Надзор за расследованием уголовных дел осуществляет. Бакаев Д.М.:Надзор прокурора района за расследованием уголовных дел. Ретроспектива развития надзора прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел в уголовном судопроизводстве России

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ: РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ

Зеленцова Татьяна Викторовна

старший преподаватель, магистр психологии ИнЕУ,

г. Павлодар, Республика Казахстан

Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась как одно из направлений психологической науки - клинической психологии. Только в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) была раскрыта проблематика здоровой личности. «Мне кажется, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность», - писал А. Маслоу .

В конце 1970-х гг. прошлого века, в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья (Health Psychology). Началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. Гуманитарная парадигма допускает существование разных точек зрения о критериях здоровой личности, модели который существенно обогатили рациональный взгляд на проблему психического здоровья. А. Маслоу указывал: «Я предполагаю, что уже в недалеком будущем мы получим своего рода теорию психологического здоровья, генерализованную, обще-видовую теорию, которую можно будет применить ко всем человеческим существам независимо от того, какая культура их взрастила, в какую эпоху они живут» .

Теоретические модели психологического здоровья представляют собой варианты развития и конкретизации более общих представлений о человеческой реальности. Их сопоставление помогает осветить исходную философскую систему координат. В истории философии отчетливо видны основные линии раскрытия сущности человеческого Я. Первое направление (XVIII-XIX вв.) связано с идеями видных представителей немецкой классической философии - И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, которые рассматривали проблему человека с точки зрения соотношения (диалектики) родовой и индивидуальной сущности. При этом индивидуальную сущность они признавали вторичной по отношению к общеродовой, а устремленность к родовой сущности считали высшим предназначением человека: с присвоением родового начала индивид реализует возможность становиться и быть человеком. Крайней формой данного выражения стали труды К. Маркса и Ф. Энгельса о приоритете общественного над индивидуальным, поглощение человеческой индивидуальности коллективным, развитие тоталитарного жизнеустройства, при котором безлично-общественное доминирует над личным.

Социоцентрической парадигме противостоит направление философии индивидуализма, авторами которой стали М. Штирнен, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, Х. Ортега - и Гассет, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Н. Аббаньяно, которые утверждали приоритет самобытности человека, его совершенствование как личности, желания «быть самим собой». Но, замкнувшись на себе, персоноцентризм в реальной жизни предстает в форме самообожания, чувства одиночества, потерянности, отчаяния, проявляется в отрицании всякой морали, корыстолюбии и вседозволенности.

Психологическое здоровье человека интегрирует аспекты внутреннего мира и способы внешних проявлений личности в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Вместе с тем, многие проблемы, возникаю­щие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.) .

В истории психологии, в русле теории психологического здоровья преемственно рассматриваются две ориентации. Первая - социоцентрическая (Э. Фромм, В. Франкл, Б. Братусь), в основе которой ученые ссылаются на то обстоятельство, что человек в отличие от животного не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществить родовую природу. Человеком надо стать. Поэтому психологическое здоровье характеризуется как процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности. Вторая - персоноцентрическая (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу), исходит из того, что человеческой природе присущи позитивные силы (потребности самоактуализации), направляющие к здоровью и росту. Психологическое здоровье является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия. Разные пути размышления приводят ученых к схожим представлениям о том, какими качествами дожен обладать психологически здоровый человек. Социоцентрическая и персоноцентрическая установки своеобразно переплетаются и переходят друг в друга в предпринятых психологами попытках описания духовной целостности, способствующей формированию психологического здоровья.

Возникли новые представления о психическом здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.

Понятие «психическое здоровье индивида» широко используется в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция «позитивного психического здоровья». В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К. Гольдштайном в своих последних работах «Психология бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что «патологические нарушения психического здоровья - неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы - это люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные дости­жения и развившие свои личностные возможности . По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям - наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Близкие идеи развиваются в «метапсихологии» (Д. Андреева), логотерапии (В. Франкл), социальной логотерапии (С.И. Григорьев и др.)

В советской психологии (А.Н. Леонтьев) развивает положение о том, что личностные смыслы - это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека. Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают «смысловое поле» для становления и проявления субъектности . Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности - в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.

Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье - это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире .

Религиозное, философское, психологическое учение о трехсос­тавной сути человека - телесной, душевной, духовной - является основание для построения образов субъективной реальности, представления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности. Образы субъективной реальности составляют онтогенетические ступени ее становления и развития: оживление, одушевление, персонализацию, индивидуали­зацию, универсализацию. Принцип развития - это динамическое преобразование систем связей и отношений в процессе социализации (отождествления человека с другими) и индивидуализации (обособление человека от общества). В антропологическом подходе человек представлен целостно и основу его психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе (ориентировочные возрастные нормы психического здоровья). Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития .

При содержательном раскрытии категории психологического здоровья можно использовать определение «человечность», данное А. Маслоу. «Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных для большинства условиях, и являются предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя своих собственных сил и способностей» .

Соответственно, психологическое здоровье - это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человеческого индивида .

На основе саморазвития, совершенствования самобытия и возникает человечность индивида - существенная характеристика психологического здоровья. Она выражается в жизнестойкости, основанной на любви к жизни и воле к ее совершенству во всех областях. «Жизнь и дух, - писал К. Юнг, - представляют собой две силы или необходимости, между которыми находиться человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит» . Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности - отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире.

Список литературы:

1.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 352 с.

2.Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997. С. 40‑55

3.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 322 с.

4.Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. 1990. № 2. С. 33‑36.

5.Шувалов А.В. Гуманитарно -антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии.2004. № 6. С. 18‑33

6.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 352 с.

Последнее обновление: 04/05/2015

Довольно легко потеряться в современных психологических подходах: чем отличается когнитивизм от бихевиоризма? почему важно разграничить эволюционный и биологический подходы? и, наконец, как каждая из психологий объясняет феномен человеческого поведения?

Вместо предисловия

  • Существует множество точек зрения на феномен человеческого поведения. Психологи используют всевозможные подходы, когда изучают, как люди мыслят, чувствуют и ведут себя.
  • Некоторые исследователи специализируются на одном подходе, например – на биологическом, в то время как другие обращаются к более эклектичным методам, что объединяют разные точки зрения.
  • Ни один из подходов не является ведущим; каждый только подчёркивает разные аспекты человеческого поведения.

Семь основных подходов в психологии

Ранние годы психологии были отмечены преемственностью разных философских школ. Если у Вас когда-нибудь был курс психологии в школе, Вы, должно быть, помните изучение этих школ: структурализм, функционализм, психоанализ, бихевиоризм и гуманизм. С взрослением психологии возрастало и количество тем, которые исследовала наука. Начиная с ранних 1960-х поле психологии разрасталось быстрыми темпами – то же происходило с глубиной и шириной изучаемых психологами предметов.

Сегодня немногие психологи отождествляют свои наблюдения с той или иной школой. Несмотря на то, что Вы всё ещё можете отыскать несколько «чистокровных» бихевиористов или психоаналитиков, большинство психологов классифицируют свои работы исходя из сферы профессиональной деятельности и подхода.

Каждая тема в психологии может быть рассмотрена через призму различных подходов. Например, обратимся к феномену агрессии. Тот, кто придерживается биологического подхода, рассмотрел бы связь мозга и нервной системы с агрессивным поведением. Профессионал, что фокусируется на , обратил бы внимание на факторы среды, способствующие агрессивному поведению. Другой психолог, использующий кросс-культурный подход, учитывает то, как культурные и социальные факторы сопутствуют агрессии или жестокости.

Рассмотрим несколько главных подходов современной психологии.

