Что есть причинно следственная связь. Примеры причинно-следственной связи в уголовном праве

Платон различает νους от ανάγκη, то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).

Новая философия

Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:

  1. по возможности сузить круг прямого действия первой производящей Причины, не обращаясь к её единичным и непосредственным актам для объяснения определённых вещей и явлений в мире;
  2. устранить изыскание конечных Причин, или целей, из объяснений природы;
  3. исследовать происхождение и значение самого понятия Причины, в особенности Причины производящей.

В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс , Мальбранш , Окказионализм , Спиноза).

Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон , выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные П. (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ П. производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие П. на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие П., которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная П. дня и ночи - суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, - должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между П. и следствием здесь не имеется, - так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня - предыдущую ночь, причиной ночи - предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.

Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие П., на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра . Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная П. наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная П. наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой П., ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.

Новейшая философия

Вообще, вся работа новейшей философской мысли по вопросу о причинности страдает двумя главными недостатками:

  • отделение П. производящей от трёх остальных видов причинности, допустимое и даже неизбежное как предварительный методологический прием, остается окончательной точкой зрения исследователя, вследствие чего и результаты исследования необходимо получают крайне схоластический характер и лишены действительного философского содержания и интереса;
  • связь между реальной причинностью и её истинным корнем в логическом законе, или принцип достаточного основания, остается окончательно не выясненной; отношение частных и единичных П. к универсальной П. всего существующего остается недостаточно определённым, вследствие чего все новейшие философемы, в которые входит понятие П., имеют или слишком общий и отвлеченный, или слишком отрывочный характер.

Выяснением и устранением этих недостатков обусловлена дальнейшая задача философии по данному вопросу.

Онтология причинной зависимости

В онтологическом смысле причину также можно понимать спецификой, отличающей одно из обстоятельств события изменения , позволяющей видеть данное обстоятельство побудившим (вызвавшим) само событие изменения. Альтернативой причины в таком случае служит следствие (последствие) - формат нечто присущего действительности именно как состоявшегося благодаря данному событию изменения.

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Причинно-следственный подход перерасчета затрат
  • Причинности принцип

Смотреть что такое "Причинно-следственная связь" в других словарях:

    причинно-следственная связь - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN casual effect … Справочник технического переводчика

    Причинность (причинно-следственная связь) - связь между причиной и следствием. Следствие, произведенное некоторой причиной, само становится причиной и порождает новое следствие и т. д., это и есть причинно следственная связь или то, что можно также назвать причинным рядом или причинной… … Начала современного естествознания

    Причинная связь в уголовном праве - это объективно существующая связь между преступным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, наличие которой является обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности, если состав преступления по конструкции … Википедия

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - реакция определенной системы на результаты действия ее компонентов (ее в целом) в тех случаях, когда имеется причинно следственная зависимость между двумя переменными. Обратная связь необходимый элемент реализации гомеостаза, саморазвития… … Экологический словарь

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - 1) процесс получения человеком информации о результатах его собственных речевых и неречевых действий; 2) причинно следственная детерминация взаимодействия участников образовательного процесса … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Коэффициент корреляции - (Correlation coefficient) Коэффициент корреляции это статистический показатель зависимости двух случайных величин Определение коэффициента корреляции, виды коэффициентов корреляции, свойства коэффициента корреляции, вычисление и применение… … Энциклопедия инвестора

    Парабены - Общая химическая структура парабенов (пара гидроксибензоат) . R алкильный заместитель Парабены сложные эфиры консервантов в косметической, фармацевтической и пищевой промышле … Википедия

    Билумид - Действующее вещество ›› Бикалутамид* (Bicalutamide*) Латинское название Bilumide АТХ: ›› L02BB03 Бикалутамид Фармакологические группы: Андрогены, антиандрогены ›› Противоопухолевые гормональные средства и антагонисты гормонов Нозологическая… … Словарь медицинских препаратов

    Калумид - Действующее вещество ›› Бикалутамид* (Bicalutamide*) Латинское название Calumid АТХ: ›› L02BB03 Бикалутамид Фармакологическая группа: Противоопухолевые гормональные средства и антагонисты гормонов Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› C61… … Словарь медицинских препаратов


Внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится, называется причинностью. Причинность всеобща, так как нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.

Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причем оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех других случаях.

Уголовное дело возбуждается по факту обнаружения преступных последствий. Нужно установить, чьё действие (бездействие) вызвало преступные последствия.

