Чрезвычайная ситуация бжд. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Шкалы Рихтера, МСК, поведение и защита

Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина , «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, — философия истории . Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.

Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.


Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.

Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики . Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование.

С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории.

Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.

В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.

Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.

Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества:

Глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.

Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизниобщественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)

Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.

Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА

Слово «фактор» означает причину, движущую силу исторического процесса, определяющую его характер или отдельные черты. Существуют различные классификации факторов, воздействующих на развитие общества. В одной из них выделяются природные, технологические и духовные факторы.

Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье , считавший природные факторы определяющими, полагал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «Идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. А немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум».

Еще одна точка зрения состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс . Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Развитие общества определяется в конечном счете материальными, экономическими интересами людей.

Многие ученые и сегодня полагают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. таким фактором они признали технику и технологию. Переход общества в новое качество они связали с «компьютерной революцией», развитием информационных технологий, последствия которых проявляются в экономике, политике, культуре.

Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором. Они исследуют взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. (Опираясь на изученный курс истории, определите свое отношение к рассмотренным взглядам на факторы социальных изменений. Какое объяснение представляется вам наиболее убедительным?)

Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.

История - это наше прошлое. Она рассказывает обо всех событиях и фактах, сопровождавших наших предков. Это наука, занимающаяся изучением минувших событий, причин, по которым они произошли, и выяснением правды. Основные данные и результаты получают из сохраненных документов, повествующих о конкретных происшествиях.

Исторический процесс, по мнению В.О. Ключевского, это совокупность успехов, условий и хода человеческого бытия или жизнь человечества в целом в его развитии и результатах.

Само слово "процесс" - это последовательная смена состояний в ходе развития какого-либо явления.

Основой исторического процесса, конечно, являются события. Именно в них воплощается любая деятельность людей и человечества в целом. Также здесь отмечены политические, экономические, социальные, культурные связи и отношения между индивидами.

Субъекты исторического процесса - это личности или организации людей, которые непосредственно принимают участие в определенных событиях. Такими организациями могут быть социальные общности, которые проживают на одной территории и имеют один менталитет, культуру и традиции. Результатом их деятельности будет создание общих для каждого в отдельности материальных и духовных ценностей.

Социальные группы могут отличаться по возрастным, половым, профессиональным, религиозным признакам, однако они должны иметь и признаки, их объединяющие. Таковыми группами являются, например, сословия, государства и различные классы населения.

К субъектам можно отнести и отдельные личности, которые непосредственно принимали участие в исторических событиях. Чаще таковыми считают политических деятелей, монархов, королей, президентов. Огромный вклад в исторический процесс вносят деятели культуры, искусства и науки.

С точки зрения К.Маркса и Ф.Энгельса исторический процесс нужно рассматривать как учение об общественно-экономических формациях, которые являются ступенями этого процесса. Решающий фактор развития общества - это То есть соотношение развития сил производства и Тогда как и духовное развитие представляют собой всего лишь надстройку, которая зависит от способов производства. Отдельные факты и события - результаты возникшей при столкновении противоположных интересов между классами. К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали исторический процесс сквозь призму коммунизма, который выступает как конечная цель.

Приверженцы теории постиндустриального общества также говорят о ступенчатом развитии человечества от доаграрного до постиндустриального общества.

Исходя из теории модернизации, общество получило развитие в результате перехода от конкретных традиционных отношений к формально-рациональным. К важнейшим чертам общества можно отнести индивидуальную свободу личности, свободу хозяйственной деятельности, неприкосновенность прав человека, правовое государство и

Существует и противоположный формационному, Приверженцы линейно-стадийной теории выступают за определение критерия стадий-ступеней в системе культурных ценностей.

По (одна из ветвей цивилизационного подхода), периодизация исторического процесса не может строиться на выделении ступеней-стадий. Основоположником этого направления является А.Тойнби. В своих научных трудах он разделяет всемирную историю на истории отдельных цивилизаций, каждая из которых в отдельности проходит все стадии (от возникновения до надлома и разложения). И только их совокупность - это и есть всемирный исторический процесс.

2. Политические партии. Многопартийность.

Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.

В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение. При изучении таких фактов следует помнить о том, что:

а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества;

Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности.

