Научные статьи по проблемам экологического права. Охрана окружающей среды. Экология человека список научных статей

Скрипник И.И.

ПОНЯТИЕ ПРИРОДНОГО ОБЪЕКТА В АСПЕКТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Статья посвящена исследованию таких понятий, как «природный объект» и «природный ресурс» в аспекте правовых отношений. В статье представлена иерархическая структура внешней среды, где основной территориальной единицей выступает природный объект.

Ключевые слова: природный объект, природный ресурс, окружающая среда, экологические правоотношения.

concept of natural object

in the aspect of environmental legal relations

The article is devoted to research of such concepts as «natural object» and «natural resource» in the aspect of legal relations. The hierarchical structure of environment, where the main territorial unit is nature object, is introduced in the article.

Keywords: natural object, natural resource, environment, environmental legal relations.

Скрипник И.И.

Исследование вопроса о природных объектах и природных ресурсах следует предварить рассмотрением самого их понятия. В юридических науках сегодня используется великое множество родственных, а иногда и практически тождественных взглядов, посвященных этим двум понятиям. При этом в их определении и трактовке единства не существует. Для выявления отличительных признаков понятий «природный объект» и «природный ресурс» целесообразно произвести их сравнительный анализ. Это необходимо для разграничения их понимания, поскольку зачастую они обозначают разные части природной среды в одном и том же смысловом ракурсе.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-Ф3 природный объект представляет собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.1 Более конкретная формулировка понятия «природный объект» приведена в Терминологическом словаре.2 Здесь природный объект рассматривается как территориально обособленный элемент (или совокупность элементов) живой и неживой природы, границы которой определены на основе естественных рубежей или логически заданных критериев.

В.В.Петров представляет природный объект как составную часть природной среды, отличающуюся от продуктов человеческого труда естественным характером своего происхождения, отсутствием стоимости как совокупности затрат общественно необходимого труда, состоянием в экологической системе природы.3 По мнению О.Л.Дубовик, понятие «природный объект» выступает как индивидуально-определенный элемент окружающей среды.4 Однако само понятие «окружающая среда» до настоящего времени также не имеет однозначного толкования. Авторы подчеркивают разные стороны понятия, выделяя наиболее важные моменты. Об этом свидетельствуют смежные ему термины: «природа», «природные ресурсы», «естественная среда», «окружающая природная среда», «среда обитания» и др.

В нашем понимании было бы логично рассматривать понятие «окружающая среда» в первую очередь как сложнейшую систему элементов природного и антропогенного характера, взятых в разных масштабах и в разных сочетаниях, находящихся в неразрывном функциональном единстве, а не как простую их совокупность. В целом окружающая среда дифференцируется на околоземное космическое пространство,

1 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. - 2002. - № 6.

2 См.: Филипчук А.Н. Лесное хозяйство: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.Н.Филипчука. - М.: ВНИИЛМ, 2002. - С. 300.

3 См.: Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. - М., 1995. -С. 97-121.

4 См.: Дубовик О.Л. Экологическое право. - М., 2006. - С. 148.

озоновый слой, биосферу, а также географическую оболочку Земли, лишенную жизни. Данные четыре слоя носят общепланетарный характер и составляют сложнейшую гомеоста-тическую систему. В свою очередь биосфера охватывает часть атмосферы, часть литосферы (кору выветривания) и всю гидросферу, представляя оболочку живой материи, которую В.И.Вернадский выделил как «биосфера».5

На данный момент развития человеческой цивилизации природную среду как структурную единицу окружающей среды актуально будет рассматривать пока лишь только в пределах биосферы. При этом, согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», в пределах природной среды рангом ниже выделяются природные комплексы, представляющие «комплексы функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками».6 Природные объекты в свою очередь представляют, согласно данному закону, естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Совокупность элементов природных объектов обеспечивает их целостность, что достигается их функциональным единством. При этом до тех пор, пока они не вовлечены в какие-либо экономические отношения, они остаются элементом той функциональной системы, которую представляют, и не более.

В аспекте правовых отношений каждый элемент данной системы, а также результат их взаимодействия являются теми материальными, функциональными и духовными благами, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы сторон правоотношений. То есть природные блага (в широком смысле), возникшие в ходе функционирования природного объекта, как экосистемы, которые включаются в процесс удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительные и других потребностей человека, представляют не что иное, как природный ресурс.7

В трудах некоторых ученых природные ресурсы получили название компонентов природной среды.8 В то же время С.А.Боголюбов подчеркивает, что основными свойствами компонентов окружающей среды как объектов экологических правоотношений являются их естественное происхождение и неразрывная связь с природой.9 Если какой-либо компонент

5 См.: Вернадский В.И. Избранные труды по биосфере. - М.: Мысль, 1967.

6 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

7 Петров В.В. Указ. соч. - С. 7-21.

8 См.: Высторобец Е.А. Животный мир и право на благоприятную окружающую среду: Информ.-метод. материалы и справочный комплекс: Учеб.-метод. пособ. по курсу: «Экология, охрана природы, экологическая безопасность». - М.: Одна восьмая, 2005. - С. 39.

9 См.: Экологическое право: Учебник для вузов / Под ред. С.А.Боголюбова. - М.: Высшее образование, 2006. - С. 39.

Скрипник И.И.

окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в неразрывной связи, то он является объектом иных правоотношений.

Однако компоненты природной среды (ресурсы), согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», не дифференцируются по видам территории и, по сути, рассматриваются вне связи с природной территорией, представляющей собой природный объект или природный комплекс (совокупность природных объектов). Вместе с тем, именно природный объект, имея конкретную территорию и границы, является образующей системой, синтезирующей различные виды ресурсов (компонентов природной среды). Таким образом, каждый природный объект может включать в пределах своих границ определенную совокупность природных компонентов (ресурсов).

В то же время, согласно словарю юридических терминов, природные ресурсы (от фр. Ressource - вспомогательное средство) - это живые и неживые компоненты, находящиеся в земле, в недрах, в воде и в составе других природных объектов окружающей природной среды, используемые или предназначенные для использования человеком и обществом для удовлетворения своих потребностей.10 Однако и в данной формулировке отсутствует территориальный критерий. Земля, недра и вода не могут являться природным объектом по определению, поскольку они сами являются компонентом природной среды и не располагают конкретной территорией, что характерно для природного объекта согласно закону.

Многие представители правовой науки утверждают, что термин «природный объект» используется для обозначения невеществленных, «неимущественных» частей природы, в то время как природные ресурсы являются объектами гражданских прав, поскольку имеют более имущественную, более правовую, в конечном счете, гражданско-правовую направлен-ность».11 В том, что действующее гражданское законодательство оперирует термином «природный ресурс», а не «природный объект», многие ученые-юристы усматривают терминологическую неточность. Так, по мнению И.А.Дроздова и О.М.Козырь, природные ресурсы, под которыми традиционно понимаются компоненты природной среды, не способны к индивидуализации и не могут быть объектом права собственности и всех производных от него вещных и обязательственных прав.12

С.А.Боголюбов и О.С.Колбасов применительно к исследованиям в области права природопользования и охраны окружающей среды в 1991 году также предлагали отказаться от термина «природные ресурсы» в пользу термина «природные объекты», который имеет более универсальный смысл. По мнению ученых, понятию «пользование природными объектами» придается самый широкий смысл.13 В свою очередь М.М.Бринчук указывает на то, что регулирование и обеспечение практической реализации мероприятий по охране естественных экосистем (природных объектов) возможно только при создании эколого-правового механизма.14 То есть в данном случае речь идет о правовом режиме территориальной охраны природных объектов. Эту же мысль продолжает и С.С.Алексеев, справедливо отмечая, что «объектами правовых режимов выступают в том числе природные объекты и виды деятельности».15

Значение правоотношений при защите экологических и земельных прав

Зиннатуллин А.З.

