Четыре этапа и три техники прохождения поворотов. Безопасное прохождение поворотов

Прохождение поворота на мотоцикле можно разделить на четыре основных этапа:
1. Торможение
2. Заход в поворот
3. Вкатывание
4. Выход и ускорение
Предыдущая глава:
Первый этап это когда мы снижаем свою скорость до той в которой мы гарантировано пройдем поворот.
На втором этапе, уже сбросив скорость, мы начинаем поворачивать, для чего толкаем от себя ту ручку, в сторону которой нам надо повернуть. Надо нам повернуть налево, толкаем от себя левую ручку руля. При этом мотоцикл начинает наклоняться налево и соответственно поворачивать налево. Тут главное не переусердствовать и не завалиться влево вместе со всем мотоциклом, так что давление на ручку нужно дозировать с умом.
Далее на этапе вкатывания нам возможно будет необходимо корректировать наклон и соответственно радиус поворота.
На выходе из поворота мы добавляем газ, вырастает центробежная сила и мотоцикл выпрямляется. если газа недостаточно, например в связке поворотов, то мы давим от себя противоположную ручку, выпрямляя мотоцикл и продолжая давить укладываем его в следующий поворот.

Из трех показанных на первой картинке техник поворота чаще всего используется средний, когда мы входим в поворот в едином составе с мотоциклом, такой метод позволит пройти практически любой поворот. Первый метод заламывания используется в малых пространствах, а третий, со «свешиванием» доступен только после тренировок, но позволяет использовать много дополнительных возможностей при скоростном прохождении поворотов.



Весьма важным является понимание того что торможение важно завершить до входа в поворот. Это связано в первую очередь с тем, что при торможении в наклоне из-за того что пятно контакта смещено в сторону от центра шины и из-за деформации шины на мотоцикл начинает действовать очень мощное восстанавливающее усилие, которое поднимает его из крена и соответственно выпрямляет траекторию. Для компенсации этого нужно прилагать очень большие усилия в контррулении, что бы удерживать мотоцикл в наклоне. Некоторые измерения показали что при торможении усилие которое необходимо прилагать к ручке руля для удержания мотоцикла в 12° наклоне может достигать 250Н - 25 кг.

Торможение
Приближаясь к повороту очень желательно заранее оценить свои возможности и в случае чего затормозить. Торможение лучше закончить до поворота. Почему? Поскольку пятно контакта шины с асфальтом в наклоне смещается в сторону от центра, то появляется рычаг силы, который при торможении мотоцикла который во-первых пытается поднять мотоцикл в вертикальное положение, а во-вторых создает большое усилие на руле препятствующее повороту в нужную сторону. И тольк отпустив тормоз, мы можем снизить эти неблагоприятные факторы и зайти в поворот легко и непринужденно.
Отпустив тормоз, мы сразу сможем оценить, правильную ли передачу мы выбрали для этого поворота. Если выбрана слишком низкая передача, то обороты мотора будут слишком высокие, а тормозной момент мотора слишком сильный. И в апексе поворота (апекс это высшая точка поворота) наша скорость будет слишком низка. Если передача чересчур высока, вы не сможете вкатываться в поворот регулируя скорость только газом, придется притормаживать внутри поворота (задним тормозом, иначе см. выше!) или пытаться еще сильнее накренить мотоцикл по ходу прохождения, иначе можно и не уложиться в размеры своей полосы. Что, как известно, вредно для здоровья.



Наклон на этапе вкатывания. Если мы движемся в повороте на ровном газу или с небольшим ускорением, то в этом состоянии, на переднее колесо действует крайне невысокий выпрямляющий момент. При этом на заднее колесо действует продольное тяговое усилие которое с при 100 км/ч составляет около 8 л.с. При слишком большом наклоне шины могут потерять сцепление с дорогой, и первой это как правило делает более узкая передняя шина. С другой стороны, слишком низкая скорость при прохождении поворота может привести падению внутрь поворота, И это будет не красивый лоусайд, а просто позорный бумс.