Психодинамический подход

Психодинамический подход берёт начало из работ Зигмунда Фрейда. Этот вид психологии акцентирует роль бессознательного мышления, опыта раннего детства и межличностных отношений, чтобы объяснить мотивы поведения и помочь людям, страдающим психическими заболеваниями.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – это подход, фокусирующийся на изученных формах поведения. Бихевиоризм отличается от многих других подходов тем, что, вместо акцентировки на внутренних состояниях, он обращается исключительно к внешним проявлениям поведения.

Эта школа доминировала в психологии в начале двадцатого века, а уже в 50-х годах она утратила своё преимущество. Принципы бихевиоризма часто применяются для регулирования психического здоровья: врачи используют эти техники в выявлении диагноза и лечении множества заболеваний.

Когнитивный подход

В течение 60-х начинает набирать силу когнитивный подход. Эта сфера психологии сосредотачивает внимание на таких психических процессах, как память, мышление, решение задач, речь и принятие решений. Под влиянием психологов Жана Пиаже и Альберта Бандуры подход чрезвычайно развился в последние десятилетия.

Когнитивисты часто используют модель обработки информации, сравнивая человеческий разум с компьютером для того, чтобы понять, как информация приобретается, обрабатывается, хранится и используется.

Биологический подход

Исследование физиологии сыграло главную роль в развитии психологии как отдельной науки. Сегодня подход известен как биологическая психология. Иногда называемая или физиологической психологией, школа подчёркивает физические и биологические мотивы поведения.

Исследователи, которые выбирают биологический подход, рассматривают то, как генетика влияет на различные поведения, или как повреждение определённой области мозга формирует поступки и характер личности. Таким образом, генетика, мозг, нервная, эндокринная и иммунная системы – те объекты, которые интересуют биопсихологов.

Этот подход значительно продвинулся за последнее время благодаря прогрессу в изучении и понимании человеческого мозга и нервной системы. Такой инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования, позволяет исследователям наблюдать мозг человека в разнообразных условиях. Учёные теперь могут увидеть последствия повреждения мозга, наркотиков и болезней методами, что были недоступны ранее.

Кросс-культурный подход

Кросс-культурная психология – довольно новый подход, который развился за последние двадцать лет. Учёные рассматривают человеческое поведение через призму разных культур. Изучая эти различия, мы можем больше узнать о влиянии родной культуры на наше мышление и поведение.

Например, исследователи отметили то, как различно социальное поведение в индивидуалистических и коллективистских культурах. В индивидуалистических культурах – например, в США – люди склонны затрачивать меньше усилий, когда они находятся в группе; такое явление известно как «социальное безделье». В коллективистских культурах – например, в Китае – напротив, люди работают активнее, когда они – часть коллектива.

Эволюционный подход

Эволюционная психология сосредоточена на изучении того, как эволюция объясняет психологические процессы. Исследователи берут за основу базовые принципы эволюции, в том числе естественный отбор, и применяют их к психологическим явлениям. Этот подход предлагает следующую теорию: психические процессы возникли потому, что они помогают в выживании и размножении.

Анализ проблемы психологического здоровья человека с точки зрения истории является закономерным процессом. Начальный период развития психологии называют классическим , и объектом изучения в нем являлась психика в качестве свойства высокоорганизованной живой материи, а предметом исследований были психические явления в рамках живой природы. Следующим этапом стала неклассическая психология , которая породила гуманитарную стратегию исследования психики человека и ознаменовалась попытками преодолеть феноменологию психического и войти в феноменологию человеческой реальности. Кульминацией развития неклассической психологии стало появление двух направлений в мировой психологии:

  • гуманистическое (западное),
  • культурно-историческое (советское).

Сегодня разворачивается третий этап - постнеклассическая психология. Франкл и Рубинштейн положили начало повороту психологии к сущностным характеристикам человека. На современном этапе формируется антропная психология, которая ориентирована на человеческую реальность и нацеленная на изучение проблематики существования отдельного человека в мире.

Переход от психофизиологических аспектов к метаантропологическим вопросам бытия привело к преобразованию всей системы психологического знания и пересмотру ее проблем. Относительно проблемы нормы шаги заключались в следующем:

  • смещение фокуса исследований на специфически человеческие проявления с психического аппарата;
  • изучение психической нормы в качестве нормы развития;
  • переход к разработке психологических моделей здоровья от поиска способов решения проблем в смежных науках;
  • становлении психологии здоровья как самостоятельной области научных знаний и их приложений на практике;
  • определение различий между терминами психическое здоровье и здоровье психологическое, при этом первый характеризует отдельные психические механизмы и процессы, а второй термин относится к личности в целом и находится в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями духа;
  • определение психологического здоровья человека центральным объектом исследований психологии здоровья.

В рамках изучения психологического здоровья человека возникают психологические модели, которые рассматривают проблему здоровья с позиции человековедения.

Сформированы общие положения теории психологического здоровья:

  • психологическое здоровье является научным эквивалентом духовного здоровья;
  • основная проблема психологического здоровья заключается в вопросе о норме и патологии в области духовного развития человека;
  • основа психологического здоровья - нормальное развитие субъективности;
  • основные критерии психологического здоровья: характер актуализации человеческого в самом человеке и направленность развития.

Основные подходы к проблемам психологического здоровья

Постановкой и разработкой проблемы психологического здоровья впервые начали заниматься западные ученые гуманистического направления - Г.Олпорту, А.Маслоу, К.Роджерс. Гуманистическая психология придерживалась понятия персоноцентрического сознания, а для такого сознания «самость» является основополагающей и конечной ценностью. Данная тенденция может легко перерасти в культ вожделенной успешности и приобрести характер социальной догмы. Замыкание человека в самосовершенствовании ради самого самосовершенствования приводит, как правило, к обессмысливанию человеческого бытия и снижению жизнеспособности.

Отечественные психологи, после снятия идеологических барьеров отреагировали повышенным интересом к западным идеям о психологическом здоровье. Сегодня психологическое здоровье детей рассматривается в качестве смыслообразующей и системообразующей категории профессионализма практических психологов в области образования, психологические факультеты ВУЗов готовят специалистов по направлению «Психология здоровья». Российская наука предложила новые основания, принципы рассмотрения проблем психологического здоровья, которые сообразны нашей ментальности и культурной традиции. Они последовательно реализуются в рамках гуманитарно-антропологического подхода.

Основная идея гуманитарно-антропологического подхода в психологии заключается в возможности, а также необходимости восхождения индивида к полноте собственной реальности. Такой подход обнаруживает антиномию самости или человеческой субъективности. Она является средством саморазвития человека, которое должно быть преодолено в его духовном росте.

Антропологическая модель психологического здоровья

Критерии и условия психологического здоровья можно вывести и раскрыть, основываясь на онтологии человеческого способа жизни. Конституирующими человечность основаниями в психологической антропологии являются: сознание, деятельность, общность.

В пространстве данных онтологических оснований можно выделить доминанты человеческого потенциала, которые образуют матрицу психологических характеристик человека и дают возможность конкретизировать атрибуты психологического здоровья и формы отклонений.

Определение 1

Параметры психологического здоровья – это, своего рода, достояние зрелости.

В период детства пространством актуализации у ребенка способностей и человеческих качеств служит событийная общность, механизмом развития является сопереживание и внешняя рефлексия, условия развития для него – это диалогическое общение и сотрудничество в деятельности, личный пример и советы старших служат средством нравственного воспитания. Поэтому критерии психологического здоровья в отношении детей правильнее соотносить с системой отношений и связей ребенка с его естественным окружением, со значимыми взрослыми.

На психологическое состояние ребенка влияют окружение и образ совместной жизни. Основное место в нарушениях психологического здоровья у детей занимает ситуация, когда нормальное развитие ребенка возможно вопреки отношению и поведению окружающих.

