Что означает принцип прямого действия конституции рф. Прямое действие российской Конституции. Прямое действие Конституции

1.1 Понятие науки конституционного права

Конституционно-правовая наука представляет собой совокупность знаний о различных проявлениях конституционализма и конституционного права как фундаментальной отрасли национального права. Конституционное право в качестве отрасли научного знания относится к семье правоведческих дисциплин. Как и в любой другой области научных знаний, в ней следует выделять предмет, объект, содержание, форму, методологию, ценностные основания и т.п.

Прежде всего, наука конституционного права дает возможность обнаружить и исследовать объективно существующие явления конституционно-правовой действительности, создать теоретическую основу дальнейшего генезиса конституционализма и конституционного права как фундаментальной отрасли национального права, предвидеть и упредить возможные просчеты и недостатки дальнейшего развития и усовершенствования национального конституционного права, исследовать положительный зарубежный опыт конституционного строительства и правотворчества с целью его использования в Украине.

В тоже время наука конституционного права сама выступает предметом соответствующих научных исследований. Исследование конституционного права как юридической науки, прежде всего, предусматривает определение понятия науки конституционного права, ее предмета и метода, а также выявление системы и функций этой отраслевой науки и основных тенденций развития отечественной конституционно-правовой науки на современном этапе и т.п.

Несмотря на продолжительную историю существования отдельных институтов конституционализма, развитие явлений и процессов, конституционном праве как отрасли национального права в целом является сравнительно молодой в системе юридических наук. Отмечая многовековой научный интерес к государственно-правовым институтам, возникновение относительно целостных представлений о конституционном праве в его современном понимании, как правило, относится ко второй половине XIX в. - времени, когда уже длительное время существовали наука гражданского, уголовного и некоторых других областей права.

На пути своего становления наука конституционного права прошла различные этапы, характеризующиеся стремительными взлетами и падениями, что в целом было свойственно и соответствующей отрасли права. Так, в период господства абсолютной монархии, вызвавшей формирование государственного права как отрасли, наука была призвана искать приемлемые обоснования господства этой власти. И выполняла свою служебную роль в этом качестве. Однако с развитием общества, особенно его демократических начал в период либерализма, она потеряла свое лицо и к концу XIX в. в Европе превратилась, как отмечал Прейс, в салон, «куда собираются философы и историки, цивилисты и политики для того, чтобы отдохнуть от дела и поболтать на досуге» Цит. по Конституционное право в Российской Федерации. Курс лекций. В 9-ти т. - Т. 1. Основы теории конституционного права / М. П. Авдосимова, Ю. А. Дмитриев. - М. Весь Мир, 2005. - с. 349.

В XX в. картина принципиально изменилась: конституционное знание в демократических странах оформилось в целостное учение о конституционализме, правах и свободах личности, гражданском обществе, демократии и правовом государстве. Впрочем, этого не произошло в Советской России. В условиях сформировавшегося в СССР режима, государственно-правовое знание исполняло такую же идеологическую миссию, как и основные институты конституционно-правового порядка, прежде всего, права и свободы человека и гражданина, являвшие собой скорее весьма привлекательную декларацию и идеологически окрашенную «ширму».

В современных условиях возрастание роли и значения конституционного знания обусловлено объективными процессами становления в Украине конституционализма и его институтов, формирования гражданского общества и демократической, социально-правовой государственности. Сегодняшний день характеризуется формированием целостной национальной конституционной доктрины как системы конституционно-правовых ценностей и взглядов на конституционализм, суверенитет народа, институты непосредственной и представительной демократии, государственную власть и местное самоуправление, конституционную юстицию и т.п. Важную роль в этом процессе играет современное конституционное право как отрасль права.

Следует отметить, что понятие науки конституционного права и ее характеристики оптимально раскрываются с учетом тесных взаимосвязей и зависимостей, которые существуют между такими категориями, как «отрасль конституционного права» и «наука конституционного права». Однако такие зависимости не являются жесткими: между отраслью и наукой конституционного права существуют большие отличия, которые касаются не только их предмета, объекта, системы, функций, источников, но и самой истории становления отрасли, с одной стороны, и науки конституционного права - с другой. Еще большими являются отличия между конституционным правом как отраслью права и соответствующей отраслевой юридической наукой и научными знаниями об основных политико-правовых институтах и ценностях, являющихся фундаментом современного конституционализма.

Если конституционное право, как фундаментальная отрасль права и самостоятельная юридическая наука в Украине (и их классическом понимании), является относительно новым явлением, то научные знания об основных институтах и ценностях современного конституционализма, в первую очередь о гражданском обществе и народном суверенитете, правах и свободах личности, непосредственной и представительной демократии, государственной власти в местном самоуправлении, имеют значительно более глубокие исторические корни, которые прежде всего связаны с возникновением, формированием и развитием разнообразных научных идей, теоретических концепций, доктрин, целостных теорий либо разрозненных представлений. Они либо находили своих последователей, ложась в основу фундаментальных научных направлений и юридических школ, либо опровергались, подвергались критике, а их авторы иногда поддавались гонениям.

Поэтому, несмотря на все взлеты и падения, для каждой науки наступает время осмысления накопленного знания, как результата теоретического освоения ею своего предмета, приобретшего черты системности. По сути, речь идет о знании наукой самой себя, что является условием ее дальнейшего развития и утверждения реальной социальной ценности.

