Большегрузные машины будут платить за езду по федеральной трассе строго по счетчику. Опасный маршрут: чем грозит введение платы за проезд грузовиков бизнесу

Добрый день, друзья. Буквально три месяца назад Правительство письменно обещало до конца 2018 года не вводить никаких новых налогов и не вводить никаких новых неналоговых поборов, простите, плат. И вот, милости просим, всем у кого есть автомобили с разрешенной массой свыше 12 тонн, потребуется в форме предоплаты оплачивать проезд своих машин за каждый километр пути начиная с первого метра выезда из гаража или со стоянки. Тронулся с места — плати, иначе штраф до 1 миллиона рублей за каждую машину тронувшуюся с места без разрешения «дружественных» бизнесменов. И всё это, конечно же, во благо нам с вами, во благо России, и я так подозреваю, что при таких просто сумасшедших деньгах, которые будут за это собираться, через пару лет Германия и Америка просто сдохнут от зависти, проехав по нашим дорогам.

Это, господа, введение нового НАЛОГА в обход законодателей, президента и всякого здравого смысла……В ЧАСТНЫЙ КАРМАН (об этом ниже). Ибо с точки зрения здравого смысла:
а) эту плату вводить нельзя ввиду того, что чуть ли не 100% российских транспортных компаний имеют настолько низкую рентабельность, что им бы сейчас хоть как-то выжить. А тут их пытаются доить новым налогом.
б) автоматически все эти платежи лягут на плечи рядовых потребителей, увеличив стоимость товаров и соответственно, инфляцию.
в) появляется новая замечательная «кормушка» для разного рода контролеров и людей, фамилии которых вслух у нас произносить небезопасно.

Ладно. Теперь дам техническую информацию относительно этого нового побора с «зажравшихся» бизнесменов.

Плата введена с 15 ноября 2015 года. Её размер составляет 3 рубля 73 копейки (уточнения чуть ниже) за каждый километр пути, и наверняка эта плата будет ежегодно расти (то есть индексироваться) на процент инфляции, устанавливаемый правительством. Смотрите постановление Правительства от 14.06.13 №504 . Собирает плату «РТ Инвест Транспортные системы» в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р .

Столкнувшись с перекрытием Федеральных трасс возмущенными водителями Правительство 3 ноября 2015 года снизило плату за проезд до 1,5293 руб./км на первые месяцы эксплуатации системы взимания платы «Платон» с дальнейшей индексацией на период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года до 3,06 руб.

Также, благодаря «бунтам» водителей фур, штрафы до 1 миллиона рублей с машины (первое нарушение 450 тысяч рублей, второе нарушение 1 миллион рублей) Правительство решило взимать, пока что, с 15 ноября только в Московской области, а на территории остальной страны штрафы будут взиматься с мая 2016 года.

ВНИМАНИЕ! На сайте этой конторы сказано: «PT-Инвест – профессиональный игрок российского рынка инвестиций. …Первой отраслью, в которую мы сделали инвестиции, стала сфера обращения с отходами.

Цитирую дальше товарища А. Шепелева, гендиректора (гендиректор он на сайте. В выписке из ЕГРЮЛ указан другой директор) данной конторы по его официальному сайту: «Второе направление нашей деятельности – транспортная телематика. Мы являемся собственником и инвестором проектной компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», реализующей проект по созданию системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам в России. Эта система уникальна и не имеет аналогов в мире как по покрытию — более 50 тыс. км автомобильных дорог, так и по количеству пользователей — около 2 млн. грузовиков. Его результатом станет пополнение дорожного фонда более чем на 50 млрд рублей в год».

Председатель совета НП «Грузоавтотранс» Владимир Матягин говорит, что каждый грузовик проезжает 15-20 тыс км в год. Беру, грубо, 2 млн авто, умножаю на 2000 км пути в месяц умножаю на 12 месяцев на 3.73 за каждый километр и получаю …180 миллиардов рублей. ОК, не все машины ежемесячно проезжают по 2 тыс км, но многие проезжают и по 5000 км — неплохой такой бизнес за наш с вами счет. Команда ком …конторы из десяти человек (так на сайте), учредителями является ГК «Ростехнологии» и ООО «РТ-Инвест».

