Что такое гост

Сегодня мы поговорим об отечественных стандартах на проектную документацию. Как эти стандарты работают на практике, чем они плохи и чем хороши. При разработке документации для государственных и серьезных частных заказчиков у нас обычно нет выбора - в требования по документированию ТЗ вписано соблюдение стандартов. На практике мне приходилось сталкиваться с различными примерами недопонимания структуры стандартов, того, что должно быть в документах и зачем эти документы нужны. В итоге из-под пера техписателей, аналитиков и специалистов выходят порой такие перлы, что непонятно, в каком состоянии сознания они писались. А ведь на самом деле все достаточно просто. Поиск по Хабру не вернул ссылок на более-менее целостный материал на данную тему, потому предлагаю закрасить этот досадный пробел.

Что такое стандарты на документацию?

В серии 34, о которой идет речь, существует всего 3 основных стандарта по документированию:

Самый любимый и популярный стандарт по разработке ТЗ. Единственное, не стоит забывать, что он крепко связан с другими стандартами серии и если вы получили ТЗ, выполненное по данному стандарту, крайне желательно придерживаться и других стандартов, даже если об этом нет прямых требований. Хотя бы в плане общей идеологии (о которой ниже)

Это базовый документ, в котором приводится полный перечень документации ГОСТ 34, рекомендации по кодированию документов, к каким стадиям проекта относятся документы (стадии описываются в ГОСТ 34.601-90), а также как их можно объединить между собой.

Фактически, этот стандарт представляет собой большую таблицу с комментариями. Ее можно загнать в Excel для удобства использования.

Объемистый стандарт, с различной степенью детальности описывающий содержание проектных документов. В качестве индекса используется упомянутый выше ГОСТ 34.201-89.

К стандарту РД 50-34.698-90 существует множество вопросов и трактовок его положений, которые ввиду их неконкретности, часто понимают по-разному заказчик и исполнитель или даже члены проектной команды. Но ничего более конкретного у нас, к сожалению, нет.

Рассмотрим теперь плюсы и минусы стандартов, начав традиционно с минусов.

Минусы стандартов

Основной минус всем очевиден - стандарты старые. В них заложено устаревшее представление об архитектуре автоматизированной системы. Например:
  • приложения двухуровневые, состоящие из клиентской программы и сервера СУБД (никаких трех- и более «уровневых» приложений, никаких Weblogic или JBoss)
  • структура таблиц базы данных, будучи описана, даст представление о логической модели данных (то, что между приложением и базой может находиться какой-нибудь Hibernate, тогда казалось нехорошим излишеством)
  • пользовательский интерфейс однооконный (а разве бывает другой? А что такое «браузер»?)
  • Отчетов в системе немного, все они бумажные и печатаются на матричном принтере
  • Разрабатываемая программа ориентирована на решение «задачи обработки информации», которая имеет четкий вход и выход и узко специализирована. В основе обработки информации лежит «алгоритм». Иногда «алгоритмов» бывает несколько. (Объектно-ориентированное программирование тогда делало лишь свои первые шаги и серьезно не рассматривалось).
  • администратор базы данных понимает, какая информация лежит в таблицах и активно участвует в редактировании системных справочников (а разве бывает один сервер СУБД для 50 разных приложений?)
Соответственно, в стандарте есть артефакты, наподобие следующего:

5.8. Чертеж формы документа (видеокадра)
В документе должно быть приведено изображение формы документа или видеокадра в соответствии с требованиями государственных стандартов унифицированной системы документации Р 50-77 и необходимые пояснения.

Смысл документа в том, что на советских предприятиях использовались так называемые «Участки печати», где стояли матричные скоростные принтеры, драйверы к которым часто писали сами инженеры. Поэтому они должны были поддерживать реестр всех документов, которые требовалось печатать для гарантии того, что в напечатанном виде документы будут выглядеть так, как положено.

«Видеокадр» - это тоже документ, который выводился на текстовый дисплей. Дисплеи не всегда поддерживали нужные символы и нужное количество символов по горизонтали и строк по вертикали (а графику вообще не поддерживали). Поэтому тут тоже надо было дополнительно согласовывать формы всех экранных документов.

Сейчас уже нам ничего не говорят слова «машинограмма», «видеокадр», «АЦПУ». Я тоже их не застал в употреблении, хотя заканчивал профильный институт в 90-е. Это было время появления Windows 3.1, VGA дисплеев, трехдюймовых дискет и первых отечественных интернет-сайтов. Но в стандарте эти слова есть, и заказчик иногда капризно требует предоставить ему полный комплект документации в соответствии с ГОСТ 34.201-89. Более того, подобные формулировки в ТЗ кочуют из одного министерства в другое и стали уже неким негласным шаблоном, в который вбивают содержательную часть.

Так что документ с дурацким названием «Чертеж формы документа (видеокадра)» в проекте должен быть и должен быть не пустым.

Что в стандарте хорошо

Любой стандарт хорош уже тем, что он позволяет заказчику и исполнителю говорить на одном языке и дает гарантию, что, по крайней мере, претензий «по форме» к передаваемым результатам у заказчика не будет.

А стандарты ГОСТ 34 хороши еще и тем, что они составлялись умными людьми, обкатывались годами и у них есть четкая цель - максимально полно описать на бумаге сложную абстрактную сущность, которую представляет собой любая АСУ.

Когда вам требуется грамотно поставить задачу западным подрядчикам, которые про наши ГОСТы слыхом не слыхивали, можно также опираться на эти стандарты, а точнее на их контент, смысловую составляющую. Потому что, повторюсь, гарантия полноты информации дорогого стоит. Как бы мы себя не тешили высоким уровнем своего профессионализма, мы можем забыть включить в состав наших требований элементарные вещи, тогда как тот же ГОСТ 34.602-89 «помнит» обо всем. Если вам непонятно, как должен выглядеть результат работы западных подрядчиков, посмотрите на требования к документированию, к рекомендуемым разделам. Уверяю вас, лучше не придумать! Скорее всего, есть западные аналоги наших стандартов, в которых все может быть полнее, современнее и лучше. К сожалению, я с ними не знаком, так как не было пока ни одного случая, чтобы наших ГОСТов было бы недостаточно.

