Гарантии обеспечения реализации принципов административного судопроизводства. Понятие, предмет, метод и система судебного административного процессуального права. Соотношение с другими отраслями права. Общие черты процесса

Принципами административного процесса считаются установленные в законах и иных нормативных правовых актах основополагающие идеи о сущности, содержании, назначении и порядке осуществления исполнительными органами государственной власти и уполномоченными должностными лицами административно-процессуальной деятельности в целях реализации компетенции публичного управления, выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, применения административного принуждения.

К принципам административного процесса относятся:

1. законность (правомерность) и обоснованность осуществляемых управленческих действий (бездействия) и принимаемых уполномоченными должностными лицами решений (административных правовых актов). Принцип законности действует как при осуществлении компетенции государственного управления или местного самоуправления, применении материального административного права, реализации функций государственного управления, так и при применении мер административного принуждения. Всякое административное действие (бездействие) либо принимаемое уполномоченным органом или должностным лицом решение не должно противоречить Конституции РФ, законам РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ, иным нормативным правовым актам. При этом административные органы обязаны действовать исключительно в пределах предоставленных законодательством полномочий и в нормативно установленном порядке. Обоснованность административных решений и действий означает, что административный орган обязан всесторонне и глубоко исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного и законного разрешения дела. Так как одним из проявлений императивного метода при административно-правовой регламентации порядка осуществления государственного управления является возможность управления по усмотрению , то субъекты административного процесса (во всех видах административных производств) в каждой конкретной управленческой ситуации в случае недостаточности или неполноты механизма правового установления соответствующих отношений имеют возможность самостоятельного принятия решения по административному делу с учетом особенностей конкретной ситуации, целесообразности осуществления тех или иных управленческих действий, их эффективности, характера и степени воздействия на соответствующих субъектов правоотношений. Следует отметить, что принимаемые в последнее время административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных полномочий, детально регламентируя административные процедуры, оставляют все меньше места для использования должностными лицами своего усмотрения при разрешении административного дела. В производстве по делам об административных правонарушениях как виде административно-процессуальной деятельности уполномоченные должностные лица, члены коллегиального органа, судьи, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, для решения основных задач производства имеют возможность использования собственного усмотрения при осуществлении тех или иных процессуальных действий, а также для решения вопроса о применении административной ответственности к лицам, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях (например, применяемые меры при подготовке к рассмотрению дела, вынесение определений, избрание меры административной ответственности и ее размера);

2. презумпция достоверности сведений о фактических обстоятельствах административного дела (спора), рассматриваемого уполномоченными должностными лицами (в административно-юрисдикционном процессе, например в производстве по делам об , действует принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ));

3. суверенность (самостоятельность и независимость) в определении исполнения установленных государственных функций, предоставлении государственных услуг, применении мер административного принуждения, что обусловлено конституционно-правовым принципом разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между публично-правовыми образованиями и их органами. Основным требованием в осуществлении государственного управления либо административного судопроизводства является необходимость подчинения режиму законности в осуществлении исполнительной или судебной власти;

4. равенство перед законом всех участников и административно-процессуальных отношений. Вместе с тем в производстве но делам об административных правонарушениях устанавливаются особые условия применения мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц) (ст. 1.4 КоАП РФ). В системе административного судопроизводства также гарантируется принцип равенства участников процесса (например, в установленном АПК РФ производстве по делам об оспаривании нормативных или ненормативных правовых актов). В структуре данного принципа можно выделить также принцип запрета произвола при рассмотрении административных дел или административно-правовых споров, т. е. уполномоченные должностные лица обязаны исключать из своей административной практики так называемый неравный подход в оценке одинаковых фактических обстоятельств дела, если для этого не имеется нормативно установленного основания;

5. обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, физических и юридических лиц (организаций). Всем субъектам административно-правовых отношений, вступающим в административный процесс в целях осуществления своих конституционных прав и свобод, реализации установленного законом правового статуса, гарантируется обеспеченность выполнения их требований, предоставление государственных форм и способов защиты, установленных в нормативных правовых актах. Здесь же можно говорить и о принципе запрета злоупотребления правом и правовыми нормами как при осуществлении управленческих действий, так и при принятии административного акта (решения) в административно-юрисдикционном процессе. Это означает, что любой правовой акт может быть применен лишь в строгом соответствии с его смыслом и главной целью , ради которой он вступил в законную силу. Административные органы и уполномоченные должностные лица не имеют права злоупотреблять пробелами, неясностями или противоречиями норм применяемого ими законодательства;

