Цели применения мер медицинского характера. Применение данного рода мер. Особенности прохождения лечения в совокупности с отбыванием уголовного наказания

Данные меры являются разновидностью мер, несущих уголовно-правовой характер. Смысл таких мер состоит в том, что в отношении человека, страдающего психическими болезнями и преступившего черту закона, предусматривается принудительная госпитализация, применение различных медицинских процедур и амбулаторное наблюдение.

Такие лица обязаны проходить необходимые процедуры психиатрической или наркологической направленности.

Многие ученые не признают данные принудительные меры реализацией такого понятия, как уголовная ответственность . Иначе говоря, они не могут в полной мере быть разновидностью наказания. Главная их цель – это улучшение общего состояния больного, устранение его опасности, как для него самого, так и для других людей.

«Принудительные меры медицинского характера» и «недобровольные психиатрические меры» — два совершенно разных, с юридической точки зрения, понятия. Психиатрическое лечение проводится лицам, совершающим преступления.

Виды и характеристика

Следует рассмотреть 4 вида мер, носящих принудительный медицинский характер:

Статья 98 Уголовного Кодекса предусматривает следующие цели применения мер принудительного медицинского характера:

  • абсолютное излечение больных, либо принятие всех необходимых мер, чтобы состояние их здоровья улучшилось;
  • предупреждение вероятности совершения лицами опасных общественных деяний.

Данные меры могут также применяться и для обеспечения безопасности, как окружающих, так и самого больного.

Не стоит исключать и проведение мер социальной реабилитации.

Кому могут назначаться?

Это происходит исключительно через суд (статья 97 УК):

  1. Гражданам, которые преступили черту закона по статьям, которые предусматривает Особенная часть Уголовного Кодекса, при нахождении в невменяемом состоянии.
  2. Лицам, у которых психическое расстройство проявилось после того, как преступление было совершено. Данное психическое расстройство делает невозможным исполнение наказания, а также его назначение.

  3. Гражданам, которые совершили преступление и страдают психическими заболеваниями, не исключающими абсолютной вменяемости.
  4. Лицам, старше 18 лет совершили опасные деяния, направленные против половой неприкосновенности человека, не достигшего 14 лет. Такие лица страдают опасным психическим расстройством, как педофилия, но нельзя исключать их вменяемости.
  5. Указанным выше лицам принудительные меры могут быть назначены только в тех ситуациях, когда их психические расстройства могут стать причиной нанесения вреда, или грозят опасностью для общества.

    Применение мер в адрес указанных лиц предусматривается действующим законодательством России.

    Информацию о гражданах, совершивших преступления в состоянии невменяемости и не представляющих большой опасности по своему психическому здоровью, суд может передавать в федеральные исполнительные органы в сфере здравоохранения.

    Кто может назначить?

    В данном аспекте проблем принудительных мер медицинского характера может принимать решения только суд .

    При этом, необходимо учитывать, что:


    Основания и пределы использования данных мер устанавливает УК, порядок их применения устанавливает уголовно-процессуальный Кодекс , а порядок исполнения мер устанавливает Уголовно-исполнительный Кодекс .

    Основания для применения

    Как уже было сказано выше, данные основания устанавливаются Уголовным кодексом , а именно статьей 97 . Меры назначаются судом только в тех ситуациях, когда лицо является опасным для окружающих и для себя, а также может осуществить иной опасный вред.

    То есть, данные меры могут и вовсе не назначаться, если у человека выявлено какое-либо психическое расстройство . От суда требуется не столько назначение, сколько приведение прогноза вероятности совершения психически нездоровым каких-либо опасных действий для социума.

    Если человек не может быть опасным для общества, суд обязан отправить всю информацию о нем в психоневрологические учреждения по месту жительства. Эти медицинские учреждения вправе решать вопрос о его лечении в своих стенах.

    Оценить опасность человека для социума и для себя довольно сложно. Принято считать что такая проявление такой опасности состоит в вероятности совершения указанным лицом какого-либо опасного деяния, зафиксированного в соответствующих документах.

    Принудительные меры могут применяться в адрес:

    1. Лиц, совершивших преступные действия, когда были абсолютно невменяемы.
    2. Лиц, психическое расстройство у которых наступило уже после того, как преступление уже было совершено.
    3. Лиц, которые страдают психическими болезнями, при этом, совершили преступление, но вменяемым.
    4. Лиц, которые пошли на преступное деяние против половой неприкосновенности гражданина младше 14 лет.

    Применение данного рода мер

    Применять действия по принудительному лечению можно исключительно к гражданину, который совершил действие, попадающее под признаки УК (Особенная часть).

    Такие меры представляют собой оказание медицинской помощи психически нездоровому человеку. Их используют только для излечения человека от болезни и предупреждения совершения дальнейших опасных действий.


    В тех ситуациях, когда возникают какие-либо сомнения в том, является ли человек, совершивший преступление, психически нездоровым, необходимо назначение экспертизы, которая носит название судебно-психиатрической .

    Когда экспертиза признает человека, суд останавливает дело производством, одномоментно, если это нужно, назначив принудительную меру медицинского характера. Разновидность меры также избирается после проведения экcпертизы, по ее результатам.

    Однако данная процедура (экспертиза) далеко не всегда может быть обязательной. Судом будет оцениваться общественная опасность деяния и его последствия, количество потерпевших, способ совершения деяния.

    Сроки

    Время, которое может потребоваться на лечение спрогнозировать невозможно. Из-за этого, данные меры не могут связываться с каким-то конкретным сроком. Для соблюдения прав лица, которое подвергнуто принудительному лечению, время от времени проводится его освидетельствование .

    В тех ситуациях, когда происходит выздоровление лица прекращается применение принудительных мер.

    Дело отправляется для последующего возобновления и предварительного следствия. Это делается в тех случаях, когда сроки давности не истекли и не было иных оснований для прекращения дела.

    То время, которое пошло на применение принудительных мер будет засчитываться в счет отбывания наказания. Один день в психоневрологическом учреждение равняется одному дню отбывания наказания.

    Однако следует учитывать, что время применения принудительных мер не связывается с наказанием.

    Оно определяется исключительно здоровьем лица, находящегося на лечении.

    В каких случаях применение может быть продлено?


    Психическое состояние лица в процессе лечения может изменяться. Вопрос о продлении мер может принимать только суд. С инициативой продления мер обращается лечащий врач медицинского учреждения, где проходит лечение больной.

    В суд представляется заключение врачей-психиатров. Если основания для прекращения или изменения применения принудительны мер нет, то суд принимает решение об их продлении. Чаще всего, продление принудительных мер требуется тогда, когда улучшений состояния больного не наблюдается.

    Когда может произойти прекращение?

    Процесс решения вопроса об остановке применения принудительных мер может быть решен аналогично вопросу об их продлении. Главный врач медучреждения обязан написать заявление в суд, за принятием решения о том, чтобы прекратить соответствующее меры.

    Существуют следующие основания для этого:

    1. изменение состояния больного, когда общественная опасность исчезаете;
    2. абсолютное выздоровление.

    Данные основания должны быть вполне стойкими, чтобы в суде было принято решение о прекращении лечения в психиатрических учреждениях.

    Проблемы применения

    Можно отметить ряд проблем, связанных с использованием мер принудительной направленности.

    1. Спрогнозировать время излечения практически невозможно.
    2. Психическое состояние граждан, которые подвергаются таким мерам может меняться.
    3. Сегодня возникает немало проблем при правовом регулировании такого вида действий.
    4. Возможность использования принудительных мер устанавливается в различных документах, но нигде нет строго прописанного порядка перевозки и содержания больных, не учтены некоторые нюансы документооборота в таких делах.


    Итак, принудительные меры медицинского характера принято назначать лицам, совершившим опасные для себя и общества деяния.

    Их назначение никак не зависит о желания больного и его родственников. Все вопросы и продлении. прекращении и изменении данных мер принимает исключительно суд.

Основания применения принудительных мер медицинского характера. В ч. 1 ст. 97 указанытри категории лиц, которым судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

Во-первых , это лица, совершившие запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. Такие лица в силу расстройства психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, поэтому они не подлежат уголовной ответственности (ст. 21 УК). Привлечение к уголовной ответственности и применение наказания к подобным лицам бессмысленно, нецелесообразно и несправедливо. Более того, это недопустимо, так как означало бы привлечение к ответственности без вины.