Следователь пытается смоделировать возможные действия. То есть, нужно установить причинно-следственную связь.

Причинно-следственная связь - это связь между общественно-опасным деянием и наступившими преступными последствиями. Установление этой связи позволит доказать, чьи действия вызвали наступление преступного результата.

В уголовном праве причинная связь является конструктивным признаком объективной стороны преступлений, имеющих материальный состав. В связи с этим она признается необходимым и непременным условием уголовной ответственности за наступившие общественно опасные последствия.

На сегодняшний день используется теория необходимого причинения, которую разработал Пионтковский (с 30х годов 20 века). В основе - философские категории необходимости и случайности.

Причиной в уголовном праве выступает общественно-опасное деяние, а в качестве следствия - преступный результат.

Для правильного решения вопроса о причинной связи должен быть определен ряд обстоятельств, наличие которых позволяет признать, что общественно опасное деяние явилось причиной наступивших последствий. Одним из элементов причинной связи выступает достоверно установленное последствие. О причине мы может говорить только тогда, когда имеется результат, а пока его нет, ничто не может быть названо причиной.

Кроме того, необходимо установить факт совершения лицом, которому вменяются эти последствия, общественно опасного деяния, указанного в законе. Если последнее отсутствует, то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.

Согласно теории необходимого причинения, необходимо доказать три условия:

1) Что общественно-опасное деяние предшествовало преступному результату. Однако надо иметь в виду, что простая последовательность деяния и наступившего вреда, характеризующая временную зависимость, еще не свидетельствует о причинно-следственной связи между ними. Иначе говоря, „после этого“ не всегда значит „вследствие этого“.

2) Что общественно-опасное деяние было одним из необходимых условий наступления преступного результата. Мысленно из цепочки событий убирается деяние и выясняется, наступил бы преступный результат, если бы деяния не было.

3) Что наступивший результат является закономерным, внутренне присущим этому деянию. Нужно проанализировать, насколько преступный результат типичен для данного деяния. Наступившее последствие должно выступать результатом именно этого, а не какого-либо другого деяния.

Установление причинной связи обязательно не только при совершении деяния путем действия, но и при преступном бездействии.

Как известно, общественные отношения могут быть нарушены либо извне, либо изнутри. При бездействии имеет место последний способ, т.е. в этом случае бездействует субъект, включенный в систему общественных отношений в качестве обязательного элемента, который должен был действовать. Таким образом, причинная связь между бездействием и наступившим общественно опасным последствием имеет место, если на лице лежала юридическая обязанность совершить требуемое действие, существовала возможность как отрицательного, так и положительного исхода, совершение требуемого действия могло превратить возможность положительного исхода в действительность.

Причинность в неосторожных преступлениях характеризуется многофакторностью, т.е. множественностью причин и условий, что предопределяет вопрос о различной причиняющей роли каждого из них. Например, одно транспортное происшествие может порождаться в среднем более 250 факторами. В этом случае общей причиной будет выступать вся совокупность явлений, а частной причиной - отдельные факторы. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности, как правило, состоит из ряда звеньев причинной цепи

Теории причинно-следственной связи

Вопросы причинной связи законодательством непосредственно не разрешаются. В теории уголовного права не сформулировано единой точки зрения на то, какие последствия могут быть вменены лицу, совершившему общественно опасное деяние.

Теории необходимого причинения предшествовало множество других. С 19 века уголовное право пыталось создать теорию причинно-следственной связи, которая была бы приемлема на практике. Основной вопрос был в том, что нужно доказать для установления причинно-следственной связи.

1) Теория эквивалентности (Колоколов, Сергиевский).

Согласно этой теории, деяние, которое мы хотим рассматривать как причину, должно во времени существовать раньше преступного результата. Поэтому необходимо точно установить время наступления последствий.

Существенный недостаток этой теории в том, что все события, которые предшествовали последствиям, можно рассматривать как эквивалентные, то есть причину можно искать бесконечно далеко.

2) Теория неравноценных условий (Бикмайер и Биндинг).

Теория была создана в противовес теории эквивалентности, так как та явно не удовлетворяла правоприменительной практике. Положения этой теории ориентировали судебные органы на чрезмерное расширение объективных оснований уголовной ответственности.

Эти учёные предложили все события, предшествующие последствиям, разделить на две группы:

Менее главные события.

Однако критериев разделения так и не было предложено. Эту теорию стали дорабатывать русские криминалисты.

3) Теория об изменении равновесия (Таганцев).

