Основные причины техногенных катастроф. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. Российский государственный аграрный университет

| Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 7
Чрезвычайные ситуации техногенного характера,
их причины и последствия




С развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий.

Таких производств в России насчитывается около 45 тыс., а возможность возникновения аварий на них усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением своевременно соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

Отмечено, что в последнее время в мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций. В настоящее время они составляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

Взрыв (фото слева) произошел в хозяйственном магазине,
который находился в жилом доме.
В результате возник пожар, из-за которого пострадало 16 жильцов.
Чита, ноябрь 2004 г.

Пожар на промышленном объекте - металлургическом заводе «Серп и молот».
Площадь возгорания составила 5000 м 2 .
Май 2005 г.

Большой ущерб стране наносят пожары . Максимальное количество пожаров в жилом секторе и на объектах экономики фиксируется в осенне-зимний период. Общее количество пожаров в этот период увеличивается на 5%, а количество крупных пожаров - на 40% по отношению к другим месяцам года. В 2008 г. пожаров в жилом секторе произошло 1605, погибло 3628 человек. Причиненный материальный ущерб составил миллиарды рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

Радиационно опасные объекты. В России действуют 10 атомных электростанций (30 энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, работающих с ядерными материалами.

Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек. В отрасли ядерной энергетики в настоящее время существует система утилизации отработанного ядерного топлива.

Химически опасные объекты. Всего в Российской Федерации функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Суммарный запас АХОВ на предприятиях достигает 700 тыс. т. Такие предприятия часто располагаются в крупных городах (с населением свыше 100 тыс. человек) и вблизи них.

В стране имеется свыше 8 тыс. взрывопожароопасных объектов. Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок 12%.

В настоящее время на территории России эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов.

Саркофаг над четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС.
26 апреля 1986 г. здесь произошла самая крупная авария за всю историю атомной энергетики

Авария на химически опасном объекте.
Мощный взрыв повредил участок газопровода «Пермь - Горький».
Ремонтно-восстановительные работы на месте взрыва.
10 декабря 2002 г.

Пригородный поезд столкнулся с автомобилем на переезде и врезался в жилое здание. Погибло 37 человек.
Япония. Провинция Хиого. 25 апреля 2005 г.

Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая - на сетях водоснабжения и канализации.

Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

Это должен знать каждый

Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

Ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду;
снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

Человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

Внимание!

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности каждого отдельно взятого человека и населения страны не в полной мере соответствует общему уровню цивилизации нашего общества и государства. Все это отрицательно влияет на обеспечение национальной безопасности России.

Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности"" жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности». 

Вопросы

1. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?

2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?

3. Что является основными источниками возникновения техногенных опасностей?

4. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?

5. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?

Задание

Приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания. Перечислите основные мероприятия, которые были проведены для защиты населения.

Техногенные аварии и катастрофы происходят по вине неразумной деятельности человека. К ним относится авария на Чернобыльской АЭС. За год происходит около тысячи аварий, где гибнет примерно 1 тысяча человек. За период с 1992 по 1996 года пострадало около 3200 человек.

Причины аварий:

  • - грубейшие нарушения требований безопасности руководителей работ;
  • - ухудшение техники безопасности;
  • - чрезвычайная ненадёжность работающих машин и оборудования из-за износа (до 80%);
  • - конструктивные недостатки и неисправности оборудования, неверные инженерные решения;
  • - всё увеличивающееся количество используемых пожаро- и взрывоопасных технологий.

Основными источниками техногенных ЧС являются потенциально опасные объекты (ПОО). К ПОО относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Аварийно-опасные объекты:

  • - транспорт;
  • - нефтепроводы;
  • - газопроводы;
  • - угледобывающие шахты;
  • - металлургия;
  • - химическая, нефтехимическая и микробиологическая промышленность;
  • - атомная промышленность.

Радиационноопасные объекты (РОО). РОО - объект, на котором перерабатывают, используют, транспортируют радиоактивные вещества (РВ), при аварии, на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

Таким объектами в РФ являются: 29 энергоблоков на 9 АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 13 промышленных предприятий ядерно-топливного цикла (ПЯТЦ), 13 других предприятий, осуществляющих деятельность с использованием РВ.

Основным и наиболее опасным элементом атомных станций является ядерный энергетический реактор (ЯЭР). В нашей стране создана серия энергетических реакторов различных типов и мощностей, на которых базируется ядерная энергетика. На атомных электростанциях наиболее распространены корпусные, водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР) и водо-графитовые реакторе канального типа РБМК (реактор большой мощности канальный).

На АЭС в качестве ядерного топлива применяется главным образом двуокись урана-238. Топливо размещается в тепловыделяющих элементах (ТВЭлах). В активной зоне реактора, где размещены ТВЭлы, происходит реакция деления ядер урана, выделяющаяся тепловая энергия нагревает реактор.

Во время реакции в ТВЭлах накапливаются радиоактивные продукты ядерного деления (ПЯД). Процесс деления в ТВЭлах длится несколько лет, поскольку загрузка реакторов ядерным горючим осуществляется не чаще одного раза в 3 года. За этот срок короткоживущие изотопы распадаются. Одновременно идёт накопление радионуклидов с большим периодом полураспада (стронций-90, цезий-137, а также плутоний-239 (-240, -241, -242)).

В ходе трёхгодичного периода эксплуатации реактора процентное содержание долгоживущих радионуклидов в ПЯД увеличивается. В случае радиационной аварии последние создают устойчивое радиоактивное загрязнение местности.

Несмотря на применяемые технические и организационные меры, полностью избежать аварий на радиационно-опасных объектах, прежде всего на АЭС, пока не удаётся.

Радиационная авария (РА) - авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации. РА могут начинаться и сопровождаться тепловыми взрывами и пожарами. Ядерные взрывы на АЭС практически исключены.

Аварии на атомных станциях подразделяются на проектные и запроектные (гипотетические). Система технической безопасности на АЭС, как правило, обеспечивает локализацию максимальной проектной аварии, но не позволяет избежать гипотетических аварий.

Анализ аварии на Чернобыльской АЭС позволяет сделать некоторые выводы:

  • - газо-аэрозольное облако выброса распространяется на сотни километров и является мощным источником излучения;
  • - радионуклиды, находящиеся в газообразном состоянии не задерживаются респираторами;
  • - загрязнение местности имеет сложный характер и трудно прогнозируется в процессе аварии;
  • - спад радиоактивности во времени во многом определяется наличием долгоживущих радионуклидов;
  • - мелкодисперсный состав радионуклидов способствует их проникновению в микротрещины, поры, обитаемые объекты и существенно затрудняет их дезактивацию.

Химически опасные объекты (ХОО). Химически опасный объект - это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества (ОХВ), при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. Число таких объектов в РФ превышает 3 тыс.

