Дорожный переход. Передвижение в темноте. Какие бывают варианты

Взаимоотношения водителя и пешеходов урегулированы нормами ПДД РФ. Но все равно эта проблема весьма сложна, а официальная статистика российских ДТП – тому подтверждени. Так, за прошлый год в РФ зарегистрировано 184000 ДТП, и более 30% из них (в абсолютном выражении – 56918) связано с наездами на пешеходов. С учетом того, что далеко не все подобные ДТП регистрируются, — их еще больше (как минимум — на порядок!).

Поэтому будет не лишним еще раз оценить состояние правовой базы, регулирующей отношения между этими двумя непримиримыми группами участников дорожного движения – водителями и пешеходами.

Видео — печальная статистика подтверждает, что часто нарушаются правила проезда пешеходных переходов:

Сразу же отметим тот факт, что в данной статье мы рассмотрим Правила проезда пешеходных переходов, расположенных вне перекрестков . Это обстоятельство представляется весьма существенным, так как движение по пешеходному переходу на перекрестке имеет некоторую специфику и регулируется специальным – 13-м – разделом ПДД.

И так, что мы будем понимать под пешеходным переходом?

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция .

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

……………..

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

Таким образом, можно сделать четкий вывод о том, что пешеходы, являясь участниками дорожного движения в РФ, наделены рядом обязанностей, которые необходимо исполнять . В противном случае – ДТП более чем вероятно.

Новые правила проезда пешеходных переходов

Изменения в российском законодательстве – нормальное, естественное явление. И новации в области регулирования проезда по пешеходным переходам – это обыденное состояние правовой базы. Что мы имеем на сегодняшний момент в данном сегменте?

Нерегулируемый пешеходный переход: пропускать пешехода или уступать ему дорогу

В последнее время значительной корректировке подвергся п.14.1 ПДД.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Кто-то скажет: «Проблема надуманная! Какая разница: пропускать или уступать? Смысл от этого не меняется!». Это очередная дилетантстская и ошибочная позиция.

В ПДД РФ не существует понятия «пропустить», но есть термин «уступить дорогу» (п.1.2). Это означает, что существовавшая ранее (до 14.11.2014 г.) норма «пропустить пешехода» была некорректной и вела к серьезным и значительным злоупотреблениям работников ГИБДД – инспекторов ДПС.

Как же следует поступать водителю в нынешних правовых условиях? Многие пытаются найти по данному вопросу разъяснение ГИБДД. Уступить дорогу пешеходу – это не создавать ему помех при движении через пешеходный переход. Следовательно, нужно действовать таким образом, чтобы предоставить пешеходу право пользоваться приоритетом (преимуществом) на переходе.

В обыденном смысле – пропустить его, но с точки зрения законодательства – именно не создать помех . И если водитель не создает такой помехи, то имеет право двигаться, несмотря даже на то, что пешеход (уже или все еще) переходит проезжую часть.

Можно спорить о целесообразности такой тактики, но законодательно эти действия не запрещены. Правда, придется побороться с недобросовестным «гаишником», намеренным выписать административный штраф за фактически и юридически не совершенное правонарушение.

Особенности выезда на пешеходный переход

Бывает так, что видимость пешеходного перехода закрыта стоящим (остановившимся) объектом. Что делать?

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Выезд на пешеходный переход при отсутствии видимости ситуации на нем запрещен.

И это правильно. Какие могут быть споры?

Обязательно дождаться пешехода

У некоторых водителей сформировано неверное понимание регулирующего действия светофора. Им кажется, что включение зеленого сигнала – это прямое руководство к действию. Это не так!

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Особенно это важно помнить на регулируемом пешеходном переходе.

После включения разрешающего проезд сигнала водитель должен убедиться в безопасности пешеходов. Согласитесь, водителю легче предупредить опасные последствия ситуации.

Если за переходом затор

В крупных городах – мегаполисах традиционна ситуация пробок и заторов. И часто случается, что водители из-за них останавливаются на пешеходных переходах.

ПДД однозначно требует от водителей отказаться от выезда на переход в таких условиях.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

Мотивация требования проста: выезд на переход в условиях пробки опасен из-за создания:

  • помех для движения пешеходам;
  • плохой видимости перехода для других водителей, которые могут элементарно не заметить пешехода, лавирующего между транспортными средствами).

Ограничения на маневры на пешеходном переходе

Пешеходный переход – участок особый, и на нем действуют особые правила движения ТС. Так, здесь категорически запрещены:

Вместо заключения

Говоря о проезде пешеходного перехода и новациях в российском правовом поле, необходимо отметить ту важность, которая придается указанной проблематике на уровне самого государства.

Но только в едином порыве и нормотворцев, и водителей, и пешеходов мы сможем переломить ситуацию с невероятно большим представительством ДТП на пешеходном переходе (более 30%) в общем количестве случаев аварийности в России.

Да поможет нам Бог!

Если вы не помните что такое все расставит на свои места.

Когда водителю следует менять резину по сезону — изучайте и не забывайте об этих правилах.

Знаки приоритета — одни из самых важных на дороге.

Видео — пояснения как пропускать пешеходов:

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Антон

    Если я правильно понял, то по трактовке «уступить», если я вижу пешехода, который только начинает переходить дорогу, а я уже практически подъехал к разметке и могу ее пересечь быстрее, чем пешеход дойдет до места, где я еду, я могу спокойно проехать, ведь я ему не мешаю осуществлять переход?

    Антон,
    да, если Вы не создаете помех для пешехода (в случае, когда из-за Вас ему не нужно будет менять своего запланированного движения по пешеходному переходу — останавливаться, двигаться быстрее, менять направление и т.д.).

