Отстранение от должности может применяться. Временное отстранение обвиняемого от должности

Отстранение от должности (ст. 114 УПК) - это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении подозреваемого или обвиняемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производ­ству по делу или исполнению приговора.

Анализ процессуального закона позволяет выделить три специальных условия временного отстранения от должности:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого или обвиняемого;

б) наличие у подозреваемого или обвиняемого статуса должностного лица. Фор­мально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК РФ. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскры­вает термин «должностное лицо», используемый в процессуальном законе (ст. 114 УПК). Отстранение обвиняемого от должности преследует не только цель предотвра­щения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечить исполне­ние приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Данная мера может обеспечивать исполнение буду­щего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Поэтому обвиняемый дол­жен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по спе­циальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (осо­бенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК РФ предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Напри­мер, может быть отстранен бухгалтер, обвиняемый в подделке финансовых докумен­тов; водитель, обвиняемый в преступном нарушении правил дорожного движения;

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Содержание обвиняемого в условиях жесткой изо­ляции обычно само по себе исключает выполнение им своих трудовых обязанностей.

Основанием временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от долж­ности является обоснованное предположение, что при исполнении им своих должно­стных обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, вос­препятствовать выяснению истины по делу, также необходимость исполнения возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом дея­тельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установлен­ных путем доказывания.

В досудебных стадиях для временного отстранения подозреваемого или обвиня­емого от должности (кроме высших должностных лиц страны) следователь с согла­сия руководителя следственного огана, а дознаватель - с согласия прокурора выно­сит мотивированное постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. Данная мера принуждения ограничивает конституционное право на рас­поряжение способностями к труду и выбор профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 37

Конституции РФ), поэтому применяется только по судебному решению (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК). Ходатайство рассматривается районным (или военным того же уровня) су­дьей (ч. 9 ст. 31) по месту производства предварительного следствия. В течение 48 часов судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом. Постановление об отстранении от должности направляется администрации по месту работы подозреваемого или обвиняемого, которая обязана его исполнить.

Процессуальный закон прямо не предусматривает временное отстранение от долж­ности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собствен­ной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя).

В постановлении о временном отстранении от должности указывается решение судьи о назначении обвиняемому государственного пособия в размере 5 МРОТ.

Временное отстранение от должности отменяется по постановлению следователя, дознавателя, прокурора, судьи или по определению суда, когда отпадают основания для его применения. Во всяком случае отстранение от должности отменяется при отпадении:

а) общих условий для применения мер процессуального принуждения: при пре­кращении уголовного дела (ст. 213, 239); постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. 306, 311); обращении об­винительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393); приостановлении уго­ловного дела;

б) специальных условий для применения этой меры принуждения: прекращении уголовного преследования в отношении этого подозреваемого или обвиняемого, пре­кращении его трудовых отношений (ст. 77 ТК РФ); заключении обвиняемого под стра­жу или под домашний арест.

Для отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (губернатора края, предсе­дателя правительства республики) существует специальная процедура (ч. 5 ст. 114 УПК). При условии обвинения столь высокопоставленного руководителя в соверше­нии умышленного преступления, за которое предусмотрено наказание свыше 5 лет лишения свободы, Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ мотивиро­ванное представление о временном отстранении от должности указанного лица. Пре­зидент в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение об отстранении от должности или об отказе в этом.

Для ряда категорий должностных лиц, обладающих служебным иммунитетом, установлен особый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемых (ст. 447-448 УПК). При соблюдении этого порядка временное отстра­нение их от должности производится на общих основаниях.

Решение суда об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляци­онном, кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по мес­ту его работы1.

Кроме специальной меры принуждения в виде временного отстранения от долж­ности на практике иногда используется другая процедура. Если по делу будет уста­новлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководите­ля) послужила условием совершения преступления, то следователь вправе направить представление соответствующей администрации (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд - частное оп­ределение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация, рассматривая представление и частное определение, имеет право (но не обязана) отстра­нить от работы или уволить обвиняемого в соответствии с законодательством о труде.

Еще по теме 3. Временное отстранение от должности:

  1. § 6. Отстранение от управления транспортным средством.Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.Задержание транспортного средства.Запрещение эксплуатации транспортного средства.Временный запрет деятельности
  2. ГЛАВА IV, ДОЛЖНОСТИ СТАЖЕРА И ПОМОЩНИКА НОТАРИУСА. ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ
  3. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  4. § 2. Должности государственной службы.Реестры должностей государственной службы
  5. Чем отличается временная прописка от временной регистрации?

