1 источником российского предпринимательского права не является. \ \ Российское предпринимательское право

Лекция 2. Источники предпринимательского права

1. Понятие и виды источников предпринимательского права. Нормативный правовой акт как источник предпринимательского права.

2. Значение гражданского законодательства РФ в регулировании предпринимательской деятельности.

3. Регулирование отношений в сфере предпринимательства правовыми обычаями.

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники предпринимательского права.

1. Понятие и виды источников предпринимательского права.

Нормативный правовой акт

как источник предпринимательского права

К источникам предпринимательского права относятся нормативные правовые акты, обычаи делового оборота, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.

Все нормативные правовые акты объединены в определенную систему, которая характеризуется иерархичностью, специализацией и дифференциацией. Нормативные правовые акты можно классифицировать в зависимости:

От сферы действия - федеральные; акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты;

От срока действия - акты неопределенно длительного действия; временные акты;

От юридической силы - законы и подзаконные акты.

Многочисленные законы также классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция РФ и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция РФ является Основным Законом государства и занимает ведущее место в системе нормативных правовых актов. Для предпринимательского права особое значение имеют конституционные нормы, содержащие отраслевые принципы. Кроме того, в Основном Законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Перечень конституционных законов прямо закреплен в Конституции РФ, что определяет их место в системе законодательства и повышенную юридическую силу. Всего принято четырнадцать федеральных конституционных законов - законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и т.д. Так, ст. 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривает право граждан и объединений граждан в форме организации обратиться с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод.

Текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны предпринимательской деятельности. Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные законы. Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит ГК РФ.

Предпринимательские отношения регулируются также нормами Бюджетного , Налогового кодексов , Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и других кодифицированных законов.

Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений, например: "Об акционерных обществах" , "Об обществах с ограниченной ответственностью" , "О производственных кооперативах" , "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" , "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" , "О финансово-промышленных группах" и др.;

Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например: "О рекламе" , "Об аудиторской деятельности" , "Об организации страхового дела в РФ" , "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" , "Об оценочной деятельности" и др.;

Законы, предусматривающие возможность использования нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности, например: "О коммерческой тайне" , "Об информации, информатизации и защите информации" , ГК РФ;

Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, например: "Об арбитражных судах" , " защите конкуренции", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О третейских судах" , "О международном коммерческом арбитраже" и др.;

Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства, например: "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами", "О валютном регулировании и валютном контроле" , "Об экспортном контроле" и др.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Указы Президента РФ содержат нормы права и регулируют разнообразные экономические отношения, например: "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" , "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп", "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" и др.

Нормативные правовые акты российского Правительства можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции , федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативные правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.), например: Постановление Правительства РФ "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"; Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и др.

Нормативные правовые акты Правительства, регулируя предпринимательские отношения:

Устанавливают правовые ориентиры деятельности: а) органов исполнительной власти (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц"); б) организаций и индивидуальных предпринимателей (Постановление Правительства РФ "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация"; Постановление Правительства РФ "О знаке обращения на рынке");

Вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию").

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей (распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и организаций").

Главным недостатком действующего хозяйственного законодательства является отсутствие обобщающего закона, который привел бы многочисленные нормы этого законодательства в единую систему. Только издание такого системообразующего закона может привести к радикальному улучшению правового регулирования хозяйственной деятельности. Кодификация предпринимательского права - это наиболее оптимальный путь совершенствования законодательства. Лучше принять один закон, чем около сотни применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности, формам и требованиям к ее осуществлению. При этом дополнительным аргументом в пользу принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса является и тот факт, что в Германии, Франции, США, Японии и других странах предпринимательские отношения регулируются торговыми кодексами.

Противники кодификации предпринимательского права приводили следующие аргументы: исторический опыт России, в которой так и не был принят торговый кодекс, опыт других государств, в которых при проведении поздних кодификаций гражданского законодательства произошло поглощение торговых кодексов гражданскими (Нидерланды, Италия), трудности разграничения предпринимательского кодекса с гражданским и др.

Научные дискуссии о соотношении гражданского и предпринимательского кодексов закончились тем, что с 1 января 1995 г. вступил в действие новый Гражданский кодекс Российской Федерации. Законодатель в очередной раз не воспринял взгляды представителей концепции хозяйственного права о необходимости регулирования предпринимательских отношений в рамках отдельного кодифицированного акта.