Характерной особенностью значительной части объектов экономики (ОЭ) является их химическая опасность. Из общего числа ОЭ более 75% являются химически опасными объектами.

Химическая авария сопровождается проливом или выбросом ОХВ, способных привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных растений и животных, или к химическом заражению окружающей природной среды.

Пожарно-взрывоопасные объекты (ПВОО).

Пожарно-взрывоопасный объект - это объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят и транспортируют легковоспламеняющиеся и пожарно-взрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения технологических ЧС.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

К пожарно-взрывоопасным объектам относятся объекты нефтяной, газовой, химической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей, текстильной, хлебопродуктовой промышленности и другие. Особенно опасны объекты, на которых в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан).

Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на следующие категории:

  • - Отдельный пожар - пожар, возникшей в отдельном здании или сооружении. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами возможно без средств защиты от теплового излучения.
  • - Сплошной пожар - одновременное интенсивное горение преобладающего количества зданий и сооружений да данном участке застройки. Продвижение людей и техники через участок сплошного пожара невозможно без средств защиты от теплового излучения.
  • - Массовый пожар - совокупность отдельных и сплошных пожаров.
  • - Огневой шторм - особая форма распространяющегося сплошного пожара, характерными признаками которого являются: наличие восходящего потока продуктов сгорания и нагретого воздуха; приток свежего воздуха со всех сторон со скоростью не менее 50 км/ч по направлению к границам огневого шторма.

Транспортные аварии. Транспортная авария - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжёлых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Транспортные аварии (ТА) классифицируют по видам транспорта:

  • - авиационная катастрофа
  • - железнодорожная авария
  • - дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
  • - авария на магистральном трубопроводе
  • - авария на подземном транспорте и др.

Железнодорожный транспорт - основное средство транспортировки ОХВ. По железным дорогам в странах СНГ в совокупности ежегодно перевозится свыше 700 тыс. т. хлора, причём иногда в пути следования одновременно находятся около 100 цистерн, содержащих до 5000 т. сжиженного хлора.

Помимо цистерн, для транспортировки ОХВ используются различные контейнеры ёмкостью от 0,1 до 0,8 м. куб. и баллоны от 0,016 до 0,05 м. куб. Кроме того, железнодорожный транспорт является одним из основных видов по перевозке нефтепродуктов.

Распространённым способом транспортировки ОХВ и нефтепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов более 200 тыс. км., промысловых трубопроводов - 350 тыс. км.).

Развитие техногенной аварии на продуктопроводе:

  • - 1-й этап - прорыв продуктопровода;
  • - 2-й этап - появление течи углеводорода;
  • - 3-й этап - заполнение низменного участка местности;
  • - 4-й этап - образование вторичного очага пожара.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера (производственные аварии и катастрофы).

Их классификация и краткая характеристика. Причины и источники.

Производственные аварии, в том числе и крупные - нередкое явление нашего века, характери­зующегося бурным развитием промышленности, научно-технического прогресса, быстрой сменой технологии производства и энергии, высокими скоростями движения.

Изучение причин возникновения производственных аварий свидетельствует об их большом внешнем разнообразии, но в сущности эти причины можно объединить в три основные группы.

Первая - это недостаточно ответственное отношение работников при проектировании предпри­ятий к требованиям техники и не менее халатное отношение отдельных руководителей к выполне­нию этих требований, отсутствие постоянного контроля за взрывоопасными и легковоспламеняющимися участками.

Вторая группа причин обусловлена тем, что еще не все явления достаточно познаны. Иногда обнаруживалось, что различные химические вещества при определенных сочетаниях вступали в бур­ную реакцию и вызывали взрывы или самовозгорания.

Третья - производственные аварии могут быть следствием воздействия внешних природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, на­рушения правил их эксплуатации и технологических процессов производства.

Анализ эксплуатации жилых зданий показывает, что наибольший выход из строя в мирное вре­мя обуславливается следующими причинами (в %):

* низкое качество изысканий и ошибки при проектировании - 7,5

* низкое качество производства строительных работ - 15,0

* нарушение правил эксплуатации - 64,0

* прочие причины - 3,5

В связи с нарушением правил эксплуатации и технологических процессов при работе в подзем­ных условиях во многих странах неоднократно происходили взрывы газа и пыли, рудничные пожары, внезапные выбросы угля, газа, затопление вследствие прорыва воды и плывунов, обрушения сводов, провалы зданий, поражения людей электрическим током. Наибольшее число жертв наблюдается при авариях, происходящих от взрыва газа и каменноугольной пыли, взрывчатых веществ. Пожары по числу жертв занимают второе место.

К крупным производственным авариям относятся: аварии на промышленных объектах, строи­тельстве, а также на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном, трубопроводном транс­порте, в результате которых: образовались пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создалась опасность загрязнения и заражения почвы, водных бассейнов и атмосферы радио­активными и сильнодействующими ядовитыми веществами, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей по поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу населению и окружающей среде.

В соответствии с установленной классификацией к чрезвычайным ситуациям техногенного ха­рактера относят:

1. Транспортные аварии (катастрофы) на всех видах транспорта.

2. Пожары и взрывы.

3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).

4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).

5. Аварии на коммунальных системах обеспечения.

7 Гидродинамические аварии.

1. Транспортные аварии

Отличительными особенностями транспортных аварий (катастроф) могут являться:

* удаление места катастрофы от крупных населенных пунктов, что усложняет сбор достоверной ин­формации в первый период и объем оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

* ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с не­обходимостью вывода железнодорожного состава с территории станции на перегоны, туники и подъездные пути;

* необходимость использования тепловозов для рассредоточения составов на электрифицированных участках;

* затрудненность обнаружения возгорания в пути следования, отсутствие мощных средств пожаро­тушения;

* труднодоступность подъездов к месту катастрофы и затрудненность применения инженерной тех­ники;

* наличие, в некоторых случаях, сложной медико-биологической обстановки, характеризующейся массовым возникновением санитарных и безвозвратных потерь;

* необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения;

* трудность в определении числа пассажиров, выехавших из различных мест и оказавшихся в зоне аварии (катастрофы);

* организация отправки погибших к местам их захоронения в другие города;

* прибытие родственников из различных городов страны, организация размещения, обслуживания и др.;

* организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания мест­ности и т. д.

2. Внезапное обрушение сооружений и зданий

Этот тип аварий, как правило, происходит обычно не сам по себе, а инициируется каким-то по­бочным фактором. Например, большое скопление людей; активная производственная деятельность в разгар рабочего дня; проходящий подвижной состав и т. п.

В результате, эти чрезвычайные ситуации труднопредсказуемы и сопровождаются большими человеческими жертвами.

