Характерные черты конфедерации. Признаки конфедерации, чем отличается от федерации. Есть ли перспективы у конфедерации

Для определения понятия "конфедерация" используется несколько подходов. Традиционно этот термин характеризует самостоятельную форму устройства государства, при которой страны, ее образующие, сохраняют независимость, имеют свои и госвласти. Согласно другому подходу, конфедерация - это самодостаточная форма, которую следует рассматривать в рамках федерализма.

Приверженцы традиционного понимания термина указывают на то, что государства, входящие в структуру, формируют особые объединенные органы, призванные координировать действия при наличии определенных целей (внешнеполитических, военных). Таким образом, конфедерация - это союз государств, которые сохраняют свой суверенитет в полном объеме.

Кроме того, что у членов государственного союза независимость остается неприкосновенной, часто остается неизменной национальная полиция, денежная система, армия и прочие структуры. Как правило, конфедерация - это временное явление. Возникает этот союз на непродолжительный период, с целью решения каких-либо общественных задач. Эти задачи могут состоять в объединении усилий в какой-либо сфере деятельности общества: политике (внутренней или внешней), искусстве или культуре, военном деле, экономике и прочем. Обычно в конфедерации не предусмотрено собственных органов регулирования и управления. Как правило, формируются контрольные, наблюдательные или консультативные структуры.

Федерация и конфедерация исторически сложились вместе. Однако на практике вторая встречается крайне редко.

Вместе с этим, существует мнение, что эта форма впоследствии может стать довольно распространенной. В особенности она может стать конструктивной моделью устройства в условиях распада крупных держав, имевших внешние признаки федерации (как, например, СССР).

Таким образом, союз государств, обладающих независимостью, объединяется на основании соглашения о координации действий по определенному кругу проблем. Как правило, вопросы решаются в области обороны, таможенных тарифов и системы почтового сообщения, внешней политики.

Существуют и другие признаки конфедерации, отличающие ее от прочих систем государственного устройства.

Так, например, органы образованного союза не обладают прямым воздействием на составляющие его страны. В большинстве случаев эти органы свои решения принимают в соответствии с консенсусом между сторонами, заинтересованными в каком-либо вопросе. При этом фактическое вступление решений в силу наступает после их утверждения органами власти в соответствующих государствах.

Конфедерация, как правило, не обладает единой налоговой и правовой системой. Однако в этой может быть создано одно экономическое пространство, введена единая валюта и институт общего гражданства.

В конфедерации чаще всего представлена двухпалатными собраниями, которыми обладают ее субъекты. Собственного законодательного органа в этой структуре нет. Вместо него выступает союзный совет, наделенный ограниченными полномочиями. Следует отметить, что в современном мире чаще всего конфедерация воспринимается не как тип государственного устройства, а как всего лишь содружество государств, обладающих полной независимостью. И создается этот союз с определенными целями. Таким образом, считается, что конфедерация в большей степени является международно-правовым образованием, нежели формой государственного устройства.

