Что такое землеустроительные. Виды и формы землеустройства. Землеустройство. виды землеустройства

Сущностьземлеустройства , имеющим своим объектом землю как основной природный ресурс и главное средство производства заключается в его назначении передаче последующим поколениям земельных ресурсов в состоянии пригодном для использования.

Цельземлеустройства – это постоянное улучшение земель, эффективное их использование и охрана.

Для достижения этой высокой цели, необходимо выполнять следующие задачи:

1) разукрупнение сложившихся землепользований бывших колхозов и совхозов;

2) организация частных землевладений, землепользований и арендопользований;

3) совершенствование межхозяйственного землеустройства;

4) совершенствование внутрихозяйственного землеустройства;

5) научное обоснование вопросов дифференцированного использования разных по качеству земель;

6) строгий контроль за экологическим состоянием земель и усиление охранных мероприятий.

Если сущность землеустройства характеризуется оптимальным сочетанием его правовой, инженерной, технологической и социально-экономической сторон, то к его содержанию относятся следующие более конкретные землеустроительные действия:
1) упорядочение существующих и образование новых землепользований, что в период проведения земельной реформы является превалирующим;

2) внутрихозяйственная организация территории упорядоченных старых и вновь образованных землепользований, включающая введение экономически обоснованных севооборотов, садов, виноградников, сенокосов, пастбищ, разработку мероприятий по борьбе с эрозией почв и т. д.;

3) выявление новых земель для перевода в более высокую категорию по целевому назначению, особенно в земли сельскохозяйственного назначения;

4) отвод во владение и пользование (включая аренду) и изъятие земельных участков;

5) установление и изменение граничных черт городов, поселков и сельских населенных пунктов;

6) проведение топографо-геодезических и, почвенных, мелиоративных, геоботанических и других обследований.

Все землеустроительные изыскания и обследования выполняются на основе задания на их проведение. Итогом проведенных изысканий являются: научно-обоснованная, экономически рассчитанная и технологически доказанная необходимость трансформации земельных угодий; определение необходимости проведения различных работ по улучшению использования земель; учет природных факторов (климата, рельефа, геологии, гидрологии и т. д.) в производственном использовании земель; вовлечение новых земель в сельскохозяйственное использование; мероприятия по защите почв от эрозии и т. д.



Все землеустроительные изыскания и обследования проводятся на хорошем планово-картографическом материале с использованием результатов специальных обследований различных специалистов.

К основным принципам землеустройства относятся:

1) учет того обстоятельства, что земля находится в государственной, коммунальной и частной формах собственности, вследствие чего ею распоряжаются, владеют, пользуются и ее арендуют;

2) и распорядители, и владельцы земли, и пользователи землей, включая арендаторов, обязаны охранять и улучшать свою земельную собственность;

3) сельскохозяйственные земли имеют приоритет перед землями другого целевого назначения, вследствие чего их перевод в другие категории проводится крайне редко;

4) нарушение земельного законодательства запрещается в любом его проявлении. Прежде всего, это относится к самовольному захвату земель, бесхозяйственности в их использовании, порчи земельных угодий, невыполнению обязательств по охране земель и т. д.

5) первоочерёдное решение природоохранных задач;

6) максимальный учёт природных, эколого-хозяйственных свойств территории и экологической устойчивости отдельных её частей;

7) приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования;

8) соблюдение при землеустройстве требований законодательства;

9) комплексный характер организации территории производства;

10) экологическая, экономическая и социальная эффективность организации территории;

11) обеспечение стабильности землепользования.

Известны два вида землеустройства:

Межхозяйственное землеустройство (МХЗ);

Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ);

Таблица 3. Виды землеустройства

МХЗ ВХЗ
– это регулирование земельных отношений путем распределения и перераспределения земельного фонда между отраслями народного хозяйства и внутри отраслей посредством новых упорядочений и изменений существующих землевладений и землепользований. – это сложное регулирование внутренней организации территории сельскохозяйственных земель каждого отдельного хозяйства любой формы собственности (учебно-опытных хозяйств, домов отдыха, санаториев и т. п.) в вопросах экономически обоснованных севооборотов и других угодий, борьбы с эрозией почв и т. д. Цельвнутрихозяйственногоземлеустройства – организация более производительного, рационального и эффективного использования земли и других средств производства, а также совершенствование структуры всех отраслей данного хозяйства и дальнейшего его развития.
Объектоммежхозяйственногоземлеустройства являются землевладения и землепользования сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, включая земли государственного земельного запаса. Отличительной чертой этого вида землеустройства является охват не только разных отраслей народного хозяйства, но и одновременно целых административных районов, экономических зон и землепользований группы смежных хозяйств, связанные обязанностью решаемых задач. Объектом внутрихозяйственного землеустройства являются сельскохозяйственные земли отдельных землепользований, включая и несельскохозяйственные учреждения и организации, занимающиеся сельским хозяйством.
Формымежхозяйственного землеустройства : 1) при простейших обменах землями, выделении небольших участков для несельскохозяйственных нужд, укрупнении или разукрупнении отдельных хозяйств и т. п., объектами землеустроительных работ являются небольшие группы хозяйств; 2) при переустройстве землепользований в зонах государственных мелиоративных систем, крупных водохранилищ и т. п., объектами работ являются большие группы хозяйств, охватывающие административные районы и экономические зоны. Формывнутрихозяйственного землеустройства : 1) выборочная, когда землеустроительные работы проводятся в отдельных хозяйствах (землепользованиях); 2) групповая, когда внутренняя организация территории проводится в ряде смежных хозяйств. В зависимости от полноты и детальности переработки землеустроительных проектов и целей организации территории выделяются пять форм внутрихозяйственного землеустройства: 1) простейшее (упрощенное, предварительное) землеустройство, например, при освоении новых земель; 2) частичное землеустройство, состоящее в дополнительном изменении проектов; 3) полное землеустройство, включающее все необходимые проектные работы; 4) экспериментальное (опытное) землеустройство, цель которого – разработка методики внутренней организации землепользований в новых условиях с последующим широким его применением.

