Самый распространенный тип государства. Современный взгляд на проблему. Формационный подход к типологии государства

Статья кратко излагает основные принципы правления, которые характерны для конкретного исторического периода и типа государства. Содержит важные табличные данные, которые дают более полное представление о рассматриваемом вопросе. В материале упоминается важный деятель науки, который внес значимый вклад в развитие социологии.

Типы государства

Анализ государственности опирается на вычленение базовых типов и форм государства.

За основу определения типов государств взят формационный подход. Исходя из этого подхода следует, что историческим типом государства принято считать сочетание важнейших черт государства конкретной общественно-экономической формации, которая отражает его классовую сущность.

Из истории известны основные типы государства:

  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

💡

Макс Вебер считается основоположником социологической науки. Именно он ввел термин «социальное действие», который был принят ведущими социологами того времени.

Рис. 1. Портрет Макса Вебера.

Однако сегодня государства разнообразных социально-исторических образцов могут обладать массой специфических конкретных модификаций.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Более полную картину о типах государства свойственных периодам исторического развития позволит представить следующая таблица:

Таблица «Исторические типы государства»

Исторические типы государства

Сущность государства

Формы государства

Формы правления

Формы устройства государства

Политический строй

Рабовладение

Рабовладельческая власть

Республика, монархия, олигархия

Города-государства, империи

Демократия, аристократия, деспотия

Феодализм

Феодальная власть

Абсолютная монархия, городская республика

Феодально раздробленные державы, централизованное государство

Абсолютизм, феодальная демократия

Буржуазия

Буржуазная власть

Республика (президентская, парламентская), монархия (конституционная, парламентская)

Федерации, конфедерации, унитарное государство

Либеральная демократия, диктатура

Социализм

Власть рабочих

Республика Советов, народно-демократическая республика, народная республика

Федерации, унитарное государство

Народная демократия, диктатура

Из информации, приведенной в таблице, становится понятно, что государства имеют существенные различия и по форме правления.

Рис. 2. Рабы в Древнем Египте.

Соотношение типа и формы государства

Отчетливого соотношения между типом и формой государства не существует. На это может указывать тот факт, что в рамках государства одного типа могут наблюдаться разнообразные формы организации и действий государственной власти, также и государства, различающиеся по типу, могут иметь схожую форму. Примером этому может служить республиканская форма правления, которая свойственна практически для всех исторических типов государства, кроме феодального.

Рис. 3. Иван Грозный.

💡

Под формой государства принято понимать организацию государственной власти, которая тесно связана с сутью и социальной ориентацией.

Здесь важно понимать, что сама суть и социальная ориентированность представляются основополагающими принципами организации власти, ее структуры.

Что мы узнали?

Выяснили, какими бывают типы государств. Ознакомились с характерными чертами, которые свойственны для государственной формы правления в конкретный исторический период. Поняли, что не всегда форма правления может четко соответствовать типу государства. Увидели закономерность между сущностью государства и политическим строем свойственным для него.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 270.

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих госу-дарств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма-ция). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Эн-гельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип над-строечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, фео-дальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.

В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных орга-нов при одновременном отчуждении народа от реальных ры-чагов государственной власти;

Игнорируется принцип разделения властей на законодатель-ную, исполнительную и судебную (зачастую президент, ис-полнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судеб-ными полномочиями);

Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

Суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор-ности государственных органов и должностных лиц, подот-четности и подконтрольности их населению;

В качестве методов государственного управления доминиру-ют командные, административные;

Сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

Отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

Отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускает-ся, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на
линию, выработанную правящей партией, в противном слу-чае они разгоняются;

Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотноше-ниях с властью;

- «силовые» структуры обществу практически неподкон-трольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический..

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограни-ченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавлива-ется насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавли-вается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граж-дан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отме-няется Конституция и другие законодательные акты, которые за-меняются актами военных властей.

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе прово-дится тактика избирательного террора, направленного на предот-вращения возникновения оппозиции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем различия формационного и цивилизационного подходов к типологии государства?

2. Из каких элементов состоит понятие «форма государства»?

3. Назовите признаки монархий и республик.

4. Как отличить унитарное государство от федерации?

5. Назовите основные признаки демократического политического режима.

6. Что характеризует тоталитарный политический режим?

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Громыко АЛ. Политические режимы. М., 1994.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 35.

Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург,

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар-ченко. Т. 1. М., 1998. Гл. 4, 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994 ^Рожкава Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество М 1992 М., 2000 И Гл Г °з!"5 аРСТВа " ПРЯВа " П ° Д РеД " Н " И - Мат У 30 " ва и Ав - М^ько. 2-е изд.

Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991. С бб-^бсГ" ВЕ " ЭлеМеНТЫ с Р авн ительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного, раскрывающая социальную сущность государств в истории и современности.

В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) — решающий фактор общественного развития, определяющий тип надстроечных элементов: государство, право и др. В зависимости от типов производственных отношений выделяются и типы государства.

Преимущества формационной типологии:

1) власть в государстве принадлежит тому классу, в руках которого находятся средства производства;

2) государства объединены в типы на основе характера власти (рабовладельческие , феодальные , буржуазные и социалистические);

3) выявлено общее и особенное в функционировании и развитии государств, входящих в различные типы;

4) сформулированы основные закономерности смены одного типа государства другим.

