Эвакуация и рассредоточение. Сборные эвакуационные пункты. Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размещению его в загоро
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Омский институт
по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
Эвакуация и рассредоточение населения в чрезвычайных ситуациях
Выполнила:
Студентка 1 курса ЭУ
Заочной полной
Формы обучения
№ зачетной книжки
ЭУ-09-74
Костомахина Любовь
Юрьевна
Проверила:
Преподаватель
Гончарова
Оксана Владимировна
Г. Омск - 2009
Введение.
Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня - необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не из-за различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.
Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это - экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это - проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовно-нравственной сферы и др.
Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 1960-1980-х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.
Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают чрезвычайные ситуации.
1. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - в РФ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Источник чрезвычайной ситуации – это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Опасный производственный объект – это производственные объекты на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды; а также используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов; ведутся –горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.
Ликвидация региональной чрезвычайной
К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.
Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эвакуация и рассредоточение городского населения
Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.
1 Способы и порядок проведения эвакуации и рассредоточения населения
Эвакуация - организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в сфере производства, в том числе учащихся и студентов учебных заведений, из городов в загородную зону.
Рассредоточение - организованный вывоз из городов рабочих и служащих объектов, работающих в военное время, и их размещение в загородной зоне для отдыха.
Рассредоточение рабочих и служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен на работу, медицинское обслуживание и обеспечение питанием.
Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне.
Руководят рассредоточением рабочих и служащих и эвакуацией остального населения штабы гражданской обороны всех уровней. Оповещают население об эвакуации штабы ГО с помощью средств массовой информации: по радио, телевидению, через печать, а также через ЖЭК (домоуправления).
На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.
Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях. Каждому СЭП приписывается порядковый номер.
К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе.
2 Обязанности эвакуируемых, их экипировка
С объявлением эвакуации граждане обязаны быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи, деньги и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельства о рождении детей). Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются. Детям дошкольного возраста необходимо пришить на одежду метки из белой ткани с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, адреса родителей и конечного пункта эвакуации.
Поскольку время на подготовку к эвакуации может весьма ограниченно, в каждой семье желательно заранее определить и составить список вещей и продуктов, которые нужно взять с собой в то или иное время года. Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания должна составлять примерно 50 кг на взрослого человека; при эвакуации пешим порядком она может быть значительно меньше - в соответствии с физической выносливостью каждого человека.
В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки квартиры, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать ключ под охрану домоуправления .
Прибыть к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, пройти регистрацию. С собой, помимо вещей и документов, необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух- трехсуточный запас продуктов питания и воды.
3 Правила поведения на СЭП, в пути следования
Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации сборных эвакуационных пунктов являются основными правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства. При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны от 500 до 1000 человек.
Для контроля за организацией марша назначаются исходный пункт движения и пункты регулирования. Скорость движения планируется 4-5 километров в час. Для отдыха совершающих марш пешим порядком предусматриваются привалы: малый (на 10-15 минут) - через каждые 1-1,5 часа движения, и большой (на 1-2 часа) в начале второй половины перехода. Маршрут пеших колонн обычно планируется на расстояние одного суточного перехода с задачей выйти за зону возможных разрушений.
При эвакуации пешим порядком необходимо соблюдать указанный темп движения и быть готовым по сигналу Воздушная тревога укрыться в ближайшем защитном сооружении или воспользоваться защитными свойствами местности (овраги, карьеры, ущелья т.п.).
Непосредственно перед маршем, если есть возможность, следует принять горячую пищу, ибо возможность ее приготовления и принятия в пути следования маловероятна.
При совершении марша необходимо соблюдать порядок. Нельзя покидать колонну без разрешения ее начальника. При плохом самочувствии нужно обратиться к медицинскому работнику, сопровождающему колонну. В случае появления в колонне посторонних лиц следует немедленно сообщить об этом начальнику колонны. Зимой на маршрутах организуются пункты обогрева.
4 Прием и размещение прибывшего населения
Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы администрации со штабами гражданской обороны сельских районов. Для этого при администрации создаются приемные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты встречи.
Заключение.
Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы говорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества - чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.
Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки - найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания - человек, люди, общество, и цель этого общества - защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.
Населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются: ... 10 и пакет перевязочный индивидуальный (ПП). рассредоточение и эвакуация населения из опасной зоны (подготовка эвакомероприятий...
Защитное действие населения от чрезвычайных ситуаций и их возможное последствие
Реферат >>Защитное действие населения от чрезвычайных ситуаций и их возможное последствие 1. ... первый этап эвакуации . Существует два вида эвакуации : 1)Плановая (план эвакуации , место... превышать 30-40 км. Рассредоточение населения с целью максимально сократить возможные...
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Книга >> Безопасность жизнедеятельностиРазновидностями опасных и чрезвычайных ситуаций являются опасные и чрезвычайные ситуации социального происхождения, которые... защитных сооружениях; использование населением средств индивидуальной защиты; эвакуация и рассредоточение в безопасную зону; ...
Чрезвычайные ситуации (6)
Реферат >> Безопасность жизнедеятельностиНа крышу. Эвакуация населения в этом случае... возникающих в незначительных количествах и рассредоточенных во времени и по площади; ... В. Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / А. С. Гринин, ...
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из районов ЧС и размещению его в загородной зоне. Она осуществляется с целью заблаговременного вывоза (вывода) населения из опасных районов в случае возникновения ЧС как мирного, так и военного времени
Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне(ЗЗ) для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах. Рассредоточение рабочих и служащих проводится путем вывоза их всеми видами транспорта, независимо от его принадлежности, в районы загородной зоны.
Загородная зона (ЗЗ) - это территория в пределах границ субъектов РФ, расположенных вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне пограничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.
По времени проведения эвакуация подразделяется на заблаговременную (упреждающую), и экстренную .
По масштабам проведения эвакуация подразделяется на:
локальную - проводимую в случае, когда зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских районов или сельских населенных пунктов. Численность эваконаселения не превышает несколько тысяч человек.