6. объективность при осуществлении административно-процессуальной деятельности и рассмотрении административных дел (либо административно-правовых споров). Реализация этого принципа обеспечивает объективное, полное, всестороннее исследование обстоятельств каждого административного дела, рассмотрение которого осуществляется уполномоченными должностными лицами. В производстве но делам об административных правонарушениях объективное, полное, всестороннее и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела является основной задачей. Принцип объективности направлен прежде всего на достижение так называемой объективной истины в процессе, т. е. при рассмотрении дела или при принятии решения уполномоченными субъектами должны приниматься необходимые меры для поиска информации либо доказательств, достаточных для принятия законного и обоснованного решения по делу. В административном процессе субъекты, представляющие исполнительные органы государственной власти, обязаны предпринимать усилия и проявлять административную активность для решения основных задач процесса. При этом они имеют право делать запросы в государственные органы и иные организации, информировать соответствующих должностных лиц о необходимости проведения специальных исследований или работ, требовать документы, назначать экспертизы, проводить дополнительные мероприятия;

7. ведение административного производства на государственном языке , т. с. на русском языке. В некоторых случаях предоставляется возможность осуществления производства (например, по делам об административном правонарушении) на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 24.2 КоАП РФ);

8. обеспечение публичных интересов. Этот принцип заключается в создании процессуальных форм и условий, способствующих осуществлению эффективного государственного управления, принятию решений в интересах общества и государства. Все административные производства ориентированы на решение основных задач публичного администрирования, исполнение государственных функций, предоставление государственных услуг. Принцип публичности дает возможность осуществления уполномоченными административными органами и должностными лицами контрольно-надзорных мероприятий, в том числе мер государственного (административно-правового) принуждения к лицам (физическим или юридическим), совершающим административные правонарушения либо не соблюдающим установленный порядок в многочисленных областях публичного управления. Существуют различные способы обеспечения публичных интересов. Например, судьи, а также органы или должностные лица, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут вносить в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ);

9. соразмерность осуществляемых административными органами или уполномоченными должностными лицами любых действий той цели , на достижение которой они направлены. Необходимая достаточность и пригодность являются в системе государственного управления основными факторами и условиями для решения задач государственного управления. Средства, используемые должностными лицами для решения задач государственного управления, должны быть достаточными и пригодными с точки зрения предмета, места, времени и круга затрагиваемых лиц;

10. гласность осуществления государственного управления, принятия решений по административным делам, при применении административного принуждения. В административном процессе гласность можно рассматривать также как открытость (прозрачность) деятельности исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц, обеспечивающих достаточную информированность граждан и организаций о характере и эффективности управленческой деятельности органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Кроме того, принцип гласности в административном процессе означает необходимость опубликования в установленном порядке принятого административного правового акта. В управленческом процессе и при реализации множества административных производств принцип гласности включает также обеспечение возможности лицу, права и законные интересы которого ограничиваются принимаемым административным актом, выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для разрешения дела (обеспечение права быть выслушанным). В юрисдикционных административных производствах (в так называемых охранительных правоотношениях) устанавливается принцип открытого рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 24.3 КоАП РФ);

11. беспристрастность рассмотрения и разрешения административного дела. Административный орган или уполномоченное должностное лицо обязано рассматривать административное дело (спор), основывая свое решение только на проверенных сведениях, фактах, доказательствах. Всякие фактические данные, необходимые для принятия административного решения или постановления в административном юрисдикционном процессе, оцениваются должностными лицами (в том числе судьями) по своему внутреннему убеждению , основанному на объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ). В административном процессе не допускается воздействие представителей государственных органов либо третьих лиц при принятии административного решения (или осуществлении управленческого действия); запрещено обосновывать свои решения, предоставляя незаконные преимущества той или иной стороне административного процесса;