* осушения;

* рыбозащиты;

* регулирования уровня воды;

* обеспечения деятельности речных и морских портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, судоходства;

* подводной добычи, хранения и транспортировки (трубопроводы) полезных ископаемых

(нефти и газа).

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясения, ураганы, размывы плотин) или воздействия человека, а также из-за конст­руктивных дефектов или ошибок проектирования.

К основным гидротехническим сооружениям относятся: плотины, водо-образные водосборные сооружения, запруды,

3. Плотины - гидротехнические сооружения (искусственные плотины) или природные образо­вания (естественные плотины), ограничивающие сток, создающие водохранилища и разницу уровней воды по руслу реки.

4. Водохранилища могут быть долговременными (как правило, образованными гидротехниче­скими сооружениями; временными и постоянными) и кратковременными (за счет действия сил при­роды; оползней, селей, лавин, обвалов, землетрясений и т. п.).

Проран - повреждение в теле плотины, образовавшееся в результате ее размыва.

Устремляющийся в проран поток воды образует волну прорыва, имеющую значительную высо­ту гребня и скорость движения и, обладающую большой разрушительной силой. Волна прорыва об­разуется при одновременном наложении двух процессов: падения вод водохранилища из верхнего в нижний бьеф, порождающего волну и резкого увеличения объема воды в месте падения, что вызыва­ет перетек воды из этого места в другие, где уровень воды ниже.

5. Высота волны прорыва и скорость ее распространения зависят от размера прорана, разницы уровней воды в верхнем и нижнем бьефе, гидрологических и топографических условий русла реки и ее поймы.

Скорость продвижения волны прорыва, как правило, находится в диапазоне от 3 до 25 км/ч, а высота 2-50 м.

Основным следствием прорыва плотины при гидродинамических авариях является катастрофи­ческое затопление местности, заключающееся в стремительном затоплении волной прорыва ниже-расположенной местности и возникновением наводнения.

Катастрофическое затопление характеризуется:

*максимально возможными высотой и скоростью волны прорыва;

*расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в соответствующий створ;

*границами зоны возможного затопления;

*максимальной глубиной затопления конкретного участка местности;

* длительностью затопления территории.

При разрушениях гидротехнических сооружений затопляется часть прилегающей к реке мест­ности, которая называется зоной возможного затопления.

В зависимости от последствий воздействия гидропотока, образующегося при гидротехнической аварии, на территории возможного затопления следует выделять зону катастрофического затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовые потери людей, разру­шения зданий и сооружений, уничтожение других материальных ценностей.

Время в течении которого затопленные территории могут находиться под водой, колеблется от 4 часов до нескольких суток.

По масштабу распространения, сложности обстановки и тяжести последствий наиболее катаст­рофическими являются пожары, взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, гидродинамические аварии. Преимуще­ственно такие аварии происходят на потенциально опасных объектах.

Причины и источники техногенных аварий и катастроф

Для современного мира характерным является возрастание масштабов последствий техноген-ных аварий и катастроф (будь то авиационная, железнодорожная или морская) при уменьшении ве­роятности их реализации. Например, если в 40-х годах нашего столетия в десятках авиационных катастроф погибали десятки людей, то ныне единичная катастрофа уносит жизни сотен людей. Дей­ствительно, опасности техногенного происхождения уже стали в категориях ущерба соизмеримыми с негативными для человека природными явлениями. Тому есть множество примеров. Так, атмосфер­ные воздействия - смерчи происходят до 700 раз в год. Около 2% из них приносят ущерб, связанный с гибелью в среднем 120 человек и потерей порядка 70 миллионов долларов. В то же время только в нефтепереработке, по оценкам специалистов, ежегодно случается около 1500 аварий и катастроф, 4% которых сопровождаются потерей человеческих жизней и материальным ущербом до 100 миллионов долларов.

Многие современные потенциально опасные производства спроектированы таким образом, что вероятность крупной аварии на них оценивается величиной порядка 10"4. Это означает, что из-за не­благоприятного стечения обстоятельств с учетом реальной надежности механизмов, приборов, мате­риалов и человека возможно одно разрушение объекта за 10000 объекто-лет. Если объект единственен, то с очень высокой вероятностью за это время на нем не произойдет крупной аварии. Если таких объектов 1000, то каждое десятилетие можно ждать разрушения одного из них. И, нако­нец, если число подобных объектов близко к 10000, то ежегодно один из них статистически может быть источником аварии. В этом обстоятельстве кроется одна из причин обсуждаемых проблем. Спроектированный по техническим средствам и регламентным требованиям объект, достаточно на­дежный в условиях малого тиражирования, теряет статистически надежность при массовом воспро­изводстве.

Увеличение масштабности последствий происходящих техногенных аварий и катастроф - ре­зультат особенностей научно-технического прогресса на современном этапе. Непрерывно продолжа­ет расти энерговооруженность человеческого общества. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты все более концентрируются, Во имя экономических показателей повы­шается их единичная мощность. Возрастает давление в разнообразных промышленных аппаратах и транспортных коммуникациях , сеть которых становится все более разветвленной. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывается, транспортируется, хранится и используется около 10 мил­лиардов тонн условного топлива. По энергетическому эквиваленту эта масса топлива, способная го­реть и взрываться, стала соизмеримой с арсеналом ядерного оружия, накопленного в мире за всю историю его существования.

"Обычно аварии предшествует фаза накопления каких-либо дефектов в оборудовании или от­клонений от нормальных процедур ведения процесса. Длительность этой фазы может измеряться минутами или сутками. Сами по себе дефекты или отклонения еще не представляют угрозы, но в критический момент они сыграют роковую роль. Во время бхопальской (в г, Бхопале, Индия, ред.), например, аварии на этой фазе были отключены холодильные устройства на емкости с метилизоциа-натом, разгерметизирована коммуникация, связывающая эту емкость с поглотителем ядовитых газов, отключен факел, предназначенный для их сжигания в аварийных ситуациях. Перед аварией в Черно­быле также было отключено несколько аварийных защит, а активная зона реактора лишена обяза­тельного минимума стержней, поглощающих нейтроны. Накопление на этой фазе подобных отклонений от нормы связано либо с не наблюдаемостью работы элементов конструкций и материа­лов из-за отсутствия необходимых средств диагностики, либо, что бывает гораздо чаще, с тем, что персонал привыкает к такого рода отклонениям - ведь они довольно часты и в подавляющем боль­шинстве случаев не приводят к авариям. Поэтому ощущение опасности притупляется, восстановле­ние нормального состояния приборов и оборудования откладывается, процесс продолжается в опасных условиях.