    Михаил

    Перед каждым «пешеходом» заблаговременно висят знаки ограничения скорости. Просто стоит на них обращать внимание и будет проще давать объяснения своим действиям, т.е. почему пропустил или нет. Беда в другом, среди пешеходов тоже есть нарушители, и тут уже в главной роли выступает статистика.

    Иван Подольский

    Я все же думаю. что лучше дождаться пока пешеход сойдет с перехода. Лучше подождать десять секунд, чем потом час доказывать инспектору свою правоту.

    Оксана. Стаж вождения 10 лет

    Я считаю, что надо ужесточать правила для пешеходов прежде всего. Потому что они настолько обнаглели выбегая надорогу или просто идя наперерез автомобилю, как будто бессмертные. Ситуации разные могут быть, и тормоза откажут и зимой гололед, люди вообще об этом не думают, «я прав» и всё. А как ты остановишься и сможешь ли вообще их не волнует!!! Простите, накипело просто.

    Константин

    Присоединюсь к мнению, что правила в отношении пешеходов необходимо ужесточить. Водителю штраф выписывают если пешеход стоит на зебре, а он проезжает. Вот и бегут они под машины, не задумываясь о своей собственной безопасности.

    Владислав

    Я согласен с Иваном Подольским, что нужно дождаться когда пешеход сойдет!Так как Вы забываете одно правило что пешеход всегда прав! Правильно человек говорит, лучше 1-2 мин подождать чем потом в доказывать что ты прав! От себя советую всегда ездить с видеорегистратором!

    Алексей

    Пешеход-то всегда прав, только скачет на дорогу так, будто сохранился перед этим: не смотря по сторонам, в наушниках… Почаще бы проверки устраивали именно по поводу соблюдения пешеходами ПДД

    Анна

    Я считаю, Такие переходы должны быть лучше выделены и более заметны из далека. Дорожная разметка находится в ужасном состоянии, знаки часто загорожены большегрузами. Если я увижу переход метров за пятьдесят, то у меня будет возможность заранее сменить скоростной режим на более безопасный, и буду готова к появлению людей на проезжей части.

    Анатолий

    Я не против уступить, пропустить и т.д. ,но должна быть равная ответственность. Оба участники дорожного движения в этот момент, а пешеходы считают себя неприкасаемыми, может остановиться на переходе, ковыряясь в гаджете и т.д. И многие переходы в ужасном состоянии, некоторые даже не увидишь, а ночью вааще труба, человек во всем черном практически не виден. На нерегулируемых обязаловка должно быть освещение.

    Максим

    «Правила Дорожного Движения» необходимо вводить в школах как урок с первого класса. Одного урока в неделю будет достаточно. Этот предмет должен быть на протяжении всей учебы в школе. С первого по выпускной классы.

    Алексей

    Как пешеход, считаю необходимым напомнить водителям, что когда мне нужно перейти через дорогу (10 метров), я обязан проходить в среднем 200 метров до ближайшего перехода и 200 метров от него (то есть трачу более 3 мин.). Поэтому абсолютно непонятно почему водители не могут остановиться и пропустить, потратив 20 сек., даже на зеленый свет для пешехода. Вы купили авто, а не право ставить себя выше кого-то. И очень некомфортно слушать рев мотора, когда ещё переходишь дорогу. Покупая автомобиль, потрудитесь убедиться, что в недрах души ещё остались запасы терпения и уважения к людям вообще и к пешеходам в частности.

    Светлана

    Шли с ребенком по пешеходному переходу и нам практически по ногам проехалась маршрутка, пришлось пробегать, чтобы нас не сшибли! Он нам не только помеху создал, а и угрозу жизни! Но инспектор ГИБДД г.Сызрани объяснил нам, что штраф водителю выписать нельзя и в итоге он прав! Потому что мы целы живы, и водитель все таки нас пропустил. Так что, лучше остановиться на переходе и подождать пока все дураки бешеные проедут.

    Константин

    Пешеход всегда прав только вследствие того, что водитель является собственником источника повышенной опасности, и именно последний понесет ответственность за ДТП.

    олег

    Я согласен, с тем,что нужно ужесточить наказание пешеходам нарушающим правила дорожного движения..

    Кирилл

    У метро очень много не регулируемых пешеходных переходов, пешеходов очень много! Очень трудно «проскочить» переход когда он будет полностью свободным! Кроме того на многих переходах, прячась, дежурят экипажи ДПС, для которых не имеет значение, создал водитель препятствие для движение пешехода или не создал, штрафуют ПО ФАКТУ НАЛИЧИЯ ПЕШЕХОДА НА ПЕРЕХОДЕ, ДОВОДЯ ПУНКТ ПРАВИЛ «УСТУПИ ДОРОГУ» ДО АБСУРДА! К тому же нерегулируемые переходы из-за большого трафика пешеходов способствуют созданию пробок на дорогах, особенно когда они расположены после поворота!

    Сергей

    Каждая ситуация трактуется практически всегда в пользу пешеходов. Все решат видеорегистраторы! Если на каждой машине будет независимая камера, то спорить будет не о чем. А иначе, не умный человек кидается под колеса, а водитель должен еще что то доказывать.

    Михаил

    У нас в городе царит бардак: повесили камеры, фиксирующие непропуск пешехода. Причём они срабатывают даже в том случае, если ты едешь по правой полосе, а пешеход только ступил одной ногой на край противоположного направления. Т.е., фактически водитель не принуждает пешехода изменить скорость и направление движения, т.е. уступает дорогу. Но местные коммерсанты и безграмотные судьи считают иначе. Обжалования трактуются всегда в пользу ЦАФАП, причём ответ судьи содержит синтаксические ошибки и цитаты из устаревших редакций ПДД.