Было предложено все события разделить на три группы:

Явления, которые послужили материалом для нового явления;

Факторы, которые воздействовали на исходный материал и вызвали в нём изменения;

Условия и обстановка, в которых действуют эти факторы.

В качестве причины можно было рассматривать только вторую категорию. У этой теории главное достоинство - ограничение круга событий в качестве причины. Недостаток - внутреннее убеждение следователя и судьи.

4) Теория ближайшей причины.

Согласно этой теории, надо установить по каждой группе преступлений определённые границы времени.

Особые свойства организма потерпевшего не нарушают развитие причинно-следственной связи. Вопрос об уголовной ответственности решается с учётом вины.

Развитие причинно-следственной связи могут нарушать поведение третьих лиц, сил природы, вина потерпевшего.

Эти три фактора нарушают развитие причинно-следственной связи и переводят её в разряд случайной связи. Она выражает не характерные, не стойкие для данного процесса связи. Случайная связь не имеет уголовно-правового значения.

Значение причинной связи

Важность установления причинной связи определяется, прежде всего, тем, что она как признак объективной стороны состава преступления является одной из предпосылок уголовной ответственности. Неуделение достаточного внимания этому признаку со стороны следственных органов и суда делает невозможным успешное решение задач, стоящих перед уголовным правом.


Похожая информация.


Примеры причинно-следственной связи помогают преподавателю любой учебной дисциплины выстраивать логические цепочки между событием и его последствиями. Что они собой представляют? Это связи, с помощью которых можно одно явление считать причиной, а второе назвать его следствием.

Особенности обучения

В настоящее время основой для формирования глубоких знаний у подрастающего поколения является причинно-следственная связь. Примеры для детей, позволяющие понять значимость изучаемых битв и сражений, развития живых организмов, сути химических процессов подбирает учитель. Например, если смешать между собой кислоту и щелочь, они вступят в реакцию нейтрализации. Следствием будет образование в качестве продукта реакции воды, а причиной выступит смешивание растворов. На этом моменте учитель заостряет внимание, чтобы проиллюстрировать суть причинно-следственных связей.

Цели и задачи

В курсе любой учебной дисциплины, изучаемой в рамках школьной программы, перед педагогом поставлены следующие цели и задачи:

  • превратить образование в мотивированный и целеустремленный процесс;
  • продумать виды самостоятельного контроля, выстроить для каждого школьника индивидуальную образовательную траекторию;
  • использовать внутренние дополнительные резервы, а также методические приемы для повышения качества знаний.

Разнообразные примеры причинно-следственной связи, используемые преподавателем, помогают ему объединять активные и интерактивные методы, формы, технологии познавательной деятельности школьников на уроках биологии, истории, географии, физики.

Например, если толкнуть с горы сани, они покатятся вниз. Причиной явления будет сила толчка и действие земного притяжения, а следствием - движение саней с горы. Работая с различными учебными дисциплинами, учитель подбирает примеры связей типа "причина-следствие" для более качественного усвоения детьми предложенного материала.

Возможные приемы

Разнообразные примеры причинно-следственной связи способствуют углублению знаний, осознанию отдельных событий. Наглядность является основным приемом, используемым педагогом для установления вместе с воспитанниками логической цепочки, касающейся определенного явления или события.

Под наглядностью принято подразумевать такой вариант обучения, который предполагает формирование знаний на основе конкретных изображений. Для детей младших классов при объяснении сути природных явлений примеры причинно-следственной связи могут быть наглядно проиллюстрированы учителем с помощью понятных картинок. Например, из-за понижения температуры воздуха капельки воды превращаются в снежинки, поэтому на землю выпадает снег. Весь процесс может быть отображен на соответствующем плакате.

Наглядность может иметь различные формы. Среди способов изучения различных явлений и событий особое внимание уделяют просмотру тематических кинофильмов, картин.

Значение причинно-следственных связей

Почему так важна в образовательном процессе причинно-следственная связь? Примеры в психологии, касающиеся этого вопроса, поясняют значимость выявления связи между событием и его последствиями.

Это особенно актуально для активизации познавательной деятельности школьников. Например, после знакомства с фотографией Екатерины II, представленной в школьном учебнике истории, ребята находят связь между взглядом, надменным выражением лица императрицы и особенностями ее характера, который отражался в нюансах управления государством. То есть особенности нрава императрицы, психологические аспекты ее личности были причиной многих исторических решений, повлекших за собой определенные последствия. Безусловно, для выстраивания логической связи, осознания всех личностных характеристик исторического лица, побудительных причин его решений необходима квалифицированная консультация учителя.

