Мероприятия по охране окружающей среды заключение. Природоохранные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде

Согласно Федерального закона «Об охране окружающей среды» предприятия при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Мероприятия по охране окружающей среды предусматривают:

Соблюдение права работников на благоприятную окружающую среду;

Охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

Выбор экологически безопасных технологий в хозяйственной деятельности предприятия;

Приоритетность сохранения естественных экологических систем,

природных ландшафтов;

Обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, истощения,

деградации, порчи, уничтожения (включая пожаров).

В настоящее время предусмотрено осуществить комплекс мер по защите окружающей среды. Намечен комплекс противоэрозионных мероприятий, заключающий в себя организационно – хозяйственные, агротехнические, лесомелиоративные, гидротехнические мероприятия. Важнейшей составной частью в деле охраны природы и окружающей среды является усиление охранных мер, направленных на сохранение водных ресурсов и их частоты.

На территории хозяйства имеются водные объекты: реки, пруды, действующие и пересыхающие ручьи. В целях предотвращения отрицательных экологических последствий хозяйственной деятельности на территории хозяйства создаются водоохранные зоны и прибрежные полосы.

В водоохранной зоне запрещается:

В населенных пунктах не совершенна система организации сбора, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов. В целях охраны окружающей среды и экологической безопасности населенных пунктов запроектированы защитные лесополосы шириной 12 м.

7.3 Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Для их предотвращения разрабатывается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно. Мероприятия заключаются в неотложных работах, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Правовое регулирование вопросов защиты населения и территорий Республики Башкортостан от чрезвычайных ситуаций осуществляется Конституцией РФ. ФЗ "О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" №68-ФЗ.

В проекте закладываются, для реализации, следующие основные задачи:

    разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;

    разработка и реализация целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

    обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    прогнозирование и оценка социально-экономических и экологических

последствий чрезвычайных ситуаций;

    создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в

области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    осуществление мероприятий по социальной защите населения;

Организации и предприятия:

а) планируют и осуществляют необходимые меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций;

б) планируют и проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников

организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивают создание, подготовку и поддержание в готовности к

применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях;

е) финансируют мероприятия по защите работников от чрезвычайных

ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации

чрезвычайных ситуаций;

з) предоставляют в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

На предприятии чрезвычайные ситуации могут возникнуть в результате аварии на здании, а также от стихийных бедствий, таких как массовые пожары и ураганы. Такие явления приводят к разрушению системы связи, дорог, энергоснабжения, водоснабжения, уничтожению материальных ценностей, гибели людей.

Для функционирования системы жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях необходимы следующие мероприятия:

чрезвычайных ситуаций, обучение работников способам защиты;

    создание и поддержание в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется на предприятии, в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Этот комплекс мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций

проводится с целью максимально уменьшить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранить здоровье людей, снизить размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их

возникновения.

В целом по разделу, проектом в рамках улучшения условий труда на

предприятии; уменьшения вероятности возникновения профессиональных заболеваний у сотрудников; уменьшения количественного показателя

производственного травматизма; предотвращения загрязнения окружающей среды и предупреждения опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях рекомендуется следующее:

Самым мобильным и высокоорганизованным звеном РСЧС является поисково-спасательный отряд (ПСО), основное назначение которого состоит в организации и оперативном проведении поисково-спасательных работ (ПСР) с целью оказания помощи пострадавшим.

Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контроля).

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.

Главной и конечной целью действий спасателя в чрезвычайных ситуациях является спасение жизни пострадавших при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. При возникновении ЧС необходимо звонить на номера телефонов экстренных служб – 112 и 110

Представляют собой совокупность мер и мероприятий, которые направлены на снижение и устранение негативного воздействия человеческой жизнедеятельности на окружающую природу. Основными направлениями данных комплексов является защита атмосферного воздуха, очистка и нейтрализация сточных водных ресурсов, меры по охране почвенных покровов, а также защита лесных массивов.

Все мероприятия по охране окружающей среды можно разделить на несколько категорий:

1. Экономические.

2. Естественнонаучные.

3. Административно-правовые.

4. Технико-производственные.