Вкатывание
Вхождение в поворот и качение
Уже при вхождении в поворот важно, чтобы мы направили взгляд на выход из кривой, чтобы взгляд мог провести нас через поворот.
На этапе вкатывания на колеса практически не действуют продольные силы. Зацеп ровный и зависит только от покрытия и свойств шин. Если вы вдруг переборщите с наклоном, то у большинства мотоциклов поначалу заскользит переднее колесо. Но не надо волноваться - современные шины при нормальной рабочей температуре и на цепком асфальте работают в наклонах до 50 градусов и даже больше.
Но даже 50° недостижимо для большинства мотоциклов. Ещё задолго до этого они начнут царапать асфальт подножкой, подпоркой или даже выхлопной трубой. Да и многие мотоциклисты так и не решаются на большой угол - в конце концов как известно человек генетически запрограммирован не пугаться до кренов в 20 градусов. Преодолеть этот страх и наклонить мотоцикл глубже поможет только одно - практика и ещё раз практика.



Ускорение из наклонного положения. На выходе из поворота плавно добавляем газ, как следствие мотоцикл выпрямляется, и радиус поворота становится больше. Если нужно выпрямить машину поскорее, поможет дополнительное усилие на внешнюю по отношению к повороту рукоятку руля. При ускорении на заднее колесо действует продольная сила, что повышает вероятность его срыва при разгоне.

Ускорение
Главный вопрос, когда именно можно начинать ускоряться в повороте? Как и вопрос выбора самой правильной траектории он вызывает много споров среди мотоциклистов.Самое распространенное мнение, что ускоряться можно сразу после прохождения апекса поворота.
Так как апекс поворота не всегда удается четко определить, есть еще один критерий, попроще: начиная с точки, с которой можно увидеть конец поворота, можно добавить газ. А пока не видите, то лучше подождать, то есть продлить этап вкатывания. Из этого требования неизбежно следует, что траекторию на дороге необходимо определить таким образом, чтобы как можно раньше получить как можно лучший обзор, не выезжая конечно на полосу встречного движения.
Заламывать мили свешиваться?


Техника прохождения поворота «Заламывание»

Этот способ прохождения поворотов берет свое начало из внедорожных гонок. Водитель сохраняет относительно вертикальное положение, мотоцикл при помощи рулевого управления отжимают вниз. При этом помогают изгибом туловища в сторону от наклона (или даже в экстремальных случаях сдвиг ягодиц по сидению, как показано выше). Способ хорошо работает в крутых поворотах и поворотах с быстрым изменением курса или при маневрах уклонения. Он идеален для гравийных дорог и на рыхлом или скользком дорожном покрытии, так как центр тяжести находится ближе к пятну контакта шины.


Техника прохождения поворота «Закладывание»
Это классика: водитель и машина при наклоне образуют прямую линию. Хоть с фиксированием колена, хоть со свободно-спортивным опусканием этот стиль вождения подходит для всех видов поворотов в любом темпе. Направление движения можно очень быстро изменить, из закладывания при чередующихся поворотах можно плавно перейти в заламывание. Непринужденная поза посадки не требует больших усилий. Также хорош обзор: водитель наклоняет голову, чтобы держать горизонт взгляда как можно ровнее, взгляд идет в направлении выхода из поворота. Угол крена немного меньше, чем при прижимании.



Техника прохождения поворота «Свешивание»

Даже по иллюстрации видно, что этот стиль вождения практикуют, прежде всего, на гоночных трассах, где маршрут известен. При той же скорости в повороте наклон меньше, но тут требуется сила и много практики. На дороге при прохождении многих поворотов может помочь упрощенная форму «свешивания» с применением большого усилия на переднее колесо. Особенно, если в наклонном положении вдруг потребуется притормозить. Также хорошо видно, что при всех трех способах поворота человек и мотоцикл занимают значительно больше ширины дороги, чем при движении по прямой, наиболее справедливо это утверждение для «свешивания».

Освоение приемов прохождения поворотов является неотъемлемой частью водительского мастерства. Практически любая дорога состоит из сплошных, следующих друг за другом поворотов, грамотное прохождение которых обеспечивает безопасность как самого водителя и пассажиров, так и других участников дорожного движения.

При невысокой скорости автомобиля, отличной видимости и хорошем сцеплении колес с дорожной поверхностью выполнение поворота обычно не вызывает особых сложностей. Однако при неблагоприятных условиях внешней среды или увеличении скорости любое неверное движение водителя при прохождении поворота может обернуться заносом или вращением автомобиля, что чревато возникновением серьезного дорожно-транспортного происшествия.

