Что относится к источникам хозяйственного права. Контрольная работа: Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности

Особенность хозяйственного права как отрасли права в значи­тельной степени определяется его источниками.

Источники хозяйственного права - внешняя форма выра­жения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечиваю­щая их общеобязательность и регулятивное действие.

Источники права форма выражения существования юридических норм.

К источникам хозяйственного права Украины относятся:

1. хозяйственное законодательство;

2. нормативные договоры;

3. судебная практика;

4. деловые обычаи;

5. юридическая доктрина.

В своей совокупности источники хозяйственного права опреде­ляют рамки юридически значимого поведения субъектов хозяй­ствования.

Виды источников права:

2. Нормативный договор - это соглашение двух или нескольких субъектов (членов корпорации, корпораций, госу­дарств и т. д.) которые устанавливают права и обязанности как об­щие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопределенного (неперсонифицированного, кроме участвующих в заключении соглашения) круга субъектов.

Нормативные договоры можно условно разделить на внутриго­сударственные и межгосударственные.

Внутригосударственные нормативные договора (типичные договора, примерные уставы, учредительные договора о создании хозяйственных обществ, уставы хозяйственных обществ и др.);

К внутригосударственным нормативным договорам относят­ся договоры присоединения, рассматриваемые в литературе как формулярное право. Такие договоры основываются на волеизъяв­лении экономически сильного субъекта хозяйствования, выра­женном в формуляре или иной стандартизованной форме, когда договор заключается путем присоединения другой стороны к этим условиям без возможности предложить свои условия (ч. 1 ст. 634 ГК). К таким договорам относятся, например, правила биржевой торговли и биржевого арбитража, договоры на поставку энергоре­сурсов, договоры перевозки, договоры банковского счета и т.п.

Межгосударственные (международные) нормативные договора (соглашения, конвенции, пакты и др.).

Межгосударственные нормативные договоры занимают особое место в системе источников хозяйственного права. Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украи­ны, становятся частью национального законодательства Украины.

Наиболее важными для хозяйственного права являются такие межгосударственные договоры, как:

1. Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;

2. Конвенция ООН 1980 г. о международном договоре купли-продажи;

3. Женевская конвенция 1930 г., устанавливающая Единооб­разный закон о переводном и простом векселе;

4. Парижская конвенция 1965 г. об охране промышленной собственности;

5. Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инве­стиционных споров между государствами и лицами других государств и другие.

3. Судебная практика как источник хозяйственного права

Вопрос о судебной практике как источнике хозяйственного пра­ва является дискуссионным. Господствующая доктрина не призна­ет судебный прецедент в качестве источника права.

Судебный прецедент - решение по конкретному делу суда или административного органа, которое приняло норму для решения будущих аналогичных дел.

В то же время практические исследования и многие ученые отмечают активное воздействие судебных решений на формирование общеобязатель­ных правил поведения, в том числе в сфере хозяйствования. Приве­дем лишь некоторые обстоятельства, свидетельствующие в пользу мнения последних.

1.Решения Конституционного суда устраняют пробелы в праве.

Норма, которая подлежит проверке на конституционность Кон­ституционным судом Украины, является всегда конкретной нор­мой, но выводы суда имеют, как правило, более общее значение и могут быть распространены на аналогичные по юридическому со­держанию нормы других актов законодательства. В связи с этим правовые позиции, сформулированные Конституционным судом Украины, могут рассматриваться как судебные прецеденты, кото­рые заполняют пробелы в законодательстве и формируют судеб­ную практику, обеспечивая ее одинаковость.

2.Являясь участником Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод человека», Украина согласилась с при­менением процессуальных механизмов, принятых в деятельно­сти судебных органов, обеспечивающих применение конвенции. В свою очередь данные процессуальные механизмы допускают использование прецедентов в качестве источников права.

Так, при рассмотрении дела о нарушении права собственности по иску «Совтрансавто-Холдинг» к Украине Европейский суд по правам человека «руководствовался своим прецедентом, впервые сформулированным в решении по делу «Спорронг и Леннрот про­тив Швеции» и применяемом впоследствии в своих решениях, ка­сающихся защиты права собственности».

3.Законодательство Украины имеет оценочные понятия и дру­гие неоднозначные категории, которые должны быть истолкованы судами общей юрисдикции.