В зависимости от области воздействия, мероприятия по охране окружающей среды можно классифицировать как региональные, общегосударственные и международные. Подобные комплексы позволяют различным организациям осуществлять мониторинг природы, принимать надлежащие решения и эффективно воплощать их. Результатом данных мер становится сокращение опасности исчезновения жизни на Земле, правовое регулирование целесообразного и эффективного использования различных природных ресурсов, защита редких представителей флоры и фауны.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды, направленных на защиту атмосферного воздуха:

1. Использование топлива, материалов и сырья, позволяющих сократить выброс вредных веществ, разработка методов применения экологически чистых возобновляемых источников энергии.

2. Приобретение нового оборудования, отвечающего заданным стандартам. Внедрение технологий по более эффективной переработке и использованию добытых материалов, веществ и топливных ресурсов.

3. Внедрение установок для рециркуляции отработанных и дымовых газов как промышленного, так и индивидуального характера.

4. Разработка систем очистки и нейтрализации а также систем по измерению и контролю содержания вредных веществ в них.

5. Улучшение условий для рассеивания выбросов, удаление неорганизованных и сокращение организованных источников выбросов.

Мероприятия по охране окружающей среды, направленные на защиту водных ресурсов планеты:

1. Строительство новых и модернизация старых комплексов по сбору, очистке, транспортировке и выпуску сточных вод.

2. Разработка скважин водоснабжения.

3. Создание и поддержание требуемого режима по содержанию а также обеспечение надлежащих санитарных норм в местах водозаборов.

4. Устранение загрязнений подземных и поверхностных вод сточными водами и продуктами жизнедеятельности животных и человека.

5. Очистка, нейтрализация сточных вод.

Мероприятия по охране окружающей среды, которые направлены на предотвращение и снижение вредного воздействия отходов:

1. Разработка и внедрение инновационных технологий, цель которых - обезвреживание продуктов жизнедеятельности.

2. Строительство и модернизация объектов, предназначенных для хранения и нейтрализации отходов, а также выбор специальных зон для их захоронения.

3. Широкое распространение емкостей и контейнеров для сбора специализированных типов отходов и продуктов жизнедеятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Прогнозирование природных ресурсов и планирование их рационального использования

В системе прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны важное место должно отводиться прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические процессы, но и природные явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает, прежде всего, определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

В системе государственного планирования бывшего СССР эколого-экономическое направление сформировалось намного позже, чем другие. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и укреплению природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его рационального и комплексного использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду. Впервые раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов" был включен в государственный план развития народного хозяйства на десятую пятилетку (1975-1980).

Дальнейшее развитие эколого-экономическое планирование получило в Государственной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2005 г. В этой программе была дана объективная оценка состояния природной среды в целом по стране и ее отдельным регионам, выделены зоны с неблагополучной экологической ситуацией.

Перечень реализуемых мероприятий по охране окружающей среды отражается в составе прогнозных показателей социально-экономического развития страны с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства. Их основные блоки и последовательность разработки представлены на рисунке 1.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1. Схема организации прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования

Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом перехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования на основе применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами.

В целом эколого-экономическое прогнозирование и планирование строятся с учетом проводимой государством политики в сфере охраны окружающей среды. Ее основными направлениями являются:

Приоритет государственной собственности на все виды природных ресурсов;

Охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории страны в сочетании с созданием системы охраняемых природных территорий;

Государственный контроль за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов;

Государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов;

Экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, стимулирование экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

Система мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства, его совершенствование.

2. Цели и задачи развития в области природоохранной деятельности конкретизируются в Национальной программе рационального использования природных рес урсов и охраны окружающей среды

Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно состоит из нескольких главных целевых блоков: природоохранное законодательство, нормативное обеспечение (стандарты качества, экологические нормы), информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры), экономическое регулирование природопользования, экологические мероприятия при разгосударствлении и приватизации, экологическая безопасность и др. Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны - энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Финансирование мероприятий программы предусматривается в основном за счет средств предприятий, банковских кредитов, внебюджетных фондов охраны природы, иностранных инвестиций, а также бюджета.

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-технической программы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды (ГНТП "Природопользование и охрана окружающей среды"). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

При разработке программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др.), прогнозные расчеты осуществляются с применением методов экспертных оценок, моделирования и др.

Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природной среды производится с учетом особенностей, значимости, изменений объема и качества каждого вида ресурсов: водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются конкретные меры по их охране и рациональному использованию. Объектами прогнозирования и планирования чаще всего выступают следующие виды природных ресурсов и природные компоненты.

