Фундаментальные исследования. Гражданское неповиновение: мифы и реальность

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - политическое действие, выражающееся в намеренном нарушении закона ради инициирования изменений в законодательстве или политике правительства. Акции гражданского неповиновения могут носить прямой (неисполнение опротестовываемого закона) и непрямой (неисполнение иных законов) характер. Идея гражданского неповиновения была сформулирована Г. Торо в эссе “О долге гражданского неповиновения” (1849), в котором он показал, что отказ от уплаты налогов может стать важным средством противодействия несправедливой политике государства. Действенность гражданского неповиновения была продемонстрирована в многочисленных кампаниях протеста в 20 в. (в частности, М. Ганди, М. Л. Кинга).

Философско-политическое обоснование гражданского неповиновения в рамках теории конституционной демократии было предложено Дж. Роулзом, который рассматривает гражданское неповиновение как одну из форм демократической оппозиции публичной воле, утверждаемой на основе мажоритарного принципа. Гражданское неповиновение возможно лишь в условиях той социальной модели, которую принято называть открытым обществом (К. Поппер) и согласно которой социальные институты рассматриваются как продукты человеческого творчества, а их сознательное изменение обсуждается в терминах пригодности для достижения человеческих целей и намерений. Концепция гражданского неповиновения явно или неявно основывается на предположении, что представляет собой систему кооперации между равными и ущерб, нанесенный каким-то членам сообщества вследствие существующего порядка, дает им требовать соответствующего изменения порядка и добиваться этого изменения всеми допустимыми в рамках самого порядка средствами. Гражданское неповиновение представляет собой один из способов разрешения естественно возникающего в демократически организованном обществе противоречия между обязанностью гражданина подчиняться законам, принятым законодательным большинством, с одной стороны, и его правом отстаивать свои свободы и нравственной обязанностью противостоять несправедливости-с . Гражданское неповиновение-это сопротивление несправедливости способами хотя и противоречащими закону, но находящимися в рамках законности. По смыслу действия-это обращенное к чувству справедливости большинства сообщества заявление о несогласии с нарушением принятых принципов социальной кооперации. Как политическое действие гражданское неповиновение адресовано большинству, удерживающему , и оправдывается принципами, регулирующими конституцию и другие социальные институты. В этом плане представляет собой неповиновение (отдельному) закону при верности законодательству и принципу верховенства права. Как публичное действие гражданское неповиновение не только адресовано общественности, но и совершается публично; в нем участвуют открыто и честно. Как ненасильственное действие оно выражает принятие политической системы и признание справедливости других. Гражданское неповиновение следует отличать от отказа по убеждениям, посредством которого проявляется всего лишь личная человека, но не протест против существующего порядка.

Социально-политические характеристики гражданского неповиновения обусловливают принципиальные основания для оправдания конкретных акций гражданского неповиновения: они а) действенны лишь в случаях серьезного нарушения основных свобод каких-либо меньшинств, которое чаще всего очевидно для всех; б) имеют политический в ситуации, когда оказались безрезультатными корректно использованные другие средства политической борьбы; в) оправданны при условии, если их осуществление не сопряжено с ущемлением свобод других граждан или девальвацией доверия к закону и конституции, а также не ведет к такому общественному беспорядку, который способен подорвать существующий конституционный строй.

Лит.: Опыт ненасилия в XX в.: Социально-этические очерки. М., 1996; Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995, с. 326-343; Zinn H. Disobedience and Democracy. N. Y., 1968; Sharp G. The Dynamics ofNonviolent Action, v. 1-3. Boston, 1973.

P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ" в других словарях:

    Гражданское неповиновение действие политического характера, умышленное преступление закона с целью привлечения общественного мнения к проблеме и требования к законодательным органам внесения изменений в законодательство. Представляет собой… … Википедия

    - (civil disobedience) Политическая акция неповиновения властям на основе моральных принципов. Термин впервые использован Генри Торо в памфлете О долге гражданского неповиновения (On the Duty of Civil Disobеdience , 1849). Наиболее известным… … Политология. Словарь.

    Гражданское неповиновение - (англ. civil disobedience) отказ группы лиц или населения какой либо местности от выполнения распоряжений властей в знак протеста против определенных действий или бездействия гос ных органов … Энциклопедия права

    ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - разработанная М. Ганди тактика протеста, характеризующаяся организованным несоблюдением определенного закона с целью привлечь внимание к его несправедливости и спровоцировать власти к применению крайних мер. Г.н. сочетается с ненасилием и… … Юридическая энциклопедия

    Гражданское неповиновение - политическое действие, выражающееся в намеренном нарушении закона ради инициирования изменений в законодательстве или политике правительства, одна из форм оппозиции в демократическом обществе. По смыслу действия Г.н. представляет собой… … Педагогический терминологический словарь