К таким категориям относится, в частности, «публичный поря­док», «интересы», «добросовестность» и т.п. «Содержание таких понятий определяется не законодателем при принятии соответс­твующей нормы, а при ее применении». Поэтому решения судов, в особенности высших инстанций, по определению данных оце­ночных понятий становятся неотъемлемой частью правил осу­ществления хозяйственной деятельности.

4. Большинство писем, решений высших судебных инстанций, разъяснений Пленума ВСУ (Верховного суда Украины) и правовые позиции ВСУ фактически являются источником права при рассмотрении дел для всей систе­мы судебных органов по принципу: аналогичные дела Хозяйственное процессуальное законодательство в ряде слу­чаев прямо предписывает использование в процессуальной де­ятельности судебных прецедентов.

Так, в ст. 111-15 ХПК Украины одним из оснований пересмотра Верховным Судом Украины в кассационном порядке постановле­ний Высшего Хозяйственного Суда Украины называется «выявле­ние разного применения Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или иного нормативно-право­вого акта в аналогичных делах».

6.Наконец, дальнейшая дифференциация и непрекращающее­ся, порой бессмысленное увеличение количества актов хозяйствен­ного законодательства, нередкое отсутствие системного подхода к нормированию экономического уклада, приводят к практической необходимости судебного прецедента для формирования обще­ственного представления о реальном содержании хозяйственных правоотношений.

Объем настоящего курса не позволяет раскрыть значение юри­дической доктрины как источника хозяйственного права. Соот­ветствующие положения подробно рассмотрены в хозяйственно-правовой литературе.

4. Под деловым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени. Обычай становится правовым, обязательным, если он санкционирован нормативно-правовыми актами или воспринят судебной практикой.

В ст. 7 ГК Украины дается общее легальное определение обы­чая. Под обычаем понимается правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но яв­ляется устоявшимся в определенной сфере гражданских отно­шений.

Это правила поведения, широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, не предусмотренные законодательством:

Могут использоваться только в сфере предпринимательской деятельности;

Не должны противоречить действующему законодательству;

Должны быть широко известны сторонам в силу многократного применения;

Особенно широко применяются в международном праве.

Особенно велика роль обычаев в хозяйственном (торговом) праве.

О применении обычая в хозяйственном праве свидетельствуют специальные указания норм права типа «торговые и иные честные обычаи» (ст. 32 ХК Украины), «профессиональная этика» (ст. 38 ХК), «условия, необходимые для договоров данного вида» (ст. 180 ХК Украины), «требования, которые обычно предъявляются» (ст. 193 ХК Украины), «виды обеспечения исполнения обяза­тельств, которые обычно применяются в хозяйственном (деловом) обороте» (ст. 199), «обычный уровень качества» (ст. 268 ХК Укра­ины), «банковские обычаи» (ст. 344 ХК Украины) и т.п.

Учитывая, тот факт, что хозяйственное право в ряде случаев допускает использование норм ГК Украины для регулирования диспозитивных отношений, следует выделять случаи соответствую­щего санкционирования обычаев со стороны ГК Украины. Так, ГК Украины указывает на «обычай делового оборота» в ст.ст. 213, 526,529,538,627,630,652 и др.

Косвенно на необходимость применения обычаев в хозяйствен­ных отношениях указывают также такие оценочные понятия, как «добросовестность» (ст. 162 ХК), «своевременные меры» (ст. 211 ХК), «непреодолимая сила» (ст. 218 ХК) и др.

Обычай применяется также в тех случаях, когда необходимо определить «разумные критерии» сроков, качества, количества и других общепринятых характеристик обязанности стороны. На­пример, согласно ч. 1 ст. 298 ХК Украины коммерческий агент должен уведомлять субъекта, которого он представляет, о каждом случае его посредничества. В данном случае уведомление должно поступить в разумный срок, хотя ХК об этом прямо не говорит.

В ряде случаев ХК Украины санкционирует возможность офор­мления торговых и других честных обычаев. В частности, согласно ст. 38 ХК Украины субъекты хозяйствования при содействии за­интересованных организаций могут разрабатывать правила про­фессиональной этики в конкуренции для отдельных сфер хозяй­ствования и определенных областей экономики. Эти правила со­гласовываются с Антимонопольным комитетом Украины и могут использоваться при заключении договоров, разработке учреди­тельных и других документов субъектов хозяйствования. В ст. 7 ГК Украины также говорится о том, что обычай может быть зафик­сирован документально.