Доцент кафедры экологического,

трудового права и гражданского процесса

Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье исследуются виды правоотношений, составляющих экологическое и земельное право. Производится обоснование значения природоохранных и имущественных правоотношений при защите субъективных экологических и зе-

мельных прав.

Ключевые слова: защита, способы защиты, меры ответственности, имущественные правоотношения, природоохранные правоотношения, субъективные экологические права, субъективные земельные права.

Защита экологических и земельных прав представляет собой комплексную категорию, требующую определения и разрешения многих задач. Охрана экологических и земельных прав обеспечивается не только нормами экологического и земельного права, но и нормами административного, уголовного, гражданского, гражданского процессуального права и др.

Специфику экологических и земельных прав образуют правоотношения, которые в силу объекта правового регулирования хотя и входят в состав той или иной отрасли, но в свой сущности не меняются. Например, компоненты природной среды (в частности, земля, недра, леса, воды) являются объектами экологических правоотношений (ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ), но в то же время они вовлечены в хозяйственный оборот (ст. 130 Гражданского кодекса РФ , гл. 6-8 Лесного кодекса РФ , гл. 2-3 Водного кодекса РФ ). В связи с этим компоненты природной среды могут выступать в качестве объектов экологических правоотношений и, одновременно с этим, быть объектами имущественных правоотношений. При этом имущественные отношения присутствуют не только в рамках отрасли - гражданском праве, но и в земельном, экологическом праве. Законодательно это закреплено в отраслевых нормативных актах. В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельный участок как природный ресурс и природный объект, земельный участок, части земельных участков. Иму-

щественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством (п. 3. ст. 3 Земельного кодекса РФ).

Правильное определение разновидности правоотношения - это первый важный этап при защите субъективных экологических и земельных прав.

Постановка вопроса обусловлена тем, что экологическое и земельное право являются комплексными отраслями права , поэтому исследовать вопрос о защите указанных прав и способах их защиты, не разобравшись в их содержании, с научной и практической точки зрения, является неверным. Тождество в наименовании правовых отраслей и правоотношений, подпадающих под отраслевое регулирование, хотя и является характерным для правовых отраслей (например, гражданское право -гражданские правоотношения, экологическое право - экологические правоотношения), но не отражает специфику защищаемого субъективного права. Соответственно и ассоциировать название охраняемых правоотношений и наименование отрасли является некорректным, так как с учетом комплексного характера экологическое и земельное право находятся в большей зависимости от правоотношений, которые составляют их содержание. В качестве подтверждения значимости выделения конкретных правоотношений из общих экологических правоотношений можно привести п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

№ 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»: «При рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды» ... Судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья)» .

Экологические правоотношения, субъективные экологические права, отрасль экологического права, а также аналогичные понятия, связанные с земельным правом, не являются тождественными. Во-первых, экологическое право и земельное право являются комплексными отраслями права, что отмечалось не только в советской научной литературе , но и в трудах современных ученых . Более того, в настоящее время существуют взгляды, отрицающие традиционные подходы к структуре системы права. Например, В.П. Мозолин, отмечая комплексный характер экологического и земельного права, тем не менее не относит их к самостоятельным отраслям права. По его мнению, они являются только комплексными правовыми образованиями, постольку ведущее место в них занимают нормы гражданского, административного, налогового права . Однако его подход не исключает виды правоотношений, подпадающих под регулирование экологического права, в том числе с традиционных позиций.

В составе экологического права выделяются, по меньшей мере, две «интегрированные структуры -природоохранительного и природно-ресурсового права» . В настоящее время это рассматривается как проблема интеграции и дифференциации в развитии экологического права . Таким образом, можно сказать, что экологическое право состоит из двух структурных образований: природоохранного и природоресурного. Первое образует самостоятельное правоотношение, а из при-родоресурного выделяются лесные, водные, горные и другие правоотношения. Видовая направленность правоотношения (лесного, водного, горного) определяет его «юридическое содержание, т.е. субъективные юридические права и обязанности» , складывающиеся относительно использования и охраны лесов, вод, недр и т.д.

Современному земельному праву также свойственен дуализм правоотношений. В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ выделяются два вида отношений, регулируемых земельным законода-

тельством: земельные отношения, которые определяются как отношения по использованию и охране земель, и имущественные отношения, связанные с земельными участками.

По своему содержанию указанные правоотношения являются регулятивными, т.е. предполагается правомерное поведение субъектов этих правоотношений. Однако, при возникновении противоправных деяний (действий или бездействий) возникают охранительные отношения соответствующих нарушенных прав. В экологическом и земельном праве, в зависимости от вида нарушенного права, применяются охранительные меры различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного).

Таким образом, в данном случае, с научной точки зрения, необходимо говорить об охране соответствующих правоотношений (природоохранных, природоресурсных, земельных, земельно-имущественных). С практической стороны защиты соответствующих субъективных прав и выбора надлежащего способа защиты указанные правоотношения целесообразно классифицировать как имущественные и природоохранные. При этом основополагающее значение имеет не отрасль права (экологическое или земельное), не разновидность видовых отношений (земельные, лесные, горные, водные), а их характер: имущественный или природоохранный. Один и тот же природный объект, выступая в разных качествах - либо как объект охраны окружающей среды, либо как объект имущественных прав, предопределяет разновидность правоотношения (природоохранного или имущественного). Как отмечалось выше, земля, недра, водные объекты являются природными компонентами и объектом охраны окружающей среды (ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), но в то же время они вовлечены в хозяйственное использование либо как недвижимость - земельный участок, участок недр, либо в качестве объекта имущественных прав, к примеру, на основании договора водопользования, договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений.

Соответственно, если объектом посягательства является благоприятная окружающая среда, оказывается негативное воздействие на ее природные компоненты в виде загрязнения, захламления, засорения и других видов вредного воздействия, то возникают природоохранные правоотношения. Если же нарушаются вещные или обязательственные права на природные ресурсы, как например, самовольное занятие земельного участка, незаконный отказ органа государственной власти в заключении договора купли-продажи земельного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, то данные правоотношения являются имущественными. Этим предопределяются и различные меры и способы защиты. На защиту природоохранных правоотно-

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

шений направлены как меры уголовно-правовой и административной ответственности (например, порча земель в зависимости от тяжести содеянного может квалифицироваться как по ст. 254 Уголовного кодекса РФ , так и по ст. 8.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях ), так и меры гражданско-правовой ответственности (в частности, возмещение убытков в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ). А имущественные правоотношения прежде всего защищаются гражданско-правовыми способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

На необходимость правильной квалификации правоотношений направлены и разъяснения высших судебных органов: «Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в соответствии с главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления)» (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) .