Можно смеяться над тем, что создатели стандартов ничего не знали о java или.NET, о HD мониторах и Интернете, но я бы не советовал недооценивать масштаб проделанной ими работы и ее ценность для нашего профессионального сообщества.

Как читать и понимать стандарты документации по ГОСТ серии 34

Стандарт делит все документы по двум осям - время и предметная область. Если посмотреть таблицу 2 в ГОСТ 34.201-89, то хорошо видно это деление (колонки «Стадия создания» и «Часть проекта»

Стадии создания АСУ
Стадии создания определены в ГОСТ 34.601-90. Имеют отношение к документированию из них три:Эскизный проект следует после стадии Техническое задание и служит для разработки предварительных проектных решений.

Технический проект описывает будущую систему со всех ракурсов. Документы стадии ТП должны после прочтения оставлять после себя полную ясность в предлагаемых подходах, методах, архитектурных и технических решениях. На следующей фазе уже поздно будет описывать подходы и обосновывать технические решения, так что фаза П является ключом к успешной сдаче работ, так как все многообразие требований ТЗ должно находить отражение в документах фазы П. На этапе П система может вообще не существовать.

Рабочая документация предназначена для успешного развертывания, ввода в действие и дальнейшей эксплуатации новой системы. Это документы, содержащие совершенно конкретные сведения, описывающие физически существующие сущности, в отличие от фазы П, где описывается будущее великолепие.

Части (разделы) проектной документации по созданию АСУ
Предметная область разделена на «Обеспечения». Поначалу кажется, что такое деление избыточно и ненужно. Но когда начинаешь на практике работать этим инструментарием, постепенно доходит вложенная в него идеология.

Автоматизированная система в представлении составителей ГОСТ представляет собой совокупность железа, софта и каналов связи, которая обрабатывает приходящую из разных источников информацию в соответствии с некими алгоритмами и выдает результаты обработки в виде документов, структур данных или управляющих воздействий. Примитивная модель простейшего автомата.

Для того, чтобы полностью описать этот «автомат», сделаны следующие разрезы (как в черчении):

Математическое обеспечение (МО) , отвечающее на вопросы: какая логика зашита внутри «черного ящика»? Почему выбраны именно эти алгоритмы, именно такие формулы и именно такие коэффициенты?

Математическое обеспечение ничего не знает ни о процессорах, ни о базах данных. Это отдельная абстрактная область, обитель «сферических коней в вакууме». Но математическое обеспечение бывает очень плотно связано с предметной областью, aka Реальная жизнь. Например, управляющие алгоритмы для систем управления дорожным движением требуется согласовать в ГИБДД перед тем, как их будет согласовывать заказчик. И тут понимаешь, зачем их выделяют в отдельную книжицу. Потому что в ГИБДД никому не интересно, на какой ОС будет работать сервер приложения, а вот какой знак и ограничение скорости выскочит на табло в дождь или в снег очень даже интересно. Они отвечают за свою часть, и ничего другого подписывать не собираются. С другой стороны, когда они подписали, не будет вопросов к технической стороне вопроса - почему выбрали те, а не другие табло или светофоры. Мудрость «предков» как раз и проявляется в таких вот практических кейсах.

Информационное обеспечение (ИО) . Еще один срез системы. На этот раз делается прозрачным черный ящик нашей системы и мы смотрим на циркулирующую в нем информацию. Представьте себе модель кровеносной системы человека, когда все остальные органы невидимы. Вот что-то подобное и есть Информационное обеспечение. В нем описываются состав и маршруты прохождения информации внутри и снаружи, логическая организация информации в системе, описание справочников и систем кодирования (кто делал программы для производства, тот знает, как они важны). Основная описательная часть приходится на этап ТП, но в этап РД перетекают некоторые «рудименты», наподобие документа «Каталог баз данных». Понятно, что раньше он содержал именно то, что написано в названии. Но сегодня попробуйте для сложной комплексной системы сформировать такой документ, когда очень часто в составе системы используются покупные подсистемы со своими загадочными информационными хранилищами. Я уж не говорю о том, что этот документ не особенно сейчас и нужен.

Или вот «Ведомость машинных носителей информации». Понятно, что раньше в нем были номера магнитных барабанов или бобин с пленкой. А сейчас что туда вносить?

Короче, на фазе РД документы Информационного обеспечения представляют собой довольно зловредный рудимент, так как формально они быть должны, но наполнять их особенно нечем.

Программное обеспечение (ПО) . Любимая всеми часть проектной документации. Да хотя бы потому, что это всего один документ! И потом, всем понятно, что туда нужно записывать. Но я, все-же, повторю.

В этом документе мы должны рассказать, при помощи каких программных средств выполняются алгоритмы, описанные в МО, обрабатывающие информацию, описанная в ИО. То есть, не нужно дублировать тут информацию из других разделов. Тут дается архитектура системы, обоснование выбранных программных технологий, их описание (всякие системные вещи: языки программирования, фреймворки, операционки и т.п.). Также в этом документе мы описываем как организованы средства обработки информации (очереди сообщений, хранилища, средства резервного копирования, решения по доступности, всякие пулы приложений и т.п.). В стандарте есть подробнейшее описание содержания этого документа, которое поймет любой специалист.

Техническое обеспечение (ТО) . Не менее любимая всеми часть проектной документации. Радужную картину омрачает только обилие документов, которые требуется разрабатывать. Всего по стандарту требуется разработать 22 документа, из них 9 на стадии ТП.