Слабые стороны формационной типологии:

Догматизация исторических типов государств, что проявилось в излишней запрограммированности развития человечества, в стремлении распространить европейский (средиземноморский ареал) путь на все регионы мира; многие государства не прошли всех стадий формационной типологии;

Отсутствие восточного государства, где первична политическая власть и возможность распоряжаться средствами производства производна от политического господства;

Недооценка, игнорирование ряда духовных факторов: религиозных, национальных, культурных и др.

В основе цивилизационного подхода - понятие цивилизации как определенного типа человеческих сообществ, вызывающего к жизни определенные ассоциации (союзы) в области религии, искусства, обычаев, т.е. в сфере культуры.

Цивилизационный подход исходит из того, что развитие государственности определяется множеством факторов:

а) характером господствующей идеологии;

б) уровнем духовности народа, его национальным складом;

в) географической средой;

г) международным окружением.

Эти факторы оказывают влияние на экономическое развитие общества выработкой определенных стереотипов поведения.

Достоинства подхода:

Выделение духовных факторов как существенных в конкретных исторических условиях;

Преодоление запрограммированности развития государства, когда прогресс определяет не борьба, а компромисс различных сил, интересов.

Слабые стороны:

Недооценка социально-экономических факторов;

Это типология не столько государства, сколько общества;

Не выделяется то главное, что характеризует государство — организация политической власти;


Слабая разработанность типологии.

Тип государства — это совокупность взаимосвязанных черт государства, порождаемых исторической эпохой.

В соответствии с формационным подходом выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое государство — это политическая организация экономически господствующего класса рабовладельцев. Большинство рабовладельческих государств существовало как города-республики, потому что только так можно было выявить классовую волю собственников средств производства. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызвала появление разработанных правовых систем, основным источником права в которых является закон.

Феодальное государство на всех этапах своего развития служит интересам класса феодалов. Частная собственность феодалов на землю определяет то обстоятельство, что эти государства возникают и существуют как монархии. Основной источник права — правовой обычай. В период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи, которые нередко кодифицируются.

Буржуазное государство в отличие от предшествующих, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, провозглашает всех людей равными и наделенными равными правами. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю.

Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Несмотря на наличие классовых начал, возрастают объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются социальные программы, растет уровень жизни населения.

Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, сломом старой государственной машины, с организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Предполагалось, что государство станет «полугосударством», а затем отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Однако на практике получилось иначе. Государство сформировалось на основе единой государственной собственности; реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, приобретший широкую власть.

Реальная жизнь не отвергает идей социализма, некоторые из них реализуются в наиболее развитых странах Запада.

При цивилизационном подходе на основе уровня организации государства выделяют первичные, вторичные и современные типы государств (цивилизации).

Первичный тип государства (древние Египет, Вьетнам, Иран, Япония и др.):

Основан на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю в первую очередь);

Обладает мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически является собственником средств производства;

Имеет централизованный иерархический механизм во главе с монархом;

Обладает такой правовой системой, которая закреплена в религиозно-нравственных догмах;

Носит застойный характер, очень медленно изменяется.

Вторичный тип (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская цивилизации) характеризуется:

Отчетливым различием между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;

Ограничением всепроникающего воздействия государственной власти;

Зависимостью государства от культурно-религиозной системы;

Связанностью правителя религиозными принципами и заветами.

Современный тип цивилизации характеризуется переплетением традиционных и новейших политико-правовых систем.

В зависимости от решения вопроса о взаимоотношениях государства и личности различают традиционные и современные (конституционные) государства .

Традиционное государство - это рабовладельческая или феодальная монархии.

Под современными (конституционными) государствами понимаются в основном республики и конституционные монархии.

Названные типы государств — только одна из разновидностей их классификации. Возможны и другие виды, основанные на других подходах.

Форма правления: понятие, виды.

Форма правления — это организация государственной власти, система высших государственных органов, порядок их образования, взаимоотношений между государственными органами и населением.

Конкретная форма государства обусловливается рядом факторов:

Историческим типом государства;

Уровнем экономического развития общества;

Соотношением, расстановкой сил в обществе;

Национальными и культурными традициями;

Международной обстановкой и т.п.

Изучение формы государственного правления позволяет уяснить:

Как создаются высшие органы государства и каково их строение;

Какой принцип лежит в основе взаимодействий высших и других государственных органов;

Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Наиболее распространена классификация форм правления по числу правящих лиц, имеющая длительную историю. Соответственно сегодня речь идет о различии монархии и республики.

Государства каждого исторического типа облекаются во множество форм. Для рабовладельческого типа были характерны монархии и республики, для феодального — монархии и городские республики, для буржуазного — демократические республики и конституционные монархии, для социалистического типа — советские республики и республики народной демократии. Однако государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично главой государства, который не несет ответственности перед населением..

Признаки монархии:

Глава государства, имеющий бессрочную и пожизненную власть;

Наследственный порядок преемственности верховной власти:

Эта власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия);

Монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

Юридическая безответственность монарха.