Атмосферный воздух. Защита атмосферы предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отходящими газами от стационарных источников и всех видов передвижных транспортных средств. К числу крупных источников загрязнения атмосферного воздуха относятся промышленные предприятия, особенно электроэнергетики, химии и нефтехимии, производство строительных материалов, отдельные виды машиностроения. природный ресурс планирование природоохранный

Для оценки качества воздушной среды используются экологические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и уровней вредных воздействий на компоненты биосферы, включая человека.

При планировании природоохранных мероприятий по защите атмосферного воздуха, регулировании воздушной среды городов и других населенных пунктов используется также экологический норматив предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ. Выбросы в атмосферу вредных веществ, содержащихся е отработанных газах автомобильного транспорта и других транспортных средств, определяются количеством эксплуатируемых (в городе, регионе, стране) автомобилей и концентрацией токсичных веществ в отработанных газах. Прогнозируемый рост количества эксплуатируемых автомобилей неизбежно требует улучшения экологических показателей двигателей внутреннего сгорания.

В перспективе важно не допустить увеличения удельных выбросов вредных веществ в воздушный бассейн и обеспечить их уменьшение. В связи с этим в сфере охраны атмосферного воздуха устанавливается лимит, т.е. количественное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения, и снижение общего количества этих выбросов; ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания токсичных веществ в атмосфере и необходимые капитальные вложения на эти цели.

Водные ресурсы. Исходной базой прогнозирования и планирования использования водных ресурсов являются данные водного кадастра и учета расходования вод по системе водохозяйственных балансов, бассейновых (территориальных) схем комплексного использования и охраны вод, а также проекты перераспределения вод между водопотребителями по бассейнам рек. Водный кадастр - это систематизированный сбор сведений о водных ресурсах и качестве вод, о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.

Прогноз использования водных ресурсов основывается на расчете водохозяйственного баланса, содержащего ресурсную и расходную части. Ресурсная (приходная) часть водохозяйственного баланса учитывает все виды вод, которые могут быть потреблены (естественный сток, поступление из водохранилищ, подземные и возвратные воды). В расходной части баланса определяется потребность в воде по отраслям народного хозяйства с учетом сохранения в реках транзитного стока для обеспечения экологических требований, необходимого санитарно-гигиенического состояния водоемов. Результатом балансового расчета является установление ожидаемого резерва или дефицита стока, на основании чего разрабатываются мероприятия по обеспечению водой народного хозяйства в прогнозном периоде. При этом учитываются показатели, характеризующие сокращение забора свежей воды из поверхностных и подземных водных источников за счет совершенствования и внедрения безводных технологических процессов, развития систем повторно-последовательного использования воды, совершенствования схем водоснабжения и других аналогичных мероприятий.

Прогнозирование водопотребления на перспективный период основывается на расчетах водообеспечения населения, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Объем водопотребления на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды определяется численностью городского населения и нормами хозяйственно-питьевого водопотребления на одного жителя. Потребности промышленности определяются на основе расчета объема производства и норм водопотребления. Для определения потребности в воде отдельных предприятий (объединений), установления лимитов отпуска воды используются индивидуальные нормы и нормативы. В прогнозируемый объем водопотребления на нужды сельскохозяйственного водоснабжения включаются потребность в воде сельского населения, животноводства, хозяйственные нужды сельхозпредприятий и производств по переработке сельскохозяйственного сырья. В долгосрочных прогнозах объемы водопотребления рассчитываются по перспективным нормам, учитывающим совершенствование и внедрение безводных технологических процессов, нового оборудования, развития оборотных и бессточных систем водоснабжения и других достижений научно-технического прогресса в использовании природных ресурсов.

Планирование рационального использования водных ресурсов включает также систему мер, направленных на предотвращение загрязнения водных объектов сточными водами. Сточные воды - это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.

Регионам или отдельным министерствам, ведомствам и предприятиям доводятся задания по использованию и охране водных ресурсов, включающие объемы использования воды, оборотной и последовательно используемой воды, сброса сточных вод в поверхностные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищенных, нормативно-чистых сточных вод), сброса сточных вод на поля фильтрации, в накопители, впадины, выгреба; ввод в действие сооружений для очистки сточных вод и систем оборотного водоснабжения.