Дело в том, что стандарт предусматривает описание всего технического обеспечения, включая компьютерное «железо» и сети, инженерные системы и даже строительную часть (если потребуется). А это хозяйство регламентируется громадным количеством стандартов и нормативных актов, согласуется в разных организациях и поэтому удобнее все дробить на части и согласовывать (править) по частям. В то же время стандарт позволяет объединять некоторые документы друг с другом, что имеет смысл делать, если всю кучу согласует один человек.

Не забывайте также, что комплекс стандартов качества подразумевает учет и хранение технических документов, и наши «книжицы» у заказчика могут разойтись по разным архивам, в зависимости от предмета описания. Это еще один аргумент в пользу дробления документации.

Организационное обеспечение (ОО) . Подавив в себе нормальное для технаря желание проскочить этот раздел поскорее, наоборот, рассмотрю его более подробно. Так как, коллеги, в последнее время на проектах наметились нехорошие тенденции, которые требуют внесения ясности именно в этот раздел.

На стадии ТП раздел содержит всего один документ «Описание организационной структуры », в котором мы должны рассказать заказчику, к чему он должен готовиться в плане изменения оргштатной структуры. Вдруг требуется организовать новый отдел для эксплуатации вашей системы, ввести новые должности и т.п.

На стадии РД появляются другие, более интересные документы, которые мне бы хотелось рассмотреть отдельно.

Руководство пользователя . Комментарии излишни, я думаю.

Методика (технология) автоматизированного проектирования . В этот документ при необходимости можно поместить описание процесса сборки ПО, управления версиями, тестирования и т.п. Но это если в ТЗ заказчик желает самолично осуществлять сборку ПО. Если он этого не требует (и не платит за это), то вся ваша внутренняя кухня не его ума дело, и этот документ делать не нужно.

Технологическая инструкция . В связи с модой на формализацию бизнес процессов, в этот документ ушлый заказчик иногда стремится запихнуть регламенты работы службы эксплуатации. Так вот, делать этого ни в коем случае не нужно.

Описание бизнес-процессов, ролевые и должностные инструкции, регламенты работы - все это ОРД, то есть организационно-распорядительная документация. Которая является продуктом консалтингового проекта, который у вас, насколько я понимаю, не покупали. А покупали у вас проект технический и документацию к нему тоже техническую.

Технологическая инструкция является прослойкой между ОРД и руководством пользователя. РП подробно описывает как нужно делать те или иные действия в системе. Технологическая инструкция говорит о том, какие действия необходимо выполнять в тех или иных случаях, связанных с эксплуатацией системы. Грубо говоря, технологическая инструкция это краткий дайджест по РП для конкретной должности или роли. Если у заказчика роли не сформированы или он хочет, чтобы вы сами сформировали роли и требования к должностям, включите в документ самые базовые роли, например: оператор, старший оператор, администратор. Замечания заказчика на тему, «а у нас не так» или «а нам не нравится» должны сопровождаться перечнем ролей и описанием должностных обязанностей. Потому что бизнес-процессы мы не ставим . Мы эти бизнес-процессы автоматизируем .

Об описанных граблях я еще напишу отдельно, с красочными примерами, так как это повторяется уже не первый раз и в разных отраслях «народного хозяйства».

Описание технологического процесса обработки данных (включая телеобработку) . Жалкий рудимент пещерного века, когда были специально выделенные «Операторы ЭВМ», скармливающие машине перфокарты и упаковывающие распечатку результата в конвертик. Эта инструкция - для них. Что в нее писать в XXI веке - я вам точно сказать не могу. Выкручивайтесь сами. Самое лучшее, это просто забыть про этот документ.

Общесистемные решения (ОР) . Стандартом предусмотрено 17 документов раздела ОР. Во-первых, это почти все документы предварительной фазы Эскизного проектирования. Во-вторых, это всевозможные сметы, расчеты и краткие описание автоматизируемых функций. То есть, информация для людей не с основного ИТ-производства, а для вспомогательного персонала - менеджеров, сметчиков, специалистов по закупкам, экономистов и т.п.

А в-третьих, в состав ОР входит мега-документ под названием «Пояснительная записка к техническому проекту», который по задумке представляет собой некий Executive Summary, а по факту многие проектанты пихают в него вообще все полезное содержание стадии ТП. Подобный радикальный подход бывает оправдан и даже взаимно выгоден и заказчику и исполнителю работ, но в определенных случаях.

Варианты использования ГОСТ 34

  1. Полное и точное следование стандарту . Добровольно никто, естественно, такую тучу документов писать не будет. Поэтому полный комплект документов готовится только по настоятельной просьбе заказчика, которую он закрепил в ТЗ и еще договором сверху придавил. В таком случае требуется понимать все буквально и отдать заказчику физические «книжки», на которых будут стоять названия документов из таблицы 2 ГОСТ 34.201-89 за исключением совсем уж ненужных, перечень которых вы обязательно должны обговорить и закрепить письменно. Содержание документов также должно без всякой фантазии соответствовать РД 50-34.698-90, вплоть до названия разделов. Для того, чтобы у заказчика взорвался мозг, иногда большую систему делят на подсистемы, и для каждой подсистемы выпускают отдельную проектную документацию. Выглядит это устрашающе и нормальному контролю при помощи земного разума не подлежит. Особенно в части интеграции подсистем. Что значительно упрощает приемку. Главное, чтобы вы сами при этом не запутались и чтобы ваша система все-таки заработала как надо.
  2. Мы просто любим ГОСТы . В серьезных больших компаниях любят стандарты. Потому, что они помогают людям лучше понимать друг друга. Если ваш заказчик замечен в любви к порядку и стандартизации, постарайтесь придерживаться стандартной идеологии ГОСТ при разработке документов, даже если этого не требует ТЗ. Вас лучше поймут и одобрят согласующие специалисты, а вы сами не забудете включить в документацию важную информацию, лучше будете видеть целевую структуру документов, точнее планировать работы по их написанию и сэкономите себе и коллегам массу нервов и денег.
  3. Нам плевать на документацию, лишь бы все работало . Исчезающий вид безответственного заказчика. Подобный взгляд на документацию пока еще можно встретить у небольших и бедных заказчиков, а также в оставшихся со времен перестройки авторитарных «идиотократиях», где босс окружен верными друзьями - директорами, и все вопросы решаются в личных беседах. Вы вольны в подобных условиях забивать на документирование вообще, но лучше, все таки, прицел не сбивать и хотя бы схематично наполнять содержимым документацию. Если не этому заказчику, так следующему передадите (продадите).