местную - когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. Численность эваконаселения - от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.
региональную - проводится при воздействии поражающих факторов на значительной площади, захватывающей территорию одного или нескольких субъектов РФ, включая крупные города.
По охвату эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, может проводиться:
· общая эвакуация - вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС в загородную зону (33);
· частичная эвакуация - вывоз (вывод) из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ и т. д.
Принципы эвакуации :
Она проводится по территориально-производственному принципу по предприятиям, учреждениям, организациям; остальное население - по территориальному принципу, через жилищно-эксплуатационные организации по месту жительства.
Основным способом проведения эвакуации является комбинированный: вывод населения из городов пешим порядком в сочетании с вывозом его всеми видами имеющегося транспорта (применимо к населению, неспособному передвигаться пешим порядком). Рассредоточение и эвакуация населения района осуществляются с максимальным использованием всех видов транспорта.
Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения создаются эвакуационные органы:
· районные и объектовые эвакуационные комиссии;
· сборные эвакуационные пункты (СЭП);
· промежуточные пункты эвакуационные (ППЭ);
· приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
· оперативные группы по организации вывоза эваконаселения;
· пункты посадки (ПП);
· пункты высадки (ПВ),
· группы управления на маршрутах пешей эвакуации.
Районные эвакуационные комиссии создаются по решению Администрации района, а объектовые - по приказу начальника гражданской обороны объекта. Они предназначаются для планирования, организации и проведения мероприятий по рассредоточению рабочих и служащих и эвакуации населения.
Задачи ЭК:
1. Учет населения, подлежащего эвакуации и рассредоточению;
2. Определение порядка (последовательности) проведения рассредоточения и эвакуации.
3. Организация материально-технического, медицинского, транспортного и других видов обеспечения.
4. Подготовка маршрутов эвакуации пешим порядком и транспортом.
5. Организация связи и взаимодействие с приемно-эвакуационными комиссиями сельских районов по вопросам приёма, размещения, трудоустройства, материального и медицинского обеспечения.
Состав эвакуационных комиссий:
председатель ЭК (Зам. главы администрации территориального образования); Членами ЭК назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, УВД, представители начальников гарнизонов и военных комиссариатов.
Сборные эвакуационные пункты создаются по решению начальника гражданской обороны района. Они предназначаются для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а пеших колонн на исходные пункты пешего движения. СЭПы организуются вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней и на объектах, а для населения, выводимого пешим порядком, - вблизи маршрутов выхода в назначенные районы.
Задачи СЭП:
1 Оповещение населения различными способами о начале рассредоточения и эвакуации
2. Сбор населения и информации об обстановке.
3. Регистрация и учет эвакуируемых.
4. Контроль подготовки транспортных средств.
5. Организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункты назначения
6 Укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога».
7 Предоставление сведений в ЭК района о ходе эвакуации.
Районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения в загородной зоне выделяются заблаговременно в соответствии с планом ГО старшего начальника.
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначены для временного размещения населения и последующей отправки.
Примерный состав ППЭ: - начальник ППЭ, зам начальника ППЭ, группа по приему, учету и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа, группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребенка, пост охраны общественного порядка (ООП).
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП ) создаются и развертываются в сельских районах для непосредственного приема населения. На ПЭП организуют встречу прибывших людей, их учет и отправку в конечные пункты размещения транспортом сельского района или пешим порядком.
Примерный состав ПЭП: - начальник ПЭП, зам. начальника ПЭП, группа встречи и приема эвакуируемых, группа учета и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуируемых к месту расселения, группа питания и снабжения, стол справок, медпункт, комната матери и ребенка, комендант, пост охраны общественного порядка (ООП)
Эвакуация и рассредоточение
Одним из основных способов защиты населения от современных средств поражения в военное время, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера является его эвакуация.
Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также в случае применения противником оружия массового поражения, и размещение его в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источников ЧС).
Рассредоточение – это организованный вывоз из городов и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий, организаций, продолжающих деятельность в этих городах, как при ЧС мирного характера, так и военного времени.
Периодически, в соответствии с производственным циклом объекта экономики возвращаются в город для работы, после чего вновь убывают на отдых в загородную зону. Что касается учебных заведений, то они на это время прекращают свою деятельность.
Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника Гражданской Обороны Российской Федерации – Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению начальников гражданской обороны, субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.
Ответственность за организацию планирования, обеспечения, проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне возлагается на начальников Гражданской Обороны:
На территории РФ и входящих в ее состав административно-территориальных образований – на соответствующих руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
В отраслях и на объектах экономики – на их руководителей.
Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы гражданской обороны, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств. В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, эвакуационным мероприятиям представляется возможным выделить следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичнаяэвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне. Классификация вариантов проведения эвакуации, в зависимости от времени и сроков проведения:
Заблаговременная, при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийных бедствиях, или применения противником ОМП. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия, или данных разведки на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течении этого срока.
Экстренная, в случае возникновения ЧС. Вывоз (вывод) населения может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей. В зависимости от требований к срочности принятия решения на проведение эвакуации и ожидаемых масштабов чрезвычайной ситуации эвакуация может объявляться председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальником гражданской обороны административно-территориальной единицы, на территории которой возникла опасность, если соответствующая комиссия не создана. В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, указание на проведение эвакуации может быть отдано и диспетчером опасного техногенного объекта. Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и их семей, осуществляется по производственному принципу начальниками ГО предприятий (т.е. по предприятиям, учреждениям, организациям), на которые возлагается ответственность за проведение эвакуации.
Эвакуация неработающего населения производится по территориальному принципу (т.е. по месту жительства) и организуется городскими эвакокомиссиями совместно с ЖЭУ, ЖКК, РЭУ. Места рассредоточения и эвакуации определены заранее. Например, для г. Сургута – это г. Когалым и г. Нефтеюганск - для эвакуации. Район Лянтора и других населенных пунктов – для рассредоточения.