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право -

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

1. Отстранение от должности - это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. комм. к ст. 111, 97).

3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47 УПК). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому - лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. комм. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым статусом должностного лица. Формально, понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин "должностное лицо", используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует не только цель предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечить исполнение приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление вменяемое ему в вину связано с этой работой (особенно, если санкция соответствующей статьи особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен бухгалтер, обвиняемый в подделке финансовых документов; водитель, обвиняемый в преступном нарушении правил дорожного движения; программист, обвиняемый в нарушении правил эксплуатации ЭВМ;

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашний арест (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно "автоматически" исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности является обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно-опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания.

Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

5. В досудебных стадиях для временного отстранения обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) следователь (дознаватель) с согласия прокурора выносит мотивированное постановление (приложение 105 к ст. 476 УПК) о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. Данная мера принуждения ограничивает конституционное право на распоряжение способностями к труду и выбор профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), поэтому применяется только по судебному решению (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).

Ходатайство рассматривается районным (или того же уровня военным) судьей (ч. 9 ст. 31 УПК) по месту производства предварительного следствия в порядке ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. 117, 165 УПК).

В течение 48 часов судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом. Постановление об отстранении от должности направляется администрации по месту работы обвиняемого, которая обязана его исполнить.

Ходатайство об отстранении от должности вправе возбудить и прокурор (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд, по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. См. комм. к ст. 108.

7. Временное отстранение от должности отменяется по постановлению следователя, дознавателя, прокурора, судьи или определению суда, когда отпадают основания для его применения.

Отстранение от должности отменяется во всяком случае при прекращении:

а) общих условий для применения мер принуждения: прекращении уголовного дела (ст. 213, 239 УПК); постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. 306, 311 УПК); обращении обвинительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393 УПК); приостановлении уголовного дела; наличии оснований для прекращения дела по нереабилитирующим основаниям (в связи с: актом амнистии или помилования, истечением срока давности, деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, применением принудительных мер воспитательного воздействия), когда обвиняемый возражает против прекращения дела и производство по нему продолжается. См. комм. к ст. 110;

б) специальных условий для этой меры принуждения: прекращении уголовного преследования в отношении этого обвиняемого, прекращения трудовых отношений обвиняемого (ст. 77 ТК РФ); заключение обвиняемого под стражу или под домашний арест.

8. Часть пятая ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). При условии обоснованного обвинения его в совершении умышленного преступления, за которое предусмотрено наказание свыше 5 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК), Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ мотивированное представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение об отстранении от должности или об отказе в этом.

Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган, без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение избранного губернатора является более худшим, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.

Для отдельных категорий должностных лиц установлен особый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемых (см. комм. к ст. 447-448). При соблюдении этого порядка временное отстранение их от должности производится на общих основаниях.

9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.99 г. № 5-П).

10. В постановлении о временном отстранении от должности указывается решение судьи о назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия в размере 5 МРОТ. См. комм. к п. 8 ч. 2 ст. 131. При этом следует учесть трудовое законодательство. Так, если отстраненный обвиняемый является государственным служащим, то в соответствие с ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы РФ" в течение месяца за ним может быть сохранено денежное содержание. Денежное содержание сохраняется за отстраненным от должности прокурором и следователем прокуратуры (ч. 1 ст. 42 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

11. Кроме комментируемой статьи, процессуальный закон предусматривает и другую процедуру отстранения от трудовой деятельности. Если по делу будет установлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководителя) послужила условием совершения преступления, то соответствующей администрации следователь вправе направить представление (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация обязана рассмотреть представление и частное определение, но не обязана отстранить от работы или уволить обвиняемого. См. комм. к ст. 158.

В статье 76 ТК РФ перечислены не все основания временного отстранения работника от работы. Иные основания содержатся в других статьях ТК РФ, федеральных законах и других нормативно-правовых актах (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Основания для отстранения работника от должности

К этим основаниям, в частности, относятся:

  1. несоблюдение работниками, занятыми на подземных работах, требований безопасности или неприменение ими средств индивидуальной защиты (ст. 330.4 ТК РФ);
  2. основания, указанные в Постановлении Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;
  3. урегулирование конфликтов, проверка достоверности и полноты сведений о доходах государственных служащих (п. 2 ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  4. ненадлежащее исполнение руководителями государственных организаций своих обязанностей в период действия чрезвычайного положения (ст. 13 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

Основания отстранения от должности обязательно должны быть указаны в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, иные основания не допускаются. В случае обращения в суд или государственную инспекцию труда работника, отстраненного по основаниям, не закрепленным в законодательстве, решение работодателя признается незаконным. В этом случае работодатель обязан выплатить работнику среднюю заработную плату за все время отстранения.