Государством установлен порядок (состав действий и порядок их осуществления) проведение землеустройства, включающий следующие стадии:

Подготовительные работы;

Рассмотрение и утверждение проектов землеустройства;

Перенесение проекта в натуру;

Изготовление и выдача необходимых землеустроительных документов;

Землеустройство проводят по всей территории страны. Им охвачены земли независимо от их целевого назначения, формы собственности и характера использования. Однако цели и задачи землеустройства, его содержание могут быть различными.

На федеральном и региональном уровнях земельные ресурсы распределяются между различными отраслями (сельским и лесным хозяйством, промышленностью, транспортом, курортами, заповедниками) в целях планирования, организации и контроля за их использованием в интересах государства; разработки и осуществления крупномасштабных программ сельскохозяйственного освоения, повышения плодородия и мелиорации земель; установления границ территориально- административных образований, территорий с особым правовым, природоохранным, рекреационным, заповедным режимом.

Кроме того, земельные ресурсы перераспределяют по формам собственности, которая делится на государственную, муниципальную и частную. Задача перераспределения земельных ресурсов между различными отраслями и внутри них затрагивает, в первую очередь отдельные землевладения, их группы. Так как земли используют отдельные предприятия, организации, учреждения и граждане, предоставление их одним предприятиям (организациям, учреждениям) обязательно связано с изъятием у других. Таким образом, постоянные отводы земель, а также их перераспределение по категориям и формам собственности вызывают изменения границ, площадей и местоположения землевладений и землепользований, что обусловливает одновременное проведение землеустройств группы хозяйств.

Но землеустройство не может ограничиться только образованием или организацией землевладений и землепользований. Другая главная задача землеустройства заключается в организации рационального использования и охраны земель на конкретных участках, в конкретных хозяйствах, внутри (в границах) землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий. Именно здесь определяется обеспеченность населения продовольствием, а промышленности – сырьем, осуществляется непосредственное взаимодействие основных факторов производства-земли, труда, материально-технических ресурсов. Таким образом, в первом случае, при землеустройстве организуют землевладения или землепользования предприятий, во втором случае территорию устраивают в границах отдельного землевладения или землепользования, при котором определяют назначение и использование каждого входящего в него земельного участка.

Внутрихозяйственное землеустройство –это комплекс мероприятий по организации использования и охране земли, организации территории в границах сельскохозяйственного предприятия.

Посредством землеустройства организуется территория колхоза, совхоза, крестьянского или иного хозяйства, организуется использование каждого участка совместно с размещением других средств производства, используемых и функционирующих вместе с землей на данной территории.

Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного. Его проводят только после того, как будут решены все вопросы последнего.

Внутрихозяйственное землеустройство включает землеустроительные мероприятия по рациональной организации территории, улучшению использования и охране земель, и его отличие в границах уже сформированных землевладений и землепользований.

Главная цель – повышение эффективности использования земель. Основная задача – территориальная организация производства. Результат также выражается в отграничении на плане и на местности отдельных участков земли, но границы имеют не правовое, а хозяйственное значение и выражают производственную целесообразность для использования земли в конкретных целях.

При внутрихозяйственном землеустройстве организуется каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделений, хозяйственные центры, дороги, угодья и севообороты, обустраивается их территория.

Межхозяйственное землеустройство – это система или совокупность экономических, социальных, правовых и технических мероприятий по рас­пределению и перераспределению земель между собственниками, отраслями, пред­приятиями, организациями, учреждениями и гражданами внутри отраслей при по­мощи юридических и технических действий.

Задачами территориального (межхозяйственного) землеустройства являются:

1) создание наилучших условий для организации рационального использования земли во всех отраслях, а также создание равных условий для развития всех форм хозяйствования;

2) создание территориальных условий для организации производства;

3) разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, обременении и сервитутов на земельные участки, предоставленные в соб­ственность, владение, пользование, аренду.

1. Размежевание земель по формам собственности.

2. Распределение и перераспределение земель по категориям земель.

3. Образование и изменение землевладений, землепользований, сельскохозяй­ственных предприятий, организаций, учреждений и граждан.

4. Устранение недостатков землевладений и землепользований.

5. Отвод и изъятие земель в связи с изменением их целевого назначения и ис­пользования.

6. Упорядочение использования земель, переданных в ведение сельских админи­страций и других муниципальных образований.

7. Выявление и освоение новых земель.

8. Установление черты городов и других населенных пунктов.

9. Предоставление земельных участков для строительства крупных предприя­тий, водохранилищ, линейных сооружений (линий электропередач, газопроводов, нефтетрубопроводов).