Форма государственного устройства - способ территориально-политической организации государства. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Иногда выделяют такие формы государ-ственного устройства, как союзы, содружества и объединения.
Унитарное государство (от фр. unitaire, лат. unitas - единство) - единое централизованное государство, неразделенное на самоуправляющиеся единицы.
Унитарная форма государственного устройства характеризуется следующими признаками:
1) единая территория, существует административное деление, но административные единицы не имеют политической самостоятельности, хотя некоторым может быть предоставлен статус автономии (самоуправление) - национальной, территориальной, культурной;
2) единая конституция, действующая на всей территории страны без каких-либо ограничений; единая система высших органов государственной власти - парламент, глава государства, правительство, судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны;
3) единые система права и судебная система, единое гражданство;
4) единые государственный бюджет, налоговая, валютная системы.
Унитарность предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контроль над местными органами власти. При этом централизм проявляется в разной степени и в разных формах, вплоть до назначения центральными органами своих представителей для управления административно-территориальными единицами вместо выборных органов власти. В то же время в большинстве современных демократических государств имеются выборные органы местного самоуправления (например, коммунальные советы в Италии и Франции), которым государство делегирует часть функций: сбор местных налогов, благоустройство, строительство, просвещение, здравоохранение и др. Местные судебные органы власти являются звеньями единой судебной системы.
Унитарными являются большинство современных государств.
Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio - союз, объединение), - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государственные образования - субъекты федерации - обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Федерация - это союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований.
Федеративное государство характеризуется следующими признаками:
1) федеративно-территориальное деление, т.е. территория государства состоит из территорий субъектов федерации (штатов, провинций, кантонов, земель, республик) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое (при единой системе охраны границ). Субъекты федерации могут иметь свое административно-территориальное деление;
2) государственные образования, составляющие федерацию, являются ее равноправными субъектами, обладающими относительной юридической, политической и экономической самостоятельностью;
3) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме и, как правило, не пользуются правом одностороннего выхода;
4) субъекты федерации могут иметь свои "конституции (или уставы), они разрабатываются на основе федеральной конституции, не должны ей противоречить. Это правило распространяется и на государства, вступившие в федерации, имея ранее принятую конституцию. Некоторые федерации не предоставляют право своим субъектам иметь конституцию;
5) субъекты федерации имеют свое законодательство, право издавать законы, указы и т.п. Эти законодательные акты имеют юридическую силу только на территории субъектов федерации, в отличие от федеральных законов, обязательных на всей территории федерации. Законодательные акты субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам, в противном случае они считаются недействительными;
6) субъекты федерации имеют свою систему законодательных и исполнительных органов власти. По отношению к федеральной системе они являются подсистемами; порядок их организации, процедуры и пределы юрисдикции определяются федеральной конституцией. Однако название органов власти и форма организации системы власти могут находиться в юрисдикции субъектов федерации. Органы власти и управления субъектов федерации обычно копируют федеральную структуру, но могут и отличаться;
7) гражданство в федерации допускается двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. Законодательно оговаривается недопустимость привилегий одного гражданина по отношению к другим.
Федеральный парламент в федеративном государстве обычно двухпалатный. Верхняя палата представляет субъектов федерации на основе территориального или национально-территориального представительства и состоит из представителей всех субъектов федерации. Нижняя палата является органом федерального представительства и избирается по избирательным округам.
В федеративном государстве сложной является проблема разграничения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Обычно конституция федерации устанавливает перечень полномочий, которые относятся к ведению федерации. Все остальные вопросы относятся к ведению ее субъектов. В федеральной конституции мо- жет устанавливаться также перечень вопросов совместного ведения. Объем прав и полномочий субъектов федерации зависит от исторических традиций, уровня развития и других факторов, при этом равенство субъектов федерации является непременным условием федерации. Наблюдается тенденция к расширению функций центральных органов власти (США, Германия). В истории развития государства встречаются различные виды федерации. Большинство из них сформированы по однородному принципу деления
(штаты, кантоны, земли, провинции); другие делятся на государственно-территориальные образования и автономии (Бельгия, Испания, Канада); третьи - на национально-территориальные и административно-территориальные образования (Россия).
В настоящее время в мире насчитывается около 50 федеративных государств.
Конфедерация - межгосударственный союз, образованный путем подписания международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.
Основными признаками конфедерации являются:
1) отсутствие единой территории межгосударственного союза - есть территория каждого отдельного государства;
2) каждое государство, входящее в конфедерацию, имеет собственную независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию, независимое законодательство, правовую и судебную систему;
3) для координации действий государства члены конфедерации создают один или несколько политико-административных органов. Законодательные органы формируются из равного количества представителей объединенных государств с одинаковыми полномочиями; исполнительные органы формируются на коллегиальных началах; правительства государств - членов конфедерации могут выступать против конфедеративных органов;
4) государства - члены конфедерации имеют неограниченное право выхода из союза;
5) финансовые средства конфедерации формируются из взносов членов союза: национальные вооруженные силы формально находятся под общим командованием;
6) государства - члены конфедерации обычно проводят общую, согласованную международную политику, что не исключает самостоятельной позиции в конкретных вопросах;
7) юридически все государства - члены конфедерации равноправны (часто в реальной жизни приоритетную роль играет государство, имеющее более высокий экономический, военный и т.п. уровень).