    Ирина

    Очень актуальная тема! Прочитать бы эти правила и заставить выучить всем пешеходам! Очень нервирует, когда выбегают на переход, либо идут уткнувшись в телефон! А в темное время суток вообще ахтунг! Никто не носит светоотражающие штуки.. Водителей штрафуют, даже если пешеход просто стоит и говорит по телефону на краю тротуара, то есть фактически он еще не ступил на проезжую часть! А когда же начнут штрафовать пешеходов?

    Виктория

    Как только стала водить машину, стала жутко бояться пешеходов и сама теперь очень осторожно перехожу дорогу!

    Николай

    Пропустить и уступить действительно разные термины. Помню случай, когда инспектор доказывал мне, что стоит наступить пешеходу на проезжую часть, как все автомобили должны остановиться и пропустить его. Даже если дорога четырехполосная, а я с противоположной стороны от пешехода. Я спорить не люблю, доводы не стал искать, сказал спасибо, учту. Но когда поменяли на «уступить», вопросов не возникает. Пешеход идет своей дорогой, я еду своей. Беда в том, что пешеходы норовят переходить проезжую часть где вздумается и приходится им уступать, причем могут еще и по машине чем-нибудь зарядить.

    Мира

    Конечно на дороге две ответственные стороны пешеход и водитель. Но почему упускают роль чиновников, все таки мы живем в правовом государстве, где должны быть цивилизованно оборудованы пешеходные переходы. У нас только односторонние санкции, почему они не несут ответственность?

    Сергей

    В основном любители останавливаться на зебре – это водители пассажирских автобусов, у которых сразу за переходом одна или две автобусных остановки. При интенсивном движении данного вида транспорта, они как бы пытаются занять место кто быстрей, исходя из коммерческой выгоды. Несмотря на установленные правила, периодически их нарушают, а самое главное, что проезжающие мимо машины ГИБДД в основном даже не реагируют.

    Артем

    По-моему, нужно ужесточать штрафы для пешеходов. Потому что они ходят по проезжей части как хотят, ладно днем их можно увидеть более-менее, но ночью это просто ужас, еще и в темной одежде, а потом водителю сидеть за дурака, который захотел сократить путь.

    Лёха

    Все верно, обе стороны несут одинаковую ответственность за соблюдение ПДД. Но, я и сам придерживаюсь такой тактики и всем настоятельно советую максимально осторожно проезжать «зебру». Лучше остановиться, черт с ним, с пешеходом, пусть идет, даже если я не обязан ему уступать дорогу. Если вы собьете пешехода, и даже если вас признают невиновным — все-равно на душе будет офигеть как гадко…

    Светлана

    Если кому-то что-то не нравится — может ездить на общественном транспорте. То, что вы водите машину — это не дает вам никаких преимуществ. Для большей части водителей машина — не необходимость. А за комфорт для своего мягкого места и ножек надо платить, в том числе и штрафами. Вот так.

    Говорю, как законопослушный пешеход, которому слишком часто мешают водители, стоящие на переходах (особенно автоледи этим увлекаются) и нагло прущие через них, несмотря на то, что люди хотят перейти дорогу.
    И жалко старушек и подростков, которых сбивают нелюди на колесах. Даже видео такие есть. К желающим штрафовать пешеходов — пешеходы, заметьте, никого не убивают.

    Меня один раз на велике толкнул престарелый авто-хам, хотя я ехала на зелёный. Всё потому, что человек, владея машиной, чувствует себя лучше и выше по статусу тех, кто на двух ногах. Поэтому с любым нарушением надо бороться нещадно и штрафовать, и лишать прав. Нормальных людей это не коснётся, а гнилых может чему-то научит.

    Сергей

    Пешеходы постоянно нарушают пункты 4.5 и 4.6. Мало того, что неспеша переходят вразвалочку, так некоторые умудряются еще и не глядя это делать. А водитель ведь тоже человек, может не увидеть, не среагировать по каким то причинам.

    Семен

    Пешеходный переход вижу - в любом случае снижаю скорость, причем прям сильно заранее и долго не набираю. У нас же пешеходу если лень, то он не дойдет 100 м до перехода, а будет бежать прям наперерез, особенно если это выход из школы или другого учреждени, там никто до пешеходника не доходит, бегут напрямик. Пару раз в темноте чуть не сбил торопящихся товарищей в темной одежде.

    Ирина

    Нарушения есть с обеих сторон. Но для пешеходов они гораздо более опасны. И даже если считать, что пешеход на переходе всегда прав, то нужно хотя-бы взглянуть на дорогу перед тем, как пойти и убедиться, что водитель вас заметил и автомобиль успевает остановиться. Ведь правила не обязывают снижать скорость перед переходом до 10 км/ч, а законы физики никто не отменял. Особенно в гололед.

    Елизавета

    Главное правило для обеих сторон — УБЕДИТЬСЯ в безопасности своих действий. Пешеходы не знают какова жизнь за рулем, поэтому и ходят не глядя. Я за рулем 11 лет. Сейчас в декрете и, можно сказать, я временно пешеход. Дак я, даже когда мне уступают, дождусь пока машина значительно снизит скорость и только потом перехожу дорогу.

    Мария

    А прибаутка Пешеход всегда прав пока жив уже была?)
    Если 2 стороны не смогут среагировать адекватно на ситуацию, то это клиника, господа

    Сергей

    Многие водители, не дожидаясь полного перехода пассажиров на нерегулируемом переходе, даже не позволяют дойти до разделительной полосы начинают движение или просто объезжают. Вот как трактуется данное нарушение?

    Лора

    Я могу привести по миллиону примеров нарушений и стой и с другой стороны. Пресловутый человеческий фактор, черт возьми. Понятно, что от водителя требуется гораздо большая концентрация, чем от пешехода. Если пешеход «тукнет» машину, это одно, а если машина пешехода… сами понимаете. Степень ответственности несопоставима. Я полностью согласна с комментариями, где советуют водителям перестраховаться в таких ситуациях.