В отношении способов защиты имущественных прав Гражданский кодекс РФ закрепляет достаточно полный перечень, некоторые из которых воспроизведены и дополнены положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Земельного кодекса РФ.

Защита имущественных прав, связанных с использованием природных ресурсов, осуществляется посредством способов, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Перечень способов не является исчерпывающим, поскольку в самой норме говорится о возможности защиты прав и интересов также иными способами, предусмотренными законом. Имущественные права защищаются путем: признания права; признания оспоримой сделки недействительной; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда.

В Земельном кодексе РФ нашли свое отражение гражданско-правовые способы защиты субъективных прав, заимствованные из ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Например, согласно ст. 59 Земельного

кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. В связи с этим может быть предъявлено требование о признании права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок. В ст. 62 Земельного кодекса РФ воспроизведены такие способы защиты как возмещение убытков и принуждение к исполнению обязанности в натуре. Это свидетельствует о том, что для защиты соответствующего права определяющим является не отрасль законодательства, а характер, сущность регулируемого правоотношения, т.к. одно и то же правоотношение может присутствовать в двух и более правовых отраслях.

Защита природоохранных отношений обеспечивается, в основном, посредством мер ответственности, предусмотренных административным, уголовным законодательством. В данном случае охраняется окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты в частности, т.е. в качестве объекта охраны выступает право каждого человека на благоприятную окружающую среду. В отличие от имущественных отношений природоохранным отношениям присущи предупредительные и карательные меры ответственности.

Особый интерес представляет исследование о закреплении законодателем способов защиты в отраслевых нормативных актах. Например, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предусмотрено возмещение вреда окружающей среде (ст.ст. 77-79) и исключительность судебного порядка рассмотрения требований об ограничении, приостановлении или прекращении экологически опасной деятельности (ст. 80). Возмещение экологического вреда представляет собой реализацию гражданско-правовых положений о возмещении убытков применительно к природным ресурсам. При этом Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепляет требования к процедуре определения экологического вреда. В отношении требований об ограничении, приостановлении или прекращении экологически опасной деятельности законодатель обязал рассматривать их исключительно в судебном порядке, исключив административную форму защиты. Данная норма призвана обеспечить наиболее полную и всестороннюю процедуру рассмотрения подобных требований в суде.

Таким образом, при защите экологических и земельных прав значимым является установление разновидности правоотношения, подлежащего защите, не с позиции отраслевой принадлежности этого правоотношения, а исходя из сущности и характера этого правоотношения. Природоохранные и имуще -ственные правоотношения, составляющие содержание экологического и земельного права, имеют различные формы, способы защиты и меры ответственности. Соответствующее правоотношение (имущественное или природоохранное), находясь в

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

определенной отрасли (например, имущественное правоотношение присутствует как в гражданском праве, так и в экологическом и земельном праве) воспроизводит особенности отраслевого регулирования в отношении объектов (земельного участка, лесного участка, участка недр, водных объектов и др.), правового положения субъектов, оборотоспособности, специфических мер ответственности.

Литература:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета. 2002. - 12 января. - № 6.

2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 50. -Ст. 5278.

4. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 23. -Ст. 2381.

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 2381.

6. Дубовик О.Л., Кремер,Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право: учеб. / Под ред. О.Л. Дубовик; пер. с нем. разд. II, III, V А.А. Жалинская-Рерихт.

Изд. 2-е, исправ. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 767 с.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Российская газета. 2012.

8. Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юридическая литература. 1975. - 264 с.

9. Бринчук М.М. Экологическое право: учеб. - 4-е изд. - М.: Эксмо, 2010. - 670 с.

10. Мозолин В.П. Современная доктрина и гражданское законодательство. - М.: Юстицинформ, 2008. - 77 с.

11. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II - М.: Юрид. лит. 1982. - 360 с.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. -Ст. 2954.

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 4.

The Impact of Legal Relations on Protection of Ecological and Land Rights

Kazan (Volga Region) Federal University

The paper substantiates the types of legal relations constituting ecological and land right. The author justifies the significance of conservation andproperty legal relationsfor protection of equitable ecological and land rights.

Key words: protection, ways of protection, responsibilities, property legal relations, conservation legal relations, equitable ecological rights, equitable land rights.

1 ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

1.1 Окружающая среда,понятие и сущность

1.2 Природные ресурсы

1.3 Новые объектыэколого-правового регулирования

2 СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГОПРАВА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ


1 ПОНЯТИЕОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Объекты экологического права - это окружающая среда и ее отдельныеэлементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешнепротивостоящие законодателю и субъектам экологического права. Это понятиеблизко понятию «предмет экологического права», под которым понимается обычноопределенная сфера общественных отношений, как часто пишут, «в областивзаимодействия человека с окружающей средой», «по использованию и охранеприродных ресурсов».

При раскрытии понятия объектов правового регулирования прямоуказывают на окружающую среду в целом и такие ее компоненты, как вода, земля,леса, животный мир и т. п.

Понятие объектов экологического права, как и однородные понятияобъектов гражданских правоотношений, объектов уголовно-правовой охраны и др.,необходимо для юридического обозначения и различения того, на что направленоправовое регулирование, к чему относятся те или иные правовые установления.Например, понятие животного мира, леса как объектов экологического праваотделяет их от домашних животных, городских зеленых насаждений, что необходимодля установления и последующего определения их правового положения.

Действующее российское законодательство дает весьма подробныйперечень объектов экологического права, структурируя окружающую среду, еекомпоненты либо их части и описывая их так, чтобы можно было: а) дать общуюхарактеристику объекта по одному или нескольким критериям, охватывающим его вцелом; б) отличать один объект от другого; в) определить, к какому объектуотносится тот или иной феномен, вид, вещество, растение, живое существо и пр.

Традиционно выделяются три группы объектов правовой охраны:

а) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы,

б) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферныйвоздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетическийфонд, природные ландшафты;

в) особо охраняемые природные территории (государственныеприродные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятникиприроды), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения иместа их обитания.

То есть объектами охраны выступают компоненты (элементы)окружающей среды, биосферы, либо взятые в отдельности, либо образующиеспецифические структуры, например экосистемы, Мировой океан и др. В Федеральномзаконе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. такой подход впринципе сохранен. При этом проведено разделение объектов охраны на: компонентыокружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е.естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы; объектыособой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в томчисле биосферные государственные природные заказники, памятники природы,национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады,лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконнаясреда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельностикоренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особоеприродоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительнаяэкономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся подугрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другиеорганизмы и места их обитания.

В связи с этим возникает ряд вопросов, например: по какимоснованиям континентальный шельф и исключительная экономическая зона подлежат«особой охране» в отличие от животного мира, земли, вод и т. п.; существуют лив наше время природные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенномувоздействию; являются ли объектами охраны, упомянутые в ст. 1 Законаприродно-антропогенные объекты, т. е. «природные объекты, измененные врезультате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объекты, созданныечеловеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное изащитное значение», природная среда и окружающая среда?

Если Федеральный закон все же подразумевает, что окружающая средаи является самостоятельным объектом охраны, включая такие ее признаки, каккачество, состояние, то приходится констатировать, что он не регулирует ееохрану. Наконец, при сравнении перечня объектов, подлежащих особой охране (ч. 3ст. 4 Закона), и гл. IX «Природные объекты, находящиеся под особойохраной» видно, что они не совпадают.