ГК РФ, закрепив в составе предмета гражданского права предпринимательские отношения, особо выделил то обстоятельство, что "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием" (п. 1 ст. 2 ГК РФ). По мнению представителей цивилистической школы, законодательно был решен давний спор о дуализме частного права в нашей стране в пользу права гражданского.

Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства.

Обычай делового оборота имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309 ГК РФ: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная норма получила дальнейшее развитие в статьях ГК РФ (ст. ст. 311 , , , , , , , , , и др.).

Применение обычаев предусматривается и иными нормативными правовыми актами, в частности ст. ст. 134 , , Кодекса торгового мореплавания РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ ("Палубный груз") перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота.

Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.

В ряде статей ГК РФ используется термин "обычно предъявляемые требования", который в одних случаях дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. ст. 309 , , ГК РФ), а в других используется как самостоятельный термин (ст. ст. 484 , , ГК РФ). В научной литературе обычай делового оборота рассматривается как разновидность обычно предъявляемых требований, что представляется дискуссионным, так как обычай делового оборота - это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи делового оборота при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения.

В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - "торговый обычай" (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"). В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (заключена в Женеве 21 апреля 1961 г.), при разрешении дела арбитры руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями.

Во-вторых, международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы.

Международным договором признается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц.

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. В этих случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так, ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" устанавливает, что обязательной ратификации подлежит широкий круг международных договоров, в том числе те, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

В настоящее время в Российской Федерации идет интенсивный процесс согласования внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права. В решениях Конституционного Суда РФ содержится более 200 ссылок на международные документы различного уровня.

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации": путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны, а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи была принята в Вене 11 апреля 1980 г., СССР присоединился к Конвенции 23 мая 1990 г., для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 1 сентября 1990 г.).

Международный договор Российской Федерации доводится до всеобщего сведения путем опубликования.

Нормы международных договоров Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к противоречащим им нормам внутригосударственных законов.

Это означает, что в случае обнаружения противоречия между международным договором и национальным законом правоприменительные органы должны руководствоваться не предписаниями закона, а нормами, содержащимися в договоре. Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" дано следующее разъяснение: "...суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этом случае применяются правила международного договора Российской Федерации".

Международные договоры могут быть как двусторонние, так и многосторонние. Не претендуя на перечисление всех международных договоров, обозначим лишь некоторые из них.

Для России сохранили свое действие международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР. Так, СССР заключил двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Республикой Кипр, с Тунисской Республикой, с Греческой Республикой, с Иракской Республикой и многими другими <1>. Целью этих договоров является обеспечение взаимного признания и соблюдения имущественных и личных прав субъектов одного государства на территории другого. Международные договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений СССР заключил с Австрийской Республикой, Королевством Бельгия, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Чешской Республикой и др.

Торговые договоры, заключенные Россией и устанавливающие общие режимы, применяемые в торговле с соответствующими иностранными государствами, определяют правовое положение юридических лиц и граждан, содержат правила по вопросам торгового арбитража и т.д. Россия заключила соглашения об экономическом сотрудничестве с Великобританией, Финляндией, Китаем и другими странами. В соглашениях предусматриваются создание в странах предпосылок для инвестиций, которые были бы привлекательны для инвесторов из другой страны, меры по поощрению создания и поддержке систем защиты интеллектуальной собственности и др.

Участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) были подписаны: Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц СНГ, Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности; Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств - участников Содружества, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Договор о создании Экономического союза и др.

К многосторонним соглашениям о взаимной охране авторских прав, о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и др.

Одним из важнейших многосторонних международных договоров является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Венская конвенция дает определение договора международной купли-продажи товаров, содержит положения о форме договоров и порядке их заключения, регулирует содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, а также ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. В Конвенции содержатся положения о переходе риска с продавца на покупателя и положения об обязанностях сторон по сохранению товара.

Россия является участницей многосторонних конвенций по вопросам иностранных инвестиций, например Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, заключенной в Сеуле в 1985 г. (Россия присоединилась в 1992 г.), Конвенции о защите прав инвестора (заключена в г. Москве в 1997 г.).