    Анжелика

    Я и пешеход, и автолюбитель, поэтому стараюсь всех пропускать — и пешеходов, и авто (если иду на зебре).

    Артур

    Вот бы еще пешеходов обязать проходить дорогу по пешеходным переходам бодрее, а то порой стоишь ждешь, когда женщина вразвалочку, неспеша, разговаривая по телефону переходит дорогу. Участники движения должны быть взаимовежливыми!

    Роман

    Последнее время водители стали все больше уступать пешеходам, т.е. по сути соблюдать ПДД на пешеходном переходе и это в положительном свете выглядит со стороны! Я недавно был в Турции, так там никто из водителей и не думает притормозить на пешеходном переходе, а я по привычке иду спокойно, надеясь на правила. После очередного недоразумения, стал более осмотрителен. Все таки приятно когда водители пропускают пешеходов!

    Олег

    К пешеходным переходам и самим пешеходам отношусь очень внимательно, особенно когда полос движения больше одной. Ни однократно становился свидетелем выбегающего пешехода из-за параллельно идущей машины. А потом доказывай что ты не верблюд. Да, пешеходы очень часто переходят по переходу по принципу — я прав всегда. Ну приходится с этим мириться. Сам, когда в роли пешехода сто раз посмотрю на дорогу, прежде чем ступить на переход, среди водителей достаточно отмороженных.

    Анатолий

    Предельно внимательно проезжаю отныне пешеходные переходы, потому что спор с инспектором, вступил пешеход на зебру или нет, ничего положительного не принесет водителю. Хотя спорных моментов очень много!

    Иванович

    В нашем небольшом городке принято уступать дорогу пешеходам, даже в тех местах где нет пешеходных переходов. Но беспечность пешеходов, а иногда и наглость их, вызывают возмущение водителей. Не жалеют при переходе улиц ни себя, ни детей своих, начиная переход даже не смотрят по сторонам идут под колеса и всё. Строже как-то к ним надо подходить в правилах дорожного движения.

    Влад

    А у нас сейчас ставят на наиболее проблемных переходах светофоры с кнопкой. Помогает! А то есть места где раньше пешеходы шли потоком один за другим.

    Сергей

    Даже новые правила в наше время (думаю, что вообще никогда) не смогут отрегулировать многие факторы взаимодействий между пешеходом и водителем автомобиля на переходе вне перекрестка. В большем случае пешеход всегда считает себя правым и уступает проезд т/с практически только по боязни. В СССР повсеместно проводили занятия в детсадах, школах по ПДД, сейчас это на должном уровне отсутствует и так же со стороны родителей. Необходимо все вернуть обратно, тогда обстановка более менее наладится. Но в связи с оптимизациями правительства в ближайшее время это невозможно.

    Виктор

    После того, как меня тормознул ГИБДДешник, за то, что я якобы не уступил дорогу пешеходу, я теперь просто, тупо торможу, если вижу, что пешеход подходит к переходу. Хотя в случае, когда меня тормознули, пешеход даже не сошел с тротуара.

    Марианна

    На пешеходном переходе водитель обязан уступить дорогу пешеходу, если пешеход уже начал идти по пешеходному переходу. Даже если светофор поменял сигнал водитель обязан дождаться когда человек перейдет дорогу..

Пешеходный переход представляет собой определенную зону, которая находится на проезжей части автодороги. Без нее люди не смогут спокойно и безопасно переходить с одной стороны улицы на другую. Для того чтобы пешеходам было проще сориентироваться, был придуман знак Пешеходный переход.

Рядом с остановкой трамваев или троллейбусов и перед перекрестком обычно делают специальную разметку, которую называют зеброй. Подобные средства применяются и на других участках, где наблюдается большой поток людей. Именно на таких участках соблюдение правил дорожного движения является наиболее важным.

Зона знака пешеходного перехода

Пешеходные переходы бывают:

  • Подземными.
  • Надземными.

Надземными называют те участки, на которых изображены «зебры». Они необходимы для безопасного движения людей с одной стороны дороги на другую. В некоторых случаях они могут быть обозначены иными знаками.

Распространенным вариантом в городах является пешеходный переход без регулирования. В этом случае не предусмотрены светофоры, потому что водители должны пропустить тех, кто пересекает траекторию движения ТС. Как правило, они устанавливаются там, где имеется небольшой поток машин.

Для обозначения этих мест применяется специальный знак 5.19. Также может присутствовать светофор, который горит желтым лишь в случае неисправности либо в определенный промежуток времени. Тогда перекресток регулируется правилами приоритета.

С 2010 года обязательным требованием принято использовать различные дополнительные средства, которые выделяют данную область. К ним предъявляются следующие требования:

Основные правила по знаку

Если на территории, где есть знак, нет светофора или он нерабочий, то не все знают, как правильно нужно сориентироваться. Водители всегда должны пропустить тех, кто переходит дорогу по переходу, согласно ПДД п.14.1.

Зона действия знака

Дорожные знаки имеют следующие разновидности:

Для пешеходов это место ограничено расстоянием между разметкой. Если предусмотрена зебра, то знаки действительны только в ее пределах. Если зебры нет, то нужно просто подождать, пока люди перейдут дорогу. Если на трассе есть разметка, то она служит в качестве ограничителя.

Кроме того, если человек перешел дорогу в положенном месте около зебры, но не на ней самой, то он уже считается нарушителем. Разумеется, правила нарушает именно пешеход.

Надземные пешеходные переходы

Дорожные надземные переходы получили второе название – внеуличные коридоры. Они больше похожи на навесные мосты и предназначены исключительно для пешеходов. Ставят такие конструкции над широкой дорогой или железнодорожными путями.

Эти конструкции имеют следующие преимущества:

  • Не нужно устанавливать круглосуточное освещение.
  • Не требует изменений в коммуникациях.
  • По сравнению с подземными переходами, надземные обладают более низкой ценой.
  • Имеют высокую безопасность, но их так же обозначает знак.