Виды монархий:

1. По историческому типу

Монархии в историческом плане подразделяются на восточные деспотии, опирающиеся на азиатский способ производства; античные, в число которых входят рабовладельческие государства (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные монархии. В развитии феодальной монархии выделяют три периода: раннефеодальный, отличающийся большей степенью децентрализованности; сословно-представительный, когда власть монарха ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством; абсолютный, где власть монарха всецело принадлежит ему («Государство — это я». Людовик XIV ). Разновидность абсолютной монархии — теократическая монархия, когда глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть.

Раннефеодальная и сословно-представительная монархии образуют ограниченную (конституционную) монархию, подразделяющуюся на дуалистическую и парламентскую.

2. По полноте власти

Абсолютные монархии - вся полнота власти принадлежит единоличному главе государства. (Катар, Бахрейн, Саудовская Аравии)

Дуалистическая монархия характеризуется: (Марокко, Таиланд, Иордания)

Наличием двухпалатной структуры (нижняя палата формируется выборным путем; верхняя — назначением монарха);

Формированием правительства монархом независимо от партийного состава в парламенте, а также правом вето монарха;

Полномочием представительного органа вотировать (голосовать) бюджет.

Признаки парламентской монархии : (Великобритания, Люксенбург, Шведция, Норвегия)

Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;

Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

Власть монарха в законодательной, исполнительной, судебной областях фактически отсутствует.

Республика — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

Существование единоличного и коллегиального главы государства;

Выборность власти;

Осуществление государственной власти по поручению народа;

Реализация разделения властей;

Ответственность власти перед народом.

Виды республик:

1. По историческим периодам существования республики классифицируются на античные (государства-полисы), средневековые (феодальные), буржуазные.

2. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Признаки президентской республики: США

Президент при определенном парламентском контроле формирует правительство, несущее ответственность за свою деятельность перед президентом;

Президент имеет право отлагательного вето на издание законов;

Отсутствие поста премьер-министра;

Внепарламентский способ избрания президента и формирования правительства;

Отсутствие ответственности правительства перед парламентом;

Президент лишен права роспуска парламента;

Парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).

Президентская республика таит в себе возможность трений во взаимоотношениях исполнительных и законодательных ветвей власти, когда президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям или политическим течениям.

Признаки парламентской республики: ФРГ

Верховенство власти парламента;

Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партии большинства;

Правительство ответственно перед парламентом;

Глава государства избирается парламентом;

Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте;

Абсолютное право вето правительства на издание законов.

Сильные стороны парламентской республики — единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентским большинством.

Слабые стороны — фрагментарность партийной системы, обрекающей правительство на неустойчивость; реальная угроза тирании, которую может создать парламентское большинство.

Смешанная (парламентско-президентская) республика (Россия) — это такая форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Для некоторых стран характерна суперпрезидентская республика. Ее основная черта — гипертрофированная и, по существу, неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т.д.).

Республика Советов — разновидность социалистической формы государственного правления. В действительности существовали три разновидности этой формы: Парижская коммуна, Советская республика и народно-демократическая (народная) республика, которые выступали как государственная форма диктатуры пролетариата.

Признаки Республики Советов:

1. Ведущая роль принадлежит представительным органам.

2. Сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет власти распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ.

3. Высшие и местные органы власти основаны на принципе демократического централизма.

4. Законодательная и исполнительная власть осуществляется представительными учреждениями.

5. Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Советская форма правления отрицала прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей. Важнейшим фактором, который обусловливал специфику формы государства, считалось соотношение классовых сил. Поэтому формирование государственного правления по строго классовым признакам сопровождалось сломом бывшей государственности и установлением «диктатуры пролетариата», которая затем превращалась в господство партократии.

Форма государственного устройства: понятие, виды.

Форма государственного устройства - это национально-государственная и административно-территориальная структура государства; соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;

Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам.

Единое гражданство;

Единая система права, основа которой - единственная конституция;

Единая судебная система;

Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы;

Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы;

Единые вооруженные силы.

Местные органы обладают известной самостоятельностью.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство - централизованное (Финляндия, а также Франция, Чехия, где местное самоуправление возглавляет губернатор, назначаемый президентом). В децентрализованных унитарных государствах местные органы избираются населением (Великобритания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию.

Федеративное государство — это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства.

Признаки федеративного государства:

Территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью;

Два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации;

Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру;

Наличие гражданства федерации и субъекта федерации;

Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции;

Двухканальная система налогов.

Главный вопрос федерации — разграничение компетенции федеральных и местных органов. Этот вопрос решается на основе:

а) исключительной компетенции федерации;

б) совместной компетенции;

в) трех сфер полномочий, когда устанавливаются полномочия федеральные, субъекта федерации и совместные.

Классификация федеративных государств возможна по различным признакам.

По способу образования они разделяются на договорные и конституционные .

При договорном способе самостоятельные государства объединяются в федерацию, заключив между собой договор об объединении (США, Швейцария и др.).

Конституционные федерации создаются на основе конституции страны, в которой центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ, Бельгия и др.).

По этому признаку Россию следует относить к конституционно-договорным федерациям. С одной стороны, предметом Федеративного договора от 31 марта 1992 г., положившего начало современному федеративному устройству России, было не учреждение нового государства, а лишь разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации.

В Конституцию РФ 1993 г . были включены основные положения Федеративного договора, и он продолжает действовать лишь в части, не противоречащей Конституции. С другой стороны, Конституция РФ допускает регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, а также последними между собой на основе двусторонних договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. За период действия новой Конституции РФ такие договоры были заключены с большинством субъектов Российской Федерации.