    Публ., Полит. Демонстративный отказ населения или группы лиц от выполнения распоряжений властей в знак протеста против каких л. их действий. Мокиенко 2003, 63 … Большой словарь русских поговорок - – индивидуальные или массовые действия, связанные с выражением протеста по отношению к существующему порядку, отдельным законам, тем или иным политическим лидерам или официальным политическим акциям со стороны властей, рассматриваемым носителями… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - (civic dicobedience) открытое действие(я) преднамеренного правонарушения с целью привлечения общественного внимания к предполагаемой незаконности отдельных актов или к их нравственной неоправданности. Термин был введен Генри Дэвидом Торо (1817… … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Уолден, или Жизнь в лесу. Генри Дэвид Торо (обзор) , Том Батлер-Боудон. Книга «Уолден, или Жизнь в лесу» в формате 10-минутного чтения: обзоры лучших книг, только самое важное и полезное. Генри Дэвид Торо в 1849 году написал эссе «Гражданское неповиновение»… электронная книга

Гражданское неповиновение представляет собой активный отказ группы населения от подчинения определенным законам, требованиям, распоряжениям правительства или оккупирующей страны. Как правило, выступающие не намерены задействовать физическое насилие для достижения желаемых целей.

Гражданское неповиновение развилось при попытке добиться социальных изменений, когда все каналы переговоров потерпели неудачу. Выступающие исходят из видения, что действующие законы могут быть несправедливыми, а они, граждане, наделены правами, позволяющими им отстаивать свою позицию. В данной статье обсудим яркие примеры митингов, проследим изменение запросов общества с древности до сегодняшнего времени, а также подумаем над тем, можно ли оправдать выступающих или их позиция всегда логична и верна.

Определение

Термин «гражданское неповиновение» впервые был сформулирован в эссе 1848 года. В работе он описывает свой отказ от уплаты государственного налога, введенного американским правительством. Полученные от сбора налогов средства планировалось направляться на обеспечение соблюдения Закона о беглых рабах.

В эссе отмечается, что немногие - герои, мученики, патриоты, реформаторы - служат своему обществу достойно и со всей совестью. Восприятие государством этих людей врагами кажется автору несправедливым.

Многие после Торо с гордостью идентифицировали свои протесты как акты гражданского неповиновения. Торо за свою непокорность был заключен в тюрьму.

Философия сопротивления

Практика гражданского неповиновения вступает в противоречие с законами страны, в которой она имеет место. Сторонники движения должны найти баланс между соблюдением законов и борьбой за свои убеждения. В случае гражданских демонстраций, если бы никто не придерживался правила категорического императива И. Канта, существовала бы опасность появления анархии.

В рамках демократии ведутся споры о том, являются акции гражданского неповиновения незаконными или нет, ведь, по сути, это законное выражение мнения людей. Когда власти нарушают существующий общественный договор, некоторые утверждают, что граждане вполне оправданно выступают против них. Принятое правительством законодательство не должно нарушать естественных прав человека.

Принцип гражданского неповиновения признается оправданным при военных преступлениях. В Нюрнбергском процессе после Второй мировой войны люди были привлечены к ответственности за неспособность противостоять законам, причиняющим страдания ни в чем не повинным людям.

Общественное мнение

Гражданское неповиновение - форма гражданской активности, не подразумевающая насилие. В стабильных демократиях, таких как Канада, Великобритания и США, массовые беспорядки и публичные проявления насилия редки. Чем это объясняется? Дело в том, что реакция общественности на насилие будет крайне негативной, и, следовательно, скорее будет препятствовать, чем помогать протестующим в достижении цели. Общественное мнение меняется со временем. Если важно обратиться к «совести общественности» и «положить конец несправедливости», необходимо ориентироваться на то, как общество реагирует на протесты.

Неоправданное поведение

Акт гражданского неповиновения - это действие, которое легче оправдать, чем насилие. Тем не менее он может быть неправильным с моральной точки зрения. Торо, Ганди и Кинг протестовали против серьезного зла, но если человек ошибочно полагает, что закон или политика несправедливы, то акт его неповиновения не будет морально оправдан. Более того, если закон или политика несовершенны, их недостатки могут быть недостаточно серьезными для оправдания нарушения закона.

Непослушание должно распространяться на серьезные случаи, и даже тогда это может быть неоправданным, если имеются законные средства для эффективного продвижения своего мнения. Наконец, такие действия могут быть неправильными, если они подрывают ценность общественных институтов.

Только тогда, когда эффективные правовые средства недоступны, гражданское неповиновение допустимо.

Таким образом, можно привести веские аргументы в пользу того, что своенравие населения может быть морально неоправданно при определенных условиях. Однако часто ведутся споры касательно оправдания конкретных актов гражданского неповиновения.

Перспективы

В результате исследования общественного поведения выявлена широкая дистанция между классическими идеалами демократии и современными реалиями правления. На деле происходит борьба большинства населения с меньшинствами, являющимися более привилегированными и обладающими экономической и политической властью.

Обнаружены три основных фактора, предполагающих вероятность постепенного возрастания значения долга гражданского неповиновения в политической жизни современных демократий, а в некоторых случаях и не демократических стран. Если государственные режимы стабилизируются, правовые процессы будут более предсказуемыми и более безопасными.

Одним из факторов является знание политического поведения и политических институтов в демократических странах. Второй фактор - влияние приговоров Нюрнберга и дела Эйхмана на современный взгляд о политических обязанностях человека. Третьим фактором является влияние таких авторов, как Камю, и некоторых современных психологов, связывающих взросление человека со зрелой независимой общественной позицией.