12. обеспечение права на защиту, обжалование и пересмотр административных актов (решений). Данный принцип обеспечивает контроль за принятым органом управления или уполномоченными должностными лицами административным решением (административным правовым актом). Право на обжалование может гарантировать исправление допущенной в процессе публичного управления административной ошибки, а также внесение изменений или дополнений в соответствующее решение. Решение об отмене административного акта принимает административный орган, его издавший, или тог орган, к компетенции которого относилось бы издание административного акта в момент его отмены, или соответствующий вышестоящий административный орган (вышестоящее должностное лицо). Административные акты могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам по инициативе издавшего этот акт органа публичного управления либо по заявлению других участников соответствующего административного производства. В системе административных охранительных правоотношений право на обжалование гарантируется лицам на стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ);

13. ответственность уполномоченных должностных лиц и административных органов за причинение вреда осуществленными управленческими действиями или принятыми административными решениями. Как правило, нормативные правовые акты устанавливают правовую ответственность должностных лиц в виде дисциплинарной, административной, гражданско- правовой, уголовной, материальной ответственности. Несмотря на обобщенный характер правового регулирования юридической ответственности должностных лиц за так называемые отрицательные результаты совершенных управленческих действий или принятых административных решений, в настоящее время формируются публичное служебное право и соответствующая отрасль законодательства (например, федеральное и региональное законодательство о государственной гражданской службе, федеральное законодательство о правоохранительной и военной службе);

14. оперативность и экономичность совершения управленческих действий или принятия административных правовых актов (решений). Данный принцип означает, что, как правило, в нормативных правовых актах устанавливаются максимально короткие процессуальные сроки (для принятия административных решений либо для совершения управленческих действий). В некоторых случаях нормативно не устанавливается срок для совершения того или иного управленческого действия (например, для согласования с заинтересованными органами и должностными лицами проекта разработанного правового акта управления), хотя и предусматривается, что он должен быть предельно коротким. Очевидно, быстрота разрешения административного вопроса способствует повышению экономичности и эффективности государственного управления. Одной из обязанностей уполномоченных должностных лиц и административных органов при осуществлении установленной компетенции является использование способов, сил, средств и инструментов максимально эффективно. С этой точки зрения эффективность может также считаться одним из важнейших его принципов.

Специфику природы судебного административно-процессуального права раскрывают принципы административного судопроизводства. Административное судопроизводство характеризуется наличием собственной системы принципов, которые являются основополагающими началами, определяющими специфику его построения. Они придают единство, целостность судебному административному процессу, направляют действие всех процессуальных норм и институтов.

Принципы административного судопроизводства могут быть классифицированы по различным критериям. В частности, по степени общности они подразделяются на три вида:

  • - принципы, общие для административного, гражданского и иных видов судопроизводства. Это - процессуальные общеотраслевые принципы, которые составляют основу судебного процессуального права: осуществление правосудия только судом, законности, равенство всех перед законом и судом, сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения, диспозитивности, независимости судей, язык судопроизводства, гласности, состязательности и равноправия сторон, объективной истины;
  • - принципы, характерные только для административного судопроизводства и фиксируемые в нормах судебного административно-процессуального права;
  • - принципы, применяемые как судьями, так и административнопубличными органами. В частности, это принципы производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ: принцип всестороннего, полного и объективного рассмотрения каждого дела об административном правонарушении; принцип открытого рассмотрения дела об административном правонарушении; принцип языка.

Разграничение принципов административного судопроизводства на различные виды носит условный характер. В системе права той или иной страны они действуют комплексно, образуя в своих различных сочетаниях определенную систему принципов административного судопроизводства. В современной России в рамках этой системы следует разграничивать две подсистемы: а) подсистема принципов, характерных для административноискового права, и 6) подсистема принципов административно-процессуального наказательного права.

Принципы административно-искового права имеют в своей основе систему принципов, закрепленных в ст. 6 КАС РФ. В их число законодатель включает:

  • - независимость судей;
  • - равенство всех перед законом и судом;
  • - законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
  • - осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
  • - гласность и открытость судебного разбирательства;
  • - непосредственность судебного разбирательства;
  • - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Исходным началом системы принципов административно-искового права является принцип состязательности, закрепленный в Конституции РФ. Стороны в состязательном процессе пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, предоставление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных действий, предусмотренных законом.