Рассредоточение и эвакуация может проводиться пешим порядком, с использованием транспортных средств, а также комбинированным способом. Вид транспорта, задействованный для эвакуации может быть самым разнообразным: автотранспорт, железнодорожный, водный и личный транспорт. Учитывая климатические условия города Сургута, население города будет эвакуироваться в основном авто- и железнодорожным транспортом. Использование водного и личного транспорта не целесообразно, также как и вывод населения пешим порядком.
Автотранспорт – в большинстве случаев используется для вывоза эвакуируемых на большие расстояния. При перевозках автотранспортом помимо пассажирских автобусов применяются приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Повышаются нормы загрузки автотранспортных средств. Автотранспорт сводится в колонны по 25-30 машин.
Для вывоза населения по железной дороге используются не только пассажирские ж/д составы, но различные средства, обычно не применяемые в нормальных условиях для перевозки людей (товарные вагоны, полувагоны, платформы и др.). Предусматривается более плотная загрузка вагонов, а также увеличение длины поездов.
Оповещение рабочих и служащих предприятий проводится руководителями объектов, как только они получат распоряжение на проведение эвакомероприятий со штаба ГО и ЧС. При этом должно быть указанок какому времени прибыть на СЭП; каким транспортом будет организована отправка в загородную зону; район размещения в загородной зоне.
Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями начальников Гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органонов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГОЧС и службами гражданской обороны.
Заблаговременно (в мирное время) формируются следующие эвакоорганы:
Эвакуационные комиссии – республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые;
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) – городские и объектовые;
Эвакуационные приемные комиссии – при органах местного самоуправления;
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
Оперативные группы (ОГ) – по организации вызова эваконаселения;
Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
Администрация пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).
Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются федеральным законом «О гражданской обороне», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС. Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии – заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.
В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, органов управления ГОЧС. Эвакуационная комиссия объекта занимается всеми вопросами по организации рассредоточения и эвакуации рабочих и служащих. На каждом предприятии, в учреждении: РЭУ заблаговременно составляет эвакуационные списки, которые с паспортами являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.
Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них – рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.
Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации – радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.
Рассредоточение рабочих и служащих в загородную зону производится также с СЭПов. Рассредоточение рабочих и служащих производится на расстоянии 2-х часового переезда от города до места размещения. Находясь на СЭП всем следует внимательно слушать распоряжения органов ГО и ЧС. Люди на СЭП должны находиться не более 1 часа. Успех эвакуации во многом будет зависеть от самого населения – от его организованности, дисциплинированности и подготовленности к этому мероприятию. Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу) за город: собрать необходимые вещи, подготовить средства индивидуальной защиты (обязательно средства защиты органов дыхания), документы и деньги; в квартире (доме) снять гардины и занавеси с окон, убрать в затененные места легковоспламеняющиеся предметы (вещи), необходимо отключить газ, электроприборы.
Из вещей берется самое необходимое – одежда, обувь, белье. В комплекте одежды желательно иметь плащ и спортивный костюм; обувь предпочтительно должна быть резиновая или на резиновой основе. Эти виды одежды и обуви наиболее пригодны для использования в качестве средств защиты кожи в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения. Обязательно следует взять теплые (шерстяные) вещи, даже если эвакуация производится летом.
Необходимо также взять с собой продукты питания и немного питьевой воды. Продукты питания берутся на 2-3 суток, лучше брать не скоропортящиеся продукты, легко сохраняемые и не требующие длительной подготовки перед употреблением – консервы, концентраты, сухари и т.д. Воду целесообразно хранить во фляжке.
Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания должна составлять примерно 50 кг на взрослого человека; при эвакуации пешим порядком она может быть значительно меньше – в соответствии с физической выносливостью каждого человека.
Все вещи и продукты питания должны быть упакованы в рюкзаки, мешки, сумки, чемоданы или связаны в узлы. При эвакуации пешим порядком их следует упаковывать в рюкзаки и вещевые мешки, чтобы удобнее было нести. К каждому месту с вещами и продуктами питания прикрепляется бирка с фамилией, именем и отчеством, адресами постоянного места жительства конечного пункта эвакуации их владельца.
Из документов взрослые должны иметь при себе: паспорт, военный билет, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, диплом (аттестат) об окончании учебного заведения, свидетельство о браке и рождении детей.
Соответствующим образом необходимо подготовить к эвакуации детей. Подбирая одежду и обувь для детей, нужно учитывать их защитные свойства и время года. Для детей до 3 лет следует запасти детские продукты, которых в пунктах питания может не быть, - детское питание, сухое молоко, консервированные соки и т.д.; для детей дошкольного и младшего школьного возраста из продуктов питания лучше всего брать консервы, концентраты, сыры, сухари, печенье и другие не скоропортящиеся продукты, а также флягу с кипяченой водой. Все продукты должны быть упакованы в целлофановые пакеты. Дошкольникам необходимо, подготовить их любимые игрушку и книгу. К чемоданам (рюкзаками) с вещами и продуктами питания эвакуируемых детей надо прикрепить бирки, на которых разборчиво написать фамилию, имя и отчество ребенка, домашний адрес и пункт эвакуации. Аналогичные метки нужно сделать детям дошкольного возраста: во внутренний карман той одежды, в которой они обычно ходят, следует вложить карточку с указанием имени, отчества и фамилии ребенка, года рождения, место жительства и места работы отца или матери; еще лучше написать эти сведения на кусочке белой материи и подшить его с внутренней стороны одежды ребенка под воротником. Сбор населения для эвакуации проводится за 4 часа. Эвакуация рассчитана на месяц.
Город эвакуируется за сутки. Автобусы будут курсировать по городу с табличками СЭП№___.
Посадку на автомобили, суда, в вагоны организуют старше этих транспортных средств. Если человек заболел, он должен, через родственников или соседей, сообщить в ЖЭУ, чтобы его вывезли. Если больной находится в медицинском учреждении, то они эвакуируются с этим учреждением. Прибыв на СЭП, необходимо пойти в регистрацию, затем согласно распределению направиться для отбытия по вагонам, автобусам.
