Особенности доказывания в суде присяжных. Вопрос о допустимости и недопустимости доказательств в суде присяжных. Особенности пределов доказывания

Фискальная политика (ФП) используется для стабилизации экономики: в период спада проводится стимулирующая ФП, в периоды инфляции - сдерживающая. Таким образом, фискальная политика носит проциклический характер.

Проблемой проведения фискальной политики является временной лаг ее осуществления. Различают внутренний временной лаг распознавания проблемы, т. е. время, пока существующий факт отразит статистика, и внешний временной лаг - время между принятием решений по экономической стабилизации и получением результатов такой политики. Таким образом, осуществление фискальной политики требует решения следующих проблем времени:

а) административной задержки признания необходимости принятия мер до момента их принятия;

б) функционального запаздывания от момента принятия решений о фискальных мерах до результатов их действия в виде изменения объемов производства, занятости, включая плановые периоды, долгие сроки строительства.

Для повышения эффективности фискальной политики необходимо одновременное проведение мер дискреционной и недискреционной политики, что снизит ее зависимость от временного параметра.

Проведение фискальной политики сталкивается с политическими проблемами ее осуществления. Это объясняется тем, что целями правительства является не только экономическая стабильность, но и обеспечение населения товарами и услугами общественного потребления, перераспределение доходов, победа в политических конфликтах и др. Политический деловой цикл характеризуется пристрастием к стимулирующей фискальной политике и сопряжен с политическими компаниями выборов в органы власти. Это способствует дефициту бюджета, порождает проблемы его финансирования и последствия применяемых методов финансирования: сеньораж, эффект Оливера - Танзи, др.

Монетизация дефицита бюджета ведет к сеньоражу , т. е. государство получает доход от эмиссии денег. Сеньораж возникает при превышении темпа роста денежной массы над темпом роста ВВП, что ведет к повышению среднего уровня цен и все агенты платят своеобразный инфляционный налог.

Монетизация осуществляется непосредственно эмиссией денег, расширением кредитов с использованием льготных ставок, отсрочкой платежей Правительства при закупке товаров и услуг. Если платежи накапливаются, эти дефициты финансируются Центральным банком или увеличивают общий дефицит бюджета.

В условиях инфляции возникает эффект Оливера - Танзи , проявляющийся в сознательном затягивании налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. За это время происходит некоторое обесценивание денег, налогоплательщик выигрывает, дефицит бюджета и общая неустойчивость финансовой системы растет.


Проведение в жизнь бюджетно-налоговой политики сопровождается «эффектами», влияющими на уровень ее эффективности. Так, при проведении стимулирующей фискальной политики возникает эффект вытеснения : увеличение государственных расходов ведет к увеличению спроса на деньги, росту ставки процента, снижению инвестиций, снижению совокупного спроса и объема ВВП.

Эффективность фискальной политики зависит от эластичности кривой спроса на деньги к динамике ставки процента, т. е.

где - спрос на деньги;

k - чувствительность спроса на деньги (эластичность) к доходу Y ;

h - чувствительность спроса на деньги (эластичность) к реальной ставке процента R.

Если чувствительность спроса на деньги к ставке процента невелика, то динамика ставки процента значительна, что ведет к изменению объема инвестиций, и это изменение тем больше, чем выше чувствительность инвестиций к ставке процента (рис. 8.5).

На рисунке 8.6, а чувствительность инвестиций к ставке процента невысока и изменение ставки процента ведет к незначительному спаду объема инвестиций в экономику. При аналогичном изменении ставки процента и высокой чувствительности инвестиций


Рисунок 8.5 - Влияние изменения эластичности спроса на деньги
на динамику ставки процента

(рис. 8.6 б), они сократятся в большей степени, и эффект вытеснения будет значительным. Эффект вытеснения отсутствует в состоянии инвестиционной ловушки, когда динамика ставки процента не влияет на динамику инвестиций, и кривая инвестиций вертикальна.

В некоторых случаях стимулирующая фискальная политика не только не дает эффекта вытеснения, но способствует повышению уровня инвестиций. Это имеет место, когда рост государственных расходов сопровождается ростом оптимизма, положительными экономическими ожиданиями и ростом деловой активности (рис. 8.7).

Изменение ставки процента с не снижает величину инвестиций c I 1 до I 2 , а увеличивает до .