Равноправие есть равенство прав сторон прежде всего по отношению друг к другу, и это равенство касается: а) прав сторон по собиранию, представлению и исследованию доказательств; б) прав по участию в процессе рассмотрения спора судом; в) возможностей использования правовых средств процессуального нападения и защиты; г) прав по обжалованию в суд любых процессуальных решений другой стороны, которые так или иначе затрагивают права и законные интересы.

Формальное юридическое равноправие и равенство сторон перед законом и судом еще нс обеспечивает полного их равенства между собой даже при состязательной форме разрешения спора. Речь идет о таком равенстве, которое достаточно для создания условий справедливого состязания лишь тогда, когда стороны равны между собой не только юридически, но и фактически. Однако фактическое неравенство сторон административного спора изначально обусловлено природой властных отношений и выражается, например, в неравных возможностях доступа частных лиц и должностных лиц к необходимой информации. Частное лицо, обращаясь с административным иском, находится в худшем положении в плане сбора доказательственного материала. Причем в большинстве случаев именно публичная администрация является хранителем этих материалов.

Стороны изначально обладают существенно разными фактическими возможностями и должны быть снабжены разными правовыми возможностями, которые в этом случае уравновешивают суммарные позиции сторон. Исходя из этого, в процессе судебного состязания частных лиц и органов публичной власти по разрешению административно-правового спора частные лица должны иметь то, что в процессуальной теории называется правилом преимущества защиты или принципом благоприятствования защите. Этот принцип используется для того, чтобы судебный административный процесс не превратился в избиение формально равного, но фактически более слабого. Правило преимущества защиты представляет собой процессуальный механизм, в определенной мере компенсирующий фактическое неравенство сторон судебного административного процесса.

Одной из форм этого механизма, характеризующих специфику состязательного административного процесса, является иное, чем в гражданском процессе, распределение бремени доказывания. В административном судопроизводстве частное лицо, утверждая, что незаконным административным актом нарушаются его права, не должно доказывать незаконность этого акта. Оно обязано доказать только факт нарушения своих прав и свобод и освобождается от обязанности доказывать незаконность оспариваемых действий (решений), на которую оно ссылается в своем заявлении. В свою очередь орган публичной власти, действия (решения) которого оспариваются, обязан доказать законность своих действий (решений).

Таким образом, в соответствии с правилом благоприятствования защите в административном процессе частному лицу как более слабой стороне дается заранее обусловленное преимущество, которое предоставляется не с согласия противоположной стороны и не по усмотрению суда, а процессуальным законом.

Существенное значение для обеспечения действенности правила благоприятствования защите в системе принципов административного судопроизводства имеет положение об активной роли суда в судебном административном процессе. Этот принцип во многих странах называется также следственным принципом, поскольку без соответствующей активной помощи суда частному лицу оказывается затруднительным получить необходимые материалы и информацию от публичной администрации для полноценного участия в процессе. При таком подходе состязательность предполагает активное процессуальное положение суда в состязательном процессе. Оно должно служить для устранения «дефектов состязательности», ибо состязание в чистом виде возможно лишь при «равносильности» сторон. Следовательно, суд должен создать необходимые условия для всестороннего, полного, объективного исследования дела. Исходя из этого в КАС РФ (ч. 7 ст. 6) принцип состязательности определяется в системном единстве с такими основополагающими началами судебного административного процесса как равноправие сторон и активная роль суда. Он формулируется как принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В административном судопроизводстве этот принцип призван играть особую роль в выявлении действительных обстоятельств дела, в установлении фактического «равновесия» и действительного процессуального паритета сторон спорного административного правоотношения. Потребность в активной роли суда при разрешении административных споров обусловлена не только фактическим неравенством возможностей сторон, но и тем, что выявление существенных обстоятельств дела может быть поставлено под угрозу из-за недостатка средств, объективных помех, недопонимания, неумения распорядиться своими процессуальными правами. Активная роль суда направлена именно на восстановление процессуального паритета - реального процессуального равенства.