Степень опасности поворота оценивается, прежде всего, его крутизной, от величины которой и скорости прохождения поворота зависит величина центробежной силы, действующей на автомобиль. На простых поворотах крутизна траектории постоянна, в то время как на сложных она может меняться.

К сложным поворотам относятся S-образные, резкие, длинные, крутые, сочлененные или целая серия поворотов, следующих один за другим. На опасность поворота также, безусловно, влияют неровности или скользкость дорожного полотна, постоянные или временные помехи на траектории, глубокие обочины.

Самое главное при прохождении любого поворота – это точно сопоставить скорость движения автомобиля и крутизну траектории. В случае превышения скорости входа машины в поворот, погасить ее уже на траектории будет чрезвычайно сложно. Торможение на дуге поворота зачастую не только не дает результата, а, наоборот, приводит к полной потере управляемости автомобиля. Поэтому скорость при вхождении в поворот всегда должна выбираться водителем таким образом, чтобы он мог выполнить маневр без потери управляемости, четко контролируя каждое свое действие.

Таким образом, важной задачей водителя является определение кривизны траектории , длины и формы поворота, а также состояния дорожного покрытия и обочин еще до входа в поворот . На основании этих оценочных данных можно провести необходимую коррекцию скорости движения машины. В любом случае действует правило, что если поворот выглядит сомнительно и неизвестен водителю, лучше лишний раз перестраховаться и снизить скорость больше, чем при прохождении уже известного участка дороги.

Кроме того, перед входом в поворот машину следует сместить к внешней стороне проезжей части или к внешней стороне своей полосы движения. Перед непосредственным входом в поворот рекомендуется выполнить торможение двигателем, ступенчатое или прерывистое торможение. На криволинейной же части траектории для снижения скорости лучше всего использовать обычное, плавное торможение.

Правильный выбор траектории является определяющим условием безопасного прохождения поворота. Слишком ранний вход в поворот и прижимание автомобиля к его внутреннему краю может обернуться серьезными потерями в управляемости при движении на достаточно высокой скорости. В этой связи оптимальной считается не симметричная дуга с максимальным радиусом, а траектория, которая обеспечит более ранний и интенсивный разгон машины.

Такой способ прохождения поворотов известен под названием «глубокий вход». При его использовании автомобиль должен входить в поворот позднее, то есть при входе он должен дольше ехать по прямой траектории и только затем начинать движение по дуге. Выполнение такого приема, конечно, представляет определенную опасность и требует от водителя дополнительной психологической тренировки, чтобы ему не казалось, что он просто «промахивается» мимо поворота. При использовании глубокого входа также требуется загрузка передних колес автомобиля перед входом в поворот, что может достигаться ступенчатым или прерывистым торможением.

Следующий способ прохождения поворотов относится к числу скоростных и называется вкатыванием. Этот прием предполагает выполнение маневра поворота на грани скольжения. Хотя этот способ обеспечивает наименьшие затраты времени на прохождение поворота, нужно иметь в виду, что даже небольшая ошибка в действиях водителя здесь может быть чревата потерей управляемости автомобиля.

При использовании приема вкатывания необходимо правильно определять критическую скорость автомобиля для конкретного поворота. Выполнение подобного маневра требует от водителя постоянного удерживания автомобиля на грани заноса задней части или скольжения передней части машины. Прием вкатывания рекомендуется первоначально хорошо отработать для того, чтобы научиться правильно определять критическую скорость автомобиля и овладеть навыками коррекции движения за счет небольшого поворота колес, изменяющих траекторию маневра.

Силовое скольжение отличается от предыдущего приема моментом входа в поворот. В данном случае в момент наибольшего сцепления колес с дорожным покрытием водитель поворачивает руль таким образом, чтобы обеспечить движение автомобиля без скольжения к вершине поворота. Далее, как только передние колеса начинают скользить, необходимо слегка увеличить подачу топлива до того момента, когда и задняя ось перейдет в скольжение.