Межхозяйственное (территориальное) землеустройство включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства :

1. Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

2. Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

3. Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделения положены принципы различия в целевом назначении различных категорий земель (земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях (главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

Эти различия определяют необходимость выделения различным землевладельцам неодинаковых по качеству земель: для сельскохозяйственных целей наиболее плодородных; для не сельскохозяйственных нужд менее ценных по качеству угодий. Учитывая современное содержание межхозяйственного землеустройства его структурное разделение, представляется следующим образом:

Таблица 4. Разновидности и формы межхозяйственного землеустройства

Разновидность МХЗ Формы МХЗ
1) Образование и упорядочение землевладений и землепользователей сельскохозяйственных предприятий. 1. Образование новых землевладений и землепользований придерживается различной организационно-правовой формы коммерческих и не коммерческих организаций, КФХ. 2. Упорядочение существующих землевладений и землепользований сельхозпредприятий с устранением неудобств в распашке земель (чересполосицы, вклинивание, вкрапливание).
2) Образование землепользований не сельскохозяйственного значения. 1.За счет земель сельхоз назначения. 2.За счет земель населенных пунктов. 3.За счет земель промышленности, транспорта, энергетики, информатики, телевидения, радиовещания, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения.
3) Образование земельных фондов различного целевого назначения. 1.Фонд перераспределения земель. 2.Фонд для наделения земельными участками: беженцев, переселенцев, участников военных действий, военнослужащих уволенных в запас. 3.Для предоставления земель казачьим обществам. 4.Для продажи на конкурсах и аукционах. 5.Прочие земельные фонды.
4) Размещение и установление границ территорий с правовым режимом. 1.Особо-охраняемые территории. 2.Территории традиционного природопользования. 3.В местах проживания малочисленных народов севера и их хозяйственной деятельности. 4.Земель включенных в состав охранных, защитных, санитарных, запретных, особоохраняемых объектов промышленности, транспорта, источников водоснабжения, объектов инженерной инфраструктуры. 5.Другие территориальных зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования.
5) Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований. 1.Муниципальных образований и сельских округов. 2. Административных районов, субъектов РФ. 3.Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Таким образом, объект землеустройства – это земельная территория республики, области, района, землепользования и землевладения, земельного угодья, участка.

Межхозяйственное землеустройство (МХЗ) – это образование землепользований и землевладений (сельскохозяйственных и несельскохозяйственных), объект МХЗ –группа землепользователей;

внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ) – это устройство территории внутри одного землепользования или землевладения, объект ВХЗ – одно сельскохозяйственное предприятие;

участковое землеустройство – это устройство конкретных участков земли, требующих решения отдельных, отличных от всей территории, задач. Например, проект для орошаемого участка. Объект участкового землеустройства – рабочий участок.

Единство межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства заключается в следующем:

1. Последовательное достижение общей цели

Зонирование территории определение целевого назначения

Формирование землепользования

Организация землепользования

2. Единая принципиальная основа осуществления землеустроительных мероприятий

3. Экономическое, правовое и техническое содержание землеустроительных мероприятий

4. Взаимосвязь и последовательность осуществления землеустроительных мероприятий.

Различия между межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством заключается в следующем:

1) различные объекты землеустройства;

2) внутрихозяйственное землеустройство производится только тогда, когда сформирован объект;

3) межведомственный и ведомственный характер землеустройства;

4) правовое обоснование;

Тема 5. Основы инженерного обустройства и оборудования
территории

Землеустроительное проектирование – это научная дисциплина, которая изучает методы проектирования и закономерности функционирования земли как главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах, пространственного базиса и природного ресурса для полного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель.

Проектирование территорий административно-территориальных образований, землевладений и землепользований – это формирование их границ и организация территории вновь создаваемых образований или землевладений и землепользований или совершенствования (ликвидация недостатков) существующих.

Цель проектирования – разработать документы и предложения к ним, необходимые для организации и выполнения всех работ, связанных с созданием новых или совершенствованием существующих административно-территориальных образований, землевладений и землепользовании.

Выделяется два основных вида землеустроительных работ, отличающихся содержанием землеустроительной деятельности. Основные виды - межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство. К прочим видам землеустройства по содержанию работ относятся:

1. Обследовательские

2. Изыскательские

3. Топографо-геодезические

4. Картографические

5. Проектно-изыскательские (выполняются с целью составления землеустроительной документации)

Виды землеустроительных документов:

1) Общегосударственные, региональные (республиканские) программы использования и охраны земель

2) Схемы землеустройства и технико-экономического обоснования (ТЭО) использования и охраны земель, административно-территориального обоснования

3) Проекты землеустройства по установлению и изменению границ административно-территориальных обоснований

4) Проекты землеустройства по организации и установлению границ территории природно-заповедного фонда (ПЗФ) и прочего природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

5) Проекты землеустройства по формированию земель коммунальной собственности территориальных общин и проекты разграничения земель государственной и коммунальной собственности населенных пунктов

6) Проекты землеустройства по отводу земельных участков

7) Проекты землеустройства по созданию новых и упорядочивания существующих землевладений и землепользований

8) Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочивания угодий

9) Проекты землеустройства по упорядочиванию территории населенных пунктов

10) Рабочие проекты землеустройства по:

Рекультивации нарушенных земель

Землевание малопродуктивных угодий

Защита земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, оползней, уплотнения, закисления, загрязнения промышленными и прочими отходами, радиоактивными и химическими веществами, иссушение с/х земель, повышение плодородия почв.

11) Техническая документация по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности)

12) ТД по землеустройству, по составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

13) Специальные тематические карты и атласы, состояния земель и их использования

Состав землеустроительной документации:

1. Текстовые материалы

2. Графические материалы

3. Обязательные приложения. Содержания каждого вида землеустроительных документов оговаривается заданием на разработку документов и регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами по вопросам землеустройства

Материалы ДЗЗ - материалы аэрофотосъемки, космической фотосъемки, гравиразведки, магниторазведки и других не контактных способов измерения.