В этом случае суду предоставляется право (и в то же время налагается обязанность) уточнять предмет доказывания и получать необходимые сведения, указывать на отсутствие тех или иных доказательств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора. Выполнение этих обязанностей не должно ставить в преимущественное положение ни одного из участников процесса и подчиняться конкретным обстоятельствам дела. В этом случае состязательный процесс включает в себя в тех или иных пропорциях определенные следственные начала, а пределы состязательности, ее мера определяются объемом активных полномочий суда.

КАС РФ определяет пределы состязательности и объем активных полномочий суда в ч. 2 ст. 14: суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения НПА при рассмотрении и разрешении административного дела.

Принцип состязательности является одним из важнейших элементов состязательной формы судебного административного процесса. В число элементов этой формы входит также принцип независимости судей. Независимость суда имеет два аспекта: внешний, отражающий место суда в системе разделения властей (несменяемость судей, их служебный иммунитет и т.д.), и внутренний - процессуальная независимость суда, т.с. независимость от сторон, заключений, данных различными лицами в процессе (заключений прокурора, органов исполнительной власти), и других факторов, непосредственно действующих в процессе.

В число принципов, определяющих состязательную форму административного судопроизводства, входит принцип гласности и открытости (ст. 11 КАС РФ). В условиях публичности процесса затруднительно оказать какое-либо давление на суд, что является одной из гарантий его независимости и подчинения только закону.

Принцип открытости, во-первых, характеризует деятельность суда по организации процесса рассмотрения конкретного дела, при котором обеспечивается возможность присутствия публики и прессы. Он обеспечивает для лиц реальную доступность процесса как возможность для одних участвовать в процессе, а для других - присутствовать и слушать, делать записи, производить аудио- и видеозаписи. КАС РФ (ч. 3 ст. 11) устанавливает, что лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи. Фотосъемка судебного заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения суда. Во-вторых, понятие «открытость» применимо к судебному решению и означает возможность сторон и других заинтересованных лиц знакомиться с содержанием судебных решений.

В процессуальном законодательстве принцип открытости закреплен в паре с принципом гласности судебного разбирательства. Принцип гласности понимается как такой порядок рассмотрения юридических дел, при котором доступ в зал судебного заседания свободен для всех граждан, достигших определенного возраста, представителей прессы и др., а ход и результаты процесса могут свободно освещаться в средствах массовой информации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 КАС РФ разбирательство административных дел в закрытом судебном заседании осуществляется в случае, если материалы рассматриваемого дела содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Закрытое судебное заседание допускается также в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, на содержащиеся в административном деле сведения конфиденциального характера, на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн и нарушение прав и законных интересов гражданина. Если судебное разбирательство проводилось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения.

Одним из важных принципов состязательного судебного административного процесса является принцип очности и непосредственности исследования доказательств. Очность состязательного рассмотрения и разрешения административных дел имеет в качестве одной из форм своего проявления устностъ процесса. Устность как принцип судопроизводства предполагает, что все процессуальные действия совершаются в устной форме, в том числе исследование письменных доказательств, допрос свидетелей, объяснения сторон и третьих лиц и т.д. Вместе с тем в целях реализации принципа про- цессуальной экономии законодатель в ст. 292 КАС РФ делает исключение из принципа устности, устанавливая упрощенный (письменный) порядок производства по административным делам. В таком порядке судом исследуются только доказательства, представленные в письменной форме.

Принцип непосредственности судебного разбирательства, предусмотренный ст. 13 КАС РФ, является руководящим началом при исследовании доказательств и установлении обстоятельств, которые имеют значение для дела. Исходя из этого принципа, доказательства по делу исследует и оценивает тот состав суда, который должен разрешить дело по существу и вынести решение.

К числу основных начал судебного административного процесса относится принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении судами административных дел. В ст. 9 КАС РФ законодатель устанавливает, что законность и справедливость в этом процессе обеспечиваются:

  • - соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве;
  • - точным и соответствующим обстоятельствам дела правильным толкованием и применением НПА, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий;
  • - получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Соблюдение законности в судебно-административной деятельности призвано гарантировать справедливость административного судопроизводства через механизм восстановления прав и свобод граждан и организаций, нарушенных неправомерными актами публичной администрации.