Порядок оформления временного отстранения от должности

Приказ об отстранении от должности оформляется работодателем в произвольной форме, поскольку унифицированной формы законодательством не установлено. В строке «Основание» следует указать ссылку на нормативный акт, явившийся причиной отстранения сотрудника. Если дата окончания срока отстранения известна при оформлении приказа, то ее нужно указать в приказе.

Отстранение от должности подразумевает, что выплата работнику заработной платы приостанавливается. По окончании периода, указанного в документе, или после устранения причин, являющихся основаниями для отстранения, сотрудника необходимо допустить к работе. Работодатель оформляет приказ о допуске к работе в произвольной форме и знакомит с ним работника под роспись.

Время отстранения в табеле учета рабочего времени (унифицированная форма Т-12 или Т-13) отмечается путем проставления буквенного (НБ) или цифрового (35) кода (недопущение к работе по причинам, предусмотренным законодательством). Запись в трудовую книжку не делается.

С этим шаблоном часто используют:

  • Отстранение от работы в связи с лишением специального права
  • Отстранение от работы не прошедших проверку знаний по охране труда
  • Отстранение от работы в связи с непрохождением медосмотра

Популярные документы и процедуры:

Временное отстранение от должности

Отстранение работника в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ

Порядок действий

Получить официальный документ, в котором содержится решение об отстранении работника

Отстранение работника может быть применено по требованию компетентного органа (должностного лица) об отстранении работника. Правом вынесения решения об отстранении обладают такие органы, как, в частности, государственная инспекция труда, суд, а также органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Такое требование оформляется в виде решения, протокола, постановления и т.п. После получения такого документа у работодателя возникает обязанность немедленно отстранить работника от работы.

Ознакомить работника с приказом об отстранении

Приказ следует распечатать и ознакомить с ним работника под роспись - в нижней части приказа работник должен расписаться и поставить дату ознакомления.

Оплатить время отстранения от работы как простой

Период отстранения от работы оплачивается как простой, если работник не прошел обязательный медицинский осмотр либо мероприятия по охране труда не по своей вине. Время простоя входит в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск

В табеле учета рабочего времени срок отстранения отмечается путем проставления буквенного (НБ) или цифрового (35) кода.

Помимо издания приказа необходимо дать распоряжение бухгалтерии о возобновлении выплаты заработной платы работнику

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 114 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого, который находится на свободе.

2. По своему содержанию данная мера процессуального принуждения заключается во временном недопущении лица к выполнению своих трудовых (служебных) обязанностей в пределах срока предварительного следствия.

3. В соответствии с законом к должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (см. примечание к ст. 285 УК).

4. Необходимость отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности определяется тем, что должностное лицо может: 1) воспрепятствовать порядку производства предварительного следствия (воздействовать на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении); 2) изъять и уничтожить документы, хранящие следы преступления и имеющие силу доказательств; 3) воспрепятствовать надлежащему исполнению приговора.

5. Временное отстранение от должности производится по постановлению судьи по месту предварительного следствия. Суд принимает такое решение по ходатайству следователя, согласованному с прокурором, в течение 48 часов с момента его поступления. Суд вправе отказать в его удовлетворении по основаниям, указанным в законе. Постановление судьи во всех случаях должно быть мотивированным.

6. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа, для которого решение судьи является обязательным.

7. В случае, если необходимость в применении данной меры отпадает (например, должностное лицо уволено с государственной службы, доказало свое безупречное поведение в ходе производства по делу, прекратило трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию и т.п.), временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя, прокурора.

8. Подозреваемый или обвиняемый, временно отстраненный от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере 5 МРОТ. Об основании и порядке выплаты пособия см. коммент. к ст. 114 и 131.

Другой комментарий к статье 114 УПК РФ

1. Отстранение обвиняемого и подозреваемого от должности имеет целью воспрепятствовать продолжению преступной деятельности, связанной с исполнением служебных обязанностей, фальсификации и уничтожению доказательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления.

2. Подозреваемый может быть отстранен от должности, поскольку потребность в этом иногда возникает.

3. Не могут быть отстранены от работы обвиняемые, не являющиеся должностными лицами (например, продавцы, рабочие и т.п.). Понятие должностного лица сформулировано в примечании 1 к ст. 285 УК.