Основными признаками дисфункциональных состояний детско-взрослой общности являются:

  • извращенность, скудность базальных условий и духовно-нравственных установок жизни;
  • неадекватность, недостаточность социокультурных условий развития;
  • приземленность, размытость мировоззренческих установок окружения.

Определение 2

Фиксируемые нарушения психологического здоровья ребенка называются антропогении.

Психологическая сущность антропогений заключается в дисквалификации или деформации субъективности ребенка. Типы антропогений включают:

  • переживания биографически обусловленные, в частности, безродности или сиротства, бесперспективности или выученной беспомощности, нереализованности или педагогической запущенности, опустошенности ил экзистенциального голода;
  • крайние формы реагирования ребенка на неблагоприятную ситуацию в жизни, в частности мауглизацию, психотравмирующие переживания, ценностную дезориентированность, которые провоцируют психогенные нервно-психические расстройства.

При этом безродность, дезориентированность, опусташенность отнесятся к злободневным проблемам современного детства. Антропогении, при неблагоприятном течении, принимают устойчивые формы нарушения психологического здоровья, основой которых является недоразвитие, дезинтеграция, а также дисгармоническое развитие субъективности человека.

Следует отметить, что нарушения психологического здоровья не всегда принимают форму душевного страдания,гротескного поведения и не обязательно проявляются в социальной дезадаптированности и асоциальных действиях. Человек может приспосабливаться к различным ситуациям и производить благоприятное впечатление, избегать поводов для формирования внутреннего дискомфорта.

Психологическое здоровье не исключает присутствия чувства тревоги, растерянности, заблуждений, кризисов и конфликтов. Состояние психологического здоровья мерцательно. Психологическое здоровье и нездоровье присутствуют в противоборстве.

Отечественные подходы к психологии здоровья

Болезнь – жизнь при ненормальных условиях

Здоровье – это та вершина, на которую

каждый должен подняться сам.

И.И.Брехман

Научная актуальность построения и осмысления задач психологии здоровья смыкается с практической значимостью решения вопросов профилактики. В чем отличие задач психопрофилактики и психогигиены от задач психологии здоровья? Если психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, а психопрофилактика направлена на предупреждение психических расстройств, то психология здоровья масштабнее по своим задачам . В нее включается создание личностных условий индивидуального развития, компенсации и адаптации к требованиям жизненной среды. Психология здоровья обеспечивает психологическую адаптацию личности в обществе, для чего развивает личностные качества, которые нужны индивидууму для установления гармоничных связей, способствует самореализации человека, повышению его качества жизни и, в том числе, оказывает психическую помощь при завершении жизненного пути и уходе из жизни. Решение этих задач зависит от понимания следующих вопросов: что такое здоровье как психическое явление? социальное явление? телесное явление? духовное явление? Иными словами, развитие психологии здоровья возможно только в виде интеграции философского, социологического, психологического и медицинского знания о человеке и его взаимосвязях с миром.

В работах отечественных авторов особое внимание уделяется анализу понятия «личность » как инструменту развития человека. Так, В. М. Розин считает, что личность в историческом смысле весьма молодое образование 1 . В Средние века поведение человека строилось с опорой на общину, а также учение церкви, при этом само понимание бога складывалось под влиянием ожиданий общины, т.е. это была своеобразная проекция таких ожиданий. Главная черта человека Нового времени - свобода воли; она предполагает осознание себя, самостоятельность в отношении с другими. Современный человек вынужден постоянно принимать собственные решения, каждое свое усилие он должен сверять с усилиями иных сил и реальностей. При этом каждый человек открывает и конструирует духовную основу в той или иной индивидуальной форме, которая органична ему самому, его возможностям.

См.: Розин В. М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2001.

Развитие личности в целом происходит в процессе собственной деятельности, через осмысление этой деятельности и себя в ней, в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком. Современный человек вынужден себя постоянно воссоздавать в своей константности и автономии. Строительство образа себя включает идеи «культуры» и «других» как равноценные в отношении к идее «Я». Поэтому столь важно «выслушивать себя, других и время».

Философско-психологический подход к проблеме здоровья. Б. С. Братусь приходит к следующим обобщениям о сущности человека, входящим в определение здоровья 1 .

См.: Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-20.

1. Понятия «человек» и «личность» не являются тождественными. Личность может быть понята как инструмент, принадлежащий и служащий человеку в процессе его восхождения к собственно человеческой природе.

2. Центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к «другому».

3. Для реализации себя как человека необходимо иметь целостный образ будущего, с которым есть эмоциональная связь, в который человек верит. Вера – это внутреннее состояние, тесно связанное со смыслообразующим процессом. Духовная сфера такова, что для удержания ее как целого нужна напряженная работа по поиску своего духовного пути.

4. Психическое здоровье – это баланс различных психических свойств и процессов: баланс между умением отдать и взять от другого, быть одному и быть среди других людей; баланс любви к себе и любви к другим.

Б. С. Братусь предлагает комплексное определение нормального развития как развития, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и критериями такого развития являются: а) отношение к себе и к другому человеку как к независимым; б) способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; в) творческий, целенаправленный характер жизнедеятельности; г) потребность в позитивной свободе; способность к свободному волеизъявлению; д) возможность самопроектирования будущего; е) вера в осуществимость намеченного; ж) внутренняя ответственность перед собой и будущими поколениями; з) стремление к обретению общего смысла своей жизни. Соответственно аномальным является развитие, которое подавляет самоосуществление человека.

Б. С. Братусь различает психическое и личностное здоровье: «Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.)... Этика и нравственная ориентация в этом случае не есть лишь внешнее давление, но суть нормального развития и критерий здоровья».

Философско-психологический подход к проблеме здоровья реализуется в работах А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян, которые считают, что склонность современного человека к соматизации связана с имеющимися культурными нормами и ценностями, в частности, культом успеха и благополучия. Это приводит к общему запрету на чувства неудовлетворенности, страха, тоски и собственной агрессивности, что, в свою очередь, ведет к их вытеснению и затрудняет психологическую переработку этих эмоций. Запрет на эмоции делает бессмысленной и неэффективной рефлексию. В итоге человек оказывается в плену собственных противоречий, а это снижает адаптацию. Результатом подобного конфликта становится вытеснение собственной агрессивности и ее проекция на других людей. Подавленная враждебность приписывается окружающему миру, что ведет к резкому росту тревоги, во-первых, из-за восприятия окружающего мира как опасного, а во-вторых, восприятие себя как неспособного этой опасности противостоять (вследствие запрета на агрессию) 1 .



См.: Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции, психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61-75.

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, консолидированности, а также духовности (стремлению к истине), приобретению гуманистических ценностей (доброта, справедливость), ориентации на саморазвитие, обогащение. С позиции самоуправления здоровья личность характеризуется выраженностью целеустремленности (обретением смысла жизни), воли, энергичности, активности, самоконтроля, адекватной самооценки.

А. В. Шувалов, обобщая работы, посвященные проблеме здоровья, выделяет ряд следующих положений 1 .

1. Здоровье - это идеальное состояние. Как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым.

2. В первом приближении здоровье - это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно возможна оценка соматического, психического и личностного здоровья человека.

3. Здоровье - это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий в себя созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.

5. Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.). Условия удовлетворительные для одного человека, могут оказаться болезнетворными для другого.

6. Здоровье - культурно-историческое, а не узкомедицинское понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному.

7. Для определения состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонное основание, устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, а с другой - описание закономерностей возникновения и течения болезней. В этом качестве выступают системы научных представлений о норме и патологии.

8. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических, взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека.

9. Здоровье является одной из базовых ценностей в жизни человека.

См.: Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические проблемы психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.