Таким образом, эффективность фискальной политики зависит от ожиданий экономических субъектов, осуществляющих инвестиции в экономику. Для формирования определенных ожиданий целесообразна макроэкономическая «политика твердого курса» с утверждением определенных, принятых и строго соблюдаемых параметров развития экономики. Предполагается соблюдение, в рамках принятого уровня инфляции и бюджетного дефицита, необходимых мер по стабилизации законодательной и налоговой политики.


Рисунок 8.6 - Влияние чувствительности инвестиций к динамике
ставки процента на объем инвестиций в экономику

Фискальная политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Именно поэтому оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время.

Оценивая эффективность фискальной политики, следует отметить её достоинства и недостатки.

К достоинствам фискальной политики относят:

Бюджетно-налоговая политика помогает сгладить колебания экономического цикла: помогает экономике возрождаться при спаде, а при подъеме сдерживает «перегрев» экономики. Инструменты фискальной политики либо непосредственно являются составляющими совокупного спроса (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансфертные платежи). Именно это и позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъёма экономики - сокращать их.

Бюджетно-налоговая политика стимулирует экономический рост. При

осуществлении государством стимулирующей фискальной политики государственные расходы увеличиваются, налоги снижаются. Во-первых, это приводит к увеличению совокупного спроса с AD1 до AD2, а значит и совокупного дохода с Y1 до Y2. Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции; если же будет понижена ставка подоходного налога - повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой АS1 в положение AS2 и росту совокупного дохода с Y2 до Y3. В итоге уровень дохода увеличится с Y1 до Y3 [рисунок 2.1].

Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики обладают мультипликационным эффектом воздействия равновесного совокупного выпуска.

Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени от утверждения решения об изменении фискальной политики до получения эффекта от их реализации. Когда правительством принято решение об изменении в фискальной политике, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

Немедленное включение автоматических встроенных стабилизаторов при недискреционной фискальной политике. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики, сглаживание экономических колебаний происходит автоматически.

К недостаткам фискальной политики относят:

Эффект вытеснения.

Вытеснение - это общий термин, обозначающий любое падение частных расходов, сопровождающееся увеличением государственных расходов .

Эффект вытеснения заключается в том, что при увеличении роста государственных расходов, что приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Таким образом, государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором, что повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления, или иначе государственные расходы «вытесняют» частные. Когда фискальную политику рассматривают с этой точки зрения, то может оказаться, что она в значительной степени, а иногда и полностью, неэффективна.

Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - период времени между осознанием необходимости изменения политики и принятием решения о её изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, но введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования в большинстве случаев требуют длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Например, если первоначально в экономике наблюдалась рецессия (спад производства), и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

Трудности в расчетах. Трудно оценить влияние на совокупный спрос трансфертов и налогов, т.к. их влияние зависит от предельной склонности к потреблению, рассчитать которую достаточно сложно.

Политическое влияние на фискальную политику.

Фискальные меры принимаются и проводятся на политической арене. Эта реальность может не только замедлить реализацию фискальной политики, но и породить потенциальные политические конфликты, которые приходится учитывать при формулировании этой политики. Политики - это люди, которые стремятся быть избранными как можно дольше, поэтому они активно используют инструменты фискальной политики в предвыборных целях. Сильная экономика в период выборов, несомненно, помогает им добиться этих целей. Поэтому многие из политиков могут выступить за крупные снижения налогов под лозунгом проведения стимулирующей фискальной политики даже в том случае, когда такая политика в экономическом смысле является необоснованной. Точно так же они могут обосновать повышение государственных расходов на популярные в обществе статьи, вроде субсидий в сельское хозяйство, здравоохранение, образование, повышение безопасности страны.

Существует вариант, что лица, занимающие выборные должности, и политические партии, могут совместно использовать фискальную политику, в первую очередь в политических целях, тем самым они вызывают ненужные изменения совокупного спроса, в результате чего усиливается (вместо сдерживания) экономические колебания. Часто происходит, что перед выборами проводится экспансионистская фискальная политика, а уже после выборов приходится прибегать к мерам рестрикционной политики, чтобы ограничить излишне высокий совокупный спрос после выборов. Если отобразить эту проблему более кратко, то политиками могут быть порождены так называемые политические циклы деловой активности. Доказать при помощи документов, что ситуация проводилась по подобному сценарию, довольно трудно. Несмотря на это, мало кто сомневается, что политические аспекты действительно серьезно влияют на формирование фискальной политики .