Народными массами в самом общем смысле можно назвать со-

циальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности. Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса. Большинство ученых считают, что именно народные массы играют в нем определяющую, а подчас и решающую роль. Однако ряд философов указывают на необходимость разделения понятий «народ» и «масса». Они подчеркивают, что, в отличие от народа, масса представляет собой группу людей, не связанных друг с другом. Подобные группы, говорят они, возникают время от времени и в своей деятельности руководствуются не разумом, а эмоциями, причем стремление к разрушению у них бывает сильнее стремления к созиданию.

Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Социальные группы могут выделяться по различным признакам – возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т. д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать

в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения. Общественными объединениями называются добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся политические партии, профсоюзные организации, общественные движения.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которых ученые называют историческими деятелями, Прежде всего таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т. д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства. Поэтому в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс они также могут быть отнесены к историческим личностям.

Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

Политическая партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаками партии являются:

1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии; 2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3) фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местных организаций.

История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII–XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством. Первоначально политические партии формировались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах.

Билет № 14


Введение.................................................................................................................

1 Основы безопасности жизнедеятельности…..................................................

1.1Основные понятия термины и определения..................................................

1.2 Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире.......................................................................................................

2 Защита от опасностей в техносфере..................................................................

2.1 Обеспечение чистоты окружающей среды и природных ресурсов............

2.2 Защита земель и требования к пищевым продуктам....................................

3 Управление безопасностью жизнедеятельности.............................................

3.1 Правовые и организационные основы...........................................................

3.2 Экспертиза и контроль экологичности и безопасности..............................

Заключение.............................................................................................................

Список использованных источников...................................................................

Введение

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.

1 Основы безопасности жизнедеятельности

1.1 Основные понятия термины и определения

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Основными задачами БЖД являются:

Распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

Снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

Обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

Модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

1.2 Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире

Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует определить прежде всего место БЖД в общем объеме «знаний о взаимодействии живых существ между собой и окружающей средой» (Э. Геккель, 1869), изучаемых в науке экология*.

Экология – наука о доме. В экологии главное не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции организмов, биотоп.

В XIX в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В конце XIX в. и в XX в. ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира. В этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.

В окружающем нас Мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой (природой) и др. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний – «Экология техносферы», где главными «действующими лицами» являются человек и созданная им техносфера.

Область знаний «Экология техносферы» включает, как минимум, основы техносферостроения и регионоведения, социологию и организацию жизнедеятельности в техносфере, сервис, безопасность жизнедеятельности человека в техносфере и защиту природной среды от негативного влияния техносферы. Структура областей показана на схеме:

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причем уровни физических и химических факторов воздействия в XX в. непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы («Охрана природы») и человека («Безопасность жизнедеятельности») от негативного влияния техносферы.

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее негативное вливлияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано. Решая задачи обеспечения безопасности человека в техносфере, одновременно решаются задачи охраны природы от губительного влияния техносферы.Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Учебник / Вангородский С. Н., Кузнецов М. ... , 2006. – 191 с. 11 Вангородский С. Н.Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Учебник / Вангородский С. Н., Кузнецов М. ...

  • Безопасность жизнедеятельности (22)

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    Законы и подзаконные акты. Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, ... «Дашков и Ко», 2006. – 476 с. 5 Основы безопасности жизнедеятельности – Учебник (МГТУ) [Электронный ресурс] http ...

  • Название: Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

    Содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» ориентировано на получение студентами знаний и навыков действий населения в чрезвычайных ситуациях по сохранению жизни и здоровья.
    Цели преподавания дисциплины:
    Основной целью курса является ознакомление студентов с возникающими чрезвычайными ситуациями, действиями по сохранению жизни и здоровья и оказанием первой медицинской помощи пострадавшим.
    Сфера профессионального использования:
    Изучение дисциплины формирует знания и навыки, необходимые в чрезвычайных ситуациях всему населению страны.
    После изучения данной дисциплины студент должен: - знать основы безопасности жизнедеятельности.