1.1 Окружающая среда, понятие и сущность

Понятие окружающей среды анализируется с естественно-научных,обществоведческих и правовых позиций. Смежными являются термины «природа»,«природные ресурсы», «естественная среда», «окружающая природная среда», «средаобитания».

Различные авторы подчеркивали разные стороны понятия «окружающаясреда», выделяя наиболее важные моменты, в частности: окружающая среда являетсяоперационным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностьюестественных элементов, т. е. созданных природой, но в большей или меньшей мерепреображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условияжизни людей; это весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества,окружающий общество.

Окружающая среда существует как целое, взятое в разных масштабах ив разных сочетаниях, а не только как совокупность отдельных элементов,природных ресурсов и природных объектов. Подчеркивается, что окружающая средаслужит условием и средством жизни человека, территорией, на которой онпроживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти,местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства,культурно-бытового назначения и иных.

В законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучиисреда обитания понимается как «совокупность объектов, явлений и факторовокружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условияжизнедеятельности человека», а в перечень этих факторов включены биологические,химические, физические, социальные и иные, оказывающие или могущие оказатьвоздействие на человека и на состояние здоровья будущих поколений.

1.2 Природные ресурсы

Данное понятие является одним из базовых для экологического, водного,земельного, горного и лесного права. Единого подхода, объединяющегоестественно-научные, экологические, правовые (как научные, так и нормативные)аспекты, до настоящего времени не выработано. Анализ структуры и содержанияэкологической и природно-ресурсных отраслей законодательства, регулируемых имиправоотношений бесспорно позволяет выделить: 1) землю, 2) недра, 3) леса, 4)животный мир, 5) воды, 6) атмосферный воздух, 7) континентальный шельф, 8)морскую среду, 9) растительный мир вне лесов, 10) особо охраняемые природныетерритории и объекты как совокупность природных ресурсов в определенныхграницах, обладающих специальным правовым статусом, характеризующихсяэкологической значимостью.

Все они, кроме особо охраняемых территорий, являются природнымиресурсами, олицетворяющими физическое бытие какого-либо из элементов окружающейсреды, рамки которого могут ограничиваться территориальными,естественно-географическими, правовыми и иными признаками, нехарактеризующимися индивидуально-определенными признаками. Следует отличатьпонятия «природный ресурс» и «природный объект», который выступает какиндивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.

Земля - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимоеусловие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объектправовой охраны земля выступает в качестве природного объекта и природногоресурса, охватывает все виды земельных угодий независимо от форм собственности,характера владения, степени освоенности и использования человеком дляудовлетворения своих потребностей. Но режим охраны отдельных категорий земельразличен. В ЗК РФ подчеркивается, что объектами земельных отношений выступаютне только земельные участки и их части как природный ресурс и природный объект.

Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и днаводоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения иосвоения человеком. Смежными понятиями являются запасы полезных ископаемых,полезные ископаемые, гидроминеральные ресурсы, минеральные ресурсы.

Воды - природный ресурс, понимаемый как воды, участвующие в круговороте вкачестве химического соединения кислорода и водорода, существующие в жидком,твердом и газообразном состоянии, а также как вся вода, находящаяся в водныхобъектах (объектами правовой охраны являются поверхностные и подземные воды,источники питьевого водоснабжения).

Атмосферный воздух - компонент биосферы, элемент окружающей среды,природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюцииЗемли.

Морская среда - море (морские воды), минеральные и живые ресурсы (морскиебиоресурсы), неразрывно связанные со средой обитания. Для экологического праваимеют значение правовой, статус и особенности морского пространства (внутренниеморя, территориальное море, открытое море, исключительная экономическая зона ит. п.).

Континентальный шельф - природный ресурс, морское, океаническоемелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболеепродуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.

Животный мир - возобновляющийся природный ресурс, совокупность живыхорганизмов, населяющих временно или постоянно территорию РФ, находящихся всостоянии естественной свободы (звери, птицы, водные биоресурсы, т. е.пресноводные и морские рыбы, водные животные, морские звери, беспозвоноч^ ные,насекомые и др.).

Леса (лес) - возобновляемый природный ресурс, совокупность леснойрастительности, земли, животного мира, имеющая важное экологическое,экономическое и социальное значение.

Растительный мир (вне лесов) - природный ресурс, важный компонентбиосферы, тесно связанный с животным миром, климатом, почвой. Смежные понятия:растительность, растительное сообщество.

1 . 3 Новые объекты эколого-правового регулирования

Учитывая тенденции развития экологического права (имеждународного, и регионального, и национального), следует подчеркнуть, чтовозникает проблема, требующая правотворческих, правореализационных и научныхрешений,- изменение круга объектов правового регулирования. А. С. Шестаковотмечает, что принятие Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции обиологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климатасимволизирует новый этап развития международного экологического права и, болеетого, формирование глобального экологического права. Образующие его актынаправлены на регулирование отношений по предметам, которые затрагивают всестраны мира без исключения. Это уже не просто многосторонние договоры илисоглашения, касающиеся отдельных видов объектов или воздействий на окружающуюсреду, а «инструменты, призванные определять позиции человечества по феноменампланетарного масштаба». Поэтому следует как минимум выделить в качестве особогообъекта правового регулирования биологические ресурсы, биоразнообразие, экосистемы,безопасность человека, глобальные экологические услуги и др.

А. С. Шестаков указывает, что после 1992 г. (подписание) и 1995г. (ратификация) Россией Конвенции о биоразнообразии (этот термин (или смежныепонятия) появился более чем в 100 актах федерального законодательства, а задачаего сохранения предусмотрена в ст. 2 Лесного кодекса, ст. 3 Водного кодекса.

Биологические ресурсы - генетические ресурсы, организмы или их части,популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющиефактическую или потенциальную полезность либо ценность для человечества.

Генетические ресурсы - генетический материал, т. е. любой материалрастительного, животного, микробиологического или иного происхождения,содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическуюили потенциальную ценность.

В последние годы в российской литературе активно обсуждаетсявопрос о необходимости включения в число объектов правового регулирования (исоответственно в предмет экологического права) экологической безопасности иэкологического правопорядка.

Экологическая безопасность - состояние защищенности от внешних и внутреннихугроз жизненно важных интересов личности, общества и государства в сферевзаимодействия с окружающей средой.

Экологический правопорядок - вид правового порядка, определившегося вгражданском обществе как результат и состояние существующей совокупностиправоотношений, сложившихся по поводу охраны среды обитания человека ирационального, бережного использования природных ресурсов, объектов икомплексов, главным назначением которого является обеспечение экологическойбезопасности населения и территорий России.

Биобезопасность генно-инженерно-модифицировнаных организмов - отсутствие фактическогоили прогнозируемого нежелательного воздействия на окружающую средумодифицированного организма в сравнении с исходным немодифицированныморганизмом.

Экологические услуги - виды деятельности, состоящие в целенаправленномпроведении природоохранительных мероприятий одним субъектом права(государством, международной организацией, юридическим лицом и т. п.) в пользудругого (иных) субъекта (человечества, группы государств, отдельногогосударства и т. п.). Они могут носить глобальный характер (например, в случаесохранения биоразнообразия).