Наступило такое время и для науки конституционного права, переживающей в нашем отечестве, по сути, свое новое рождение. Ведь становление современной демократической государственности в Украине, как и в большинстве постсоветских стран, обуславливает необходимость научного поиска с целью обеспечить адекватность конституционного строя реалиям и перспективам общественно-политического развития. Такой поиск объективно должен быть сориентирован на достижения мировой теории и практики конституционного права и конституционализма. Собственно говоря, восприятие соответствующей области научного знания именно как «конституционного права», а не «государственного права» или «советского государственного строительства», отказ от архаических подходов и штампов прошлого, означает новый этап в развитии соответствующей отрасли и изучающей ее области знания, который связан с закреплением демократических начал в системе и механизме государственной власти, в ее взаимоотношениях с человеком. Оно в полной мере отражает суть предмета отрасли и науки, соответствует общим тенденциям демократизации, социализации и интернационализации конституционно-правового регулирования общественных отношений, характерным для мировой конституционной истории Баймуратов.

Однако ряд обстоятельств объективного и субъективного характера были и сегодня остаются сдерживающими факторами для активных и плодотворных исследований в данном направлении. К числу таких обстоятельств относится состояние конституционного права как юридической науки, так и самой отрасли. Так, одной из сложностей в проведении конституционно-правовых исследований и восприятия их результатов следует считать то, что в советский период государственное право относили, прежде всего, к идеологическому инструментарию. К тому же большинство тех, кого с начала 90-х годов прошедшего столетия стали идентифицировать как юристов-конституционалистов, «вышло из шинели» советского строительства, которое в соответствующий период фактически подменяло науку конституционного права. Как результат, в научной среде отсутствует единство в подходах к понимаю даже ключевых терминов, используемых в текстах конституции и отраслевых законов Шаповал В. П. Сравнительное конституционное право. - К. Княгиня Ольга, 2007. - с. 9..

Тормозило и тормозит развитие науки конституционного права и отсутствие континуитета в ее развитии, в частности категоричное отрицание длительное время не только на практике, а и на научном уровне принципа разделения властей, как по горизонтали, так и по вертикали, к примеру, исключение из научного оборота и жизни общества феномена самоуправляющейся власти местных сообществ - территориальных громад. Чрезмерная политизация конституционного права ущемляла его правовой потенциал, а юридическую науку склоняла к политологии. Тормозила и тормозит развитие науки конституционного права и ее идеологическая восприимчивость, которая порождает либо прерывность преемственных связей, категоричное отрицание ее прошлого (сначала - дореволюционного, досоветского, а затем - советского), либо не всегда взвешенное взаимодействие идей и опыта, рожденных существенно иными обстоятельствами времени и места. Все это приводило и, к сожалению, приводит или к хронологической и географической разорванности и теоретических построений, или к непродуманному реанимированию отживших понятий, теорий, концепций Богданова Н. А. Система науки конституционного права. - М. Юристъ, 2001. - с. 5..

Существенным препятствием на пути становления в Украине современной науки конституционного права, ориентированной на фундаментальные ценности зарубежного конституционализма и давние отечественные демократические традиции, выступает и непоследовательная государственная политика в сфере конституционного строительства, отсутствие реальных условий для реализации большинства прав и свобод человека и гражданина, прежде всего, социально-экономических, и вследствие этого - декларативность многих конституционных положений, несбалансированность конституционной модели организации государственной власти и местного самоуправления, попытки реформировать которую осуществляются зачастую без учета объективно назревших общественных потребностей и интересов человека и гражданина, местных сообществ и украинского народа в целом, а в угоду государственным, региональным и местным элитам.

И все-таки, несмотря на перечисленные и иные отрицательные факторы наукой конституционного права накоплен колоссальный массив конституционно-правового знания, требующий своего осмысления. При этом важно определиться с содержанием, предметом, объектом, методологией, функциями, структурой и связями такого знания, его качественными характеристиками, способами получения, объяснения оценки, общественно-политической роли. Успешному сдвигу в данном направлении может и должна содействовать разработка и изучение актуальных проблем науки современного конституционного права.

Прежде всего, необходимо разобраться с понятиями. Так, науку конституционного права представляется целесообразным определять как систематизированное, объективное знание о конституционализме, правах и свободах человека и гражданина, публичной власти и состоянии, системе, тенденциях и закономерностях развития конституционного права, как фундаментальной отрасли национального права.

Во-первых, конституционное право - это объективное знание о возникновении и развитии основных научных подходов, концепций и теорий о гражданском обществе и народном суверенитете, правах и свободах личности, непосредственной и представительной демократии, государственной власти и местном самоуправлении, восприятие их в обществе и государстве, учение о прошлом, настоящем и будущем конституционализма, состоянии норм и институтов конституционного права как отрасли права и т.п.

Во-вторых, в ряду основных характеристик конституционного права как науки можно отметить ее общественный и политико-правовой характер. Это означает, что основной объект исследования данной науки связан с социально-политическими явлениями, имеющими правовое значение и попадающими в сферу правового регулирования. Соответственно, конституционно-правовая наука опирается как на общетеоретические правовые концепции, понятия и категории, сформулированные в науке теории государства и права, так и разрабатывает собственные, отраслевые подходы к проблемам правового государства, гражданского общества и народного суверенитета, прав и свобод личности, непосредственной и представительной демократии, публичной власти, закономерностей их возникновения и перспектив развития.

В-третьих, наука конституционного права носит фундаментальный характер. В определенной степени она, опираясь на достижения современной теории государства и права, а также истории политико-правовых учений вырабатывает научные идеи о гражданском обществе и народном суверенитете, правах и свободах личности, формах, способах и методах их реализации и защиты, непосредственной и представительной демократии, государственной и муниципальной власти не только для других отраслевых юридических наук (в первую очередь - административного, муниципального, гражданского, уголовного, трудового права, права социального обеспечения, других отраслевых юридических наук), но и социологии, политологии и т.п.

В-четвертых, наука конституционного права относится к числу отраслевых наук, основным признаком которых является изучение одноименной отрасли права, в данном случае - конституционного права, как фундаментальной отрасли национального права. Она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории современного конституционализма, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль конституционно-правовых институтов.

