Авторство и имя автора охраняются в течении

Новая редакция Ст. 1267 ГК РФ

2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Комментарий к Ст. 1267 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет длительность охраны обозначенных в норме личных неимущественных прав и лиц, уполномоченных осуществлять их защиту после смерти автора. В соответствии с п. 1 ст. 1267 ГК РФ авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются вечно.

2. Лицами, уполномоченными на осуществление охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, являются: исполнитель завещания, наследники автора как по закону, так и по завещанию, правопреемники последних, а также иные заинтересованные лица.

Представляется, что под правопреемниками наследников автора следует понимать их наследников либо, если наследником по завещанию являлось юридическое лицо, - его правопреемников.

Указание на "иных заинтересованных лиц" сделано на случай отсутствия наследников либо прекращения юридического лица путем ликвидации. Видится, что под иными заинтересованными лицами можно понимать только специализированные организации по коллективному управлению авторскими правами, в предмет уставной деятельности которых входит осуществление охраны авторских прав, указанных в п. 1 ст. 1267 ГК РФ, после смерти авторов. Видится, что иное лицо будет не в состоянии доказать основанный на законе интерес в охране прав постороннего для него лица, соответственно, ему откажут в иске как ненадлежащему истцу.

Наличие исполнителя завещания полностью исключает возможность охраны авторских прав, указанных в п. 1 ст. 1267 ГК РФ, иными лицами, в том числе и наследниками, их правопреемниками и иными заинтересованными лицами.

Другой комментарий к Ст. 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Личные неимущественные права действуют в течение всей жизни автора и прекращаются вместе с его смертью. Однако прекращение личных неимущественных прав не означает возможность беспрепятственного искажения имени автора или его произведения. Как установлено в п. 1 ст. 1267, авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Это означает, что и после смерти автора никто не может присвоить созданное им произведение, нарушить его право на псевдоним или внести в произведение исправления, изменяющие замысел автора.

Охрана указанных нематериальных благ автора возлагается на лицо, указанное автором в завещании. Объем предоставленных такому лицу правомочий по охране авторства, имени автора и неприкосновенности произведения отличается от соответствующего объема личных неимущественных прав самого автора. Об этом свидетельствует содержащаяся в п. 2 ст. 1267 ссылка на абзац второй п. 1 ст. 1266 ГК. Эта ссылка означает, что лицо, на которое возложена охрана нематериальных благ автора, не может запретить снабжать издание произведения предисловием, иллюстрациями, осуществлять иные дополнения произведения, которые указаны в абз. 1, но не указаны в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК. Предметом охраны после смерти автора становятся изменения, сокращения и дополнения произведения с целью не допустить искажения замысла автора, нарушения целостности восприятия произведения и несоответствия вносимых изменений воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках и иной письменной форме.

Однако возможны ситуации, когда автор не назначил лицо, отвечающее за охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, или назначенное им лицо отказывается от этой миссии. Наконец, такой человек тоже, к сожалению, не вечен. Во всех этих случаях возникает вопрос о том, кто должен осуществлять охрану рассматриваемых нематериальных благ. Закон дает на это исчерпывающий ответ: наследники автора, их правопреемники, другие заинтересованные лица.

Таким образом, эти лица приобретают возможность осуществлять охрану нематериальных благ автора при отсутствии назначенного автором лица или при его отказе либо смерти. Во-вторых, между указанными лицами не установлено какой-либо последовательности (очередности). Это означает, что наряду с наследниками и их правопреемниками охрану могут осуществлять иные заинтересованные лица (друзья покойного автора, его ученики, поклонники его творчества и т.д.). Никакого различия в отношении охраны между указанными лицами законом не предусмотрено.

2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Статья 1269. Право на отзыв

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени или наименования правообладателя;

Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения

Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением случая, предусмотренного статьей 1293 настоящего Кодекса.

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

2. В случае, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245 настоящего Кодекса.

Статья 1277. Свободное публичное исполнение музыкального произведения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии.

Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования

Организация эфирного вещания вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.


2. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика применения: Практическое пособие. - М.: Юристъ, 2006. - 351 с.


... . - №8. - С.7. 26. Гражданское право. Т. 1 [Текст] / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. – М.: Проспект, 2007. – 877 с. 27. Гурский Р.А. Компенсация в системе гражданско-правовых способов защиты авторского права [Текст] // Новая правовая мысль. - 2005. - № 3.- С.22. 28. Дозорцев В.А. Интеллектуальные прав: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исслед. центр...

И ценность человеческой личности...". В российском законодательстве ст. 18 ГК наделяет граждан возможностью "иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности", а также обладать имущественными и личными неимущественными правами. Ценность личных прав состоит главным образом в том, что они сами по себе...

Судья. – 2007. – № 5. - С. 14. 14. Антимонов Б. С, Флейшиц Е.А. Авторское право. [Текст] М.: ЗАО Юстицинформ. 2008. – 576 с. 15. Барышев С.А. Авторский договор е гражданском праве России, Франции и Швейцарии: Сравнительно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. [Текст] Казань.: 2002. – 42 с. 16. Блинков О.Е. Новый российский правопорядок в сфере наследования...

И другим договорам, размеров патентных пошлин и многое другое Рассмотрим некоторые наиболее острые проблемы, сопутствующие формированию полноценного института интеллектуальной собственности и соответствующего рынка. Глава 2. Проблемы защиты прав интеллектуальной собственности в России 2.1. Анализ проблем защиты коммерческой тайны Долгое время одним из самых спорных вопросов в...