Далее вы можете потратить десять минут времени, как это сделал я, получить официальные выписки из ЕГРЮЛ, как это сделал я, и увидеть следующее. 28 июня 2010 года Шепелев Андрей Евгеньевич берет и создает ООО «Царицын Капитал» с Уставным капиталом в 50 миллионов рублей, где он является учредителем на 98%. То есть он единоличный хозяин этой ООО-шки.

Затем ОН (Шепелев) в лице ООО «Царицын Капитал» вместе с «Ростех» создает ООО «РТ Инвест» (дата внесения записи в ЕГРЮЛ 10 сентября 2012 года) с Уставным капиталом 163,2 миллиона рублей, где ООО «Царицын Капитал» принадлежит 74,99% акций.

После этого 24 июля 2014 года ООО «РТ Инвест» вместе Ротенбергом Игорем Аркадьевичем (сын Аркадия Ротенберга) создает ООО «РТ Инвест Транспортные системы» с уставным капиталом (50% на 50%) 100 тысяч рублей (последняя запись в ЕГРЮЛ внесена 6 апреля 2015 года). Вид деятельности «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области».

Уже через месяц, 29 августа 2014 года, Правительство своим распоряжением отдает федеральные трассы в использование этой частной конторе, а ещё через месяц, в сентябре 2014 года, РТИТС (РТ Инвест Транспортные системы) подписала концессионное соглашение с Росавтодором сроком на 13 лет. Из Википедии: Концессия (от лат. concessio - разрешение, уступка) - форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. То есть все Федеральные трассы страны передаются товарищам Шепелеву и Ротенбергу в использование сроком на 13 лет.

Теперь цитирую аналитическую статью с «Транспортный бизнес портал «Перевозки.ру» от 23 января 2015 года: Первоначально Росавтодор планировал выбрать оператора системы на конкурсе, причем предполагалось, что в нем поучаствуют и иностранные компании, имеющие опыт создания и обслуживания аналогичных систем (см. врез). Но летом 2014 г. правительство конкурс отменило, согласившись с мыслью гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова о том, что из соображений национальной безопасности создавать такую систему надо на основе отечественных комплектующих и программного обеспечения.

«Задача РТИТС - распространить не менее 2 млн бесплатных бортовых устройств для фур, которые станут измерять пройденное расстояние на основе спутниковой системы «Глонасс» или «Глонасс» / GPS. Кроме того, РТИТС должна установить на трассах рамки стационарного контроля за проездом грузовиков, разработать программное обеспечение, построить центры обработки данных.

У системы взимания платы может быть большое будущее. Пока взимать плату предполагается только за проезд фур по федеральным трассам (их общая протяженность - 50 000 км). Но концессионное соглашение предусматривает, что в случае необходимости РТИТС должна быть готова подключить к системе и региональные дороги.

Региональные власти очень рассчитывают на платежи за проезд фур по местным дорогам: вопрос о введении такой платы с подачи губернаторов обсуждался на заседании Госсовета под руководством президента Владимира Путина. По его окончании Путин поручил правительству решить, стоит ли вводить плату за проезд тяжелых фур по региональным дорогам, а заодно не снизить ли порог сбора платы, обложив ею все автомобили весом от 3,5 т (а не только 12-тонники, как сейчас). Последнюю идею высказали те же губернаторы, жалуясь на недостаток финансирования автодорог. Последствия введения платы на региональных дорогах и распространения ее на все грузовики весом от 3,5 т еще просчитываются, говорит представитель Росавтодора».

И это далеко не единственный бизнес этих славных парней-патриотов нашей Родины (с большой буквы).

Итак, сначала грузовики нужно зарегистрировать в системе оператора: на сайте platon.ru , в центрах поддержки или терминалах самообслуживания. После регистрации владельцу откроют лицевой счет. Деньги на счет надо внести авансом. По мере движения автомобиля оператор будет списывать плату со счета. Плату за возмещение вреда автодорогам можно списать только на ОСН – такой вывод впервые сделал Минфин России в письме от 06.10.15 № 03-11-11/57133 (ответ на частный вопрос). Сбор можно учесть в расходах на дату списания его с лицевого счета (п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ ). Если компания вовремя не внесет плату, ее могут оштрафовать на 450 тыс. рублей, а за повторное нарушение - на 1 млн рублей по ст. 12.21.3 КоАП . Штраф списать в расходы не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ ). При этом все перевозчики нарываются еще и на НДС со всей суммы этого сбора. По состоянию на 12 ноября 2015 года Минфин никаких разъяснений на этот счет не выпустил (я их не нашел).