На следующей фазе происходит какое-либо инициирующее событие, как правило, неожиданное и редкое. В Бхопале - это попавшее через пропускающую задвижку в емкость с метилизоциатаном небольшое количество воды, вызвавшее экзотермическую реакцию, которая сопровождалась стреми­тельным подъемом температуры и давления метализоцианата. В Чернобыле - это введение положи­тельной реактивности в активную зону реактора: последовал мгновенный перегрев тепловыделяющих элементов и теплоносителя. В подобных ситуациях у оператора не оказывается ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно авария происходит на третьей фазе как результат быстрого развития событий. В Бхопале - это открытие обратного клапана и выброс ядовитого газа в атмосферу. В Чернобыле - раз­рушение конструкций и здания паровым взрывом, усиленным побочными химическими процессами, и вынос накопившихся радиоактивных газов и части диспергированного топлива за пределы четвер­того блока. Эта последняя фаза была бы невозможной без накопления ошибок на первой стадии".

По-видимому, справедливо утверждение, что в любой сложной системе всегда найдется хотя бы один немарковский отказ, вызывающий множество последующих. Лавинообразный процесс на­растания отказов есть развитие аварийной ситуации в аварию с потерей контроля над системой и переходом ее в пораженное состояние. На этой стадии система уже не управляема и не может быть восстановлена собственными силами. Причиной возникновения такого положения является ограни­ченность наблюдаемости за системой. Увеличение наблюдаемости, то есть количество контролируе­мых параметров и методов их обработки приводит к исключению выявленного немарковского отказа. Однако всегда можно утверждать, что в этой новой системе будет содержаться и новый по­тенциально ненаблюдаемый отказ.

Известно, что химическое предприятие как источник повышенной опасности может находить­ся в двух устойчивых состояниях - нормальном и пораженном. Переход из одного устойчивого со­стояние в другое происходит через неустойчивое состояние, которое обычно называется аварийной ситуацией.

Состояние предприятия, как и любой сложной системой, можно описать n-мерным вектором в фазовом пространстве. Координатами такого вектора являются параметры технологических процес­сов Обычно удается указать нижнюю и верхнюю границы параметров, внутри которых процесс про­текает устойчиво. Выход параметров за границы является признаком аварийной ситуации, то есть лотерей устойчивости. Вернуть процесс в прежние границы теперь может только специальная систе­ма аварийной защиты. Если это произошло, то аварийная ситуация считается локализованной. В про­тивном случае объект переходит в новое устойчивое состояние - пораженное, которое характеризуется полной потерей контроля и управления. С этого момента объект сам становится источником поражающих факторов для окружающей среды. То есть возникает новый n-мерный вектор состояния объекта, координатами которого являются поражающие факторы: ударная волна, тепловое излучение, химическое заражение и т. п. Возможности управления этим вектором, как правило, огра­ничены и требуют привлечения значительных региональных сил и средств. Собственно этот вектор и является источником ущерба, особенностью которого является практически полная неконтролируемость в реальном масштабе времени, причем с возрастанием времени от момента возникновения аварийной ситуации до перехода в пораженное состояние неопределенность увеличивается не ли­нейно. В целом же, максимальный размер ущерба определяется количеством энергии и вещества, за­пасенных в технологических процессах к моменту аварии.

Обширная статистика аварий и катастроф и исследование процессов, связанных с этими явле­ниями, позволяют достаточно надежно прогнозировать "сценарий" и максимально возможные по­следствия аварий.

Состояние и рабочая эффективность технических средств (систем предупреждения аварийных ситуаций), структурные недостатки материалов и степень их соответствия требованиям, износ, кор­розия и старение конструкций - все это является предметом исследования при выяснении возможных причин аварий и катастроф. Однако не меньшее значение имеет человеческий фактор. Анализ стати­стических данных показывает, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала. В на­стоящее время в мире заметно вырос удельный вес аварий, происходящих вследствие неправильных действий обслуживающего персонала. Чаще всего это происходит из-за недостатка профессионализ­ма, а также неумения принимать оптимальные решения в сложной обстановке, в условиях дефицита времени. При психологических перегрузках некоторые специалисты допускают неправильные дейст­вия, приводящие к непоправимым последствиям.

Мировой опыт показывает, что для предупреждения аварийных ситуаций необходим комплекс законодательных, экономических и технических мероприятий, который по существу представлял бы неформальную систему управления риском. Основой такой системы является законодательная ини­циатива но установлению приемлемого на сегодня уровня риска. Механизм реализации - эффектив­ная налоговая и страховая политика, обеспечивающая экономическое стимулирование снижения уровня риска конкретного предприятия. Средствами, обеспечивающими требуемый уровень безопас­ности, являются технические устройства и мероприятия.

Необходимым элементом такой системы является институт государственной сертификации опасных производств по уровню безопасности, причем сертификат является основным документом для определения размера взноса предприятия в страховой фонд. Чем больше величина риска,. Тем больше и взнос в страховой фонд. Возмещение убытков из-за аварий ведется только через этот фонд. Он мог являться и крупных отраслевых программ по снижению уровня риска.

Потенциально опасные объекты. Оценка источников техногенной опасности.

Анализ чрезвычайных ситуаций техногенного характера показывает, что значительная доля их, особенно таких, которые приводят к поражению людей и большим материальным потерям, возника­ет в результате аварий и катастроф на промышленных объектах.

Для облегчения работы по определению и осуществлению мер по предупреждению возникно­вения чрезвычайных ситуаций, уменьшению тяжести их последствий и создания условий для их лик­видации важно систематизировать объекты по признаку, наиболее влияющему на возникновение ЧС на этих объектах. Этим признаком является опасность, которая в случае производственной аварии на данном объекте: выброса в окружающую среду вредных веществ (РВ, СДЯВ, БОВ), взрыва, пожара, катастрофического затопления.

Объект экономики или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель лю­лек, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб народному хозяйству и окружающей природной среде называется потенциально опасным объектом.

По своей потенциальной опасности объекты экономики подразделяются на четыре группы:

первая - химически опасные объекты (ХОО);

вторая - радиационно-опасные объекты (РОО);

третья - пожаро - и взрывоопасные объекты (ПВО);

четвертая - гидродинамически опасные объекты (ГДОО).

* предприятия химической, нефтехимической оборонной промышленности;

* железнодорожные цистерны со СДЯВ, продуктопроводы, газопроводы.

Радиационно-опасные объекты (РОО) - любой объект, в т. ч. ядерный реактор , завод, исполь­зующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место хранения ядер­ного материала и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на которых или разрушении которых может произойти облу­чение или радиоактивное загрязнение людей, с/х животных и растений, а также окружающей при­родной среды.

К типовым РОО относятся:

*предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и захоронению р/а отходов;

* предприятия по изготовлению ядерного топлива;

* научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные установки и стенды;

* транспортные ядерные энергетические установки;

* военные объекты.