Таблица 2- Расчет потребности автобусов для эвакуации населения
К основным задачам эвакуационной комиссии административно-территориального звена относятся:
Поддержание связи с подчиненными эвакуационными органами и транспортными службами, контроль хода оповещения населения и подачи транспорта на пункты посадки.
Руководство работой подчиненных эвакуационных комиссий по сбору эвакуируемого населения и отправке его в безопасные районы.
Осуществление доклада эвакоприемным комиссиям о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта.
Сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения, доклад их начальнику ГО и вышестоящим эвакуационным органам.
Организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты населения.
Основные задачи эвакуационной комиссии объекта:
Оповещение рабочих и служащих объекта о начале эвакуации, времени прибытия их и членов их семей на СЭП.
Постановка задачи начальникам эшелонов, старшим по автоколоннам, вручение им списков эваконаселения, вошедшего в состав колонны (эшелона).
Поддержание взаимодействия с транспортными органами, выделяющими транспортные средства для вывоза рабочих, служащих объектов и членов их семей в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС).
Ведение учета и доклад начальнику гражданской обороны объекта и районной (городской) эвакокомиссии о количестве вывезенных в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов ЧС) рабочих, служащих и членов семей (по времени, видам транспорта).
Обеспечение защиты населения на СЭП, пунктах посадки, на ППЭ.
Поддерживает взаимодействие с эвакоприемными комиссиями в безопасном районе (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС). При необходимости высылает туда своих представителей.
Население укрывается в защитных сооружениях в случае аварии на АЭС, химическом предприятии, при стихийных бедствиях (смерч, ураган) и возникновении военных конфликтов. Заполнять убежища надо организованно и быстро. Каждый должен знать месторасположение закрепленного сооружения и пути подхода к нему.
Маршруты движения желательно обозначать указателями, установленными на видимых местах. Чтобы не допустить скопления людей в одном месте и разделить потоки, на путях движения обычно назначают несколько маршрутов, расчищают территорию, освобождают от всего, что может служить помехой.
В убежище лучше всего размещать людей группами – по цехам, бригадам, учреждениям, домам, улицам, обозначив соответствующие места указками. В каждой группе назначают старшего . Тех, кто прибыл с детьми, размещают в отдельных отсеках или специально отведенных местах. Престарелых и больных стараются устроить поближе к воздухоразводящим вентиляционным трубам.
В убежище (укрытии) люди должны приходить со средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и личными документами. Нельзя приносить с особой громоздкие вещи, сильнопахнущие и воспламеняющиеся вещества, приводить домашних животных. В защитном сооружении запрещается ходить без надобности, шуметь, курить, выходить наружу без разрешения коменданта (старшего), самостоятельно включать и выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, открывать защитные герметичные двери, а также зажигать керосиновые лампы, свечи, фонари. Аварийные источники освещения применяются только с разрешения коменданта укрытия на ограниченное время в случае крайней необходимости. В убежище можно читать, слушать радио, беседовать, играть в тихие игры (шашки, шахматы, современные электронные игры).
Укрываемые должны строго выполнять все распоряжения звена по обслуживанию убежища (укрытия), соблюдать правила внутреннего распорядка, оказывать помощь больным, инвалидам, женщинам и детям.
Прием пищи желательно производить тогда, когда вентиляция отключена. Предпочтительнее продукты без острых запахов и по возможности в защитной упаковке (в пергаментной бумаге, целлофане, различного вида консервы). Рекомендуется следующий набор для дневной нормы питания взрослого человека: сухари, печенье, галеты в бумажной или целлофановой упаковке, мясные или рыбные консервы, готовые к употреблению, конфеты, сахар рафинад).
Для детей, учитывая их возраст и состояние здоровья, лучше брать сгущенное молоко, фрукты, фруктовые напитки.
Для всех укрываемых, за исключением детей, больных и слабых, на время пребывания в защитном сооружении следует установить определенный порядок приема пищи, например, 2-3 раза в сутки, и в это время раздавать воду, если она лимитирована.
Медицинское обслуживание проводится силами санитарных постов и медпунктов предприятий, организаций и учреждений, в чьем распоряжении находится убежище. Здесь могут пригодится навыки оказания самопомощи и взаимопомощи.
В соответствии с правилами техники безопасности запрещается прикасаться к электрооборудованию, баллонам со сжатым воздухом и кислородом, входить в помещения, где установлены дизельная электростанции и фильтровентиляционный агрегат. Однако в случае необходимости комендант может привлечь любого из укрываемых к работам по устранению каких-либо неисправностей, поддержанию чистоты и порядка.
После заполнения убежища по распоряжению коменданта личный состав звена закрывает защитно-герметические двери, ставни аварийных выходов и регулировочные заглушки вытяжной вентиляции, включает фильтровентиляционный агрегат на режим чистой вентиляции.
Для нормальных условий внутри убежища необходимо поддерживать определенную температуру и влажность. Зимой температура не должна превышать 10-15˚ тепла, летом 25-30˚. Измеряют обычным термометром, держа его на расстоянии 1 метра от пола и 2 метра от стен. Замеры делают при режиме чистой вентиляции через каждые 4 часа, при режиме фильтро-вентиляции – через 2 часа. Влажность воздуха определяют психрометром каждые 4 часа. Нормальной считается влажность не выше 65-70%.
Если в убежище предстоит находиться длительное время, необходимо создать людям условия для отдыха.
Уборка помещения производится два раза в сутки самими укрываемыми по указанию старших групп. При этом санитарные узлы обязательно обрабатываются 0,5% раствором соли гипохлорита кальция.
Технические помещения убирает личный состав звена по обслуживанию убежища.
В случае обнаружения проникновения вместе с воздухом ядовитых или отравляющих веществ укрываемые немедленно надевают средства защиты органов дыхания, а убежище переводится на режим фильтровентиляции.
При возникновении вблизи убежища пожаров или образовании опасных концентраций АХОВ защитное сооружение переводят на режим полной изоляции и включают установку регенерации воздуха, если такая имеется. Время пребывания населения в защитных сооружениях определяется штабами ГО объектов. Они устанавливают, кроме того, порядок действия и правила поведения при выходе из убежищ и укрытий. Этот порядок и правила поведения передаются в защитное сооружение по телефону или другим возможным способом.
