Личный досмотр граждан и документов лекция. Что такое личный досмотр и как он проводится

Вопрос:

В чем отличие личного досмотра от личного обыска?

Ответ:

Разграничение личного досмотра и личного обыска следует проводить по основаниям их проведения, регламентации в законодательстве и внутреннему содержанию данных действий.

Так, личный досмотр регламентирован ст.27.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В свою очередь, основания и порядок проведения личного обыска регулируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 184 УПК РФ, личный обыск производится при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, в целях их обнаружения и изъятия.

Основное отличие здесь состоит в том, что личный досмотр осуществляется по делам об административных правонарушениях, а личный обыск – в ходе уголовного процесса в отношении особых субъектов, а именно подозреваемого или обвиняемого.

Для производства личного обыска наличие возбужденного уголовного дела не является обязательным условием его проведения. Так, личному обыску может быть подвергнуто лицо, которое было застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; на которое указывают потерпевшие или очевидцы как на лицо совершившее преступление; а также в случае, когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

По субъектам проведения, данные действия отличаются тем, что личный досмотр вправе осуществлять должностные лица, указанные в , 27.3 КоАП РФ, а личный обыск – лица, проводящие предварительное расследование по уголовному делу.

Стоит подчеркнуть, что требования сотрудников торговых центров, супермаркетов, продуктовых магазинов и т.д. о демонстрации им содержимого вещей, одежды, ручных кладей, находящихся при лице, являются незаконными. Уполномоченными на проведение личного досмотра в данных случаях являются лишь названные в КоАП РФ должностные лица. Поэтому в таких случаях гражданин имеет полное право не подчиняться незаконным требованиям сотрудников данных организаций.

По общему правилу личный обыск производится на основании постановления следователя. Вместе с тем законом установлен ряд случаев, при которых наличие данного постановления не требуется, а именно при задержании лица, заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Отличительной особенностью личного обыска является то, что он может быть проведен параллельно при осуществлении другого следственного действия. Например, при производстве обыска в жилище, если имеются достаточные данные полагать, что лицо, находящееся в этом жилище, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Так же как и при личном досмотре, личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

В том случае, когда личный обыск происходит при обыске в жилище, для его производства необходимо судебное решение . Однако отдельного судебного решения на личный обыск в этом случае не требуется. Поэтому его проведение в ходе обыска в жилище будет законно, если соблюден порядок получения судебного решения для проведения обыска в жилище. Во всех остальных случаях производство личного обыска осуществляется без судебного решения.

При осуществлении личного обыска отдельный протокол может не составляться в случае, если личный обыск производился по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 184 УПК РФ. Данные о производстве личного обыска заносятся в протокол соответствующего следственного действия (протокол задержания лица или заключения его под стражу, а также протокол обыска в жилище).

В свою очередь, личный досмотр производится без предварительного вынесения постановления досматривающего лица.

И личный досмотр и личный обыск производятся лицом одного пола с досматриваемым или обыскиваемым в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр или обыск может быть произведен без участия понятых.

Распечатать

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Содержание главы

Публикации в прессе.

– два процессуальных действия, имеющих сходные по звучанию названия, но сильно отличающиеся по смыслу процедуры. В вопросах, касающихся ограничения права на личную неприкосновенность, необходимо обращаться к федеральным законам. Поскольку основными любителями проведения досмотров являются сотрудники полиции, то логично оценивать данные процедуры именно с точки зрения федерального закона, регулирующего их деятельность.

Осмотр.

Статья 13 ФЗ Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» устанавливает права сотрудников полиции, среди которых имеет место быть право на проведение осмотра. Полицейский вправе проводить личный осмотр граждан при проходе людей на территории сооружений или участков местности, где проводятся массовые мероприятия.

Также сотрудники вправе осматривать транспортные средства, если есть основания полагать, что транспорт используется в противоправных целях, при этом закон обязывает составлять по факту данного действия акт осмотра.

Осмотр и досмотр не взаимосвязаны, отказ от осмотра не может являться основанием для досмотра. А поскольку осмотр является добровольной процедурой, то никакие санкции в отношении лица, отказавшегося от его прохождения, не могут быть применены.

При этом законом четко не оговорена процедура проведения осмотра, что влечет достаточно широкое толкование данного действия сотрудниками полиции (естественно, в сторону увеличения своих полномочий). Поэтому любые требования сотрудников полиции вывернуть карманы или открыть багажник автомобиля можно трактовать, как попытку проведения процедуры досмотра, и требовать составления соответствующего протокола и соблюдения процедуры.

Досмотр.

Пункт 16 указанной выше статьи говорит о том, что сотрудники полиции вправе осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств. При этом обязательно наличие данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы и иные предметы, запрещенные или ограниченные в обороте.