Изыскательные работы связаны с проведением экспериментальных работ (полевых, камеральных). Полевые - включают специальные обследования, почвенно-геохимических, агробиологических, ландшафтных, гидрологических и других. Камеральные - включают изучение имеющихся опубликованных материалов (учебники, статьи, справочники и т.д.), картографических материалов (в аналоговом и цифровом виде), изучение фондовых материалов (документов с разным режимом доступа, хранящиеся в архивах специализированных организации).

Топографо-геодезические и картографические работы, включают производство геодезических измерений на местности с помощью разнообразных геодезических систем измерения, математической обработки (МОГИ), составления итоговых картографических документов (схемы, карты, планы), содержание которых зависит от вида землеустроительной документации.

Картографический документ, отличает от не картографического: проекция, масштаб, система координат…

Проектные работы включают полевые и камеральные работы (в т.ч. обследование, изыскание), топографо-геодезические, картографические работы и работы по составлению юридических документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок. Результатом выполнения проектных, проектно-изыскательных работ является землеустроительная документация по составлению проекта землеустройства.

Межхозяйственное землеустройство включает в себя работы по организации, рационального использования и охраны земель на государственном и региональном уровне, путем правильного распределения земель между отраслями хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями.

Включает следующие землеустроительные действия:

1) Образование новых и упорядочивание существующих землепользований, с устранением чересполосицы, вклинивания, дальноземья и других неудобств

2) Уточнение и изменение границ землепользователей и землевладений

3) Отвод и изъятие земельных участков

4) Установление и изменение границ населенных пунктов (города, поселки)

Этим действиям предшествует следующая работа:

1. Подготовительные работы.

Включают в себя изучение земельно-учетных документов; изучение картографических материалов, осуществление, учет пожелание субъектов землеустройства;

2. Полевое обследование объекта межхозяйственного землеустройства.

Желательно обследовать всю территорию и произвести уточнение состава земель по категориям и угодьям, количество и качество земли, в том числе стоимости;

3. Утверждение проекта межхоза, в зависимости от состава работ, с областным Советом народных депутатов, Совмином АРК или Кабинетом Министров Украины;

4. Перенесение проекта в натуру путем выполнения геодезических работ и установки соответствующих межевых знаков;

5. Выдача документов на право пользования землей. Либо оформление новых государственных актов или внесение изменений в существующие государственные акты;

Особенности землеустроительных действий при межхозе:

1. Образование новых и упорядочивание существующих землепользований и землевладений.

При выполнении этих работ учитываются следующие основные показатели:

Размер площади землепользования

Компактность территории

Состав и соотношение земельных угодий

Размер площади землепользования - учитывает специализацию производства или объекта землеустройства организационной и транспортной структуры, с учетом сложившихся производственных отношений.

Компактность территории - обеспечивается такой организацией границ, которая ведет к минимизации затрат на перемещение

Состав и соотношение земельных угодий - осуществляется для организации территории с/х предприятий на основе эколого-экономического обоснования системы севооборотов.

Осуществление работ по образованию новых и упорядочиванию существующих землепользований и землевладений осуществляется только на основе глубокого научного анализа и обоснования производственных измерений, а так же с учетом прогноза последствий, к которым эти изменения могут привести.

2. Изъятие и отвод земель

Отвод земельных участков субъектам земельного процесса, особенно тех участков, которые находятся в пользовании, осуществляется после их изъятия у прежних землепользователей.

Такого рода изъятия осуществляются на основании постановлений Кабинета Министров Украины и исполкомов областных Советов народных депутатов, при этом отвод земельных участков для не с/х нужд осуществляется в 1-ю очередь из земель запаса, из земель не с/х назначения или из с/х угодий худшего качества.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

Размер отводимых земельных участков должен быть обоснован и минимален

Максимально сохранено существующее землеустройство и обеспечены условия рационального использования прилегающих земель

Проект отвода должен предусматривать предприятия по охране земель от заболачивания, засоления и прочих неблагоприятных процессов

При отводе земель для предприятий горнодобывающей промышленности обязательно предусматривается расчет возмещения потерь с/х производства в результате нарушения плодородного слоя земли.

Сельскохозяйственные потери не возмещаются в случае:

При отводе земельных участков для строительства мелиоративных систем для орошения и осушения земель с/х назначения

При отводе земельных участков под строительство прудовых и озерных рыбных хозяйств министерства рыбного хозяйства (исключения: пашни, земель под многолетними насаждениями, под культурными пастбищами и сенокосами)

При предоставлении земельных участков во временное пользование, если по условиям отвода эти земли после использования будут приведены в исходное состояние.

Документы, которые прилагаются к проекту землеустройства по отводу и изъятию земельных участков:

1) Материалы предварительного согласованного выбора земельных участков

2) Документы проекта строительства или генерального плана с обозначением очередности застройки, ТЭО строительства и экспликации зданий и сооружений

3) Проектные разработки по рекультивации земель

4) Документы, подтверждающие наличие средств на финансирование работ и оплату убытков и возмещение потерь с/х производства

3. Установление и изменение городской и поселковой черты

Городская черта - условная внешняя граница земель населенных пунктов, ограничивающая их от других земель и определяемая на основе генерального плана или ТЭО развития города, поселка. Определение границы состоит в выносе границы в натуру и юридическом оформлении границ на момент выполнения работ по установлению или изменению границ городской черты.