Выход из убежища (укрытия) производится по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей.
Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового поражения (ОМП).
Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время. К категории рассредоточиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающий жизнедеятельность города (например, работники коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.
Эвакуация представляет собой организованный вывоз или вывод из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне остального населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного затопления. В отличие от рассредоточенных эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого распоряжения.
Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточение и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения населения, который в зависимости от количества рабочих, служащих и членов их семей может включать один или несколько расположенных рядом населенных пунктов.
Районы расселения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на переезд людей для работы в город и их обратное возвращение в загородную зону для отдыха затрачивалось бы минимальное время.
Районы расселения рассредоточиваемых целесообразно также располагать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей. Расселяют рабочих, служащих и членов их семей с соблюдением производственного принципа. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен в город на работу и обеспечение людей питанием, медицинским обслуживанием.
Рабочих и служащих объекта, переносящего свою производственную деятельность в загородную зону, размещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и служащих предприятий, продолжающих работать в городе. Эвакуированное население, не связанное с производством и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служащих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного затопления, - в населенных пунктах, находящихся вблизи этих зон.
Эвакуация широко применялась в Великую Отечественную войну. Однако эти эвакуационные мероприятия принципиально отличаются от эвакуационных мероприятий, намечаемых на случай войны в современных условиях. Во время Великой Отечественной войны, например, население эвакуировалось в отдаленные районы в противоположном направлении от противника, современная эвакуация предусматривает вывод и вывоз населения из наиболее вероятных объектов ядерного нападения противника в безопасные зоны во всех направлениях от городов.
Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населения городов, а, следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены. Принципиальная схема рассредоточения и эвакуации представлена на рис. 1.
Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются руководители и штабы гражданской обороны объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Рассредоточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения об их проведении.
Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт индивидуального пользования.
Для вывоза населения железнодорожным и водным транспортом используются пассажирские железнодорожные составы и пассажирские теплоходы, а при их недостатке - и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматриваются более уплотненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.
Вывоз рассредоточиваемого и эвакуируемого населения автотранспортом обычно планируется на небольшие расстояния. Для этого используются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Определенная часть населения, особенно подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.
Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность привалов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эвакуации (ППЭ), порядок и сроки вывода (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сигналы управления и оповещения.
При угрозе нападения противника и недостатке транспортных средств важное значение приобретают сроки эвакуации населения за пределы зон возможных разрушений. В этих случаях используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущность комбинированного способа эвакуации состоит в том, что массовый выводнаселения из городов пешим порядком сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.
Все работы по организации и проведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответствии с планом и указаниями руководителя ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения на объекте создается эвакуационная комиссия, а на крупных объектах, кроме того, могут создаваться также сборные эвакуационные пункты (СЭП). Приказом руководителя ГО объекта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуационной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.
Рассредоточение и эвакуация населения проводятся через сборные эвакуационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пешем порядке (пешими колоннами) на исходные пункты пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, - вблизи маршрутов вывода в назначенные районы.
На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер; к нему приписывают ближайшие объекты народного хозяйства, а также ТСЖ, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.
Получив распоряжение о проведении рассредоточения и эвакуации, руководителя ГО объекта организует выполнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряжением старшего начальника.
Население объекта о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, ТСЖ, полицию, а также радиотрансляционную сеть и местное телевидение, по другим каналам мультимедиа. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, население должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запасы продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время.
В случае, если рабочих и служащих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более отдаленные районы по направлению рассредоточения (эвакуации); время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо.
Прибывших на сборный эвакуационный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, пристани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддерживают установленный порядок.
На каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон - старший вагона. Начальники железнодорожных эшелонов и старшие автоколонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график движения транспорта и прибыть на соответствующую станцию (пункт) в загородной зоне в установленное время.
Вывод населения объекта пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 час. движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 человек. Для удобства управления колонну следует разбивать на группы по 50-100 человек, а во главе групп назначать старших. Старшие групп обязаны проверять численность наличного состава, не допускать в группы посторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдерживать в пределах 4-5 км/час, а дистанции между колоннами -до 500 м.
При совершении марша через каждые 1-1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10- 15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстающим, предоставляют людям кратковременный отдых. За время привала растянувшиеся колонны подтягиваются. На большом привале, помимо этого, организуют прием горячей пищи.
При проведении рассредоточения и эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (портах, пристанях) посадки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицинским образованием, а в состав пешей колонны включают 1-2 медицинских работников и 1-2 сандружинницы.
Люди, двигающиеся в пеших колоннах, по сигналу «Воздушная тревога» укрываются в складках местности или в ближайшем защитном сооружении. При вынужденной остановке эшелона (автоколонны), вызванной применением противником оружия массового поражения, следует быстро высадить людей из вагонов (автомашин) и принять необходимые меры по защите их в складках местности или в ближайших защитных сооружениях. Если при движении в загородную зону встретятся районы радиоактивного, химического или бактериологического (биологического) заражения, то их по возможности обходят с наветренной стороны. В случае, когда обхода нет, эти районы преодолевают на повышенных скоростях в средствах индивидуальной защиты.
Для организации приема и размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого городского населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. Приемные эвакуационные комиссии района, поселка, создаются решением соответствующего исполнительного комитета муниципального органа. Приемные эвакуационные комиссии проводят свою работу во взаимодействии со штабами и службами ГО. В состав приемной эвакуационной комиссии сельского (поселкового) Совета включаются ответственные работники исполнительного комитета муниципального органа, руководители предприятий торговли, общественного питания, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения. Председателем приемной эвакуационной комиссии сельского (поселкового) Совета муниципального органа назначается ответственный работник местного Совета.
На приемные эвакуационные комиссии сельского Совета возлагается разработка и своевременная корректировка (уточнение) раздела плана ГО по приему и размещению рассредоточиваемого и эвакуируемого населения; встреча, прием, учет и размещение прибывшего населения, а также снабжение его всем необходимым; представление донесений вышестоящим приемным эвакуационным органам о ходе приема, размещения и обеспечения прибывшего городского населения, обеспечения отправки населения в конечные пункты его размещения.