Яркие примеры

Примеров гражданского неповиновения было много в каждой эпохе человечества и в каждом поколении. Их можно обнаружить в Индии, Америке и других государствах. Гражданское неповиновение использовалось в качестве основной тактики националистических движений в бывших колониях Африки и Азии до обретения ими независимости. Обозначим наиболее яркие примеры.

Раннее христианство

Первые христиане не прибегали к гражданскому неповиновению. Их основное правило заключалось в том, чтобы прислушиваться к Богу. Религиозное и нравственное послушание исключало зарождение гражданского неповиновения. В целом движение было ненасильственным не только потому, что любой другой путь был бы глупым, но и потому, что сам Христос призывал своих последователей обратить другую щеку врагу (Матфея 5.9, 20-22, 38-48 и 26. 50-52).

Индия

Ганди впервые использовал свои идеи сатьяграхи в округах Чампаран (штат Бихар) и Кхед (штат Гуджарат) в Индии в 1918 году. В ответ на бедность, скудные ресурсы, алкоголизм, общее британское безразличие и гегемонию он предложил сатьяграху - ненасильственное массовое гражданское неповиновение. Ганди предлагал реальный выход, который помог угнетенному народу Индии выжить.

Первым шагом была кампания гражданского неповиновения Сварадж, или знаменитый Соляной марш. Правительство монополизировало торговлю солью. Поскольку налог на соль затронул всех, это оказалось отличной причиной для протеста. Ганди прошел 400 километров (248 миль) от Ахмедабада до Данди, чтобы добыть соль возле моря. За 23 дня (с 12 марта по 6 апреля) марш собрал тысячи людей. Оказавшись в Данди, Ганди призвал всех добывать соль и торговать ею. В последующие недели тысячи людей нелегально скупали соль, а к концу месяца из-за этого было арестовано более 60 000 человек. Это была одна из самых успешных кампаний Ганди.

Он строго придерживался ненасилия на протяжении всей своей жизни. Его мечта о единой и независимой Индии не была достигнута, так как его убили. Тем не менее его идеалы жили, вдохновляли, потому что позволяли использовать ненасильственное гражданское неповиновение против репрессивного и несправедливого правительства.

Южная Африка

Архиепископ Десмонд Туту и Стив Бико выступали против апартеида. Сущность их движения раскрывается в таких заметных кампаниях гражданского неповиновения, как Фиолетовый дождь 1989 года и Марш мира в Кейптауне, бросившие вызов законам апартеида.

2 сентября 1989 года, за четыре дня до проведения выборов в расово сегрегированном парламенте Южной Африки, полицейские водяные пушки с фиолетовым красителем были направлены на тысячи сторонников массового демократического движения, прибывших в город с попыткой проникновения в парламент Южной Африки, располагающийся на улице Бург в Кейптауне.

Протестующие были предупреждены о необходимости разойтись, но вместо этого они опустились на колени, и водяная струя направилась в толпу. Некоторые остались стоять на коленях, в то время как другие покинули улицы. Около 250 человек, марширующих с плакатом с надписью «Люди будут управлять», разошлись на пересечении улиц Дарлинг-стрит и сэра Лоури-роуд после того, как полиция преградила им путь.

Соединенные Штаты Америки

В Соединенных Штатах существует продолжительная история развития сопротивления населения. Мартин Лютер Кинг-младший является одним из самых известных активистов, который для достижения цели использовал активное гражданское неповиновение. В 1953 году, в возрасте двадцати четырех лет, Кинг стал пастором баптистской церкви Декстер Авеню в Монтгомери, штат Алабама. Он правильно думал, что организованный ненасильственный протест против расистской системы южной сегрегации, известной как законы Джима Кроу, приведет к широкому освещению в СМИ борьбы за равенство и права афроамериканцев.

Кинг организовал и провел выступления касательно прав голоса, трудовых и других основных гражданских прав чернокожих, десегрегации. Большинство из этих требований были успешно закреплены в законодательстве США с принятием Закона о гражданских правах 1964 года и Закона о правах голоса 1965 года.

Тысячи выходят на улицы по всей России

Проявления гражданского неповиновения в России редки, но периодически случаются. Правительство старается идти на диалог с населением, тем самым на начальных стадиях предупредить зарождение выступлений.

25 февраля 2018 года на улицы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России десятки тысяч людей вышли в годовщину убийства Бориса Немцова, который был застрелен в центре Москвы. Около 30 тысяч человек прошли через центральную часть Москвы с призывами «Россия будет свободной». Некоторые несли яркие плакаты с лозунгами: «Я не боюсь», «Кто следующий?». Борис Немцов был заметным лидером среди оппозиции, журналистов и критиков.

Наказание

Последний вопрос, который необходимо рассмотреть: «Как власти должны реагировать на гражданское неповиновение?». В первую очередь на это должны ответить правоохранительные органы государства, ведь именно они принимают решение о том, следует ли вмешиваться в гражданские выступления, а также как вести себя с митингующими, то есть предъявлять обвинения или арестовывать.

Также это относится к прокурорам, рассматривающим досудебные решения. Наконец, это касается судей и присяжных, потому что они ответственны за принятие решений о том, следует ли осуждать людей, а также какое наказание необходимо установить.