4. Выдача государственных актов и других документов на право пользования землей

Право субъектов межхозяйственного землеустройства закрепляется государственным актом составленным по единой для всей территории Украины формы, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Работы по выдаче государственных актов выполняются в следующей последовательности:

1) Составление и согласование проекта установления границ

2) Перенесение в натуру проекта и оформление протокола с описанием границ

3) Составление кадастрового плана границ землепользований и вычисление площадей

4) Использование и выдача государственных актов

Кадастровый план содержит только контуры земельного участка.

В государственном акте обязательно указывается: наименование и местонахождение землепользователя, площадь земель в гектарах, целевое назначение земель, кадастровый номер.

Порядок составления и выдачи государственных актов регламентируется соответствующими инструкциями органов исполнительной власти.

Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство - это совокупность мероприятий по организации полного рационального и эффективного использования земель в конкретных с/х предприятиях.

Основной целью внутрихозяйственного землеустройства является создание границ конкретного землепользования, территориальной основы для эффективного использования угодий, повышения культуры земледелия, производительного использования техники и рациональной организации труда.

Проектная документация по землеустройству состоит из текстовой части (пояснительная записка, приложения) и графических материалов.

Текст включает в себя следующие разделы:

1) Использование земельного фонда (включает анализ с/х использования земель по видам угодий; мелиорации земель; земель не вовлеченных в с/х оборот; исключение земель из с/х использования)

2) Размещение производственных подразделений, населенных пунктов и производственных центров (с учетом природно-климатических особенностей, демографических показателей, перспектив развития территории)

3) Размещение дорожной сети и других элементов инженерной инфраструктуры (электрические, водопроводные, газопроводные, канализационные сети)

Эти объекты планируются для минимизации затрат, оптимизации использования транспортных средств и удобства выполнения основных функций с/х производства.

4) Организация угодий включает в себя территориальную организацию пашни, многолетних насаждений, культурных пастбищ и других угодий, с учетом сложившейся и проектирующей инфраструктуры, планируемых лесозащитных полос, противоэрозионных и природоохранных мероприятий.

Результатом этой работы является организация эффективного севооборота.

5) Природоохранные мероприятия включают в себя: обоснование и разработку мероприятий по борьбе с эрозией, заболачиванием, засолением, уплотнением почв, загрязнением и прочими неблагоприятными явлениями. Предусматриваются мероприятия по охране водных объектов, объектов рекреационного и природоохранного назначения.

6) Социально - экономические аспекты организации территории: приводится схема расселения и территориального устройства с разработкой мероприятий, направленных на улучшение социально - экономических условий жизни населения.

7) Техника безопасности. Указываются необходимые меры безопасности, при выполнении всех видов предусмотренных проектом работ.

8) Сметно-финансовые расчеты. Обосновываются и рассчитываются объемы и стоимости работ, предусмотренных проектом.

9) Экономическая эффективность проекта. Приводятся показатели, характеризующие экономику предприятия на момент разработки проекта, и рассчитываются эти же показатели на дату завершения проекта, для подтверждения его экономической эффективности.

10) План осуществления проекта. Содержит периоды освоения проекта, сведения об источниках и объемах финансирования каждого этапа. Об исполнителях работ и конкретных сроках их завершения.

Этот раздел служит основанием для контроля выполнения работ.

Графические материалы, сопровождаемые проект землеустройства, являются его неотъемлемой частью. Строятся на основе доброкачественных и актуальных топографических карт, на которые наносится дополнительная нагрузка, соответствующая названию чертежа. В отдельных случаях допускается использование ортофотопланов.

Показываются границы населенных пунктов, границы угодий, объекты транспортной сети и инфраструктур, участки севооборотов, границы участков сторонних землепользователей, объекты рекреационного и природоохранного назначения, охранные зоны, зоны ограничений и обременений, природоохранных мероприятий, чертежи сопровождаются экспликацией земель.

Генеральный план организации территории обычно составляют в масштабе 1:25000, 1:10 000. Есть детальные проектные разработки, составленных на топоосновах масштабом 1:2 000 000, 1:2000.

Уровни проведения землеустройства:

1. Общегосударственный и региональный.

2. Местный.

Общегосударственный и региональный включает в себя:

Разработка землеустроительной документации по определению границы Украины

Установление в натуре государственной границы Украины

Общегосударственные и региональные программы разработки, использования и охраны земель административно-территориальных образований

Разработка проектов землеустройства по установлению границ и организации объектов ПЗФ, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения

Разработка всех видов документации производится обязательно с учетом общественных интересов.

Обязательность информирования населения через СМИ. Включая представителей общественных громад. Разрабатываются предложения по учету мнения территориальных громад при разработке документов.

Землеустройство на местном уровне

Разработка проектов землеустройства по:

Размежеванию земель государственной и коммунальной собственности

По отведению земельных участков

По созданию новых и упорядочиванию существующих землевладений и землепользований

По обеспечению эколого-экономического обоснования севооборотов и упорядочивания угодий

Устройству, упорядочиванию территории населенных пунктов

Рабочие проекты землеустройства

Разработка технической документации по:

1) Установлению границ земельного участка в натуре

2) Составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

3) Составлению специальных тематических карт и атласов состояния земель и их использования

Осуществление землеустройства на местном уровне осуществляется с учетом интересов государства, территориальных громад, физических и юридических лиц.