Исходя из идей антропологического подхода, разрабатываемого В. И. Слободчиковым и А. В. Шуваловым, психологическое здоровье следует понимать как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития 1 .

См.: Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91-105.

А. Ш. Тхостов в своей модели телесного восприятия полагает, что, становясь явлением сознания, элементарное ощущение включает в себя скрытую категориальную сеть, лишь в ячейках которой оно и приобретает свое субъективное существование. Автор пишет, что телесность в контексте болезни обладает особым качеством: «болезненные ощущения означают не только себя, но и то, что, в принципе, им внеположно. Они развернуты не только внутрь, т.е. представляют собой не просто чувственную ткань, получившую означение в категориях телесного пространства внутренних органов, модальности, градации интенсивности и пр., но и вовне - означают болезнь» 1 .

Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. С. 102.

«Вторичное означение», по мнению автора, в целом сходно с тем, что обычно квалифицируется как интеллектуальный уровень внутренней картины болезни , оценочный этап ее становления. Формирование такого означения телесных ощущений связано с усвоением существующих в культуре взглядов на болезни, их причины, механизмы и вытекающие из этого методы лечения. Тхостов обращает внимание на личностный смысл болезни и рассматривает его как жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Поэтому многообразие типов отношения к болезни определяется многообразием ее личностных смыслов. Он выделяет такие смыслы, как преградный (негативный), позитивный и конфликтный. Таким образом, интрацептивное ощущение в структуре ВКБ, пройдя означение и обретя свое субъективное существование в категориях модальности и пространстве тела, становится симптомом и получает смысл в контексте жизни. Это становится возможным потому, что болезнь несет человеку не только болезненные ощущения, но и затрагивает основы его биологического и социального бытия; через смысл болезнь открывается всей сфере человеческого существования.

С изложенной позиции телесное страдание (болезнь) необходимо рассматривать не как натуральное дефицитарное состояние, но прежде всего как предмет овладения - социализации, ВКБ - как семиотическую систему, а телесное интрацептивное ощущение - как сложную текстовую, знаково-символическую структуру, а не простое возбуждение интерорецепторов (т.е. не рефлекторное отражение натурального состояния, а культурное восприятие культурного предмета). В логике же развития заболевания и лечения следует различать две стороны: объективную , подчиняющуюся физическим закономерностям, и субъективную , подчиняющуюся закономерностям психического. Таким образом, психология здоровья стремится помочь человеку определиться в жизни, найти путь, ведущий к единству самого себя с окружающим миром. Задача психолога - способствовать самопознанию, самовоспитанию и самопомощи.

Потрясающая психотерапия В. А. Ананьева. Автор одной из первых целостных монографий по психологии здоровья В. А. Ананьев уделяет особое внимание духовному анализу здоровья 1 . Этот анализ включает в себя развитие разума, воли, чувств, тела, творчества и раскрывается только в самой жизни.

См., например: Ананьев В. А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте // Проблемы, требующие решения. 1995. № 3 С. 54-67; Он же. Введение в психологию здоровья. СПб, 1999; Он же. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С. 41-72; и др.

Ананьев приводит следующую притчу. Как-то боги Олимпа решили передать свою Силу людям и поместить ее туда, где ее трудно было бы найти. Зевс предложил схоронить ее в кратере вулкана, Посейдон - на дне океана, Гефест посоветовал зарыть ее глубоко в землю. Афродита же указала на то, что разумный человек обязательно будет исследовать и дно кратера, и дно океана, и в недра земли опустится в поисках ископаемых и обязательно рано или поздно найдет эту Силу. Давайте, сказала она, спрячем ее туда, где человек точно не будет искать: давайте поместим ее в самого человека. И боги с ней согласились: человек никогда не догадается искать в себе Силу богов, или Истину.

В своей теории потрясающей психотерапии (ППТ) Ананьев предлагает систему представлений о человеке. Основные положения этой теории таковы.

1. ППТ опирается на философские положения теории сложных самоорганизующихся систем - синергетику. Человек рассматривается как открытая, сложная, самоорганизующая система, представляющая собой блуждающий по многовариантным путям жизненного поля процесс.

2. ППТ опирается на кризисную теорию личности. Критические жизненные события становятся поворотными пунктами в судьбе. Положения, определяющие потрясения, - это особое состояние напряжения, нравственного, психологического, духовного. В этом переживании меняется старая, частная и формулируется новая, более универсальная система ценностей. Происходит качественный скачок сознания - переход от логического к абстрактному.

3. Потрясение обязательно связано с переоценкой сторон жизни, переосмыслением ее, «прозрением», видением нового пути. Развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новыеизменения.

Основные концептуальные положения ППТ свидетельствуют о том, что данная модель делает попытку изучать человека в единстве с миром : не перестраивая мироздание под себя, а осознавая себя в качестве одной из взаимозависящих составляющих в грандиозном и гениальном миропорядке. Она уважительно способствует тенденциям уникального развития индивидуума, используя его собственные ресурсы. При полном доверии к себе человек делает наилучший для себя выбор. Каждая проблема указывает на способ ее решения. Создать доступ к внутренним механизмам – это и есть основная задача потрясающей психотерапии.

В парадигме ППТ здоровье рассматривается в качестве условий или средства для достижения целей и поиска смысла жизни. Цель - это то, что можно достичь. В то время как смысл жизни трактуется как нечто постоянно настигаемое, но никогда принципиально недостижимое в жизни.

Потрясающая психотерапия стремится к совмещению тактических целей со стратегическими. Через моделирование хаоса она активизирует адаптационные механизмы человека, перед которыми стоит задача изменения функций и структуры личности. Система становится неустойчивой всякий раз, когда человек делает выбор дальнейшего пути развития. Для сложной самоорганизующейся системы не может быть статичного гомеостаза. Кризис необходим для личностного роста, если он воспринимается как определенное испытание. Таким образом, ППТ помогает актуализировать саморегулирующие закономерности, которые призваны поддерживать вечно меняющееся постоянство человека.

Потрясающая психотерапия создает условия для процессов, неожиданно изменяющих направление развития личности. Точка бифуркации - это критическое состояние неустойчивости системы. Изменение параметров среды сверх критических значений создает возможность изменения системы. Переход из одного состояния в другое предполагает лавинообразное протекание процессов нелинейного и, что самое важное, самостимулирующего роста.

Синергетика открывает новые принципы сборки сложноэволюционного целого из частей. С повышением сложности систем появляются новые качества, которых не было на уровне подсистем. ППТ подразумевает использование прошлого опыта для осуществления движения в будущее, через настоящее. Она полагает, что эффективность воздействия определяется не силой, а правильной топологической конфигурацией.

Потрясающая психотерапия опирается на разнообразные подходы и технологии, направленные на инициацию процессов нелинейного самостимулирующего роста; необходимость осознания каждым человеком ответственности за судьбу всей социальной системы.

Структурный круг ППТ – это замкнутый цикл, включающий в себя семь этапов, или шагов, представленных ниже.

@@@Верст.: текст в рамке набрать другим шрифтом, рамку снять!

У нас есть видение того, что такое человек,

и благодаря этому видению мы не смеем позволить себе

или кому бы то ни было быть ниже человеческого роста.

У нас нет возможности вырваться из тех биологических

или душевных условий, которые составляют нашу человечность,

но есть одна возможность: вырасти в меру Богочеловека.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Здоровье человека относится к числу наиболее интригующих, сложных и не утрачивающих своей актуальности проблем. Мнимая простота его обыденного понимания не должна вводить в заблуждение. Тема здоровья связана с фундаментальными аспектами человеческой жизни, имеет не только рационально-прагматический, но и мировоззренческий уровень рассмотрения, соответственно выходит за рамки сугубо профессионального обсуждения. Поэтому прежде чем углубляться в ее психологические нюансы, определимся с исходными вопросами - а именно представлениями о сути здоровья с точки зрения христианской духовной традиции и с позиций современного гуманитарного познания.