На Конференции в Найроби 2000 г. отмечалось, что, с одной стороны,биоразнообразие оказывает глобальные услуги человечеству, с другой - егосохранение также является глобальной услугой человечеству, хотя пока оба этимомента не находят адекватного признания и отражения в рамках существующихэкономических и политических отношений и моделей.

При этом важно, что наивысшая степень биоразнообразия присутствуетв основном в менее развитых в экономическом отношении регионах (странах). Всвязи с этим специалисты в области международного права окружающей среды (А. С.Шестаков) ставят вопрос о возможности для России использовать этот новыйправовой институт - оказание глобальных услуг по сохранению биоразнообразия наоснове адекватного возмещения их со стороны мирового сообщества. Дело в том,что Россия обладает большим потенциалом биоразнообразия: около 60% площадистраны - это малозатронутые массивы экосистем вне особо охраняемых территорий(которые составляют около 5%). Тем самым обеспечивается экологический баланс нетолько на континенте Евразия, но и на всей планете.

Малоизмененное, т. е. естественное биоразнообразие, характерно дляотсталых экологически депрессивных районов РФ с низкой плотностью населения инеразвитой инфраструктурой. И здесь возможны два варианта их развития:традиционное освоение индустриально-урбанического типа или же сохранение биоразнообразияс отказом от индустриализации (с учетом потенциальных убытков и затрат на ихсохранение и т. п.). Конечно, такого рода решение должно быть тщательнообдумано, так как его принятие и реализация могут привести к стагнации,способствовать еще большему отставанию страны, дальнейшему развитиюиждивенческих настроений в масштабах государства и населения России, наконец, кнарушению принципа равенства настоящих и будущих поколений.

Примеры такого рода проблем и способов их решения уже имеются. Этоторговля квотами на выброс вредных веществ в атмосферу, когда индустриальноразвитые страны покупают право на выброс у других стран или ввозят натерритории отсталых стран опасные отходы для их захоронения, оплачивая тем илииным образом эту экологическую услугу. В РФ в 2001 г. также было приняторешение о предоставлении экологических услуг, связанных с переработкой изахоронением опасных (радиоактивных) отходов. 6 июня Государственной Думой РФбыли приняты Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в ст. 50Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»», «О внесениидополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»»,«О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненныхучастков территории» и подписаны Президентом РФ 10 июля 2001 г.

Указанными актами введены новые для отечественногозаконодательства понятия: «тепловыделяющие сборки ядерного реактора», т. е.машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное дляполучения тепловой энергии и ядерном реакторе за счет осуществленияконтролируемой ядерной реакции, и «облученные тепловыделяющие сборки ядерногореактора» т. е. облученные в ядерном реакторе, извлеченные из него и содержащиеотработавшее ядерное топливо тепловыделяющие сборки, а также «временноетехнологическое хранение», т.е. временное хранение облученных тепловыделяющихсборок ядерных реакторов в специально приспособленных хранилищах в целяхповышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними,осуществляемое на условиях гражданско-правовых договоров.

Оговорено, что порядок их ввоза и вывоза определяетсяПравительством РФ, но, главное, разрешается их ввоз на территорию страны, чтокоренным образом изменяет политику в области экспорта опасных (радиоактивных)отходов в России. Статья 20 Федерального закона «Об отходах производства ипотребления» изменениям не подверглась, но новый Федеральный закон «Об охранеокружающей среды» запрещает в абз. 4 ч. 2 ст. 51 ввоз опасных и радиоактивныхотходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания, а в ч. 4 ст. 48формулирует исключение: ввоз в РФ из иностранных государств облученныхтепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временноготехнологического хранения и (или) их переработки разрешается на основесоответствующих международных договоров Российской Федерации в порядке,установленном Правительством РФ, в случаях, если проведены государственнаяэкологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующегопроекта, предусмотренные законодательством РФ, обоснованы общее снижение рискарадиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности врезультате реализации соответствующего проекта.

В данном пункте Закона также указывается, что необходимо«принимать во внимание» приоритетность права возвратить образовавшиеся послепереработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материаловили «обеспечить» их возвращение, но не раскрываются конкретные правовыемеханизмы того и другого.

Что касается законодательного регулирования программ реабилитации,то фактически они являются формой «расплаты» за услуги по захоронениюрадиоактивных отходов. Об этом достаточно много говорилось и независимымиспециалистами, и в средствах массовой информации, причем не только в известном своейострокритической позицией еженедельнике «Зеленый мир», но и во многих других.

К числу глобальных экологических услуг относятся также прекращениепроизводства и сокращение применения озоноразрушающих веществ. Широко известно,что отнюдь не все страны выразили готовность соблюдать условия Венскойконвенции, Киотского протокола, а дискуссии по этому поводу приобретаютострейший политико-экономический характер.

Региональными экологическими услугами можно считать отдельные мероприятия,реализация которых сказывается на состоянии окружающей среды в пределах одногорегиона, нескольких государств, отдельных компонентов окружающей среды.Например, это разведение и выпуск в Каспийское море миллионов мальковосетровых, осуществляемые Россией - единственной из государств, добывающихосетров в Каспии.

Российское законодательство довольно часто употребляет термин«услуги природоохранного назначения». В узком смысле это проведение работ,предназначенных только и исключительно для достижения цели охраны окружающейсреды и оказываемых на возмездной основе в самых различных сферахприродопользования, народного хозяйства и иной социальной, экономической,правовой деятельности.

Экоаудит - разновидность экологических услуг. Это вид деятельности,заключающийся в анализе соответствия деятельности и отчетности хозяйствующегосубъекта нормативно-методическим, инструктивным и регламентирующим документам вобласти охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В последнее время делаются попытки «перевода» некоторых объектов,традиционно охраняемых теми или иными отраслями права, в число объектовэкологического права. Так, в Законе Республики Башкортостан «О домашнихживотных» от 28 марта 1997 г. вводятся понятия: животные, т.е. всепредставители зоологического подтипа позвоночных животных, а такжебеспозвоночные, обладающие развитой нервной системой, способные испытыватьчувство боли; домашние животные - т. е. зоологические виды, кроме животных,оставленных без попечения, в том числе бродячих, одичавших; экзотическиеживотные - представители нехарактерных и непривычных для местных условий видовживотных, содержание которых представляет особую сложность; дикие животные в неволе- т. е. особи, изъятые из естественных для них условий и содержащиеся человекомв условиях ограниченной свободы; синантропные животные - животные, несодержащиеся человеком, но обитающие в условиях, полностью или частичносоздаваемых деятельностью человека; лабораторные животные - предназначенные дляпроведения экспериментов или демонстраций.

Примеры, свидетельствующие об общих тенденциях расширения кругаобъектов экологического права, можно продолжить, но понятно, что они могутпорождать и новые виды деятельности, ранее не существовавшие (или непривлекавшие внимания) явления, процессы, свойства чего-либо, наконец, могутобъединять и обобщать частные признаки и объекты, укрупняя их, или, наоборот,разбивать их на ряд более мелких единиц, нуждающихся и специальном правовомрегулировании.