Заключение

Эта статья была о наших ГОСТах на документирование АСУ. ГОСТы старые, но, как оказалось, до сих пор очень даже полезные в хозяйстве. Не считая некоторые явные рудименты, структура документации обладает свойствами полноты и непротиворечивости, а следование стандарту снимает многие проектные риски, о существовании которых мы можем по началу не догадываться.

Надеюсь, изложенный материал был вам полезен, или, как минимум, интересен. Несмотря на внешнюю скуку, документирование является важной и ответственной работой, аккуратность в которой так же важна, как и при написании хорошего кода. Пишите хорошие документы, коллеги! А я на следующей неделе отправляюсь в две подряд командировки, так что публикацию новых материалов не гарантирую (загашника у меня нет, пишу из головы).

@ Журавлев Денис

Многие IT-компании, которые занимаются разработкой и сопровождением программного обеспечения и автоматизированных комплексов, сталкиваются с задачей создания пользовательской документации для своих продуктов в соответствии с требованиями ГОСТ.

Как правило, необходимость в наличии документации по ГОСТ возникает при сотрудничестве с государственными организациями, крупными производствами и компаниями, при заказной разработке программного обеспечения по тендерам и госзаказам или при необходимости добавить программный продукт в "Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО)".

Существует две серии (набора) стандартов, которые регламентируют набор создаваемых документов и правила их оформления при разработке автоматизированных систем, комплексов и программного обеспечения:

С одной стороны, эти два стандарта конкурируют между собой, предлагаю различные варианты комплектности документации на проект. С другой стороны, они фокусируются на разных аспектах, и поэтому хорошо дополняют друг друга.
ГОСТ 34 главным образом определяет комплектность, виды, структуру и содержание создаваемых документов.
ГОСТ 19 в большей степени определяет правила оформления документов.
Поэтому, на практике часто используются сразу оба этих ГОСТа.

Если говорить именно о документации для конечного пользователя системы, то из перечня описываемых в ГОСТ 34 документов нас интересует "Руководство пользователя". В ГОСТ 19 аналогичный по смыслу документ называется "Руководство оператора", но для программного обеспечения чаще используется именно первый вариант.

Руководство пользователя поставляется с любым изделием, программой, системой. Он должен предоставлять пользователю информацию о свойствах продукта, его функциональности, способах использования и работе с ним.

Для начинающего технического писателя или простого специалиста, которому неожиданно поручили подготовить руководство пользователя по ГОСТ, эта задача является серьезной проблемой.

Мало того, что необходимо изучить большое число нормативных документов, изобилующих перекрестными ссылками и написанных сложным, излишне канцелярским, почти юридическим языком, так еще необходимо выбрать оттуда требования, относящиеся именно к создаваемому виду документа. Затем, на протяжении всей работы, нужно постоянно контролировать соблюдение этих требований в рабочем документе, постоянно сверяясь со стандартами.

Обычно проблема усугубляется еще и нехваткой времени, так как писать пользовательскую документацию, к сожалению, часто принято в самом конце проекта, перед самым дедлайном - датой сдачи или запуска системы.

У опытного технического писателя документирование по ГОСТ, возможно, не вызовет серьезных затруднений. Однако, даже у него подготовка шаблонов новых документов, приведение к требованиями стандартов существующей документации или проверка финального документа на соответствие этим требованиям может занять существенное время.

Dr.Explain упрощает создание руководства пользователя по ГОСТ

Начиная с версии 5.5.1100 программа для создания пользовательской документации Dr.Explain предлагает функцию автоматизированной поддержки ГОСТ в проектах. Эта функция призвана значительно облегчить жизнь пользователям, перед которыми стоит задача создания руководства пользователя в соответствии с требованиями государственных стандартов.

В частности программа Dr.Explain контролирует и автоматизирует поддержку следующих требований стандартов:

  • Наличие обязательных разделов документа “Руководство пользователя” [ГОСТ 34 РД 50-34.698-90]. Все разделы снабжаются пояснениями по их содержанию.
  • Оформление титульных листов, аннотации и содержания [ГОСТ 19.105-78, 19.104-78].
  • Параметры печатных страниц документа и расположение основных элементов на них [ГОСТ 19.106-78].
  • Структуру и оформление колонтитулов [ГОСТ 19.106-78].
  • Оформление текстовой части документа: стили шрифтов, абзацные отступы, межстрочные интервалы [ГОСТ 19.106-78].
  • Формирование и оформление заголовков, разделов, перечислений (списков) [ГОСТ 19.106-78].

Управление функцией поддержки ГОСТ для проекта доступно в Настройках проекта в разделе Общие .

При включенном режиме поддержки ГОСТ для проекта соответствующие пользовательские настройки для печатаемых форматов RTF\DOC и PDF автоматически перекрываются программой, что гарантирует полное соответствие параметров выходных документов требованиям стандартов.

Для выходных форматов HTML и CHM будут использоваться пользовательские настройки вне зависимости от активности режима поддержки ГОСТ. Это снимает ограничение на свободную стилизацию этих форматов и позволяет, например, оформить онлайн-справку полностью в корпоративном или тематическом стиле.

Важно:

Важно: Функция поддержки ГОСТ доступна в Dr.Explain только в русскоязычной версии интерфейса. Язык интерфейса программы выбирается в меню Настройки\Выбор языка программы (Options\Application language ).