Вывод. Парни без конкурсов, аукционов, и всякой чиновничей волокиты получили прекрасный бизнес! Аплодисменты Ротенбергу, Шепелеву, Чемезову и их друзьям! И, если честно, это такая мелочь в сравнении с другими проектами этих и им подобных парней. Так что, господа бизнесмены, ну не надо возмущаться из-за этой ерунды, из-за этой мелкой игры (в сравнении с другими проектами этих парней) и перекрывать дороги!!!

Минтранс России ]]> сообщил ]]> о том, что пока штрафы, предусмотренные в отношении водителей фур с максимальной разрешенной массой выше 12 тонн за невнесение платы за проезд по федеральным дорогам, взиматься с водителей не будут. Минтрансом России совместно с депутатами Госдумы проработаны соответствующие поправки в КоАП. Согласно данным поправкам водители транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за нарушения внесения платы за проезд транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Также депутатами предложено снизить до 50 тыс. руб. размеры штрафов для владельцев (собственников) таких транспортных средств за подобные нарушения, а за повторное нарушение установить их на уровне 100 тыс. руб.

До принятия данных поправок штрафы с водителей российских транспортных средств за такие нарушения взиматься не будут.

Напомним, что 15 ноября 2015 года введена система взимания платы за проезд транспорта весом более 12 тонн по федеральным дорогам. Решение о взимании платы с многотонников было принято постановлением Правительства. Изначально предполагалось, что заработает система взимания платы с большегрузов в 2014 году, однако тогда ее внедрение перенесли. Представители автобизнеса и сейчас просили отсрочить введение платы, но Правительство РФ согласилось лишь снизить ее, введя поправочные коэффициенты к размеру платы.

Соответственно система взимания платы с автомобилей массой более 12 тонн «Платон» была введена 15 ноября 2015 года, по сообщению ]]> Росавтодора ]]> , на всей протяженности федеральных дорог России (за исключением платных участков дорог).

Для фиксации нарушений предусмотрены два средства контроля: система мобильного контроля – 100 автомобилей, а также система стационарного контроля – 481 рамка на сети федеральных трасс.

С 15 ноября оба вида контроля заработали в Московской и Калужской областях, поскольку на первом этапе создано 20 рамок в указанных регионах. При этом для фиксации правонарушения достаточно и мобильного контроля, который охватывает всю федеральную дорожную сеть.
Помимо уже установленных 20 рамок контроля, в течение следующих 20 месяцев на территории России оборудуют еще 461 рамку стационарного контроля.

Как сообщал Росавтодор, чтобы не попасть под штрафные санкции, пользователи системы взимания платы «Платон» могут выбрать любой из двух способов оплаты за проезд автомобиля с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн: оформить маршрутную карту или же использовать бортовое устройство. Маршрутную карту можно оформить через сайт platon.ru, либо использовать бесплатное бортовое устройство, которое ведет учет пройденных километров на основе данных ГЛОНАСС/GPS и рассчитывает фактический пробег транспортного средства по федеральной дорожной сети, автоматически передавая данные в систему. Наличие данного оборудования для перевозчика не является обязательным требованием.

Однако водители большегрузов, не согласные с введением платы, вышли на митинги. Вчера 19 ноября в Тверской области на одном из таких митингов погиб человек. Как говорится в сообщении Росавтодора, «произошла тяжелая авария в результате столкновения автомобиля-муковоза с участниками несогласованного митинга водителей-дальнобойщиков. Страшное ДТП унесло жизнь человека, а также покалечило еще троих граждан». Водитель фуры не справился с управлением и врезался в автомобили, стоявшие на обочине, и людей рядом с ними.

По факту случившегося Росавтодором подготовлен официальный запрос в МВД России с целью проверки организаторов подобных акций по всей стране, которые проводят несанкционированные митинги вблизи федеральных дорог, подвергая опасности жизни не только самих участников забастовок, но и простых автомобилистов. Подобные призывы и действия – это прямая угроза безопасности граждан, нельзя допустить гибели людей по чьей-то халатности», - говорится в обращении.

При этом, предупреждают в Росавтодоре, пересмотра решения о взимании платы с большегрузов владельцам автотранспорта и водителям не удастся. Решение Правительства РФ о начале взимания платы за проезд автомобилей свыше 12 тонн по федеральным трассам страны было принято еще 4 года назад и с 15 ноября 2015 года вступило в силу. «Правомерность запуска системы «Платон» закреплена на законодательном уровне. В проекте бюджета Российской Федерации на 2016 год заложены прогнозные сборы с «12-тонников» в размере около 40 млрд рублей, которые будут инвестированы в дорожное хозяйство страны. Добиться пересмотра того, что уже запущено в работу и подкреплено не только со стороны государства, но и 600 000 транспортных средств, зарегистрированных в системе, организаторам забастовок не удастся», – ]]> говорится в сообщении Росавтодора ]]> .

Плата за причинение вреда автомобильным дорогам федерального значения, взимаемая с транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн, будет увеличиваться постепенно до конца 2018 года. Однако оснастить транспорт бортовыми устройствами для отслеживания маршрутов чиновники предлагают самим владельцам.

Правительство РФ приняло постановление от 03.11.2015 N 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн". Документ вводит новый порядок взимания платы с грузовиков с массой свыше 12 тонн в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Чиновники пошли на встречу просьбам транспортных организаций и прислушались к мнению Минпромторга, которое называло тарифы платы для грузовиков чересчур высокими.

Уже с 15 ноября 2015 года все владельцы большегрузных автомобилей будут обязаны оплачивать проезд по трассам федерального значения. Тариф, в целях исполнения статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», был утвержден еще 14 июня 2013 года постановлением Правительства РФ № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». 18 мая 2015 года в этот документ внесли поправки об увеличении тарифа с 3,5 до 3,73 рубля за километр пути. Ноябрьским постановлением Правительство не стало менять тариф, но установило к нему специальные понижающие коэффициенты. Так, до 1 марта 2016 года владельцы грузовиков должны будут применять коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно - коэффициент 0,82. Таким образом, до марта 2016 года за проезд по федеральным трассам придется заплатить 1,52 рубля за километр, а до конца 2018 года плата будет рассчитываться по тарифу 3,0586 рубля за километр.

Кроме этого, чиновники урегулировали вопрос, с которым столкнулись многие автовладельцы при регистрации в системе Платон, выступающей оператором по взиманию платы. Это отсутствие у компании-оператора достаточного количества бортовых устройств, которые должны передавать маршрут движения грузовика оператору и фактически подтверждать соблюдение требований закона. Именно на основании сведений, полученных с бортовых устройств с помощью навигационных систем ГЛОНАСС /GPS, должен был обеспечиваться постоянный мониторинг и взимание платы. Правда, для разовых поездок законодательством предусмотрены так называемые "маршрутные карты", но их оформление не удобно и не выгодно для транспортных организаций, осуществляющих постоянные рейсы и имеющих большой автопарк. Ведь оформлять такую маршрутную карту необходимо на каждую поездку. При этом, сами чиновники "в целях бесперебойного функционирования системы взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами" рекомендуют владельцам транспортных средств самостоятельно устанавливать собственные бортовые устройства, а также вносить плату без использования бортового устройства путем получения "маршрутной карты", в том числе в электронном виде, на которой будет отражаться оплаченный маршрут следования транспортного средства. Тем самым, опровергается обещание бесплатно оборудовать все грузовики специальными бортовыми устройством на базе ГЛОНАСС/GPS и открыть для них специальные лицевые счета в системе "Платон".

Как ранее рассказывали представители оператора этой системы "РТ-Инвест Транспортные Системы", бортовых устройств было приготовлено 2 млн экземпляров, и этого теоретически должно было хватить на всех желающих. Куда успели деться эти устройства еще до начала взимания платы, история умалчивает. А компания-оператор рекомендует приобретать устройства за свой счет. Теперь к этим пожеланиям присоединился и Кабмин. Хотя в пресс-релизе Правительства сказано, что "принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом", остается не до конца ясным, какие перипетии еще ожидают владельцев грузовиков - и, по совместительству, пользователей новой системы "Платон".

Руководители транспортных компаний озадачены тем, что принято решение о взимании с грузовых автомобилей, имеющих вес свыше 12 тыс.кг , платы за проезд по трассам, стоящим на балансе у федеральных структур.

Согласно принятому Закону с 15.11.2015 года все автомобили должны были перейти на выполнение этой нормы. Плата, которая взимается за проезд грузовиков по федеральным трассам, вызвала бурное негодование у водителей.