По тому же алгоритму педагог действует, объясняя азы иных дисциплин. По мере изучения любого предмета, действия или явления учениками обнаруживается причинно-следственная связь. Примеры в истории, химии, физике, связанные с подобными действиями, найти достаточно легко. Любое взаимодействие органических или неорганических веществ, изучаемое на уроках, предполагает не только составление химических реакций, но и указание признаков их протекания. Например, при разложении перманганата калия происходит выделение кислорода. Это является причиной возгорания тлеющей лучинки, вносимой в колбу. Таким же образом причинно-следственные связи выделяются при изучении всех жизненных явлений.

Заключение

Школьник учится связывать строение и свойства веществ, понимать логику поступков исторических персон, опираясь на психологические аспекты, пробует находить между ними причинно-следственные звенья. Любой учитель, который по-настоящему любит свой предмет, старается включать в объяснение нового материала максимальное количество наглядных примеров.

Так, при рассмотрении вопросов, связанных с традициями и культурой русского народа, можно провести урок в краеведческом музее. Ребята, рассматривая живое свидетельство истории, познакомятся со своими историческими корнями, будут бережно относиться к традициям и обычаям предков, понимать глубинные причины исторического развития собственного этноса.

Логическая связь необходима для доказательства различных теорем на уроках алгебры и геометрии, рассмотрения особенностей химических и физических процессов, анализа и понимания исторических пластов, личностных психологических аспектов. Прежде чем приступать к установлению причинно-следственной связи, необходимо запастись определенной теоретической базой по анализируемому вопросу. Только в этом случае можно рассчитывать на желаемый результат.

Всех приветствую! Помню, как в 2015 году выступал А. Безбородов в какой-то новостной передаче по ЕГЭ по истории. И там его какая-то учительница спросила, что такое причинно-следственная связь и как их в эссе по истории формулировать? Сам вопрос от данной молодой учительницы произвел лично на меня неизгладимое впечатление.

Мне всегда думалось, что уж вузе то ты, четыре — пять лет по изучав историю, уж точно должен это знать... Оказалось, что не все такие образованные. В связи с этим вот и написал этот пост, чтобы ребята, будущие выпускники точно узнали, что такое эти причинно-следственные связи.

Что такое эти связи?

Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело. Эти связи есть везде: в криминалистике, в административном праве, в истории. Любой человек должен уметь определять: прочему произошли какие-то события и какие последствия они за собой несут.

Эти связи можно представить в виде дерева, корни которого — это причины, ветки — события, а листва — последствия. Если ты посадил дерево — будь готов к последствиям, которые мы, например описывали в случае подачи .

Один мальчик заехал другому по носу. Почему? Потому что второй (которому заехали по носу), должен был денег. А почему получил по носяку именно сейчас? Потому что посмотрел с высока на своего кредитора. Вот, чтобы не зазнавался и знал свое место и отоварился.

Почему нацистская Германия напала на Советский союз в июне 1941 года? Потому что исповедовала нацизм, была агрессивной по своей природе. Повода как такового не было. Немецкий посол заявил, что якобы СССР накануне обстрелял румынские аэродромы, а Румыния — союзница Германии, вот потому и Германия напала на СССР.

Чтобы корректно изучить историю на должном уровне, нужно представлять себе причинно-следственные связи практически всех наиболее важных событий. Вы это можете сделать самостоятельно, как описано . А можете воспользоваться уже готовым разбором в видеоуроках на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории .

Вы можете скачать видео, выложенное выше и презентацию к нему, поставив лайк:

СКАЧАТЬ ВИДЕО И ПРЕЗЕНТАЦИЮ=>>

С уважением, Андрей Пучков

  • 6. Понятие состава преступления. Виды составов. Значение состава преступления. Соотношение состава преступления и преступления.
  • 7. Объект преступления. Понятие. Виды объектов. Соотношение объекта и предмета преступления.
  • 8. Понятие и значение объективной стороны. Обязательные признаки. Общественно-опасное деяние. Понятие, виды. Условия уголовной ответственности за бездействие.
  • 9. Понятие преступных последствий, их виды и значение.
  • 10. Причинная связь. Понятие, значение, условия установления. Теории причинно-следственной связи.
  • 11. Факультативные признаки объективной стороны.
  • 12. Понятие субъекта преступления и его признаки.
  • 13. Специальный субъект преступления. Понятие и виды.
  • 17. Понятие субъективной стороны. Её структура и значение. Понятие вины. Её формы и виды. Значение вины. Невиновное причинение вреда.
  • 19. Факультативные признаки субъективной стороны преступления. Их значение.
  • 20. Ошибка в уголовном праве. Понятие, виды, значение.
  • 22. Формы и виды соучастия.
  • 24. Ответственность соучастников. Эксцесс исполнителя. Понятие, виды. (Статьи 34 - 35 ук).
  • 25. Прикосновенность к преступлению. Понятие, формы. Отличие от соучастия.
  • 28. Добровольный отказ от преступления. Условия его правомерности. Особенности добровольного отказа соучастников. (Статьи 31, 34).
  • 29. Понятие и виды стадий совершения преступления.
  • 30. Понятие и признаки множественности. Формы множественности.
  • 31. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм. Способы преодоления конкуренции.
  • 35. Причинение вреда под воздействием психического и физического принуждения, при обоснованном риске, при исполнении приказа. (Статьи 40 - 42).
  • 36. Понятие уголовной ответственности. Стадии её реализации. Основание.
  • Глава 11. Содержит в себе основания освобождения от ответственности (раскаяние, примирение с потерпевшим).
  • Глава 12. Другие основания освобождения от ответственности (по болезни, удо).
  • 39. Понятие системы наказаний. Принципы построения. Классификация видов наказаний по различным основаниям.
  • 40. Конфискация имущества. Понятие. Характеристика конфискации имущества как вида уголовного наказания: история и современность.
  • 41. Лишение свободы. Понятие, виды. Порядок назначения судами исправительных учреждений лицам, осуждённым к лишению свободы. (Статьи 56 - 58).
  • 49. Значение санкции при назначении наказания. Исходная мера наказания и способы её определения.
  • 55. Назначение наказания по совокупности приговоров. Правила сложения разнородных наказаний. (Статьи 70, 72).
  • 57. Освобождение от уголовной ответственности. Понятие, виды. Значение. (Глава 11, статьи 75 - 78).
  • 61. Освобождение от наказания. Понятие, значение, виды. (Глава 12, статьи 79 - 83).
  • 66. Амнистия и помилование. Понятие, их правовое значение. (Статьи 84 -85).
  • 68. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Основания. Пределы назначения наказания. (Глава 14).
  • 70. Особенности освобождения от наказания, условно-досрочного освобождения, погашения судимости и давностных сроков для несовершеннолетних. (Статьи 92 - 95).
  • 71. Принудительные меры медицинского характера. Понятие, виды, основания применения. (Глава 15, статьи 97 - 104).
  • Часть 1 статьи 99 ук предусматривает четыре вида принудительных мер медицинского характера, которые могут быть назначены судом:
  • 10. Причинная связь. Понятие, значение, условия установления. Теории причинно-следственной связи.

    10.1 Понятие

    Внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится, называется причинностью. Причинность всеобща, так как нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.

    Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причем оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех других случаях. Уголовное дело возбуждается по факту обнаружения преступных последствий. Нужно установить, чьё действие (бездействие) вызвало преступные последствия.

    Следователь пытается смоделировать возможные действия. То есть, нужно установить причинно-следственную связь. Причинно-следственная связь - это связь между общественно-опасным деянием и наступившими преступными последствиями. Установление этой связи позволит доказать, чьи действия вызвали наступление преступного результата.

    В уголовном праве причинная связь является конструктивным признаком объективной стороны преступлений, имеющих материальный состав. В связи с этим она признается необходимым и непременным условием уголовной ответственности за наступившие общественно опасные последствия. На сегодняшний день используется теория необходимого причинения, которую разработал Пионтковский (с 30х годов 20 века). В основе - философские категории необходимости и случайности. Причиной в уголовном праве выступает общественно-опасное деяние, а в качестве следствия - преступный результат.

    10.2 Условия

    Для правильного решения вопроса о причинной связи должен быть определен ряд обстоятельств, наличие которых позволяет признать, что общественно опасное деяние явилось причиной наступивших последствий. Одним из элементов причинной связи выступает достоверно установленное последствие. О причине мы может говорить только тогда, когда имеется результат, а пока его нет, ничто не может быть названо причиной.

    Кроме того, необходимо установить факт совершения лицом, которому вменяются эти последствия, общественно опасного деяния, указанного в законе. Если последнее отсутствует, то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.