В ходе данного маневра автомобиль постепенно начнет сносить к внешнему краю поворота, но при этом он будет продолжать двигаться по криволинейной траектории. Угол бокового скольжения регулируется подачей топлива и рулевым колесом. Как и в случае с вкатыванием, силовое скольжение не следует применять без соответствующей подготовки и отработки навыков, чтобы водитель умел четко ощущать грань срыва передних и задних колес машины в скольжение и грамотно управлял автомобилем, изменяя угол сноса. Этот прием требует высокой скорости прохождения поворота, а также хорошего качества дорожного покрытия.

Еще одним способом прохождения поворотов является управляемый занос. Его целесообразно использовать на крутых поворотах или на участках дороги с низким коэффициентом сцепления. Выполняют этот маневр следующим образом. При прохождении поворота передние колеса разворачиваются в противоположную повороту сторону, таким образом, автомобиль идет под углом к траектории.

В результате, сила, двигающая в обычных условиях автомобиль вперед, при управляемом заносе разделяется на две составляющие. Одна удерживает машину на дуге и направлена перпендикулярно ей, другая же обеспечивает движение и направлена по касательной к криволинейной траектории. При этом, чем больше угол заноса, тем меньше ускорение автомобиля и больше сила, удерживающая автомобиль на кривой. Управляемой занос дает возможность водителю при прохождении поворота ощутимо менять скорость движения и крутизну траектории. Однако не стоит злоупотреблять этим приемом на дорожных покрытиях с высоким уровнем сцепления в ущерб своей безопасности.

Овладение различными приемами прохождения поворотов требует от водителя хорошей практики и тонкого «чувства» своего собственного автомобиля. В любом случае для преодоления поворотов водитель должен четко оценивать и прогнозировать дорожную ситуацию, поддерживать безопасный скоростной режим и верно определять последовательность своих действий в случае возникновения критической ситуации на дороге.

Техника прохождения поворотов

Как все-таки правильно? Правильно ехать быстро по извилистой дороге – это значит выбирать путем торможения (где это необходимо) оптимальную скорость на входе в поворот (вспомним изречение Вальтера Рёрля) и начинать разгон уже из поворота. Водитель должен вести автомобиль таким образом и по такой траектории, чтобы на выходе из поворота обязательно возвращать руль в исходное положение и смело, но плавно нажимать на педаль газа. Быть отличным водителем – это значит уметь обращаться с органами управления довольно быстро, но максимально плавно. У автогонщиков есть такое правило: чем выше скорость на выходе из поворота, тем выше скорость в конце следующего прямого отрезка. На одном и том же автомобиле обычный водитель, в отличие от гонщика, покажет совсем скромный результат, и скорость его автомобиля после поворота будет намного ниже и на выходе, и в конце следующего прямого участка. А если речь идет о прямом отрезке пути в 500–700 метров, то у гонщика перевес в скорости может достигать и 20 км/ч. Поверьте, это очень много!

Так как же ездить в поворотах правильно, то есть по-спортивному? Как достичь совершенства? Смелость города берет, но не повороты. Отвагой и подавлением инстинкта самосохранения здесь ничего, кроме аварии, вы не добьетесь. Самый известный гонщик «Формулы-1» Хуан Мануэль Фанхио на эту проблему смотрел с предельной откровенностью: «Иметь чувство страха отнюдь не глупо. Победа – это не вопрос отваги, а скорее уверенность в машине и в себе. Машина – это креатив, живущий своими эмоциями и чувствами. Вы должны принять этот факт как должное. Я знал много гонщиков, более мужественных и отважных, чем я. Все они погибли». А сколько водителей мощных автомобилей гибнет на обычных дорогах? Знает ли водитель, что, когда он тормозит, разгоняется и поворачивает руль, он перераспределяет нагрузку на колеса своего автомобиля? Знаете ли вы, что, когда поворот руля совпадает с разгоном, торможением или подскоком машины на неровностях дороги, на ее кузов уже действуют несколько сил в разных направлениях, которые могут настолько перераспределить вес, приходящийся на шины, что автомобиль станет неуправляемым? Если бы об этом знали все водители – они не попадали бы в аварии.

Управление автомобилем в движении создает силы, действующие на машину. Водитель может эти силы в процессе своей «борьбы» с дорогой и с машиной увеличивать или уменьшать, но они все равно будут соответствовать различным законам физики. Эти законы изменить нельзя. Физика движения объясняет все, что происходит с автомобилем на дороге.