Создание нового руководства пользователя по ГОСТ

Для создания нового руководства пользователя по требованиям ГОСТ 34 в программе Dr.Explain можно использовать команды меню Файл \ Создать локальный проект - Руководство пользователя по ГОСТ 34 или Файл \ Создать общий проект на tiwri.com - Руководство пользователя по ГОСТ 34

или аналогичные кнопки на стартовом экране приложения.

Программа создаст новый проект, в котором уже присутствуют шаблон титульного листа, аннотация, оглавление и обязательные разделы, оформленные по ГОСТ.

В тексте каждого раздела будет приведена краткая инструкция-подсказка о том, что необходимо включить в данный раздел. Пользователю необходимо только наполнить разделы актуальным содержимым.

Настройки оформления для печатных форматов RTF/DOC и PDF будут выставлены в соответствии с требованиям ГОСТ 19.

Приведение существующей пользовательской документации в соответствие с требованиями ГОСТ

Также программа Dr.Explain позволяет привести существующую пользовательскую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ.

Важно: Перед включением режима поддержки ГОСТ для уже существующих в формате Dr.Explain проектов необходимо сделать резервную копию gui-файла проекта.

Если исходная документация еще не ведется в Dr.Explain, а хранится в других форматах, первым шагом необходимо выполнить импорт существующих документов в программу. Dr.Explain поддерживает импорт документов из ряда популярных форматов. Команды импорта доступны как на стартовом окне программы, так и в меню Файл .

Затем необходимо включить режим поддержки ГОСТ в свойствах проекта описанным ранее способом. Программа проверит структуру документа на наличие обязательных разделов и, если они отсутствуют, создаст их. Остальные существующие разделы, наличие которых не регламентировано ГОСТами, будут перенесены в скрытый от экспорта раздел “Старое дерево разделов ”.

Пользователь должен будет перенести содержимое этих разделов или разделы целиком методом drag-n-drop в основное дерево проекта и отредактировать их по необходимости.

Как и в первом случае настройки оформления для печатных форматов RTF/DOC и PDF будут выставлены в соответствии с требованиям ГОСТ 19.


Единая система программной документации - комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации.

Состав еспд

ГОСТ 19.004 ЕСПД. Термины и определения.

ГОСТ 19.101 ЕСПД. Виды программ и программных документов.

ГОСТ 19.102 ЕСПД. Стадии разработки.

ГОСТ 19.103 ЕСПД. Обозначения программ и программных документов.

ГОСТ 19.104 ЕСПД. Основные надписи.

ГОСТ 19.105 ЕСПД. Общие требования к программным документам.

ГОСТ 19.106 ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным печатным способом.

ГОСТ 19.201 ЕСПД. Техническое задание. Требование к содержанию и оформлению.

ГОСТ 19.202 ЕСПД. Спецификация. Требование к содержанию и оформлению.

ГОСТ 19.401 ЕСПД. Текст программы. Требование к содержанию и оформлению.

ГОСТ 19.402 ЕСПД. Описание программы.

ГОСТ 19.501 ЕСПД. Формуляр. Требование к содержанию и оформлению.

ГОСТ 19.502 ЕСПД. Общее описание. Требование к содержанию и оформлению.

ГОСТ 19.503 ЕСПД. Руководство системного программиста. Требование к содержанию и оформлению.

ГОСТ 19.504 ЕСПД. Руководство программиста. Требование к содержанию и оформлению.

ГОСТ 19.505 ЕСПД. Руководство оператора. Требование к содержанию и оформлению.

ГОСТ 19.506 ЕСПД. Описание языка. Требование к содержанию и оформлению.

ГОСТ 19.601 ЕСПД. Общее правила дублирования, учета и хранения.

ГОСТ 19.602 ЕСПД. Правила дублирования, учета и хранения программных документов, выполненных печатным способом.

ГОСТ 19.603 ЕСПД. Общие правила внесения изменений.

ГОСТ 19.604 ЕСПД. Правила внесения изменений в программные документы, выполненные печатным способом.

ГОСТ 19.001 ЕСПД. Общие положения.

Единая система программной документации (ЕСПД) – комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации.

В стандартах ЕСПД устанавливаются требования, регламентирующие

разработку,

сопровождение,

изготовление и

эксплуатацию программ.

Правила и положения, устанавливаемые в стандартах ЕСПД распространяются на программную документацию для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения.

В состав ЕСПД входят следующие группы стандартов:

0 – Общие положения.

1 – Основополагающие стандарты.

2 – Правила выполнения документации разработки.

3 – Правила выполнения документации выполнения.

4 – Правила выполнения документации сопровождения.

5 – Правила выполнения эксплуатационной документации.

6 – Правила обращения программной документации.

7 – Резервная группа.

8 – Резервная группа.

9 – Прочие стандарты.

ГОСТ 19.101 ЕСПД. Виды программ и программных документов.

Стандарт устанавливает виды программ и программных документов для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения.

Виды программ:

Программа-оригинал. Программа, предназначенная для хранения и воспроизводства с нее дубликатов.

Дубликат программы. Программа, являющаяся копией программы оригинала и предназначенная для хранения и изготовления копий.

Копия программы. Программа, предназначенная для непосредственной эксплуатации.

Виды программных документов (выборка для условий проектирования программ для ПЭВМ):

Техническое задание. Назначение и область применения программы, технические, технико-экономические и специальные требования, предъявляемые к программе, необходимые стадии и сроки разработки, виды испытаний.

Спецификация. Состав программы и документации на нее.

Ведомость держателей подлинника. Перечень фирм, на которых хранят оригиналы программ и подлинники программной документации.

Текст программы. Запись программы с необходимыми коментариями.

Описание программы. Сведения о логической структуре и функционировании программы.

Пояснительная записка. Обоснование принятых технических решений, описание общего алгоритма функционирования программы.

Порядок и методика испытаний. Требования, подлежащие проверке при испытании программы, а также порядок и методы их контроля.

Руководство оператора (пользователя). Сведения для обеспечения процедуры общения с вычислительной системой в процессе выполнения программы.

ГОСТ 19.102 ЕСПД. Стадии разработки.