Потенциальная опасность РОО определяется количеством р/а веществ, которое может посту­пить в окружающую среду в результате аварии на РОО. А это в свою очередь зависит от мощности ядерной установки. Наибольшую опасность представляют АС и НИИ с ядерными установками и стендами. Аварии на них классифицируются как по возможным масштабам последствий: локальная, местная, общая, региональная, глобальная, так и по нормам эксплуатации (проектные, проектные с наибольшими последствиями, запроектные).

1 Пожаро-взрывоопасный объект (П BOO ) - это объект, на котором производятся, хранятся, ис­пользуются или транспортируются продукты и вещества, приобретающие при определенных услови­ях (авариях, инициировании) способность к возгоранию (взрыву).

По своей потенциальной опасности эти объекты подразделяются на 5 категорий:

А - объекты нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, склады нефтепродуктов;

Б - производства угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, синт. каучука;

Идентификация, т. е. установление степени опасности объектов включает:

*первичное (начальное) определение степени опасности объекта экономики, основанное на анализе возможных видов ущерба, наносимого человеку и окружающей среде;

*выделение приоритетных для последующего анализа объектов.

При проведении идентификации учитывается две категории опасностей

*опасности, возникающие в процессе нормальной эксплуатации объекта;

*опасности аварийной природы, в т. ч. нештатные ситуации, при которых имеет место значи­тельное повышение уровня риска.

Процедура начального определения степени опасности объекта реализуется с помощью состав­ляемой таблицы, характеризующей возможный ущерб от функционирования объекта, а также ин­формации о количестве вредных веществ и материалов, которые производятся, перерабатываются, хранятся на объекте или транспортируются.

Качественная оценка возможных видов ущерба от функционирования опасных объектов экономики

Таблица заполняется с привлечением экспертов. В графе соответств. Ущербов (видов его) запи­сываются утверждения (ответы): "Да", "Нет", "Возможно" в зависимости от оценки экспертов. Виды возможного ущерба,. Приведенные в таблице, могут быть изменены и дополнены. Опасность объекта оценивается по трем категориям:

1) количеству утверждений "Да" и "Возможно" относящимся к тем или иным видам возможно­го техногенного воздействия (индексам опасности);

2) количеству производимых, перерабатываемых, транспортируемых или хранимых вредных материалов и веществ;

3) безопасному радиусу, характеризующему зону безопасности.

В качестве критериальных (пороговых) значений количеств вредных веществ, при повышении которых объект считается потенциально-опасным, могут быть приняты данные из Директивы Евро­пейского экономического сообщества (ЕЭС) по основным опасным веществам. Эти данные, а также размеры безопасных зон для объектов с опасными веществами даны в Зтоме "Руководства по анали­зу и управлению риском в промышленном регионе", Москва, ГКЧС РФ год.

Если количество вредных веществ равно или больше указанного, то применяется утверждение

Если количество веществ менее табличного, проводится дополнительный анализ опасности объекта по рассматриваемому признаку с целью у становления возможности принятия утверждения "возможно".

При этом используется упрощенная оценка опасности объектов, основанная на данных по поро­говым количествам трех классов веществ: горючих, взрывчатых и высокотоксичных.

Считается, что опасность объекта следует оценить меткой "возможно" если количество веществ на OIIX превышает:

a) горючих -10 кг.

b) взрывчатых - 1 кг.

c) для высокотоксичных веществ (ОВ и СДЯВ) дополнительная оценка порогового количества может быть произведена с помощью такой токсической характеристики вещества, как кон­центрация, при которой наблюдается поражения у 50 % реципиентов (ЛК 50).

Данные по пороговым количествам данного класса веществ, при которых возможно формиро­вание облака зараженного воздуха ЛК 50, приведены в Руководстве. При наличии на объекте высокотоксичных веществ в количествах, равных или превышающих эти данные, для объекта принимается метка "возможно".

При оценке опасности транспортных объектов меткой "Да" обозначаются все транспортные средства, перевозящие или передающие материалы специфических категорий: канцерогенные, мутагенные, тератогенные.

Оценка опасности объектов по критерию "Зона безопасности" производится с учетом их местоположения, характера окружающей среды, близости населенных пунктов и т. д.

По всем рассмотренным выше признакам, ОНХ получают соответствующие метки (да, возможно

нет). При наличии меток "да" или "возможно" по одному из признаков объект считается, в принципе, опасным и его необходимо принимать во внимание при проведении анализа. При большом количестве опасных объектов возникает необходимость выделения наиболее опасных из них. Для него выполняются следующие расчеты и оценки:

* вычисляется и анализируется дополнительный критерий (потенциальный индекс опасности смер­тельных поражений людей в ближайшем от объекта населенном пункте при аварийных ситуациях - ПИО);

* оценивается максимальное количество людей, подвергающихся поражающему воздействию, мас­штабы возможных разрушений и ухудшение качества окружающей среды при наиболее тяжелом варианте аварии;

* для условий нормальной регламентной работы объекта производится сравнительная оценка кон­центраций вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых в другие среды, с пре­дельно допустимыми уровнями загрязнений.

Для вычисления потенциального индекса опасности (ПИО) рекомендуются формулы:

а) для объектов с горючими материалами

ПИO = 10 * Q r/d

Q r - количество горючего материала (вещества) на объекте, кг.

d - расстояние до ближайшего населенного пункта, гл.

б) для объектов со взрывчатыми веществами

ПИО = 100 * Q ВВ / d

q BB - количество ВВ на ОНХ, кг,

d - в прежнем состоянии, м,

в) для объектов с высокотоксичными веществами

ПИО = 1000 * Q T /Q TПd

Q т - количество высокотоксичного вещества объекте, кг.

Q тп - пороговое количество этого вещества, которое формирует облако зараженного воздуха с концентрациями ЛК 50, кг.

d - в прежнем обозначении, м.

В число самых опасных ОНХ включаются объекты, для которых ПИО > 1.

Как видим, анализ потенциальной опасности объектов при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях (т. е. в чрезвычайных ситуациях) предполагает проведение процедуры оценки риска, кото­рая включает в себя определение численных значений вероятности реализации этих событий, по­строение сценариев развития ЧС и оценку на этой основе возможных последствий.

Процедура оценки риска затруднена необходимостью проведения большого количества слож­ных расчетов и отсутствием в настоящее время достоверных исходных данных.

В этой связи возникает потребность иметь простые расчетные соотношения, позволяющие опе­ративно проводить оценку потенциальной опасности объектов экономики при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях.

Такая методика определения потенциальной опасности объектов была разработана сотрудни­ками штаба ГО СССР, научно-техническим комитетом ГО СССР но результатам научно-исследовательских работ и предназначена для органов гражданской обороны .

Методика предназначена для оперативной оценки потенциальной опасности объектов экономи­ки при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, на основе учета образующихся в этих случаях полей поражающих факторов и последствий их воздействия на людей,

Опасность объекта характеризуется максимальной потенциальной угрозой, создаваемой мас­сой находящихся на объекте опасных веществ.