При угрозе нападения противника проводят мероприятия по приведению станций, пристаней, пунктов высадки (выгрузки), приемных эвакуационных пунктов в готовность к приему населения.
Приемная эвакуационная комиссия районного (поселкового) Совета устанавливает связь с эвакуационной комиссией городского района (объекта) и уточняет вопросы приема и размещения населения, графики движения эшелонов, автомобильных и пеших колонн, численность отправляемого каждым эшелоном, автоколонной, пешей колонной населения, место промежуточного пункта эвакуации (ППЭ) пеших колонн, вид и количество транспорта для перевозки населения из ППЭ к районам расквартирования, а также вопросы снабжения и обслуживания населения.
По указанию приемной эвакуационной комиссии района для приема населения, прибывающего из города, развертывают приемные эвакуационные пункты (ПЭП). Последние оборудуются в школах, детских садах, клубах и других общественных зданиях недалеко от станции (пунктов) высадки людей. На ПЭП возлагаются: встреча прибывшего населения, распределение его по населенным пунктам, оказание первой медицинской помощи, организованная отправка людей к местам расквартирования.
В местах расселения освобождают помещения, предназначенные для размещения рассредоточиваемого и эвакуированного населения, уточняют все вопросы размещения людей по домам (квартирам) местных жителей (в порядке подселения), в пансионатах, пионерских и туристских лагерях, подсобных хозяйствах и других общественных зданиях. Заблаговременно подготавливают коллективные средства защиты. Если укрытий ко времени прибытия городского населения будет недостаточно, то организуют дополнительное их строительство. Для выполнения этих работ привлекают все трудоспособное население, в том числе и прибывшее из города.
Исключительно большое значение имеет снабжение в загородной зоне рассредоточенных рабочих, служащих и членов их семей, а также эвакуированного населения продуктами питания, предоставление им коммунально-бытовых услуг и медицинского обслуживания.
Снабжение населения продуктами питания и предметами первой необходимости возлагается на службу торговли и питания сельского района. Первые двое суток люди должны питаться запасами продуктов, привезенных (принесенных) с собой.
Коммунально-бытовое обслуживание населения в районах размещения возлагают на местные коммунально-бытовые учреждения (мастерские, парикмахерские, прачечные, бани). Количество их при необходимости может быть увеличено в результате размещения в загородной зоне аналогичных учреждений, вывезенных из города. Следует также широко привлекать к работе в коммунально-бытовых учреждениях специалистов различных коммунально-бытовых служб из эвакуированного населения.
Медицинское обслуживание населения возлагают на существующую сеть лечебных учреждений - больницы, поликлиники, сельские медицинские пункты и аптеки. Работа их в условиях радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения резко осложнится, так как кроме общих больных могут поступать люди, пораженные радиоактивными, химическими веществами и бактериальными средствами. Значительно возрастает роль оказания медицинской помощи на дому. Поэтому принимают меры к расширению сети поликлиник, больниц и медицинских пунктов, а также по увеличению численности медицинских кадров; привлечению к работе врачей, медицинских сестер, фельдшеров из эвакуированного населения и использованию лиц, имеющих медицинскую подготовку.
Эвакуированное население привлекают для работы в сельских хозяйствах, на предприятиях, вывезенных из города и продолжающих работу в загородной зоне.
Одним из основных способов защиты населения от современных средств поражения в военное время, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера является его эвакуация.
Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также в случае применения противником оружия массового поражения, и размещение его в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источников ЧС).
Рассредоточение – это организованный вывоз из городов и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий, организаций, продолжающих деятельность в этих городах, как при ЧС мирного характера, так и военного времени.
Периодически, в соответствии с производственным циклом объекта экономики возвращаются в город для работы, после чего вновь убывают на отдых в загородную зону. Что касается учебных заведений, то они на это время прекращают свою деятельность.
Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника Гражданской Обороны Российской Федерации – Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению начальников гражданской обороны, субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.
Ответственность за организацию планирования, обеспечения, проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне возлагается на начальников Гражданской Обороны:
На территории РФ и входящих в ее состав административно-территориальных образований – на соответствующих руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
В отраслях и на объектах экономики – на их руководителей.
Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы гражданской обороны, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств. В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, эвакуационным мероприятиям представляется возможным выделить следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичнаяэвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне. Классификация вариантов проведения эвакуации, в зависимости от времени и сроков проведения:
Заблаговременная, при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийных бедствиях, или применения противником ОМП. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия, или данных разведки на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течении этого срока.
Экстренная, в случае возникновения ЧС. Вывоз (вывод) населения может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей. В зависимости от требований к срочности принятия решения на проведение эвакуации и ожидаемых масштабов чрезвычайной ситуации эвакуация может объявляться председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальником гражданской обороны административно-территориальной единицы, на территории которой возникла опасность, если соответствующая комиссия не создана. В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, указание на проведение эвакуации может быть отдано и диспетчером опасного техногенного объекта. Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и их семей, осуществляется по производственному принципу начальниками ГО предприятий (т.е. по предприятиям, учреждениям, организациям), на которые возлагается ответственность за проведение эвакуации.
Эвакуация неработающего населения производится по территориальному принципу (т.е. по месту жительства) и организуется городскими эвакокомиссиями совместно с ЖЭУ, ЖКК, РЭУ. Места рассредоточения и эвакуации определены заранее. Например, для г. Сургута – это г. Когалым и г. Нефтеюганск - для эвакуации. Район Лянтора и других населенных пунктов – для рассредоточения.
Рассредоточение и эвакуация может проводиться пешим порядком, с использованием транспортных средств, а также комбинированным способом. Вид транспорта, задействованный для эвакуации может быть самым разнообразным: автотранспорт, железнодорожный, водный и личный транспорт. Учитывая климатические условия города Сургута, население города будет эвакуироваться в основном авто- и железнодорожным транспортом. Использование водного и личного транспорта не целесообразно, также как и вывод населения пешим порядком.