Вопрос, чем конфедерация отличается от федерации, часто звучит на экзаменах по конституционному праву России. Он особенно актуален для нашей страны, ведь именно Россия позиционирует себя как многонациональное федеративное государство, где каждый субъект имеет свои полномочия в рамках конституционных прав.

Как следует отвечать на вопросы по конституционному праву: чем конфедерация отличается от федерации, в чем суть таких политических институтов? Попробуем ответить на них в рамках стандартного курса конституционного права и прочих обязательных дисципллин, необходимых будущим юристам и политологам.

Конфедерация и федерация: в чем основное различие

Одна из современных форм государственного устройства - федерация. Ее можно охарактеризовать как совокупность различных территориально обособленных единиц в границах одного государства. Существует и другая похожая которая также является совокупностью автономных территориальных единиц.

Если сформулировать тезис, чем федерация отличается от конфедерации, кратко, то основное различие будет следующим: не могут в одностороннем порядке выйти из состава государства. Обычно данная норма закреплена в основном документе страны - Конституции. Субъекты конфедерации таким правом обладают. Отсюда можно сделать и другой вывод: являются более стабильными по своему Конфедерации могут распадаться в одностороннем порядке на несколько самостоятельных суверенных государств.

Примеры из истории

Классическим примером того, чем конфедерация отличается от федерации, является сравнение политического устройства конфедерации южных штатов накануне Гражданской войны в США. Каждый субъект конфедерации имел свое законодательство, суды, полицию и прочее. После поражения Юга особенно сложным политическим решением был не только отказ от рабства, но и приведение свода законов к общей базе.

В настоящее время конфедеративная форма политического устройства сохранилась в Швейцарии.

Классическим примером является Россия. Существуют и другие государства, политическое устройство которых является симбиозом конфедеративных и федеративных отношений. Среди таких можно отметить США, Германию и др.

Другие различия данных государственных устройств

Чем конфедерация отличается от федерации по другим параметрам? В первую очередь все субъекты конфедерации сохраняют свою самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики. Нет механизма назначения чиновников на места, нет единого центрального бюджета, куда члены конфедерации перечисляют налоги. При федеративном устройстве управление ведется из одного центра, туда же стекаются налоговые отчисления из местных бюджетов.

Ответы на тесты по конституционному праву

На вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации, можно дать несколько ответов:

  • субъекты конфедерации обладают самостоятельностью в сфере внешней и внутренней политики, единых государственных органов управления, суда и прочее. При федеративном устройстве государственными органами управляют из единого центра. Обязательным является использование одного языка в пределах федерации, особенно в государственных органах власти.
  • Федерация включает несколько уровней подчинения: республики, автономные округа и др.
  • При конфедерации каждое государство имеет право выйти их союзного договора в одностороннем порядке. При федерации такой механизм не предусмотрен.
  • Языковой вопрос в конфедерации несущественен - каждый субъект разговаривает на собственном языке или наречии. Общение между двумя государствами осуществляется на любом языке. При федерации определяется один язык, обязательный для изучения всеми субъектами федерации. Местные языки и наречия имеют региональное значение.
  • Конфедерации чаще всего создаются для достижения краткосрочных и среднесрочных целей, к примеру, объединение государств в оборонных целях. Федерации ставят своей задачей объединение в единое государство вне определенного временного периода или других условий.

Альтернативные источники информации

В онлайн-тестах часто предлагают ответить на вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации. "Декан" и другие популярные сайты могут помочь в подготовке к экзаменам по этой и другим дисциплинам.

Для более тщательной подготовки следует искать альтернативные источники информации: в библиотеках или Интернете, анализировать политические новости из достоверных СМИ.

Что такое «конфедерация» в стандартном понимании этого слова? Речь идет о союзе независимых суверенных государств, которые объединяются, чтобы добиться положительных политических или экономических успехов на международной арене. Создаются единые органы власти, но их правомочия не распространяются на граждан.

Конфедерация - что это?