С позиций равенства статусов субъектов федерации и их равноправия между собой, а также в отношениях с федеральными органами власти различают симметричные (ФРГ, Австрия и др.) и асимметричные (Индия, Швейцария и др.) федерации. Хотя в российской Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено равноправие субъектов Российской Федерации, в том числе и в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, различие правового статуса субъектов Федерации свидетельствует, что Россия является асимметричной федерацией.

В зависимости от степени суверенности субъектов различают федерации, построенные по национальному или территориальному признаку.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

1) государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами , поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации;

2) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях (только кое-где - земли в ФРГ с согласия федеральных властей могут заключать международные договоры);

4) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют права в мирное время содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальные федерации наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику :

а) субъектами федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) принцип построения федерации — добровольность объединения субъектов. Она служит одним из факторов осуществления нациями права на самоопределение. Все субъекты пользуются одинаковыми правами и одинаковой возможностью влиять на решение задач государства;

в) национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций. Правовое положение субъектов связано с правом наций на самоопределение.

г) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

РФ образована по национально-территориальному принципу, поскольку федерализм в России - не только способ децентрализации и демократизации власти, но и форма государственной организации национальных отношений, способ обеспечения права народов на самоопределение. По национальному принципу образованы республики в составе Российской Федерации, имевшие ранее статус автономий; национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. Территориальный принцип относится ко всем остальным субъектам Федерации, являющимся государственно-территориальными образованиями.

Унитарное и федеративное государство — это формы внутригосударственного устройства.

Конфедерация. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции.

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

1. Конфедерации — государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.

Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:

В законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

Финансовые средства образуются из взносов государств-членов;

Исполнительные органы носят коллегиальный характер;

Нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;

Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;

Международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административ-ные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации — полностью суверенные государства.

2. Содружества — объединения государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);

Языковым единством (Британское Содружество Наций);

Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских государств).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.

Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ принят модельный Уголовный кодекс от 2 ноября 1996 г.).

3. Сообщества — объединения государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе могут существовать бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества — выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциации — объединения государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.). Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.), например, направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы — объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Черты империи :

Обширная территория;

Централизованная власть;

Стремящаяся к экспансии элита;

Асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;

Разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы

Политический режим: понятие, виды.

В узком смысле слова политический режим — совокупность приемов и способов государственного руководства. Степень вмешательства государства в частную жизнь граждан.

В широком смысле — уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Виды политического режима:

1. В зависимости от исторического периода:

Периоду рабовладения присущи деспотические, теократические, монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии.

Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, режим «просвещенного абсолютизма».

При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, «фашизмоподобный», например расистско-наци-оналистический, а также диктаторско-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский режимы.

Опыт социализма свидетельствует о возможности появления народно-демократических, общенародных политических, но одновременно авторитарных, тоталитарных режимов рабоче-крестьян-ской диктатуры.

2. В зависимости от набора методов и средств осуществления государственной власти: тоталитарный и авторитарный, демократический политический режим.

Основные признаки тоталитарного режима:

Представители тоталитаризма обосновывают порядок и условия формирования государственной власти законами: природы (Германия), истории (СССР). Согласно им часть человечества (раса, класс) в силу логики антагонистической борьбы должна уйти со сцены жизни.

Государство полностью контролирует частную жизнь граждан, применяя открытый террор. В процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовало создание громадного государственного аппарата и специальных репрессивных органов (НКВД).

Господство определённой идеологии, унификация в общественной жизни. Отсюда ключевой показатель тоталитарного режима — отсутствие независимых общественных организаций. Для включения граждан в свое идеологическое поле тоталитаризм создает детские, юношеские, взрослые организации, навязывая коллективные формы человеческой деятельности и проникая во все сферы жизнедеятельности населения;

Государственно-бюрократическая монополия в экономике. Государство, его аппарат судит о ценности тех или иных планов, решений; отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем;

Декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями.

Власть узурпируется либо одним лицом, либо группой лиц;

Изоляция от внешнего мира или политика военной экспансии. Запугивая вмешательством извне во внутренние дела, тоталитарный режим способствует объединению населения вокруг государства и создает благоприятную атмосферу для расправы с инакомыслящими.

Авторитарный режим возникает обычно, когда власти намерены приступить к серьезным реформам общественного строя. Этот режим является промежуточным между тоталитаризмом и демократией. Соответственно наблюдается нечеткость его основных признаков.

Государство контролирует важнейшие сферы частной жизни, не применяя открытый террор. Это осуществляется с помощью жестких уголовно-правовых санкций, специальных органов (КГБ), полицейский и военный аппараты;

Государственная власть не формируется и не контролируется народом (формально существуют представительные органы власти, но реальной, решающей роли они не играют); жизнь в стране направляется правящей элитой, в ее среде выделяется небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство;

Отсутствие государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и пр.;

Оппозиция практически не допускается, однако формально существует многопартийность.