Стадия разработки

Этап работ

Техническое задание

Обоснование необходимости разработки программы

Постановка задачи.

Сбор исходных материалов.

Выбор критериев эффективности программы.

Обоснование необходимости проведения НИР.

Научно-исследовательские работы

Определение структуры входных и выходных данных.

Предварительный выбор методов решения задач.

Обоснование целесообразности применения ранее разработанных программ.

Определение требований к техническим средствам.

Обоснование принципиальной возможности решения поставленной задачи.

Разработка и утверждение ТЗ

Определение требований к программе.

Разработка технико-экономического обоснования разработки программ.

Определение стадий, этапов и сроков разработки.

Выбор языков программирования.

Согласование и утверждение ТЗ.

Эскизный проект

Разработка ЭП

Предварительная разработка структуры входных и выходных данных.

Уточнение методов решения задачи.

Разработка общего алгоритма решения задачи.

Разработка ТЭО

Утверждение ЭП

Согласование и утверждение ЭП.

Технический проект

Разработка ТП

Уточнение структуры входных и выходных данных.

Разработка алгоритма решения задачи.

Определение формы представления входных и выходных данных.

Определение семантики и синтаксиса языка.

Разработка структуры программы.

Окончательное определение конфигурации технических средств.

Утверждение ТП

Разработка плана мероприятий по разработке и внедрению программ.

Разработка пояснительной записки.

Согласование и утверждение ТП.

Рабочий проект

Разработка программы

Программирование и отладка программы

Изготовление программы-оригинала.

Разработка программной документации

Разработка программной документации.

Испытание программы

Разработка, согласование и утверждение порядка и методики испытания.

Проведение испытаний.

Корректировка программы и программной документации по результатам испытаний.

Внедрение

Подготовка и передачи программы

Подготовка и передача программы и документации для сопровождения.

Оформление и утверждение акта о передачи программы для сопровождения.

Передача программы в фонд алгоритмов и программ.

ГОСТ 19.201 ЕСПД. Техническое задание. Требование к содержанию и оформлению.

Стандарт устанавливает порядок построения и оформления технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения.

Техническое задание должно содержать следующие разделы:

Наименование и область применения.

В разделе указывают наименование, краткую характеристику области применения, программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изделие.

Основание для разработки.

В разделе должны быть указаны документ, на основании которого ведется разработка.

Назначение разработки.

В разделе должно быть указано функциональное и эксплуатационное назначение программы или программного изделия.

Технические требования к программе или программному изделию.

В разделе должны содержаться следующие подразделы:

Требования к функциональным характеристикам.

Условия эксплуатации.

Требования к составу и параметрам технических средств.

Требования к информационной и программной совместимости.

В подразделе «Требования к функциональным характеристикам» должны быть указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выходных данных, временным характеристикам и т.д.

В подразделе «Требования к составу и параметрам технических средств» указывают необходимый состав технических средств с указанием их технических характеристик.

В подразделе «Требования к информационной и программной совместимости» должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам решения, исходным кодам, языкам программирования.

Технико-экономические показатели.

В разделе указываются ориентировочная экономическая эффективность, предполагаемая годовая потребность, экономические преимущества разработки по сравнениями случшими образцами и аналогами.

Стадии и этапы разработки.

Порядок контроля и приемки.

В разделе должны быть указаны виды испытаний и общие требования к приемке работы.

ГОСТ 19.402 ЕСПД. Описание программы.

Документ состоит из информационной части (аннотации и содержания) и основной части (функциональное назначение, описание логики).

В разделе «Функциональное назначение» указывается назначение программы и приводят общее описание функционирования программы и сведения об ограничениях на применение.

В разделе «Описание логики» указывают:

Описание структуры программы и ее составных частей.

Описание функций составных частей и связей между ними.

Сведения о языке программирования.

Описание входных и выходных данных для каждой из составных частей.

Описание логики составных частей (при необходимости составляются описания схем программ).

При описании логики программы необходима привязка к тексту программы.

ГОСТ 19.505 ЕСПД. Руководство оператора. Требование к содержанию и оформлению.

Документ должен содержать следующие разделы:

Назначение программы.

Условия применения.

Пуск программы.

Команды оператора.

Сообщения оператору.

В разделе «Пуск программы» должны быть указаны действия, которые должны быть выполнены для обеспечения загрузки и выполнения программы.

В разделе «Команды оператора» должно быть приведено описание функций и возможных вариантов команд, с помощью которых оператор осуществляет загрузку и управляет выполнением программы, а также порядок действий оператора при завершении работы программы.

В разделе «Сообщения оператору» должны быть приведены тексты сообщений, выдаваемых в ходе выполнения программы, описание их содержания и соответствующие действия оператора (действия оператора в случае сбоя, возможности повторного запуска программы).


ГОСТ - государственный стандарт

Государственные стандарты (ГОСТ) впервые были разработаны Комитетом по стандартизации при Совете труда и обороны, созданном в 1925 году. Тогда 80 лет назад были разработаны и утверждены стандарты, регламентирующие производство практически всего - начиная от продуктов питания и заканчивая автомобилями. Данные стандарты носили обязательный характер и действовали на всей территории СССР.

На сегодняшний день насчитывается порядка 25 тысяч ГОСТов, которые распространены не только на территории Российской Федерации, но и некоторых стран СНГ, таких как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина. С 27 декабря 2002 года, согласно Федеральному закону о техническом регулировании (№184-ФЗ) ГОСТ перестал носить обязательный характер и может применяться добровольно (за исключением случаев, касающихся обеспечения безопасности здоровья граждан или окружающей среды). В этом же году было введено понятие технического регламента, который в будущем должен заменить государственные стандарты.

Публикация текстов ГОСТов на территории Российской Федерации должна вестись на бесплатной основе. На официальном сайте Ростехрегулирования можно найти в открытом доступе большинство государственных стандартов.