В-пятых, наука конституционного права изучает не только, да и не столько конституционно-правовые нормы и институты, сколько закономерности возникновения, становления и развития конституционализма, формирования конституционного строя, особенности организации и функционирования публичной власти, процессы, связанные с ее реализацией и т.п. Поэтому объектом научного исследования этой отрасли выступает совокупность механизмов публичного властвования, конституционных отношений соответствующих правовых норм и институтов. Именно объект выступает началом научного познания.

В этом плане наиболее важной задачей современной науки конституционного права Украины выступает глубокое и всестороннее изучение феномена украинского народа - первичного субъекта конституционно-правовых отношений, носителя суверенитета и единого источника публичной власти. Сегодня принципиальное значение имеет разработка современного учения о народе, разработка проблем повышения эффективности непосредственного народовластия в процессе решения вопросов государственного и местного значения. Наука конституционного права призвана тщательно собирать, изучать, обобщать и распространять практику применения прогрессивных, наиболее эффективных форм и методов осуществления прямого народовластия. Она также должна прогнозировать развитие непосредственного народовластия в процессе дальнейшего развития конституционализма и демократических преобразований в нашем обществе. Задачей науки конституционного права является изучение условий, способов и средств, которые обеспечивают реальность народовластия, прямого волеизъявления и его результатов.

1.2 Предмет, метод, функции науки конституционного права

Предмет науки конституционного права

Конституционное право, как и любая другая юридическая наука, имеет свой предмет и методологию. Предмет и метод науки конституционного права характеризуется единством и взаимодействием - в специфике предмета выражается и специфика метода науки конституционного права.

Предметом науки конституционного права являются актуальные и практические проблемы отрасли конституционного права Украины и зарубежных стран. Наряду с системой конституционного права, его источниками и функциями, конституционно-правовыми отношениями и конституционной ответственностью, предметом науки является и история этой отрасли права, законодательство, науки и учебной дисциплины; доктрина конституционного права; методологический и научно-категориальный аппарат и т.д.

Предмет науки конституционного права тесно связан с ее методологией, то есть учением о методах, которые используются в науке конституционного права для познания конституционно-правовых свойств объекта этих исследований.

Понимание категории «предмет науки конституционного права» формируется исторически, под влиянием генезиса положений о предмете общей теории права. До середины 40-х годов XX века проблема предмета науки конституционного права пребывала вне поля зрения ученых.

После принятия Конституции СССР 1936 года и Конституции Украинской РСР 1937 года острым стал вопрос разработки методологии и проблем науки советского государственного права. Но заидеологизированный подход к решению этой проблемы базировался на положении А. Я. Вишинского о единстве советского государственного права как отрасли права, юридической науки и учебной дисциплины. Первый после принятия советских конституций учебник по советскому государственному праву под редакцией А. Я. Вишинского вообще не охватывал вопрос предмета и методологии науки конституционного (государственного) права и был расширенным комментарием Конституции СССР 1936 года.

Более поздние учебники по советскому государственному праву определяли разделы касаемо предмета ее науки, но не содержали материал, который бы соответствовал содержанию Соколов М. В. Советское государственное право. - К., 1941. 272 с.. Содержание науки советского государственного права дублировало положения учебника А. Я. Вишинского. Дискуссии насчет разницы в предмете и методологии отрасли и науки конституционного (государственного) права начались только в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в.

С этого времени проблема предмета и методологии конституционного права становится обязательной во всех советских учебниках и учебных пособиях по советскому государственному праву. Так, по мнению С. С. Кравчука, предметом науки государственного права являются государственно-правовые нормы и государственно-правовые отношения в их возникновении, развитии и взаимосвязях Советское государственное право. / Под ред. С. С. Кравчука. - М., 1958. - с.15. Автор развивал мысль, что наука государственного права изучает опыт советского государственного строительства и деятельности государственных органов.

По мнению А. И. Лепешкина, предметом науки советского государственного права является изучение государственно-правовых норм и государственно-правовых отношений во всех их видах и формах. При этом автор акцентировал внимание, что наука конституционного права изучает в первую очередь действующие государственно-правовые институты этой отрасли права, то есть позитивное государственное право Лепешкин А. И. Курс советского государственного права. - Т. 1. - М., 1981. - с. 78.

В дальнейшем влияние исторического и диалектического материализма отобразилось на расширении и углублении представлений о предмете науки советского государственного права. Под предметом соответствующей отраслевой науки понимают систему действующих конституционно-правовых норм и общественных отношений, урегулированных этими нормами в разных формационных типах государства. В 80-90-х гг. предметом науки советского государственного (конституционного) права считают изучение социально-экономической системы и политической организации современных государств - социалистических, эксплуататорских и переходных Советское конституционное право - Под ред. С. И. Русиновой и В. А. Рянжина. - Л., 1975. - с. 20. и исследований сущности и закономерностей развития правовых норм, что составляют отрасль государственного права Цветков В., Макогон С. Советское государственное право. - К., 1968. - с. 29..

Советские ученые, с одной стороны, остаются заложниками марксистско-ленинской методологии науки советского государственного права, что прослеживается в стойких позитивистских и классово-формационных подходах, а с другой - акцентируют внимание на том, что предметом науки государственного права является исследование теоретических и практических проблем объективно существующей отрасли конституционного права, как в СССР, так и других странах Советское государственное право. / Под ред. Е. И. Козлова. - М., 1983. - с. 25..

После провозглашения независимости Украины начался новый период развития национального конституционного права, но, смотря на трудности конституционного процесса методологические проблемы науки конституционного права, продолжали основываться на базе разработок советских ученых или вообще оставались без внимания ученых - конституционалистов.