Под опасным веществом понимается такое вещество, определенное количество которого способно инициировать явления или процессы, поражающие людей, наносящие ущерб основным произ­водственным фондам или окружающей среде.

В качестве опасных веществ в Методике рассматриваются:

a) взрывчатые вещества (ВВ);

b) сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ);

c) топливовоздушные смеси (вещества, способные образовывать в ЧС взрывоопасные облака - ожиженные нефтяные или природные газы).

В качестве меры опасности объекта с пожаро-взрывоопасными производствами принимается количество несчастных случаев со смертельным исходом в результате инцидента, вызванного чрез­вычайным событием.

Пороговый уровень смертности - 10 погибших при инциденте - принимается в качестве крите­рия опасности ОПХ. (Данный критерий опасности является общепринятым за рубежом и введен В. Маршалом " основные опасности химического производства". М. Мир, 1989 г.)

Под потенциально опасным объектом понимается такой объект, ЧС на котором приведет к ги­бели не менее 10 человек (из числа персонала объекта или населения) или границы зон действия по­ражающих факторов при ЧС выходя] за территорию объекта или территорию его санитарно-защитной зоны.

В качестве основных поражающих факторов на объектах с пожаро-взрывоопасными производ­ствами рассматриваются:

*воздушная ударная волна (ВУВ) взрывов ВВ;

*воздушная ударная волна взрывов ТВС;

*токсическое действие СДЯВ, находящихся на объекте или образующихся в ходе неконтроли­руемых химических реакций в процессе инцидента.

В качестве нормированных показателей поражающей опасности объекта приняты:

*удельная смертность (число погибших в результате инцидента, отнесенное к количеству опас­ного вещества, т/чел.);

*радиус поражения (радиус круга с центром в точке реализации инцидента).

Для ВУВ взрывов ВВ, облаков ТВС в качестве границы радиуса смертельного поражения при­нимается избыточное давление, приводящее к гибели человека.

Для токсического действия СДЯВ в качестве границы радиуса смертельного поражения приня­та глубина зоны летательной концентрации СДЯВ.

Расчет радиуса поражения при инциденте проводится из предположения, что все направления реализации опасности равновероятны. При одновременной реализации на ОНХ нескольких инциден­тов, ожидаемое количество погибших определяется:

*в случае наложения зон действия поражающих факторов - по фактору наиболее опасному для человека;

*в случае раздельного положения зон действия поражающих факторов - как сумма погибших от каждого фактора.

Основные расчетные соотношения:

1. Взрыв конденсированных ВВ

a) число погибших при взрыве n bb = Р * qbb 0,666

b) радиус смертельного поражения R BB = 18,4 * qbb 0,333

n bb - среднее число погибших, чел.

r bb - радиус смертельного поражения при взрыве ВВ, м.

Р - плотность населения, тыс. чел./км2

q bb - масса заряда ВВ, т.

Определение nbb и rbb можно осуществить также с помощью таблиц.

2. Взрыв облака топливовоздушной смеси

a) число погибших n tbc = 3PQ tbc 0,666

b) радиус смертельного поражения r tbc = 30 q tbc 0,333

q tbc - масса прореагировавшей части облака ТВС, г. Для оценочных расчетов принимают:

Для облака образовавшегося при полном разрушении резервуара хранения (мгновенное разруше­ние qtbc = q (полная масса).

Для облака, образовавшегося в результате испарения разлития (при наличии в резервуаре пробоин, трещин и т. д.)

q tbc = 50 % Q разлития

n tbc и r tbc можно определять также и по таблицам Методики. 3. Выброс сильнодействующих ядовитых веществ.

Число погибших при выбросе СДЯВ Nсдяв = М* Qсдяв, где:

М - средняя удельная смертность при воздействии данного СДЯВ, ч/т Qсдяв - масса выброса СДЯВ, т.

Численные значения М для промышленных опасных веществ берут в таблице Методики результаты анализа последствий ряда аварий и по Маршалу "Основные опасности химического производства", М. Мир, 1989 г.).

В основу определения глубины определения опасной зоны при мгновенном или продолжительном выбросах СДЯВ положены результаты работ применительно к хлору.

При определении глубин зон для других СДЯВ используются коэффициенты перерасчета Кл и Кп:

L Л = К Л * L ЛХЛ

L П = К П * L ПХЛ

значения Кл и Кп для промышленных опасных веществ даны в таблицах (Приложение к Мето­дике).


Содержание
    Введение………………………………………………………… …………….3
    Техногенные чрезвычайные ситуации. Их классификация………………..3
    Понятие об аварии и катастрофе. Факторы их возникновения……………5
    Последствия аварий и катастроф…………………………………………….7
    Крупнейшие аварии и катастрофы XX века………………………………...8
    Заключение…………………………………………………… ……………..13
    Список использованной литературы……………………………………….14

1. Введение
На всех стадиях своего развития человек связан с окружающим его миром и средой обитания. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза.
Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

2. Техногенные чрезвычайные ситуации. Их классификация
Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.
Техногенные чрезвычайные ситуации – это ситуации, происходящие в большинстве своем в техносфере и связанные, как правило, с производственной деятельностью человека, приводящей к авариям или катастрофам, в результате которых нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровья, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Специалисты разделяют техногенные чрезвычайные ситуации на 10 типов по объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения:

В свою очередь, каждый тип аварий (катастроф) подразделяют на отдельные виды:

Считается, что человеческими ошибками обусловлены 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% – при авиакатастрофах и 80% – при катастрофах на море.
Наиболее вероятными являются аварии на больших технологических системах, что обусловлено увеличением их числа, сложности, ростом мощности агрегатов и территориальной концентрации аварийно–опасных объектов.

3. Понятие об аварии и катастрофе. Факторы их возникновения
Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, пожаро– и взрывоопасных технологий и производств.
Авария происшествие в технической системе, которое приводит к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально–бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
Катастрофа – происшествие в технической системе; крупная авария, влекущее за собой трагические последствия. Катастрофы сопровождаются разрушением зданий, различных сооружений, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.
Основными факторами возникновения опасностей и ЧС техногенного характера являются:
нарушение трудовой и технологической дисциплины;
ошибки при проектировании и строительстве;
грубое нарушение регламентированных требований безопасности (промышленной, пожарной, санитарно–эпидемической и т. п.);
использования плохого качества конструкций, материалов и сырья;
износ оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств и основных производственных фондов;
увеличение количества потенциальных опасных объектов;
кризисные явления в экономике и спад производства;
концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;
нехватка квалифицированных кадров, обладающих культурой безопасности на производстве и в быту;
усложнение технологий и режимов управления современными производствами;
конструктивные недостатки и неисправность оборудования;
существенное ухудшение материально– технического снабжения;
недостаточный уровень предупредительных мероприятий по уменьшению масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций, снижению риска их возникновения.
Перечисленные факторы повышают риск возникновения опасных ситуаций, аварий и катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