Христианская антропология и духовные основы здоровья

Истоки христианского понимания здоровья лежат в христианском учении о человеке. Согласно библейскому рассказу, Бог сотворил человека как венец дел Своих: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). При этом Бог действует особенным образом как бы сосредотачиваясь, прежде чем человеческую природу сотворить. В богословии это называется предвечным Советом Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему <...> И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1: 26-27). Человек наделен телом и душой, а душа включает и дух, как отличие его царственной природы, как сердцевину его родовой сущности.

Апостол Павел называет человеческое тело «храмом Святого Духа» (I Кор. 6: 19-20). Богозданное тело совершенно строением (соразмерность), расположением в пространстве (вертикаль) и приспособлением к окружающему миру (при всей изощренности средств современной науки и техники не создано кибернетического устройства, которое может хотя бы отдаленно приблизиться к нему по своим возможностям).

«Душа живая» - жизненная сила (жизнеспособная крепость) - ориентирует в окружающем мире и охраняет от разрушающих стихий. Душою наделен не только человек, но и иные существа, обитающие на земле. Но в отличие от них в акте творения «дуновением Божиим» обрел человек «бессмертную душу» по образу Творца.

Становление человека предполагает пробуждение и утверждение в нем родового духовного начала, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Главенство духа - один из основополагающих принципов христианской антропологии. Философ В.С. Соловьев писал, что человеческая субъективность проявляется в трех главных моментах:

· внутреннее саморазличение духа и плоти;

· реальное отстаивание духом своей независимости;

· преобладание духа над плотью, необходимое для сохранения нравственного достоинства человека (Соловьев, 1988, с. 151).

Своим составом и существованием человек причастен двум мирам - материальному и духовному. Телом он принадлежит земле: пришел из праха и возвратится в прах. Сознанием он преодолевает границы видимого дóльнего мира и устремляется к гóрнему миру Божественной любви и свободы. Двойственность человеческой природы уникальна и свидетельствуют об особом месте и назначении человека в общем устройстве мира.

Христианская антропология является методологической платформой для теоцентрического подхода к проблеме здоровья. Пространство ее рассмотрения в данном случае - не многообразие телесных составов и психических феноменов, а человеческая реальность в своей целокупности, которая может обсуждаться и может быть понята, по словам о. Александра Шмемана, только в триединой интуиции о бытии человека: его творения, его падения и его спасения (см.: Шмеман А., протоиерей, 2005, с. 314). Причем необходимо говорить об этих трех событиях, как о реально продолжающихся в индивидуальной жизни каждого из нас.

Попытаемся в предельно лаконичном виде воспроизвести аксиоматику теоцентрического подхода к проблеме здоровья.

1. В христианском понимании суть здоровья - это целостность человека в единстве и гармонии его духовного, душевного и телесного устроения. Изначально таким был первый человек и прародитель человеческого рода Адам: образ Божий в нем был чист, а Богоподобие - полно.

2. В результате грехопадения и последовавшего искажения человеческой природы, нарушения иерархии составляющих ее структур люди утратили и полноту здоровья. Ложные жизненные ориентиры, извращенное понимание счастья и благополучия, страстные привязанности и плотские злоупотребления, скверные привычки и наклонности, совершенные против совести дурные поступки, разлад и вражда повлекли за собой снижение жизненных сил, телесные и душевные недуги.

3. Болезнь есть не столько маркер греха, сколько поучительный опыт или испытание во благо: она пробуждает в человеке сознание греховности и стремление к исцелению. Господь допускает хвори, потому что они смиряют людей: «страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4: 1-2).

4. Восстановление в человеке полноты здоровья Священное Предание относит к эсхатологической перспективе - жизни будущего века. В данной связи цель истории и отдельной человеческой жизни схожи - спасение человека через воссоединение его с Богом. Жизнь в Боге и есть здоровье.

5. Священное Писание гласит: «Господь - Целитель твой» (Исход 15: 26). Целостный (здоровый) человек - это человек, оживающий и живущий в Боге, обретающий христианское совершенство (святость) перед лицом противостояния сил добра и сил зла и вытекающей из него проблемы достойного и недостойного бытия в мире.

6. В качестве основы для исцеления падшего человека Спаситель указал в двух главнейших заповедях на преображающую силу любви - любви к Богу и любви к ближнему, в которой восстанавливается первозданная симфония.

7. Условия и критерии истинной полноты жизни христианина провозглашены Спасителем в Нагорной проповеди в Заповедях Блаженства. Блаженными Он называет «нищих духом» (смиренных), «плачущих» (сострадающих), «алчущих и жаждущих правды», «милостивых», «чистых сердцем», «миротворцев», «изгнанных за правду», а также, подобно ветхозаветным пророкам, поносимых и гонимых за имя Господне.

8. В отношении человека к Заповедям Блаженства проявляется его духовный настрой. Если возникает интерес к этим странным по меркам обыденной жизни, тревожащим словам, если появляется желание проникнуть в их смысл и воля руководствоваться ими, то это свидетельствует о внутренней готовности внимать Слову Божию. Если между внутренним миром человека и наставлениями Спасителя не находится общего, созвучного, то это является «симптомом» духовного недуга, ибо человек в своих высших устремлениях сопряжен либо с Богом, либо с силами Ему противостоящими.

9. Христианская традиция открывает людям пути и способы поддержания эмоционального и физического благополучия. Душа и тело приводятся в порядок покаянием, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах, чистоплотностью, воздержанием, трудом и - главное - исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему.

10. Аскеза - укоренившаяся в христианской традиции практика «здорового образа жизни», направленная на восстановление внутренней свободы и изначальной целостности духовно-телесной сущности человека. Смысл аскезы, как физической, так и духовной, состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного. Св. Отцы предписывают «мирянам» посильную аскезу, как действенное средство врачевания души от страстей и укрепления воли для духовной борьбы. Самоограничение совершается без одержимости, а с умеренностью и разумением, при постепенном восхождении от простого к более сложному, соразмерно состоянию организма и условиям жизни.

Научное понимание здоровья

В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава, т.е. оно синкретично. Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Формулировка «полное благополучие» нуждается в уточнениях и подвергается критике за слабую практическую направленность.

Знакомясь с трудами, представляющими вариации научного подхода к проблеме здоровья, помимо ритуальных сетований на сложность вопроса мы встречаем такие интерпретации, как «оптимальное функционирование организма», «динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средами», «способность индивида полноценно реализовывать свои биологические, психические и социальные функции», «полнокровное существование человека» и т.п. В зависимости от выбора дисциплины и соответствующей ей рациональной основы выводятся биологический, медицинский, экологический, социальный, демографический, экономический, психологический, педагогический, культурологический критерии здоровья как ориентиры для реализации практики здоровьесбережения. Исчерпывающие дефиниции понятия «здоровье», видимо, остаются делом будущего. Тем не менее, можно выделить ряд следующих аксиоматических по своей сути положений:

1. Здоровье является одной из базовых ценностей в жизни людей. Здоровье - это состояние близкое к идеальному. Как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым.

2. В первом приближении здоровье - это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможна оценка соматического, психического и личностного (в сложившейся терминологии - психологического ) здоровья человека.

3. На сегодняшний день безусловно признается эффект взаимовлияний «духа», «души» и «тела» на общее состояние здоровья человека.

4. Здоровье - это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание, формирование и работу физиологических структур организма, развитие и функционирование психической сферы, личностное становление, переживания и поступки человека.