В. Ф. Мелащенко основал новый подход к категории предмета науки конституционного права независимой Украины, под этим понимаются исследования конституционных (государственно-правовых) отношений, которые регулируются нормами и институтами, государственно-политическими, социально-экономическими и другими институциями, обусловленные природой и содержанием полновластия народа в Украине, а также политические и правовые взгляды и представления Мелащенко В. Ф. Основы конституционного права Украины. - К., 1995. - с. 181.

Обобщая точки зрения отечественных и зарубежных ученых - конституционалистов насчет предмета науки конституционного права, можно утверждать, что предметом науки конституционного права являются актуальные теоретические и практические проблемы отрасли конституционного права Украины и зарубежных стран. То есть, предметно-отраслевое содержание конституционного права и законодательства определяет основное содержание предмета науки конституционного права Погорилко В. Ф., Федоренко В.Л. Конституционное право Украины. Академический курс: Учеб. : У 2 т. - Т. 1 / Под. ред. В. Ф. Погорилко. - К., 2006. - 544 с..

Метод науки конституционного права

Методология науки конституционного права - это учение о методах, которые используются в науке конституционного права для познания конституционно-правовых свойств объекта этих исследований.

Формирование современной научной методологии конституционного права в Украине происходит несколькими путями. Во-первых, путем трансформации уже апробированных методов науки советского государственного права; во-вторых, путем заимствования позитивно зарекомендованной научной методологии, которая не признавалась в науке советского государственного права, но практиковалась в зарубежной науке конституционного права; в-третьих, путем приобщения к методологическому аппарату науки конституционного права методов, что используются в других науках - социологии, политологии, психологии, статистике, кибернетике, теории управления, синергетике и т.д.

Неоднозначно происходит трансформация методологии советского государственного права. В связи с отказом от марксистско-ленинской методологии, что десятилетиями доминировала в советской науке вообще и советском государственной праве в частности автоматически произошла и ревизия методологического инструментария марксизма. Большинство ученых считают, что методы диалектического материализма и исторического материализма исчерпали себя, поскольку рассматривались и применялись раньше преимущественно как доминирующие методы, что подчеркивало противоположность в политических процессах, узкоклассовую ориентацию правовой системы и предусматривали окончательную победу социализма, а дальше - коммунизма во всем мире Тодыка Ю. Н. Конституционное право Украины: Отрасль права, наука, учебная дисциплина. - Х., 1998. - С. 176; Конституционное право Украины / Под ред. В. Я. Тация, В. Ф. Погорилко, Ю. М. Тодыки. - Х., 1999. - С. 30-31..

Но полный отказ от метода диалектики науки конституционного права кажется преждевременным и популистским подходом. Использование диалектического метода дает эффективные научные результаты при условии объективной детерминации этой правовой категории. Диалектический материализм следует рассматривать как один из методов познания современных конституционных процессов не только в борьбе их противоположностей, но и в их единстве и взаимосвязи.

Более лояльно современные ученые относятся к методу исторического материализма, который определялся формационным подходом к истории становления, развития и упадка государств. На сегодняшний день метод историзма (историко-ретроспективный) в исследовании конституционно-правовых явлений, несмотря на его материалистическую природу, признается преимущественным большинством ученых-конституционалистов. В его основу положено признание причинно-следственных связей в историческом развитии конституционных правоотношений и институтов конституционного права.

Методология науки современного конституционного права формируется и за счет методов, которые раньше практиковались только в зарубежных странах и были достижениями разных правовых школ. Методология имеет системный характер, она берет за основу систему разнопорядочных по содержанию и форме методов. Первоосновой методологии является метод.

Метод науки конституционного права - это совокупность принципов, правил, приемов и способов познания конституционно-правовых явлений. Метод науки конституционного права является путем юридического познания от объекта конституционного права к его предмету, от эмпирических знаний о конституционной отношениях и институтах конституционного права и других конституционно-правовых явлений к теоретическим знаниям об этих объектах. Методы можно условно поделить на общефилософские, общенаучные, специальные методы конституционного права.

Общефилософские методы характеризуются исходными для философии познания, положениями о диалектике, объективизме, историзме исследований и т.д. Общенаучные методы имеют универсальный характер и свойственны всем наукам в целом. К ним можно отнести индукцию, дедукцию, моделирование, анализ, синтез, прогнозирование и т.д. Конституционное право Украины. / Под ред. В. Я. Тация, В. Ф. Погорилко, Ю. М. Тодыки. - Х., 1999. - С. 31

Наиболее рельефно методы науки конституционного права проявляются на уровне системы специальных методов познания, то есть тех, которые свойственны только науке конституционного права. В тоже время номенклатура специальных методов науки конституционного права - системный, сравнительно-правовой, исторический, метод конкретных социологических исследований, статистический, формально-логический, структурно-функциональный, синтеза и анализа Тодыка Ю. Н. Конституционное право Украины: Отрасль права, наука, учебная дисциплина. - Х., 1998. - С. 178 - в своем преимущественном большинстве свойственны не только конституционному праву, но и другим наукам, а значит, не могут считаться специальными методами науки конституционного права.

Системный метод определяет роль и место каждого с элементов системы отрасли конституционного права и их характер их взаимоотношений. Этот метод дает понимание взаимосвязей между системой отрасли, системой законодательства, системой науки и системным образованием в отрасли конституционного права. Он очень важен в исследовании отдельных институтов и норм конституционного права, поскольку дает возможность определить их правовые свойства в комплексе, учитывать диффузионные свойства элементов системы и их взаимную деформацию. Системный подход в методологии конституционного права имеет перспективы, поскольку содействует, с одной стороны, наполнением нового содержания уже существующих правовых категорий, а с другой - содействует формированию новых категорий Ганьба Б. Системный подход в государственно-правовых исследованиях // Вестник Львовского Университета. Серия юридическая. - 2000. - Вып. 35. - Л., 2000. - С. 61..