4. Последствия аварий и катастроф
Характер последствий аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария, как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются здания, повреждается техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Особую опасность представляют взрывы на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.
Возникающие при авариях и катастрофах пожары могут вызвать взрывы, которые в свою очередь могут быть вторичной причиной пожара. Знание причин возможных производственных аварий на том или ином предприятии и всесторонняя оценка опасности, которую может представлять предприятие в случае аварии для рабочих и служащих и проживающего вблизи населения, позволяют:
– правильно определить мероприятия по предупреждению аварий;
– предусмотреть необходимые меры по защите людей и снижению ущерба в случае возникновения аварии.
Большое значение имеют своевременность и полнота проведенных оргмероприятий по предупреждению аварий и катастроф. К таким мероприятиям относятся:
– организация устойчивости системы управления в любых возможных условиях обстановки;
– на каждом объекте должен быть разработан план ликвидации возможных аварий, организована подготовка рабочих и служащих к работе в аварийных условиях, предусмотрен резерв сил и средств для ликвидации последствий аварии.
Разработка этих мероприятий позволяет заблаговременно подготовить необходимые силы и средства, обеспечивающие успешную ликвидацию аварий в кратчайшие сроки.

5. Крупнейшие аварии и катастрофы XX века
Аэрокосмические катастрофы
9 сентября 1913г. – вблизи острова Гельголанд потерпел крушение немецкий «цеппелин» L 1. Большая часть экипажа утонула.
4 декабря 1933г. – упал в воду и разрушился американский дирижабль «Акрон». Это самая страшная катастрофа дирижабля, при которой погибли 73 человека.
30 января 1934г. – стратостат «ОСОАВИАХИМ 1», установивший мировой рекорд высоты 22 км, потерпел аварию. Погиб экипаж из трех человек.
18 мая 1935г. восьмимоторный агитационный самолет «Максим Горький» («АНТ 20») столкнулся с самолетом сопровождения. Погибли 80 человек пассажиров и 8 членов экипажа.
3 мая 1953г. во время сильной бури разбился первый в мире реактивный лайнер «Комета – 1 G – ALYV». Место катастрофы Калькутта, Индия. Погибли 43 человека.
16 марта 1969г. – самолет «DC – 9» разбился после взлета из Маракайбо, Венесуэла. 155 человек погибли.
30 июня 1971г. разгерметизация станции «Союз 11» при возвращении на Землю. Сгорели три советских космонавта: Волков, Добровольский и Пацаев.
3 марта 1974г. – турецкий «DC – 10» разбился недалеко от Парижа из-за разгерметизации грузового отсека. 346 человек погибли.
3 августа 1976г. – «Боинг – 707» врезался в склон горы недалеко от Агадира, Марокко. Погибли 188 человек.
27 марта 1977г. – два «Боинга – 727» столкнулись на взлетно посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Количество жертв – 582.
25 мая 1979г. – «DC – 10» разбился после взлета в международном аэропорту «О"Хара», Чикаго, США. 275 погибших.
19 августа 1980г. самолет «Тристар» Саудовских авиалиний сгорел после аварийной посадки в Эр–Рияде. 301 человек погиб.
12 августа 1985г. японский «Боинг 747» врезался в гору Огура, Япония. 520 погибших.
28 января 1986г. космический корабль «Челленджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. 7 астронавтов сгорели в считанные секунды.
11 июля 1991г. – нигерийский «DC – 8» разбился при посадке в Джидде. 261 жертва.
12 ноября 1996г. после взлета из аэропорта Дели (Индия) «Боинг 747» Саудовской авиакомпании столкнулся с «Ил 76» компании «Казахские авиалинии», заходившим на посадку. Погибли 372 человека.
6 декабря 1997г. сразу же после взлета с Иркутского аэродрома транспортный самолет «Руслан» рухнул на близлежащие дома, жители которых и экипаж погибли.
2 сентября 1998г. аэробус «Макдонел Дуглас» упал в море недалеко от Галифакса, Канада. 229 человек погибли.
Взрывы
10 марта 1906г. страшная катастрофа начала века в Европе. От взрыва на руднике «Курьерс», Франция, погибли 1060 человек.
6 декабря 1917г.
и т.д.................

Земля существует более 4 млрд лет. За этот промежуток времени на ней происходили различные процессы: зародилась жизнь, образовалась атмосфера, появились флора и фауна. На фоне эволюционных изменений происходили и катастрофические явления, вызванные силами Земли и космоса. С прогрессом появился термин «техногенная катастрофа». Это относительно новое понятие неотъемлемо связано с развитием всего человечества.

Виды происшествий

Само слово «катастрофа» очень широко применяется в последние годы. Его употребляют в случае полного вымирания какого-нибудь биологического вида, крупной аварии на производстве, столкновения поездов, взрыва нефти, газа, ядерного топлива, человеческих жертв в автомобильной аварии и др.

Выделяют 4 типа катастроф:

  1. Экологические.
  2. Природные.
  3. Социальные.
  4. Техногенные.

Бедствия техногенного характера

Техногенная катастрофа - чрезвычайное происшествие или возникновение и развитие в технологической сфере неуправляемого негативного процесса. Такое событие влечет за собой многочисленные человеческие жертвы, оказывает ущерб здоровью людей и значительный урон окружающей среде. Техногенные аварии и катастрофы обуславливаются внезапным выходом из строя различных агрегатов, машин и механизмов во время эксплуатации, что связано с серьезными нарушениями производственного процесса. Также они характеризуются взрывами, радиоактивным, биологическим или химическим заражением больших территорий земли.

Природные и техногенные катастрофы

Любая развитая цивилизация может быть разрушена в результате катастрофы глобального масштаба. Человек не способен противостоять таким явлениям, как извержение вулкана, наводнение, цунами, землетрясение. Даже нашествие саранчи способно ему навредить. Кроме этого, многочисленные несчастные случаи и катастрофы вселенского масштаба происходят и внутри цивилизации, которая чем больше развивается и растет, тем больше превращается в некую губительную силу для всего живого. Природные и техногенные катастрофы сопровождают развитие Земли и человечества во всех периодах становления.

Почему возникают бедствия техногенного характера?

Человек так устроен, что ему необходимы все новые и новые блага цивилизации. Он хочет быстрее передвигаться, выше подниматься в небо, глубже нырять в морские глубины или погружаться в недра Земли. Человеку свойственно окружать себя еще большим комфортом и удобством, и ничто не может его остановить, даже такая страшная плата, как техногенные аварии и катастрофы. Зачастую они происходят из-за нелепого стечения обстоятельств и приводят к необратимым последствиям.