5. Здоровье - это культурно-историческое, а не узко-медицинское понятие. В разные исторические периоды, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному.

7. Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурная атмосфера и др.). Совокупность факторов, благоприятная для одного человека, может оказаться неприемлемой и болезнетворной для другого. Выявление общих аспектов здоровья позволяет определить принципы и разработать технологии здоровьесбережения.

8. Сохранение здоровья преимущественно зависит от образа жизни человека и далее по мере убывания - от наследственности, от влияния окружающей среды и от качества медицинских услуг.

9. Для оценки состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонный образец благополучия, с другой - понимание закономерностей возникновения и течения болезней. В таком качестве выступают системы научных представлений о норме и о патологии.

10. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектически связанных, взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека.

Теория психологического здоровья

Внимание к проблеме психологического здоровья с исторической точки зрения выглядит вполне закономерным. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить логику развития психологической науки и эволюцию понимания проблемы нормы в психологии.

Начальный период становления современной психологии назван классическим . Здесь безальтернативным объектом изучения была психика как свойство высокоорганизованной живой материи, предметом исследований стали психические явления в живой природе, в основу познания легли причинно-следственные объяснительные схемы. Психология развивалась по образцу естественных наук. Следующий этап - неклассической психологии - ознаменовался зарождением гуманитарной стратегии исследования «психики человека», попытками преодоления феноменологии психического и вхождения в феноменологию человеческой реальности. Его зачинателем по праву считается З. Фрейд. Но кульминацией неклассической психологии стали две ветви мировой психологии: гуманистическая («западная») и культурно-историческая («советская»). Сегодня мы являемся свидетелями и в меру сил участниками разворачивания третьего этапа - постнеклассической психологии. Работами В. Франкла и С.Л. Рубинштейна было положено начало решительного поворота психологической науки к сущностным характеристикам человека. В современной психологии идет «как бы собирание гуманитарного мировоззрения» (Братусь, 2000, с. 51), «поиск средств и условий становления полного человека : человека - как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия» (Слободчиков, 2004, с. 11). Оформляется психологическая антропология, ориентированная на человеческую реальность во всей полноте ее духовно-душевно-телесных измерений, нацеленная на изучение проблем существования человека в мире.

Восхождение от психофизиологических к метаантропологическим аспектам бытия повлекло за собой преобразование системы психологического знания и пересмотр ее основных проблем. В отношении проблемы нормы такими шагами стали:

· перемещение фокуса исследований с психического аппарата на специфически человеческие проявления;

· понимание психической нормы как нормы развития: это процесс, а не состояние бытия; это направление, а не конечный путь (Роджерс, 1994, с. 237); это тенденция, собственно развитие, т.е. не некое место пребывания, состояние, а движение, полное риска (Братусь, 2000, с. 58);

· переход от заимствования способов решения проблемы в смежных науках к разработке психологических (как правило - описательных) моделей здоровья;

· возникновение (как бы в противовес клинической психологии) психологии здоровья как самостоятельного раздела научных знаний и их практических приложений;

· принципиальное различение терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»: первый характеризует отдельные психические процессы и механизмы, второй - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа (Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной, 1997, с. 39-40);

· выделение психологического здоровья человека в качестве центрального объекта исследований психологии здоровья.

Определение «психологическое здоровье человека» составляют два категориальных словосочетания - психология здоровья и психология человека . На стыке этих областей знания возникают психологические модели, в которых проблема здоровья рассматривается с человековедческой позиции. В многообразии мнений и течений постепенно сформировались общие контуры теории психологического здоровья:

1. понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение, по сути, являясь научным эквивалентом здоровья духовного;

2. проблема психологического здоровья - это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека;

3. основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности ;

4. определяющими критериями психологического здоровья являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке.

Основные подходы к проблеме психологического здоровья

Историческая инициатива в постановке и разработке проблемы психологического здоровья принадлежит видным западным ученым гуманистической ориентации - Г. Олпорту, К. Роджерсу, А. Маслоу.

Сосредоточив научную и практическую деятельность на специфически человеческих проявлениях и общечеловеческих ценностях, гуманистическое течение оформилось на рубеже 1950-1960 гг. Несмотря на разноголосицу внутри самого течения и размытость его границ, гуманистическая психология была признана в качестве новой психологической парадигмы, проповедующей преимущественно самобытность и самодостаточность человека. Вместе с ней в профессиональный лексикон входят пока еще «поэтико-метафорические» термины, определяющие качество индивидуальной жизни. В их числе - психологическое здоровье. Появляются работы по созданию психологических моделей здоровой личности, существенно обогатившие рациональный взгляд на проблему нормы: Г. Олпорт, введя представление о проприативности человеческой природы, составил образ психологически зрелой личности; К. Роджерс, настаивая на том, что человек наделен врожденным, естественным стремлением к здоровью и росту, раскрыл образ полноценно функционирующей личности; А. Маслоу на основе теории мотивации личности вывел образ самоактуализированного, психологически здорового человека. Резюмируя доводы упомянутых и других, не менее именитых авторов, можно утверждать, что с точки зрения гуманистического подхода, питающего безусловное доверие к человеческой природе, общим принципом психологического здоровья является стремление человека стать и оставаться самим собой, несмотря на перипетии и трудности индивидуальной жизни.

Гуманистический подход стал яркой вехой в развитии психологии, способствовал преодолению редуцированного восприятия человека в науке, скорректировал профессиональные принципы в гуманитарных сферах (прежде всего в образовании и здравоохранении), придал мощный импульс становлению практики психологической помощи людям. В период освоения профессии он воодушевлял и автора этих строк. Критически осмыслив и соотнеся гуманистическую доктрину с опытом практической работы, должен признать, что далеко не все ее идеи и идеалы воспринимаются сегодня с прежней убедительностью.

Гуманистическая психология реализовала установку персоноцентрического сознания, для которого «самость» есть основополагающая и конечная ценность. Такая позиция больше соответствует укладу языческого мира. Только объектом поклонения (идолом, кумиром) людей становятся не природные силы как живые сущности, а их собственная природа (натура), нормой жизни - самоутверждение и самовыражение во всех доступных формах, целью жизни - земные блага. Суть такого рода «природной духовности» проявляется в стремлении к человекобожеству, когда индивид старается приравнять себя к Богу, так и не потрудившись быть человеком. В наше время эта тенденция оформилась в культ вожделенной успешности и приобрела характер социальной догмы. В действительности замыкание индивида в своем самосовершенствовании ради самосовершенствования чаще приводит к обессмысливанию бытия и общему снижению жизнеспособности.

Справедливости ради заметим, что установка на самоактуализацию получила неоднозначную оценку и среди гуманистически ориентированных психологов. Хорошо известна точка зрения В. Франкла, утверждавшего, что самоактуализация - это не конечное предназначение человека: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя <...>. Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания» (Франкл, 1990, с. 58-59).

Отечественные психологи, когда были сняты идеологические барьеры и появилась возможность осваивать и осмысливать мировой опыт, отреагировали на представления о психологическом здоровье со всей широтой российского характера: заинтересованно (стараясь вникнуть в существо вопроса), популистски (апеллируя к ним по поводу и без), настороженно (усматривая в них опасность утраты психологией «суверенитета», дескать здоровье - это вотчина эскулапов), скептически (усомнившись в актуальности и практической значимости проблемы), критически (пеняя на метафоричность понятия, неохваченность его формальной дефиницией). Оставив эмоции за скобками, уже можно констатировать, что тема выдерживает испытание временем: психологическое здоровье детей рассматривается сегодня как смыслообразующая и системообразующая категория профессионализма практических психологов образования; психологические факультеты готовят специалистов соответствующего профиля (специализация 03.03.21 «психология здоровья» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000 г.); отечественная наука предложила иные основания и принципы рассмотрения проблемы психологического здоровья, сообразные нашей культурной традиции и ментальности. Они последовательно реализованы в русле гуманитарно-антропологического подхода.