Неопределённость. Это касается в первую очередь проблем распознавания экономической ситуации. Достаточно трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период спада и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в «перегрев». Так как на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики. Во-вторых это касается проблем оценки, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то достаточно сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные расходы или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрева и ускорения инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей бюджетно-налоговой политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Инфляция спроса как результат увеличения совокупных расходов. В кейнсианской модели механизм действия фискальной политики рассматривается при постоянном уровне цен. В реальности цены изменяются. Например, увеличение государственных закупок приводит к увеличению совокупного спроса, следовательно, и росту цен. В результате чего прирост государственных закупок в краткосрочном периоде частично компенсируется, т.е. воздействие стимулирующей фискальной политики будет меньше предполагаемого.

Дефицит бюджета. В результате проведения стимулирующей фискальной политики увеличивается дефицит бюджета. Дефицит бюджета - сумма, на которую расходы бюджета превышают доходы бюджета. Дефицит состоит из дефицита при полной занятости (структурного дефицит) и циклического дефицита (вызванного колебаниями экономического цикла).

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить её результаты. Часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а с другой стороны - на их размеры могут повлиять изменения объёма национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Именно поэтому судить по данным показателям об эффективности проводимой дискреционной фискальной политики достаточно сложно.

Чтобы оценить правильность принимаемых мер фискальной политики, используют бюджет полной занятости (стандартизированный, или структурный бюджет), который позволяет определить, каким была бы структура дефицита или излишка государственного бюджета при данном уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости .

Смысл такой операции состоит в том, чтобы получить возможность сравнить фактические государственные расходы за год с государственными доходами, которые государство могло бы получить, если бы экономику функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки [рисунок 2.2].

Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объёме выпуска YE. Фактический объём выпуска равен Y1, а потенциальный - Y2. Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Но в действительности никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налогах (кривые G и Т остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN.

Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень национального дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, то есть в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как проводимая фискальная политика влияет на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время. Анализ эффективности фискальной политики показал, что данный механизм финансового регулирования имеет как свои «плюсы», так и свои «минусы». Бюджетно-налоговая политика может способствовать стабилизации выпуска продукции, но в то же время абсолютно ясен тот факт, что фискальная политика не всегда способна обеспечить полную стабильность. Для оценки правильности принимаемых мер фискальной политики принято использовать бюджет полной занятости. Следует отметить, что эффективность фискальной политики глубоко можно проанализировать с использованием модели IS-LM.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - система мероприятий, проводимых правительством по регулированию совокупного спроса с целью стабилизации национального дохода на уровне полной занятости.
Регулирование совокупного спроса на товарном рынке правительство осуществляет с помощью:
1) государственных закупок;
2) налогов;
3) государственных трансфертов.
Предположим, что существует бюджетное равновесие (это допущение необходимо только для упрощения, поскольку безразлично имеется ли дефицит, избыток или равновесие).
Если правительство увеличивает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом доходную часть бюджета, то национальный доход растет на величину большую, чем прирост государственных закупок, поскольку изменение объема государственных закупок приводит в действие процесс мультипликации дохода:
А7 = 1/1 - с х Ав.
Поскольку такая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета, постольку она именуется политикой «дефицитных расходов», то есть политикой расходов, финансируемых с помощью дефицита.
Другой вид фискальной политики, ведущей к возникновению дефицита государственного бюджета, является политика «дефицита без расходов». Суть ее сводится к снижению взимаемых государством с частного сектора налогов без соответствующего снижения государственных расходов.
Снижение налогового обложения частного сектора также ведет к мультипликативному росту дохода, однако налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных закупок.
Увеличение государственных закупок ведет к непосредственному росту совокупного спроса на товарном рынке, поскольку государственные закупки являются составной частью совокупного спроса на товарном рынке.
22
Поэтому импульс, задаваемый ростом государственных закупок процессу мультипликации дохода, оказывается равным величине изменения государственных закупок.
Импульс, задаваемый процессу мультипликации дохода изменением налогообложения, меньше величины изменения налогообложения.
Объясняется это тем, что изменение налогообложения влияет на совокупный спрос опосредовано, через располагаемый доход домашних хозяйств. В силу «психологического закона» спрос домашних хозяйств растет не в той же мере, в какой растет располагаемый доход. В результате импульс, задаваемый процессу мультипликации, оказывается меньше величины изменения налогообложения.
В случаях когда национальный доход достигает уровня полной занятости, фискальная политика может проводиться в целях борьбы с инфляцией. Наблюдающееся при этом превышение спроса над предложением и соответствующее инфляционное напряжение устраняются через сокращение государственных расходов и (или) увеличение налогообложения частного сектора.
Увеличивая государственные закупки, сокращая налоги либо предоставляя трансферты частному сектору, правительство добивается мультипликативного роста совокупного спроса на товарном рынке и национального дохода в краткосрочном периоде (см. рис. 14). Однако такая политика приводит правительство на финансовый рынок. Эмитируя дополнительные финансовые активы для покрытия возникающего бюджетного дефицита, правительство увеличивает предложение на финансовом рынке, неизбежным следствием которого является рост процентной ставки, в результате чего инвестиционный спрос сокращается. Это негативно сказывается в краткосрочном периоде на объеме национального дохода.
Сокращение частного (инвестиционного) спроса на товарном рынке в результате роста государственных закупок называется эффектом вытеснения.
Вытеснение может быть полным или частичным. Полное вытеснение наблюдается при абсолютной неэластичности денег по процентной ставке, что подразумевает наличие у экономических субъектов исключительно спроса на деньги как средство обращения. Возросший вследствие роста объема выпуска спрос
23
на деньги как средство обращения может быть удовлетворен только в результате продажи части финансовых активов, что, увеличивая предложение на финансовом рынке, ведет к росту процентной ставки и сокращению инвестиций ровно на столько, на сколько вырос объем выпуска. Графическая иллюстрация эффекта полного вытеснения представлена на рисунке 15.
К2
ьи