Наши дни

Некоторые теоретики утверждают, что проблемы гражданского неповиновения являются устаревшими и переоцененными. Причина этого кроется в том, что они не отражают и не берут во внимание текущие формы политической активности.

Герберт Сторинг считает, что наиболее яркой характеристикой гражданского неповиновения является его неуместность в отношении проблем современности. Конечно, есть много доказательств того, что Герберт Сторинг ошибался в своих предсказаниях о популярности непокорности населения как способа инакомыслия.

Хотя в последние годы произошли изменения в парадигме форм гражданского неповиновения, все же эти сдвиги в основном произошли в рамках добросовестного и открытого взаимодействия с властями.

Исторические парадигмы Ганди, Кинга, суфражисток и Манделы являются показательными в части неподчинения населения действующей политической системе, которое было направлено на обеспечение правовой защиты основных прав определенного слоя населения.

В настоящее время гражданское неповиновение сконцентрировано не на основных правах человека, а на более глобальных проблемах и узконаправленных интересах. Актуальными вопросами современного общества являются окружающая среда, права животных, ядерное разоружение, глобализация, внешняя политика и другие.

Гражданское неповиновение - умышленное преступление закона с целью привлечения общественного мнения к проблеме и требования к законодательным органам внесения изменений в законодательство. Рим. 13:1 «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». 1 Петр. 2:13 «…будьте покорны всякому человеческому начальству...».

Как христиане мы серьезно воспринимаем библейский призыв уважать и повиноваться власти. Мы признаем обязанность подчинения законам вне зависимости от нашего личного отношения к ним, законам истинно справедливым и нравственным.

Библейский смысл закона состоит в том, чтобы сохранять порядок и служить справедливости и благу; а законы, несправедливые или вынуждающие граждан делать что-то несправедливое, подрывают общее благо, а не служат ему.

В Библии имеются следующие примеры гражданского неповиновения:

1) Повивальные бабки, Шифра и Фуа: право сохранять жизнь согражданам.

«…для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?

Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели прийдет к ним повивальная бабка, они уже рождают.

За сие Бог делал добро повивальным бабкам…» Исх. 1:18-20.

2) Даниил: право молиться и прославлять Бога.

«Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена, и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того» Дан. 6:10.

3) Петр и Иоанн: право проповедовать Евангелие

«…Что нам делать с этими людьми?

…приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса.

Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога?

Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» Деян. 4:16,18-20.


Исторические примеры гражданского неповиновения

История изобилует подвигами людей, которые ценой собственной жизни отказывались подчиниться аморальным законам.

Среди таких людей был известный борец за справедливость Мартин Лютер Кинг, который сказал, что «если ты желаешь изменить человека, сначала ты его должен полюбить». Он видел образ Божий в каждом человеке, независимо от расы, религии, возраста или пола.

Мартин Лютер Кинг родился в 1929 году в г. Атланта, штат Джорджия. Его отец и дед были баптистскими служителями, и Мартин решил последовать по их стопам.

Когда варварские племена покорили Европу, христианские монастыри не только сохранили Библию, но также и произведения западной литературы и искусства.

Борьба с рабством: папские эдикты в 16-х и 17-х веках осудили работорговлю; евангельские христиане в Англии во главе с

Джоном Уэсли и Вильям Вильберфорсом положили конец работорговле в стране.

В Европе христиане подвергли сомнению притязания королей на божественное происхождение.

Гражданские права 60-х: христиане, на основании Писания, провозгласили, что образ Божий есть в каждом человеке независимо от расы, религии, возраста или социального положения.

Основные вопросы, затронутые в декларации:
1) Неприкосновенность жизни:

«Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию...»

- «мы с сожалением отмечаем, что идеология в поддержку абортов находит широкую поддержку сегодняшней администрации»;

- «Культура смерти», папа Римский;

- «То, что Библия и человеческий здравый смысл определяют, то и мы должны ясно доносить до общественности, даже в ущерб нашему положению или репутации».

2) Брак между мужчиной и женщиной

Рождаемость вне брака (5% - 50 лет назад; 40% - сегодня);

Разводы;

Гражданские браки;

Однополые браки.

3) Свобода вероисповедания

(борьба за свободу вероисповедания с первых веков)

В штате Массачусетс с узакониванием однополых браков стало больше детей-сирот;

В штате Нью-Джерси был факт лишения статуса нан профит за отказ сдачи в аренду своих помещений...

Канада и страны Европы – запрет провозглашения библейского взгляда на гомосексуализм.

Завершение декларации было следующим:

Мы, христиане, которые объединили свои усилия вопреки исторически сложившимся церковным расхождениям, чтобы подтвердить наше право, и, что более важно, воспользоваться нашим долгом говорить и действовать в защиту этих истин.

Мы обещаем друг другу и нашим единоверцам, что никакая сила на земле, будь то культурная или политическая, не испугает нас, заставив замолчать.

Это наш долг - возвещать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа во всей Его полноте, как «вовремя, так и не вовремя». Да поможет нам Бог исполнить этот долг до конца.

Как мы ответим на повеление Христа подчиняться больше Его уставам, нежели уставу страны и общества?