История введения поправок в Закон

«Росавтодор» долгое время грозился введением платы для владельцев грузовиков в случае проезда по федеральным трассам. Мотивацию объясняли тем, что необходимо проводить ремонт дорог, разрушают которые в основном большегрузы. Необходимые поправки были внесены в закон № 257-ФЗ от 08.11.2007 г.

Параллельно с этим было указано, что плату за проезд грузовиков по федеральным трассам ввести не только для 12-тонников, но и для тех, чьи габариты превышают 2% от нормы. Для этого был введен в действие ФЗ№ 248 от 15.07.2016 г.

Приборы учета планировалось по специально разработанной «дорожной карте» установить на всех трассах к 2020 году, а на основных – они должны были появиться к ноябрю 2015 года.

После публикации тарифа, а также указания сроков, когда на каждый грузовик должна быть установлена система, позволяющая «Платону» вести контроль, водители и руководители транспортных компаний подняли шум. Кроме многочисленных обращений в Минтранс и Правительство РФ с указанием того, что подобные меры приведут к резкому увеличению инфляции, водители большегрузов пригрозили забастовкой.

Возмущение вызвали и суммы штрафов для тех, кто не подчинится вводимым нормам.

Правительство пошло навстречу

Поняв, что намеченный эксперимент вызвал острый общественный резонанс, Минтранс в срочном порядке разработал поправки, которые предусматривают снижение размера штрафа. В частности, за неуплату проезда придется «выложить» 50 тыс. руб., а при неоднократном нарушении – 100 тыс. руб. Пока поправки не приняты, придется платить по ранее намеченным ставкам.

Кроме того, тариф 3, 73 руб. будет введен только в 2019 году, пока же до 29.02.2016 года ставка введена 1,5293 руб. за каждый километр федеральных дорог. С 1 марта соответственно ставка будет поднята до 3,06 руб .

В настоящий момент почти 17% автотранспорта, который курсирует по федеральным трассам, является большегрузным. Поэтому Правительство рассчитывает существенно пополнить федеральный бюджет.

Оппозиционные партии и ассоциации водителей лоббируют интересы на получение субсидий для установки на каждый грузовик требующейся GPS-системы. Пока одобрения такая идея не получила.

Опасный маршрут: чем грозит введение платы за проезд грузовиков бизнесу

15 ноября 2015 года в России началось взимание платы за проезд дальнобойных грузовиков по федеральным трассам. Перевозчики обещают рост цен, банкротство мелких игроков и большую неразбериху с внедрением новой системы.

Предприниматель Вячеслав Трубников из Тамбовской области категорически возмущен планами ввести плату за проезд по федеральным трассам: «Чиновники воруют: дорог-то по стране нет! За что платить?! Нас хотят обязать платить за проезд по дорогам, потому что тяжелые грузовики их портят, а кто компенсирует нам порванные шины и сломанные рессоры из-за того, что на большей части страны дороги как после бомбежки?» Ежемесячно он совершает четыре поездки по маршруту Тамбов - Уфа (1100 км в одну сторону) на своем тягаче Freightliner Columbia. За каждую поездку Трубников получает около 74 тыс. руб. - 50 тыс. руб. от заказчика по договору за доставку груза (36 руб. за 1 км плюс оплата простоя за погрузку-разгрузку), остальные деньги - за доставку попутного груза на обратном пути. «Но он бывает не каждый раз, хотя я демпингую и выставляю ставку всего 18 руб. за 1 км обратного пути», - рассказывает предприниматель.

В течение года Трубников наезжает на своем тягаче о?коло 100 тыс. км, ежемесячно зарабатывая около 300 тыс. руб. «Но чистыми остается всего 40–50 тыс. руб.,

Утверждает он. - Ведь за последний год подорожало все: бензин, масло, шины, а ставки на перевозки не выросли». Его Freightliner Columbia за поездку до Уфы и обратно потребляет около 1 т дизеля (40 л на 100 км, обходится примерно в 35 тыс. руб.). Раз в два месяца приходится менять масло (от 13 тыс. руб.), почти каждый год - шины (10 колес на тягаче и 12 на прицепе на 250 тыс. руб.). На вопрос про ремонты предприниматель просто ругается. «Еще ЕНВД каждый год поднимают и транспортный налог», - подводит итоги разговора он.