    Безопасность жизнедеятельности - научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.
    Опасность - это процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека.
    Опасность возникает в результате появления чрезвычайной ситуации.
    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
    Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.
    Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 - 3 миллионов жителей нашей планеты. Материальный ущерб от ЧС исчисляется в пределах 50 - 100 миллиардов долларов в год, и эти цифры постоянно растут.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Тема 1. Чрезвычайные ситуации и их классификация 8
    Вопросы 17
    Тесты 18
    Тема 2. Природные чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия) 28
    2.1. ЧС, вызванные наводнениями 30
    2.2. ЧС, вызванные землетрясениями 32
    2.3. ЧС, вызванные сильными ветрами 35
    2.4. ЧС, вызванные атмосферными осадками 37
    2.5. ЧС, вызванные извержениями вулканов 40
    2.6. ЧС, вызванные лавинами, обвалами, оползнями, селями 41
    Вопросы 44
    Тесты 45
    Тема 3. Техногенные чрезвычайные ситуации 54
    3.1. ЧС, вызванные пожарами 56
    3.2. ЧС, вызванные взрывами 61
    3.3. ЧС, вызванные аварийно химически опасными веществами 62
    3.4. ЧС, вызванные радиацией 65
    3.5. ЧС, вызванные электричеством 68
    3.6. ЧС, вызванные транспортом 69
    3.6.1. ЧС на автомобильном транспорте 70
    3.6.2. ЧС на авиационном транспорте 72
    3.6.3. ЧС ситуации на железнодорожном транспорте 73
    3.6.4. ЧС на наземном транспорте 75
    3.6.5. ЧС ситуации на метрополитене 75
    Вопросы 76
    Тесты 77
    Тема 4. Чрезвычайные ситуации на производстве 84
    4.1. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности 86
    4.2. Параметры микроклимата в производственных помещениях 88
    4.3. Освещение в производственных помещениях 89
    4.4. Действие шума, звука, вибрации на организм человека 90
    4.5. Безопасность при работе с компьютером 92
    4.6. Профессиональный отбор операторов технических систем 93
    Вопросы 96
    Тесты 97
    Тема 5. Социальные чрезвычайные ситуации 104
    5.1. ЧС, вызванные войной 106
    5.1.1. Ядерное оружие 108
    5.1.2. Химическое оружие 113
    5.1.3. Биологическое оружие 115
    5.1.4. Обычное оружие 116
    5.2. ЧС, вызванные терроризмом 117
    5.3. ЧС, вызванные похищением людей 120
    5.4. ЧС, вызванные захватом заложников 122
    5.5. ЧС, вызванные опасными привычками 123
    5.5.1. Наркомания 124
    5.5.2. Алкоголизм 126
    5.5.3. Табакокурение 128
    Вопросы 130
    Тесты 131
    Тема 6. Экологические чрезвычайные ситуации 144
    6.1. Человек и среда обитания 146
    6.2. Атмосфера и ее загрязнение 149
    6.3. Вода и ее загрязнение 153
    6.4. Почва и ее загрязнение 157
    6.5. Системы контроля требований безопасности и экологичности 158
    Вопросы 160
    Тесты 160
    Тема 7. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 166
    7.1. Управление безопасностью жизнедеятельности 168
    7.2. Правовые и нормативно-технические основы управления 172
    7.3. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности 175
    7.4. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности 177
    Вопросы 178
    Тесты 178
    Тема 8. Правила оказания первой медицинской помощи 184
    8.1. Действия при оказании первой медицинской помощи 186
    8.2. Первая медицинская помощь при травмах 189
    8.2.1. Ранения 189
    8.2.2. Кровотечение 191
    8.2.3. Перелом 192
    8.2.4. Синдром длительного сдавливания 194
    8.2.5. Шок 194
    8.3. Первая медицинская помощь при термических поражениях и несчастных случаях 195
    8.3.1. Ожоги.. 195
    8.3.2. Обморожения 197
    8.4. Электрическая травма 198
    8.5. Утопление 199
    8.6. Первая медицинская помощь при внезапных заболеваниях 200
    8.6.1. Инфаркт миокарда 200
    8.6.2. Гипертонический криз 201
    8.6.3. Обморок 201
    8.6.4. Инсульт 202
    Вопросы 202
    Тесты 203
    Приложение 1. Индивидуальные средства защиты 208
    Приложение 2. Правила наложения бинтовых повязок 210
    Глоссарий 213
    Список литературы и ссылки на ресурсы Интернет 224

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях - Сычев Ю.Н. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



    Просмотров