Николай Боричевский

Автор этой статьи, часто общаясь с общественно активными согражданами, постоянно видит один вопиющий пробел в практических навыках борцов за гражданские права. Российские общественники ничего не знают про методы гражданского неповиновения. По большей части это происходит потому, что коммунистические учебники мировой истории намеренно умалчивали об этом эффективнейшем методе борьбы за свои права. Коммунисты видели в гражданском неповиновении прямую угрозу своему режиму. Эпоха социализма прошла, но белые пятна в овладении методами защиты своих прав остались. Итак, что же такое гражданское неповиновение? Какие ложные представления о нём имеют российские общественники?

Гражданское неповиновение - это демонстративное, массовое, намеренное нарушение законов государства. Но это такое нарушение закона, которое не приводит к насилию либо унижению кого-либо. Из самой сути гражданского неповиновения следует тот факт, что при нём нарушаются сугубо аморальные законы. Посудите сами - нарушение подавляющего большинства законов России - это заведомое насилие либо унижение кого-либо. Но есть маленькая группа законов, нарушение которых не приводит к насилию. Например - закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Если гражданин нарушит вышеупомянутый закон и проведёт несанкционированный митинг - этим самым он не принесёт абсолютно никому ни физического, ни морального вреда. Следовательно, данный закон можно отнести к группе аморальных ивысосанных из пальца. Намеренное и демонстративное нарушение именно таких аморальных законов и называется гражданским неповиновением.

Одной из особенностью гражданского неповиновения является полное принятие гражданином последствий нарушения закона. Если человек намеренно нарушает закон в рамках гражданского неповиновения -он не стремится убежать от полиции, нанять адвокатов и уйти от наказания, уйти в подполье или избежать наказания. Человек, наоборот, стремится быть наказанным за своё нарушение закона в рамках гражданского неповиновения.

Россияне имеют очень много предубеждений против гражданского неповиновения. Первое из них -гражданское неповиновение - это мазохизм. Любое нарушение закона, пусть даже аморального, выльется в репрессии со стороны государства. Зачем человеку, защищающему свои права, намеренно терять ещё больше этих прав в случае репрессий?

Второе заблуждение - гражданское неповиновение непродуктивно. Если граждане будут подвергнуты репрессиям, то их моральный дух пострадает, а организации будут разрушены.

Третье заблуждение - при отстаивании своих прав должны страдать не мы - а государство.

Четвёртое заблуждение - режим уступит борцам за права только тогда, когда общественники напугают своей силой государство.

Причиной столь серьёзных предубеждений россиян против гражданского неповиновения является их пробел в изучении мировой истории. Учебники истории говорят очень мало про Ганди и про Мартина Лютера Кинга. Россияне просто не знают про 100% эффективность гражданского неповиновения. Почему же гражданское неповиновение смогло принести победу индусам в противодействии одной из самых мощных империй того времени - Британской Империи? Почему тактика гражданского неповиновения принесла неграм победу над расовой дискриминацией в Америке?

Можно много говорить о причинах, но я приведу коротенькую иллюстрацию из работы В.Киселёва «Опыт ненасилия в ХХ столетии». Чернокожие объявили бойкот общественного транспорта, так как было законодательно закреплено унижение чернокожих в автобусах.

«Начались массовые аресты. Было арестовано более ста участников бойкота, которых обвинили также и в организации "нелегального" общественного транспорта. Но страха уже никто не испытывал. Страх, который так долго сковывал сердца чернокожих южан, уступил место чувству собственного достоинства и самоуважения. Люди смело шли навстречу арестам. Кинг вспоминал: "Никто не боялся. Никто не старался избежать ареста. Многие негры добровольно пошли в контору шерифа, чтобы узнать, есть ли в списках их фамилии, и если их не было, уходили разочарованные. Когда-то запуганный народ сразу преобразился, кто когда-то дрожал перед законом, теперь испытывали чувство гордости, если их должны были арестовать за участие в борьбе за свободу". Суд над "нарушителями антибойкотного закона" получил международную огласку, продемонстрировав бесстрашие участников протеста и стал, по сути, обвинительным процессом против сегрегации».

Как видно из вышеописанного случая, основным результатом гражданского неповиновения является преодоление страха и появление чувства собственного достоинства. Гражданское неповиновение - это, в первую очередь, усиление духа и преодоление своего страха. И поэтому оно чрезвычайно эффективно в борьбе с нарушением прав граждан. Ведь любое нарушение прав основывается на насилии и страхе. Но чем можно испугать человека, когда он готов сам идти в тюрьму?

Россиян, которые были воспитаны примером Октябрьской революции, отпугивает в гражданском неповиновении фактор ненасилия. Ненасилие - это готовность принять страдание без мысли об отмщении, принять удар, не нанося ответных ударов. Участник ненасильственного сопротивления готов в случае необходимости стать жертвой насилия, но сам он никогда не прибегнет к нему. Россияне, борясь за свои права, не хотят выглядеть слабыми. И это их грубейшая ошибка. Ганди постулировал «Один лишь разум неспособен обеспечить людям основополагающие ценности жизни, для этого необходимо страдание. Страдание бесконечно сильнее закона джунглей, когда нужно обратить оппонента на путь истинный, открыть его слух, который иначе закрыт для голоса разума». Нужно помнить, что именно Ганди победил Британскую Империю.