Перспективным кажется и сравнительно-правовой метод, то есть метод конституционной компаративистике, что дает возможность определять общие тенденции развития тех или иных конституционно-правовых явлений на основе сравнительного анализа их развития в разных странах мира.

Другим методом науки конституционного права является метод конкретно-социологических исследований, который дает возможность выявить мысль граждан насчет развития конституционного процесса вообще и конституционно-правовой реформы в частности. Этот метод является эффективным при условии существования гармонично развитого гражданского общества, когда гражданская мысль, даже когда она выражается не на референдуме или выборах и имеет характер императивного решения, является важным фактором влияния на нормативно-правовую и организационно-правовую, конституционную практику. На сегодняшний день в Украине этот метод не приобрел надлежащего употребления в юридической науки из-за мало эффективности социологических опросов. Значит, социологический метод в перспективе должен получить широкое применение в науке конституционного права.

Похожая ситуация сложилась и со статистическим методом науки конституционного права. Статистические данные государственных учреждений и разнообразных негосударственных организаций и фондов не соответствуют друг другу, что не дает возможности объективно использовать статистические данные в проведении научных исследований. Впрочем, статистический метод должен содействовать научным исследованиям проблем избирательного права, парламентаризма, местного самоуправления и других.

Методом науки конституционного права является и формально-догматический метод. Этот метод дает возможность познавать содержание и свойства конституционно-правовых явлений, исходя из принципов формальной логики. Становление, развитие и прекращение конституционно-правовых отношений, а также генезис институтов конституционного права происходит преимущественно логически последовательно, поэтому знание законов логики дает возможность прогнозировать основные модели генезиса конституционно-правовых явлений.

Приведенный перечень методов, что используется в науке конституционного права, не является исчерпывающим, поскольку методологическая система, которой свойствен динамизм, пребывает на стадии формирования и постоянно пополняется новыми методами. Научно-методологическое обеспечение конституционных нормотворческих и правотворческих процессов стало неотъемлемым требованием развития современного конституционного права.

Итак, предмет и методология науки конституционного права, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены конституционно-правовыми категориями, определяют задания, функции и систему науки конституционного права. На сегодняшний день учение о предмете и методе науки конституционного права, их соотношение, юридические свойства и специфика остаются малоисследованными и требуют дальнейших научных разработок1. Погорилко В. Ф., Федоренко В.Л. Конституционное право Украины. Академический курс: Учеб. : У 2 т. - Т. 1 / Под. ред. В. Ф. Погорилко. - К., 2006. - С. 185 - 191..

Функции науки конституционного права

Наука конституционного права реализует свои основные задания путем осуществления функций, то есть основных направлений научных исследований в отрасли конституционного права.

Функции (от лат. functio - осуществление, исполнение) науки конституционного права - это основные направления осуществления научных исследований, направленных на решение поставленных перед наукой конституционного права заданий. Функции науки определяются предметом и заданиями науки конституционного права. В свою очередь, функции определяют методологию и систему науки конституционного права.

Функциональный подход впервые в общенаучных исследованиях был обоснован Э. Кассирером - автором теории функций Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функциях. - Спб., 1912.. В первые годы советской власти это учение считалось ложным, как и любая другая буржуазная теория отклонялась советской наукой. Позже функциональный подход в научных исследованиях обосновывался классовым анализом исследуемых явлений и только в 80-90-х гг. ХХ в. был сделан ряд важных исследований, что способствовали развитию теории функций в советской юридической науке.

Но проблема функций науки конституционного права является сравнительно новой. Во времена существования Украины в составе бывшего СССР она фактически не исследовалась. Функции юридической науки в отдельных случаях были предметом научных исследований только общей теории права. Ситуация поменялась на лучшее со времен развития науки конституционного права в независимой Украине. Одним из первых в Украине начал исследовать проблему функций науки конституционного права В. Ф. Мелащенко. Определяя, что сущность, содержание, социальное, научно-познавательное и учебное предназначение науки конституционного права раскрывается (воплощается) в ее функциях, В. М. Мелащенко различал такие функции науки конституционного права как политическая, методологическая, идеологическая, эвристически-прогностическая, коммуникативная, интегрирующая и практико-прикладная Мелащенко В. Ф. Основы конституционного права Украины. - К., 1995. - с. 204.. Этот перечень функций с некоторыми вариациями остается и в современной науке конституционного права Украины Фрицкий О.Ф. Конституционное право Украины: Учеб. - К., 2002. - С. 57..

Взяв за основу номенклатуру функций, предложенную В. Ф. Мелащенко и О. Ф. Фрицким, Ю. Н. Тодыка дополнил ее разъяснительной, воспитательной и экспертной функциями науки конституционного права Тодыка Ю. Н. Конституционное право Украины: Отрасль права, наука, учебная дисциплина. - Х., 1998. - С. 164-165.

В дальнейшем функции науки конституционного права отечественными учеными не исследовались. Функции науки конституционного права не однородны по своей природе. Они имеют признаки системности. Предложенные раньше совокупности функций науки не имеют таких признаков, поскольку репрезентированы как равнопорядочные и равнозначные. На уровне общепринятых научных понятий их можно разделить на общие и специальные.

Под общими функциями можно понимать те направления деятельности науки конституционного права, что, так или иначе, свойственны всем юридическим наукам - общетеоретическим, историческим, отраслевым, сравнительно-правовым и прикладным. Это - гносеологическая, методологическая, эвристическая, прогностическая, сравнительная, коммуникативная, практически-прикладная, воспитательная, экспертная и другие. При этом фундаментальными в науке принято считать гносеологическую, методологическую, эвристическую, прогностическую и сравнительную функции. Именно они и становят костяк системы общих функций науки конституционного права, тогда как другие общие функции имеют походной характер.