Несмотря на легкость и простоту постройки с виду, надземные переходы требуют значительных усилий. Их следует строить не очень низко, чтобы под ними смогли проехать габаритные автомобили, но и не высоко, чтобы стройка обошлась как можно дешевле.

Таким образом, дорожный знак 6.7 означает «Надземный пешеходный переход». Дорожные знаки относятся к категории важных для всех участников дорожного движения.

Подземные пешеходные переходы

Подземные пешеходные переходы выполнены в виде туннелей. Они устанавливаются под дорогой или около железнодорожных переездов. В подобных переходах обязательно должны быть ступени и знаки. На сегодняшний день переходы стали оборудовать специальными спусками для людей с ограниченными возможностями, велосипедами и детскими колясками.

В ГОСТе такие знаки обозначены под номером 6.6. Кроме того, некоторые подземные переходы в ночное время могут закрывать, особенно это касается тех, которые ведут в станции метро.

Обгон на пешеходном переходе

Существуют определенные правила проезда зебры, где движение не регулируется светофором. Раньше можно было обгонять авто в этой зоне при отсутствии пешеходов, но сейчас это запрещено.

Таким образом, КоАП классифицирует это нарушение, как выезд на встречную полосу или линии трамвайных путей. В этом случае действуют следующие правила:

  • Перед зеброй водитель должен снизить скорость и остановиться, пропуская людей. За игнорирование предусмотрен штраф 1500 рублей.
  • Соседние водители должны повторить действия впереди идущих: также снизить скорость и остановиться при наличии пешеходов.
  • Движение разрешается только после полного освобождения перехода от людей.
  • Велосипедисты и водители скутеров, переходя зебру, должны идти по ней пешком, двигая транспорт вручную.

Наказание за нарушение знака

В 2013 году за игнорирование знака наказание увеличилось. Например, если водитель не соблюдал правила ПДД и не пропустил человека на зебре, ему полагается штраф 1500 рублей, согласно статье 12.18 КоАП.

Если нарушение произойдет на регулируемом участке, то штраф уже будет более серьезным. Например, за проезд на красный свет полагается заплатить 1000 рублей, при дальнейшем нарушении лишают прав от 4 месяцев до полугода, а штраф увеличивается уже до 5 тысяч рублей. Это также распространяется и на тех, кто переходит дорогу на красный свет.

Таким образом, территория, где есть знак, определяется по следующим признакам:

  • По разметке.
  • По знаку, если разметки нет.

Также стоит учитывать, что на пешеходных зонах водителю запрещены развороты или движение задним ходом. За это статьей 12.14 КоАП ч.2 предусмотрен штраф, который составляет 500 рублей.

Добрый день, уважаемый читатель.

В шестнадцатой статье серии "Знаки дорожного движения" будут рассмотрены следующие знаки особых предписаний:

Место остановки автобуса и (или) троллейбуса.
- Место остановки трамвая.
- Место стоянки легковых такси.
- Пешеходный переход.
- Искусственная неровность.

Речь пойдет об особенностях установки этих знаков, а также о нарушениях , связанных с ними.

Кроме того, согласно пункту 18.3 ПДД в населенных пунктах водители должны уступать дорогу общественному транспорту, который начинает движение от обозначенного места остановки. За это нарушение водитель получит предупреждение, либо административный штраф в размере 500 рублей.

Еще несколько запретов относящихся к остановке общественного транспорта: там запрещены разворот (пункт 8.11 ПДД) и движение задним ходом (пункт 8.12 ПДД). Штраф за эти нарушения предусмотрен частью 2 статьи 12.14 КоАП и составляет 500 рублей.

Знак место остановки трамвая

Дорожный знак "Место остановки трамвая" устанавливается на дороге в следующих случаях:

  • Справа от проезжей части, если трамвайные пути проходят в середине дороги.
  • Справа от проезжей части на дороге с односторонним движением, если трамвайные пути расположены слева от дороги.

Кроме того, дублирующий знак устанавливается либо в начале приподнятой над проезжей частью посадочной площадки, либо над левой полосой данного направления (на дорогах, имеющих 2 или более полос для движения в данном направлении).

Обратите внимание, что знак "Место остановки трамвая" устанавливается на дорогах для того, чтобы помочь водителю выполнить требования пункта 14.6 правил:

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

За нарушение этого пункта правил водитель получит штраф в размере 1 500 рублей.

Знак место стоянки легковых такси

Дорожный знак "Место стоянки легковых такси" используется для обозначения соответствующих стоянок:

Поскольку легковые такси не имеют преимущества по отношению к другим участникам дорожного движения, нарушить требования данного знака не представляется возможным.

Знак пешеходный переход

Дорожный знак пешеходный переход используется для обозначения границ пешеходного перехода, при отсутствии на дороге соответствующей разметки:

Обратите внимание, что существуют 2 разных знака пешеходный переход (5.19.1 - на нем пешеход идет в левую сторону, и 5.19.2 - на нем пешеход идет в правую сторону). Первый знак устанавливается на правой стороне дороги, а второй, соответственно, на левой. В данном случае (при отсутствии дорожной разметки) знаки используются для обозначения границ пешеходного перехода.

Хочу обратить внимание, что на практике знаки пешеходный переход на разных сторонах дороги иногда устанавливаются строго напротив друг друга, т.е. получается, что начало перехода совпадает с его концом. Естественно, пешеход не может передвигаться по такому сооружению без нарушения правил и в некоторых случаях это можно использовать в свою пользу.

Из особенностей установки этого знака следует отметить, что на дорогах с разделительной полосой знаки пешеходный переход устанавливаются на каждой из проезжих частей по-отдельности. Т.е. по одному знаку с каждой стороны от каждой проезжей части.