Уі = У г

Другая экстремальная ситуация - отсутствие эффекта вытеснения - возможна при очень низкой процентной ставке, при которой эластичность спроса на деньги становится абсолютной. В этой ситуации денежные активы используются как
г
гг
г
гі
У
23
средство накопления, поскольку альтернативные издержки хранения денег незначительны, и при росте дохода потребность в дополнительных денежных активах как средство обращения будет покрываться за счет денежных активов, использовавшихся как средство накопления. Графическая иллюстрация отсутствия эффекта вытеснения представлена на рисунке 16.

Таким образом, эффективность фискальной политики зависит:
1) от чувствительности спроса на деньги по процентной ставке;
2) чувствительности инвестиций к процентной ставке;
3) мультипликативного эффекта государственных закупок, налогов, налоговой ставки и трансфертных платежей.
Чем выше чувствительность денежного спроса, чем больше мультипликативный эффект и ниже чувствительность инвестиций к процентной ставке, тем эффективнее фискальная политика.
Итак, фискальная политика, как правило, приводит к росту национального дохода, потребления, процентной ставки и снижению объемов инвестиций. Добиться роста потребления и инвестиций одновременно возможно в случае, когда рост государственных расходов обусловлен ростом инвестиционных субсидий.
24
Фискальная политика может воздействовать на величину национального дохода и при сбалансированном бюджете. Изменение бюджета с условием сохранения его сбалансированности означает одновременное и однонаправленное изменение государственных расходов и доходов (налогов):
Ав = АГ = АБ.
Поскольку АУ= 1/1 - с х Ав,
АУ =-с/1 - с х А Г,
то одновременное изменение закупок правительства и налогов будет вести
АУ = 1/1 - с х Ав +(-с/1 - с)х АГ
и АУ = 1/1 - с х АБ +(-с/1 - с)х АБ,
АУ =1 - с/1 - с х АБ = АБ.
Изменение величины бюджета правительства ведет к равновеликому изменению дохода и занятости (теорема Хаавельмо).
ОсНОВНЫе ТерМИНЫ И понятия
Стабилизационная экономическая политика
Рестриктивная экономическая политика
Экспансионистская экономическая политика
Эффективность экономической политики
Кредитно-денежная политика
Операции ЦБ на открытом рынке
Ставка рефинансирования
«Ликвидная ловушка»
«Инвестиционная ловушка»
Фискальная политика
Эффект вытеснения
Задача
В закрытой экономике в результате изменения правительством ставки подоходного налога, а также изменения ЦБ количества денег в обращении равновесная ставка процента осталась неизменной, а равновесный уровень дохода вырос. Какую экономическую политику проводили правительство и ЦБ?



Просмотров