Проекты различных международных договоров подготавливаются межправительственными организациями. С целью содействия международной торговле в 1966 г. был создан специальный орган - Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). На Комиссию возложены обязанности по подготовке новых международных конвенций, содействию кодификации международных торговых обычаев и т.д. Так, в области международных расчетов Комиссией была подготовлена Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях, заключенная в 1988 г. в Нью-Йорке.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) - межправительственная организация, созданная в 1926 г. Им были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов (международной купле-продаже товаров, перевозкам грузов и пассажиров и др.). В частности, в 1988 г. в Оттаве была принята Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.

Страница 5 из 28


Источники предпринимательского права разнообразные способы фиксации, объективирования юридических правил, регулирующих отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и иными субъектами права.

Нормативно-правовые акты о предпринимательстве классифицируются по их юридической силе и месту в иерархии правовых нормативных актов в зависимости от того, в какой из сфер законодательного регулирования, установленных ст. 71-73 Конституции России, они приняты, и по масштабу действия.

Очевидно, что главным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Конституция РФ в целях создания основ единообразного предпринимательского правового регулирования:

1) признает многообразие форм собственности и их одинаковую государственную защиту;

2) устанавливает гарантии свободы экономической деятельности;

3) гарантирует создание и функционирование экономического пространства и единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержку и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию;

4) подтверждает, что единственной денежной единицей в РФ является рубль;

5) фиксирует, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законодательством;

6) провозглашает Россию социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Формирование законодательства о предпринимательстве осуществлялось по двум основным направлениям:

а) принятие законов, определяющих общие условия для предпринимательской деятельности (Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите конкуренции» и т.д.);

б) издание законодательных актов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики («О банках и банковской деятельности»,
«О рекламе», «О несостоятельности (банкротстве)» и т.д.).

Среди законов особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. Гражданское законо-дательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Следовательно, общие положения гражданского законо-дательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Кроме того, для некоторых имущественных отношений с их участием в ГК РФ предусматриваются специальные правила. Специальный характер придан, в частности, положению, содержащемуся в п. 3 ст. 401 о повышенной ответственности предпринимателей. Такими же "специализирован-ными", направленными на урегулирование отношений с участием предпринимателей являются нормы о содержании и режиме предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2), об обычаях делового оборота (ст. 5), о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке (абз. 2 п. 1 ст. 10), о поставках товаров (ст. 506), о хранении на товарном складе (ст. 907), о доверительном управлении имуществом (ст. 1012) и т.д. Регулирование предпринимательской деятельности гражданско-правовыми методами создает защиту для предпринимателей в отношениях друг с другом и с потребителями.

Другие, помимо ГК РФ, федеральные законы, регулирующие предпринимательство, подразделяются на законы, содержащие общие для различных видов предпринимательства нормы, и на законы специального характера, содержащие нормы о регулировании отдельных сфер предпринимательства. К первым можно отнести законы «Об ипотеке», «О несостоятельности (банкротстве)», «О рекламе», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О рынке ценных бумаг», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите конкуренции», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О защите прав потребителей» и др.

Законами специального характера являются законы «О банках и банковской деятельности», «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», «Об организации страхового дела» и др.

Подзаконные правовые акты занимают не менее важное место при установлении правовых основ единого рынка. Важные для предпринимательства правовые нормы содержатся в подзаконных актах. К их числу относятся указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции России). Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, также входят в состав законодательства о предпринимательстве. Среди них Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи"; Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45
"Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 263 "О Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации".

К числу подзаконных актов относятся также правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Не допускается принятие нормативных актов в форме писем и телеграмм.

С точки зрения второго критерия классификации законодательных актов о предпринимательстве, следует различать: 1) федеральные законы, принимаемые в сфере ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.ст. 71–72 Конституции РФ) и 2) законы субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ). К федеральным законам относятся: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ "О лотереях", Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 22 марта 2003 г. № 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" и др.

Обновление федеративного устройства сопровождается усложнением механизмов правотворчества. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Так, развивается законодательство субъектов РФ о малом бизнесе, о торговой деятельности.
В Москве приняты Закон г. Москвы от 28.06.95 №14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", Закон г. Москвы от 9.12.98 №29 «О торговой деятельности в г. Москве».