Во-вторых , это лица, у которых после совершения преступления (до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания) наступило психическое расстройство, лишающее их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими и делающее невозможным назначение или исполнение им наказания. Такие лица освобождаются судом от наказания либо от дальнейшего его отбывания (ч. I ст. 81 УК), в случае выздоровления они могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК.

В-третьих , это лица, совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Речь идет об относительно неглубоких психических расстройствах, ограничивающих способность субъекта преступления понимать характер и значение своих действий или руководить ими (ст. 22 УК). Принудительное лечение в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК) применяется к таким лицам наряду с уголовным наказанием.

Всех перечисленных лиц объединяет то, что они: а) страдают психическим расстройством, б) совершили запрещенное законом общественно опасное деяние и в) признаны нуждающимися в психиатрическом лечении. Однако наличие этих признаков не означает, что указанные категории лиц подлежат обязательному принудительному лечению. Принудительные меры медицинского характера указанным категориям лиц назначаются только в случаях, когда их психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК).

В каждом конкретном случае основание применения принудительных мер медицинского характера складывается из совокупности указанных в законе условий:

    лицо относится к одной из указанных в ч. 1 ст. 97 УК категорий (оно страдает психическим расстройством, совершило запрещенное законом общественно опасное деяние и признано нуждающимся в психиатрическом лечении);

    это лицо представляет социальную опасность (для себя или для других лиц).

Целями применения принудительных мер медицинского характера является излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, или такое улучшение их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность, а также предупреждение совершения такими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК (ст. 98 УК).

Сказанное выше подтвердил ЛВС РФ в постановлении от 7 апреля 2011 г. № 6: «принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, совершившим предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (части 1 и 2 статьи 97 УК РФ). При этом цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания и в силу статьи 98 УК РФ заключаются в излечении или улучшении психического состояния указанных лиц, а также предупреждении совершения ими новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний».

Цель излечения предполагает полное выздоровление лица как результат применения к нему правильно назначенных принудительных мер медицинского характера (например, помещения в стационар с определенным видом режима, применения к нему медикаментозной терапии, психо- и трудотерапии, а также иных мер, направленных на восстановление его психического здоровья и социальную реабилитацию). В тех нередких случаях, когда полное излечение упомянутых лиц невозможно, достаточным признается достижение хотя бы цели стойкого «улучшения психического состояния» этих лиц, как минимум делающее их безопасными для себя и других лиц.

Цель предупреждения новых общественно опасных деяний со стороны лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, означает достижение в результате применения принудительных мер медицинского характера такого состояния больного, при котором он перестает быть общественно опасным как для себя, так и для других лиц. Средствами реализации этой цели являются различные организационно-профилактические и лечебно-реабилитационные меры в отношении таких лиц в виде изоляции их от общества, установления режимных ограничений, применения необходимых медицинских средств и методов.

В случаях, когда имеются объективные данные, свидетельствующие о том, что рассматриваемая цель достигнута, применение к нему указанных принудительных медицинских мер должно быть прекращено. При необходимости к лицу могут быть применены общие меры психиатрической помощи в соответствии с законодательством о здравоохранении.

Раздел VI. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Статья 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера

Комментарий к статье 97

1. Принудительные меры медицинского характера – это специфическая разновидность медицинских мер, применяемых к лицу, страдающему психическими расстройствами, без его согласия или согласия его законных представителей в случае совершения им общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом и нуждающегося по своему психическому состоянию в принудительном лечении и реабилитации.

2. Вопросы, касающиеся оснований и порядка применения мер медицинского характера, регламентируются международными конвенциями и соглашениями, федеральным законодательством РФ, ведомственными нормативными актами. Это в первую очередь: “Международная классификация болезней (МКБ-10)” (утв. Приказом Минздрава РФ от 27.05.1997 N 170) (часть I); УК РФ (гл. 15), УПК РФ (гл. 51); УИК РФ (ст. 18); Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (ред. от 21.11.2011); Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 N 6 “О практике применения судами принудительных мер медицинского характера”.

3. Принудительные меры медицинского характера имеют юридическую и медицинскую составляющие. Юридическими эти меры считаются по той причине, что основания, виды, цели, процедуры и порядок применения определяются уголовным, уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, принудительные меры медицинского характера назначаются только судом, который в дальнейшем рассматривает и принимает решения по продлению, изменению и прекращению применения принудительных мер медицинского характера. Одновременно принудительные меры медицинского характера являются и медицинскими, поскольку те же основания, цели, виды, порядок применения и прекращения этих мер зависят от сугубо медицинских факторов, таких, например, как диагноз заболевания, психического состояния больного и т.п.

4. Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, хотя и имеют с ним ряд общих черт. В частности, и наказание, и принудительные меры медицинского характера являются мерами государственного принуждения и обеспечиваются принудительной силой государства. Кроме того, наказание и принудительные меры медицинского характера назначаются судом только в случае совершения гражданином общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом. Самое главное, объединяющее наказание и принудительные меры медицинского характера, заключается в том, что в обоих случаях ограничиваются в разных масштабах некоторые права и свободы граждан, совершивших названные деяния.

5. Отличия принудительных мер медицинского характера от наказания проявляются в особенностях содержания этих правовых категорий, а также в специфике целей и оснований и порядка их применения. Так, в соответствии со ст. 43 УК РФ наказание как мера государственного принуждения назначается по приговору суда и применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Что касается принудительных мер медицинского характера, то главное в их содержании – это лечение больного, совершившего деяние, предусмотренное УК РФ.

6. Принудительные меры медицинского характера, в отличие от наказания, не являются карой. Их содержание и формы исполнения определены только особенностями заболевания. Это же касается и порядка определения сроков лечения. Если срок отбывания наказания точно определен в приговоре, то в постановлении суда о применении мер медицинского характера таких указаний нет, и все здесь зависит от психического состояния больного.

Немаловажное отличие наказания от принудительных мер медицинского характера проявляется и в процедуре реализации принудительных мер медицинского характера. Чтобы избежать возможных злоупотреблений, эта процедура обстоятельно регламентирована в федеральном российском законодательстве (гл. 51 УПК РФ). По этому поводу суд выносит постановление (а не приговор, которым определяется наказание). В постановлении, выносимом судом в совещательной комнате (дополнительная гарантия обеспечения прав и свобод гражданина), суд должен ответить на следующие вопросы: имело ли место деяние, запрещенное уголовным законом; совершено ли это деяние лицом в состоянии невменяемости; наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение; представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц либо возможно ли причинение данным лицом иного существенного вреда; подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно (ст. 442 УПК РФ). Только после оценки ответов на эти вопросы суд выносит соответствующее постановление: а) об освобождении от уголовной ответственности и применении меры медицинского характера в отношении лица, совершившего деяние, запрещенное уголовным законом, в состоянии невменяемости; б) об освобождении от наказания и применении принудительной меры медицинского характера в отношении лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение; в) о прекращении дела и об отказе в применении принудительной меры медицинского характера в случаях, когда лицо не представляет общественной опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, а также при нахождении одного из оснований, предусмотренных ст. ст. 24 – 28 УПК РФ, независимо от наличия и характера заболевания лица.

Постановление о применении мер медицинского характера выносится судом при наличии достаточных к тому оснований. Эти основания строго определены уголовным законом (ч. 1 ст. 97 УК РФ).

Если лицо, совершившее преступление, признано вменяемым, но у него зафиксировано психическое расстройство, не исключающее вменяемости, то ему наряду с назначенным наказанием назначаются необходимые принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Такой же порядок применяется и в отношении лиц, указанных в пункте “д” части первой статьи 97 настоящего Кодекса.

Общими для всех групп лиц, названных в п. п. “а” – “д” ч. 1 ст. 97 УК РФ, признаками являются: наличие психического расстройства, затрудняющего выбор той или иной формы поведения в уголовно-значимой ситуации; совершение лицом деяния, предусмотренного УК РФ; угроза совершения нового общественного деяния под влиянием психического расстройства. Вместе с тем можно отметить, что законодатель выделяет наиболее незащищенную категорию потерпевших – несовершеннолетних, не достигших 14 лет, в отношении которых могут быть совершены преступления против их половой неприкосновенности. Виновные в этих преступлениях, признанные вменяемыми, представляют высокую опасность, и поэтому к ним должны быть применены специфические меры медицинского характера.