4. Ходатайство дознавателя или следователя об отстранении обвиняемого от должности направляется в суд, который принимает решение о его удовлетворении или отклонении. При рассмотрении ходатайства судьей районного (городского) суда по аналогии применяется процедура, установленная ст. 108 УПК.

5. Постановление (определение) о временном отстранении обвиняемого от должности обязательно для администрации учреждения или организации, где обвиняемый работает.

6. Закон допускает отмену этой превентивной меры по постановлению дознавателя, следователя, когда в ее применении отпала необходимость, без согласования и без судебного решения.

7. Временно отстраненный от должности может поступить на другую работу. Заработная плата по новому месту работы может превышать пять минимальных размеров оплаты труда - пособие отстраненному (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК). Однако закон не требует соответствующего уменьшения размера государственного пособия, выплачиваемого обвиняемому, отстраненному от должности.

8. Вред, моральный и материальный, причиненный незаконным отстранением от должности, возмещается государством при предъявлении кем-либо иска в порядке гражданского судопроизводства.

Временное отстранение от должности осуществляется на основании ст. 114 УПК. Согласно закону, данная мера принуждения может применяться одновременно с мерой пресечения, не ограничивающей свободу лица. Основаниями для применения является необходимость предупредить возможность субъекта воздействовать на ход уголовного судопроизводства, используя для этого свое служебное положение, например, воздействия на свидетелей, уничтожение доказательств. Данная мера принуждения применяется только к должностным лицам, круг которых установлен уголовным законом. Следователь или дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об отстранении лица от должности, которое суд рассматривает в течении 48 часов. Постановление об отстранении от должности направляется по месту работы лица и может быть отменено постановлением следователя или дознавателя, когда в нем отпадет необходимость. За отстраненным от должности лицом сохраняется право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 УПК РФ (п.8 ч.2 ст. 131УПК РФ).

Временное отстранение от должности касается только должностного лица, привлеченного в качестве обвиняемого, и если оно находится на свободе. Должностным лицом является тот, кто постоянно или временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями) примечание 1 к статье 285 УК.

Фактическим основанием применения данной меры процессуального принуждения является вытекающий из материалов уголовного дела вывод или хотя бы обоснованное предположение, что обвиняемый использует или может использовать свое должностное положение против интересов правосудия, то есть воспрепятствовать, помешать уголовному судопроизводству (оказать давление на свидетелей, которые подчинены ему по службе, уничтожить или сфальсифицировать документы, имеющие доказательственное значение, организовать давление на следователя с помощью влиятельных лиц, с которыми обвиняемый связан по службе, либо вовлечь его в коррумпированную интригу, скомпрометировать и т. д. и т. п.).

Усмотрев необходимость временного отстранения обвиняемого от должности, дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. Поскольку, в основе такого ходатайства лежит решение дознавателя или следователя, а любое решение этих должностных лиц облекается в форму постановления, следует сделать вывод, что в случаях, о которых идет речь, дознаватель и следователь обязаны вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении обвиняемого от должности, представить его прокурору, получить письменное согласие последнего с принятым решением, а затем представить иное постановление в районный суд по месту производства предварительного расследования. В течение 48 часов судья обязан рассмотреть ходатайство органа расследования и вынести свое постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или отказе в этом. Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы и службы. Отстранение данного лица от должности производится вышестоящим должностным лицом, для которого постановление следователя обязательно для исполнения без всякой проверки оснований для отстранения в порядке служебного расследования. Всю полноту ответственности за такое отстранение несут субъекты уголовно-процессуальной деятельности, то есть следователь (дознаватель) и прокурор.

Все вопросы, связанные со сдачей дел отстраненным от должности, разрешаются в рабочем порядке. Руководители негосударственных предприятий, учреждений и организаций, поскольку они не относятся к категории должностных лиц, отстранены от должности быть не могут. Их отстранение от служебной деятельности может быть решено путем внесения следователем представления в адрес лица, от которого зависит решение данного вопроса на основании законодательства о труде. Однако такое представление для руководителя предприятия, учреждения, организации обязательно только в том смысле, что оно подлежит рассмотрению и что на него должен быть дан ответ. Освобождение же работника от должности может иметь место только на основании, трудового законодательства и под ответственность лица, издавшего приказ о таком освобождении.

В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

Временное отстранение обвиняемого от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя, прокурора, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интересам расследования. Это может случиться, например, потому, что данное лицо вообще уволено с государственной службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Отстранение от должности может быть отменено и в связи с окончанием предварительного расследования, когда все доказательства собраны и уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом. В санкции прокурора постановление следователя об отмене данной меры не нуждается.



Просмотров