Земельные ресурсы. При планировании мероприятий по охране и рациональному использованию земель в качестве информационной основы используются данные государственного земельного кадастра - свода систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает данные о землевладельцах и землепользователях, категории угодий, качественную характеристику и народнохозяйственную ценность земель. В настоящее время необходимо совершенствование земельно-кадастровой информационной базы с учетом использования современных технических средств и единых унифицированных для страны технологий на основе европейской классификации земельных угодий и использования мировых цен на землю.

Повышение эффективности землепользования связано с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства. Охрана земельных ресурсов представлена показателями "рекультивация земель" и "капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов".

Лесные и другие биологические ресурсы. В соответствии с народнохозяйственным значением леса разделены на две группы. Первую группу составляют леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции; вторую группу представляют эксплуатационные леса, также выполняющие водоохранные, защитные и климаторегулирующие функции. По группам возраста насаждения распределяются следующим образом: молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные.

Эколого-экономическое значение, состояние и своеобразие леса как средства производства и природного комплекса обусловливают специфику прогнозирования и планирования охраны лесов и рационального использования лесных насаждений.

Режим лесопользования в первую очередь определяется размером расчетной лесосеки. Расчетная лесосека - это норма ежегодных объемов рубок леса или количество готовой продукции, которая может быть изъята из дальнейшего воспроизводства для заготовки лесоматериалов. Она рассчитывается исходя из наличия спелой древесины и потребности в ней, характера воспроизводства, а также соблюдения принципа непрерывного и неистощимого пользования лесом. Эксплуатация леса в пределах расчетной лесосеки является необходимым условием эффективного использования лесных ресурсов.

Рациональное лесопользование предполагает как вырубку, так и восстановление лесов. Современное воспроизводство лесных ресурсов обеспечивается благодаря проведению в необходимых размерах лесохозяйственных мероприятий по посадке леса, содействию естественному возобновлению, уходу за молодняком, созданию и расширению питомников.

Острой является проблема охраны лесных ресурсов от пожаров. С целью ее решения разрабатываются государственные программы. Наиболее эффективна авиационная охрана лесов от пожара, применяемая, прежде всего в многолесных и малонаселенных районах. Кроме того, применяются и другие природоохранные мероприятия, например биологический метод защиты леса от вредителей и болезней.

Охрана лесных ресурсов включает защиту лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиационную охрану лесов от пожаров.

Прогнозирование и планирование распространяются также и на другие виды биологических ресурсов. Главная цель - сохранение биологического разнообразия животного мира страны, рациональное использование биологических ресурсов, достижение оптимальной численности охотничье-промысловых и других животных.

В системе прогнозных и плановых показателей охраны биологических ресурсов основными являются показатели охраны и воспроизводства диких животных, отражающие количество основных видов диких животных и их процентное соотношение с оптимальной численностью. Оптимальная численность рассчитывается на 10 лет исходя из емкости кормовой базы угодий, динамики численности за предыдущие годы, климатических условий и других факторов.

Предусматриваются биотехнические мероприятия по охране и воспроизводству диких животных. В сохранении биологического разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым природным территориям.

Охрана биологических ресурсов характеризуется уровнем достижения оптимальной численности основных видов охотничье-промысловых животных и данными по организации государственных заповедников и национальных парков.

Минерально-сырьевые ресурсы - это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Единичным объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно является месторождение полезных ископаемых.

Прогнозирование и планирование рационального природопользования теснейшим образом связано с оценкой состояния разведанности и добычи минерального сырья. При определении эффективности месторождений им дается количественная и качественная оценка. Количественная оценка минеральных ресурсов выражается запасами полезных ископаемых, выявленных и разведанных. На ее основании устанавливается размер предприятий добывающей промышленности и сроки их функционирования. Качественная оценка месторождений осуществляется путем сопоставления показателей, характеризующих глубину залегания, содержание полезных компонентов, возможности внедрения прогрессивной технологии добычи и т.д.

Запасы полезных ископаемых подразделяют по их пригодности для использования в народном хозяйстве на балансовые и забалансовые. К балансовым принадлежат такие запасы, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; к забалансовым - запасы, которые при имеющейся технике не могут быть эффективно использованы. Существует также категория прогнозных геологических запасов, оцениваемых приближенно в качестве возможных.

Прогнозирование и планирование охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов непосредственно связано с перспективами развития добывающих и обрабатывающих отраслей, геологоразведочных работ, проведением природоохранных мероприятий в целом по стране.

Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологобезопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях.

Список использованных источников

1. Горелов С.А. Математические методы в прогнозировании. - М.: Прогресс, 2003.

2. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 728 с.

3. Основы экономического и социального прогнозирования. / Под ред. Н.А. Мосина - М.: Высшая школа, 2005.

4. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова и др.; под общей ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2005. - 476 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ и прогнозирование показателей состояния и использования природных ресурсов на основе методов статистики. Корреляционно-регрессионный анализ антропогенного воздействия на состояние природных ресурсов. Эффективность природоохранной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Изучение деятельности ООН в области охраны окружающей среды: международный союз охраны природы и природных ресурсов, европейская экономическая комиссия. Цели и задачи Международного Социально-экологического Союза. Заключение международных договоров.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Понятие, цели, направления и проблемы государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Организация государственного управления в сфере экологии. Функции экологического контроля, его недостатки.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Антропогенное воздействие на биосферу. Государственная политика России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Влияние горного производства на природный ландшафт. Рациональное использование водных ресурсов.

    курс лекций , добавлен 22.12.2010

    Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Литосфера - твердую оболочку Земли и источники ее загрязнения. Факторы, влияющие на здоровье человека. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2009

    Сущность и основные виды природопользования. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Принципы и направления рационального использования водных ресурсов и недр. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов России.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Ресурсный цикл как антропогенный круговорот вещества. Современное состояние окружающей среды. Компоненты ландшафта, подвергающиеся изменению. Природные источники загрязнения атмосферы. Качество питьевой воды. Задачи рационального природопользования.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Вклад видов экономической деятельности в загрязнение окружающей среды. Основные загрязнители атмосферы. Характеристика регионов России по показателям загрязнения окружающей природной среды. Экологические последствия использования природных ресурсов.

    практическая работа , добавлен 13.11.2016

    Законодательные требования в области государственной экологической экспертизы, особенности ее проведения. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Мониторинг окружающей городской среды и антропогенные факторы.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2010

    Цели, направления, задачи, принципы проведения и регулирование в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии. Анализ эффективности мероприятий по охране окружающей среды на примере муниципального образования г. Новый Уренгой.

Кроме платежей, налогов для защиты окружающей среды применяются различные проекты, как предприятиями, так и гражданами страны. Это такие мероприятия как высадка леса, различные "субботники" и различные акции. Важное значение имеет экологическое воспитание детей в школах и детских садах. В России развивается экологическое предпринимательство. Большое значение имеет программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Она направлена на защиту окружающей среды всего мира, собирается информация, и принимаются решения, разрабатываются проекты. Мерами по защите окружающей среде являются: ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки, создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов, ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов, ограничение несанкционированного выброса мусора.

Эколого-экономическую эффективность проекта можно вычислить двумя способами:

1) на основе сопоставления природоохранного эффекта по виду воздействия, на который ориентирован проект, и затрат на его реализацию:

охрана загрязнение природа экологический защита

2) на основе сопоставления предотвращенного экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды и затрат на осуществление проекта:

Выводы

Подведем итог изложенному выше материалу. Итак, наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - аэрозольные и газообразные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете.

Вызывает тревогу и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже, по подсчетам экологов, 1/10 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо и водообмена между гидросферой и атмосферой.

Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

В последнее время все чаще в печати, на радио, телевидении одной из главных тем становится экологическая. Широкая общественность, зная о критическом состоянии окружающей среды, должна активно действовать. "Экологизация" законодательной и исполнительной власти сейчас особенно важна, поскольку первоочередная задача -- сделать экологически чистые производства выгодными и, наоборот, экономически невыгодным любое пренебрежение экологическими нормами. Без этого призывы к рядовым гражданам беречь природу будут выглядеть демагогическими и вряд ли достигнут цели. Вместе с тем необходима и самая широкая просветительская работа среди граждан всех возрастов.

В конце XX века мировая цивилизация вступила в такой этап своего развития, когда на первое место выдвинулись проблемы выживания и самосохранения человечества, сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Современный этап развития человечества обнажил проблемы, вызванные ростом населения Земли, противоречиями между традиционным хозяйствованием и нарастающим темпом использования природных ресурсов, загрязнением биосферы промышленными отходами и ограниченными возможностями биосферы к их нейтрализации. Эти противоречия тормозят дальнейший научно-технический прогресс человечества, становятся угрозой его существования.