Классификация ГОСТов

В советское время классификация ГОСТов была представлена в «Классификаторе Государственных стандартов СССР». Классификация ГОСТов в классификаторе стандартов СССР являлась строго иерархической. Система классификации ГОСТов включала несколько уровней, при этом каждому стандарту присваивался отдельный буквенно-цифровой код.

На сегодняшний день классификация ГОСТов ведется по Общероссийскому классификатору, разработанному в ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству и введенному в действие в 2000 году. Общероссийский классификатор согласуется с Международным классификатором стандартов ISO.

В данном классификаторе каждому стандарту присваивается соответствующий цифровой код, который состоит из номера и года утверждения ГОСТа. Номер стандарта имеет префикс, указывающий его на принадлежность к определенной серии документации, и порядковый номер, который определяется последовательностью принятия. Например:

Так как ГОСТ носит частично международный характер для стандартов, действующих только на территории России, принято наименование ГОСТ Р.

На нашем сайте вы можете найти основные стандарты, регулирующие производственные процессы в сфере информационных технологий.

ГОСТ 34 и ГОСТ 19

Наиболее частой проблемой при разработке технической документации является вопрос выбора правильного стандарта (ГОСТ 19 или ГОСТ 34 ). Ключ к пониманию разницы между данными стандартами заложен в наименовании их комплекса - Единая система программной документации (ГОСТ 19 ) и Комплекс стандартов на автоматизированные системы (ГОСТ 34 ).

Автоматизированная система является результатом целенаправленной деятельности ведущей к автоматизации одного или нескольких производственных процессов на предприятии. Таким образом, автоматизированная система (АС) должна иметь:

  • цель (например: оптимизация процесса документооборота на предприятии);
  • обслуживающий и эксплуатационный персонал (например: системный администратор, администратор баз данных и т.п.);
  • программные средства, обеспечивающие корректную работу АС (например: операционная система);
  • комплекс технических средств, на котором развернута АС (например: сервер, рабочее место пользователя).

В то время как АС является комплексной системой, программа представляет собой код, исполняемый машиной (компьютером). Программа может существовать как часть автоматизированной системы, так отдельно.

Таким образом, при разработке технической документации на автоматизированную систему необходимо руководствоваться рекомендациями стандартов входящих в состав ГОСТ 34 , в то время как для программы принято использовать ГОСТ 19 .

ГОСТ 34.601-90

Группа П87

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Комплекс стандартов на автоматизированные системы

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ

СТАДИИ СОЗДАНИЯ

Information technology. Set of standards for automated systems. Automated systems. Stages of development

МКС 35.080
ОКСТУ 0034

Дата введения 1992-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 29.12.90 N 3469

3. ВЗАМЕН ГОСТ 24.601-86 , ГОСТ 24.602-86

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта, приложения

ГОСТ 19.101-77

Приложение 1

ГОСТ 34.201-89

Приложение 1

6*. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2009 г.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление и т.п.), включая их сочетания, создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях (далее - организациях).

Стандарт устанавливает стадии и этапы создания АС.

В приложении 1 приведено содержание работ на каждом этапе.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

1.2. Стадии и этапы создания АС выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом.

1.3. Работы по развитию АС осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания АС.

1.4. Состав и правила выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в соответствующей документации организаций, участвующих в создании конкретных видов АС.

Перечень организаций, участвующих в работах по созданию АС, приведен в приложении 2.

2. СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АС

2.1. Стадии и этапы создания АС в общем случае приведены в таблице.

Этапы работ

1. Формирование требований к АС

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС

1.2. Формирование требований пользователя к АС

1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

2. Разработка концепции АС

2.1. Изучение объекта

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ

2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя

2.4. Оформление отчета о выполненной работе

3. Техническое задание

3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС

4. Эскизный проект

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям

4.2. Разработка документации на АС и ее части

5. Технический проект

5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям

5.2. Разработка документации на АС и ее части

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации

6. Рабочая документация

6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части

6.2. Разработка или адаптация программ

7. Ввод в действие

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие

7.2. Подготовка персонала

7.3. Комплектация АС поставляемая изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)

7.4. Строительно-монтажные работы

7.5. Пусконаладочные работы

7.6. Проведение предварительных испытаний

7.7. Проведение опытной эксплуатации

7.8. Проведение приемочных испытаний

8. Сопровождение АС

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами

8.2. Послегарантийное обслуживание

2.2. Стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании на основе настоящего стандарта.

Допускается исключать стадию "Эскизный проект" и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии "Технический проект" и "Рабочая документация" в одну стадию "Технорабочий проект". В зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается выполнять отдельные этапы работ до завершения предшествующих стадий, параллельное во времени выполнение этапов работ, включение новых этапов работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

1. На этапе 1.1 "Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС" в общем случае проводят:

- сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности;

- оценку качества функционирования объекта и осуществляемых видов деятельности, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации;

- оценку (технико-экономической, социальной и т.п.) целесообразности создания АС.

2. На этапе 1.2 "Формирование требований пользователя к АС" проводят:

- подготовку исходных данных для формирования требований к АС (характеристика объекта автоматизации, описание требований к системе, ограничения допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию, эффект, ожидаемый от системы, условия создания и функционирования системы);

- формулировку и оформление требований пользователя к АС.

3. На этапе 1.3 "Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)" проводят оформление отчета о выполненных работах на данной стадии и оформление заявки на разработку АС (тактико-технического задания) или другого заменяющего ее документа с аналогичным содержанием.

4. На этапах 2.1 "Изучение объекта" и 2.2 "Проведение необходимых научно-исследовательских работ" организация-разработчик проводит детальное изучение объекта автоматизации и необходимые научно-исследовательские работы (НИР), связанные с поиском путей и оценкой возможности реализации требований пользователя, оформляют и утверждают отчеты о НИР.