Классификация

Чрезвычайные ситуации классифицируются по разным показателям. Виды техногенных катастроф:

  1. Транспортные аварии грузовых и пассажирских поездов, судов, самолетов, ракетных космических комплексов, космических летательных аппаратов.
  2. Взрывы и их угрозы, пожары в различных зданиях, в том числе культурно-бытового и социального назначения, также на промышленных объектах добычи и переработки, хранения горючих, легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ (шахтах и др.).
  3. Аварии с выбросом или угрозой выброса химически опасных веществ при их переработке, хранении или захоронении.
  4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
  5. Аварии с выбросом или угрозой выброса биологически опасных веществ.
  6. Гидродинамические техногенные катастрофы - прорывы плотин, дамб, шлюзов и др.
  7. Аварии на электроэнергетических системах - это чрезвычайные происшествия на атомных электростанциях.
  8. Аварии коммунальных систем, необходимых для жизнеобеспечения человека: канализационных сетей с большим выбросом загрязняющих веществ, теплосетей, систем водо- и газоснабжения населения.
  9. Чрезвычайная ситуация на очистных сооружениях, что ведет к массовому загрязнению окружающей среды сточными водами.

Возникновение техногенных катастроф в России

Такие происшествия стали в последнее время чуть ли не обыденным делом. Техногенные катастрофы в России напрямую связаны с деятельностью человека. Они протекают непосредственно с загрязнением окружающей среды или без него. Каждый год техническое наследие СССР стареет и изнашивается, а это чревато новыми техногенными опасностями. Заставляют задуматься и готовиться к худшему такие крупнейшие техногенные катастрофы, как:

  1. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
  2. Гибель теплохода устаревшей конструкции "Булгария".
  3. Авария на шахте "Распадская" и др.

Техногенные катастрофы в России также вызваны изношенностью инфраструктуры, технологической отсталостью производств, низкой активностью внедрения безопасных технологий, низким уровнем профессиональной подготовки специалистов.

Причины техногенных катастроф

Различные аварии и катастрофы могут сопровождаться взрывами, выбросом всяческих веществ, в том числе радиоактивных, возникновением пожаров и так далее. В большинстве случаев техногенная катастрофа возникает вследствие умышленных или неумышленных действий человека. Основные причины аварий:

  1. Многочисленные просчеты в процессе проектировки современных зданий.
  2. Недостаточный уровень безопасности сооружений.
  3. Отступление от намеченного проекта и некачественное строительство зданий.
  4. Размещение производства в непродуманном месте.
  5. Недостаточная профессиональная подготовка персонала, его недисциплинированность и халатность, что способствует нарушению основных требований технологического процесса.

Влияние происшествий техногенного характера на природу

Объекты потенциальной опасности:

  1. Ядерная, химическая, горнодобывающая, металлургическая промышленности.
  2. Уникальные инженерные системы и сооружения: плотины, нефтяные или газовые хранилища и др.
  3. Транспортные сети: наземные, подземные, водные, аэродинамические, перевозящие людей и различные грузы.
  4. Газовые, нефтяные магистрали и трубопроводы.
  5. Объекты обороны: самолетные и ракетно-космические комплексы с ядерными зарядами, крупные склады обычного и химического вооружения, атомные подводные лодки и др.

Все вышеперечисленные объекты в случае непредвиденных ситуаций могут негативно повлиять на окружающую среду. И последствия техногенных катастроф могут стать просто губительными для природы. Также аварии на указанных выше объектах могут быть вызваны природными катаклизмами: землетрясениями, наводнениями, штормами, ураганами и тому подобным. Но и сами техногенные катастрофы часто сопровождаются взрывами, радиационными и химическими выбросами, ведущими к поражениям и заражениям, пожарам, обрушениям. Все это негативно сказывается на экологической обстановке в целом и в будущем может привести к необратимым процессам.

Защита от техногенных аварий

Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводят целый комплекс мероприятий организационного, технического и правового контроля. Это и есть своего рода защита от техногенных катастроф. Основные меры по предупреждению происшествий такого рода:

  1. Опасные объекты должны быть размещены на удаленном расстоянии от жилых построек и других сооружений.
  2. Необходимо грамотно разрабатывать, производить и применять промышленные установки. Они должны быть безопасными и надежными.
  3. Внедрение автоматизированных систем контроля безопасности производства.
  4. Повышение надежности систем контроля.
  5. Замена изношенного оборудования и техники вовремя.
  6. Соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации технического оборудования.
  7. Своевременное обслуживание техники и оборудования.
  8. Совершенствование пожарной защиты и правил пожарной безопасности.
  9. Необходимость снижения опасных веществ на объектах в пределах допустимого уровня.
  10. Нужно соблюдать необходимые правила при перевозке и хранении опасных грузов.
  11. Использовать результаты прогнозов чрезвычайных ситуаций для совершенствования систем безопасности.

Правил и различных мероприятий по защите и предупреждению техногенных катастроф существует достаточно много. Для каждой сферы деятельности, кроме общих мер, предписаны сугубо индивидуальные.

Катастрофы техногенного характера за рубежом

На протяжении нескольких десятков лет Международный центр исследований эпидемий и катастроф составляет базу данных различных чрезвычайных ситуаций. Любое событие характеризуется как техногенная катастрофа, если:

  1. Погибло более десяти человек.
  2. Сто или более человек считаются пострадавшими.
  3. Местные власти объявили о чрезвычайном происшествии.
  4. Пострадавшая страна обратилась за помощью к другим государствам.

По статистике число техногенных явлений резко возросло с 1970 года. Увеличилось количество аварий в транспортной сфере, прежде всего на морях и реках. Наибольшее количество жертв имеют Азия и Африка. По данным Международного центра исследований эпидемий и катастроф уровень смертности от техногенных аварий в индустриально развитых государствах в период с 1994 года по наше время составляет около одного процента в расчете на один миллион человек. Для остальных стран это число увеличивается почти втрое.

Глобальная катастрофа

Самая масштабная экологическая техногенная катастрофа - взрыв атомного реактора на Чернобыльской атомной электростанции. Эта авария обошлась в 200 млрд долларов ущерба. И это притом, что действия по ликвидации катастрофы не завершены еще и наполовину, несмотря на то что прошло уже почти тридцать лет. Более 135 тысяч человек и 35 тысяч голов скота были эвакуированы в тот период. Вокруг атомной станции, находящейся вблизи белорусско-украинской границы, была создана зона отчуждения. Там сама природа справляется с высоким уровнем радиации. Эта зона - своего рода огромная лаборатория, где ставится эксперимент относительно того, что произойдет с флорой и фауной в условиях ядерного заражения местности.

Современный мир таков, что научный прогресс достиг уже уровня, когда человечество иногда может предсказать природные катастрофы. Возможно, в скором времени мы научимся и предупреждать их. Тогда техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций станет меньше!



Просмотров