7. Наиболее распространенным основанием применения принудительных мер медицинского характера является совершение деяния, предусмотренного УК РФ, в состоянии невменяемости (свыше 80%).

Довольно редки в практике случаи применения п. “б” ч. 1 ст. 97 УК РФ, предусматривающего назначение принудительных мер медицинского характера лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. Это психическое расстройство может носить устойчивый или временный характер. При устойчивом психическом расстройстве принудительное лечение назначается в том же порядке, как и в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости.

При временном психическом расстройстве (алкогольный психоз, реактивное состояние в связи с возбуждением уголовного дела, угрозой наказания и т.п.) уголовное дело приостанавливается и только в случаях затяжного характера заболевания суд назначает принудительные меры медицинского характера.

8. В п. “в” ч. 1 ст. 97 предусматривается применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, которые не исключают вменяемости. Эта категория лиц, определенная ст. 22 УК РФ, относится к числу ограниченно вменяемых по причине наличия у них психических аномалий как наследственных, так и приобретенных (наркоманы, алкоголики). Лицо, страдающее психическим расстройством, не исключающим вменяемости, подлежит уголовной ответственности наряду с вменяемыми лицами. Однако это обстоятельство учитывается судом и может служить основанием для назначения наказания принудительных мер медицинского характера.

В п. “д” ч. 1 ст. 97 предусматривается применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14 лет, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. К преступлениям данного вида относятся преступления, указанные в примечании к ст. 73 УК.

9. Решение вопроса о применении принудительных мер медицинского характера связано с возможностью причинения лицами, страдающими психическими расстройствами, иного общественного вреда (уже после ранее причиненного либо с опасностью для себя и других лиц). В иных ситуациях, в отношении лиц, указанных в части первой ст. 97 УК РФ и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения Министерства здравоохранения и социального развития. Соответственно этот вид лечения не является принудительным, но его цели такие же, что и при применении принудительных мер медицинского характера, а именно излечение лиц, страдающих психическими расстройствами или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Статья 98. Цели применения принудительных мер медицинского характера

Комментарий к статье 98

1. Принудительные меры медицинского характера относятся уголовным законом к иным мерам уголовно-правового характера. Следовательно, цели применения принудительных мер медицинского характера по своей общей направленности соответствуют задачам, определенным ст. 2 УК.

2. Специфика целей применения принудительных мер медицинского характера состоит в том, что, с одной стороны, эти цели по своему содержанию носят чисто медицинский характер и направлены на излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, или улучшение их психического состояния. С другой стороны, цели применения принудительных мер медицинского характера имеют юридическую направленность – предупреждение совершения этими лицами новых опасных деяний.

3. В системе целей применения принудительных мер медицинского характера приоритетными являются цели медицинской направленности (излечение или улучшение психического состояния лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК), поскольку их достижение позволяет излечить человека и одновременно существенно повысить эффективность разного рода общих и специальных мер предупреждения совершения этими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

4. Под излечением в смысле ст. 98 УК понимается полное исчезновение болезненных проявлений психического расстройства, могущих привести к совершению деяния, предусмотренного УК РФ. Сложность решения вопроса об излечении в данном случае состоит в том, что психические расстройства нередко имеют тенденцию к систематическому обострению, болезнь зачастую имеет приступообразное или периодическое течение. Медицинская практика показывает, что исчезновение болезненных психических проявлений, после того как очередной приступ, фаза или обострение миновали, вовсе не означает, что наступило излечение в смысле ст. 98 УК. Как правило, после ремиссии или наступления так называемого светлого промежутка психическое заболевание впредь может проявиться в сопряжении с последствиями прошлого заболевания, послужившего основанием назначения принудительных мер медицинского характера. Эти обстоятельства необходимо учитывать и в медицинской, и в правоприменительной деятельности.

5. Современное состояние медицинской науки и практики позволяет утверждать, что во многих случаях оказания психиатрической помощи, в том числе и в виде принудительных мер медицинского характера, наступает не излечение, а улучшение психического состояния лиц, которым назначены эти меры. Улучшением психического состояния лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, имеющим соответственно уголовно-правовые последствия, предусмотренные гл. 15 УК, считается такое их психическое состояние, когда у них исчезают не все, а лишь наиболее тяжелые, стойкие или систематические обостряющиеся болезненные проявления, имеющие или могущие иметь общественно опасный характер.

6. Достижение такой определенной законом цели применения принудительных мер медицинского характера, как предупреждение совершения лицами, указанными в ч. 1 ст. 97 УК, новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, достигается посредством реализации комплекса медицинских, организационно-хозяйственных, управленческих и правовых мер воздействия на этих лиц. Эти меры строго регламентированы федеральным законодательством и соответствующими ему ведомственными нормативными актами и инструкциями (Закон РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”; Временная инструкция о порядке применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния; Инструкция по организации принудительного амбулаторного лечения от алкоголизма или наркомании осужденных, отбывающих наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденная Приказом Минюста России от 3 августа 2001 г. N 229, и др.).

Статья 99. Виды принудительных мер медицинского характера

Комментарий к статье 99

1. В зависимости от характера психического расстройства и степени общественной опасности совершенного деяния суд может назначить один из четырех названных в ч. 1 ст. 99 УК РФ видов принудительных мер медицинского характера. Специфика каждого из них определяется содержанием лечения, его интенсивностью, особенностями обеспечения безопасности больных и окружающих их граждан.

2. Перечень видов принудительных мер медицинского характера, определенных ст. 99 УК РФ, носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

3. В целях обеспечения больших гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан и во избежание возможных злоупотреблений, основания назначения отдельных видов принудительных мер медицинского характера определяются в специальных нормах (ст. ст. 100, 101 УК РФ).

4. Лицам, признанным ограниченно вменяемыми (см. комментарий к ст. 22 УК), которым назначено наказание, а также осужденным за совершение в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, наряду с наказанием может быть назначено амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Статья 100. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра

Комментарий к статье 100

1. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра относится к категории наименее жестких видов принудительных мер медицинского характера. Этот вид принудительного лечения назначается в случаях, когда лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (ст. 100 УК). В основном амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. При этом судом учитываются: характер и степень психического расстройства лица, общественная опасность деяния, реальная возможность в конкретном регионе обеспечить амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра.

2. Амбулаторная психиатрическая помощь предусматривает периодическое обследование здоровья лиц, нуждающихся в применении мер медицинского характера, диагностику психических расстройств, их лечение, психопрофилактику и реабилитационную помощь, специальный уход за лицами, страдающими психическими расстройствами.

3. Амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра, как правило, назначается в отношении тех лиц, которые могут реально оценивать свое психическое состояние, добровольно соблюдать режим и средства лечения, имеющих устойчивое и прогнозируемое поведение, не требующих постоянного медицинского контроля и имеющих возможность самостоятельно решать социальные и бытовые вопросы.

4. Одна из важнейших составляющих амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра – диспансерное наблюдение, включающее в себя регулярные осмотры врача-психиатра. При этом для таких осмотров вовсе не обязательно согласие больного или его родственников. Диспансерное наблюдение предполагает также применение психофармакологических, психотерапевтических и социально-реабилитационных средств. В настоящее время, когда процесс преодоления кризисных явлений в области здравоохранения только начинается, трудно рассчитывать на высокую эффективность амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Тем не менее положительных моментов тут несравненно больше. Лечение психических расстройств в привычной для больного обстановке, а тем более завершение лечения, проведенного в стационаре, практически всегда оказывается эффективнее в амбулаторных условиях.

5. Своеобразием отличается реализация амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра в отношении лиц, осужденных за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающихся в лечении психических расстройств (ч. 2 ст. 99 УК). Это своеобразие определяется главным образом местом принудительного наблюдения и лечения (исправительное учреждение). В соответствии со ст. 18 УИК и ч. 1 ст. 104 УК в зависимости от характера заболеваний и их протекания принудительные меры медицинского характера к осужденным к лишению свободы применяются либо в условиях медико-санитарной части исправительного учреждения, либо в исправительном учреждении. Что касается осужденных к иным видам наказаний (не связанных с лишением свободы), то в отношении них принудительные меры медицинского характера исполняются в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

Статья 101. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре

Комментарий к статье 101

1. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре – это более жесткий в сравнении с амбулаторным принудительным наблюдением и лечением у психиатра вид принудительных мер медицинского характера. Законом предусмотрено принудительное лечение в психиатрическом стационаре: общего типа; специализированного типа; специализированного типа с интенсивным наблюдением.