Специальные функции науки конституционного права - это такие направления деятельности науки, которые имеют целью решения специфических заданий, которые характерны только конституционному праву как науке, или наиболее рельефно проявляются в этой науке. К специальным функциям принадлежат конституционная (системообразующая), политическая, идеологическая функции.

Наука Конституционного права является составной частью всей юридической науки, которая входит в систему общественных наук. Это отраслевая наука, то есть предметом ее является одноименная отрасль российского права - Конституционное право. Наука Конституционного права раскрывает закономерности, основные понятия и категории, функции и роль правовых институтов, изучает нормы и процесс их реализации, эффективность их действия, вырабатывает способы повышения этой эффективности, причем в историческом развитии на общем фоне общества.

Наука Конституционного права исследует следующие теоретические проблемы:

1. Народное представительство;

2. Государственный, национальный, народный суверенитет;

3. Федерализм;

4. Автономия;

5. Формы государственного и территориального устройства;

6. Правовой статус личности;

7. Организация гражданского общества;

8. Государственная власть.

Конституционное право РФ как отраслевая юридическая наука представляет собой систему научных знаний о конституционно-правовой действительности и закономерностях ее развития.

Отраслевая специфика науки конституционного права состоит в интеграции соответствующих элементов логической структуры: совокупности эмпирических фактов, имеющих юридическое значение, образующих объект конституционно-правового познания (эмпирические основания); научных представлений о методологии познания конституционно-правовой реальности (логико-методологические основания), категориального и понятийного аппарата теории конституционного права (теоретические основания). А так же наука конституционного права представляет собой систему знаний об отрасли конституционного права.

Основные специфические признаки отраслевой науки конституционного права:

1. Нормативная система источников конституционного права, образующая эмпирическую основу конституционно-правовых исследований;

2. Научная продукция, которая отражена в содержании научных публикаций, в научных трудах и периодических изданиях по конституционному праву;

3. Функционирование научно-исследовательских учреждений;

4. Функционирование системы образовательных учреждений с целью распространения «конституционно-правовых знаний и воспроизводства квалифицированных научных кадров;

5. Практическая реализация научной продукции в сфере конституционного правотворчества, правоприменения и судопроизводства.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права, т.е. она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Если предметом отрасли конституционного права являются общественные отношения, то предмет одноименной науки - это сама отрасль права.

Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения.

Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предмет конституционно-правовой науки - это система закономерностей функционирования и развития конституционно-правовых явлений:

1. Закономерности научного познания конституционно-правовых явлений, которые характеризуют постнеклассический этап развития конституционно-правовой науки;

2. Закономерности функционирования конституционно-правовой системы, которые проявляются в системе правовых принципов конституционализма как политического режима и модели общественного устройства, закрепленных в Конституции РФ;

3. Закономерности конституционного развития российского государства, которые обусловлены процессами глобализации и сближения правовых систем современности.

Предмет науки конституционного права характеризуется тем, что не воспроизводит полностью объект науки, поскольку ограничен действием социально-исторических факторов (ролью и местом конституционного права в правовой системе государства в конкретный исторический период), и внутринаучных факторов (статуса конституционного права как научной дисциплины и теоретический уровень разработки основных проблем и методологических средств). В структуре предмета конституционно-правовой науки выделяются такие элементы как нормы конституционного законодательства, правоприменительная практика органов государственной и муниципальной власти, и органов конституционного правосудия, понятийный аппарат конституционно-правовой науки.

Ученые исследуют процессы становления и развития отдельных конституционно-правовых норм, институтов и отрасли в целом; анализируют теоретические и практические проблемы; вырабатывают рекомендации и предложения по совершенствованию конституционного законодательства, формулируют понятия и их определения. Помимо познавательной и практической наука конституционного права выполняет прогностическую функцию, суть которой состоит в том, что ученые с учетом множества факторов определяют наиболее оптимальные направления развития отрасли конституционного права России.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, с учетом присущих ему тенденций и противоречий.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения - ее содержание.

Специфическая природа методологии науки конституционного права РФ состоит в интеграции научных знаний о способах и средствах познания конституционно-правовой реальности, закономерностей ее развития и их адекватного отражения в формировании понятийного аппарата конституционно-правовых теорий.

Интегративный подход - это взаимосвязь основных структурных элементов конституционно-правовой науки: объекта научного познания (конституционно-правовая реальность), предмета научного познания (закономерности конституционного развития), принципов и методов научного исследования (способы познания), правил и приемов правового познания (средства познания), категориального и понятийного аппарата. Основным элементом методологии отраслевой науки конституционного является система специальных юридических методов: историко-правового, сравнительно-правового и формально-юридического.

Методы науки Конституционного права:

Исторический - в историческом развитии, преемственность, тенденции, причины.

Сравнительно-правовой - сравнительный анализ Конституционных норм различных стран, использование передового опыта.

Системный - каждая отрасль права представляет собой систему, и наука Конституционного права позволяет эту систему выявить, понять ее структуру, элементы, взаимосвязи.

Статистический - выявляет эффективность воздействия норм на общественные процессы (количественный фактор), обоснование системы мер по исправлению норм.

Конкретно-социологический - изучение определенной социальной или политической сферы реализации правовой нормы, условия ее реализации и применения.

Среди юридических наук наука Конституционного права является одной из самых сложных и требующих особого внимания. Конституционное право как отрасль занимает ведущее место в правовой системе любого государства. Это происходит в силу содержания предмета Конституционного права, то есть регулируемых данной отраслью общественных отношений, складывающихся в сфере организации и осуществления государственной власти, ее взаимоотношений с гражданами государства. Главенствующее положение Конституционного права определяется еще и тем, что основным источником данной отрасли права является Конституция, а это правовой акт, обладающий верховенством по отношению к самой власти и ко всем другим источникам права.