Денис Широких, владелец компании «Автолайн» из Ленинградской области (12 грузовиков в парке), в целом подтверждает расчеты Трубникова. «Наш основной маршрут - Санкт-Петербург - Москва», - рассказывает он РБК. За поездку в направлении столицы (700 км) он получает 30 тыс. руб. (с НДС), еще 12–13 тыс. руб. удается заработать на обратной доставке, но, как и у тамбовского предпринимателя, не каждый раз. «Мы не можем держать водителя в ожидании обратного заказа больше двух дней, - рассказывает Широких. - За месяц водитель должен совершать шесть поездок, чтобы не нарушать нормативы, но большинство менее семи ходок не делают». Из 42–43 тыс. руб. за поездку водитель получает 9 тыс. руб. (с НДФЛ), 18 тыс. руб. уходит на бензин. А еще есть НДС, ОСАГО и страховые взносы за водителя. На ремонт автомобиля и текущие расходы остается менее 7 тыс. руб. Все машины у Широких в собственности, и новых покупать он не собирается: по его словам, их будет невозможно отбить. «Мы, наоборот, продаем старые машины: за последний год избавились от восьми автомобилей, - говорит он. - На нашем направлении высокая конкуренция, а трафик упал на 30% за последний год, вот и избавляемся от лишних и неэффективных машин».

Бизнесмен Александр Бондаренко из Костромы (автопарк в 60 машин) уже сориентировался в новой ситуации: он готовится к повышению тарифов на свои услуги как минимум на 30%, тогда как Широких и Трубников пока это даже не обсчитывали. «Сейчас у меня минимальная ставка 27–29 руб. за 1 км, но за последний год подорожало все, кроме собственно перевозки, поэтому я собираюсь поднять тарифы», - рассказывает он РБК. Он не надеется, что решение о вводе платы за проезд будет отменено. «Как народ заголодает, тогда власти, наверное, поймут, что делают что-то не так», - предполагает он. Последнюю машину в автопарк - новый тягач Volvo за €109 тыс. - он купил в кредит (3,4 млн руб., это 80% от стоимости, под 18% годовых на два года), который скоро заканчивается.

«Сейчас это делать бессмысленно: машина подорожала вдвое, а прибыль от перевозок упала на столько же», - рассказывает Широких из «Автолайна». По расчетам советника по правовым вопросам компании «ИТЭКО-Евразия» Марины Галявиной, при текущей стоимости нового транспорта (5,7 млн руб. - российского производства) и текущих тарифах (27–30 руб. за 1 км) грузоперевозчики получают 27–28 тыс. руб. убытка с каждой машины. «Ситуацию спасает работа на подержанных автомобилях, стоимость и амортизация которых меньше», - говорит она.

Теперь в этой экономике надо еще учесть новый сбор.

70% автомобилей не успели подключить

Взимать плату с владельцев грузовиков будет компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), с которой Росавтодор заключил концессионное соглашение на 13 лет. По данным СПАРК, РТИТС на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% - бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха». Сбор РТИТС будет осуществлять через информационную систему «Платон». Транспортные компании должны зарегистрироваться на сайте системы и пополнить счет в личном кабинете перед рейсом. После перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. Километр пути будет стоить 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года - 3,06 руб. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное (правда, после выступлений дальнобойщиков власти решили штрафы по всей России пока не вводить - они действуют только в Московской области).

Никто из опрошенных РБК предпринимателей к системе «Платон» еще не подключился и следящих устройств не получил. «Нам сказали, что их нет в наличии», - говорит Бондаренко из Костромы. Представитель «ИТЭКО-Евразия» тоже говорит, что их компания устройства получить не смогла. Перевозчики жаловались бизнес-омбудсмену Борису Титову. Представитель Титова сообщил РБК, что, по данным омбудсмена, выдача устройств началась только 9 ноября в центральных офисах «Платона» и пока их получили только крупные участники рынка, владеющие свыше 300 автомобилей. А на стороне такие устройства заказать нельзя «в связи с отсутствием утвержденных требований к ним».

Все пользователи, прошедшие регистрацию заранее, уже получили бортовые устройства, возражает коммерческий директор «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков: «Задержки возникают у тех, кто пришел на регистрацию в системе за два-три дня до ее запуска или приходит в офис сейчас. Для тех, кто не воспользовался заблаговременно открытыми каналами регистрации, мы перевели часть офисов по всей стране в круглосуточный режим работы, в частности, в Москве два центра обслуживания пользователей работают 24 часа: п. Сосенское на ул. Адмирала Корнилова, вл. 60, стр. 1, и в г. Химки на ул. Ленинградская, д. 25. А с понедельника все московские и часть офисов в Московской области будут работать круглосуточно», - обещает он.