2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК).

Особенностью психиатрического стационара общего типа является то, что этот стационар специально не рассчитан для применения принудительных мер медицинского характера. Это, как правило, обычная психиатрическая больница. Здесь нет специальных мер безопасности, стационарный режим соответствует типовым психиатрическим лечебным учреждениям. В этих учреждениях лица, которым назначено принудительное медицинское лечение, находятся в одинаковых условиях с другими пациентами, поступившими в стационар общего типа на общих основаниях.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа назначается судом с учетом результатов судебно-психиатрической экспертизы. При этом учитывается то обстоятельство, что у больного, совершившего общественно опасное деяние, к моменту принятия решения о виде принудительных мер медицинского характера отсутствуют явно выраженные тенденции к грубым нарушениям больничного режима. В то же время вероятность повторения психоза сохраняется.

3. Особой спецификой обладает принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. В соответствии с законом (ч. 3 ст. 101 УК) принудительное лечение в стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения. Необходимость постоянного наблюдения прежде всего связана с тем, что больные, которым определен такой вид принудительных мер медицинского характера, проявляют (могут проявлять) активную агрессивность по отношению к окружающим. Медико-юридические особенности таких больных не позволяют оставить их без присмотра. Для них характерна склонность к повторному совершению общественно опасного деяния. Кроме того, поведение больного нередко оказывается опасным для себя (аутоагрессивное поведение), и тут без посторонней помощи обойтись невозможно.

Постоянное наблюдение касается практически всего процесса пребывания больного в психиатрическом стационаре специализированного типа. Это и стадия медикаментозного лечения, и трудотерапия, и социальная адаптация в стадии общения с окружающими и т.п.

4. В психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением (ч. 4 ст. 101 УК) направляются лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие деяния, предусмотренные УК РФ, и продолжающие представлять особую опасность для себя и окружающих (отказываются от лечения, проявляют агрессию в отношении медицинского персонала и других пациентов, готовятся к побегу, предпринимают попытки к самоубийству и т.п.). В этом медицинском заведении обеспечение режима осуществляется надлежаще обученным персоналом. Здесь допустимо и применение мер физического стеснения (фиксация пациента с помощью специальной одежды). Чтобы избежать случаев злоупотреблений подобного рода средствами сдерживания агрессии, о формах и времени применения мер физического стеснения в обязательном порядке делается письменная запись в соответствующих медицинских документах.


В процессе совершенствования применения принудительных мер медицинского характера прежде всего необходимо решить вопрос о том, какие цели преследует этот институт в уголовном праве. Следует согласиться, что «ясно сформулированные цели служат ориентирами для правильной, единообразной правоприменительной деятельности» 1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Бойко. Ростов н/Д., 1996. С. 245. . Кроме того, «правильное определение цели - важнейшее условие обеспечения эффективности правового регулирования».

Проведение ретроспективного исследования истории возникновения и функционирования анализируемого института свидетельствует об отсутствии до 1996 г. в уголовном законодательстве России нормативного закрепления целей применения принудительных мер медицинского характера. Однако в теории уголовного права на протяжении многих лет были высказаны различные соображения по поводу определения целей принудительного лечения. Основополагающие из них определялись как «излечение больного, зашита общества от его опасных действий», а также «предупреждение новых эксцессов». Кроме того, в науке уголовного права при определении целей принудительного лечения не возникало, по существу, споров относительно главенства общества или личности.

Современные представления о целях принудительных мер медицинского характера являются переосмыслением существовавших ранее в уголовно-правовой литературе мнений. И конечно, самой бесспорной и коренной остается точка зрения о том, что цели принудительных мер медицинского характера должны гармонично сочетать интересы как личности, так и общества. Однако нужно признать правильной позицию тех авторов, которые излечение лица ставят «во главу угла», поскольку охрана интересов личности, в том числе липа, страдающего психическим расстройством, является сегодня приоритетной

Учитывая вышеизложенное, логичнее было бы обратиться к позиции законодателя, поскольку цели принудительных мер медицинского характера в настоящее время определены действующим уголовным законом. Включение законодателем в Уголовный кодекс ст. 98 «Цели применения принудительных мер медицинского характера» представляется очень важным, поскольку ставит применение таких мер на принципиально новую основу, позволяет снять противоречия, возникающие между представителями различных учреждений и служб (судебных, лечебных, экспертных п правоохранительных), участвующих в назначении, исполнении, продлении и прекращении этих мер. и лицами, нуждающимися в их применении, а также их близкими родственниками или опекунами.

Употребление словосочетания «цели принудительных мер медицинского характера» является не совсем корректным, на наш взгляд, поскольку сами принудительные меры медицинского характера цели иметь не могут. Целеполагания присущи только человеку - носителю сознания, поэтому носителем в данном случае будет выступать общество и государство. А вот что же в настоящее время желает достичь общество и государство посредством применения принудительных мер медицинского характера - нам предстоит выяснить.

Уголовный закон называет следующие цели: излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса. В данном нормативном предписании законодатель четко определил цели применения принудительных мер медицинского характера. Вместе с тем, на наш взгляд, данный перечень не является исчерпывающим. Думается, что правильное и полное определение целей этих мер и путей их достижения не только создаст реальную возможность для проведения теоретических исследований, но и позволит разработать методологическую основу для эмпирических исследовании принудительных мер медицинского характера.

В этой связи совершенно справедливо высказывание С В. Бородина о том. что на законодательном уровне цели рассматриваемого института «сформулированы скупо и нуждаются поэтому в расшифровке». Исходя из этого представляется необходимым пересмотреть сущность и объем целей принудительных мер медицинского характера для разрешения некоторых спорных вопросов определения их в теории и законодательстве, а также восполнения пробелов в их формулировке и толковании.

В этой связи очень важно и целесообразно учесть сложный и многоаспектный характер, который придается категории «цель». Во-первых, нельзя отрицать тот факт, что данная категория представляет собой понятие философское, так как ее корни лежат именно в этой науке. С позиции философии цель - это модель будущего результата, к достижению которого стремится человек, своеобразное отражение будущего. При этом, с одной стороны, цель выражает то, что произойдет в будущем, а с другой - указывает, к чему нужно стремиться, что необходимо делать, какие средства употребить, чтобы осуществить это желаемое будущее. Соответственно цель обозначает не всякое будущее, а только желаемое, и то, что достигается через определенный вид общественных отношений. На основании этого можно сделать вывод о том, что цель имманентно присуща любому виду общественных отношений и, следовательно, любой отрасли права.

Во-вторых, представляя научный интерес, узко направленное исследование категории «цель» было бы неполным, если не рассмотреть ее значения в психологической науке. Так, в психологии 2 См.: Вицин С.Е. Принудительные меры медицинского характера: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1970. С. 6. «цель» понимается в следующих значениях:

  1. как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека (социальной группы, общества);
  2. как предвосхищение в сознании человека средств, использование которых приведет к достижению желаемого результата.

Юристы чаше понимают цель в ее первом значении, то есть в виде социальных результатов, к которым стремится законодатель, устанавливая и применяя рассматриваемую меру (средство).

Таким образом, категория «цель» присуща не только философским, психологическим наукам, но и науке уголовного права, которая несет в своем содержании определенные цели, на достижение которых она направлена. Цели уголовного права могут быть разграничены на общие, типичные для уголовного права в целом, и специальные, выражающие особенности содержащихся в нем институтов. Поэтому наша задача заключается в первую очередь в выделении целей, их классификации и определении их значения для эффективности уголовно-правовых норм, а конкретнее - целей для эффективного применения института принудительных мер медицинского характера, обращая внимание не только на то, какие цели применение принудительных мер медицинского характера должно преследовать, но и на то, какие цели не должны ставиться или не могут быть достигнуты с помощью принудительных мер медицинского характера.