Центральной для гуманитарно-антропологического подхода в психологии является идея возможности и необходимости восхождения человека к полноте собственной реальности. Ее суть отражена в ключевых понятиях: «гуманитарный» происходит от латинских humus - «почва» и humanus - «человечный» и подразумевает пространство зарождения и вынашивания человеческих качеств и способностей, духовную укорененность и культурную преемственность человека; «антропологический» является производным от греческого anthropos - «человек», символизирует сущностные силы и над-обыденную устремленность человека . Методологическую основу подхода составляет антропологическая теория развития, в которой описаны общие закономерности становления собственно человеческого в человеке в пределах его индивидуальной жизни (В.И. Слободчиков). Парадигмальное отличие и эвристическая ценность подхода состоит в том, что он постулирует антиномию человеческой субъективности (самости): она есть средство («орган») саморазвития человека, и она же должна быть преодолена (преображена) в его духовном возрастании: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галл. 2: 20).

В сравнении с мировоззренческим контекстом гуманистической психологии, сосредоточенной на индивидуальной сущности человека, гуманитарно-антропологический подход представляет собой соотнесение рациональной психологической мысли с православной традицией в стремлении к синергии научной методологии и духа учения Христа для решения проблем здоровья, развития и существования человека (табл. 1). Здесь «человеческое бытие становится самим собой лишь превращаясь в со-бытие, когда свобода как любовь к Себе развивается до свободы как любви к Другому . Во всеполноте развившихся свободы и любви в нас пробуждается Личность Бога. И всякий раз, когда мы относимся к Другому как к своему Ты, в таком отношении проглядывает божественное» (Хамитов, 2002, с. 140).

Таблица 1. Сравнение подходов к проблеме психологического здоровья

Аспекты сравнения

Гуманистический подход

Гуманитарно-антропологический подход

Аксиологический аспект

«общечеловеческие» гуманистические ценности,

примат прав и свобод человека

традиционные духовно-нравственные и культурные каноны, примат ценности и достоинства человека

Оценка человеческой природы

оптимистическая :

человек по своей природе добр и наделен врожденным, естественным стремлением к здоровью и росту

реалистическая :

в человеке противоборствуют разнообразные потенции - от благородных до безобразных, в мотивах и поступках могут быть проявлены и одни, и другие

Человеческое в человеке

все, что помогает человеку

стать и оставаться самим собой

все, что побуждает в человеке стремление и волю быть выше себя

Нормативный вектор развития и саморазвития человека

самоактуализация -

максимально полное воплощение человеком своих способностей и возможностей

универсализация -

выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вхождение в пространство универсального

Основа психологического здоровья

личностный рост

как утверждение самости в наращивании способности полноценного функционирования в условиях индивидуальной жизни

духовное возрастание

как преодоление самости в развитии способности к децентрации, самоотдаче и любви

Максима психологического здоровья

стремление к самотождественности:

быть самим собой

стремление к полноте человеческого бытия:

быть выше себя

Установки психологической практики

· эмпатическое слушание, феноменологическое проникновение и безоценочное отношение: человека нужно принимать таким, каков он есть;

· психологическая помощь осуществляется «по ту сторону добра и зла»;

· фасилитация личностного роста человека преимущественно недирективными психотерапевтическими средствами.

· доминанта на другом и участная вненаходимость: сопереживание и вера в человека в сочетании со стремлением к объективности по отношению к отрицательным проявлениям его нрава;

· психологическая помощь затрагивает духовно-душевную сущность человека и в силу этого соотносима с нравственными аспектами жизни, с проявлениями «проблемы добра и зла»;

· диалогические формы контакта, ориентированные на пробуждение в человеке его духовного (Истинного) «Я».

Мировоззренческая ориентация

неоязыческая : эволюция человека как человекобожества

(самоутверждение и самообожествление)

святоотеческая : эволюция человека как Богочеловека

(самоодоление и единение с Богом)

Евангелие повествует о том, как один из «книжников» спросил Иисуса Христа: «Какая первая из всех заповедей?» Иисус отвечал ему: «Первая из всех заповедей: «слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот, первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; иной большей сих заповеди нет»» (Мк. 12: 29-31).

Вершиной духовного восхождения человека-христианина выступает Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф. 5-7). Начинается проповедь с девяти Заповедей Блаженства. Первая Заповедь - Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное - на первый взгляд звучит парадоксально. Однако этот парадокс полон глубокого внутреннего смысла. «Нищие духом» - смиренные люди, отказавшиеся от произвола собственной самости ради единения с Богом и возрастания в меру Богочеловека. В этом и состоит идея обретения полноты земной жизни как жизни во Христе.

Антропологическая модель психологического здоровья

Условия и критерии психологического здоровья могут быть выведены и раскрыты исходя из онтологии человеческого способа жизни. Здесь уместно вспомнить очень точное замечание В. Франкла: «Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется» (Франкл, 1990, с. 48). В психологической антропологии в качестве предельных оснований, конституирующих «человеческое в человеке», были выделены сознание , деятельность и общность (Слободчиков, Исаев, 2000, с. 161-164). Они взаимно полагают и пронизывают друг друга, здесь - все во всем (!); они одновременно и следствия, и предпосылки друг друга, сохраняющие при этом свою сугубую специфику. Соответственно, человек - это существо деятельное, способное к созиданию и осознанным преобразованиям; сознательное, способное принимать осмысленные решения и отдавать себе отчет в сделанном; общественное, укорененное в сложной системе связей и отношений с другими людьми.

Если не вдаваться в обширную конкретизацию (это особая работа и предмет обсуждений), то в пространстве обозначенных онтологических оснований в предельно концентрированном виде можно выделить нормативные образы, предельные качества и запредельную форму бытия человека. Получается своего рода матрица сущностных (родовых) характеристик человека (табл. 2), которая позволяет выделить атрибуты психологического здоровья и основные формы отклонений (логическое продолжение - табл. 3).

Человек здесь предстает в различных обликах: бытие в качестве субъекта (функциональное и обыденное), индивидуальности (единичное и уникальное) и личности (целостное и над-обыденное). Психологическая антропология призвана вместить и соотнести их между собой как разные уровни субъективной реальности, объединенные возможностью и необходимостью обретения человеком полноты своего бытия. Проницательный ум уловит в общем устроении человеческой субъективности действие закона иерархии (соподчинения), связующего и обеспечивающего внутреннее согласие. Так периферия субъективности - «функциональное Я» - в процессе своего формирования не только стимулирует индивидуализацию человека, но и подчиняется ей. В поиске своего места и назначения в мире человек начинает «функционировать» - размышлять, рассуждать, действовать, принимать решения и совершать поступки - от первого лица. Но развитие человека отнюдь не сводится к актуализации и гегемонии его «индивидуального Я» . На протяжении всего жизненного пути человек непрестанно экзаменуется мучительной проблемой добра и зла и вытекающей из нее проблемой достойного и недостойного бытия в мире. Необходимость делать нравственный выбор пробуждает самую сердцевину внутреннего мира человека - «духовное Я» . В нем приоткрывается сокровенная тайна личности, которая делает человека потенциально бесконечно богатым и в то же время актуально незавершенным. Подлинной опорой и ориентиром здесь становится исконная духовная традиция, в которой есть прямое наставление человеку стараться быть лучше и выше самого себя, чтобы не пасть ниже. Бытие «в горизонте личности» предполагает ответственную позицию человека, оно чревато испытаниями, может приносить страдания и требует мужества, однако именно оно может дать и наслаждение полнотой жизни.