В число основных начал судебного административного процесса входит принцип осуществления административного судопроизводства и исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок.

Введение принципа разумного срока в административное судопроизводство направлено на обеспечение оптимальной по времени защиты субъективных публичных прав частных лиц (физических и юридических) и обеспечение оперативного, эффективного и справедливого разрешения административных споров судами.

Ключевым понятием, выражающим сущность этого принципа, является категория «разумный срок». Рассмотрение судебных дел в разумный срок означает осуществление правосудия без задержек, которые могут подорвать его эффективность и доверие к нему. Разумный срок в ст. 10 КАС РФ определяется периодом со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу.

Этот срок определяется в каждом конкретном административном деле, исходя из особенностей различных категорий дел, с учетом:

  • - обстоятельств административного дела и его правовой и фактической сложности;
  • - длительности (общей продолжительности) процесса (судопроизводства по делу или исполнения судебного акта);
  • - поведения участников процесса;
  • - действий (бездействия) заявителя и государственных органов;
  • - достаточности и эффективности действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела;
  • - значимости рассмотренного административного спора и его последствий для лица, в отношении которого допущено нарушение разумных сроков.

В законе устанавливаются определенные процессуальные механизмы, гарантирующие соблюдение разумных сроков, в частности механизм «ускорения судебного разбирательства» (и. 8 ст. 10 КАС РФ).

К основным началам административного судопроизводства относится и принцип государственного языка. Согласно ст. 12 КЛС РФ административное судопроизводство в федеральных судах общей юрисдикции, находящихся на территории республики, которая входит в состав Российской Федерации, может вестись также на государственном языке этой республики. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется административное судопроизводство, суд разъясняет и обеспечивает право знакомиться с материалами административного дела, участвовать в процессуальных действиях, давать объяснения, выступать в суде, заявлять ходатайства и подавать жалобы на родном языке или свободно выбранном языке общения, пользоваться услугами переводчика.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Латинское слово principium- основа, первоначало. Они являются руководящими началами процессуальной деятельности. Учеными предложено много определений этого понятия. Остановимся на следующем: принципами административного судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущность организации и деятельности судов РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также дел, вытекающих из административных правоотношений.

Рассмотрим основные свойства принципов:

1. Нормативность. Ни одна правовая идея или доктрина не может быть принципом, пока она законодательно не будет закреплена. Принцип - это требование должного поведения, выраженное в законе, а научные идеи, доктрины таким свойством не обладают. Поэтому трудно согласиться с мнением В.Т. Томина, утверждавшего, что "правовые принципы опережают развитие закона". Отсутствие в нашей стране единого административного процессуального акта определенным образом отражается на многих проблемах административного судопроизводства, в том числе и на вопросах о принципах этого вида деятельности. Тем не менее мы можем констатировать, что принципы административного судопроизводства закреплены в Конституции РФ, ГПК РСФСР, КоАП РСФСР и других нормативных актах. Причем, есть принципы, закрепленные в ГПК, КоАП и не закрепленные в Конституции (коллегиальности и единоличные начала процесса, национального языка).

2. Регулятивность. Принципы - правила поведения, но правила наиболее высокой степени обобщённости. Они определяют собой построение административной юстиции, её устои, фундамент, выражают степень её демократизма.

3. Аксиоматичность. Принципы процесса обладают верховенством по отношению к другим нормам административного судопроизводства. Все иные нормы административной юстиции обусловлены принципами процесса. Содержание отдельных норм не может противоречить принципам. В этом отношении принципы - аксиомы административной юстиции.

4. Ненарушимость. Поскольку принципы выражают собой устои административной юстиции, их нарушение всегда влечет отмену правового акта, оспаривание совершенного процессуального действия, при котором было допущено нарушение. Нарушение других норм не всегда влечет за собой подобные последствия.

5. Универсальность. Действие принципов распространяется на все стадии административного процесса. Поэтому трудно согласиться с учеными, которые считают возможным выделять принципы для отдельных стадий.

Значение принципов:

1. В них выражена сущность административного судопроизводства

2. Служат гарантией достижения целей административного судопроизводства.

3. По зрелости и реальности принципов можно судить о демократичности административной юстиции.