В первой главе монографии мы попытались провести грань между двумя значимыми институтами - институтом наказания и институтом принудительных мер медицинского характера, при этом выяснив, что они различны по целям их применения. Так, в отличие от целей наказания при применении принудительных мер отсутствует цель обшей превенции - предупреждение преступлений, совершенных иными лицами. Из проведенного отграничения двух институтов последовал и тот факт, что целью применения принудительных мер медицинского характера ни в коем случае не является кара.

Принудительные меры исключают возможность применения карательных средств вместо лечебно-реабилитационных. Вместе с тем цели этих мер не совпадают полностью и с целями обычной медицинской помощи, направленной на излечение или облегчение страданий больного. Это, по мнению В.П. Котова, отражает лишь одну сторону применения принудительных мер. связанную преимущественно с интересами больного, хотя в какой-то мере и с интересами общества, поскольку больной является его членом. Вторая сторона применения принудительных мер медицинского характера связана преимущественно с интересами общества и состоит в предотвращении новых опасных действий со стороны больного.

В литературе дискуссионным остается вопрос о смешении либо отождествлении целей и задач уголовно-правового воздействия. На наш взгляд, подобное смешение является довольно спорным, потому что этим лишь усложняется проблема целеполагания в отношении применения принудительных мер медицинского характера. Цели принудительных мер медицинского характера выражают представление законодателя о тех результатах принудительного лечения общественно опасных психически больных лиц. совершивших уголовно-противоправные деяния, которые он стремится достичь посредством применения таких мер. Задачи принудительных мер медицинского характера представляют собой проблемы уголовно- правового и медицинского характера, которые приходится решать правоприменителю в процессе достижения уголовно-правовых и медицинских целей применения принудительного лечения психически больных лиц.

Итак, на основе классификации целей в философской науке и учитывая вышеизложенное, попытаемся представить весь механизм целей института принудительных мер медицинского характера при помощи их классификации, при этом имея в виду, что самые различные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны, существенно важны. Кроме того, классификации целей, строящиеся на различных системообразующих признаках, являются в известной мере условными.

В зависимости от степени обобщенности применительно к принудительным мерам медицинского характера как институту уголовного права можно выделить цели общие и специальные. Общие цели относятся к уголовному праву в целом, а специальные - к институту принудительных мер медицинского характера. Так, специальной целью указанного института являются излечение и улучшение психического состояния больного. Подобное утверждение оправдано тем. что специальные цели принудительных мер медицинского характера не присущи общим целям уголовного права, что отражает специфику исследуемого института, отделяющую его от других институтов уголовного права. Однако специальные цели принудительных мер медицинского характера видятся ряду авторов только целями медицинского характера, но никак не целями уголовно- правового характера.

На наш взгляд, это предположение является довольно спорным и опровергается оно тем, что принудительные меры медицинского характера применяются не ко всем лицам, имеющим психическое заболевание, а только к нарушившим уголовно-правовой запрет и представляющим опасность для себя и окружающих по своему психическому состоянию. Именно поэтому применение принудительного лечения не является чем-то изолированным от уголовного права, а представляет собой его часть, направленную на предупреждение совершения лицами, страдающими психическими расстройствами, новых деяний и включает в себя, помимо уголовно-правового, еще и медицинское направление.

Следовательно, обшей целью принудительных мер медицинского характера будет выступать цель предупреждения совершения общественно опасных деяний лицами, которым судом назначены принудительные меры медицинского характера. Однако, на наш взгляд, законодатель неполностью определил общую цель принудительных мер медицинского характера. В этой связи целесообразно сделать одно уточняющее дополнение. Поскольку невменяемое лицо, которому судом назначается принудительная мера, совершает не преступление, а общественно опасное деяние, то законодателем в ст. 98 УК РФ прямо формулируется цель - предупреждение совершения такими лицами новых деяний, что абсолютно верно.

Тогда непонятно, что же может совершить ограниченно вменяемое лицо, отбывающее наказание в учреждении, исполняющем наказание, и проходящее в нем принудительное лечение в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра? Вполне обоснованно, на наш взгляд, следует ответить, что такое лицо может совершить преступление. Следовательно, возникает еще один вопрос: почему законодатель не указывает цель - предупреждение совершения такими лицами новых преступлений? Ведь ограниченно вменяемому лицу, так же как и невменяемому, судом может быть назначена принудительная мера медицинского характера, только иного вида, и это лицо вполне может совершить повторное преступление даже в исправительном учреждении, которое может быть более тяжким, чем совершенное ранее.

Вместе с тем в ст. 97 УК РФ законодатель среди лиц, которым могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, называет категорию лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, прямо указывая, что они должны совершить преступление . Следовательно, законодатель говорит о совершенном преступлении при назначении принудительной меры ограниченно вменяемым (ст. 97 УК РФ), не указывая о предотвращении совершения ими новых преступлений в период прохождения лечения и в дальнейшем как цели таких мер (ст. 98 УК РФ). Но принудительные меры медицинского характера назначаются указанным лицам только в случаях, когда они представляют опасность по своему психическому состоянию для себя и окружающих и, значит, вполне могут совершить новое преступление.

В этой связи следовало бы внести дополнение в ст. 98 УК РФ «Цели применения принудительных мер медицинского характера», сформулировав тем самым полностью общую цель таких мер, как «предупреждение совершения ими новых преступлении или деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса ». На наш взгляд, это уточняющее дополнение, касающееся лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, будет вполне закономерно и оправдано. Аналогичного дополнения также будут требовать и последующие классификации.

В зависимости от степени готовности возможностей и средств цели принудительных мер медицинского характера можно подразделить на конечные и ближайшие . Как отмечал П.М. Рабинович, данная классификация целей важна для выяснения степени их реальности и, следовательно, их значения 3 См.: Рабинович И.M. О юридическом природе целей правовых актов // Правоведение. 1971. № 5. С. 28. . Примечательно, что на рассматриваемое деление целей указывал еще в XVII веке известный философ Т. Гоббс: «Среди целей одни называются близкими, другие отдаленными».

Относительно этой классификации спорным, на наш взгляд, является утверждение о том, что «когда говорят о цели в праве, то имеют в виду не всякую цель, достигаемую правовыми средствами, а только цель конечную». Не вызывает сомнений, что именно конечная цель, которая находится как бы на вершине дерева соответствующих целей, служит отправным и завершающим началом правотворческой и правоприменительной деятельности.

Однако, во-первых, на пути достижения конечной пели имеются ближайшие цели, вне осуществления которых не может быть достигнута конечная цель. Исходя именно из такой предпосылки, конечной целью назначения судом принудительной меры медицинского характера, на наш взгляд, выступает предупреждение совершения больными новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, которая не может быть достигнута без излечения больного или улучшения его психического состояния, то есть без ближайшей цели.

Во-вторых, именно ближайшие, а не конечные цели выражают differentia specifica исследуемого института в связи с тем, что в ближайших целях указанного института содержатся медицинские предпосылки. Наконец, сосредоточение внимания только на конечной цели может устранить из поля зрения исследователя индивидуальные цели. На наш взгляд, это цели, которые суд. назначая конкретный вид принудительной меры (средства), желает достичь по отношению к каждому индивиду (больному), учитывая его психическое состояние и иные обстоятельства.

Таким образом, предупреждение совершения преступлений и общественно опасных деяний относится к целям конечного характера, а содействие этому путем лечения или улучшения психического состояния больного, чтобы он перестал представлять в силу своего психического расстройства опасность для себя и окружающих, - к целям ближайшим. Конечная цель при этом имеет большое мобилизующее значение в уголовно-правовом смысле, поскольку именно она является побудительно»! причиной к достижению ближайших целей - не уголовно-правовых, а медицинских. Следовательно, цели применения института принудительных мер медицинского характера необходимы и в равной мере важны как ближайшие, так и конечные. Нормативное закрепление в уголовном законодательстве получили и первые, и вторые, то есть только такие цели, которые обеспечены уже в данное время реальными средствами и условиями осуществления.

Т.А. Казакевич предлагает классифицировать цели на истинные и ложные. Под истинной понимается цель, соответствующая действию закономерностей объективного мира, наличию необходимых условий и возможностей реализации. Ложной является цель, осуществление которой объективно невозможно в силу оторванности ее по различным причинам от объективной действительности. Однако применительно к принудительным мерам медицинского характера как институту уголовного права такая классификация представляется. на наш взгляд, утопичной, поскольку законодатель не указывает в УК РФ ложной цели. Хотя абстрактно ее можно представить как цель окончательной победы государства в борьбе с преступностью лиц, которым судом назначены или уже были применены принудительные меры медицинского характера.