Проблемным является вопрос о юридической силе обычаев в иерархии иных источников хозяйственного права и хозяйственных договоров. Обычай применяется в большинстве стран субсидиарно , когда нет источников права более высокого порядка. ХК Украины не содержит прямых указаний на этот счет. В то же время, исходя из смысла ст.ст. 5, 7 этого Кодекса, а также руководствуясь прави­лом о субсидиарном применении к регулированию хозяйственных договоров норм ГК Украины (ч. 7 ст. 179 ХК Украины), можно сде­лать вывод о том, что обычай, противоречащий актам хозяйствен­ного законодательства или договору, в хозяйственных отношениях применяться не может (ч. 2 ст. 7 ГК Украины).

Но нередко формализованный обычай становится в один ряд с законом. Так, в ст. 265 ХК Украины говорится, что условия дого­воров поставки должны излагаться сторонами в соответствии с требованиями Международных правил толкования коммерческих терминов «Инкотермс». Тем самым обычай наделяется силой нор­мативно-правового акта.

Важно учитывать, что для эффективного использования обы­чаев в судебном споре они должны быть представлены в письмен­ном виде: подтверждаться опросами общественного мнения, за­ключениями торгово-промышленных палат, кодификациями, осуществленными общественными объединениями предпринима­телей и т.п.

5. Юридическая доктрина - это научные правовые идеи, принципы, теории, что концептуально сформированные и содержатся в трудах, а также устных речах ученых-юристов, официально признанные в виде общеобязательных положений (норм) для осуществления юридической практики;

Тема 5. Правовой статус предприятий

План

1. Предприятие как основной хозяйствующий субъект

2. Государственные и коммунальные унитарные предприятия

3. Понятие и виды предприятий коллективной собственности

4. Частные предприятия и другие виды предприятий

5. Объединения предприятий: понятия, виды, особенности

правового положения

6. Холдинговые компании

7. Кредитные союзы

8.Торгово-промышленные палаты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Господарський кодекс України: Закон України № 436-ІV вiд 16.01.2003 р.

2. Цивiльний кодекс України: Закон України № 435-IV вiд 16.01.2003 р.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями.

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предмет хозяйственного права - это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет хозяйственного права входят:

1. профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

2. отношения по реализации, доставке, хранению товаров и т.д.;

3. хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

4. хозяйственное правовое регулирование предпринимательской деятельности предприятия;

5. государственное воздействие на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Российской федерации.

Главным источником является Конституция Российской Федерации.

Тема исследования - "Источники хозяйственного права".

Источники хозяйственного права

Хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения имущественного и организационного характера, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, а также по поводу государственного регулирования и управления данной деятельностью.

Хозяйственное право -- отрасль права, нормы которой регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности и государственного управления ею.

Термин "Хозяйственное право" более всего характерен для времен СССР, в настоящий момент данная отрасль правового регулирования называется Предпринимательское право.

В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное и таможенное.

Гражданское право - отрасль права, нормы которого регулируют товарно-денежные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Финансовое право - совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Фондовое право - представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг (фондовом рынке).

Административное право - регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности управленческих органов (правительств, кабинетов министров) министерств, государственных комитетов и ведомств, органов местного самоуправления.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд рабочих и служащих на предприятиях в учреждениях, организациях и иных юридических лицах.

Таможенное право - комплексная отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих отношения в сфере таможенного дела.

Земельное право - отрасль права, задачей которого является регулирование земельных отношений в целях рационального и эффективного использования и охраны земель, охрана прав различных организаций и граждан как землепользователей.

Экологическое право - система норм, направленная на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды.

Правовая система - органически целое явление, включающее в себя следующие структурные элементы:

1. отрасли права;

2. институты права;

3. нормы права.

Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.

Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования.

Принципы хозяйственного права. Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов:

1. Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании;

2. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов;

3. Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма;

4. Принцип законности.

Под источником права в общем значении понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. В конкретном значении источником права являются именно эти акты, содержащие правовые нормы. Для каждой отрасли права важно определить, в каких актах содержится отраслевое регулирование.

Для хозяйственного права эта задача тем более важна, поскольку в основе хозяйственного законодательства не было и нет системообразующего акта и законы хозяйственной сферы представляют собой неупорядоченный ряд актов, принимаемых различными государственными органами вне какой-либо системы. Установление круга источников хозяйственного права осложнено и научными представлениями о данной отрасли, ее системе, субъектах и т.п.

Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. К ним можно отнести следующие группы:

Акты федеральных органов государственной власти;

Акты государственных органов субъектов РФ;

Акта органов местного самоуправления;

Международные акты.

Нужно отметить, что наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права служат и обычаи делового оборота, которые применяются в случае пробела в законодательстве, но не вопреки нему. Понятие обычаев делового оборота дается в ст. 5 ГК РФ:

Это сложившееся и широко применяемое, в какой либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Под источниками права понимается воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:

1. Конституция Российской Федерации - главный источник всей системы права;

3. Федеральные законы Российской Федерации;

4. Указы Президента Российской Федерации;

5. Российской Федерации;

6. Постановления Правительства Российской Федерации;

7. Государственные стандарты на продукцию (услуги, работы), устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами;

8. Акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;

9. Акты региональных органов власти и управления;

10. Акты местных органов власти и управления, имеющих хозяйственно-правовое содержание.

И так, главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы статьи 8 и 9, определяющие равенство форм собственности.

Необходимо также обратить внимание на статью 34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы статьи 35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также статьи 57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8).

Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.).

В статье 2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения.

В соответствии со статьей 90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ.

Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права.

Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня.

Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права служат обычаи делового оборота, обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

хозяйственное право

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели хозяйственное право как отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения.

В существующей системе права в нашей стране хозяйственное право не выделено. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное, таможенное и т.д.

Источниками хозяйственного права является воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются: Конституция РФ- главный источник всей системы права, Кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Государственные стандарты на продукцию (услуги, работы), устанавливаемые Госстандартом РФ и т.д.

Список использованной литературы

1. Белов В.Н. Я - индивидуальный предприниматель. - М.: Финансы и статистика, 2000. -397 с.

2. Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. пособие. - М.: Нолидж, Брандес, 2008. - 44 с.

3. Ершова И.В. Предпринимательское право.М., 2004. - 54 с.

4. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. - М., 2008. - 98 с.

5. Круглова М.Ю. Хозяйственное право.М., 2004. - 326 с.

6. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - Москва: Русская деловая литература, 2000. - 169 с.

7. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство РДЛ, 2001. - 223 с

8. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие, субъекты. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 570 с.

9. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2005. - 120 с.

10. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. - М.: Юрист, 1999. - 324 с.

11. Хозяйственное право: Курс лекций / Под ред. В.П. Грибанова, О.А. Красавчикова. - М.: Издательство "ПРИОР", 2010. - 225 с.

12. Хозяйственное право: Учебник для вузов. Т.2 / Отв. ред. проф. В.С. Мартемьянов. - М.: БЕК, 2004. - 168 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права. Система, основные принципы и источники (формы) хозяйственного права. Общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Предмет, метод и источники хозяйственного права. Главным источником права является Конституция РФ. Конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2008

    Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

    шпаргалка , добавлен 05.09.2010

    Понятие и система хозяйственного процессуального права. Хозяйственный процесс как совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе правоотношений. Принципы хозяйственного процессуального права. Принцип гласности разбирательства дел в судах.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Отличительные черты подотраслей финансового права: бюджетного, налогового, банковского, фондового права. Хозяйственные и акционерные общества, холдинги, концерны и ассоциации, как субъекты хозяйственного права. Понятие, признаки и права юридических лиц.

    лекция , добавлен 03.02.2011

    Предмет, понятие и методы хозяйственного права, его источники и принципы. Субъекты хозяйственных правоотношений. Характеристика способов обеспечения выполнения обязательств. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации.

    курс лекций , добавлен 25.03.2014

    Нормативный правовой акт как источник хозяйственного права Республики Беларусь. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности. Нормы уголовного законодательства РБ. Законы Республики Беларусь. Международный и нормативный договора.

    дипломная работа , добавлен 03.04.2009

    Предмет, метод и система хозяйственного права, отграничение от смежных отраслей. Дуалистическая концепция. Состав и структура хозяйственного законодательства. Отношения по государственному регулированию экономики. Диспозитивные и императивные нормы.

    реферат , добавлен 02.08.2008

    Осуществление хозяйственного судопроизводства. Способы законодательного закрепления принципов хозяйственного процессуального права. Материально-правовой аспект принципа законности. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в суде.