2 СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое законодательство, т. е. совокупность норм,устанавливающих требования в области охраны окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов, всем своим содержаниемпредназначено для:

1) граждан, интересы которых затрагиваются или могут бытьзатронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее (всеграждане страны, каждый человек может настаивать на применении нормэкологического законодательства);

2) физических лиц, принимающих и реализующих определенныеэкологически значимые решения, совершающих акты экологического поведения;

3) юридических лиц как коллективного субъекта, принимающего иреализующего экологически значимые решения и действия, несущего ответственность(гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения.Понятно, что такие решения и действия осуществляются поведением физических лиц,но, как известно, в ряде случаев нужно принимать во внимание именно спецификустатуса и поведения коллективного субъекта эколого-правовых отношений. Именноюридическим лицам в первую очередь адресованы требования законодательства обохране окружающей среды. Правоспособность юридического лица в сфереэкологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в моментего ликвидации. По общему правилу юридические лица становятся участникамиданных правоотношений с момента предоставления им в собственность илипользование природных ресурсов, т. е. возникновения у них прав на природныересурсы, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности;

4) лиц, которые в силу своего должностного или общественногоположения реализуют функции экологического управления, в том числеконтрольно-надзорные (предполагается, что правовые нормы тем самымпрограммируют их действия);

5) правоприменителей (следователей, прокуроров, судей идолжностных лиц, наделенных правом применения административных санкций), т. е.для лиц, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона,обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, опривлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения всовершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд,выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.;

6) лиц (индивидуально или коллективно), осуществляющих право- инормотворчество.

Несомненно, каждая из этих групп должна иметь определенноепредставление об экологическом законодательстве. Степень его освоения и,главное, реакция на него, отношение к закону, использование его положенийпрактически являются и должны быть различными.

Граждане - не специалисты в области экологического права, не обладающиеспециализированными обязанностями и функциями в сфере экологическогозаконодательства, могут иметь общее представление о нем. Кроме соблюдения ст.58 Конституции РФ - «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,бережно относиться к природным богатствам» - и выполнения отдельных требованийони не должны совершать каких-либо дополнительных действий.

В то же время граждане, как в индивидуальном порядке, так иколлективно, в том числе объединения граждан, имеют право инициироватьпроведение общественной экологической экспертизы, обращаться, например, в суд сиском о защите своих экологических прав, о прекращении вредной для окружающейсреды деятельности, в прокуратуру с заявлениями, жалобами, письмами, в которыхсообщаются сведения о нарушениях экологического законодательства.

К числу таких сведений относится информация о противоправныхдействиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти иуправления, предприятий и организаций, которые причинили или могут причинитьущерб окружающей среде, о фактах совершения экологических преступленийотдельными гражданами, а также о нарушениях экологических прав человека.Направленная информация подлежит обязательной проверке, в результате которойлибо возбуждается уголовное дело (или административное производство,осуществляемое уполномоченными на то органами), либо дается обоснованный имотивированный отказ на заявление, жалобу или иное обращение, либо разъясняютсяпорядок обжалования принятого решения, право обращения в суд (в порядкегражданского судопроизводства).

В настоящее время создана законодательная база для защитыгражданами Российской Федерации своих конституционных экологических прав. Предусмотренасудебная защита прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), в том числеустановленных ст. 42 Конституции РФ (право граждан на благоприятную окружающуюсреду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением); сформированправовой механизм обжалования действий и решений органов государственной властии управления, должностных лиц, издающих нормативно-правовые иправоприменительные акты, а также совершающих иные действия, если своейдеятельностью они нарушают экологические права граждан, вплоть до рассмотрениявопроса Конституционным Судом РФ. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжалованиив суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с дополнениями от14 декабря 1995 г. устанавливает возможность обжалования действий и решенийвсех государственных служащих, а не только должностных лиц, а также бездействиягосударственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,должностных лиц, государственных служащих и других субъектов. Значителен объемправовых актов, обеспечивающих защиту прав граждан на получение экологическойинформации.

Таким образом, в настоящее время наряду с другими правовымисредствами и механизмами существуют реальные методы защиты прав и интересовграждан. Именно поэтому они являются наиболее представительной группойадресатов экологического законодательства.

Физические лица, совершающие экологически значимые поступки, должны более предметно,чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями требованиязакона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологическиепредписания общего характера. Это влечет необходимость организационногообеспечения самой возможности знать закон, реализации правовой презумпциизнания закона. Соответственно содержание норм обэкологическихтребованиях для этой группы адресатов экологического права должно бытьпредставлено в виде управленческой, технологической информации.

Юридические лица, в ходе предпринимательской, в том числе природоохранной,деятельности должны руководствоваться требованиями экологическогозаконодательства (ныне в случае нарушения ими этих требований они могут бытьпривлечены не только к гражданско-правовой, но и к административнойответственности).

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточнополные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самыеразличные обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Впервую очередь это работники специально уполномоченных органов в области охраныокружающей среды и использования природных ресурсов, природоохранительныхинспекций, природоохранительных служб предприятий и организаций и др.Специфическую группу составляют представители средств массовой информации.

Так или иначе, в той или иной юридической форме эти лица должныобеспечивать исполнение природоохранных норм в плане как соблюдения охраняемогопорядка деятельности, так и создания условий для их реализации и для самойреализации. Для них обязанность знания норм дополняется освоением (в разной,разумеется, степени) механизма их применения, в особенности побуждения кисполнению правовых предписаний. Сколь обширна эта группа субъектовэкологического права, можно судить хотя бы по перечню органов, их должностныхлиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях ирассматривающих дела о них.

Это (в соответствии со ст. 23.3, 23.10, 23.13-23.29, 23.31-23.34,23.36-42, 23.49, 23.52, 23.53, 23.56-23.58 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях) органы внутренних дел, пограничной службы,государственного экологического контроля, органы рыбоохраны, государственныесеменные Инспекции, органы государственного энергетического надзора и многиедругие. Некоторые из названных структур ограничены по штатной численностинесколькими сотнями человек, некоторые (как лесная служба) насчитывают сотню иболее тысяч сотрудников, реализующих в пределах своей компетенцииконтрольно-надзорные полномочия в области охраны окружающей среды.

Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушенияэкологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющейпринимать самостоятельные юридически значимые решения. В равной степени ониобязаны владеть знаниями и навыками, необходимыми для применения нормуголовного, гражданского и других отраслей права в конкретных случаях и врамках существующих правоохранительной и судебной систем. Это связано сиспользованием экологически значимой информации, освоением огромного массиваэкологического законодательства, обращением к возможностям экологическойэкспертизы и т. п.

Субъекты экологического правотворчества. Эта группа обозначаетсяпо другим критериям. Их можно выделять в зависимости от подхода к определениюисточников экологического права: широкому и узкому. В первом случае имиявляются не только органы государственной власти, уполномоченные на созданиероссийского экологического законодательства (Федеральное Собрание, Президент,органы исполнительной власти, органы местного самоуправления), но в пределахсвоей компетенции - суды, международные организации, физические и юридическиелица, вступающие, например, в договорные отношения общего характера,заключающие трудовой договор, принимающие устав, статут, иной акт и пр. Во второмслучае речь идет о субъектах принятия законодательных и нормативно-правовыхактов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября,31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая,26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.).

4. БринчукМ. М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. 2001. №2.С. 22-26;

5. БринчукМ. М., Дубовик О. Л. О проекте Федерального закона «О внесении изменений идополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» //Экологическое право. 2001. № 3. С. 23-29;

6. ДубовикО. Л. Экологическое право: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

7. Современноеэкологическое право в России и за рубежом /Под ред. О. Л. Дубовик. М., 2001.