Приведу ещё один отрывок из В.Киселёва.

«Тактике ненасильственных действий олбанский шеф полиции Лори Притчетт противопоставил тактику массовых арестов. Демонстрантов арестовывали под любым предлогом и бросали в тюрьмы. Сам Кинг был трижды арестован в ходе олбанской кампании за несанкционированное проведение демонстраций. Полиция не использовала здесь собак, дубинки и пожарные брандспойты для наведения "порядка". Свою жестокость полисмены проявляли в местах, недосягаемых для журналистских камер - в казармах и сараях, превращенных во временные тюрьмы. Национальная американская и международная пресса не раз выражала симпатии протестующим чернокожим гражданам Олбани, но от федерального правительства так и не удалось добиться реальной поддержки. С перерывами олбанская кампания длилась вплоть до лета 1962 г. По призыву Кинга реализовать гандистский лозунг "Заполним тюрьмы!" пять процентов чернокожего населения побывало за решеткой. Случись подобное в Нью-Йорке, то тюрьмы заполнили бы 50 тысяч негров. Позже доктор Кинг писал, вспоминая опыт олбанского движения: "Если в народе найдется пять процентов, готовых идти в тюрьму за праведное дело, несомненно, ничто не сможет помешать его окончательной победе"

Исходя из вышесказанного, гражданское неповиновение - это высшая форма проявления гражданского долга. Обычная форма проявления гражданской позиции - это соблюдение закона. Высшей же формой является намеренное нарушение аморального закона и полное принятие ответственности в виде наказания за нарушение. Считаю, что российские активисты просто обязаны изучить опыт Ганди и Мартина Лютера Кинга. Все мы понимаем, что вирус арабских революций придёт в Россию весной. И от нас зависит - будет он мирным, или приведёт к хаосу и насилию.

намеренное и организованное осуществление различных противозаконных акций, имеющих, как правило, ненасильственный и массовый характер. Их участники обычно стремятся привлечь общественное внимание к аморальности и несправедливости тех или иных законов, а также деятельности правительства или иных органов власти. Цели акций гражданского неповиновения могут быть разными – от проведения конкретных реформ до низвержения действующего правительства и даже политического строя. Ключевым элементом акций гражданского неповиновения является стремление их участников в полной мере вытерпеть любые последствия своих действий в знак серьезности своих намерений.

Отличаясь от иных форм социального протеста, которые могут включать как пропагандистское, так и силовое воздействие, гражданское неповиновение стремится подорвать или хотя бы поставить под вопрос лояльность и законопослушание граждан. Утверждая право личности отказаться от подчинения аморальным (по мнению участников акций неповиновения) законам или «незаконному» правящему режиму, сторонники этих действий исходят из возможности ситуаций, когда личность права, а правительство – нет. Практика гражданского неповиновения признает как активное нарушение закона, так и пассивное игнорирование его требований, как совершение противозаконных деяний, так и неподчинение общепринятым нормам.

Такое неповиновение законам зиждется на идее, утверждающей, что если законы и иные властные акты являются аморальными, то граждане не обязаны подчиняться им. При этом сторонники этой концепции взывают к «высшей» или «внутренней» истине, которой обладает личность и которая отрицает «рукотворные» законы, лишенные подлинной правомочности. Эта истина якобы позволяет людям не исполнять аморальные постановления власти, которые когда-нибудь в будущем могут быть признаны незаконными, хотя при этом предполагается наличие некоей социальной организации, готовой вынести моральную оценку тем случаям, когда нарушение законов обладает большей ценностью, нежели законопослушание. Концепция гражданского неповиновения широко применялась в международном праве после Нюрнбергского процесса над нацистскими военными преступниками, где и была провозглашена идея неподчинения аморальным законам.

Кроме того, гражданское неповиновение, основанное на личных моральных убеждениях, должно быть публичным актом, который требует общественного признания и поддержки. Организаторы таких акций обычно пытаются сделать их достоянием гласности и склонить общественное мнение к оправданию противозаконных деяний. Гражданское неповиновение может применять разнообразную тактику коллективных действий – массовые митинги, забастовки, бойкоты, чтобы подорвать способность правящего режима обеспечить законопослушание населения. Степень успеха подобных мероприятий в большой степени зависит от того, насколько правительство готово применить насилие или жесткие судебные решения для пресечения вспышек гражданского неповиновения.

Исторические примеры. История изобилует преданиями о людях, которые ценой собственной жизни отказывались подчиниться аморальным, по их представлениям, требованиям. Многие из них остались в безвестности, и остается спорным вопрос, в какой степени страдания, скажем, мучеников за веру можно считать акциями гражданского неповиновения, предпринятыми ради достижения конкретных политических целей.

Ранние христиане также совершили немало актов гражданского неповиновения, ставя требования своей веры выше требований современного им общества. Сполна испытав страдания и пытки, которым они подвергались в эпоху до христианизации Римской империи, христиане утвердили своим примером принцип ненасильственного отказа от исполнения государственных законов. Эта доктрина была впечатляюще описана Блаженным Августином, доказывавшим, что спасения можно достичь лишь строго следуя вечным заповедям Града Господня , даже если при этом человек вступает в конфликт с преходящими законами града земного.