5. На этапе 2.3 "Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя" в общем случае проводят разработку альтернативных вариантов концепции создаваемой АС и планов их реализации; оценку необходимых ресурсов на их реализацию и обеспечение функционирования; оценку преимуществ и недостатков каждого варианта; сопоставление требований пользователя и характеристик предлагаемой системы и выбор оптимального варианта; определение порядка оценки качества и условий приемки системы; оценку эффектов, получаемых от системы.

6. На этапе 2.4 "Оформление отчета о выполненной работе" подготавливают и оформляют отчет, содержащий описание выполненных работ на стадии, описание и обоснование предлагаемого варианта концепции системы.

7. На этапе 3.1 "Разработка и утверждение технического задания на создание АС" проводят разработку, оформление, согласование и утверждение технического задания на АС и, при необходимости, технических заданий на части АС.

8. На этапе 4.1 "Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям" определяются: функции АС; функции подсистем, их цели и эффекты; состав комплексов задач и отдельных задач; концепции информационной базы, ее укрупненная структура; функции системы управления базой данных; состав вычислительной системы; функции и параметры основных программных средств.

9. На этапе 5.1 "Разработка проектных решений по системе и ее частям" обеспечивают разработку общих решений по системе и ее частям, функционально-алгоритмической структуре системы, по функциям персонала и организационной структуре, по структуре технических средств, по алгоритмам решений задач и применяемым языкам, по организации и ведению информационной базы, системе классификации и кодирования информации, по программному обеспечению.

10. На этапах 4.2 и 5.2 "Разработка документации на АС и ее части" проводят разработку, оформление, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию АС. Виды документов - по ГОСТ 34.201 .

11. На этапе 5.3 "Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку" проводят: подготовку и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС; определение технических требований и составление ТЗ на разработку изделий, не изготавливаемых серийно.

12. На этапе 5.4 "Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации" осуществляют разработку, оформление, согласование и утверждение заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации для проведения строительных, электротехнических, санитарно-технических и других подготовительных работ, связанных с созданием АС.

13. На этапе 6.1 "Разработка рабочей документации на систему и ее части" осуществляют разработку рабочей документации, содержащей все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу АС в действие и ее эксплуатации, а также для поддерживания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы в соответствии с принятыми проектными решениями, ее оформление, согласование и утверждение. Виды документов - по ГОСТ 34.201 .

14. На этапе 6.2 "Разработка или адаптация программ" проводят разработку программ и программных средств системы, выбор, адаптацию и (или) привязку приобретаемых программных средств, разработку программной документации в соответствии с ГОСТ 19.101 .

15. На этапе 7.1 "Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие" проводят работы по организационной подготовке объекта автоматизации к вводу АС в действие, в том числе: реализацию проектных решений по организационной структуре АС; обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами; внедрение классификаторов информации.

16. На этапе 7.2 "Подготовка персонала" проводят обучение персонала и проверку его способности обеспечить функционирование АС.

17. На этапе "Комплектация АС поставляемыми изделиями" обеспечивают получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий. Проводят входной контроль их качества.

18. На этапе 7.4 "Строительно-монтажные работы" проводят: выполнение работ по строительству специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала АС; сооружение кабельных каналов; выполнение работ по монтажу технических средств и линий связи; испытание смонтированных технических средств; сдачу технических средств для проведения пусконаладочных работ.

19. На этапе 7.5 "Пусконаладочные работы" проводят автономную наладку технических и программных средств, загрузку информации в базу данных и проверку системы ее ведения; комплексную наладку всех средств системы.

20. На этапе 7.6 "Проведение предварительных испытаний" осуществляют:

- испытания АС на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний;

- устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на АС, в том числе эксплуатационную в соответствии с протоколом испытаний;

- оформление акта о приемке АС в опытную эксплуатацию.

21. На этапе 7.7 "Проведение опытной эксплуатации" проводят: опытную эксплуатацию АС; анализ результатов опытной эксплуатации АС; доработку (при необходимости) программного обеспечения АС; дополнительную наладку (при необходимости) технических средств АС; оформление акта о завершении опытной эксплуатации.

22. На этапе 7.8 "Проведение приемочных испытаний" проводят:

Испытания на соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;

- анализ результатов испытаний АС и устранение недостатков, выявленных при испытаниях;

- оформление акта о приемке АС в постоянную эксплуатацию.

23. На этапе 8.1 "Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами" осуществляют работы по устранению недостатков, выявленных при эксплуатации АС в течение установленных гарантийных сроков, внесению необходимых изменений в документацию на АС.

24. На этапе 8.2 "Послегарантийное обслуживание" осуществляют работы по:

- анализу функционирования системы;

- выявлению отклонений фактических эксплуатационных характеристик АС от проектных значений;

- установлению причин этих отклонений;

- устранению выявленных недостатков и обеспечению стабильности эксплуатационных характеристик АС;

- внесению необходимых изменений в документацию на АС.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАБОТАХ ПО СОЗДАНИЮ АС

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

1. Организация-заказчик (пользователь), для которой создается АС и которая обеспечивает финансирование, приемку работ и эксплуатацию АС, а также выполнение отдельных работ по созданию АС;

2. Организация-разработчик, которая осуществляет работы по созданию АС, представляя заказчику совокупность научно-технических услуг на разных стадиях и этапах создания, а также разрабатывая и поставляя различные программные и технические средства АС;

3. Организация-поставщик, которая изготавливает и поставляет программные и технические средства по заказу разработчика или заказчика;

4. Организация-генпроектировщик объекта автоматизации;

5. Организации-проектировщики различных частей проекта объекта автоматизации для проведения строительных, электротехнических, санитарно-технических и других подготовительных работ, связанных с созданием АС;

6. Организации строительные, монтажные, наладочные и другие.

Примечания:

1. В зависимости от условий создания АС возможны различные совмещения функций заказчика, разработчика, поставщика и других организаций, участвующих в работах по созданию АС.

2. Стадии и этапы выполняемых ими работ по созданию АС определяются на основании настоящего стандарта.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009



Просмотров