Только во второй половине XX века благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, что покорение природы, бесконтрольное использование ее ресурсов и загрязнение окружающей среды - тупик в развитии цивилизации и в эволюции самого человека. Поэтому важнейшее условие развития человечества - бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранении благоприятной окружающей среды.

Однако многие не понимают тесной взаимосвязи между хозяйственной деятельностью людей и состоянием окружающей природной среды. Широкое эколого-природоохранное просвещение должно помочь людям в усвоении таких экологических знаний и этических норм и ценностей, отношений и образа жизни, которые необходимы для устойчивого развития природы и общества.

В данной работе мы проанализировали правовое обеспечение экологической ситуации страны, рассмотрели виды загрязнений и их вклинение на здоровье человека. Мы достигли поставленной цели и показали всю значимость защиты окружающей среды.


Под разделом Охрана окружающей среды (ООС) понимают осуществление детализированной оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

Разработка раздела «Охрана окружающей среды» (ООС) в составе проектной документации предусмотрена ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г).

Основанием для разработки ООС в составе проекта является требования СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» и пр. действующими нормативно - правовыми документами РФ.

Данный раздел является неотъемлемой и обязательной частью проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и т.п. хозяйственного или промышленного объекта.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться только по проектам, в составе которых имеется данный раздел ООС.

В разделе "Охрана окружающей среды" (проект ООС) рассматриваются вопросы экологической безопасности в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью. Он сдержит проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования (проектов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, СЗЗ), которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Особое место в вопросе ООС играет функционирование и строительство объектов, которые занимаются самыми различными видами деятельности. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации при строительстве таких объектов необходимо включать в их проектную документацию обязательный раздел об ООС. Чтобы проектируемый объект в период своего строительства, эксплуатации и возможной будущей реконструкции не оказывал негативного воздействия на окружающую среду, в раздел ООС включается ряд превентивных мер, способствующих предотвращению, смягчению или полному исключению вредоносных последствий.

Таким образом, разработка раздела охраны окружающей среды может включать в себя различные виды работ, такие как, например, характеристика состояния окружающей среды проектируемой территории на сегодняшний день и прогнозирование возможных её изменений; составление географических и ботанических описаний, схем, карт территории, для которой составляется проект; внесение предложений по озеленению территории, в том числе компенсационному; планирование различных мероприятий по санитарной очистке проектируемой территории; составление выводов и рекомендаций, которые помогут избежать негативного воздействия сверх нормы проектируемого объекта на окружающую среду во время его строительства и эксплуатации и другие работы.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Раздел «Охрана окружающей среды» разрабатывается на основании: — утвержденного ТЭО строительства; — схем и проектов районной планировки городов и населенных пунктов; — схем генеральных планов промышленных объектов с учетом требований территориальных схем охраны природы; — бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; — материалов инженерно-экологических изысканий, выполненных для подготовки проекта.

Порядок разработки и содержание раздела «Охрана окружающей среды» (ООС)

Раздел охрана окружающей среды разрабатывается в составе проектной документации и включает следующие основные разделы:

  • оценка природно-климатических характеристик района размещения проектируемого объекта;
  • определение зоны возможного влияния объекта на состояние окружающей среды и состав реципиентов;/li>
  • подготовка краткого описания объекта строительства, намечаемой деятельности и пр.;
  • обеспечение охраны атмосферного воздуха;
  • обеспечение охраны водных ресурсов;
  • организация мероприятий по обращению с опасными отходами производства и потребления;
  • разработка мероприятий по снижению воздействия вредных физических факторов (шум, ЭМИ и пр.);
  • обоснование размера расчетной санитарно-защитной зоны;
  • охрана земельных ресурсов, растительного и животного мира;
  • анализ сценариев возможных аварийных ситуаций на объекте;
  • организация мониторинговых исследований;
  • осуществление вариантной комплексной оценки экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации проектируемого объекта, оценки эколого-экономической эффективности предлагаемых средозащитных мероприятий.

Раздел ООС должен содержать:
— проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования;
— комплекс предложений по рациональному использованию природных ресурсов в строительстве;
— комплекс технических решений по предупреждению негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду, которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью.