Автотранспорт – в большинстве случаев используется для вывоза эвакуируемых на большие расстояния. При перевозках автотранспортом помимо пассажирских автобусов применяются приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Повышаются нормы загрузки автотранспортных средств. Автотранспорт сводится в колонны по 25-30 машин.
Для вывоза населения по железной дороге используются не только пассажирские ж/д составы, но различные средства, обычно не применяемые в нормальных условиях для перевозки людей (товарные вагоны, полувагоны, платформы и др.). Предусматривается более плотная загрузка вагонов, а также увеличение длины поездов.
Оповещение рабочих и служащих предприятий проводится руководителями объектов, как только они получат распоряжение на проведение эвакомероприятий со штаба ГО и ЧС. При этом должно быть указанок какому времени прибыть на СЭП; каким транспортом будет организована отправка в загородную зону; район размещения в загородной зоне.
Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями начальников Гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органонов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГОЧС и службами гражданской обороны.
Заблаговременно (в мирное время) формируются следующие эвакоорганы:
Эвакуационные комиссии – республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые;
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) – городские и объектовые;
Эвакуационные приемные комиссии – при органах местного самоуправления;
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
Оперативные группы (ОГ) – по организации вызова эваконаселения;
Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
Администрация пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).
Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются федеральным законом «О гражданской обороне», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС. Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии – заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.
В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, органов управления ГОЧС. Эвакуационная комиссия объекта занимается всеми вопросами по организации рассредоточения и эвакуации рабочих и служащих. На каждом предприятии, в учреждении: РЭУ заблаговременно составляет эвакуационные списки, которые с паспортами являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.
Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них – рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.
Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации – радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.
Рассредоточение рабочих и служащих в загородную зону производится также с СЭПов. Рассредоточение рабочих и служащих производится на расстоянии 2-х часового переезда от города до места размещения. Находясь на СЭП всем следует внимательно слушать распоряжения органов ГО и ЧС. Люди на СЭП должны находиться не более 1 часа. Успех эвакуации во многом будет зависеть от самого населения – от его организованности, дисциплинированности и подготовленности к этому мероприятию. Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу) за город: собрать необходимые вещи, подготовить средства индивидуальной защиты (обязательно средства защиты органов дыхания), документы и деньги; в квартире (доме) снять гардины и занавеси с окон, убрать в затененные места легковоспламеняющиеся предметы (вещи), необходимо отключить газ, электроприборы.
Из вещей берется самое необходимое – одежда, обувь, белье. В комплекте одежды желательно иметь плащ и спортивный костюм; обувь предпочтительно должна быть резиновая или на резиновой основе. Эти виды одежды и обуви наиболее пригодны для использования в качестве средств защиты кожи в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения. Обязательно следует взять теплые (шерстяные) вещи, даже если эвакуация производится летом.
Необходимо также взять с собой продукты питания и немного питьевой воды. Продукты питания берутся на 2-3 суток, лучше брать не скоропортящиеся продукты, легко сохраняемые и не требующие длительной подготовки перед употреблением – консервы, концентраты, сухари и т.д. Воду целесообразно хранить во фляжке.
Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания должна составлять примерно 50 кг на взрослого человека; при эвакуации пешим порядком она может быть значительно меньше – в соответствии с физической выносливостью каждого человека.
Все вещи и продукты питания должны быть упакованы в рюкзаки, мешки, сумки, чемоданы или связаны в узлы. При эвакуации пешим порядком их следует упаковывать в рюкзаки и вещевые мешки, чтобы удобнее было нести. К каждому месту с вещами и продуктами питания прикрепляется бирка с фамилией, именем и отчеством, адресами постоянного места жительства конечного пункта эвакуации их владельца.
Из документов взрослые должны иметь при себе: паспорт, военный билет, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, диплом (аттестат) об окончании учебного заведения, свидетельство о браке и рождении детей.
Соответствующим образом необходимо подготовить к эвакуации детей. Подбирая одежду и обувь для детей, нужно учитывать их защитные свойства и время года. Для детей до 3 лет следует запасти детские продукты, которых в пунктах питания может не быть, - детское питание, сухое молоко, консервированные соки и т.д.; для детей дошкольного и младшего школьного возраста из продуктов питания лучше всего брать консервы, концентраты, сыры, сухари, печенье и другие не скоропортящиеся продукты, а также флягу с кипяченой водой. Все продукты должны быть упакованы в целлофановые пакеты. Дошкольникам необходимо, подготовить их любимые игрушку и книгу. К чемоданам (рюкзаками) с вещами и продуктами питания эвакуируемых детей надо прикрепить бирки, на которых разборчиво написать фамилию, имя и отчество ребенка, домашний адрес и пункт эвакуации. Аналогичные метки нужно сделать детям дошкольного возраста: во внутренний карман той одежды, в которой они обычно ходят, следует вложить карточку с указанием имени, отчества и фамилии ребенка, года рождения, место жительства и места работы отца или матери; еще лучше написать эти сведения на кусочке белой материи и подшить его с внутренней стороны одежды ребенка под воротником. Сбор населения для эвакуации проводится за 4 часа. Эвакуация рассчитана на месяц.
Город эвакуируется за сутки. Автобусы будут курсировать по городу с табличками СЭП№___.
Посадку на автомобили, суда, в вагоны организуют старше этих транспортных средств. Если человек заболел, он должен, через родственников или соседей, сообщить в ЖЭУ, чтобы его вывезли. Если больной находится в медицинском учреждении, то они эвакуируются с этим учреждением. Прибыв на СЭП, необходимо пойти в регистрацию, затем согласно распределению направиться для отбытия по вагонам, автобусам.
Таблица 2- Расчет потребности автобусов для эвакуации населения
К основным задачам эвакуационной комиссии административно-территориального звена относятся:
Поддержание связи с подчиненными эвакуационными органами и транспортными службами, контроль хода оповещения населения и подачи транспорта на пункты посадки.