Напомню, что зона действия пешеходного перехода определяется по следующим признакам:

  • По разметке, если она есть.
  • По знакам 5.19.1 (начало) и 5.19.2 (конец), если разметки нет.

В настоящее время пешеходы имеют преимущество при пересечении дороги по нерегулируемым переходам. Если водитель вовремя не пропустит пешехода, он получит штраф в размере 1 500 рублей.

Кроме того, на пешеходных переходах запрещены разворот (пункт 8.11 ПДД) и движение задним ходом (пункт 8.12 ПДД). Штраф за эти нарушения предусмотрен частью 2 статьи 12.14 КоАП и составляет 500 рублей.

Знак искусственная неровность

Дорожный знак искусственная неровность используется для обозначения границы "лежачего полицейского".

Каждый год, несмотря на догмы и правила, изученные с малых лет, количество водителей и пешеходов, ставших участниками различных происшествий на дорогах, растет не по дням, а по часам, и основная причина – полное игнорирование ПДД, связанных с пешеходными переходами.

Где пешеход может перейти дорогу?

С развитием автотранспорта происходила эволюция дорог, и получилось так, что их большая часть была отдана средствам передвижения. Почти сразу возникли проблемы: нужны были места, где любители пеших прогулок могли бы пересекать улицы без риска для жизни и здоровья. Первыми «ласточками» были наземные переходы. Одно время для их обозначения не нашли ничего лучше установки металлических кружков прямо под ногами, после появилась дорожная разметка типа «зебра».

Такой способ пересечения улицы используется чаще, чем другие разновидности (надземные и подземные переходы), потому что дешевле и выгоднее: не надо задействовать специальную землеройную или мостостроительную технику, разоряться на зарплаты подсобным рабочим и проектировщикам. Виадуки или тоннели строят, когда проезд согласно ПДД после установки светофоров и нанесения разметки через пешеходный переход может создать проблемы при движении по скоростным автотрассам.

Правила дорожного движения для наземных переходов

Наземные пешеходные переходы могут регулироваться светофором (регулируемый) или всего лишь обозначаться разметкой и (нерегулируемый), которые знакомы всем, кто хоть раз заглянул в ПДД. Для каждого из них существует определенный порядок проезда транспортных средств. Начнем с особенностей, а затем обсудим нововведения в ПДД 2015 года, связанные с пешеходными переходами.

Регулируемый

С этим видом все понятно: имеется светофор для автомобилей и световая секция для пешеходов. Красный свет – стоим, зеленый – идем. Несмотря на хрестоматийную простоту, водителям автомашин правилами дорожного движения вменяются и дополнительные обязанности при проезде пешеходного перехода. Так, при включении разрешающего сигнала они должны дать возможность закончить пересечение проезжей части. Так что смотрите внимательней и запомните: если кто-либо переходит дорогу, то трогаться вы сможете исключительно в том случае, когда пешеход ступит на покрытие тротуара.

Бывают светофоры с кнопками, позволяющими тем, кто пересекает улицу, включать зеленый свет по требованию. Обычно для установки такого оборудования отводят переходы через проезжую часть, где интенсивность проезда автомашин периодически изменяется, или пешеходы появляются очень редко.

Нерегулируемый

Тут поток регулируется за счет установки дорожных знаков и нанесения разметки «зебра». Водителем согласно ПДД фиксируется остановка за пару метров перед пешеходным переходом, если пересекающий улицу человек еще продолжает идти по зебре или только сделал шаг на проезжую часть, намереваясь отправиться к противоположной стороне улицы. Нельзя пугать или подгонять пешеходов «прогазовкой» или звуковым сигналом.

Или предположим, что в одном направлении движения с вашим автомобилем идет грузовик. При подъезде к пешеходному переходу им совершается не всегда сразу понятная остановка. Вам в этом случае нужно снизить скорость и внимательно смотреть за маневрами водителя большегруза, а также за ситуацией на дороге. Если по «зебре» идут пешеходы, вы имеете право ехать только в том случае, когда они закончили переход. Пренебрежение этим правилом может привести к непоправимым последствиям, так как реакция у всех шоферов разная. Вполне может случиться, что кто-то из них заметит пешехода на разметке раньше, чем вы.

Новое

Помимо перечисленных особенностей, есть общие правила проезда наземных переходов. Например, ПДД запрещают въезжать на эту часть дороги, если впереди затор, и у вас будет вынужденная остановка на разметке . Также обязательно надо пропускать незрячих пешеходов с белой тростью, даже если они идут не по разметке. А в 2015 году добавилось еще несколько запретов. Нельзя обгонять на нерегулируемом переходе, даже если на нем и даже на подходе к нему нет ни одной живой души.

Также в ПДД 2015 года для пересечения дороги пешеходами отводится и область перекрестка трамвайных линий, а велосипедисты и скутеристы не имеют права использовать для себя привилегии пешей категории граждан и проезжать по переходу «верхом» на своих ТС.

Обозначения переходов и наказания за нарушение их проезда

В 2010 году в Правила дорожного движения внесли изменения, разрешающие использовать достижения современных технологий, а также дополнительные знаки и разметку. Знаки стали оборудовать световой анимацией, желто-зеленым кантом с отражающими свойствами, а над проезжей частью стал вывешиваться дублирующий знак. Также рисунок «зебры» помимо белых дополнен желтыми полосами. С тех пор возле пешеходных переходов возможна установка стробоскопов желтого цвета, а на проезжей части правила допускают «лежачих полицейских» или шумовые полосы.