С точки зрения третьего критерия классификации, можно выделить нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого нормотворческими органами государства, и акты локального регулирования. Среди последних важную роль играют корпоративные нормы, содержащиеся в локальных (корпоративных) актах, – уставах, учредительных договорах, положениях, разрабатываемые органами управления хозяйствующего субъекта и регулирующие отношения конкретной деятельности юридического лица.

Правовая система России достаточно четко разделяет сферы правотворчества и правоприменения. Однако судебная практика приобретает важное значение в системе правового регулирования предпринимательской деятельности, хотя и не является ее источником с позиций общеправовой теории.

Судебная практика по вопросам, касающимся предпринимательства, многообразна. Это прежде всего решения Конституционного Суда РФ, которые действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, являются актами, содержащими важные прецеденты толкования. Это акты судов общей юрисдикции, имеющих право признавать недействующими законы субъектов Российской Федерации о предприни-мательстве в случае их противоречия федеральным законам.

Важную роль для единого понимания смысла применяемых норм законодательства о предпринимательстве играют постановления и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В некоторых случаях принимаются совместные постановления судебных органов. Так, Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ 2 апреля 1997 г. приняли совместное Постановление № 4/8
"О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". В целом судебные решения конкретизируют правовые нормы, восполняют пробелы в праве, которые неизбежно появляются в современных быстро меняющихся реалиях.

В сфере предпринимательства источником права признаются обычаи. Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Правовой обычай в области предпринимательской деятельности называется обычаем делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК РФ). В ряде статей ГК РФ содержатся отсылки к обычаям делового оборота (ст. 309, 311, 314, 315, 474, 478, 508, 848, 867, 992, 998 и т.д.).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применению подлежат правила международного договора. Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации"). Положения международных договоров применяются к отношениям, возникающим между лицами, осуществляющими предприниматель-скую деятельность, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Важное значение имеют многосторонние договоры (конвенции), которые имеют непосредственное отношение к регулированию предпринимательских отношений. В качестве примера отметим Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Ее значение заключается прежде всего в том, что она представляет собой международную унификацию материально-правовых норм, регулирующих самый распространенный вид договора, - куплю-продажу.



Оглавление
Российское предпринимательское право
Дидактический план
Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
Предпринимательское право и его место в Российской правовой системе
Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью

Принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности - получил закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах.

2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты - закреплен в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации. Он также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.

6. Принцип законности. Раскрывай данный принцип, необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство

система и источники предпринимательского права

1. Основным источником предпринимательскою права является Конституция РФ. Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы РФ: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ.

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом:

· а) законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";

· б) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О производственных кооперативах", "О финансово-промышленных группах";

· в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности", Федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;

· г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;

· д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.

4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно в первую очередь назвать указы Президента РФ (напр., Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановления Правительства РФ (напр., постановление, утвердившее Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества). Большой массив источников предпринимательского права составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сторонах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетом многочисленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративною устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальным актом является приказ об учетной политике организации, о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ "обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки ему, в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.

Составной частью правовой системы Российской Федерации выступают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Между тем, источниками предпринимательского права не являются акты арбитражных судов, в частности постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

1. Конституция РФ , которая:

  1. закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
  2. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции , свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
  5. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
  6. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
  7. устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений , который не может быть ограничен:

    а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
    б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);
    в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя , нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

  8. закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73 Конституции РФ).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

3. Федеральные законы , которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей »;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
    в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
    г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

  2. Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка :

    а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
    б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
    в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг »;

  3. Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

    а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах »;
    б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью »;
    в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах »;
    г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях » и др.

  4. Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности »;
    в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
    г) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и т. д.

4. Подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти »);
  2. Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
  3. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор , и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

  1. Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
  2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
  3. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
  4. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
  5. Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ , ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

Сущность и виды предпринимательских правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности , тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  1. абсолютные вещные правоотношения;
  2. абсолютно-относительные вещные правоотношения;
  3. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  4. неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства .

Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом , не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности . Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с объект правоотношения . У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета , представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший , защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

  • хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
  • внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
  • территориально-хозяйственные отношения - отношения публичных образований между собой и с организациями;
  • оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских
119 13.02.2019 3 мин.