Живший в 19 в. в американском штате Массачусетс Генри Торо стал одним из самых красноречивых пропагандистов идеи гражданского неповиновения. Арестованный в 1846 за отказ платить избирательный налог на том основании, что государство поддерживало институт рабства, он просидел ночь в тюремной камере, пока родственники не уплатили за него штраф. Акция Торо не имела никаких практических последствий, но он счел необходимым выступить против американо-мексиканской войны, в которую, по его мнению, страна ввязалась ради завоевания территории, на которую можно было бы распространить систему рабства. В эссе О долге гражданского неповиновения (1849) Торо утверждал: «Я ни на миг не могу признать своим правительством политическую организацию, которая правит и рабами... Единственное обязательство, которое я могу признать, заключается в том, чтобы во всякое время поступать так, как я считаю правильным». Торо полагал, что люди способны создать «тормозящую силу, чтобы остановить машину» и совершить «мирную революцию».

Взгляды Генри Торо послужили духовным подспорьем для многих политических действий. Сходные идеи проповедовал великий русский писатель Лев Толстой, призывавший людей осознать собственное участие в общественном зле и ненасильственным образом отказать государству в поддержке. Потрясшая в 1905 Российскую империю всеобщая забастовка продемонстрировала революционную силу неучастия, хотя и не была основана на какой-то определенной теории ненасильственных действий. В Великобритании суфражистское движение начала 20 в. использовало гражданское неповиновение в борьбе за избирательные права женщин. Зимой 1914–1915 в Су-Сити (шт. Айова) 83 члена организации «Индустриальные рабочие мира», боровшиеся против ограничений свободы слова, оказались в тюрьме. Многие отправились за решетку, протестуя против запрета уличных митингов.

Благодаря деятельности индийского юриста Мохандаса Ганди, сначала в Южной Африке, а затем в Индии, идеология и практика гражданского неповиновения приобрела массовый характер. Он доказывал, что с помощью акций неповиновения можно излечить социальные язвы, пробудить совесть людей, поднять нравственное самосознание и сосредоточиться на конкретных проблемах в рамках широкой политической борьбы. Несгибаемая моральная принципиальность, сочетавшаяся у Ганди с недюжинным мастерством политика, позволила ему возглавить борьбу Индии за обретение независимости от Британской империи. Прославившись своей приверженностью ненасильственным действиям даже в условиях репрессий со стороны британских властей, Ганди выдвинул учение о сатьяграхе, или «силе правды», которому он придавал значение духовной основы идеологии неучастия. Он призывал к тому, чтобы отдельные люди и целые страны тщательно готовились к принятию основ этого учения. «Чтобы выразить свое несогласие с действиями законодателей, нарушитель закона вправе отказать государству в соучастии, не подчиняясь законам, нарушение которых не является порочным с точки зрения морали», – писал Ганди. Сначала в Трансваале (Южная Африка, в 1906), а затем неоднократно в Индии, Ганди организовал успешные кампании гражданского неповиновения, наиболее заметными из которых были Соляной марш 1930 и антибританская кампания 1942 под лозунгом «Покиньте Индию!».

Идеи Ганди получили распространение в Африке, где политики нового поколения – Кваме Нкрума в Гане, Джомо Кениата в Кении и южноафриканские деятели (Уолтер Сисулу, Нельсон Мандела и Оливер Тамбо) – в конце 1940-х годов выступили с идеями гражданского неповиновения с целью защиты прав мирного населения колоний. Однако Африканский национальный конгресс в ЮАР впоследствии признал вооруженные методы борьбы против апартеида.

В США самым известным примером гражданского неповиновения стало движение за гражданские права 1950–1960-х годов, участники которого применяли метод Ганди в борьбе с расовой сегрегацией и дискриминацией. В отличие от кампаний в Южной Африке и других африканских колониях, целью которых было достижение политической независимости, движение гражданского неповиновения в США апеллировало к Конституции, в частности, к Биллю о правах, гарантировавшему всем гражданам равные права. Священник Мартин Лютер Кинг, ставший «голосом совести Америки», писал: «Очень рано я осознал, что христианская доктрина любви, осуществляемая гандиевским методом ненасилия, является одним из самых мощных орудий, данных негру в борьбе за свободу».

В 1955 26-летний Кинг возглавил бойкот городских автобусов в Монтгомери (шт. Алабама), добиваясь отмены расовой сегрегации на транспорте. Затем он проводил аналогичные кампании по всему американскому Югу и был арестован в Бирмингеме (шт. Алабама), где ответил белым священнослужителям, осудившим антисегрегационные выступления, знаменитым «письмом из бирмингемской тюрьмы». Кинг призывал своих сторонников «не подчиняться законам о сегрегации, потому что они аморальны»; в то же время он отвергал акты антиобщественного поведения, способные привести к анархии. Он полагал, что акции гражданского неповиновения должны демонстрировать «глубочайшее уважение к закону» и быть альтернативой насилию, порожденному ненавистью и отчаянием.