Что означает «конфедерация»? Это объединение независимых стран, которое формируется для реализации важных общих целей. По мнению политологов, речь идет о форме взаимодействия держав, а не о форме государственного устройства, поскольку суверенитет распространяется на всю территорию. Решения по общим вопросам могут иметь силу не во всех странах, обязательными являются только аспекты обороны и внешней политики. Страны-участники сохраняют:

  • независимость;
  • свою систему органов власти;
  • законодательство.

Символ конфедерации

При упоминании этого термина, сразу приходит на ум Конфедерация США, этот тип государства появился в 1777 году, когда американцы воевали с английскими колонизаторами. Для большей результативности и был создан единый союз. Главным символом конфедерации называют флаг: на красном фоне синий Андреевский крест с белой окантовкой и звездами. Уже доказанным является факт, что изначально флаг Конфедерации был другим: красная и белая полосы с 7 звездами по кругу. Позднее он изменил фон, а количество звездочек возросло до 13 – по количеству штатов, которые боролись за независимость.

Многие годы этот стяг можно было увидеть во время мероприятий, которые проходили в южных штатах Америки, возле домов граждан, наряду с государственным флагом. Для южан он был символом борьбы за свободу, исторической ценностью. Хотя большинство американцев воспринимают знамя конфедерации, как символ оппозиции, созданный в противовес официальному стягу.

Чем конфедерация отличается от федерации?

Политологи отмечают, что разница между федерацией и конфедерацией - в схеме организации власти и размерами каждой территории. Конфедерация ФИФА насчитывает 209 национальных федераций, из них 185 государств являются членами ООН. Федерация – устройство, в котором участники самостоятельны, с сохранением некоторых полномочий. Суть конфедерации в том, что объединяются независимые державы и вместе решают важные проблемы.

Самые существенные отличия этих форм:

  1. Участники федерации переадресовывают суверенитет центральному управлению, а конфедерации – его сберегают.
  2. Федерация имеет областной и общегосударственный уровни. Участники конфедерации сохраняют каждый свою структуру правления.
  3. У федерации - административные единицы, у конфедерации – независимые государства.
  4. Участники конфедерации имеют право выйти из объединения, когда захотят, а в федерации - нет.
  5. В конфедерации решения определяются общими усилиями.
  6. Держава может войти в состав нескольких конфедераций, но федерации принадлежать только одной.

Конфедерация - признаки

Каждая система имеет свои характерные признаки, которые дают возможность государствам сделать выбор при определении форм правления. Различают такие основные принципы конфедерации:

  1. Ненадежный центр управления.
  2. Нет общей системы экономики, политики и права.
  3. Отсутствие независимости по территориям и единой системы законов.
  4. Члены союза сохраняют независимость.

Конфедерация - плюсы и минусы

Конфедерация в мире опирается на опыт таких первых союзных объединений, как США в начале формирования и Швейцарские кантоны, они проявились в 18 веке. Историки называют первым союзным объединением Речь Посполитую, сформировавшуюся в 16 столетии, когда сошлись Польское Королевство и Великое Княжество Литовское. Хотя конфедерация считается самым демократичным проявлением, специалисты в сфере права отмечают, что отрицательных моментов в ней больше, чем положительных. Плюс только один – привилегии в торговле, которая развивается постоянно.

А минусов конфедеративного союза для современных государств наберется несколько:

  1. При военных конфликтах участники союза имеют право только оказывать помощь, сохраняя невмешательство.
  2. Экономические проблемы одной страны сразу сказываются на других.
  3. Нет единой политической власти.

Конфедерация в современном мире

Что такое конфедерация в современном мире? Держав, которые бы идеально вписывались в рамки такого устройства, на сегодняшний день не существует. С учетом некоторых поправок принято считать таковыми несколько образований. Какие есть конфедерации?

  1. Босния и Герцеговина . Отношения сохраняются в рамках союзных, но они не отмечены в законе, как конфедеративные, и выйти их состава союза страны по своему желанию не могут.
  2. Евросоюз . Включает 28 государств, 19 из которых объединены единой денежной системой, составляя еврозону. Общая цель – интеграция в экономике и политике.

КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confederate от confederare - связывать договором, соединять) - международно-правовое объединение государств, сохраняющих независимое существование и объединившихся лишь для координации некоторых своих действий, обычно внешнеполитических и военных. В современных условиях создание конфедераций неизбежно означает и высокую степень экономического и правового сотрудничества между ее членами. По своей сути конфедерация имеет сходство с международной организацией.

Конфедерация - это такой союз государств, когда не возникает нового государства, поскольку отношения государств в конфедерации регулируются нормами международного права, как единое целое она выступает только в международных отношениях. К конфедерации как союзам двух или более суверенных государств, в которых суверенитет членов сохраняется, можно отнести многие виды объединений государств, фиксируемых понятием международной организации. В случае же, если государство отказывается от права

осуществлять суверенитет в пользу союза, можно говорить о создании нового государства. Таким образом, категория суверенитета в определении понятия конфедерации является решающей. В случае создания нового государства, так же как и для конфедерации, правовой его основой является договор, но последний сохраняет международно-правовой характер до провозглашения нового государства.

Сущность и содержание понятия конфедерации невозможно уяснить без сравнения его с федерацией. Правовой основой образования конфедерации является союзный договор, в то время как федерации - конституция. В отличие от федерации - единого государства, объединяющего несколько государственных образований с целью решения центральной властью общих для ее субъектов задач, в конфедерации решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства. Иными словами, их органы власти обладают правом нуллификации, т. е. неприменения акта конфедеративного органа на своей территории. Каждый член конфедерации имеет право на сецессию (односторонний выход из союза), в федерации такого права нет. В конфедерации бюджет формируется за счет добровольных взносов ее членов, нет единых вооруженных сил, единой денежной единицы. Кроме того, как правило, в конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам (судебные органы обычно отсутствуют). В предметы их ведения входит небольшой круг вопросов (война и мир, внешняя политика, общая система коммуникаций и т. п.).

Постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий, их акты адресованы, как правило, не гражданам, а государственным органам, парламент союза обычно формируется парламентами его членов. Наконец, последние вправе устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие движению лиц, товаров, услуг и капитала. В К. нет единой территории, но есть территории отдельных государств, вступивших в союз. В конфедерации нет также единого гражданства, а есть лишь гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз.

В историческом плане термин «конфедерация» получил широкое распространение главным образом в XIX веке в Европе. В это время были образованы Рейнская конфедерация (1815-1848 гг. и ранее в 1291 -1798 гг.), Германская конфедерация (1815-1866 гг.), Австро-Венгрия (до 1918 г.), США (1781-1787 гг.).

История показывает, что конфедерации неустойчивы, имеют тенденции либо перерастать в федерацию, либо - размежеваться. Так, распались Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия, состоявшие до 1905 года в конфедеративном союзе. Попытки создания конфедераций предпринимались и в XX веке. Однако, просуществовав недолго, эти конфедерации распадались. Недолго просуществовала конфедерация Египта и Сирии , объединившихся в Объединенную Арабскую Республику (1958-1961 гг.). В 1982 году два государства - Сенегал и Гамбия - объединились в конфедеративный союз. Но в 1989 году Сенегамбия распалась.

Если же обратиться к истории таких государств, как США, Швейцария, ФРГ, то в них тенденция развития шла от полной независимости, через конфедерацию к федерации В итоге возникли единые государства, а конфедерации остались как этап в их развитии. Например, в США этот этап занимал периоде 1776 по 1787 год, в Германии - с 1815 по 1866 год.

После Октября 1917 года объединительное движение народов независимых советских республик, пройдя ряд этапов, завершилось образованием в декабре 1922 года Союза ССР - нового федеративного государства.

Необходимо отметить, что Канада и Швейцария в соответствии с конституциями этих стран официально называются конфедерациями, но фактически являются типичными федеративными государствами. Официальное же название дань традиции. И еще следует подчеркнуть, что нередко конфедерации бывают свойственны те или иные признаки федерализма. Европейский Союз несет в себе черты не только конфедеративные, но уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

См.: Федерализм, Федеративное государство.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 160-162.



Просмотров