На сегодняшний день все больше людей прибегают к такому способу заработка, как индивидуальное предпринимательство. Правительство РФ постоянно издает акты и законы на поддержку развития малого бизнеса. Кроме того, что необходимо зарегистрировать это право, важно понимать, в чем суть всего правого процесса. Источники предпринимательского права – это способ выражения права.

Сюда можно отнести нормативно-правовые акты, которые содержат информацию о правовых нормах. Именно они и регулируют отношения в хозяйственной сфере. Главным источником считается Основной закон страны. Именно в Конституции отображены все гарантии предпринимательства, а также конституционные ограничения.

Какие они существуют

К источникам предпринимательского права необходимо отнести акты и нормы, благодаря которым удается регулировать отношения между предпринимателями в ходе их деятельности. В нормативных актах может содержаться информация про нормы одной отрасли – ГК, УК, ГПК. Остальные акты сосредотачивают в себе нормы различных отраслей права (Закон о конкуренции).

Самым главным законодательным актом считается гражданский кодекс. Именно он внедрил в себя все нормы частного, согласно которым регулируется предпринимательская деятельность. ГК объединяет также акт, согласно которому все участники предпринимательского акта обязуется принимать во внимание интересы общества.

Максимальное «сотрудничество» норм частного публичного права можно отыскать в особых нормативных актах. Именно они позволяют регулировать предпринимательскую деятельность. Примером таких актов станет закон о банках и банковской деятельности.

В ходе использования права преимущество отдается специальным правилам. В свою очередь, общие правила используются дополнительно. Это происходит в тех ситуациях, когда не удалось достичь баланса в отношениях между предпринимателями или они не полностью отрегулированы в специальных нормах.

На видео – источники предпринимательского права:

Классификация

Формы регулирования в предпринимательском праве (ПП) подразделяют на нормы международного и обычаи делового оборота. Первые используют при преобразовании их в нормы частного права. Именно международные соглашения – это составная часть разовой системы страны. Удельный вес норм межнационального права в коммерческой сфере все время возрастает.

Обычай делового права – это сформированное и пользующееся большим спросом в коммерческой деятельности права поведение. Оно не закреплено в законодательных документах. Эта форма регулирования (ПП) не должен идти в разрез с положениями, которые прописаны в положениях законодательства и соглашениях, заключаемых между предпринимателями.

Для предпринимательского законодательства характерны диспозитивные правила. Возможности решения задачи формирования правого государства определяются правовыми возможностями экономической свободы ИП, прописанные в коммерческой сфере.

Классифицируют источники предпринимательского еще и по правовой силе. Сюда можно отнести законы, подзаконны, локальные, общие и специальные акты.

Законы принимают только органы законодательной власти Российской Федерации и ее участники. Общероссийские законы можно классифицировать на федеральные конституционные и прочие федеральные. К первым можно смело отнести Основной закон РФ. Самым главным федеральным законом является Гражданский кодекс. Именно он служит объединяющим звеном для общих и особых норм частного права, которые регулируют отношения в предпринимательской сфере. Вокруг ГК собраны особые законы и подзаконные акты. Все они должны быть зафиксированы в Кодексе.

Подзаконные акты – это решения, которые были приняты Главой государства и Правительством РФ. Все указы Президента не должны идти в разрез с законом. Все постановления Правительства должны приниматься только при условии, что они не идут в разрез указам Президента. Все остальные органы исполнительной власти имеют право на издательство нормативных актов, содержащих нормы (ПП), но только в рамках, прописанных в законе и остальных правовых актах.

Локальные акты предусматривают за собой частно-правовой статус ИП. Они могут быть согласованы органами управления коммерческой организации. Принятые локальные акты не должны идти в разрез с централизованными актами. К локальным можно отнести договоры и различные соглашения.
, берется ли подоходный налог с декретных или же нет.

Предпринимательство – это одна их форм деятельности граждан. Каждый человек имеет право зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и развивать свой бизнес. Но добиться гарантированного эффекта будет невозможно, если не обладать информацией об источниках предпринимательского. Именно они позволяют отрегулировать отношения в рассматриваемой сфере. Только при условии плодотворного сотрудничества малый бизнес будет развиваться, и приносить свою прибыль.



Просмотров