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Современное хозяйственное право - самостоятельная отрасль, регулирующая отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, связанной с изготовлением и реализацией продукции...

Анализ сущности нормативно-правового акта как основного источника права

От обычаев делового оборота и деловых обыкновений необходимо отличать практику, которую стороны договора установили в своих взаимных отношениях (ст.9 Венской конвенции). Подобная практика представляет собой особую правовую категорию...

Источники трудового права РФ

Для решения задач, стоящих перед юридической наукой, и повышения эффективности правового регулирования определенное значение имеет разработка основных понятий, поскольку формулирование научных понятий помогает выявить и раскрыть факторы...

Ограниченные вещные права в гражданском праве

Особенности права хозяйственного ведения и права оперативного управления имуществом

право оперативный управление собственность Право хозяйственного ведения (далее: ХВ) - производное от права собственности вещное право юридических лиц -- несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества...

Понятие и виды ограниченных вещных прав

Субъектами рассматриваемого права выступают УП, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица, а также дочерние предприятия, созданные ими...

Каждой самостоятельной отрасли права, как части общей системы права, присуща своя собственная система. Она формируется, объединяя в единые группы однородные правовые нормы, регулирующие определённый вид общественных отношений...

Понятие и сущность хозяйственного права

Под источниками права понимаются формы его выражения во внешнем мире. Основным источником хозяйственного права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. Роль других источников права невелика...

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, к которым относятся: широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования...

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34...

Соотношение права полного хозяйственного и права оперативного управления по законодательству РФ

Исторически первым появилось только право оперативного управления. Оно впервые было законодательно закреплено Основами гражданского законодательства 1961 г....

Характеристика субъектов хозяйственной деятельности

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам. Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют...

Хозяйственное законодательство

Хозяйственное право (как отрасль прав) - это система правовых норм...

Хозяйственные договора

Совокупность условий, определяющих права и обязанности сторон, составляет содержание договора. Условия договора в зависимости от их назначения делятся на три вида: существенные, обычные и случайные...

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, к которым относятся:

широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

1. Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

хозяйственное право кредитный регистрация

2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

3. Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер. С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может потребоваться корректировка реальных хозяйственных отношений. Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории.

Источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Тема: Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности

Тип: Контрольная работа | Размер: 64.50K | Скачано: 42 | Добавлен 07.02.11 в 10:02 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


1. Понятие и виды источников хозяйственного права 3

2. Лицензирование хозяйственной деятельности 11

Список литературы 16

Понятие и виды источников хозяйственного права

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Источники предпринимательского права — это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права , в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ . Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные пра-вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны про-тиворечить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те кон-ституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гаран-тии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государст-венных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим раз-граничением проводит дифференциацию источников права. Так, согласно ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся федераль-ная государственная собственность и управление ею, установление ос-нов федеральной политики и федеральные программы в области эко-номического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессу-альное и арбитражное процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодатель-ства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предприни-мательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного само-управления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение на-селением вопросов местного значения, владения, пользования и рас-поряжения муниципальной собственностью.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы Российской Федерации : Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правона-рушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законода-тельства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный норма-тивный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправо-вые отношения, но и отношения публичного характера (например, нор-мы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ оп-ределяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпри-нимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской де-ятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпри-нимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. Обра-щает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпри-нимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственнос-ти, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников пред-принимательского права играют федеральные законы . Не ставя пе-ред собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать зако-ны, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О кон-куренции и ограничении монополистической деятельности на товар-ных рынках» (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ);

законы, устанавливающие правовое положение субъектов, дей-ствующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприя-тиях), от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных коопера-тивах» (далее - Закон о производственных кооперативах), от 8 февра-ля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон о финансово-промышлен-ных группах);

законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской де-ятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991№ 1488-1 «Об ин-вестиционной деятельности» (далее - Закон об инвестициях в РСФСР), федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельнос-ти» (далее — Закон об аудите), от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценоч-ной деятельности» (далее—Закон об оценочной деятельности) и др.;

законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъ-ектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, на-пример Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках), Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торгов-ле» (далее - Закон о биржах) и др.;

Законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (да-лее - Закон о лицензировании), от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом ре-гулировании), от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной ре-гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон о регистрации) и др.