Следуя примеру Кинга, студенчество и молодежь Америки устраивали автобусные «рейсы свободы» и сидячие забастовки в сегрегированных ресторанах, добившись за несколько лет небывалой солидарности. Позиция Кинга в вопросе ненасилия подвергалась критике со стороны экстремистских кругов – партии «Черные пантеры» и мусульманского лидера Малколма Икса, который настаивал, что черные американцы в случае необходимости вправе защищать себя с оружием в руках.

В 1965 американские индейцы начали проводить акции гражданского неповиновения в штате Вашингтон в форме демонстративного лова рыбы в запретной зоне, отстаивая свои исконные права на рыболовство. Эти и подобные им мероприятия продолжались в 1966, в них приняли участие 56 племен, однако Верховный суд не поддержал требований индейцев.

В Судане в марте 1985 вспыхнули волнения, сочетавшие всеобщую забастовку с актами гражданского неповиновения, с целью свергнуть режим президента Джафара аль-Нимейри. Кампанию начали организованные группы служащих, причем некоторые полицейские чины заявили, что не станут исполнять приказы по разгону демонстрантов. Через неделю в результате военного переворота Нимейри был свергнут. В 1993 в ходе крупной кампании гражданского неповиновения в Нигерии миллионы рабочих не вышли на работу, однако их выступление потерпело неудачу после отмены результатов президентских выборов, в которых победил Мошуд Абиола.

Как правило, акции гражданского неповиновения авторитарным режимам редко достигают успеха, если власти полны решимости применять силу для их подавления. На Гаити, к примеру, успех массовых акций неповиновения в 1986, завершившихся отправкой «Беби-Дока» Дювалье в изгнание, был полностью перечеркнут военной диктатурой, которая правила в стране до 1994, когда всенародно избранный президент Жан-Бертран Аристид смог вернуться к власти. В июне 1989 китайские студенты и мирные граждане собрались на площади Тяньаньмынь в Пекине, требуя демократизации страны, но выступление студентов было подавлено властями.

В 1989 в Мьянме (бывшей Бирме) политическая активистка, будущий лауреат Нобелевской премии мира Доу Аун Сан Су Чжи была посажена под домашний арест. Опираясь на свою широкую известность и международное признание, она призывала к сопротивлению военному режиму и продолжала устраивать митинги и демонстрации, невзирая на преследования властей и аресты своих сторонников.

В США к гражданскому неповиновению все чаще прибегали различные группы населения, которые обычно не участвовали в социальном протесте, но затем подхватили эстафету антиядерного и экологического движений и заявили о своих требованиях. Начиная с 1970-х движение за отмену абортов проводило широкомасштабные и неоднозначно воспринятые в обществе акции, блокируя доступ к медицинским учреждениям, где проводились аборты. В ряде случаев противники абортов выбирали ареной своих массовых акций небольшие города, создавая серьезные проблемы для муниципальных властей и привлекая к себе внимание прессы. В ответ на рост насилия, связанного с этими акциями, в 1994 в США были приняты законы, гарантирующие свободный доступ к клиникам.

В 1990 инициативная группа «Американские инвалиды за доступный общественный транспорт» провела в США, участники которой в инвалидных колясках вскарабкались по ступенькам Капитолия. На следующий день более 100 человек сковали в одну цепь свои инвалидные коляски на капитолийской ротонде. 26 июля 1990 Конгресс принял закон гарантировавший инвалидам удобный доступ в общественный транспорт и здания.

Гражданское неповиновение, часто проявляющееся в отказе платить налоги или признавать государственные законы и постановления, в последние годы все чаще практикуется различными движениями, которые считают, что американское правительство превышает свои полномочия, взяв под слишком жесткий контроль повседневную жизнь. Хотя многие из этих групп исповедуют принципы ненасилия и объявляют своими духовными отцами таких мыслителей, как Генри Торо, есть среди них и сторонники вооруженного сопротивления, которые создают замкнутые анклавы, изолированные от общества и живущие по своим внутренним законам. 19 апреля 1995 взрыв офисного здания в Оклахома-Сити антиправительственными экстремистами спровоцировал движение за ужесточение антитеррористических законов.

В последние годы методы гражданского неповиновения стали широко использоваться организаторами «цветных революций» в постсоветских государствах и в ряде случаев привели к свержению правительств в них. При этом теоретики пытаются оградить идею гражданского неповиновения от упреков в ее опасности и использовании в манипулировании обществом, заявляя, что ненасильственное нарушение законов, осуществляемое во имя демократических ценностей, служит укреплению общества. Гражданское неповиновение, по их утверждениям, является мерой зрелости общества, в котором беспрестанные вызовы социальным ценностям и идеям общественного блага является лакмусовой бумажкой и одновременно катализатором плюрализма. А некоторые ученые возвращаются к выдвинутой политологом Ханной Арендт идее дихотомии насилия и власти, где первое выступает в качестве грубого инструмента подавления, а вторая описывает способность людей действовать сообща ради достижения коллективных целей.

С этой точки зрения неповиновение, сохраняющее гражданский пафос, является социально приемлемым, в то время как попытки подорвать самые основы общественной жизни должны быть отвергнуты.



Просмотров