Раздел ООС включает в себя:
— определение условий природопользования. Согласование ООС с органами Министерства природных ресурсов РФ, санитарно-эпидемиологического надзора, государственного контроля и надзора, участвующих в определении условий природопользования, и другими заинтересованными организациями и ведомствами, землепользователями; — определение технических условий присоединения объекта к существующим инженерным сетям и коммуникациям, — определение условий рекультивации земель, — вариантные проработки как по размещению и генплану участка, так и по принятию технических и технологических решений с экологической точки зрения;
— характеристику природных условий местности;
— общую характеристику экологической ситуации на площадке строительства (уровень загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, существующие уровни шума, электромагнитные излучения и иных физические факторы, уровень радиационного загрязнения, загрязненность и нарушенность почвенного покрова, состояние растительного покрова);
— выявление в районе строительства территорий с ограничительным режимом пользования (заповедники, заказники, санитарно-защитные и водоохранные зоны и т.д.);
— картографический материал (обзорная ситуационная схема размещения объекта с нанесенными на ней границами соседних землепользований и планировочных ограничений;
— генплан площадки строительства, природоохранная схема, план благоустройства и озеленения участка) на топографической основе.

Согласование раздела «ООС»

Согласование раздела ООС осуществляется при подаче всей необходимой документации в органы, осуществляющие государственную экспертизу проектной документации (Мосгорэспертиза). Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Экспертная оценка экологических экспертиз проводится с учетом соответствия проектных решений заданию на проектирование, основным направлениям охраны окружающей среды, законодательным актам и нормативным документам по охране условий жизни и здоровья населения и окружающей среды и другим требованиям. На основе проведенного анализа и оценки проектных решений Общественной и Государственной экологическими экспертизами делается вывод о целесообразности и допустимости строительства (расширения, реконструкции) с социально-экологических позиций и даются рекомендации с учетом замечаний и предложений. Положительное заключение на раздел ООС в составе проектной документации является основанием для выдачи Разрешения на производство строительно-монтажных работ, его отсутствие не позволяет проводить строительные работы. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться только по проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, выразившемся в создании препятствий организации и проведению экологической экспертизы, осуществлении деятельности без положительного заключения Государственной экологической экспертизы несут уголовную и административную ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время происходят некоторые изменения в законодательстве и правоприменительных документах, касающиеся как содержательной части, так и процедуры экспертизы природоохранной документации в составе проектов строительства и реконструкции объектов различного назначения. Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" (ПМООС)

Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" предусмотрен ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г).

На основании Постановления Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. п. 25. Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" должен содержать:

в текстовой части:

а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружаю-щую среду;

б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий:

— результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;

— обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;

— мероприятия по охране атмосферного воздуха;

— мероприятия по оборотному водоснабжению — для объектов производственного назначения;

— мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;

— мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

— мероприятия по охране недр — для объектов производственного назначения;

— мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, отдельно указываются мероприятия по охране таких объектов);

— мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;

— мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);

— программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях;

в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;

в графической части:

г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;

д) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и устройств по очистке этих выбросов;

е) карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями — для объектов производственного назначения;

ж) ситуационный план (карту-схему) района с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием контрольных пунктов, постов, скважин и иных объектов, обеспечивающих отбор проб воды из поверхностных водных объектов, а также подземных вод, — для объектов производственного назначения.

Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» разрабатывается в составе проектной документации на строительство объектов в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", СНиП 11-01-95. «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» отвечает на вопросы экологической безопасности в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью. Он сдержит проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования (проектов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, СЗЗ), которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью. Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» регламентирует проведение следующих работ:
. Покомпонентная оценка существующего положения окружающей среды:
— оценка современного состояния природной среды и уровня техногенной нагрузки района размещения объекта (экологический и санитарно-гигиенический анализ функционального использования территорий и баланса территорий):
— зоны санитарной охраны, охранные зоны историко-культурных объектов, особо охраняемые природные территории и их границы;
атмосферный воздух;
водные объекты; отходы и санитарная очистка территорий;
физические факторы воздействия;
санитарно-экологическая оценка почв;
оценка геологических и гидрогеологических условий.
— определение уровня воздействия объекта на окружающую природную среду при различных вариантах реализации проекта;
— оценка изменения природной среды в результате планируемого воздействия;
— оценка последствия воздействия на окружающую среду, социально-бытовые и хозяйственные условия жизни населения;
— определение экологического ущерба;
— мероприятия по предотвращению или снижению возможных неблагоприятных воздействий на среду по основным принимаемым решениям и оценка их эффективности и достаточности;
— мероприятия по организации мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
. Благоустройство, озеленение территорий или рекультивация нарушенных территорий.
. Покомпонентная оценка изменений по принятым решениям, оценка воздействия объекта строительства на окружающую среду (ОВОС):
атмосферный воздух, водные объекты.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ПРОЕКТА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

I. Исходно-разрешительная документация.

1. Постановление Главы Администрации на начало проектирования (копия).