В настоящее время снижается интерес к науке Конституционного права, что вполне объяснимо. Для этого достаточно лишь обратить внимание на реалии постепенно складывающейся у нас в стране рыночной экономики. Происходит смена приоритетов в юридическом образовании и частной практики: от публично правового к частноправовому. Студенты - будущие юристы стремятся посвятить себя бизнесу, зарабатыванию денег. Отсюда - пальма первенства отдается дисциплинам частного права. Есть и другая причина. В прошлом публично правовые науки были сверх всякой меры политизированы и идеологизированы, и уйти от этого не удается до сих пор, тем более, что по своему предмету Конституционное право, поскольку оно имеет дело с отношениями власти (как, впрочем, и Административное право), всегда было и остается наукой политической, а допущение в ней свободы взглядов и идей определяется степенью свободы, присущей данному конкретному обществу.

Не в пользу Конституционного права говорит и затянувшаяся Конституционная реформа, борьба ветвей власти, часто забывающих в перипетиях этой борьбы закон и Конституцию, использующих для достижения своих целей различные методы и способы, в том числе и неконституционные, а также обычная (к несчастью) некомпетентность наших законодателей и должностных лиц исполнительной власти, низкий уровень их Конституционной ответственности перед народом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Для написания работы была выбрана данная тема так как, на мой взгляд, это одна из основополагающих тем при изучении курса «Конституционное право». В связи с этим мне бы хотелось наиболее детально рассмотреть представленную тему.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

Задачи работы:

1. рассмотреть понятие, методы и предмет конституционного права;

2. изучить конституционно-правовые нормы и санкции;

3. определить сущность Конституции РФ.

Понятие, предмет и метод Конституционного права

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании общественных отношений. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Кроме того, без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.

Поэтому, приступая к изучению конституционного права, надо прежде всего понять, какие общественные отношения составляют его предмет.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Другая особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества, т.е. те, посредством правового регулирования которых обеспечивается единство, целостность, управляемость общества как единой социальной системы.

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование "метод властеотношений". Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

2. Конституционно-правовые нормы и отношения

Нормы конституционного права - это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Таким образом, предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения - системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т,д.;

4) организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Следует отличать понятие конституционного права как науки от понятия конституционного права как ведущей отрасли национальной правовой системы.

Наука конституционного права - это отрасль правоведения (государствоведения), которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения, и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию законодательной базы, а соответствующим государственным органам,- рекомендации в области правопримени-тельной деятельности.

Наука конституционного права тесно связана с одноименной отраслью права и исследует закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных институтов.

В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономических, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нормах конституционного права.

На основе изучения практики реализации конституционно-правовых норм и институтов наука призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства.

Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний и включает следующие разделы.

1. Исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

2. Учение о конституции в ее историческом развитии. Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Федерации.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и фбрмы его осуществления.

4. Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина.

5. Исследование вопросов национально-государственного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов, разработка предложений по учету национального вопроса в государственном строительстве.

6. Комплексный анализ регулирования формирования и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления.

7. Анализ основ организации и осуществления судебной власти в Российской Федерации, а также органов прокуратуры.

Ведущее место конституционного права как отрасли права определяет значимость и науки конституционного права. Однако нельзя согласиться с высказываемой некоторыми учеными точкой зрения о ведущей роли этой науки в системе юридических наук. По нашему мнению, это место принадлежит общей теории государства и права, являющейся методологической базой для всей юридической науки.

Конституционно-правовые нормы . Конституционно-правовые санкции

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. Юридическая ответственность - это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция - мерой этой ответственности.

В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят прежде всего отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.

Значение этой формы государственного воздействия состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных правонарушений. Отмена содержит жесткий, категоричный императив и лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия. Отмена и приостановление - близкие, но не совпадающие меры ответственности. Приостановление - это та же отмена, но под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательную судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшествующий период.

Таким образом, отмена или приостановление акта - это санкция, применяемая при нарушении нормы права и содержащая в себе меру юридической ответственности.

В конституционно-правовом законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, эта мера конституционно-правовой ответственности используется достаточно широко.

Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 115) постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ. Президент РФ также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" указывается (ст. 12), что Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Следует подчеркнуть, что отмена или приостановление акта может рассматриваться в качестве конституционно-правовой санкции только в тех случаях, когда речь идет о нарушении норм конституционного права.

Одной из разновидностей рассматриваемой санкции является признание неконституционными актов различных государственных органов или их отдельных положений. Так, согласно Конституции РФ (ст. 125) Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Сущность К онституции РФ

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции.

Идея писаной конституции впервые возникла в Англии, которую Маркс метко охарактеризовал как "демиурга буржуазного космоса". Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина "конституция" (что означает - учреждение, установление) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота "rem publicam constituire", которым начинались акты римских императоров.

Наряду с термином "конституция" применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование "основной закон" (lex fundamentales).

Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).

Учитывая длительный период наличия конституции в нашей стране, действующая Конституция РФ 1993 г. устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова "Основной Закон" как ставшие излишними.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от "революционных" конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Заключение

Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Некоторые институты конституционного права как бы непосредственно выражают народовластие, и тогда даже употребляются термины «представительная демократия», «парламентская демократия», «политическая демократия». Демократической сущностью проникнуты и другие институты - институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы федерализма и т.д. В демократическом государстве конституционное право создает специальные гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информации, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических целях.

Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к его ведущему положению в правовой системе России. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права.

Подобные документы

    Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Основные принципы устройства государства. Конституционно-правовые отношения и их субъекты. Источники и система отрасли конституционного права. Особенности конституционного права Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие конституционного права. Конституционно-правовые нормы и отношения, их особенности. Источники конституционного права. Роль конституции как основного закона в утверждении правового государства, реализации норм демократии и устройстве общества.