землеустройство правовой регулирование фонд

Организация и регулирование землеустройства в Украине

1. Землеустройство является обязательным действием для организации земель всех категорий, независимо от формы собственности, в следующих случаях:

Разработка землеустроительной документации по организации рационального использования и охраны земель

Установление и изменение границ объектов землеустройства, в том числе государственной границы Украины

Предоставление, изъятие, выкуп и отчуждение земельных участков

Установление в натуре границ земель, ограниченных в использовании и отягощенных (обремененных) правами других лиц (земельные сервитуты)

Организация новых и упорядочивание существующих объектов землеустройства

Выявление нарушенных земель и земель, находящихся под воздействием негативных процессов, и проведение мероприятий по восстановлению и консервации или рекультивации нарушенных земель, землевание малопродуктивных угодий

Мероприятия, предусмотренные землеустроительной деятельностью являются обязательными для исполнения всеми субъектами землеустройства. Все владельцы и пользователи земель обязаны обеспечить доступ разработчикам землеустроительной документации к своим земельным участкам.

Организация землеустроительной службы (ст. 21 закона «О землеустройстве»)

Организацию и планирование землеустройства на государственном и местном уровне осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Органы исполнительной власти и местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, закрепленными конституцией Украины, земельным кодексом, Законом Украины «О землеустройстве», и прочими законодательными актами.

Основание для проведения землеустройства:

1) Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проведению работ по землеустройству

2) Заключение договоров между юридическими и физическими лицами (землевладельцами, землепользователями) и разработчиками землеустроительной документации

3) Особый случай - судебные решения

Права и обязанности заказчиков земельной документации:

1. Устанавливают требования и содержание документации, не противоречащие действующему законодательству

2. Определить сроки исполнения работы

3. Согласовать с разработчиками земельной документации стоимость проводимой работы

4. Осуществлять контроль за исполнением работ, в соответствии с действующим законодательством

5. Быть владельцем землеустроительной документации

Заказчик обязан:

1. Исполнять условия договора

2. Предоставлять необходимую исходную документацию

3. Принять и оплатить выполненную работу

Разработчики землеустроительной документации имеют право на:

2) Выполнение работ на составление землеустроительной документации

3) Право требования индексации стоимости выполненных работ в соответствии с законом

Обязанности:

1) Придерживаться действующего законодательства Украины, в области регулирования земельных отношений

2) Придерживаться государственных стандартов, норм, правил при осуществлении землеустройства

3) Информировать заинтересованных лиц об осуществлении землеустройства

4) Исполнять все условия договора и нести ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством.

Виды землеустройства и землеустроительные действия

Формы землеустройства:

1. Межхозяйственное

2. Внутрихозяйственное

3. Рабочие проекты землеустройства

Виды землеустроительных работ - обследование и изыскание; топографо-геодезические, картографические, проектные и проектно-изыскательские работы, выполняемые с целью составления землеустроительной документации.

Землеустроительные действия - это научные, технические, производственные и управленческие действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по осуществлению землеустройства. Заключаются в научном обосновании размеров землевладений и землепользований, рекомендуемом хозяйственном использовании земель, обосновании ограничений и обременений по использованию земель, предусматривает использование технических средств, от геодезических приборов до программного обеспечения, необходимых для выполнения землеустроительных работ.

Производственная деятельность включает организацию деятельности землеустроительных учреждений по эффективному выполнению землеустройства.

Управленческая составляющая заключается в распределении полномочий, закреплении прав и обязанностей субъектов землеустройства.

Основы земельного кадастра

1. Государственный кадастр - это единая государственная система земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности на землю или права собственности земельными участками и содержат совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристику и распределение среди собственников земли землепользователей.

2. Земельный кадастр является основой для ведения всех кадастров, прочих земельных ресурсов

Основное назначение земельного кадастра - это фискальная функция (состояния объектов учета)

Объекты и субъекты земельно-кадастровой деятельности

Объектом земельного кадастра являются земли Украины (раздел 3 Земельного кодекса, ст. 18).

К землям Украины относятся все земли в границах её территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, имеющие особый правовой статус.

Украина за границами её территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответственных государств.

Элементарной единицей земельного кадастра является земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, местоположением и определенными по отношению к нему правами.

Земельные участки классифицируют по целевому использованию (категории земель) и по исторически сложившемуся характеру использования.

Угодья - это участки земли, систематически используемые или пригодные для использования для конкретных целей, отличающихся по природно-историческим признакам.

1. Земли с/х назначения

2. Земли жилой и общественной застройки

3. Земли ПЗФ и прочего природоохранного назначения

4. Земли оздоровительного назначения

5. Земли рекреационного назначения

6. Земли историко-культурного назначения

7. Земли лесного фонда

8. Земли водного фонда

9. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Права на землю (гл. 14 ЗКУ). Содержание права на землю:

Права владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, распространяется в его границах на поверхностный (почвенный) слой, а так же на водные объекты, леса, многолетние насаждения, которые на нем находятся.

Распространяется на пространства, находящиеся над и под поверхностью участка, на высоту и глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и прочих зданий и сооружений.

Субъекты права собственности на землю:

1. Гражданские и юридические лица - являются субъектами права частной собственности на землю

2. Территориальные громады - это субъекты коммунальной собственности на землю. Реализуют свое право собственности посредством органов местного самоуправления.

3. Государство - субъект на право земли государственной собственности реализует свое право через органы государственной власти (исполнительные). Формы собственности: государственная, коммунальная, частная)

Назначение земельного кадастра - это обеспечение необходимой информацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, а так же граждан, с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраны земель; экономического обоснования бизнес планов и проектов землеустройства.

Задачи кадастра:

1) Обеспечение полноты сведений обо всех земельных участках.

2) Использование единой системы пространственных координат (63 года) и системы идентификации земельных участков

3) Внедрение единой системы земельно-кадастровой информации и её достоверности

Составные части государственного земельного кадастра

1. Кадастровое зонирование - это разделение земель на участки по размеру, целевому назначению, по правовому режиму использования. Отличается от прочего географического, почвенного, социально-экономического и других видов зонирования, которые широко используются в земельно-кадастровой деятельности.