Крупные ретейлеры подключились к системе заранее. По словам финансового директора компании «Магнит» Хачатура Помбухчана, автопарк сети получил необходимое оборудование полностью. Собственный парк X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») полностью обеспечен бортовыми устройствами системы «Платон», сообщил РБК ее представитель. Однако треть поставок из распредцентров до магазинов X5 осуществляют партнеры-логисты: их автопарки укомплектованы необходимыми устройствами только на 10–15%.

Установка бортового устройства - только один из двух способов подключиться к «Платону». Альтернатива - маршрутная карта, которую владелец транспортного средства может оформить в личном кабинете на сайте, через терминал самообслуживания и в офисах оператора системы, рассказывает Замков из РТИТС. Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, можно докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути. Перевозчик может купить карту через интернет и тут же отправляться в путь, никаких задержек система взимания платы не оказывает. Маршрутная карта действует месяц, в течение которого пользователь системы может отменить ее без каких-либо штрафных санкций, объясняет Замков.

Но и тут, оказывается, не все гладко. «Оформить маршрутную карту нельзя - все поля в специальном разделе на портале неактивны и перевозчики не могут воспользоваться системой даже в режиме тестирования», - утверждает представитель омбудсмена Титова. «Нам уже неделю обещают, что возможность оформить маршрутную квитанцию появится со дня на день, но эта функция все еще недоступна», - возмущалась в пятницу, 13 ноября, Галявина из «ИТЭКО-Евразия».

Итог этого заочного спора «Платона» с перевозчиками подвела сама РТИТС в релизе 15 ноября: «На сегодняшний день успешно прошли обязательную регистрацию около 60 тыс. владельцев более 450 тыс. транспортных средств». Учитывая, что всего в России зарегистрировано 1,5 млн машин с максимальной разрешенной массой свыше 12 т, получается, что 70% автопарка в России с 15 ноября станут нарушителями. Плюс еще около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 т, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки.

Удвоение налогообложения

По оценке Росавтодора, дорожные фонды от введения оплаты за проезд грузовиков в 2016 году должны пополниться на 40–60 млрд руб. Эта сумма сопоставима с общими отчислениями транспортных компаний и предпринимателей в бюджетную систему России (94,9 млрд руб. в 2014 году). «Введение нового дорожного сбора отразится на росте стоимости затрат на перевозки, которые фактически сравняются с текущим заработком на рынке, обрушив и без того шаткую рентабельность этого бизнеса», - отмечает представитель Титова. Его расчеты основываются на том, что средний грузовик в месяц проезжает около 12 тыс. км и 70% пробега приходится на федеральные дороги, а значит, его владелец должен будет платить по 13 тыс. в месяц до 1 марта, а потом - вдвое больше. «При текущей прибыльности в 35–45 тыс. руб. (для юрлиц) и 60–70 тыс. руб. (для частников) новый платеж сделает транспортный бизнес бессмысленным», - заключает представитель Титова.

Широких из ленинградского «Автолайна» говорит, что, если ситуация с взиманием платы не изменится, много компаний обанкротится: «Трафик уже падает, а работать себе в убыток никто не будет. С рынка уйдут небольшие компании, а выжившие со временем поднимут цены». «Если плату введут, то я поставлю машину на прикол, - планирует Трубников из Тамбовской области. - Буду есть картошку с луком с огорода и смотреть по телевизору, как развивается экономика страны».

Малому бизнесу повезло меньше

Крупные транспортные компании, работающие на основной системе налогообложения, смогут отнести платежи за проезд по федеральным трассам на себестоимость, тем самым уменьшив отчисления по налогу на прибыль, говорится в письме Минфина (№ 03-11-11/57133 от 6 октября 2015 года). Такой возможности лишены те предприниматели, которые работают на спецрежимах, в том числе на УСН «доходы минус расходы», поскольку плата за проезд по дорогам не входит в закрытый перечень расходов, которые они могут отнести на себестоимость, установленный в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Фото: rbc.ru, АвтоТрансИнфо



Просмотров