    реферат , добавлен 12.09.2012

    Понятие, предмет и метод конституционного права, его нормы и институты. Источники и система права в Республике Беларусь. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, юридическая ответственность.

    реферат , добавлен 11.03.2011

    Понятие, предмет и характеристика конституционного права как ведущей отрасли правовой системы. Конституционно-правовые нормы и институты Российской Федерации. Основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2015

    Виды источников конституционного права. Понятие конституции. Основные черты конституции. Функции конституции. Юридические свойства конституции - это правовые признаки конституции как основного закона государства.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2004

    Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Юридический состав основных форм конституционно-правовых отношений в России. Определение методов и источников государственного права. Общая система конституционного права России как науки.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Понятие, предмет, система, задачи и виды науки конституционного права. Правовые нормы, их свойства, признаки, источники отрасли основного закона. Особенности и сущность развития науки конституционного права в Российской Федерации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2008

    Понятие конституционного права России как отрасли права, его предмет. Характеристика конституционно-правовых норм и институтов. Место конституционного права в системе права России. Конституционное право как наука, его место в системе общественных наук.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Понятие и виды Конституции как основного закона государства, её политические и юридические свойства. Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2017

    Понятие и сущность Конституции Российской Федерации. Правовые признаки конституции как основного закона государства. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года. Права и свободы человека и гражданина. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Вопрос 1. «Конституционное право как наука: предмет, система, методы, источники»

Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

Предмет конституционного права как науки - это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука:

Конституционно-правовые институты - основы конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве.

Конституционно-правовые нормы взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

Конституционно-правовые отношения федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.

Система институтов государства - организация и функционирование системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование «метод властеотношений». Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права - это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Метод конституционного права как науки - это система методов, средств и способов познания конституционного права как отрасли.

Система методов:

Всеобщие (философские) методы:

  • - метод диалектического материализма (направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления и о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Согласно основным положениям марксистско-ленинской философии, диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени).
  • - метод исторического материализма (теория развития общества, разработанная в XIX--XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему: Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил).

Общенаучные методы:

  • - Анализ (исследование экономических процессов путем использования нормативных, балансовых, структурных, индексных и системных методов анализа с моделированием имеющихся взаимосвязей как внутри, так и вне системы)
  • - Синтез (с помощью синтеза получают полную картину явления в целом)
  • - Дедукция (метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования).
  • - Метод аналогии (аналогия - подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие; то, что является основой сравнения должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению)
  • - Системный метод.
  • - Метод моделирования.

Частнонаучные методы:

  • - Сравнительно-правовой метод (сравнение служит постоянным элементом всех форм познания. Абстрагируясь от только «предпосылочной» и в этом смысле всеобщей для любого вида познавательной деятельности роли сравнения).
  • - Социологический метод.
  • - Исторический метод.
  • - Статистический метод.

Система источников конституционного права как науки:

  • - Конституции
  • -Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.
  • - Практика конституционно-правовых отношений.
  • - Труды и наработки ученых.

Конституционное принято рассматривать с трех сторон: как отрасль права, как науку и как учебную дисциплину.

Конституционное право как наука сложилось в XIX - XX веках.

Наука конституционного права - это система принципов и идей, совокупность точек зрения и мнений, а также представлений о конституционно-правовых отношениях.

Альтернативное определение (А.В. Безруков)

Наука конституционного права есть совокупность теорий, идей, взглядов, точек зрения относительно отрасли конституционного права, конституционно-правовых норм и отношений, истории их возникновения и практики их реализации.

Необходимо принять во внимание, что наука конституционного права - одна из многих частей учения о праве, а потому её необходимо рассматривать как одну из отраслей правоведения.

Важное значение науки конституционного права среди иных правовых наук определяет ее цели и задачи .

  • обеспечение общества ко ституционно-правовыми средствами самоуправления;
  • закрепление прав и свобод ;
  • поиск модели наиболее эффективного функционирования государственной власти;
  • прогнозирование развития конституционного права как отрасли права;
  • выявление тенденций развития общества и государства после введения той или иной конституционной нормы.

Предмет науки конституционного права

  1. Конституционно-правовые отношения . Они включают в себя конституционно-правовые нормы, существовавшие на прошлых этапах развития государств, а также действующие и остающиеся актуальными и по сей день.
  2. Закономерности и тенденции становления конституционного права как отрасли.
  3. Конституционно-правовой статус личности, социальных общностей, политических партий и общественных объединений.
  4. Властеотношения . Изучаются взаимоотношения личности и государства, разграничение властных полномочий между органами власти, а также территориальные границы осуществления государственной власти.

Наука конституционного права России

  • изучает корреспондирующую ей отрасль права, обращается к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений,
  • формирует понятия и дает им трактовку,
  • изучает процессы конституционного развития, становления и функционирования конституционно-правовых норм и институтов,
  • делает прогнозы относительно будущего конституционного права и конституционно-правовых институтов и норм.

Безусловно, конституционное право как наука для изучения своего предмета использует ряд методов.

Методы науки конституционного права

Сравнительно-правовой подход позволяет проанализировать и сопоставить конституционно-правовые нормы, регулирующих схожие сферы общественных отношений в различных государствах и использовать опыт передовых стран в отрасли конституционного права.

Системный метод позволяет рассмотреть конституционное право как систему и совокупность правовых институтов, выявить взаимосвязи и взаимозависимости между ними для более детального изучения.

Конкретно-социологический метод применяется для изучения социальной сферы действия конституционно - , что дает возможность оценить поведенческую модель после введения того или иного конституционного положения.

При помощи статистического метода юристы оценивают эффективность действия конституционно - правовых норм.

Функции конституционного права как науки

Наука конституционного права имеет важное теоретическое и практическое значение для юриспруденции, которое отражается в её



Просмотров