8. ШестаковА. С. Биологическое разнообразие: регулирование использования и охраны вмеждународном праве // Экологическое право. 2001. № 2. С. 48-55;

9. ШестерюкА. С. Экологическое право и вопросы кодификации экологического законодательстваРоссийской Федерации // Экологическое право. 2001. №2. С. 26-29.

10. Экологическоеправо России / Под ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева.

11. Экология.Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Боголюбова. М, 2000;

  • Анисимов, А. П. Современный механизм гарантий экологических прав человека: некоторые вопросы теории [Электронный ресурс] / А. П. Анисимов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2014. - № 2. - С. 8-15. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21730415
  • Бринчук, М. М. Право на благоприятную окружающую среду как фактор национальной безопасности [Электронный ресурс] / М. М. Бринчук // Астраханский вестник экологического образования. - 2014. - № 1(27). - С. 4-16. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21251522 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Гейт, Н. А. Защита экологических прав человека и гражданина в условиях глобализации [Электронный ресурс] / Н. А. Гейт // Право и современные государства. - 2013. - № 2. - С. 22-27. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=19432653 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Дружинина, И. С. Экологическая сертификация как элемент защиты прав граждан в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / И. С. Дружинина // Правовое регулирование осуществления и защиты прав физических и юридических лиц: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию профессора В. Ф. Чигира (Минск, 4-5 ноября 2014 г.) / редкол. : И.Н. Колядко (гл. ред.) [и др.]. - Минск: Право и экономика, 2014. - С. 29-30. - Режим доступа: http://www.law.bsu.by/pub/28/2014_4-5_11_Chigir.pdf
  • Ежов, Ю. А. Экологическое страхование в Российской Федерации: правовой аспект / Ю. А. Ежов // Актуальные проблемы современной науки. - 2014. - № 2. - С. 61–66.
  • Ермолаева, И. Г. Проблемы применения административно-правовой ответственности за нарушение норм экологического законодательства [Электронный ресурс] / И. Г. Ермолаева // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2013. - Т. 2, № 7(136). - С. 110-112. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22002791 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Ермолинский, П. М. К вопросу о совершенствовании уголовного законодательства в области охраны окружающей среды от загрязнения [Электронный ресурс] / П. М. Ермолинский, Н. П. Ермолинский // «Сахаровские чтения 2014 года: экологические проблемы XXI века»: материалы 14-й международной научной конференции 29–30 мая 2014 года, г. Минск, Республика Беларусь / [под общ. ред. В. И. Дуная, С. С. Позняка; отв. за выпуск – Н. А. Лысухо]. - Минск: МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2014. - С. 15-16. - Режим доступа: http://iseu.by/m/12_100229_1_68659.pdf
  • Исаев, А. С. Лес как национальное достояние России / А. С. Исаев, Г. Н. Коровин // Лесоведение. - 2013. - № 5. - С. 5–12.
  • Кузьмич, И. П. Правовые проблемы охраны окружающей среды в свете современной аграрной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / И. П. Кузьмич // Современные приоритеты в развитии аграрного, земельного и экологического законодательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2 марта 2012 г. / отв. ред.: В. В. Устюкова, Г. Л. Землякова. – Москва: ООО «Фото-Плюс», Институт государства и права РАН, 2012. – С. 91-95. - Режим доступа: http://www.law.bsu.by/content/?6283 . - Дата доступа: 15.01.2015.
  • Лаевская, Е. В. К вопросу о понятии защиты права на благоприятную окружающую среду [Электронный ресурс] / Е. В. Лаевская // Правовое регулирование осуществления и защиты прав физических и юридических лиц: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию проф. В. Ф. Чигира (Минск, 4-5 ноября 2014 г.) / редкол. : И.Н. Колядко (гл. ред.) [и др.]. - Минск: Право и экономика, 2014. - С. 38-40. - Режим доступа: http://www.law.bsu.by/pub/28/2014_4-5_11_Chigir.pdf . - Дата доступа: 25.11.2014.
  • Лаевская, Е. В. Некоторые проблемы правового обеспечения защиты права на экологическую информацию в Республике Беларусь // Веснік БДУ. Серыя 3: Гісторыя. Эканоміка. Права. - 2013. - № 1. - С. 75-79.
  • Лизгаро, В. Е. Некоторые аспекты правового регулирования экологического аудита в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / В. Е. Лизгаро // Современные приоритеты в развитии аграрного, земельного и экологического законодательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2 марта 2012 г. / отв. ред.: В. В. Устюкова, Г. Л. Землякова. – Москва: ООО «Фото-Плюс», Институт государства и права РАН, 2012. – С. 396-401. - Режим доступа: http://www.law.bsu.by/content/?6284 . - Дата доступа: 15.01.2015.
  • Липовецкая, А. Ю. Орхусская конвенция как механизм защиты окружающей среды [Электронный ресурс] / А. Ю. Липовецкая // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 1. - С. 322-325. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22298376 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Макарова, Т. И. Системные дефекты экологического права и способы их преодоления [Электронный ресурс] / Т. И. Макарова // Современные приоритеты в развитии аграрного, земельного и экологического законодательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2 марта 2012 г. / отв. ред.: В. В. Устюкова, Г. Л. Землякова. – Москва: ООО «Фото-Плюс», Институт государства и права РАН, 2012. – С. 215-220. - Режим доступа: http://www.law.bsu.by/content/?6285 . - Дата доступа: 15.01.2015.
  • Масько, Л. В. Совершенствование учета экологических обязательств в контексте устойчивого развития Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Л. В. Масько // Инновационное развитие экономики. - 2013. - № 3(15). - С. 65-73. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20347027 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Мирзаев, П. Н. Методы освоения межпредметных экологических знаний / П. Н. Мирзаев // Актуальные проблемы современной науки. - 2014. - № 2. - С. 97-100.
  • Мисник, Г. А. О Совершенствовании правовых форм общественного экологического контроля на уровне субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Г. А. Мисник, И. К. Пятницкая // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 7(50). - С. 82-89. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21693085 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Мылина, Н. Н. Мониторинг экологических конфликтов в системе социального контроля [Электронный ресурс] / Н. Н. Мылина // Академический вестник. - 2013. - № 2(24). - С. 191-197. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=19026277 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Подходы к нормированию качества окружающей среды. Законодательные и научные основы существующих систем экологического нормирования / Д. В. Рисник [и др.] // Успехи современной биологии. - 2012. - Т. 132, № 6. - С. 531–550.
  • Самусенко, Л. А. Проблемы формирования законодательства Республики Беларусь о рекреационном природопользовании [Электронный ресурс] / Л. А. Самусенко // Современные приоритеты в развитии аграрного, земельного и экологического законодательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2 марта 2012 г. / отв. ред.: В. В. Устюкова, Г. Л. Землякова. – Москва: ООО «Фото-Плюс», Институт государства и права РАН, 2012. – С. 302-305. - Режим доступа: http://www.law.bsu.by/content/?6286 . - Дата доступа: 15.01.2015.
  • Саскевич, В. В. Некоторые вопросы правового обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / В. В. Саскевич // Современные приоритеты в развитии аграрного, земельного и экологического законодательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2 марта 2012 г. / отв. ред.: В. В. Устюкова, Г. Л. Землякова. – Москва: ООО «Фото-Плюс», Институт государства и права РАН, 2012. – С. 238-240. - Режим доступа: http://www.law.bsu.by/content/?6287 . - Дата доступа: 15.01.2015.
  • Саулин, М. Ю. Соотношение прокурорского надзора за исполнением законодательства о животном мире с деятельностью контролирующих природоохранных органов / М. Ю. Саулин // Актуальные проблемы современной науки. - 2014. - № 2. - С. 71-76.
  • Скавыш, Н. А. Процедура предоставления экологической информации в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Н. А. Скавыш // Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции: материалы Международной научно-практической конференции: в 3 частях / отв. ред. В. И. Долгий, А. И. Карпович. - Энгельс: Академия управления, 2014. - Ч. 3. - С. 59-60. - Режим доступа: http://academymanag.ru/conf/confarhiv.html . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Солнцев, А. М. О создании специализированных экологических судов для обеспечения эффективной защиты экологических прав граждан [Электронный ресурс] / А. М. Солнцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 1(24). - С.28-36. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18955936 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Цинцадзе, Н. С. Влияние общественности на государственную политику в сфере природопользования и природоохраны (на примере изучения материалов российской публицистики 1900–1910-х гг.) [Электронный ресурс] / Н. С. Цинцадзе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 11(127). - С. 313-321. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21031155 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Шаркова, Е. А. Экологическая журналистика: природа источников экологической информации [Электронный ресурс] / Е. А. Шаркова // Apriori. Cерия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 39. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21490719 . - Дата доступа: 26.11.2014.
  • Шингель, Н. А. Проблемы правового регулирования рыбохозяйственной деятельности в Республике Беларусь / Н.А. Шингель // Современные приоритеты в развитии аграрного, земельного и экологического законодательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2 марта 2012 г. / отв. ред.: В. В. Устюкова, Г. Л. Землякова. – Москва: ООО «Фото-Плюс», Институт государства и права РАН, 2012. – С. 184-188. - Режим доступа: http://www.law.bsu.by/content/?5349 . - Дата доступа: 15.01.2015.
  • Математическое моделирование пространственнонеоднородной задачи биологической кинетики применительно к акватории Таганрогского залива