2. Съемки - комплекс работ, выполняемых для определения и восстановления границ земельных участков.

Геодезическое установление границ земельных участков

Согласование границ его смежниками

Восстановление границ участка на местности

Установление частей земельных участков, содержащих ограничения и обременения по использованию землей

Изготовление кадастрового плана.

3. Бонитировка почв (сравнительная оценка качества почв по их основным природным свойствам, имеющими устойчивый характер и существенно влияющими на урожайность с/х культур, выращиваемых в определенных природно-климатических условиях). Бонитировка осуществляется по 100 бальной шкале. Высшим баллом оцениваются почвы с лучшими свойствами.

4. Экономическая оценка земель - это оценка земель как природного ресурса и средства производства в с/х и лесном хозяйстве, и как пространственного базиса в общественном производстве по показателям, которые характеризуют производительность земель, эффективность их использования и доходность с единицы площади. Экономическая оценка выражается в условных кадастровых гектарах или в денежном виде.

5. Денежная оценка земельных участков. Осуществляется на денежной основе. Два вида денежной оценки:

Нормативная

Экспертная

Нормативная используется для определения размера земельного налога, для расчета потерь с/х и не с/х производительности для экономического стимулирования, рационального использования и охраны земель.

Экспертная оценка используется для осуществления гражданско-правовых сделок (согласно с земельными участками)

6. Государственная регистрация земельных участков. Осуществляется в составе государственного реестра земель, состоящего из двух частей:

1) Книга записей регистрации государственных актов и договоров аренды

2) Поземельная книга, содержащая сведения о земельном участке

7. Учет количества и качества земель. Количество характеризует каждый земельный участок по площади и состоянию угодий; учет качества земель содержит сведения, характеризующие земельные угодья по природным и приобретенным свойствам, влияющим на их урожайность.

Землеустройство - это одно из важнейших направлений в законодательстве, с помощью которого происходит планирование, изучение, организация и использование земельных ресурсов. Причем регулируются отношения, касающиеся всех форм собственности, а именно государственной, муниципальной или частной.

Основные задачи

Поскольку землеустройство - это правовая категория, регулирующая сферы по эксплуатации земли, она включает в себя перечень определенных мероприятий и действий. Они используются в следующих случаях:

  • изменение размеров и границ различных ;
  • использование проблемных участков, улучшение их качества;
  • защита земли от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • обнаружение объектов с различными нарушениями;
  • восстановление земли после воздействия природных катаклизмов.

Основные функции и задачи данной сферы заключаются в следующих действиях:

  • получение информации, касающейся качества земли по всей территории РФ;
  • разработка планов по использованию участков;
  • составление описи, включающей в себя информацию о расположении и качестве земли;
  • определение границ;
  • контроль над землями, находящимися в ведении коренных народов.

Землеустройство - это в первую очередь действия, направленные на контроль и сохранение земель, находящихся на территории России.

Цели

Цели землеустройства достаточно обширны и составляют следующий список:

  • обеспечение эффективного ;
  • охрана территорий как от природных катаклизмов, так и от противоправной деятельности человека;
  • улучшение качества земель и обеспечение благоприятных условий.

Также землеустройство включает в себя проведение работ, направленных на оптимизацию использования земель и их восстановление.

Виды

Виды землеустройства различаются по задачам и направлениям действия. Принято выделять 3 основные группы.

Государственное землеустройство считается самой обширной отраслью, деятельность которой сводится к выполнению следующего:

  1. Изменение планировок для более удобного использования.
  2. Осуществление организации работы сельскохозяйственных предприятий, чья деятельность влияет на экономику государства.
  3. Борьба с эрозией почвы, улучшение ее плодородия.
  4. Обнаружение бесхозных земель и постановка их на учет.
  5. Установка границ городов, поселков и т.д.
  6. Произведение замера и прочих обследований территорий.
  7. Изъятие земель при обнаружении нарушения законодательства.

Каждый вид землепользования отвечает за выполнение конкретных функций. Данное разграничение способствует более эффективной работе системы.

Субъект и объект

Описание землеустройства будет неполным без указания, что такое этих отношений.

В качестве объекта рассматривается вся территория Российской Федерации, а именно земли различного целевого назначения, принадлежащие государству, муниципалитету и т.д.

Субъекты землепользования включают в себя:

  1. Само государство в целом, его субъекты, выступающие в лице властных органов.
  2. От имени муниципальных образований действуют органы самоуправления.
  3. Юридические лица (предприятия, организации и т.д.).
  4. Физические лица.

К специальной части этой категории права относятся земли, принадлежащие коренным народам.

Документы

Землеустройство, как и любая другая отрасль, включает в себя наличие определенной документации, а именно:

  • схемы и планы, на которых наглядно показано разделение всей территории на участки;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • отчёты по проведению различных исследований;
  • карты, на которых наглядно показана цель использования участков и качество ландшафта;
  • материалы, содержащие оценку плодородия почвы и прочие показатели;
  • планы по улучшению, защите и освоению земельных участков.

Землеустройство - это категория права, основным направлением которой является сохранение богатого потенциала земель, их защита и восстановление. Также с помощью данной отрасли проводится контроль над использованием и качеством территорий. Если бы такая категория, как землеустройство, отсутствовала в Российском законодательстве, то, скорее всего, многие богатые земли давно бы были истощены, ресурсы использовались с меньшей эффективностью, а количество правонарушений увеличилось в несколько раз.