Представляется, что было бы целесообразнее классифицировать цели исследуемого института в зависимости от их истинности на реальные и нереальные . Подобное деление исходит из возможности достичь поставленных уголовным законом целей с помощью средств, имеющихся в наличии на данный момент. Так, нереальной выступает цель излечения лица, страдающего психическим расстройством, поскольку не всегда удается полностью его излечить. Такая ситуация характерна для расстройств психотического уровня, развивающихся на почве умеренно выраженных психических нарушений, общесоматических заболеваний, когда просто ограничивается возможность реализации цели выздоровления. В этой связи уголовный закон дает как альтернативу нереальной реальную цель - улучшение психического состояния лица. Однако не стоит забывать, что в тех случаях, когда излечение все-таки удается, нереальная цель, по нашему мнению, способна стать реальной. К реальной цели следует также причислять цель предупреждения совершения преступлений и общественно опасных деяний.

Для назначения и применения принудительных мер медицинского характера уголовным законом устанавливается порядок осуществления уголовно-правовой деятельности и соответствующая ей система правоотношений. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в случае назначения и применения таких мер, по существу, речь идет о двух направлениях деятельности: медицинском и правотворческом. Подобное обстоятельство обусловливает (в зависимости от направления деятельности органов суда, уголовно-исполнительных и медицинских учреждений соответствующего профиля в отношении психически больных, совершивших преступление или общественно опасное деяние) необходимость выделения двух целей применения принудительных мер медицинского характера медицинского и юридического характера. В теории уголовного права такое деление целей принудительных мер медицинского характера является доминирующим, так как его придерживается большинство ученых.

Цель медицинского характера законодатель обозначает как альтернативу: излечение либо улучшение психического состояния психически больных лиц, совершивших общественно опасное деяние либо преступление. Следовательно, цель юридического характера состоит в предупреждении совершения такими лицами новых преступлений и общественно опасных деяний как во время лечения, так и после него.

С учетом того, что предложенные классификации целей принудительных мер медицинского характера включали в себя лишь цели, определенные законодателем, представляется необходимым проанализировать цели принудительных мер медицинского характера, не получившие законодательного закрепления, но имеющие право, на наш взгляд, на исследование. Так. В. Горобцов 4 См.: Горобцов В. Принудительные меры медицинского характера. Красноярск, 1996. С. 2. и согласившийся с ним С. Достовалов 5 См. Достовалов С. Цели применения принудительных мер медицинского характера // Законность. 2000. № 1. С. 50. предлагают дополнить перечень целей указанного института такой целевой установкой, как обеспечение безопасности общества».

На наш взгляд, подобное дополнение является довольно спорным. Обеспечение безопасности общества, безусловно, важная цель, однако реализация такой цели при применении принудительных мер медицинского характера предполагает защиту общества или конкретного индивида от совершения лицом, проходящим или прошедшим принудительное лечение, деяния, запрещенного уголовным законом. Поэтому предложенная целевая установка полностью поглощается целью предупреждения совершения преступлений или общественно опасных деяний психически больными лицами как во время, так и после лечения, и, следовательно, законодатель вполне справедливо не указал на нее.

Примерно такое же поглощение происходит и с предложенной А.В. Наумовым, П.А. Колмаковым, С. Доставаловым целью проведения мер социальной реабилитации (выработки у больных навыков жизни в обществе), только в этом случае поглощение происходит не предупредительной, а лечебной целью.

По мнению авторов Курса уголовного права, «действующий УК не включил в перечень целей принудительных мер медицинского характера указание на охрану прав и законных интересов психически больных 5 Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. С. 353. . Необходимость включения этого положения в Уголовный кодекс обусловлена еще имеющими место на практике нарушениями прав и законных интересов психически больных лиц, о чем свидетельствуют, в частности, факты, приведенные в докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. Миронова "О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами"». Человек с его правами, свободами впервые в нашей стране объявлен высшей ценностью.

Однако, на наш взгляд, охрана прав и законных интересов больного должна выступать не в качестве цели применения принудительных мер медицинского характера, а в качестве одного из принципов применения принудительных мер медицинского характера, которым необходимо руководствоваться на протяжении всего срока их реализации. Представляется что, руководствуясь именно этим принципом, законодатель выдвинул на первое место среди целей принудительных мер медицинского характера цель, сочетающую в себе интересы лица, страдающего психическим расстройством, - излечение или улучшение психического состояния.

Таким образом, с учетом вышеизложенного цели принудительных мер медицинского характера, на наш взгляд, следует определить как «излечение лиц, указан них в части первой статьи 97 УК РФ, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений или деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса ».

Представляется, что теперь, когда цели исследуемого института определены, возникает необходимость установления путей их достижения. Тем более, что степень достижения намеченной цели, на наш взгляд, является важнейшим показателем эффективности института принудительных мер медицинского характера. Однако важно не только, как достигается цель, но и при помощи каких средств она достигается. Объясняется это тем, что цель в отсутствие средства есть недостижимая мечта, идеал. Более того, цели принудительных мер медицинского характера закреплены в нормах закона, следовательно, они могут быть достижимы только с помощью средств, также закрепленных в нормах закона и обеспеченных силой государственного принуждения. Эти средства направлены на реализацию только целей принудительных мер медицинского характера и потенциально могут достигать их.

Таким образом, цели принудительных мер медицинского характера и средства их достижения предопределены друг другом.

Независимо от того, в какой из возможных взаимосвязей нами будут рассмотрены такие средства в сфере правоприменительной деятельности, в частности при применении института принудительных мер медицинского характера в уголовном праве, они, на наш взгляд, всегда должны отвечать следующим требованиям.

  1. Средства достижения указанных целей должны быть дозволены законом, то есть прямо предусмотрены им.
  2. Эти средства должны быть этичными, соответствующими нормам морали, профессиональной этике и нравственному долгу человека.
  3. Рассматриваемые средства должны быть подлинно научными, опираться на новейшие достижения науки уголовного права и медицины. Только такие средства способны обеспечить получение положительных результатов в лечении лиц, страдающих психическими расстройствами, а также в предупреждении совершения ими новых преступлений или общественно опасных деяний.
  4. Средства достижения целей в интересующей нас сфере общественной жизни должны быть эффективными, обеспечивающими оптимальный результат в достижении указанных целей. Об эффективности таких средств можно говорить как в смысле обоснованности и целесообразности их правового закрепления в уголовном законе, так и в смысле оптимального использования конкретных средств достижения намеченных целей на практике.

Установленные в уголовном законе и назначаемые судом виды принудительных мер медицинского характера, на наш взгляд, по своей сути, представляют собой такие средства, направленные на достижение вышеуказанных целей, которым присущи все перечисленные требования. Именно в этой связи в § 1.3 первой главы монографии нами была предложена замена термина «мера» на термин «средство» в названии института. Следовательно, учитывая проведенную ранее замену, возникает необходимость также заменить термин «меры»» на термин «средства» в названии ст. 99 УК РФ. Соответственно оно получит несколько иную формулировку: «Виды принудительных средств медицинского характера».

Статья 99 УК РФ включает следующий исчерпывающий перечень средств: «амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра», «принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа», «принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа» и «принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного вида с интенсивным наблюдением». Учитывая многогранность и многоаспектность назначения, применения, изменения, прекращения указанных средств, на наш взгляд, целесообразно ограничиться установлением путей достижения целей исследуемого института с помощью этих средств.

Итак, для достижения цели излечения или улучшения психического состояния лиц, совершивших общественно опасное деяние или преступление, законодательством определяется путь, который связан с одним из общих принципов подхода к выбору конкретного принудительного средства медицинского характера. Во-первых, это - определение характера психического расстройства больного комиссией врачей-психиатров, и во-вторых, выбор и назначение судом с учетом профиля или зоны обслуживания одного из средств принудительного лечения и, конечно, с учетом уже определенного характера психического заболевания.

Обусловлен этот путь прежде всего тем, что только с помощью установления точного диагноза и назначения в связи с этим правильного средства принудительного лечения возможно достичь полного излечения или улучшения психического состояния лица. Для достижения перечисленных целей те или иные принудительные средства медицинского характера могут изменяться судом тогда, когда иным (уже ранее примененным) средством невозможно достигнуть «излечения лиц», указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, или «улучшения их психического состояния». Кроме того, вид принудительного лечения не должен быть более жестким, чем необходимо и достаточно для осуществления этих целей.