Законодательство об административных правонарушениях дает вполне конкретный и полноценный перечень основных положений, соблюдения которых должен требовать любой гражданин при проведении в отношении него указанной процедуры.

— Досмотр не подразумевает нарушение конструктивной целостности вещей. То есть требования сотрудника полиции, например, снять обшивку дверей в автомобиле является незаконным, поскольку эта процедура уже будет являться обыском, и она должна проводиться только на основании постановления следователя.

— Личный досмотр производится лицом одного пола с лицом, которого досматривают. При этом должны присутствовать двое понятых того же пола.

— О личном досмотре составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

При этом досмотр не подразумевает добровольность, ведь он проводится (по закону) только при наличии достаточных оснований полагать, что у досматриваемого имеются предметы совершения административного правонарушения.

Осмотр и досмотр две различные процедуры, не имеющие практически ничего общего. Осмотр представляет скорее профилактическое действие (например, профилактика правонарушений в местах массовых скоплений граждан во время различных мероприятий). Досмотр же является мерой обеспечения по делу об административном правонарушении и подразумевает более серьезные основания и другие мотивы проведения процедуры.

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Правовой комментарий к статье 27.7 "КоАП РФ"

1. Осуществление личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, сопряжено с ограничением в первом случае права на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) и во втором - права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

По смыслу комментируемой статьи вещи - объекты досмотра являются движимыми вещами.

2. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 26.6 КоАП понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения (предметы) административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в целях обнаружения указанных орудий, предметов.

3. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи личный досмотр и досмотр вещей представляют собой различные меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, применение которых обусловлено различными процессуальными гарантиями досматриваемого лица.

4. Если при личном досмотре, досмотре вещей и предметов были обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения, указанные орудия (предметы) могут быть изъяты в соответствии со ст. 27.10 КоАП; на вещи, явившиеся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, может быть наложен арест согласно ст. 27.14 КоАП.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия (см. ч. 3 ст. 29.10 КоАП).

5. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как правило, осуществляются в случае доставления, административного задержания. При этом наряду с протоколом об административном правонарушении составляется протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. О соотношении указанных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении см. п. 2 комментария к ст. 27.3.

6. См. п. 6 комментария к ст. 27.1.

7. По смыслу ч. 2 ст. 27.3 КоАП, а также ч. 2 комментируемой статьи перечень должностных лиц, осуществляющих рассматриваемую меру административного пресечения, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти (см. п. 6 - 9 комментария к ст. 27.3).

8. Личный досмотр, применяемый в соответствии с комментируемой статьей, следует различать с личным обыском лица, осуществляемым в качестве меры процессуального принуждения согласно ст. 93, 184 УПК. В соответствии со ст. 184 УПК личный обыск подозреваемого, обвиняемого производится при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены ч. 1 и 3 ст. 182 УПК, в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

9. Согласно п. 3 Приказа ГТК РФ от 1 апреля 2002 г. N 295 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и проводить административное расследование" (зарегистрирован в Минюсте России 24 июня 2002 г. N 3530) предусмотрено осуществление процессуальных действий, предусмотренных ст. 27.7, 27.8, 27.9, 27.10 КоАП, должностными лицами таможенных органов:

Непосредственно обнаружившими административное правонарушение;

Уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;

Которым в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации поручено административное расследование по делу об административном правонарушении, в том числе совершение отдельных процессуальных действий.

В соответствии с п. 2 Приказа Госкомрыболовства России от 27 декабря 2002 г. N 490 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в органах рыбоохраны Госкомрыболовства России" (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2003 г. N 4118) процессуальные действия, предусмотренные комментируемой статьей, а также ст. 27.8 - 27.10 КоАП, осуществляются должностными лицами Госкомрыболовства, составляющими протоколы об административных правонарушениях (см. п. 2 комментария к ст. 28.3 в части комментария к п. 35 ч. 2 указанной статьи КоАП).

О должностных лицах ведомственной охраны МПС России, уполномоченных осуществлять меры административного пресечения в соответствии с комментируемой статьей, а также предусмотренные ст. 27.9, 27.10 и 27.14 КоАП, см. п. 7 комментария к ст. 27.1.

О должностных лицах Госавтоинспекции, осуществляющих меры административного пресечения, предусмотренные комментируемой статьей, а также ст. 27.2, 27.3, 27.9, 27.12 КоАП, см. п. 8 комментария к ст. 27.1.

[ Закон "О милиции" ]
  • [ --- ]
  • +Еще...

    Гистограмма связей с другими правовыми нормами:

    Примечание * : Гистограмма отражает близость правовых норм между собой, силу связей между ними.



    Просмотров