4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулиро-вания предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Пре-зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению го-сударственного регулирования цен (тарифов)»). Издаваемые Прези-дентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ опреде-ляет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гаран-тией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституцион-ности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ).

Указы как средство регулирования предпринимательских отно-шений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ , изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предприни-мательского права. Акты Правительства в точном смысле их регуля-тивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та-рифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое вре-мя основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большой массив источников предпринимательского права - норма-тивные акты федеральных органов исполнительной власти, приня-тые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наиболь-шее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Минис-терство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета, от-четности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирова-ние отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встреча-ются еще Постановления Верховного Совета РФ . Примером действу-ющего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 1320-1 «О разграничении государ-ственной собственности в РФ на федеральную собственность, государ-ственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативные правовые акты СССР также продолжают действо-вать, если они не отменены и не противоречат действующему законода-тельству Российской Федерации. Так, применяется, с учетом многочис-ленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утв. Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного ус-тройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъек-тов Российской Федерации. Их иерархия по юридической силе час-то напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источни-ков предпринимательского права можно найти и Законы г.Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образо-ваний и их органов связаны с правом собственности на принадлежа-щие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых сами-ми хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразде-лениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тай-ны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Ло-кальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота .

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко приме-няемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независи-мо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

(Ст. 5ГКРФ)

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применя-ются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации
являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двухсторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не попадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а, следовательно, уменьшением доходов.

Лицензирование хозяйственной деятельности

Лицензирование относится к одной из форм государственного регулирования деятельности предприятий, направленной на ее упорядочивание и совершенствование. Для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности необходима лицензия.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу 10 февраля 2002 г., заменив прежний закон с таким же названием от 25 сентября 1998г.

Этот Федеральный закон определил основные принципы осуществления лицензирования:

  • Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • Утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • Установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
  • Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • Гласность и открытость лицензирования;
  • Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а так же положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В новом перечне основных принципов отсутствует один, который стоял на первом месте в утратившем силу Федеральном законе от 25 сентября 1998 г.: защита прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан и безопасности государства. Теперь этот принцип фигурирует в качестве основного критерия определения лицензируемых видов деятельности.

Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает исчерпывающий их перечень. В него включено 103 вида деятельности. В п.3 этой статьи указывается, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Следует подчеркнуть, что действие Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на 17 видов деятельности, которые предусмотрены специальными федеральными законами. К ним, в частности, относятся следующие виды: деятельность кредитных организаций; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществление внешнеэкономических операций и др.

Лицензируются следующие виды деятельности в сфере торговля: торговля вооружением и военной техникой; торговля оружием основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; деятельность по продаже электрической энергии гражданам; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время насчитывается 40 федеральных органов и по 10 органов государственной власти в каждом субъекте РФ, которые осуществляют лицензирование предпринимательской деятельности. Полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ. Лицензирующие органы осуществляют следующие функции:

  • Предоставление лицензий;
  • Приостановление действия лицензии;
  • Возобновление действия лицензии;
  • Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • Аннулирование лицензии;
  • Введение реестров лицензии, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • Контроль над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • Обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  • Заявление с просьбой о выдаче лицензии на определенный вид деятельности с указанием срока, в течение которого лицензиат намерен ее осуществлять;
  • Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата;
  • Справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
  • Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействия.

Федеральным законом предусмотрены также основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его преобразование в другую организационно-правовую форму, изменение наименования или места нахождения; для индивидуальных предпринимателей - изменение имени или места жительства. В этих случаях лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии в случае выявления лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать 6 месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Федеральным законом так же предусмотрены основания, когда лицензия теряет юридическую силу, т.е. аннулируется.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

За рассмотрение заявления соискателя лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и за предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

Список литературы

  1. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник.- 5-е издание.М.: «Юриспруденция», 2009г.- 800с.
  2. Хозяйственное (предпринимательское право). Учебник для вузов/Отв. Ред. Д.ю.н., проф.Ю.Е. Булатецкий, д.и.н., проф. Н.А. Машкин - М.: Норма, 2007-752с.
  3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление.: учеб. пособиед/студентов вузов. Под. ред. В.Я. Горфинкеля. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 495с.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 апреля 2009 года. - Новосибирск: Сиб. университет.изд-во, 2009. - 541 с.


Просмотров