    Согласно теории необходимого причинения, необходимо доказать три условия:

    1) Что общественно-опасное деяние предшествовало преступному результату. Однако надо иметь в виду, что простая последовательность деяния и наступившего вреда, характеризующая временную зависимость, еще не свидетельствует о причинно-следственной связи между ними. Иначе говоря, „после этого“ не всегда значит „вследствие этого“.

    2) Что общественно-опасное деяние было одним из необходимых условий наступления преступного результата. Мысленно из цепочки событий убирается деяние и выясняется, наступил бы преступный результат, если бы деяния не было.

    3) Что наступивший результат является закономерным, внутренне присущим этому деянию. Нужно проанализировать, насколько преступный результат типичен для данного деяния. Наступившее последствие должно выступать результатом именно этого, а не какого-либо другого деяния.

    Установление причинной связи обязательно не только при совершении деяния путем действия, но и при преступном бездействии. Как известно, общественные отношения могут быть нарушены либо извне, либо изнутри. При бездействии имеет место последний способ, т.е. в этом случае бездействует субъект, включенный в систему общественных отношений в качестве обязательного элемента, который должен был действовать. Таким образом, причинная связь между бездействием и наступившим общественно опасным последствием имеет место, если на лице лежала юридическая обязанность совершить требуемое действие, существовала возможность как отрицательного, так и положительного исхода, совершение требуемого действия могло превратить возможность положительного исхода в действительность.

    Причинность в неосторожных преступлениях характеризуется многофакторностью, т.е. множественностью причин и условий, что предопределяет вопрос о различной причиняющей роли каждого из них. Например, одно транспортное происшествие может порождаться в среднем более 250 факторами. В этом случае общей причиной будет выступать вся совокупность явлений, а частной причиной - отдельные факторы. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности, как правило, состоит из ряда звеньев причинной цепи

    10.3 Теории причинно-следственной связи

    Вопросы причинной связи законодательством непосредственно не разрешаются. В теории уголовного права не сформулировано единой точки зрения на то, какие последствия могут быть вменены лицу, совершившему общественно опасное деяние.

    Теории необходимого причинения предшествовало множество других. С 19 века уголовное право пыталось создать теорию причинно-следственной связи, которая была бы приемлема на практике. Основной вопрос был в том, что нужно доказать для установления причинно-следственной связи.

    1) Теория эквивалентности (Колоколов, Сергиевский).Согласно этой теории, деяние, которое мы хотим рассматривать как причину, должно во времени существовать раньше преступного результата. Поэтому необходимо точно установить время наступления последствий.

    Существенный недостаток этой теории в том, что все события, которые предшествовали последствиям, можно рассматривать как эквивалентные, то есть причину можно искать бесконечно далеко.

    2) Теория неравноценных условий (Бикмайер и Биндинг). Теория была создана в противовес теории эквивалентности, так как та явно не удовлетворяла правоприменительной практике. Положения этой теории ориентировали судебные органы на чрезмерное расширение объективных оснований уголовной ответственности. Эти учёные предложили все события, предшествующие последствиям, разделить на две группы:

    Менее главные события.

    Однако критериев разделения так и не было предложено. Эту теорию стали дорабатывать русские криминалисты.

    3) Теория об изменении равновесия (Таганцев).Было предложено все события разделить на три группы:

    Явления, которые послужили материалом для нового явления;

    Факторы, которые воздействовали на исходный материал и вызвали в нём изменения;

    Условия и обстановка, в которых действуют эти факторы.

    В качестве причины можно было рассматривать только вторую категорию. У этой теории главное достоинство - ограничение круга событий в качестве причины. Недостаток - внутреннее убеждение следователя и судьи.

    4) Теория ближайшей причины. Согласно этой теории, надо установить по каждой группе преступлений определённые границы времени.

    Особые свойства организма потерпевшего не нарушают развитие причинно-следственной связи. Вопрос об уголовной ответственности решается с учётом вины. Развитие причинно-следственной связи могут нарушать поведение третьих лиц, сил природы, вина потерпевшего.

    Эти три фактора нарушают развитие причинно-следственной связи и переводят её в разряд случайной связи. Она выражает не характерные, не стойкие для данного процесса связи. Случайная связь не имеет уголовно-правового значения.

    10.4 Значение причинной связи

    Важность установления причинной связи определяется, прежде всего, тем, что она как признак объективной стороны состава преступления является одной из предпосылок уголовной ответственности. Неуделение достаточного внимания этому признаку со стороны следственных органов и суда делает невозможным успешное решение задач, стоящих перед уголовным правом.



    Просмотров