В сентябре 2013 года были введены дополнения, «карающие» шоферов за неуважение к пешеходам. Так, водитель, которым не была совершена остановка, когда любитель пеших прогулок или велосипедист пересекали дорогу по нерегулируемому переходу, рискует быть оштрафованным на 1500 рублей. За тот же проступок, но уже на регулируемой «зебре» начальный штраф составит 1000 руб., а если правила нарушены повторно – 5000 руб., да еще с «сюрпризом» в виде конфискации прав на срок от 4 месяцев до полугода. Пересечение водителем стоп-линии перед переходом также перешло в разряд «грехов» (800 руб.).

И это еще не все! Как и во многих старых сводах Правил дорожного движения, парковка автомобиля ближе 5 м до разметки пешеходного перехода и на ней самой чревата квитанцией аж на 1000 рублей, если это было в первый раз, а при повторе – 3000 руб. Однако остановка не запрещается сразу после «зебры», и нарушением это считаться уже не будет.

Штраф за парковку автомобиля ближе 5 м до разметки ПП

Как видим, наказание водителя за нарушение правил проезда и парковки возле перехода может быть суровым, а что сам пешеход? Он точно так же несет ответственность, если ему вдруг взбрело в голову, что он может , когда горит красный свет. Доказать вину нерадивого бегуна, конечно, будет затруднительно, но, учитывая стремительное развитие средств видеофиксации в последние годы, вполне реально. Если такое случится, кошелек нарушителя может облегчиться на 500 рублей.

И самое неприятное: в ближайшее время законодательство может пополниться положениями, когда штрафоваться будут велосипедисты, поленившиеся слезть с велосипеда во время перехода улицы, а также любители набивать SMS-сообщения, забывающие про бдительность на проезжей части. Также дисциплина дорожного движения и корректная остановка в районе «зебры» будет совершенствоваться за счет западного опыта. Там уже много лет переходы защищаются от любителей очень близкой парковки вопреки ПДД за счет установки «камней» или бордюра на требуемое расстояние в обе стороны. А те, кому все равно нужна была остановка именно вблизи «зебры», и это получилось за счет высокого дорожного просвета авто, фиксируются камерами и очень скоро получают квитанцию за нарушение по почте.

После внесения изменений в ПДД практически в каждом месте о пешеходном переходе добавлен текст о трамвайных путях. Тем самым, законодатель устранил спорную ситуацию предыдущей редакции Правил. Ведь, раньше участок трамвайных путей, который пересекался с пешеходным переходом через проезжую часть дороги, не давал преимущества движения пешеходу.

Из этого следовало, что автолюбитель мог, объезжая транспортные средства, которые остановились перед зеброй, по трамвайным путям, смело не уступать дорогу людям, переходящим дорогу. Такая ситуация создавала реальную угрозу жизни людей, а также возможность найти лазейку в законе провинившимся водителям.

В новой редакции Правил, эта лазейка закрыта. Ведь, участок трамвайных путей отнесли к пешеходному переходу. Согласно, новой редакции Правил пешеходный переход – это участок проезжей части дороги, в том числе, трамвайных путей обозначенный соответствующими знаками и разметкой которую принято называть «зебра».

Пешеходные переходы бывают, как на участках дороги, так на перекрестках. Ширина перехода определяется шириной разметки «зебра». Если разметка на дорогу не нанесена, то ширина перехода обозначена установленными с двух сторон специальными знаками – синий прямоугольник, на котором выделен белый треугольник с изображенным черным цветом схематическим человечком, шагающим по зебре.

С 25.11.2014 года пунктом 11.4 ПДД установлено, что совершать обгон на пешеходных переходах, включая участок с трамвайными путями, категорически запрещено. Причем, независимо от того есть люди или нет.

Такое ограничение обусловлено «печальной» статистикой. Очень часто в потоке машин находился «хитрец», который старался совершить обгон на переходе с выездом на встречную полосу, и тем самым, создавал аварийную ситуацию.

Как правильно перейти регулируемый переход

Неизменным осталось главное правило движения пешеходов по регулируемому переходу – если работает светофор и регулировщик, то приоритетным сигналом для переходящего дорогу человека будут жесты, регулирующего сотрудника ГИБДД. Поэтому, очень важно освоить значение жестов регулировщика и неукоснительно следовать им.

Пунктом 6.10 Правил дорожного движения определены следующие жесты для пешеходов:

  1. Если правая рука поднята над головой, то людям категорически запрещается перемещаться по пешеходному переходу.
  2. Когда правая рука вытянута вперед, то разрешается перемещаться только за спиной регулировщика.
  3. При вытянутых руках в разные стороны, когда регулировщик похож на букву «Т», то можно переходить через проезжую часть дороги.
  4. У сотрудника полиции обе руки опущены, то нельзя двигаться со стороны спины и груди регулировщика.

Таким образом, пешеходам нужно освоить всего четыре жеста сотрудника ГИБДД, который регулирует перемещение на переходе. Правилами дорожного движения предусмотрено, что регулировщик может использовать, также, другие жесты и подавать сигналы при помощи жезла, но только они должны быть понятными, как пешеходам, так водителям.

В случае отсутствия регулировщика переходящий дорогу человек должен ориентироваться на работающий светофор. Переходить дорогу можно только на зеленый свет.

Когда светофор, установленный для пешеходов, постоянно мигает одним цветом, то он находится в нерабочем состоянии. Людям необходимо ориентироваться на сигналы светофора для водителей.

Как перейти в нерегулируемых местах

На нерегулируемых переходах, согласно пункту 4.5 ПДД – люди сами несут ответственность за свою безопасность. Пешеход обязан выходить на проезжую часть дороги, в том числе, трамвайные пути, только после того, как оценил расстояние до движущихся машин и уверен, что сможет перейти дорогу без угрозы для своего здоровья и жизни.

Правила дорожного движения запрещают пешеходам выбегать внезапно на проезжую часть или появляться из-за какого-то препятствия. К примеру, машины, столба, рекламного щита и пр. Такой запрет связан с тем, что автолюбители не смогут вовремя увидеть человека и, соответственно притормозить, чтобы его пропустить.