Основные признаки демократического режима:

Государство не вмешивается в частную жизнь граждан;

Предоставление гражданам широких прав и свобод, их защита и обеспечение социально-экономических, политических, юридических и организационных гарантий этих прав и свобод;

Прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая или непосредственная демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, представительная демократия);

Существование различных форм собственности; свобода личности в сфере экономической деятельности;

Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, общества, клубы и др.);

Разграничение полномочий между центральными и местными органами;

Правовой характер деятельности государственных органов;

Демократические методы государственного властвования: соглашения, компромиссы и др.;

Отсутствие обязательной для всех государственной официальной идеологии;

Современное государствоведение классифицирует государства по различным критериям. Как известно, от избранного критерия зависит и соответствующая классификация. Все наиболее известные типологии (классификации) государств основаны, главным образом, на двух подходах. Первый называется формационным, второй - цивилизационным.

При формационном подходе история рассматривается как смена формаций, господствующих форм собственности. Формация - некий тип общества с определенным уровнем производственных отношений и способом производства материальных благ. Каков способ производства, таково и общество, и государство. На этой основе можно выделить следующие, например, типы государств:

  • o рабовладельческие;
  • o феодальные;
  • o капиталистические;
  • o социалистические.

Первые государства были в основном государствами рабовладельческими. В Европе первые рабовладельческие государства возникли в IX-VIII вв. до и.э. в Северном Средиземноморье (Древний Рим, Древняя Греция, города-республики). В рабовладельческом государстве существуют два основных класса - класс рабовладельцев и класс эксплуатируемого большинства, рабов. Между этими двумя классами складывался главный общественный конфликт интересов.

Преобладающей формой собственности была частная собственность рабовладельца на раба. Часть общества (рабы) юридически лишалась всяких прав. Рабы не считалась субъектами права. В обществе господствовала физическая зависимость человека от человека. Класс собственников использует публичную власть (государство) как орудие классового угнетения и подавления. Это вызывало сопротивление угнетаемого большинства, рабов, зачастую вело к восстаниям против рабовладельцев (восстание Спартака в I в. до и.э. и др.).

Чтобы предотвратить острые формы классовых столкновений, государство иногда старалось улучшить положение рабов, ввести некоторые ограничения власти рабовладельцев, применять идеологические методы и меры экономического стимулирования. В Афинах запрещалось избиение или убийство раба. В Риме рабы выполняли функции врачей, учителей, торговцев, ремесленников. Рабом изначально был прославившийся в веках древнегреческий баснописец Эзоп. Вольноотпущенники могли занимать крупные посты в системе государственной власти. Таким образом, государство проявляло не только классовую (групповую) сторону сущности, но и (временно) общесоциальную сторону.

Рабовладельческое общество содержало в себе предпосылки дальнейшего развития. Усложнение отношений между равноправными собственниками вело к появлению сложных правовых систем, законов, развитию демократических начал.

В наше время рабство, работорговля запрещены международным правом (Конвенция о рабстве 1926 г. и Протокол к ней 1953 г.; Дополнительная конвенция по борьбе с рабством 1956 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Пакты о правах человека 1966 г.).

Феодальные государства возникли в Европе в VI-IX вв. и.э. и прошли ряд стадий развития - централизованной монархии, феодальной раздробленности, сословно-представительной и абсолютной монархии. Феодальный строй характерен для доиндустриального общества, в котором преобладает аграрная экономика и ремесленничество.

В феодальном государстве существовали два класса феодалы (меньшинство населения) и крестьяне (большинство населения). Феодалы обладали правом частной собственности на землю; это была господствующая форма собственности. Крестьяне были юридически ущемлены. Они имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). Участия в управлении государством крестьяне не принимали. В таком обществе сословного неравенства зависимость человека от человека была опосредована землей.

Феодалы воевали друг с другом, создавали свои армии, свои законы, выпускали свои деньги, вводили свои налоги. Крупные феодалы превращались в графов, герцогов, королей. Литературный пример взаимоотношений в феодальной элите можно найти в произведении Александра Сергеевича Пушкина "Скупой рыцарь". Преодолевается феодальная раздробленность возвышением одного из крупных и сильных феодалов, на сторону которого встает церковь; создается общегосударственное законодательство (в Великобритании как стране прецедентного права получили распространение на всей территории региональные судебные прецеденты).

Феодальные государства существовали в основном как монархии. В независимых городах, где господствовало купечество, существовала республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.). Феодальный строй подготовил в своих недрах предпосылки для трансформации общества в капиталистическое: на смену фигуре феодала шла фигура промышленника, капиталиста; началась эпоха индустриализации, которая требовала другого уклада, другой идеологии. Эта идеология прорывалась с помощью буржуазных революций.

Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад. Сословное неравенство ушло в прошлое. Буржуазные революции принесли идеи равенства, которые были закреплены в конституциях. Вместе с тем такое равенство - формальное. Люди, лишенные средств производства, юридически обладают теми же правами, что и собственники средств производства; внешне они равны. Однако по сути собственники обладают более широкими возможностями, лучше защищены от жизненных рисков, надежнее обеспечивают свое благополучие. При этом они, конечно, должны постоянно находиться в состоянии предпринимательской активности, несут дополнительную ответственность перед обществом и государством. Люди, лишенные средств производства, могут только свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него - заработную плату.