4. Принципы указывают на направление дальнейшего развития законодательства об административном судопроизводстве.

Система и классификация принципов административного судопроизводства. Направления их развития В юридической литературе выделяются различные основания классификации принципов. Для принципов характерна качественная определенность (каждый принцип самостоятелен

и не может быть сведён к другому) и взаимообусловленность (реализация одного принципа

служит средством обеспечения другого). Так принцип материальной истины обеспечивает

реализацию принципа andi partem - недопустимости принимать во внимание доводы только

одной стороны.

Представление о системе принципов дает их классификация, т.е. объединение в

однородные группы (классы) по существенным общим признакам. Основой классификации

является рациональность:

1. Судоустройственые принципы.

Определяют независимость судебной власти и организационное построение суда.

2. Общеправовые принципы.

Обеспечивают охрану Интересов личности и общества в административном

судопроизводстве.(напр., принцип публичности, равенства всех перед законом)

3. Функциональные принципы.

Определяют порядок деятельности суда при разрешении административного спора.

Науке известны и другие классификации принципов:

1. Возможно подразделение принципов на закрепленные в Конституции и в отраслевом

законодательстве.

2.Деление принципов на общие для всего правосудия и на принципы судопроизводства по административным делам.

Можно выделить принципы по степени их общности: некоторые действуют во всех стадиях, а некоторые главным образом в суде - гласность, состязательность и т.д.

Поэтому не отвергая других классификаций, мы будем группировать принципы по их функциональной направленности. Конечно любая классификация относительна, и в предложенных классификациях можно найти пересекающиеся точки. Но все же эти классы в достаточной степени отражают специфику принципов административного судопроизводства на современном этапе развития нашего общества.

Принципы – это основа. Явич полагал, что принцип – это часть правосознания. В этом смысле следует согласиться в том, что качество закона и эффективность зависит от того, как в нем сформулированы и раскрыты правовые функции.

Принципы – основные руководящие начала процессуальной деятельности. Принципами административного судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущность организации и деятельности судов по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях и дел, вытекающих из административных правоотношениях.

Основные свойства принципов :

1) Нормативность

Не любая правовая идея является принципом. А принципом она станет тогда, когда будет закреплена в соответствующих НПА.

В КоАПе, кстати, до 2002 года не было закреплено принципа презумпции невиновности и признавалась презумпция вины.

2) Регулятивность

Принципы – правила поведения большой общности. Они выражают ее степень демократизма. До сих пор возникает вопрос о состязательности ее. Существование этого принципа можно выводить из статуса различных участников процесса.

3) Аксиомотичность

Принципы процесса обладают верховенства по отношению к другим нормам административного производства и в пределах этой отрасли права, выводимой из этих норм. Более того, все другие нормы административной юстиции выводятся из принципов процесса и обусловлены ими. Поэтому принципы – это аксиома.

4) Ненарушимость

Так как принципы означают основы административного судопроизводства, то их нарушение всегда влечет отмену правового акта (нарушение правил о языке, например).

5) Универсальность

Действие принципов распространяется на все стадии процесса и в этом смысле они универсальны.

Суд признает решение незаконным, но не может диктовать какое решение принимать. С какой формулировкой устранить, например бездействие органа государственной власти? «Устранить», «обязать» или как то иначе?...

Первым делом следует признать бездействие неправомерным – посмотреть нормы, в какой срок должно быть принято решение первым делом. Противоправное бездействие тогда когда в установленные сроки уклоняется от принятия решения. Первый шаг сделали.

Здесь нет четкости важно, чтобы в перспективе эти вопросы были более четко урегулированы. К сожалению ясности тут нет. Например: в ЗК – отказ в предоставлении земельного участка можно оспорить и суд по ЗК может обязать орган принять решение по предоставлению ЗУ. Лектору кажется, что эффективный контроль будет тогда, когда у суда будут ясные полномочия по решению.



Итак, можно согласится с определением. Под АЮ или А. судопроизводством следует понимать правосудие по административным делам, осуществляемое в особой процессуальной форме судебными органами, путем разрешения спора, возникшего между административными органами и иными участниками А. правоотношений, вытекающий из А. правоотношений, результатом которого является – отмена, либо исправление неправомерного А. акта.