Руководство работой подчиненных эвакуационных комиссий по сбору эвакуируемого населения и отправке его в безопасные районы.
Осуществление доклада эвакоприемным комиссиям о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта.
Сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения, доклад их начальнику ГО и вышестоящим эвакуационным органам.
Организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты населения.
Основные задачи эвакуационной комиссии объекта:
Оповещение рабочих и служащих объекта о начале эвакуации, времени прибытия их и членов их семей на СЭП.
Постановка задачи начальникам эшелонов, старшим по автоколоннам, вручение им списков эваконаселения, вошедшего в состав колонны (эшелона).
Поддержание взаимодействия с транспортными органами, выделяющими транспортные средства для вывоза рабочих, служащих объектов и членов их семей в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС).
Ведение учета и доклад начальнику гражданской обороны объекта и районной (городской) эвакокомиссии о количестве вывезенных в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов ЧС) рабочих, служащих и членов семей (по времени, видам транспорта).
Обеспечение защиты населения на СЭП, пунктах посадки, на ППЭ.
Поддерживает взаимодействие с эвакоприемными комиссиями в безопасном районе (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС). При необходимости высылает туда своих представителей.
Население укрывается в защитных сооружениях в случае аварии на АЭС, химическом предприятии, при стихийных бедствиях (смерч, ураган) и возникновении военных конфликтов. Заполнять убежища надо организованно и быстро. Каждый должен знать месторасположение закрепленного сооружения и пути подхода к нему.
Маршруты движения желательно обозначать указателями, установленными на видимых местах. Чтобы не допустить скопления людей в одном месте и разделить потоки, на путях движения обычно назначают несколько маршрутов, расчищают территорию, освобождают от всего, что может служить помехой.
В убежище лучше всего размещать людей группами – по цехам, бригадам, учреждениям, домам, улицам, обозначив соответствующие места указками. В каждой группе назначают старшего . Тех, кто прибыл с детьми, размещают в отдельных отсеках или специально отведенных местах. Престарелых и больных стараются устроить поближе к воздухоразводящим вентиляционным трубам.
В убежище (укрытии) люди должны приходить со средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и личными документами. Нельзя приносить с особой громоздкие вещи, сильнопахнущие и воспламеняющиеся вещества, приводить домашних животных. В защитном сооружении запрещается ходить без надобности, шуметь, курить, выходить наружу без разрешения коменданта (старшего), самостоятельно включать и выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, открывать защитные герметичные двери, а также зажигать керосиновые лампы, свечи, фонари. Аварийные источники освещения применяются только с разрешения коменданта укрытия на ограниченное время в случае крайней необходимости. В убежище можно читать, слушать радио, беседовать, играть в тихие игры (шашки, шахматы, современные электронные игры).
Укрываемые должны строго выполнять все распоряжения звена по обслуживанию убежища (укрытия), соблюдать правила внутреннего распорядка, оказывать помощь больным, инвалидам, женщинам и детям.
Прием пищи желательно производить тогда, когда вентиляция отключена. Предпочтительнее продукты без острых запахов и по возможности в защитной упаковке (в пергаментной бумаге, целлофане, различного вида консервы). Рекомендуется следующий набор для дневной нормы питания взрослого человека: сухари, печенье, галеты в бумажной или целлофановой упаковке, мясные или рыбные консервы, готовые к употреблению, конфеты, сахар рафинад).
Для детей, учитывая их возраст и состояние здоровья, лучше брать сгущенное молоко, фрукты, фруктовые напитки.
Для всех укрываемых, за исключением детей, больных и слабых, на время пребывания в защитном сооружении следует установить определенный порядок приема пищи, например, 2-3 раза в сутки, и в это время раздавать воду, если она лимитирована.
Медицинское обслуживание проводится силами санитарных постов и медпунктов предприятий, организаций и учреждений, в чьем распоряжении находится убежище. Здесь могут пригодится навыки оказания самопомощи и взаимопомощи.
В соответствии с правилами техники безопасности запрещается прикасаться к электрооборудованию, баллонам со сжатым воздухом и кислородом, входить в помещения, где установлены дизельная электростанции и фильтровентиляционный агрегат. Однако в случае необходимости комендант может привлечь любого из укрываемых к работам по устранению каких-либо неисправностей, поддержанию чистоты и порядка.
После заполнения убежища по распоряжению коменданта личный состав звена закрывает защитно-герметические двери, ставни аварийных выходов и регулировочные заглушки вытяжной вентиляции, включает фильтровентиляционный агрегат на режим чистой вентиляции.
Для нормальных условий внутри убежища необходимо поддерживать определенную температуру и влажность. Зимой температура не должна превышать 10-15˚ тепла, летом 25-30˚. Измеряют обычным термометром, держа его на расстоянии 1 метра от пола и 2 метра от стен. Замеры делают при режиме чистой вентиляции через каждые 4 часа, при режиме фильтро-вентиляции – через 2 часа. Влажность воздуха определяют психрометром каждые 4 часа. Нормальной считается влажность не выше 65-70%.
Если в убежище предстоит находиться длительное время, необходимо создать людям условия для отдыха.
Уборка помещения производится два раза в сутки самими укрываемыми по указанию старших групп. При этом санитарные узлы обязательно обрабатываются 0,5% раствором соли гипохлорита кальция.
Технические помещения убирает личный состав звена по обслуживанию убежища.
В случае обнаружения проникновения вместе с воздухом ядовитых или отравляющих веществ укрываемые немедленно надевают средства защиты органов дыхания, а убежище переводится на режим фильтровентиляции.
При возникновении вблизи убежища пожаров или образовании опасных концентраций АХОВ защитное сооружение переводят на режим полной изоляции и включают установку регенерации воздуха, если такая имеется. Время пребывания населения в защитных сооружениях определяется штабами ГО объектов. Они устанавливают, кроме того, порядок действия и правила поведения при выходе из убежищ и укрытий. Этот порядок и правила поведения передаются в защитное сооружение по телефону или другим возможным способом.
Выход из убежища (укрытия) производится по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей.