федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Основной способ оповещения и информирования населения -- передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут -- 78,5%.

Основными системами оповещения населения города являются:

· электрические сирены;

· сети уличных громкоговорителей;

· перехваты программ вещания.

Для оповещения населения Москвы установлено 1240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей, будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”.

4. Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

§ видам опасности-- эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

§ способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

§ удаленности -- локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

§ временным показателям -- временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).

§ времени и срокам проведения - упреждающая (заблаговременная, проводящаяся в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия) и экстренная (безотлагательная, проводящаяся при возникновении чрезвычайной ситуации).

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

5. Укрытие населения в защитных сооружениях

Защитное сооружение -- это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитные сооружения классифицируются по:

· назначению -- для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);

· конструкции - открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища -- это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

В соответствии с установленным порядком определены задачи всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Они, каждый в своих компетенциях:

· определяют потребности в защитных сооружениях;

· осуществляют контроль за созданием защитных сооружений и поддержанием их в готовности;

· ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений.

В качестве путей накопления фонда защитных сооружений в мирное время рекомендуется:

· приспособление существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы для целей защиты людей;

· строительство этих объектов.

В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений гражданской обороны.

Основные санитарно-гигиенические нормы по проектированию и эксплуатации убежищ смотрите в Приложении.

6. Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)- это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия -- на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи -- специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение -- защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления -- обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

7. Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи. К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты (МСИЗ) относятся:

· аптечка индивидуальная АИ-2;

· индивидуальный противохимический пакет (ИПП- 8, ИПП-10, ИПП-11);

· пакет перевязочный медицинский (ППМ);

· профилактический антидот П-10М

Оказание первой медицинской помощи в первые полчаса с момента поражения, даже при отсрочке оказания первой врачебной помощи до суток, снижает вероятность смертельного исхода почти в 3 раза. Задержка с оказанием первой медицинской помощи до 1-6 час, увеличивает эту вероятность. Конкретные мероприятия первой медицинской помощи зависят от поражающих факторов, действующих при катастрофе, и полученных людьми повреждений. Так, при катастрофах с преобладанием механических (динамических) поражающих факторов производят:

· извлечение пострадавших из-под завалов разрушенных убежищ, укрытий;

· восстановление проходимости верхних дыхательных путей (удаление из полости рта инородных предметов - выбитых зубов, сгустков крови, комков земли и др.), искусственную вентиляцию легких методом "изо рта в рот" или "изо рта в нос" и др.;

· придание физиологически выгодного положения пораженному; временную остановку наружного кровотечения всеми доступными методами (давящей повязкой, пальцевым прижатием сосуда на протяжении, наложением жгута и т.п.);

· непрямой, закрытый массаж сердца;

· наложение повязок на раневые и ожоговые поверхности; иммобилизацию конечностей при переломах, обширных ожогах и размозжениях мягких тканей;

· фиксацию туловища к доске или щиту при травмах позвоночника; дачу обильного теплого питья (при отсутствии рвоты и данных за травму органов брюшной полости) с добавлением 1/2 ч.л. соды на 1 литр жидкости, алкоголя;

· согревание пострадавшего.

В очагах поражения с преобладанием термической травмы в дополнение к перечисленным мероприятиям проводятся:

· тушение горящей одежды;

· укутывание пострадавшего чистой простыней.

При катастрофах, сопровождающихся выбросом в окружающую среду опасных химических веществ, в порядке первой медицинской помощи осуществляется:

· защита органов дыхания, зрения и кожи от непосредственного воздействия на них опасных химических веществ (ОХВ) путем применения средств индивидуальной защиты, ватно-марлевых повязок, укрыванием лица влажной марлей, платком, полотенцем и т.д.;

· скорейший вынос пораженного из зоны отравления;

· при попадании ОХВ в желудок - обильное питье с целью беззондового промывания желудка, дача молока, адсорбентов;

· частичная санитарная обработка открытых участков частей тела проточной водой с мылом, 2% раствором соды;

· частичная дегазация одежды и обуви;

· эвакуация населения с мест заражения и оказание им в ходе эвакуации первой медицинской помощи.

При массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения первая медицинская помощь включает:

· использование подручных и (или) табельных средств индивидуальной защиты;

· активное выявление и изоляцию температурных больных, подозрительных на инфекционное заболевание;

· применение средств экстренной профилактики;

· проведение частичной или полной санитарной обработки.

Заключение

В ходе данной работы я изучила основные виды мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, можно сделать вывод, что население нашей планеты находится в относительной безопасности от различных чрезвычайных ситуаций. С каждым годом разрабатывается все больше и больше эффективных мер по защите населения. Все в наших руках! И в руках нашего государства! Пока человек находится в гармонии с природой, а страны в дружеских взаимоотношениях, мы можем спать спокойно!

чрезвычайный эвакуационный защита население

Список литературы

1. Учебное пособие / Под общ. ред. Н.К. Дёмика. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007. - 230 с.

Приложение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Оценка индивидуального и социального риска при чрезвычайных ситуациях природного характера и организация мероприятий по защите населения при землетрясениях. Определение вероятности формирования источника чрезвычайной ситуации природного характера.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2012

    Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Структура единой государственной системы подготовки населения в области ГО. Формы обучения работающего населения. Виды учений и их суть.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2011

    Основные задачи, направления, формы, методы и порядок подготовки всех категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Организация обучения работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    реферат , добавлен 23.01.2017

    Понятие и причины возникновения катастроф природного и техногенного характера. Нормативная база государственного управления защитой населения от чрезвычайных ситуаций. Анализ деятельности государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в России.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Основные способы и мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Информация и оповещение, инженерная, медицинская, биологическая, радиационная и химическая защита. Укрытие населения в защитных сооружениях и эвакуационные мероприятия.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2011

    Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, его своевременное оповещение и информирование о угрозе возникновения опасности. Укрытие людей в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ. Задачи и структура РСЧС. Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

    лекция , добавлен 23.01.2012

    Причины землетрясений, их регистрация, магнитуда, последствия, сопутствующие явления, географическое распространение и прогноз. Принятие Федерального Закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

    контрольная работа , добавлен 24.05.2015

    Основные направления государственного регулирования в области предупреждения ЧС природного и техногенного характера и смягчению их негативных последствий. Государственная экспертиза, контроль и надзор в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Включает в себя:

    Оповещение населения об опасности и информирование, о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях,

    Эвакуация и рассредоточение,

    Инженерную защиту населения и территорий,

    Радиационную и химическую защиту,

    Медицинскую защиту,

    Обеспечение пожарной безопасности,

    Подготовку населения в области защиты от ЧС.

Указанные мероприятия проводятся заблаговременно. Проводятся с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других факторов. Объемы, содержание, сроки определяются на основе прогнозов природной и техногенной опасности на конкретной территории. При этом исходят из принципа разумной достаточности и экономических возможностей региона, объекта. Реализуют эти принципы совместно службы МЧС и учреждения гражданской обороны.

Тема 3.1. Организация гражданской обороны на объекте экономки

Система ГО организуется на всех объектах экономики. К объектам экономики относятся производственные, с/х предприятия, учебные заведения и другие организа­ции независимо от формы собственности. На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Начальником ГО - Председателем КЧС объекта яв­ляется его руководитель (директор, управляющий, рек­тор и т. д.). Он несет ответственность за организацию работ по выявлению потенциальных опасностей, прогнозирование и предотвращение ЧС на предприятии, а также за постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Он подчиняется в оперативном отношении Председателю районной КЧС.

Состав объектовой комиссии по ЧС (КЧС) : Председатель, три замес­тителя (главный инженер, зам. по производству и на­чальник штаба ГО). Члены КЧС (руководители - на­чальники служб): начальник службы оповещения и связи (начальник АТС); начальник службы охраны общественного порядка (замдиректора по режиму); начальник службы убежищ и укрытий (начальник ЖКО, ОКСа); начальник службы радиационно-химической защиты (начальник заводской лаборатории); начальник противопожарной службы (инспектор госпожнадзора); начальник аварий­но-спасательной службы (главный механик); началь­ник медицинской службы (руководитель медпункта); начальник транспортной службы (начальник транспор­тного цеха); начальник МТО (замдиректора по МТО); начальник службы энергоснабжения и светомаскиров­ки (гл. энергетик); инженер по технике безопасности (начальник отдела охраны труда и окружающей среды); главный бухгалтер; председатель объектовой эваккомиссии.

Объектовое звено системы предупреждения и ликви­дации ЧС предназначено для предупреждения ЧС в мир­ное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, защите окружающей среды и уменьшения материального ущерба.

Основные задачи:

    обеспечение постоянной готовности органов управле­ния к действиям в ЧС;

    прогнозирование и оценка экономических и соци­альных последствий ЧС;

    обеспечение защиты рабочих и служащих;

    обучение и подготовка руководящего состава, членов КЧС и спасателей

    создание на объекте и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых и материально-тех­нических ресурсов, необходимых для проведения ликвидации последствий ЧС.

Структура объектового звена предупреждений и ликвидации ЧС: КЧС, дежурно-диспетчерская служба: рабочий орган КЧС (главный инженер, штаб ГО, начальник отдела охраны труда, начальник медслужбы, бухгалтер, юрисконсульт и зам. по режиму); оперативная группа { главный инженер, начальник штаба ГО, начальник ППС, звено свя­зи); штаб ГО.

Силы и средства, привлекаемые КЧС (объектовые формирования): два поста РХН; расчетно-аналитическая группа (РАГ); санитарно-промышленная лаборато­рия объекта; сводный спасательный отряд (команда).

Работы по уменьшению риска возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций.

Работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их отрицательных последствий в нашей стране ведутся в двух направлениях.

    проводятся различные технические и организационные мероприятия, которые должны: либо полностью предотвратить возникновение техногенной чрезвычайной ситуации, либо существенно уменьшить ее (или возникновение природной чрезвычайной ситуации) масштабы, Для этого в первую очередь совершенствуют и снабжают современными защитными устройствами существующие технические системы. Их оснащают средствами предупреждения и защиты от пожаров, взрывов, ударов, молний и т. д.

    специально подготавливают персонал, обслуживающий конкретные объекты, и сами объекты к действиям в условиях уже возникшей чрезвычайной ситуации. Для этого создаются детальные планы (сценарии) действия отдельных сотрудников и их групп при различных учреждениях. При этом необходимо прогнозирование степени нарушения безопасности жизнедеятельности и его размеров в зависимости от воздействия различных видов поражающих факторов.

С целью обеспечения качественного выполнения перечисленных работ и контроля за ними правительством было подготовлено постановление № 675 от 1 июля 1995 г. Его выполнение обязательно для предприятий любой формы собственности, могущих способствовать увеличению опасности в процессе работы и особенно при чрезвычайных ситуациях..

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.

На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения

Инженерные мероприятия по защите населения

План

1.

    1. Убежища
    2. Противорадиационные укрытия
    3. Простейшие укрытия

Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Мероприятия инженерной защиты

Инженерная защита - комплекс мероприятий по защите населения в условиях применения современных средств поражения, возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера.

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты. По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30 %, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - до 70 %.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

Укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном для защиты подземном пространстве городов;

Использование для жилья, работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

Использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

Укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

Предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

Возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.

Классификация инженерных сооружений

Наиболее эффективным среди указанных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия (Схема №1).

Схема №1: Классификация защитных сооружений гражданской обороны

Убежища

Убежище гражданской обороны - защитное сооружение гражданской обороны, обеспечивающее в течение определённого времени защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно опасных химических веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Убежища классифицируют по их защитным свойствам, вместимости, месту расположения, обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, времени возведения (Схема №2).

Схема №2: Классификация убежищ по вместимости, месту расположения и времени возведения

В убежищах, находящихся в зонах возможного возникновения массовых пожаров или возможного вторичного химического очага (образующегося в результате разрушения промышленных объектов), предусматривается защита от высоких температур, отравления продуктами горения и ядовитыми веществами, используемыми в производстве.

Характерным признаком убежища является наличие равнопрочных герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств, с помощью которых создаются условия для пребывания в убежищах укрываемых в течение двух и более суток.

Убежища, как правило, возводятся заблаговременно, в мирное время, и оснащаются оборудованием промышленного производства. При угрозе нападения противника и в ходе войны строятся быстровозводимые убежища с использованием готовых конструкций, подручных и местных материалов, с простейшими установками для подачи и очистки воздуха.

По месту расположения убежища могут быть встроенные и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных этажах зданий, а к отдельно стоящим - расположенные вне зданий. Убежища должны располагаться как можно ближе к основной массе людей, подлежащих укрытию.

Все убежища обозначаются знаками, сделанными на видном месте у входа и на наружной двери.

Запрещается приносить в убежище легковоспламеняющиеся или сильно пахнущие вещества, громоздкие вещи, а также приводить домашних животных.

Укрываемые обязаны выполнять все требования коменданта и личного состава звена обслуживания, правила поведения и установленный внутренний порядок в убежище.

Укрываемым запрещается ходить без надобности по помещениям убежища, шуметь, курить, зажигать свечи и другие светильники с открытым пламенем. Отдых в убежище организуется посменно. В первую очередь отдыхают престарелые, дети и больные. В убежище рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, использовать радиоприемники. Выход из убежища без разрешения коменданта запрещается. Вывод укрываемых производится только по указанию коменданта после получения им соответствующего распоряжения или при аварийном состоянии убежища, угрожающего жизни людей. В случае завала убежища или его повреждения, комендант, не ожидая помощи извне, организует работы по выходу из убежища, привлекая для этой цели укрываемых.

Эвакуация укрываемых из убежища производится в такой последовательности: сначала на поверхность выходят несколько человек, чтобы оказать помощь тем, которые не могут выйти самостоятельно, затем эвакуируются пострадавшие, престарелые и дети, а после них - все остальные.

Противорадиационные укрытия

Укрытие городского населения в убежищах обеспечивает его защиту и от радиоактивного заражения. Для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов, по которым нанесение ядерных ударов маловероятно, используются противорадиационные укрытия.

Противорадиационное укрытие, кроме защиты от радиоактивного заражения, защищает также от светового излучения, уменьшает воздействие ударной волны, значительно снижает воздействие проникающей радиации, а также защищает от полива жидкими отравляющими веществами и частично от химических и биологических аэрозолей.

В качестве противорадиационных укрытий, в первую очередь, используются подвалы зданий, подполья домов, погреба, овощехранилища, подземные горные выработки, помещения жилых и производственных зданий, специально приспособленные и оборудованные для размещения укрываемых. Подготавливаются противорадиационные укрытия также заблаговременно, в мирное время. С возникновением угрозы нападения, кроме того, проводится массовое строительство противорадиационных укрытий простейшего типа - перекрытых щелей, землянок, укрытий из саманных блоков, кольцевых и полукольцевых фашин и других подручных материалов.

В сельской местности их строят из расчета размещения в них не только сельского населения, но и населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого из крупных городов. К выполнению работ по строительству привлекается все трудоспособное население, в том числе и прибывшие из города.

Все укрытия и приспособленные под укрытия подвалы и другие помещения обозначаются так же, как и убежища.

Правила поведения сводятся к следующему:

  • находящиеся в укрытии должны строго соблюдать режим поведения, установленный местным штабом гражданской обороны. Самостоятельный выход из укрытия запрещается;
  • дверь и занавес на входе, а также вентиляционные отверстия в первые 3 часа с начала заражения должны быть закрытыми. В последующем для проветривания помещения разрешается открывать заслонку вентиляционных коробов на 15-20 минут. При наличии в укрытии простейших средств воздухоподачи они периодически включаются в работу;
  • при сильном ветре, если ветер дует со стороны входа, нельзя открывать дверь и вентиляционные короба;
  • пол в укрытии необходимо периодически смачивать водой;
  • при вынужденном выходе на зараженную местность нужно надевать индивидуальные средства защиты, при возвращении в укрытие - стряхнуть пыль с верхней одежды, головного убора и обуви вне укрытия, осторожно снять их и оставить в тамбуре;
  • нельзя открывать входную дверь при открытом вытяжном коробе; вытяжку разрешается открывать только через 10-15 минут после закрытия входной двери, когда осядет пыль;
  • через 2-3 суток пребывания в укрытии все предметы, находящиеся в нем, а также все поверхности необходимо протереть мокрой тряпкой;
  • во время приема пищи и воды нельзя открывать дверь и вентиляционные отверстия;
  • продукты и воду нужно хранить тщательно упакованными и защищенными от попадания на них радиоактивной пыли;
  • в укрытии запрещается курить;
  • при пользовании источниками света с открытым пламенем (керосиновыми лампами, свечами) их следует ставить ближе к вытяжке;
  • топить печи в зимнее время необходимо при закрытой дверце, в перерывах между топками - закрывать дымоход.