Рассказывает о незаконности акта – обязать орган исключить указание на приватизацию такого то объекта. Но при рассмотрении следующих инстанций было отменено со ссылкой на ст.10 (о принципе разделения властей). Судебное решение в таком виде не устояло. Что было делать в такой ситуации? Орган поступил мудро – к принятию решения орган самостоятельно устранил нарушение прав. Поскольку орган сам исправил недостаток, предмет требований исчез.

В какой форме заявлять требование – этот вопрос не получил детальной регламентации «устранить нарушение в установленном законом порядке» - что это такое – широкий простор для творчества юристов.

Н.Ю. Хоманева (проф.) полагает, что право на существование имеют следующие понятия – «правосудие по административным делам», «административная юрисдикция» (она их различает) и «административная юстиция».

Принципы российской административной юстиции

Принципы – это основа. Явич полагал, что принцип – это часть правосознания. В этом смысле следует согласиться в том, что качество закона и эффективность зависит от того, как в нем сформулированы и раскрыты правовые функции.

Принципы – основные руководящие начала процессуальной деятельности. Принципами административного судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущность организации и деятельности судов по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях и дел, вытекающих из административных правоотношениях.

Основные свойства принципов :

1) Нормативность

Не любая правовая идея является принципом. А принципом она станет тогда, когда будет закреплена в соответствующих НПА.

В КоАПе, кстати, до 2002 года не было закреплено принципа презумпции невиновности и признавалась презумпция вины.

2) Регулятивность

Принципы – правила поведения большой общности. Они выражают ее степень демократизма. До сих пор возникает вопрос о состязательности ее. Существование этого принципа можно выводить из статуса различных участников процесса.

3) Аксиомотичность

Принципы процесса обладают верховенства по отношению к другим нормам административного производства и в пределах этой отрасли права, выводимой из этих норм. Более того, все другие нормы административной юстиции выводятся из принципов процесса и обусловлены ими. Поэтому принципы – это аксиома.

4) Ненарушимость

Так как принципы означают основы административного судопроизводства, то их нарушение всегда влечет отмену правового акта (нарушение правил о языке, например).

5) Универсальность

Действие принципов распространяется на все стадии процесса и в этом смысле они универсальны.

Суд признает решение незаконным, но не может диктовать какое решение принимать. С какой формулировкой устранить, например бездействие органа государственной власти? «Устранить», «обязать» или как то иначе?...

Первым делом следует признать бездействие неправомерным – посмотреть нормы, в какой срок должно быть принято решение первым делом. Противоправное бездействие тогда когда в установленные сроки уклоняется от принятия решения. Первый шаг сделали.

Здесь нет четкости важно, чтобы в перспективе эти вопросы были более четко урегулированы. К сожалению ясности тут нет. Например: в ЗК – отказ в предоставлении земельного участка можно оспорить и суд по ЗК может обязать орган принять решение по предоставлению ЗУ. Лектору кажется, что эффективный контроль будет тогда, когда у суда будут ясные полномочия по решению.



Итак, можно согласится с определением. Под АЮ или А. судопроизводством следует понимать правосудие по административным делам, осуществляемое в особой процессуальной форме судебными органами, путем разрешения спора, возникшего между административными органами и иными участниками А. правоотношений, вытекающий из А. правоотношений, результатом которого является – отмена, либо исправление неправомерного А. акта.

Рассказывает о незаконности акта – обязать орган исключить указание на приватизацию такого то объекта. Но при рассмотрении следующих инстанций было отменено со ссылкой на ст.10 (о принципе разделения властей). Судебное решение в таком виде не устояло. Что было делать в такой ситуации? Орган поступил мудро – к принятию решения орган самостоятельно устранил нарушение прав. Поскольку орган сам исправил недостаток, предмет требований исчез.

В какой форме заявлять требование – этот вопрос не получил детальной регламентации «устранить нарушение в установленном законом порядке» - что это такое – широкий простор для творчества юристов.

Н.Ю. Хоманева (проф.) полагает, что право на существование имеют следующие понятия – «правосудие по административным делам», «административная юрисдикция» (она их различает) и «административная юстиция».



Просмотров