Зависимость человека от человека приняла более тонкие - экономические - формы. Люди оставались неравноправными экономически - по отношению к средствам производства (фабрики, заводы, земля и т.п.). Общество разделилось на два класса: капиталистов - собственников средств производства (меньшинство населения) и наемных работников (большинство населения). Господствующей формой собственности в обществе являлась частная собственность капиталиста на средства производства.

Буржуазные государства в своем развитии прошли ряд стадий: период свободной конкуренции, период монополистического капитализма, период правового (социального) государства. На первой стадии существует множество собственников, демократия носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются профсоюзы рабочих, вводятся избирательные цензы (имущественные, образовательные, ценз оседлости). Налицо политическое неравенство при механизмах парламентаризма, законности.

На второй стадии (конец XIX - начало XX в.) основная часть общественного богатства через акционирование концентрируется в руках монополистических объединений. Возникают и распадаются антидемократические режимы (фашистские режимы в Германии, Италии; военно-полицейские режимы в Латинской Америке, Южной Африке). Вместо силовых, политических механизмов регулирования общества включаются экономические. Государство все больше внимания уделяет общесоциальным функциям, т.е. смещает акцепт па общесоциальную сторону сущности.

На третьей - современной - стадии формируется "средний класс", владеющий акциями предприятий. Класс пролетариата по существу исчезает. Часто этот этап называют периодом "смешанного общества". Всеобщее избирательное право ведет к дальнейшим уступкам народу в политическом и экономическом плане. Уровень жизни большинства населения улучшается. Формируется социальное, правовое государство, которое активно воздействует на экономику путем планирования, субсидирования, кредитования, национализации, приватизации и т.п.

В XX в. ведущие развитые государства, которые преобладающую часть истории обслуживали, главным образом, интересы меньшинства населения, сменили акценты в своей сущности: они стали обслуживать преимущественно интересы всего общества в целом, по крайней мере внешне. Считается, что в современном передовом развитом государстве господствует плюрализм форм собственности; государства в большинстве случаев отражают волю всего населения, а не только его незначительной части. Капиталистическое государство (и общество) XXI в. продолжают развиваться и движутся к какому-то новому типу общественно-экономической формации.

В социалистическом государстве, как предполагалось теоретиками и практиками марксизма-ленинизма, власть и все средства производства впервые в истории будут принадлежать трудящимся классам - рабочим и крестьянам, т.е. большинству, а не меньшинству народа. Первым социалистическим государством стала Советская Россия, позднее - Советский Союз (Союз Советских Социалистических Республик - СССР). В стране была осуществлена национализация средств производства; фабрики, заводы, земли были отобраны государством у собственников. Тем самым, как утверждалось, произошло "освобождение" рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков. Однако вроде бы решив противоречия, свойственные капитализму, реальный социалистический строй породил свои противоречия.

Согласно теории марксизма-ленинизма свободный труд (т.е. труд на себя, а не на капиталиста, хозяина) приведет к невиданному росту производительности труда; государство будет перераспределять общественное богатство между всеми людьми на основе справедливости. На самом же деле труд оказался также несвободным; это был труд на другого капиталиста - государство. Государство поставило средства производства на службу себе и своей идеологии. Простой человек экономически зависел от государства и лишался стимулов к производительному труду. Из общества исключалась личная заинтересованность в труде: в самом деле, зачем хорошо и эффективно трудиться, если все равно весь доход присвоит государство? Человек превращался в придаток, в "винтик" государственной машины, лишался экономической основы своей независимости и своих прав. Личность, индивид теряли свою ценность. Личная инициатива, конкуренция собственников практически исключались из общественной жизни. В конечном итоге наступил тотальный дефицит товаров и средств существования.

Общество, где нет конкуренции, лишено главного двигателя экономики. Отсутствие этого двигателя социалистическое государство компенсирует системой обязательных планов, т.е. административным принуждением. Огосударствленное общество объективно лишается механизмов движения вперед. До поры до времени государственное принуждение может заменить такие механизмы, но в историческом плане это не решает проблему. Именно поэтому социалистическое государство проиграло историческое соревнование в эффективности.

В большинстве реально существовавших и существующих государств социалистического типа аппарат (или партийная верхушка господствующей партии) узурпировал власть; произошло огосударствление всей общественной жизни. Государство использовало репрессии против народа, в том числе для принуждения к труду. Справедливости в распределении общественных богатств не наступило.

Государство социалистического типа, как правило, отрицает принцип разделения властей, теорию естественных прав; права человека становятся формальностью. Выборы превращались и фикцию, общество в средство достижения идеологических целей.

Практически везде экономика стагнировала и все больше отставала по эффективности от государств капиталистического типа. Социалистические государства проиграли историческое соревнование с капиталистическими государствами в эффективности и производительности труда, в благосостоянии простого человека. Государство и общество социалистического типа оказались нежизнеспособными.

Марксистская доктрина предсказывала "отмирание государства" через участие большинства населения в делах общества и государства. Постепенно должна была произойти замена государства органами народного самоуправления. Впрочем, и "органы народного самоуправления" могли быть и были только фикцией. Да и теоретическим расчетам на отмирание государства вряд ли в обозримом будущем суждено оправдаться.