Продолжительность пребывания населения в противорадиационных укрытиях определяется штабом гражданской обороны объекта в зависимости от сложившейся радиационной обстановки.

Простейшие укрытия

Простейшие укрытия типа щели, траншеи, окопа, блиндажа, землянки прошли большой исторический путь, но мало чем изменились по существу. Они были довольно надежной защитой для солдат в первую мировую войну и еще более исключительно важную роль сыграли в Великой Отечественной войне. И сейчас в любых чрезвычайных ситуациях военного (конфликтного) характера они остались простой и хорошо зарекомендовавшей себя защитой. Подтверждением тому - события в Чечне, Югославии. Несмотря на кажущуюся скоротечность конфликта и маневренный характер боевых операций первое, к чему приступили солдаты и офицеры - рытье траншей, щелей, землянок, оборудование укрепленных (защитных) постов на дорогах, окраинах населенных пунктов и в других важных точках. Матушка Земля и сегодня охраняет жизнь людей от пуль, снарядов, мин и прочих сюрпризов враждующих сторон вплоть до самых современных. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов.

Щель может быть открытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8-2,0 м., шириной по верху 1,0-1,2 м., по низу - 0,8 м. Обычно щель строится на 10 человек.

Открытая щель в 1,5 - 2 раза уменьшает поражающее действие ударной волны и светового излучения и в 3 - 4 раза ослабляет действие ионизирующих излучений.

Перекрытая щель полностью защищает от светового излучения, в 2 - 3 раза ослабляет действие ударной волны, в 20 - 40 раз ослабляет ионизирующее излучение (а при насыпке 60 - 70 см. грунта - в 200 - 300 раз). Кроме того, перекрытая щель предохраняет от попадания на одежду и кожу людей РВ, ОВ и БС в капельно-жидком виде. В щели на 10 человек можно рекомендовать оборудовать 7 мест для сидения и 3 места для лежания. В перекрытой щели следует иметь освещение.

Список использованной литературы:

  1. Смирнов А.Т. и др. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. Москва: «Дрофа», 2009.

2. Громов В.И., Васильев Г.А. «Энциклопедия безопасности - 3». Москва, 2000.

3. http://dic.academic.ru/ (Словарь терминов черезвычайных ситуаций)

4. http://umc-lab.ru/

5. http://www.obzh.ru/old/pre/ («Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». Электронное учебное пособие.)

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс Петров Сергей Викторович

2.5. Мероприятия по защите от наводнений

В районах возможного возникновения наводнений проводится ряд предупредительных мероприятий, направленных на снижение степени воздействия их поражающих факторов и последствий для населения, экономики и окружающей природной среды. Такие мероприятия можно разделить на заблаговременные, т. е. проводимые заранее, и оперативные, которые проводятся при непосредственной угрозе затопления территории населенных пунктов.

К наиболее эффективным заблаговременным мероприятиям относятся:

Регулирование стока вод с помощью водохранилищ;

Создание лесных полос, искусственных озер и запруд, дренажной системы с целью перехвата осадков до их поступления в русло реки;

Строительство плотин, защитных дамб, откосов и волнорезов;

Увеличение пропускной способности русел рек (ликвидация рукавов, расширение, спрямление и углубление русла, укрепление берегов, устранение различных препятствий на пути водного потока);

Осушение болот и переувлажненных земель;

Подсыпка территорий, предназначенных для строительства зданий и сооружений, выравнивание береговой линии, строительство водоотводных каналов.

Следует заметить, что проведение перечисленных заблаговременных предупредительных мероприятий требует больших затрат, однако сумма ущерба, наносимого наводнением, значительно превышает эти затраты.