    2003 / Никитина А. В.
  • Внедрение открытых геоинформационных технологий в методику экологического планирования

    В работе рассмотрены вопросы применения геоинформационных систем (ГИС) в ландшафтном планировании. Указаны основные принципы построения ГИС и создания цифровых карт на примере разработки электронной векторной карты Зеленоградского района Калининградской области масштаба 1: 10 000.

    2010 / Дротиков М. А., Дедков В. П., Напреенко М. Г.
  • Облучение жителей Гомельской области, связанное с ингаляцией чернобыльских топливных частиц

    Главным источником поступления плутония в организм жителей загрязненных территорий в результате аварии на Чернобыльской АЭС явилась ингаляция аэрозольных частиц диспергированного ядерного топлива т.н. чернобыльских топливных частиц. Эти частицы являются редкой формой радиоактивного загрязнения...

    1996 / Кутьков В. А., Погодин Р. И., Скрябин А. М.
  • Отходы переработки льна в качестве сорбентов нефтепродуктов. 1. Определение нефтеемкости

    Показана возможность использования отхода от переработки льна льняной костры в качестве сорбента нефти и нефтепродуктов. Установлено, что льняная костра обладает высокой сорбционной емкостью по отношению к нефтепродуктам.

    2010 / Шайхиев И. Г., Низамов Р. Х., Степанова С. В., Фридланд С. В.
  • Анализ экологического состояния и проблемы нефтяного загрязнения Балтийского моря по материалам средств массовой информации

    Приводятся результаты исследования материалов средств массовой информации по нефтяному загрязнению береговой зоны Балтийского моря в пределах Калининградской области в период с 1996 по 2005 г. Отдельно представлены современные методы контроля за нефтяным загрязнением.

    2006 / Базылев С. А.
  • Технологические и санитарно-гигиенические аспекты использования биологически очищенных производственных сточных вод в системах технического водоснабжения

    По санитарно-токсикологическим показателям биологически очищенные сточные воды химического предприятия относятся к малотоксичным веществам, не являются аллергеном, не обладают раздражающим действием на слизистые оболочки и кожу и пригодны к использованию для подпитки систем оборотного...

    2007 / Ушаков Г. В., Солодов Г. А.
  • Радиоактивное загрязнение окружающей среды: биологические объекты как источник информации для оперативного и долгосрочного мониторинга

    В статье представлены основные результаты многолетних исследований на территории Урало-Сибирского региона по использованию лишайников, мха и торфа в качестве индикаторов масштаба радиоактивного загрязнения окружающей среды, в связи с их высокой концентрирующей способностью

    2008 / Михеева Е. В., Нифонтова М. Г.
  • Методы экономического регулирования природоохранной деятельности

    Рассматриваются методы государственного регулирования охраны окружающей среды. Особое внимание уделяется методам экономического регулирования. С целью оптимизации использования средств, выделяемых из различных источников финансирования, предлагается методика отбора экологических проектов с учетом...

    2008 / Шумеева Юлия Александровна
  • Изучение гидрохимического состава вод бассейна Обской губы

    Гидрохимический состав водного бассейна Ямало-Ненецкого округа малоизучен, хотя воды Обской губы являются источником питьевого водоснабжения. Настоящая работа посвящена изучению состава вод по гидрохимическим, органолептическим, микробиологическим и токсикологическим показателям. Также проведена...

    2009 / Кузьмина И. Ю., Литвинова О. В., Кудашева Ф. Х.
  • Изучение радиационных характеристик строительных материалов

    2006 / Хоботова Элина Борисовна, Пивень А. В., Уханева Марина Ивановна, Слищенко В. В.
  • ТАБЛИЦА Т5.2 Накопленные средние эффективные дозы внешнего и внутреннего облучения взрослых жителей, постоянно проживавших с момента аварии до конца 1995 г. в населенных пунктах Рязанской области

    1999 /
  • Арктика точка бифуркации в развитии глобального мира

    Автор статьи рассматривает Арктику как одну из ключевых точек пересечения различных интересов в развитии глобального мира. Уже обозримое будущее оказывается в зависимости от того, как будут реализованы эти интересы. С такой поливариантной ситуацией возможных путей развития, именуемой в синергетике...

    2010 / Мазур Иван Иванович
  • Радиоэкологическая обстановка в районе размещения бывшего уранодобывающего предприятия ЛПО «Алмаз»

    Территории, прилегающие к предприятиям по добыче и переработке радиоактивного сырья, подвержены загрязнению тяжелыми естественными радионуклидами. Принятие решений о необходимости проведения реабилитационных мероприятий должно базироваться на радиоэкологических исследованиях. В настоящей работе...

    2009 / Карпенко Е. И., Санжарова Н. И., Спиридонов С. И., Серебряков И. С.
  • Экология воинских частей и экологическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России

    В статье раскрывается сущность и содержание экологического воспитания военнослужащих, рассматривается функционирование воинского подразделения как воспитательной системы.The essence and contents of ecological education of military men is revealed in the article; functioning of a military division...

    2008 / Кравцова В. А.


Просмотров