2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.


При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.




Комментарии к ст. 1267 ГК РФ


1. Личные неимущественные права действуют в течение всей жизни автора и прекращаются вместе с его смертью. Однако прекращение личных неимущественных прав не означает возможность беспрепятственного искажения имени автора или его произведения. Как установлено в п. 1 ст. 1267, авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Это означает, что и после смерти автора никто не может присвоить созданное им произведение, нарушить его право на псевдоним или внести в произведение исправления, изменяющие замысел автора.

Охрана указанных нематериальных благ автора возлагается на лицо, указанное автором в завещании. Объем предоставленных такому лицу правомочий по охране авторства, имени автора и неприкосновенности произведения отличается от соответствующего объема личных неимущественных прав самого автора. Об этом свидетельствует содержащаяся в п. 2 ст. 1267 ссылка на абзац второй п. 1 ст. 1266 ГК. Эта ссылка означает, что лицо, на которое возложена охрана нематериальных благ автора, не может запретить снабжать издание произведения предисловием, иллюстрациями, осуществлять иные дополнения произведения, которые указаны в абз. 1, но не указаны в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК. Предметом охраны после смерти автора становятся изменения, сокращения и дополнения произведения с целью не допустить искажения замысла автора, нарушения целостности восприятия произведения и несоответствия вносимых изменений воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках и иной письменной форме.

Однако возможны ситуации, когда автор не назначил лицо, отвечающее за охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, или назначенное им лицо отказывается от этой миссии. Наконец, такой человек тоже, к сожалению, не вечен. Во всех этих случаях возникает вопрос о том, кто должен осуществлять охрану рассматриваемых нематериальных благ. Закон дает на это исчерпывающий ответ: наследники автора, их правопреемники, другие заинтересованные лица.

Таким образом, эти лица приобретают возможность осуществлять охрану нематериальных благ автора при отсутствии назначенного автором лица или при его отказе либо смерти. Во-вторых, между указанными лицами не установлено какой-либо последовательности (очередности). Это означает, что наряду с наследниками и их правопреемниками охрану могут осуществлять иные заинтересованные лица (друзья покойного автора, его ученики, поклонники его творчества и т.д.). Никакого различия в отношении охраны между указанными лицами законом не предусмотрено.

Право авторства и право автора на имя

  • 1. Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
  • 2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора

  • 1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
  • 2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта I статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

  • 2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
  • 3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

охраняются бессрочно (ст. 1267 ГК РФ).

Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) после своей смерти.

Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (1270 ГК РФ).

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского,

градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму), в том числе способами, указанными в пункте 2 ст. 1324 ГК РФ. Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму (ст. 1324 ГК РФ).

Использованием фонограммы считается:

1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

9) переработка фонограммы.

Организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач в

соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1330 ГК РФ. Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи (ст. 1330 ГК РФ).

Использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается (п. 2 ст. 1330 ГК РФ):

1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. При этом запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио - или телепередачи;

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Использованием сообщения радио- или телепередачи организации эфирного вещания считаются как ретрансляция его в эфир, так и сообщение по кабелю.

Использованием сообщения радио- или телепередачи организации кабельного вещания считаются как ретрансляция его по кабелю, так и сообщение в эфир.

К праву использования сообщения радио- или телепередачи соответственно применяются правила п. 3 ст. 1317 ГК РФ.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.

В соответствии со ст. 1334 ГК РФ изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Изготовитель базы данных может распоряжаться указанным исключительным правом. При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных (абзац второй п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя, кроме случаев, предусмотренных ГК РФ. При этом под извлечением материалов понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме.

Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав изготовителя базы данных и других лиц на составляющие базу данных материалы, а также на базу данных в целом как составное произведение.

Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.

Использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

В соответствии с положениями ст. 1339 ГК РФ публикатору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ (исключительное право публикатора на произведение) способами, предусмотренными подпунктами 1 - 8 и 11 пункта 2 ст. 1270 ГК РФ. Публикатор произведения может распоряжаться указанным исключительным правом.

Исключительное право публикатора на произведение признается и в том случае, когда произведение было обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки. Исключительное право публикатора на произведение признается и действует независимо от наличия и действия авторского права публикатора или других лиц на перевод или иную переработку произведения.

2) личные неимущественные права;

3) иные права (право следования, право доступа и другие).

Например, ст. 1292 ГК РФ устанавливает право доступа. Так, автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право следования. В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ст. 1293 ГК РФ).

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Еще по теме Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения:

  1. §3.1. Право на вознаграждение автора музыкального произведения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения
  2. Машиноцентрический концепт (юнит искусственного интеллекта как полноправный автор создаваемых им произведений - результатов интеллектуальной деятельности)
  3. Глава 1. Теоретические основания вознаграждения авторов произведений науки, литературы и искусства
  4. Глава 3. Самостоятельные по отношению к исключительному праву права авторов произведений науки, литературы и искусства на вознаграждение
  5. § 2. Виды произведений. Произведения, не являющиеся объектами авторских прав
  6. §1. Неприкосновенность дипломатического агента, неприкосновенность имущества
  7. Мальцев Никита Михайлович. ПРАВА АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Пермь 2017, 2017
  8. § 7. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии
  9. Концепт служебного произведения (юнит искусственного интеллекта как наёмный работник, создающий результаты интеллектуальной деятельности, презюмируемые и позиционируемые как служебное произведение)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -



Просмотров