Таблица 2. Специфика человеческого способа жизни

Общие тематические параметры

Формы бытия человека и линии развития человеческой субъективности

Основания человеческого способа жизни

Деятельность

Сознание

Общность

Сущностные силы

человека

Субъектность

Рефлексивность

Совестливость

Способы актуализации человеческой сущности

Самость (воля)

Свобода

Любовь

Характеристики

человеческого существования

Самодетерминация

(жизнеспособность и самообусловливание)

Самоидентификация

(переживание самотождественности,

самоанализ и самооценка)

Самотрансценденция

(децентрация и самоотдача)

Пространства осуществления

Пространство совместно-распределенной деятельности

(пространство сотрудничества)

Пространство рефлексивного сознания

(пространство переживания, внутреннего диалога, выхода человека в уникальную подлинность самого себя)

Пространство социальной организованности

(пространство диалогического общения и сопереживания, со-бытийной общности, соборности)

Базовые процессы и условия развития

Социализация

(освоение культуры человеческого образа жизни), культурная преемственность

Индивидуализация

(оформление уникального и неповторимого Я), личное устремление

Универсализация

(приобщение к святоотеческой культуре, врастание в мир традиционных духовно-нравственных ценностей), родовое (духовное) укоренение

Векторы и индикаторы развития

От жизнеспособности к продуктивности жизнедеятельности

От переживания самотождественности к осмысленности жизни , сущностному познанию и самоосуществлению

От децентрации (преодоления эгоцентризма) к самоопределению на основе чувства долга, нравственному достоинству и служению

Доминанты мотивов и поступков

На созидании

На познании истины

На человеке

Персональные проявления

Труд

Переживания

Общение и отношения

Образы бытия человека

Человек как субъект

собственной жизни, как распорядитель своих сил и способностей

Человек как индивидуальность ,

как выразитель уникальной внутренней сущности, как самобытная личность, реализующаяся в творческой деятельности, как авторство собственной жизни в миропонимании, стиле деятельности, социальном поведении

Человек как личность

во встрече и взаимодействии с другими людьми, определяющий свободно и ответственно свое место и назначение в жизни, свою позицию в отношении проблемы добра и зла и вытекающей из нее проблемы достойного и недостойного бытия в мире

Афоризмы

«Самостоянье человека - залог величия его»

А.С. Пушкин

«Индивидуализм губит индивидуальность»

К.Н. Леонтьев

«Личности нет, если нет ничего выше ее»

Н.А. Бердяев

Образы человеческого Я

«Функциональное Я» : активная адаптация к условиям динамично изменяющегося мира

«Индивидуальное Я» : самоактуализация и жизнетворчество

«Духовное Я» : универсализация индивидуального бытия, самотрансценденция и синергия

Антропологические образы св. ап. Павла

Внешний человек ,

поглощенный реалиями мирской жизни

Внутренний человек ,

сосредоточенный на реалиях внутренней жизни и своем призвании

Новый человек ,

преображенный в деятельном стремлении к Добру и Истине

Предельные качества человека

Героизм

как сила власти над своей жизнью

(сила преодоления инстинкта самосохранения) и способность не отступать перед лицом трудностей и опасности, терпение в страдании

Гениальность

как сила постижения истины своей жизни и способность сделать саморазвитие развитием человечества

Святость

как сила сопричастности Абсолютной Истине и способность любовью и терпимостью утверждать добро и противостоять злу

Предельные качества человека в свете святоотеческой традиции

Подвижничество - самоотверженная и бескорыстная деятельность по воплощению в жизнь заветов Спасителя

Прозорливость - способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событий

Жертвенность - самоотдача во имя любви и спасения человеческого рода

Запредельная форма бытия

БОГОЧЕЛОВЕК - воплощение онтологической истины в непостижимой для обыденного рассудка, запредельной форме универсального со-бытия

Таблица 3. Специфика психологического здоровья человека

Общие тематические параметры

Формы проявления психологического здоровья и его нарушений

Атрибуты психологического здоровья

Самообладание («быть в себе»)

как воля к жизни и самостоятельность, способность принимать решения и действовать с опорой на собственные силы, разумное планирование жизни, масштабность целей и продуктивность действий, верность избранному делу

Самобытность («быть самим собой»)

как вера в свое предназначение, выбор и прокладывание жизненного пути, дающего ощущение внутренней согласованности и подлинности индивидуального бытия, стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни и верность своему призванию

Самоодоление («быть выше себя»)

как чувство солидарности и ответственности перед людьми, сознательное, добровольное принятие моральных обязательств и следование им, переживание духовного сродства и верность своему долгу

Источники нарушений психологического здоровья у детей

Недостаточность и/или неадекватность социокультурных условий развития : искусственное сдерживание или форсирование развития

Размытость и/или приземленность смысложизненных установок референтного человеческого окружения : ориентация на сугубо материальные цели и мнимые, суррогатные ценности, ценностный релятивизм

Скудность и/или извращенность базальных условий и духовно-нравственных оснований жизни : деформация отношений и разобщение старших и младших, ослабление и разрыв межпоколенных связей

Психологическая клиника

(детский период)

Нереализованность (педагогическая запущенность), бесперспективность («выученная беспомощность»)

Опустошенность («экзистенциальный голод», сдвиг в умонастроении и поведении ребенка от естественной детской романтичности к противоестественной расчетливости и скептицизму, «синдром Кая »)

Безродность («атомизированность», моральная незрелость или моральная распущенность), «мауглизация» (нарушения самоидентификации и зооморфное поведение), ценностная дезориентированность (аморальный настрой и деструктивные установки), психотравмирующие переживания

Психологическая клиника

(взрослый период)

Обезличенность - неспособность самостоятельно выработать и целенаправленно реализовывать жизненную программу, непродуктивность жизненного пути, гипертрофированная зависимость от других людей и жизненных обстоятельств (по сути, не знать и не чувствовать человека в себе); в просторечии - «малодушие»

Дезинтеграция личности - неудача в поиске смысла жизни и самоосуществлении (экзистенциальная фрустрация, экзистенциальный вакуум), застревание в обыденности, ощущение внутренней пустоты, переживание тщетности жизни, утрата опоры в себе и демобилизация душевных сил (смятение, апатия, меланхолия), «угасание» аутентичных форм общения и поведения (по сути, переживание человеком глубокого внутреннего разлада); в просторечии - «безвременье», «равнодушие», «суета»

Деформация личности - аномальный эгоцентризм, отчуждение нравственных чувств и добродетельных устремлений, тяготение к деструктивным установкам и одиозным убеждениям, следование принципу «ничего святого» (по сути, не видеть и не признавать человека в других); в просторечии - «криводушие», «окаянство»

Ценности и цели педагогической деятельности как

антропо-практики

Развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности , формирование функциональной грамотности и компетентности

Развитие ребенка как индивидуальности ,

поддержка в самоидентификации, культивирование чувства внутренней свободы, способности раскрыть свое призвание и реализоваться в жизни

Развитие ребенка как личности ,

помощь в сущностном познании, сопровождение к черте самоопределения в отношении проблемы достойного и недостойного бытия, добра и зла

Ценности и цели психологической помощи как

антропо-практики

Формирование «функционального Я» человека , восстановление и/или развитие самообладания, проектирование образа будущего и реализация жизненной программы

Актуализация «индивидуального Я» человека , восстановление и/или развитие самобытности, осмысление жизни и оценка личных целей с точки зрения их соответствия внутренней сущности

Пробуждение «духовного Я» человека , восстановление и/или развитие со-бытийности, совершенствование связей и отношений с ближними и дальними на основе дел добра и любви

Норма психологического здоровья



Просмотров