Грамотное управление автомобилем состоит в умении водителя понимать и не нарушать эти законы, а также умело их использовать. Быстро, но безопасно ехать на автомобиле – это значит умело балансировать на границе сцепления шин. Итак, начнем.

Первое правило гласит: необходимо поворачивать руль до начала поворота, то есть в точке входа в поворот. Поворачивать, а не дергать! Плавно, но быстро – вот к чему нужно стремиться. Так как вождение автомобиля на большой скорости – это игра на опережение событий, игра на упреждение реакции автомобиля, все нужно делать заранее. В обычной дорожной ситуации водитель, соблюдающий правила и не превышающий скорости, поворачивающий руль в самом повороте спокойно, хотя и неправильно, так или иначе, но благополучно минует поворот. Но стоит ему осознанно поехать действительно быстро, а может быть, он просто ошибся с выбором скорости, и в поворот водитель уже не впишется, так как он начнет опаздывать. Итак, запомним, на большой скорости автомобиль должен менять свою траекторию до начала поворота. А в поворот он въезжает уже с повернутыми колесами. Далее машина движется по дуге, и на выходе из поворота эта дуга постепенно распрямляется. Руль возвращает колеса в прямолинейное положение, и в этот момент можно плавно прибавлять газ. А сейчас постараемся ответить на простой вопрос: как водитель определяет место на дороге, в котором надо повернуть руль? Куда он смотрит, чтобы ехать точно посредине своей полосы в повороте? На центральную разметку дороги? Или на отбойник на внешнем радиусе поворота? А может, на машину, которая едет перед ним? Или (как, увы, делают многие женщины) на капот автомобиля? Все эти варианты неверны. Представьте себя на месте водителя, в ситуации, когда машина пошла быстрее… неужели вы будете во время поворота продолжать смотреть перед капотом?

Водитель смотрит, конечно, вперед, и чем выше скорость, тем дальше он смотрит. Значит, водитель смотрит вперед, а его руки управляют рулем так, что машина остается на дороге? Правильно! Руление следует за взглядом, или можно сказать так: руки следуют за глазами. Именно так и происходит. Куда человек смотрит, туда он и едет. Это особенность восприятия информации вашим мозгом. В повороте нужно смотреть вперед, но в сторону выхода из поворота, туда, где вы должны оказаться после окончания поворота. Понятно?

Итак, давайте повторим еще раз. В каком месте можно и нужно прибавлять газ? После прохождения приблизительно половины поворота, когда вы начинаете вращать руль обратно. В этой фазе это просто необходимо! Ведь речь идет о серьезных вещах – управлении источником повышенной опасности! Грубейшей ошибкой будет отчаянная борьба с автомобилем, в которую невольно вступает «опасный водитель». Он вынужден доворачивать руль на выходе из поворота, что непременно сопровождается потерей устойчивости. Он «ломает» автомобиль, как говорят автогонщики, заставляя повернуть его там, где надо уже разгоняться. Мы-то знаем, что он делает в третьей точке то, что надо было делать в первой! Причина роковой ошибки такого лихача кроется в неправильном входе в поворот, то есть он поворачивает руль раньше, чем нужно, и на больший угол! Незнание правила трех точек и страх заставляют водителя сильно «резать», то есть раньше входить в поворот. Это нормальная реакция на опасность, но с ней надо бороться. Такой водитель бесцеремонно выезжает на полосу встречного движения в левых поворотах, а в правых выскакивает на обочину. В результате весь поворот смещается в третью точку. Лучше войти в поворот медленнее, а выйти быстрее, чем наоборот, – это аксиома, знакомая любому автогонщику.

Итак, следующее упражнение: проходим повороты без доворачивания руля во второй части поворота или на выходе из него. Это упражнение можно практиковать при любой поездке по извилистому шоссе, но с условием соблюдения скоростных ограничений, изложенных в правилах. Само собой, выезд на встречную полосу категорически запрещается! А критерием правильности прохождения поворота на высокой скорости будет шум или визг шин. Естественно, он должен быть минимальным, скорее напоминая поскрипывание, но, главное, он не должен усиливаться во второй части поворота. Наоборот, здесь он должен пропадать!