При непосредственной угрозе затопления территории для ограничения распространения воды сооружают отводные каналы, возводят оградительные валы и дамбы из грунта, мешков с песком, камней и других материалов. Зимой оградительные валы и дамбы в целях ускорения их возведения чаще всего строят из снега или льда.

К оперативным предупредительным мероприятиям относятся:

Оповещение населения об угрозе наводнения;

Заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;

Плотина

Частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затопления, защита материальных ценностей.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность и своевременность проведения мероприятий по защите от наводнений, является их прогнозирование. Научно обоснованное предсказание развития, характера и масштабов наводнений осуществляется в рамках гидрометеорологического прогноза, в котором указывают примерное время возникновения угрозы наводнения (например, вскрытия или замерзания реки, обильных осадков, вероятность образования заторов льда), ожидаемый максимальный уровень подъема и продолжительность стояния воды, площадь затопления и другое.

Прогнозы делятся на краткосрочные - до 10-12 суток и долгосрочные - до 2-3 месяцев и более. Они могут быть локальными (для отдельных участков рек и водоемов) или территориальными, содержащими обобщенные по значительной территории сведения об ожидаемых размерах и сроках явления. Многолетний опыт показал, что материальный ущерб от наводнений существенно уменьшается при наличии своевременного и достоверного прогноза, хорошо налаженной службы информации и оповещения, высокой организованности и подготовленности населения.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги "Шпионские штучки" и устройства для защиты объектов и информации автора Андрианов Владимир Ильич

Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

2.2. Классификация наводнений по причинам возникновения Различают шесть основных типов наводнений в зависимости от причин их возникновения: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон, наводнение при прорывах плотин.Половодье - периодически повторяющийся подъем

Из книги Энциклопедия спецслужб автора Дегтярев Клим

2.3. Классификация наводнений по масштабу По повторяемости, размерам (масштабам) и наносимому суммарному ущербу наводнения делятся на четыре группы - низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические. Масштабы распространения и повторяемости наводнений по группам

Из книги Несчастья невских берегов. Из истории петербургских наводнений автора Померанец Ким

2.4. Поражающие факторы наводнений Основным первичным поражающим фактором наводнения является поток воды, характеризующийся высоким уровнем подъема, а при прорывах плотин и паводках - также значительными скоростями течения, и вызывающий затопление и подтопление

Из книги Щит от кредиторов. Увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам, защита имущества от приставов автора Евстегнеев Александр Николаевич

2.6. Действия населения при угрозе и во время наводнений Действия населения при угрозе наводнения зависят от скорости развития этого опасного гидрологического явления.После получения прогноза о возможности наводнения осуществляется оповещение и информирование

Из книги автора

Панама: на защите Панамского канала Система спецслужб страны:Комитет общественной безопасности;Военная разведка G-2 при Генштабе .В 1983 году руководитель G-2 Мануэль Норьега при активном содействии США и поддержке американских спецслужб захватил власть в стране.

Из книги автора

О географии Петербурга и измерении наводнений Петербург во многом особенный город. Необычны и его природные условия. Из крупнейших городов мира он самый северный, расположенный на 60-й параллели, всего примерно в 700 км от Полярного круга (чуть дальше, чем от Москвы).

Из книги автора

Статистика наводнений И случай, Бог изобретатель. А.С. Пушкин Описания отдельных случаев памятных наводнений в Петербурге представляют собой, по существу, хронику событий глазами очевидцев, журналистов, писателей. Такие описания имеют определенный исторический

Из книги автора Из книги автора

Приложение 2 Перечень наиболее значительных наводнений Даты до февраля 1918 г. даны по старому и новому (в скобках) календарным

Из книги автора

Приложение 3 Памятные надписи с отметкой уровня воды во время наводнений Петропавловская крепость, под аркой Невских ворот: «1777 года сентября 10 дня пополуночи в 7 часу вода стояла по красную линию выше ординарной воды 9 фут и 11 дюймов» «1752 года октября 23 дня пополуночи в

Из книги автора

Закон о защите прав потребителей Этот документ мы также очень рекомендуем иметь на книжной полке (или в компьютере) и периодически перечитывать.Остановимся на некоторых важных статьях этого закона.Статья 16 Закона «О защите прав потребителей»: недействительность



Просмотров