Защита военнопленных в период вооруженных конфликтов. Урок-презентация " Международное гуманитарное право. Правовая защита жертв международных конфликтов"

Муниципальное образование Динской район станица Динская

Урок по обществознанию

в 9 классе на тему:

« Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов ».

Лукина Наталья Николаевна

АОУ СОШ № 4

станицы Динской

Тема урока: Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

«Священно не общество, не государство, не нация, а Человек…»

Н. Бердяев.

Дата: ___________________________________

Цели урока: - способствовать пониманию учащимися необходимости регулирования действий и участия в вооружённом конфликте нормами международного гуманитарного права;

Познакомить учащихся с механизмами защиты прав человека в военное время;

Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;

Способствовать формированию активной гражданской позиции;

Содействовать формированию у учащихся отрицательного отношения к войне, насилию, произволу;

Воспитывать правовую культуру;

Формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение;

Формировать навыки работы в группе, умение высказывать своё мнение, умение анализировать источники, сопоставлять факты, работать с таблицами, понятиями.

Оборудование: Раздаточный материал

Презентация по МГП

Компьютер

Интерактивная доска

Основные термины и понятия: Человек

Защита прав человека

Конвенция

Ратификация

Международное гуманитарное право

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания по теме: Социальные права.

Опрос рассчитан на 5- 7 минут и проводится устно по вопросам:

а). Что означает понятие «социальное государство»?

б). Кто и почему, согласно нашим законам, имеет право на социальное обеспечение?

    Изучение нового материала по плану:

а). Жертвы вооружённых конфликтов;

б). Международное гуманитарное право;

в). Особенности и значение международного гуманитарного права.

    Жестокое лицо войны.

Война – это всегда трагедия. Сколько безмерных страданий и горя связано с ней! Война лишает человека крова, тепла, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за своих близких. Разрушительная сила войны беспредельна. Война калечит и убивает людей. Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 миллиарда человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. человек. Погибло в боях около 10 млн. человек, было ранено свыше 21 млн. человек. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов.

За 6 лет второй мировой войны погибло свыше 62 млн. чел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофических цифр – 28 млн. человек. В войну вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. человек. Война нанесла колоссальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизни свыше 26 млн. человек.

Потрясённое последствиями второй мировой войны международное сообщество в Уставе ООН объявило противоправным использование государствами силы для разрешения споров.

Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит «Все члены Организации Объединённых наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения …»

(Однако государство вправе прибегнуть к силе в случае вооружённого нападения на него - право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятых в целях поддержки или восстановления международного мира и безопасности.)

Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия, но не смотря на то, что международное сообщество прилагает серьёзные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось. Ежегодно в мире их происходит более 30. Они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней. И это не только солдаты и офицеры, но и мирные жители – дети, женщины, старики…

По данным военных историков за последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Но можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (это гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, больные, военнопленные).

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Отрицательный опыт

Положительный опыт

1. История также даёт немало примеров мучительной смерти раненых, пыток и расстрелов военнопленных, грабежей мирного населения, страданий женщин, детей, стариков от голода и холода…

Приведите пример:

Но история знает и другие примеры.

1. Археологи, изучавшие памятники древнего Египта, нашли запись, датируемую II тысячелетием до нашей эры «Накорми врага своего»

2. В 1785 году Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат.

И таких примеров, как отрицательных, так и положительных в истории немало.

Рассмотрим ситуацию, стр. 193 учебника.

1. Кто такой Анри Дюнан?

2. Каков главный результат деятельности Анри Дюнана?

Благодаря деятельности Анри Дюнана позднее были сформулированы нормы, защищающие:

Раненых и больных в действующих армиях;

Военнопленных;

Лиц из состава вооружённых сил на море, потерпевших кораблекрушение;

Гражданское население в зоне вооружённого конфликта и на оккупированной территории.

В 1860 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного креста.

В 1864 году принята женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

В России подобная организация, оказывающая помощь раненым во время военных конфликтов, была основана великой княгиней Еленой Павловной в Санкт- Петербурге во время Крымской войны в 1854 году. Во время обороны Севастополя сёстры милосердия под руководством выдающегося хирурга Н.И. Пирогова оказывали помощь раненым и больным. Из 202 медсестёр 17 погибли.

Назовите имя прославившейся в годы Крымской войны сестры милосердия?

Анри Дюнан позднее напишет, что пример этой общины сестёр милосердия повлиял на его деятельность.

В 1867 году Россия ратифицировала Женевскую конвенцию.

Объясните значение термина ратификация?

В 1899 и 1907 годах была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Назовите известные вам из истории три закона сухопутной войны?

В 1949 году приняты Женевские конвенции о защите жертв войны.

Почему?

Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

Так что же такое международное гуманитарное право?

II . Международное гуманитарное право.

МГП – это правовые нормы, закреплённые в международных документах о защите жертв войны.

Кто такие жертвы войны?

Давайте познакомимся с документом, стр. 194-195 учебника. Читаем. Определяем – права военнопленных.

Права военнопленных:

1. На уважение их жизни и достоинства;

2. На гуманное обращение с ними.

Помимо военнопленных и раненых МГП защищает и мирное население.

Презентация.

Субъектом МГП, участником международных правоотношений главным образом является государство.

III . Особенности и значение МГП.

Особенности:

1. Цель МГП – защита жизни и достоинства человека в условиях войны;

2. МГП регулирует отношения между государством и гражданами государства противника;

3. МГП не может исключить войну из жизни человечества, не может ограничить бедствия, вызываемые войной;

4. МГП включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными военной необходимостью.

Значение:

1. МГП содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил;

2. МГП содержит понятие военные преступления – действия, которые включают в себя применение запрещённых международными соглашениями средств и методов войны.

Работа с учебником – стр. 198

Вывод:

По подсчётам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания Второй мировой войны было только 26 дней абсолютного мира По другим расчётам с менее строгими критериями, в среднем за год, начиная с 1945 года, насчитывается только три дня без войны.

В последнее время, военные конфликты стали более частыми и продолжительными. Но самое страшное, основными жертвами войны в большинстве своём, становится гражданское население, т.е. страдают самые незащищённые слои населения. Войны в жестокой слепоте своей соединяют несоединимое – детей и смерть, поэтому так актуальна, сегодня международно-правовая защита жертв в условиях вооружённых конфликтов.

Проводится рефлексия

Подведение итогов

Выставление оценок

Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

  • а) граждане какого-либо государства. не связанного положениями указанной конвенции:
  • б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.

Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года. Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст. 4 А/. 1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст. 43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым. В соответствии с и. 3 ст. 50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, ..за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п. 3 ст.5 1). Поскольку одной из основных правовых норм. предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия..нападения", содержащееся в п. 1 ст. 49 названного документа. Согласно этому определению «нападения» означают „акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст. 49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны. Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше, в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе. Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как..раненые и больные", ..потерпевшие кораблекрушение", „лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также..медицинский персонал", ..духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации. 8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III ..Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности. Защита основных нрав гражданскою населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права. Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст. 55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории. Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст. 55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст. 70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст. 69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери. IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч. 1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст. 27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается: - совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст. 27): - насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст. 27): - применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31): - принятие каких-либо мер, могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст. 32): - наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст. 33): коллективные наказания (ст. 33): репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33): - взятие заложников (ст. 34) . Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта. В соответствии со ст. 38 }

Просмотров