Кроме средств, определенных в уголовном законе для достижения цели излечения или улучшения психического состояния лиц, применяются все необходимые для этого методы диагностики, лечения, реабилитации, разрешенные в установленном порядке.

Таким образом, выбор медицинских средств и методов определяется исключительно клиническими показаниями, поскольку они используются только для диагностики и лечения лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасное деяние или преступление, и не могут примениться для наказания пациента или в интересах других лиц.

Достижение цели предупреждения совершения новых общественно опасных деяний или преступлений с помощью принудительных средств медицинского характера возможно при последовательном решении двух задач.

Первая - это превенция возможности совершения таких деяний во время принудительного лечения. Решить такую задачу, на наш взгляд, можно при помощи принудительных средств, которые различаются между собой, кроме клинических возможностей, еще и строгостью режима. Именно поэтому назначение конкретного средства уже будет зависеть не только от клинической картины психического расстройства, но и от опасности лица. Следовательно, назначив одно из принудительных средств медицинского характера, суд тем самым изолирует лип с психическими расстройствами от общества, размещая их в лечебных учреждениях и отделениях таких учреждений в соответствии с физическим и психическим состоянием, особенностями поведения и с соблюдением условий, предупреждающих возможность побегов и других нарушений режима 6 См.: О порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния: Письмо Минздрава Российской Федерации от 23 июля 1999 г. № 2510/8236-99-32 // Информационная система Консультант Плюс: Версия Проф. П. 5.1. . Кроме этого решения первой задачи есть и иное, связано оно со сроком применения конкретного средства, который может продлеваться, а также с возможностью изменения одного средства на другое, если лицо продолжает представлять опасность как для себя, так и для общества.

Вторая задача касается предупреждения совершения новых общественно опасных деяний и преступлений после отмены принудительных мер медицинского характера. Успешное преодоление путей достижения такой задачи также связано с правильным выбором принудительного средства медицинского характера, применение которого значительно снизит, а в идеале исключит вероятность совершения новых деяний после его отмены.

Однако достижение этой задачи только принудительным средством медицинского характера вряд ли представляется возможным. Это связано с тем фактом, что после окончания и отмены принудительного лечения лица достаточно часто прекращают лечение, что способствует обострению болезни вновь, появлению так называемого синдрома отмены лекарственных средств и приводит к совершению новых общественно опасных деяний.

Данное обстоятельство указывает на необходимость устранения таких случаев, которое, по нашему мнению, должно осуществляться следующим образом: лица, страдающие хроническими психическими расстройствами, слабоумием, после отмены принудительного лечения должны принудительно наблюдаться у психиатра по месту жительства пожизненно. Пожизненность в данной ситуации означает, что такое лицо регулярно начиная от одного до двух раз в месяц, заканчивая от одного до двух раз в год, в зависимости от динамики течения психического расстройства, должно посещать психиатра до окончания жизни или полного излечения (что вряд ли возможно) психического расстройства.

Следовательно, путь достижения цели предупреждения совершения преступлений или общественно опасных деяний психически больными лицами как во время лечения, так и после предполагает: во-первых, изоляцию психически больного от общества путем назначения ему того или иного принудительного медицинского средства, которые различаются, главным образом, строгостью режима и характером наблюдения за пациентами, и, во-вторых, лечение для достижения такого состояния больного, при котором значительно снижается или исчезает вероятность совершения после отмены принудительной меры новых преступлений или общественно опасных деяний.

Таким образом, обобщая изложенное, следует отметить, что институт принудительных мер медицинского характера в уголовном праве существует и реализуется целенаправленно. Цели этого института заложены в теории уголовного права изначально, а в настоящее время в уголовном законе закреплены не только цели, но и средства, определяющие пути их достижения. Кроме того, в нормах уголовного закона о применении института принудительных мер медицинского характера фиксируются цели и средства, которые не только направлены на реализацию специфических функций уголовного права, но и те (медицинские) без которых эти функции не могут быть осуществимы.