Землеустройство делят на два вида: межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное.

Межхозяйственное (территориальное) землеустройство - включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства:

Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделения положены принципы различия в целевом назначении различных категорий земель(земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях(главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

Эти различия определяют необходимость выделения различным землевладельцам неодинаковых по качеству земель: для сельскохозяйственных целей наиболее плодородных; для не сельскохозяйственных нужд менее ценных по качеству угодий. Учитывая современное содержание межхозяйственного землеустройства его структурное разделение, представляется следующим образом:

Разновидность МХЗ Формы МХЗ
1) Образование и упорядочение землевладений и землепользователей сельскохозяйственных предприятий. образование новых землевладений и землепользований придерживается различной организационно-правовой формы камерческих и не коммерческих организаций, КФХ; упорядочение существующих землевладений и землепользований сельхоз предприятий с устранением неудобств в распашке земель(чересполосицы, вклинивание, вкрапливание)
2) Образование землепользований не сельскохозяйственного значения. 1.За счет земель сельхоз назначения 2.За счет земель населенных пунктов 3.За счет земель промышленности, транспорта, энергетики, информатики, телевидения, радиовещания, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения
3) Образование земельных фондов различного целевого назначения. 1.Фонд перераспределения земель 2.Фонд для наделения земельными участками: беженцев, переселенцев, участников военных действий, военнослужащих уволенных в запас. 3.Для предоставления земель казачьим обществам 4.Для продажи на конкурсах и аукционах 5.Прочие земельные фонды
4) Размещение и установление границ территорий с правовым режимом. 1.Особо-охраняемые территории 2.Территории традиционного природопользования 3.В местах проживания малочисленных народов севера и их хозяйственной деятельности 4.Земель включенных в состав охранных, защитных, санитарных, запретных, особоохраняемых объектов промышленности, транспорта, источников водоснабжения, объектов инженерной инфраструктуры 5.Другие территориальных зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования.
5) Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований. 1.Муниципальных образований и сельских округов 2.административных районов, субъектов РФ 3.Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

2) внутрихозяйственное землеустройство представляет собой сложное комплексное организационно-хозяйственное мероприятие по внутренней организации территории сельскохозяйственных земель каждого отдельного колхоза, совхоза и других землепользований, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью (учебно-опытные хозяйства, дома отдыха, санатории и пр.), с введением экономически обоснованных севооборотов и устройством всех других угодий (сенокосов, пастбищ, садов и пр.), а также с разработкой мероприятий по борьбе с эрозией почв.

Цель внутрихозяйственного землеустройства - организация более производительного, рационального и эффективного использования земли и других средств производства, совершенствование структуры всех отраслей данного хозяйства и дальнейшего его развития.

Таким образом, объектом землеустройства этого вида являются сельскохозяйственные земли отдельных землепользований, в том числе и несельскохозяйственных учреждений и организаций, занимающихся сельским хозяйством.

Внутрихозяйственное землеустройство, как правило, является продолжением землеустройства межхозяйственного. В ряде случаев они могут проводиться одновременно, но при этом первоочередному решению подлежат вопросы межхозяйственного землеустройства.

Межхозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности).

Межхозяйственное землеустройство тесно связано с размещением производительных сил и с использованием земельных ресурсов страны. Оно включает в себя комплексное изучение земельных фондов, без чего нельзя правильно решить вопрос об их полном и рациональном использовании, и способствует правильному решению вопроса о размещении хозяйств, установлении их размеров, специализации и т.д.

Межхозяйственное землеустройство является основным механизмом формирования рационального землевладения и землепользования, наделения землей юридических и физических лиц (предприятий, учреждений, организаций и граждан). Посредством межхозяйственного землеустройства осуществляются предоставление и изъятие земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При межхозяйственном землеустройстве приходится устанавливать границы различных территориальных зон, определять режим и условия землепользования, ограничения и обременения в использовании земли, отводить земельные участки, а также готовить информацию для земельного налогообложения, купли-продажи земельных участков и включения их в земельный оборот.

Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗУ) – это комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях (организациях), заключающийся в организации территории и производства хозяйств, осуществляемый на основе проекта.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится на территории конкретных сельскохозяйственных предприятий (организаций) различных организационно-правовых форм (акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов, госхозов и т.п.), крестьянских (фермерских) и иных хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного, и проводят его только после того, как решены все вопросы

последнего.

Внутрихозяйственное землеустройство отличается от межхозяйственного по назначению и содержанию:

1. Оно проводится в рамках отдельных конкретных и притом только сельскохозяйственных предприятий.

2. Внутрихозяйственное землеустройство промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий не проводится.

3. При внутрихозяйственном землеустройстве устраивается каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделений, хозяйственные центы, дороги, организуются угодья и севообороты, устраивается их территория.

Рабочий проект при землеустройстве представляет собой комплекс инженерно-технических, экономических и правовых решений и сметно-финансовых расчетов, направленных на осуществление конкретных мероприятий по освоению, улучшению и охране земель, устройству территории сельскохозяйственных угодий, размещению и строительству объектов различного назначения, требующих капитальных вложений.

Организация территории всегда должна полностью соответствовать организации производства и перспективам его развития (бизнес-планам). Она выражается в придании определенных размеров и размещении землевладений, землепользовании, массивов подразделений, хозяйственных участков, угодий и их границ. Землеустройство должно быть экономически эффективным. Организация территории хозяйств разных специализаций, расположенных в разных зонах, различается своими особенностями.

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический - для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой - для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.



Просмотров