Второй подход к классификации государств получил обобщенное название цивилизационного подхода. Это широкий, своего рода культурологический подход. При цивилизационным подходе история рассматривается как смена цивилизаций. Термин "цивилизация" может пониматься двояко:

  • o в широком смысле это все, что "наработано" человеческим обществом за свою историю, - все элементы материальной и духовной культуры. В таком понимании человечество предстает как единая цивилизация;
  • o в узком смысле это определенная часть (или период) либо определенное состояние материальной и духовной культуры - с определенным, специфическим сочетанием компонентов культуры. И тогда цивилизаций может быть много. Все зависит от критериев.

Язык, идеи, искусство, наука, промышленность, религия, города, дороги, высокие технологии и т.п. - это все компоненты цивилизации. Следовательно, при цивилизационном подходе возможны десятки классификаций государств - в зависимости от того компонента, который будет избран в качестве критерия.

Если, например, в качестве критерия выбрать такой элемент цивилизации, как религия, то все государства можно подразделить на государства: атеистические, христианские, исламские, буддийские и т.д. Перед нами классификация, произведенная на основе цивилизационного подхода.

Известны следующие, в частности, классификации государств по цивилизационным критериям:

  • o древние, средневековые, современные;
  • o крестьянские, промышленные, научно-технические;
  • o локальные, особенные, современные.

Однако в западных обществоведческих науках чаще других, пожалуй, используются две классификации. В первом случае в качестве цивилизационного критерия берется промышленность, или индустрия. Соответственно, все государства (и которые были когда-то, и которые существуют в наше время) можно подразделить на:

  • o доиндустриальные; в таких государствах промышленности не было или пока нет;
  • o индустриальные; в таких государствах существует развитая промышленность;
  • o постиндустриальные; в таких государствах наука становится средством производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии, развита инфраструктура транспорта, связи и т.п.

Во втором случае в качестве критерия берется более сложный набор цивилизационных факторов - господствующие формы собственности, характер государства, особенности общественного сознания, менталитета и т.п. По этому сложному критерию все государства можно подразделить на:

  • o западные; в таких государствах преобладает либо частная собственность на средства производства, либо плюрализм форм собственности; внешне царит идеология прав человека, личности; государства строятся на принципе разделения властей; закрепляются претензии на правовой и социальный характер государства; пропагандируется демократия как основа политического режима; преобладает развитая экономика, основанная па высоких технологиях; в иерархии общественных ценностей на первом месте стоит индивидуальное, частное, негосударственное;
  • o восточные; в таких государствах чаще преобладают государственная, коллективная формы собственности; правовые режимы закрепляют сильную роль государства; уровень развития экономики и благосостояния - ниже; в иерархии общественных ценностей преобладает все коллективное, общественное, государственное;
  • o смешанные; в таких государствах имеется смешение черт западного и восточного типов государства. Многие государствоведы к смешанному типу государства относят и Россию.

Отдельные ученые предлагают свои классификации государств и обществ, в которых применяют в качестве критерия собственный набор цивилизационных факторов. Так, например, британский социолог Арнольд Д. Тойнби (1889-1975) сконструировал собственную типологию государств и сформулировал теорию "круговорота цивилизаций". По его мнению, каждая цивилизация развивается "по кругу", проходя одинаковые стадии: стадию возникновения, стадию роста, стадию надлома и стадию разложения. Движущей силой развития цивилизации является "творческая элита", составляющая меньшинство общества. Именно элита влечет за собой "инертное большинство". А. Тойнби насчитал в мировой истории 26 цивилизаций - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Американский социолог и экономист Уолт Ростоу (1916-2003) выдвинул свою теорию - теорию "стадий экономического роста", согласно которой эволюция общества определяется главным образом уровнем развития техники. В соответствии с этой теорией все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

  • o традиционное общество (для него характерны наука и техника, преобладание сельского хозяйства);
  • o переходное общество (на этой стадии закладываются основы преобразований, зарождается обрабатывающая промышленность);
  • o стадия сдвига (начинается научно-техническое развитие в промышленности и сельском хозяйстве);
  • o стадия созревающего общества (выпуск продукции превышает рост населения);
  • o стадия массового потребления (на этой стадии возникает "государство всеобщего благоденствия").

Как определить место России в приведенных классификациях? С точки зрения формационного подхода, Россия сегодня - это развитое капиталистическое государство, находящееся на стадии правового государства. С точки зрения цивилизационного подхода, Россия находится на этапе перехода от индустриального государства/общества к постиндустриальному. С определенной долей условности Россию можно считать государством смешанного типа (с элементами государств как западного, так и восточного типов), а еще точнее - самостоятельным цивилизационным государством.

Указанные классификации не являются чем-то раз и навсегда данным. В реальной жизни многие государства, отнесенные к одному типу, могут содержать в себе элементы государств других типов.

Каким будут государство и общество в будущем? Считается, что государство будущего - это постиндустриальное государство. Фактически мы живем в эпоху смены индустриального общества постиндустриальным. Обостряется конкуренция ведущих развитых государств на этом пути. Иногда наступающую эпоху называют "информационным государством". Кто-то считает, что "информационное общество/государство" - это стадия, следующая за "постиндустриальной".