Также, предусмотрено, что переходить проезжую часть необходимо только под прямым углом. Во-первых, такой путь самый короткий, по сравнению с другими вариантами. Во-вторых, пешеход не будет создавать никаких дополнительных помех водителям, двигающимся на этом участке дороги.

Уступить дорогу или пропустить пешехода

В новой редакции Правил изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2, которые касаются движения по нерегулируемым переходам. В старой редакции была формулировка «пропустить пешехода», а в новой – «уступить дорогу». На первый взгляд, кажется, что смысл одинаковый, но на самом деле кардинально изменился подход.

Как правильно пропустить пешехода на пешеходном переходе?

Под «пропустить пешехода» в старых ПДД, подразумевались следующие действия – как только человек вступил на разметку зебры, то все автолюбители должны остановиться и пропускать, другими словами, ждать пока он полностью не пройдет переход.

«Уступить дорогу» значит, что водитель может проезжать через пешеходный переход пока гражданин находится далеко от машины.

В новой редакции Правил предусмотрена обязанность автовладельца остановиться и уступить дорогу человеку только, когда тот находится на близком расстоянии и движущаяся машина может помешать ему перейти дорогу. Если автомобиль не остановится, то пешеход будет вынужден изменить траекторию или скорость своего движения.

Новые правила

Согласно п. 14.1 водитель, который приближается к переходу, обязан уступить дорогу людям, которые уже переходят дорогу или вступили на нее для того, чтобы перейти. Автовладелец при подъезде к знаку дорожный переход должен снизить скорость до такой отметки, которая позволит ему остановиться и уступить дорогу человеку, находящемуся на проезжей части.

Пункт 14.3 Правил определяет поведение автовладельцев на регулируемых пешеходных переходах. В том случае, когда человек начал двигаться по проезжей части дороги на зеленый цвет, но не успел перейти дорогу до того момента, как загорелся красный цвет, то водители должны дать ему возможность спокойно дойти до тротуара.

Такая норма предписана не только для тех владельцев транспортных средств, которые стоят перед пешеходным переходом, а также приближаются я к нему. Подъезжающий к переходу водитель, несмотря на зеленый цвет своего светофора, должен остановиться и дать возможность человеку закончить переходить дорогу.

Таким образом, раньше пешеход имел преимущество на дороге, как только его нога ступала на зебру. В новой редакции Правил законодатель предусмотрел, что человеку необходимо доказать свое преимущество решительным движением по переходу, в том числе трамвайных путях. Как только он вышел на переход и начал свое движение – его необходимо пропустить.

Когда человек стоит на тротуаре и болтает по телефону, не продолжая своего движения, то водитель не обязан его пропускать. По задумке законодателей, такой подход будет стимулировать пешеходов быстро переходить переход, и тем самым не создавать заторы и увеличивать пропускную способность дорог. Это особенно актуально для мегаполисов.

Какое предусмотрено наказание

Какой будет иметь штраф водитель, не пропустивший пешехода? С сентября 2013 года вступили в силу изменения статьи 12.18 КоАП РФ, которая предусматривает административное наказание водителям транспортных средств, которые не пропустили пешеходов, имеющих преимущество в движении по дороге. Санкция по этой статье – 1500 рублей административного штрафа.

Как обеспечить безопасность движения пешехода

Вопрос безопасности пешехода раскрывает пункт 14.2 ПДД. Все водители обязаны снижать скорость перед пешеходным переходом для того чтобы при необходимости пропускать пешеходов. Если соседняя машина притормаживает перед переходом, то автолюбитель по Правилам также обязан снизить скорость и остановиться.

Новые Правила вводят с первого июля 2017 года обязанность для людей, которые идут по обочине загородной трассы, либо переходят ее в вечернее или ночное время, а также во время снегопада или тумана иметь на одежде светоотражающие элементы. Эти элементы должны быть расположены так, чтобы хорошо отражали свет фар.

Во многих Европейских странах уже давно эффективно существует такая практика. Люди, которые вечером гуляют или совершают велосипедные прогулки, одевают специальные жилеты с нанесенными светоотражающими полосами. По сути, у каждого, кто собрался загород есть в рюкзаке такой жилет. Он позволяет водителям вовремя заметить велосипедиста или пешехода.

Конечно, не приходится надеяться, что все сельское население нашей страны с ажиотажем начнет приобретать светоотражающие элементы для одежды или специальные жилеты. Но инициатива хорошая. Всем любителям походов загород, велотуризма желательно побеспокоиться о соответствующей одежде, а особенно для детей.

Итог

Подводя короткий итог, хочется сказать, что новая редакция Правил дорожного движения имеет ряд изменений, которые повлияли на взаимоотношения между водителем и пешеходом. Если раньше пешеход имел преимущество, как только вступил на зебру, то теперь ему необходимо продемонстрировать автовладельцу свое преимущество решительным движением по переходу.

Автолюбителю следует знать, что:

  • совершать обгон на переходе, включая трамвайные пути запрещено, не зависимо от того есть или нет люди;
  • формулировка «пропустить пешехода» в новой редакции Правил заменена на «уступить дорогу»;
  • «уступить дорогу» предполагает, что водитель может проехать через переход пока человек находится далеко от автомобиля;
  • автолюбитель обязан остановиться, если он мешает перейти дорогу человеку, в частности принуждает его изменить скорость или траекторию движения;
  • когда пешеход начал переходить дорогу на зеленый цвет светофора, но загорелся красный цвет, то водители должны его пропустить;
  • если человек стоит на тротуаре, то автолюбитель не обязан его пропускать.

Когда у пешехода было преимущество в движении, а водитель его не пропустил, то его накажут наложением административного штрафа в размере 1500 рублей.

Удачи вам на дороге!



Просмотров