2. Заключение Комитета по архитектуре и градостроительству.

3. Заключение Роспотребнадзора по проекту строительства и проекту санитарно-защитной зоны объекта.

4. Согласование Москомзема, ЦГСЭН, Москомприроды на стадии отвода участка.

5. Свидетельство о государственной регистрации права на аренду земельного участка для проектирования объекта (Договор аренды земельного участка).

6. Акты и технические условия природоохранного характера:

Заключение Государственного инспектора Гостехнадзора (Госприроднадзора) по выбору земельного участка.

Справка ФГУП «Геоцентр-Москва» об отсутствии полезных ископаемых.

Справка отдела культуры (города, района) об отсутствии памятников культуры на участке.

Материалы по опросу общественного мнения по размещению объекта с гражданами и общественными организациями, согласованные с Администрацией.

При размещении объекта в 1-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) - заключение Мособлводхоз, заключение Роспотребнадзора в г. Москва, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.

При размещении объекта во 2-м и 3-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) - заключение Мособлводхоз, заключение Роспотребнадзора по Московской области, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.

При размещении объекта в Государственном лесном фонде: Акт технического обследования лесных площадей Мослеспроект, Расчет потерь лесного хозяйства, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь лесного хозяйства, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями.

При размещении объекта на территории земель сельскохозяйственного назначения: заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия по МО, Расчет потерь с/х, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь с/х, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями. При наличии зеленых насаждений необходим Акт обследования зеленых насаждений Мослеспроект.

Для районов, являющихся источниками питьевого водоснабжения г. Москвы (Красногорский, Истринский, Волоколамский, Дубнинский и др.) необходимо согласование МособлЦГСЭН и Мособлводхоз.

7. Заключение ГУП "Мосгоргеотреста" на площадку проектируемого строительства.

8. Материалы инженерно-геологических и экологических изысканий.

9. Справка о фоновых концентрациях вредных веществ в районе строительства.

10. Справка краткой климатической характеристики района строительства.

11. Справка НИиПИ Генплана об интенсивности движения транспортных средств на прилегающих магистралях района расположения объекта.

II. Проектная документация.

1. Генеральный план М 1:500.
2. Ситуационный план места расположения объекта (М 1:10000, 1:2000) с указанием ближайшей жилой застройки. 3. Проект организации строительства.
4. Общая пояснительная записка.
5. Генеральный план и транспорт (пояснительная записка)
6. Архитектурно-строительные решения (пояснительная записка)
7. Технические условия на подключение объекта к инженерным сетям (водоснабжение, канализация, ливнесток) 8. Технологические решения (пояснительная записка)
9. Инженерные сети и системы (пояснительная записка):
— водоснабжение и канализация;
— отопление и вентиляция;
— электроснабжение и электрооборудование.
10. Шумовые характеристики применяемой приточно-вытяжной вентиляции.
11. Дендроплан.
12. Баланс территории застройки (S уч = S застр. + S тверд.покр. + Sзел.).
13. Технико-экономические показатели: характеристика застройки, наличие инженерных объектов в составе проекта (ЦТП, трансформаторные, АЗС), наличие жилых помещений в зданиях и их экспликация, количество сотрудников, посетителей;

при наличии объектов торговли или складских помещений — схема транспортного обслуживания (периодичность, марки автомобилей), местоположение погрузочно-разгрузочных площадок, торговая площадь и специализация объекта торговли, технология, часы работы.
14. Баланс водопотребления и водоотведения (включая нежилые помещения; данные указать отдельно по потребителям), характеристики очистных сооружений ливнестока и моек машин, моечных агрегатов.
15. Решение по уборке твердых отходов. Предполагаемое количество использования люминесцентных и ртутных ламп (по маркам). Предполагаемое количество использования ЭВМ.



Просмотров