Итак, поворачивать руль нужно до начала поворота, то есть на самом входе в поворот. Где именно? Для ориентира служит правило «трех точек».

Из книги Оральный секс [Секреты взрывных ощущений] автора

Техника Прежде всего вам нужно научиться угадывать эротические желания любимой, возбуждать ее нежными или страстными ласками губами и языком, а затем доводить до пика наслаждения. Для большинства представительниц прекрасной половины человечества куннилингус – это

Из книги Оральный секс [Секреты взрывных ощущений] автора Нестерова Дарья Владимировна

Техника При анилингусе используются такие же ласки, как и при куннилингусе. Можно облизывать область заднего прохода по кругу, стимулировать отверстие кончиком языка, нежно или с нажимом.В анус можно вводить кончик языка или весь язык. Одновременно рекомендуется слегка

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Из книги Рукопашный бой [Самоучитель] автора Захаров Евгений Николаевич

Из книги ГИБДД. Как вести себя, что важно знать? автора Шалимова Наталия Александровна

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ТЕХНИКА (греч. и лат. techne - искусство, мастерство) - понятие, которым в истории культуры было принято обозначать: 1) определенную онтологическую данность (комплекс инструментов, орудий, машин; искусственная среда; 2) воплощенное стремление человека к власти над природой; 3)

Из книги Большой справочник по массажу автора Васичкин Владимир Иванович

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Техника Самый большой гусеничный тягач 6 «Мэрион» – для транспортировки ракет Сатурн V, США, штат

Из книги 100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В автора Каминский Александр Юрьевич

3.1.3. Прохождение поворотов, маневрирование Сброс газа в поворотеОписание ситуации (рис. 24)Легковой автомобиль двигался по загородной дороге со скоростью 90 км/ч (илл. 1). Спереди по ходу движения водитель увидел небольшое закругление дороги и решил пройти его без снижения

Из книги Полный контроль автора Паркс Ли

Другие типы поворотов В реальном мире встречаются самые замысловатые конфигурации поворотов, которые предъявляют самые жесткие требования к водителю. Часто встречаются повороты с уменьшающимся радиусом (рисунок 4). Любой закрытый поворот может оказаться именно таким. С

Из книги Дрессировка для начинающих автора Руцкая Тамара Васильевна

Время прохождения трассы и порядок начисления штрафных очков Время, за которое собака должна пройти дистанцию, определяется судьей соревнований. После того как определена длина трассы (для этого используется специальный шагомер: колесо с известной длиной окружности и

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

Техника Когда на нас надвигается новая технология, тот, кто не стал частью парового катка, становится частью мостовой. (Стюарт Бранд)* * *Автоматизация создала совершенно новые сферы незанятости. («14,000 Quips & Quotes»)* * *На фабрике будущего будут заняты только двое служащих:

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Физика поворотов: шина против Исаака Ньютона Согласно третьему закону Ньютона, тело производит силу, равную по величине той силе, с которой другое тело действует на него. Но в повороте, деформируясь в двух направлениях (продольном и поперечном), современная шина

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Срезание поворотов Бывает, глядя на поворот, вы думаете, что вариант его прохождения только один и выбирать не из чего. Но посредством небольших корректировок вы можете поставить машину в повороте так, чтобы траектория получилась более плавной.Гонщики срезают

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Типы поворотов Поворот с увеличивающимся радиусом – с ним проще всего иметь дело, потому что он расширяется, как бы «распрямляется» ближе к выходу.Но его злобный брат-близнец – поворот с уменьшающимся радиусом – сужается на выходе, когда этого меньше всего ждешь.

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

3.11. Визуализация: лучшее время прохождения круга Внешне я всегда равнодушно относился к гостям программы Top Gear. А в действительности мне нравилось смотреть, как они реализуют свой потенциал на все сто процентов. Поэтому когда герой войны Билли Бакстер достал белую

Как все-таки правильно проходить повороты? Правильно ехать быстро по извилистой дороге – это значит выбирать путем торможения (где это необходимо) оптимальную скорость на входе в поворот (вспомним изречение Вальтера Рерля) и начинать разгон уже на выходе из поворота. Водитель должен вести автомобиль так по такой траектории, чтобы на выходе из поворота обязательно возвращать руль в исходное положение и смело нажимать на педаль газа. У автогонщиков есть правило: «Чем выше скорость на выходе из поворота, тем выше скорость в конце следующего прямого отрезка». На одном и том же автомобиле простой «гражданский» водитель против гонщика покажет совсем бледный результат, и скорость его авто после поворота будет намного ниже и на выходе из поворота, и в конце следующего прямого участка по сравнению с гонщиком. А если речь идет о «прямике» в 500–700 метров, то у гонщика перевес в скорости может достигать 20 км/ч. Поверьте, это очень много!