Американский экономист Джон Гэлбрейт (1908-2006) в свое время выдвинул концепцию "нового индустриального общества". По Гэлбрейту, раньше власть принадлежала тем, кто владеет землей, затем - тем, кто владеет средствами производства (капиталом); сегодня, когда этот капитал распределен в виде акций среди общества, власть принадлежит держателям технологических знаний и опыта. Они-то и представляют собой постиндустриальное общество - общество будущего. Представителем этой теории является также французский социолог Реймон Арон (1905-1983). Главная мысль в этих концепциях применительно к государству состоит в том, что интеллект, технологии, информация, наука становятся средствами производства и источником власти.

Основной порок глобализации - нарастание социального неравенства. В постиндустриальном обществе на смену неравенству социальному придет неравенство интеллектуальное. Эксплуатация человека человеком спрячется еще глубже в недрах социума. При внешнем благополучии и равноправии меньшинство, обладающее знаниями, информацией, технологиями, будет присваивать труд тех, кто не обладает ими. Вот почему такое значение приобретает сегодня интеллектуальная собственность и ее защита, а ведущие страны ставят эту задачу в качестве приоритетной.

Попробуем синтезировать возможные признаки постиндустриального (информационного) государства и общества:

  • o в постиндустриальном (информационном) обществе неизмеримо возрастут потоки информации, роль инфраструктуры; наука, технологии, интеллект превращаются в основную производительную силу;
  • o преобладающая часть членов общества в таком государстве является собственниками, принадлежит к "среднему классу"; основным видом труда станет труд умственный, а не физический; сфера услуг растет быстрее, чем материальное производство;
  • o государство выражает интересы экономически активного населения, внедряется в управление экономикой, усиливаются его экономические функции; будет происходить перераспределение функций государства: часть государственных полномочий будет передаваться "вниз" - органам местного самоуправления и самоуправляемым организациям, а часть - "наверх" - специально создаваемым международным органам с наднациональными функциями;
  • o государство диверсифицирует средства и методы обеспечения правопорядка, превращаясь во все более незаметное, но вездесущее; оно декларирует, что служит человеку, защищает человека, проводит активную социальную политику, обеспечивая полную занятость, "эффективный спрос";
  • o в постиндустриальном обществе будут гибко сочетаться три вида собственности: частная, коллективная (включая акционерную), государственная; наиболее показательно обеспечивается защита интеллектуальной собственности;
  • o в постиндустриальном обществе усиливаются тенденции к интеграции, мир движется к мировой конфедерации (и федерации) государств, предварительно объединенных в региональные центры силы и родственные цивилизационные пространства.

Становление постиндустриальных государств - государств будущего - будет происходить синхронно с изменением всего современного мироустройства.

Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Как известно, классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно‑экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства характерна и для капиталистической общественно‑экономической формации.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытно‑общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытно‑общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально‑экономических отношений той или иной формации.

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип – социалистическое государство.

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально‑экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно‑культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов;

2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

3. всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма , включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государств в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в развитии социально‑экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное и социальное функционирование общества. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно‑религиозным комплексом.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально‑экономических, но и духовно‑культурных факторов.

В учебной юридической литературе используются и иные классификации. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии, т. е. по типу государственно‑конфессиональных отношений. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1. государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

2. государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

3. государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой‑либо иной помощи;

4. религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

5. конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1. в сфере экономических отношений – признание права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

2. церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

3. церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

4. церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно‑семейные отношения;

5. церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1. государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

2. религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3. глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в том, что:

1. церковь лишается своей экономической основы – собственности;

2. религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3. религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4. священнослужители и верующие репрессируются;

5. запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

Переходное государство

В типологии государств выделяют государства переходного состояния , так называемые переходные государства. В отличие от стабильно функционирующих государств, они характеризуются промежуточным состоянием, в рамках которого закладываются основы дальнейшего развития государственности. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистского учения, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» – экономически господствующему и эксплуатируемому. В.И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60–70‑х годов XIX в. Как переходный оценивал он и процесс движения к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной России.

Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.

Представляется, что государства переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.

Во‑первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и может составить целую эпоху.

Во‑вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно‑правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.

В‑третьих, переходное государство – явление конкретно‑историческое, обладающее национально‑культурной ориентированностью, и отражает накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.

Переходным государствам присущи как элементы преемственности, так и формирование новых структур, нового правопорядка, новых принципов взаимоотношений между личностью, гражданским обществом и государством.

Относится ли типология переходных государств только к формационному или к цивилизационному подходу?

Очевидно, что данный тип государств может быть выделен и в том, и в другом подходах. Возможны переходное состояние государства при смене одной формации другой (например, в прошлой истории народов), а также внедрение новых духовно‑культурных отношений в развитие общества, усвоение и даже заимствование наиболее рациональных, оправдавших себя институтов и элементов государственности из мирового опыта. Это обусловлено усилением интеграционных процессов во всех сферах государственно‑правовой жизни, которое наблюдается в современном мире. При этом замечено, что наибольшего прогресса в модернизации общества добиваются те народы, которые, не отказываясь от собственных национальных традиций, специфики культуры, осваивают на ее основе опыт других государств и народов. В качестве примера обычно приводят Японию, действующую по принципу: японская этика плюс западная техника. Ссылаются также на Южную Корею, которая наряду с достижениями западной цивилизации, главным образом в области современной техники, строго следует национальным традициям и обычаям.



Просмотров