Согласно ст. 98 УК Российской Федерации: «Целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 настоящего Кодекса, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса». Как мы уже упоминали, в тексте УК Российской Федерации не дано определения принудительных мер медицинского характера, но сформулированы их цели. Последнее сделано впервые в истории уголовного законодательства нашей страны. Хочется отметить, что определение целей даже при отсутствии определения самого понятия помогает несколько раскрыть его сущность, дает определенную возможность в судебной практике решать вопросы назначения, продолжения и прекращения принудительных мер медицинского характера. Важно и то обстоятельство, что приоритетными называются интересы достижения психического здоровья человека, а не интересы государства, как это указывалось в ст. 11 УК РСФСР 1926 г.514 и подразумевалось под словом «помещение» в ст. 58 УК РСФСР 1960 г.515 На наш взгляд, верным представляется мнению Н. И. Пикурова о том, что сопоставление целей применения принудительных мер медицинского характера и целей наказания позволяет заметить не только существенное различие в их содержании, но и их некоторое сходство, объясняющее причины отнесения принудительных мер медицинского характера к уголовному праву. Общей для них является цель - предупредить совершение новых деяний, которые причиняют вред охраняемым уголовным правом ценностям. Для лиц, которые являются вменяемыми, применение принудительных мер медицинского характера создает условия реализации также другой 735 цели наказания - исправления осужденного Цели принудительных мер медицинского характера не совпадают с целями классических медицинских мер, медицинской помощи осужденным (как, впрочем, и законопослушному населению). Классическая медицинская помощь осужденным направлена на профилактику заболеваний (например, туберкулеза и др.), их лечение (например, травм и др.). Заметим, что ряд авторов неоправданно исключают профилактику из общих задач медицинского мер516. Общие задачи медицинских мер входят в задачи принудительных мер медицинского характера как некая составляющая, отражающая лишь один аспект применения принудительных мер медицинского характера, связанный с гуманным желанием оказать медицинскую помощь члену общества, пусть даже в принудительном порядке. Но не менее, а, может быть, более важен другой аспект их применения - предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части уголовного закона. Оба аспекта диалектически взаимосвязаны, а главное - достаточно часто предусматривают применение комплексного лечения. С. В. Бородин пишет, что в ст. 98 УК Российской Федерации цели «указаны, но сформулированы достаточно скупо и нуждаются, поэтому, в расшифровке. К целям применения принудительных мер следует относить: 1) излечение или такое улучшение состояния больного, при котором он перестает представлять общественную опасность; 2) предупреждение совершения лицом нового общест венно опасного деяния или преступления как во время лечения, так и после его завершения; 3) обеспечение безопасности больного для самого себя; 4) проведение мер социальной реабилитации (выработка у больных навыков для жизни в обществе) в той мере, в какой это возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение»517 (о последней цели, к сожалению, в уголовном законе не говорится. - Авт.). По мнению авторов Курса уголовного права, «действующий УК не включил в перечень целей применения принудительных мер медицинского характера указание на охрану прав и законных интересов психических больных, что имело место в теоретической модели Уголовного кодекса. Необходимость включения этого положения в Уголовный кодекс обусловлена еще имеющими место на практике нарушениями прав и законных интересов психически больных лиц, о чем свидетельствуют, в частности, факты, приведенные в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. Миронова “О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами”»518. В одном из комментариев к УК Российской Федерации ошибочно указывается: «Под излечением не следует понимать только выздоровление под влиянием медикаментозной терапии. Понятие лечения включает и помещение в стационар с определенным режимом, и такие средства, как психотерапия, трудотерапия, и различные меры, направленные на восстановление социальной адаптации (реабилитационные)»519. Приставка «из», по нашему мнению, в слове «излечение» имеет такое же значение, как в словах «извлечение», «изъятие», т. е. завершение какого-либо процесса. В данном случае в законе подразумевается именно завершение процесса лечения, достижение здоровья. Следует признать, что «излечение», выздоровление лиц, страдающих хроническим психическим расстройством (коих абсолютное большинство среди направленных на принудительное лечение), в подавляющем числе случаев недостижимо. Например, у А., стра дающего шизофренией, совершившего общественно опасное деяние, обострение заболевания произошло через пять лет после завершения 740 * г применения принудительных мер медицинского характера. У 23-летнего Н.520, осужденного к одиннадцати годам лишения свободы, на фоне добровольного лечения в местах лишения свободы, прекратились и в течение пяти лет отсутствовали эпилептические припадки, диагноз эпилепсии (хронического психического расстройства) ему был снят, соответствующие психофармакологические препараты отменены, но это не значит, что в ходе амбулаторного наблюдения и лечения произошло излечение. Приступы заболевания могут возобновиться через весьма продолжительный срок, например в преклонном возрасте. Временное психическое расстройство у З.521 прошло самопроизвольно, т. е. «излечение» возникло без лечения. Очевидна невозможность добиться излечения Г.522, страдающего слабоумием. Что же касается лиц, страдающих иными болезненными расстройствами психики, то перспективы их излечения весьма сомнительны. В разряд психических расстройств, не исключающих вменяемости, попадает большое число психических расстройств, резистентных к формальным психиатрическим методам лечения в психотравмирующих условиях мест лишения свободы (например, расстройства личности). Принудительный характер лечения тем более не способен привести к благоприятному исходу - излечению. При лечении лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, усилия врача - сотрудника исправительного учреждения - должны быть направлены на исключение психотравмирующих ситуаций^ изменение отношения к этим ситуациям. Они строятся на принципах взаимного доверия пациента и врача, уважения независимости и свободы личности пациента, сохранения врачебной тайны. В качестве одного из важнейших профессионально-этических и правовых императивов в данной сфере выступает категорический запрет на использование медицинских знаний и положения врача в немедицинских целях, что трудно согласуется с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Таким образом, задача применения принудительных мер медицинского характера - излечение - наполнена некоторым правовым романтизмом, что и обусловливает следующее положение об «улучшении их психического состояния» как своеобразную задачу- минимум при проведении принудительных мер медицинского характера. О «программе-минимуме» говорится и Курсе уголовного права: «Принудительные меры медицинского характера направлены на защиту как интересов лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступление или общественно опасное деяние, излечение таких лиц или как программу-минимум - улучшение их психического состояния и социальную адаптацию, так и интересов общества - предупреждение возможных общественно опасных действий с их стороны в будущем»523. В этой размытой и неопределенной формулировке («улучшение психического состояния») и кроется архиважная проблема, которая решается уже не одно десятилетие и не решена до сих пор. Каким должно быть «улучшение психического состояния», на основании каких критериев суд может считать, что оно достигнуто (пока это делается лишь на основании мнения комиссии врачей-психиатров, превращая судью в глашатая решения комиссии)? Не является ли оно преждевременным или, наоборот, запоздалым? Не выпускаем ли мы на свободу убийцу-маньяка, ставшего более осторожным? Не лишали ли мы напрасно свободы человека, уже давно излеченного от временного психического расстройства, обреченного провести часть своей жизни в психиатрической палате? Не случайно многие авторы обходят молчанием эту серьезную проблему. Однако замалчивание проблемы не способствует ее решению. Предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части уголовного закона, возможно при последовательном решении двух задач. Во-первых, это превенция возможности совершения таких деяний в настоящее время. Решение этой задачи связано: а) с выбором принудительных мер, которые различаются между собой, прежде всего, строгостью режима содержания; б) со сроком ее применения, который может продлеваться, если лицо продолжает представлять опасность как для себя, так и для общества. К сожалению, срок этот может зависеть не только от клинической картины психического расстройства, но и от наличия противопоказаний для проведения определенных видов лечения (например, индивидуальная непереносимость некоторых психофармакологических средств и др.); неразработанность методов лечения определяет его значительное увеличение, а подчас неопределенность. Некоторые авторы ошибочно указывают, что если «больной продолжает представлять опасность», то ее можно предотвратить путем «лечения в амбулаторных условиях»524. Если «больной продолжает представлять опасность», то ее должно предотвращать путем лечения в условиях психиатрического стационара. Сомнительным представляется отказ от госпитализации осужденных, которые проходят принудительное амбулаторное наблюдение и лечение в местах лишения свободы. Они изолированы от законопослушного социума, но императивные слуховые галлюцинации, бредовые идеи преследования могут обусловить их внезапное нападение на других заключенных, сотрудников исправительного учреждения. Во-вторых, предупреждение новых деяний предусматривает такое улучшение психического состояния, которое значительно снижает, а в идеале исключает, вероятность совершения новых деяний после отмены принудительных мер медицинского характера. Из этого следует, что вполне приемлемым следует считать положение, при котором лицо, направленное судом на принудительное лечение в психиатрический стационар, в течение неопределенного, подчас довольно длительного времени находится только под наблюдением медицинского персонала, не получая, по существу, никакого лечения. Судьба этих лиц в такой ситуации весьма трагична, но существующая судебная практика исходит из интересов общества, а не отдельных его представителей, отмеченных «печатью» совершенного общественно опасного деяния746. Рассматривая проблему предупреждения новых деяний, мы хотели бы вынести на обсуждение предложение, согласно которому лица, страдающие хроническими психическими расстройствами, слабоумием, должны принудительно наблюдаться у психиатра по месту жительства пожизненно, т. е. регулярно (от 1-2 раз в месяц до 1-2 раз в год, в зависимости от динамики течения психического расстройства) посещать психиатра. Это предложение основано на том, что после окончания принудительных мер медицинского характера лицо достаточно часто прекращает лечение, что способствует обострению процесса вновь, появлению так называемого «синдрома отмены» лекарственных средств. Определив принудительное наблюдение и лечение пожизненным, мы обязываем и* психиатров, и пациентов активнее решать проблемы профилактики новых общественно опасных деяний. Дабы подчеркнуть значимость предложения, следует сказать, что повторение общественно опасных действий лиц, прошедших принудительные меры медицинского характера, по нашим данным и по данным литературных источников составляет до 30%525. Ряд авторов под предупреждением новых деяний подразумевают «новые общественно опасные деяния»748. На наш взгляд, подобный подход весьма узкий, монопсихиатрический. После завершения принудительных мер медицинского характера субъект, продолжая страдать хроническим психическим расстройством, может осознанно совершить преступление. В таком случае он будет подлежать уголовной ответственности. К сожалению, большинство психиатров, по существу, отказываются брать на себя ношу реконструктивной работы по формированию социально адаптивного поведения. Они видят свою задачу не в «излечении», возвращении пациента к психическому здоровью, восстановлению гармонии человека с обществом, а в сугубо профессиональном подходе к лечению галлюцинаторно-бредовых синдромов. Конструктивные положения западной клинической криминологии в области пенитенциарной психотерапии все еще не востребованы в нашем обществе, что крайне тревожно. На наш взгляд, социально адаптированная личность нередко препятствует противоправному поведению лица, находящегося в состоянии острого психоза, а выработанные до возникновения психического расстройства асоциальные личностные установки могут способствовать опасному поведению лиц без грубых психических расстройств, что расширяет цели применения принудительных мер медицинского характера в плане проведение мер социальной реабилитации (выработка социально приемлемых умений и навыков жизни в обществе) в той мере, в какой это возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение. С определенной долей условности к целям принудительных мер медицинского характера можно отнести и профилактику преступности, в генезе которой играют существенную роль психические расстройства, не исключающие вменяемости. Не менее опасен противоположный, узкоправовой подход по предупреждению совершения преступных деяний, так как это не является подлинно медицинской целью. Более того, принудительное психиатрическое лечение лиц, у которых отсутствует тяжелое психическое расстройство, с немедицинскими целями находится под прямым запретом закона и норм профессиональной врачебной этики. Обычные клинические и профессионально-этические подходы при использовании принудительных психиатрических мер неприменимы к вменяемым лицам, осужденным за совершенное преступление. Характеризуя цель принудительных мер медицинского характера по предупреждению общественно опасной ауто- и гетероагрессии, мы понимаем ее как достижение такого уровня психического здоровья, при котором возможность общественно опасного деяния или исчезает, или существенно снижается за счет оптимизации социально адаптированного поведения. Нужно ответственно заявить, что полностью предупредить возможность рецидива в настоящее время не представляется возможным, ввиду того, что тонкие механизмы психического здоровья не являются достоянием современной психиатрической науки. Это и играет решающую роль при выборе той или иной принудительной медицинской меры (характер наблюдения, строгость режима). 6.2.



Просмотров