Так как же проходить повороты правильно, то есть по-спортивному? Смелость города берет, но не повороты. Отвагой и подавлением инстинкта самосохранения здесь ничего, кроме аварии, не достичь. Самый маститый гонщик «Формулы-1» Хуан Мануель Фанхио на эту проблему смотрел с предельной откровенностью: «Иметь чувство страха отнюдь не глупо. Победа – это не вопрос отваги, а скорее уверенность в машине и в себе. Машина – это креатив, живущий своими эмоциями и чувствами. Вы должны принять этот факт и, соответственно, полюбить его. Я знал много гонщиков, более мужественных и отважных, чем я. Все они погибли». Печально, но факт. А сколько водителей мощных автомобилей гибнет на обычных дорогах?..

Итак, начнем. Первое правило: следует поворачивать руль до начала поворота, то есть в точке входа в поворот. Так как вождение автомобиля на большой скорости – это игра на опережение событий, игра на упреждение, все нужно делать заранее. В обычной дорожной ситуации водитель, соблюдающий правила дорожного движения и не превышающий скорости, поворачивающий руль в самом повороте спокойно, хотя и неправильно, так или иначе, но благополучно минует поворот. Но стоит ему осознанно помчаться, то есть поехать действительно быстро, а может, просто ошибиться с выбором скорости, и поворот ему не пройти, так как он начнет опаздывать. Итак, запомним: при езде с большой скоростью нужно менять траекторию движения автомобиля до начала поворота, чтобы в поворот он въезжал уже с повернутыми колесами. Далее машина должна идти по дуге, и на выходе из поворота эта дуга постепенно распрямляется. В каком месте можно прибавлять газ? Это можно, и нужно, делать после прохождения половины поворота! Повторим еще раз, ведь идет о серьезных вещах – управлении источником повышенной опасности: грубейшей ошибкой является отчаянная борьба с автомобилем, в которую невольно вступает «опасный водитель». Он вынужден доворачивать руль на выходе из поворота, что сопровождается потерей устойчивости машины. Такой водитель ломает автомобиль, как говорят автогонщики, заставляя его поворачивать там, где надо уже разгоняться. Мы-то знаем, что «опасный водитель» делает в третьей точке поворота то, что надо было делать в первой! Причина роковой ошибки такого лихача кроется в неправильном входе в поворот – он поворачивает руль раньше, чем нужно, и на больший угол, чем нужно! Незнание правила трех точек и страх заставляют водителя сильно «резать», то есть раньше входить в поворот. Это нормальный рефлекс на опасность, но с ним надо бороться. Такой водитель бесцеремонно выезжает на полосу встречного движения при прохождении «левых» поворотов, а при прохождении «правых» поворотов выскакивает на обочину. В результате собственно поворот автомобиля осуществляется в третьей точке дуги поворота дороги. Лучше войти в поворот медленнее, а выйти из него быстрее, чем наоборот – это аксиома, известная любому автогонщику.

Предлагаю для совершенствования навыков вождения проходить повороты без доворачивания руля во второй части поворота или на выходе из него. Это упражнение можно практиковать при любой поездке по извилистому шоссе, но с условием соблюдения скоростных ограничений, установленных ГИБДД. Само собой разумеется, что выезд на встречную полосу категорически запрещается! А критерием правильности прохождения поворота на высокой скорости будет минимальный шум шин, скорее напоминающий поскрипывание, но главное, он не должен усиливаться во второй части поворота.

Итак, при приближении к повороту нужно начинать поворачивать руль, то есть на самом входе в поворот. Где именно? Где на дуге поворота находятся пресловутые точки-ориентиры? Читайте следующую главу.



Просмотров